10 июня

Четвертый день полета. В этот день я заполнил первую страницу своего космического дневника. Сейчас, через десятилетие, переживая все вновь, вижу себя сидящим в тесном бытовом отсеке после напряженного трудового дня, записывающим короткими строчками при тусклом свете фонарика впечатления первых дней полета в космосе. Сколько информации отражено в записях переговоров с Центром управления полетом и как, к сожалению, немногословен дневник. Как эмоциональны наши сообщения на Землю и как бесстрастны строки, написанные позднее.

Наиболее важные, сложные моменты полета я постараюсь воспроизвести не по скупым записям своего дневника, а как это было на самом деле, используя всю имеющуюся информацию о полете.


Космический дневник

Только сегодня удалось начать дневник, написать несколько слов. Целый день заряжали, вначале готовили кабель к зарядке блоков. Они все оказались полностью разряжены. Два блока зарядили и ещё один поставили на зарядку, а ночью и утром - ещё два блока. Завтра может быть удастся подключить блоки к нагрузке. На станции холодно. На иллюминаторах изморозь, как на окнах зимой в деревне, иней даже на металлических частях, которые расположены близко к корпусу.

Спим в спальниках в бытовом отсеке, но всё равно холодно. Работаем в теплых комбинезонах, в пуховых шапках, которые на всякий случай прихватили из дома. Мерзнут ноги и руки, если без перчаток. Нас окружает тишина и темнота. Работаем на “ночной” стороне орбиты с фонариком.

Неполадки с энергоснабжением все больше и больше волновали Центр управления полетом. И не случайно. Из-за этого могла возникнуть угроза срыва космической программы.

В течение последующих нескольких часов мы искали выход из создавшегося положения. План действий был разработан детально: мы должны все сделать для того, чтобы заработали солнечные батареи, а для этого периодически поворачивать их в сторону небесного светила.


Земля: запись переговоров.

Земля: “Будем делать закрутку вокруг оси “У” с помощью системы управления корабля “Союз Т-13”: чтобы четвертая батарея была освещена. До следующего сеанса связи нужно, чтобы вы подключили на всех хороших блоках плюсовые разъемы, кроме четвертого, с ним мы болыше работать не будем. Потом сделаем закрутку и начнем питать первый блок”.

В. Джанибеков: “Мы это вручную делаем?"

Земля: “Да, вручную... Ручку в нейтральное положение и гасить закрутку”.

В. Савиных: “Хорошо”.

В. Джанибеков: “Я готов к работе”.

Земля: “Разворачиваемся по тангаж до попадания Солнца в визире. И как только оно пришло, начинаем тормозить”.

В. Джанибеков: “Хорошо. Ручку вниз. Работаю по тангажу”.

Земля: “Уже начали тормозить?"

В. Джанибеков: “Нет еще”.

Земля: “Еще нас волнует воздух. Надо в рабочем отсеке организовать воздуховод”.

В. Джанибеков: “Понятно. Но у нас работает один регенератор: поэтому не так все быстро выходит на должный уровень”.

Земля: “Мы подумаем: может поставим второй регенератор”.

В. Джанибеков: “Проводов у нас хватит... Солнце в центральном поле зрения... Пошел на разворот по часовой стрелке”.

В. Савиных: “Как в хорошую зимнюю погоду. На иллюминаторах снег, светит солнце!"

Земля: “Будем считать, что заряд начался”.

В. Джанибеков: “Ну, с Богом!"

Земля: “Не поняли, не слышим”.

В. Савиных, В. Джанибеков (вместе): “С Богом!"

Земля: “Исторический момент”.


Именно этот день стал первой радостью, искоркой надежды в той массе проблем, неизвестностей, трудностей, которые нам с Володей предстояло разрешить.

Для восстановления батарей надо было подключить солнечные эатареи к шинам системы энергопитания. Для этого необходимо подать спряжение, а напряжения нет. Замкнутый круг. Подать напряжение от корабля можно, но если в электрических цепях станции окажется неисправность, которая выведет из строя систему электропитания корабля, то его спуск и возвращение на Землю становятся невозможными.

Поэтому нам предстоял долгий, кропотливый труд. Путем прозвонок мы определили и исключили из дальнейших работ неисправные химические батареи. Их, к счастью, оказалось не так уж и много - две из восьми, появилась надежда, что остальные батареи воспримут заряд, если их подключить напрямую к солнечным батареям. Мы подготовили к подключению все необходимые кабели. В толстенном стволе кабелей мы нашли нужный разъем к которому подстыковали, сделанный нами кабель. пришлось голыми руками, в холоде скручивать электрические жилы этого кабеля и изолировать скрутки изолентой. Шестнадцать проводов необходимо было соединить.

И вот 10 июня первая батарея была поставлена на заряд!





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх