Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Управленческое решение – это результат осуществления каких– либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения – это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях.

Управленческие решения различаются по следующим классификационным признакам:

• характеру воздействия на объект управления:

• на политические;

• экономические;

• технические;

• количеству участников, принимающих решение:

• определяющие – решения, принимаемые одним участником;

• конкурентные – решения принимаются двумя и более участниками;

• адаптирующие – решения, которые принимает один или несколько участников с учетом факторов внешней среды;

• с точки зрения неопределенности;

• стандартные – решения, для принятия которых имеется закрепленный набор альтернатив;

• бинарные – решения, ответами которых являются стандартные «да» или «нет»;

• альтернативные – решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив;

• инновационные – решения, для принятия которых нет приемлемых альтернатив;

• технологии разработки решений:

• организационные – решения, касающиеся руководителей в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять;

• запрограммированные – решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют алгоритм решения;

• запрограммированные – решения, которые принимаются в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен;

• характеру целей и длительности действий:

• стратегические – решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.);

• тактические – решения, которые разрабатываются для реализации стратегических решений и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года;

• оперативные – разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца;

• основаниям:

• интуитивные – решения, которые принимаются менеджерами на основе их интуиции («шестое чувство») – бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия;

• основанные на суждениях – решения, которые принимаются на основе имеющихся знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место;

• рациональные – обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов решения;

• степени охвата системы управления.

• общие – касаются системы управления в целом и принимаются в отношении ее жизненно важных сторон деятельности;

• частные – затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления;

• локальные – принимаются в отношении отдельного элемента системы управления.


Проблема – вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре.

Цель – это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти.

Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция – совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели.

Решение – план устранения проблемы.

Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии:

• подготовки управленческого решения,состоящей:

• из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить;

• сбора и обработки информации по данной проблеме;

• анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы;

• принятия решения,заключающегося:

• в разработке возможных решений;

• их оценке;

• определении направлений действий;

• определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение;

• выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения;

• реализации решений, в ходе которой:

• принятое решение доводится до исполнителей;

• производится контроль по ходу его исполнения;

• вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации.


После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения.

Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов:

• проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий;

• проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий;

• проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;

• проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем.


Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях:

• концептуальном, на котором происходит:

• оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.);

• разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов;

• определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы;

• операциональном. на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей:

• строится модель операции;

• определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе);

• составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели;

• элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения:

• подбираются исполнители поставленных задач:

• выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи;

• планируются иные детали.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх