4. Главное — это выжить: коды молодости и здоровья

Мозг каждого человека состоит из трех частей. Первая — кора головного мозга, отвечающая за обучение, абстрактное мышление и воображение. У большинства детей кора развивается после семи лет. До этого возраста дети не способны к логическим умозаключениям. Если взять два одинаковых куска пластилина и спросить ребенка, одинаковые ли они. тот ответит: «Да». Однако если из одного слепить змею и спросить, какой кусок больше, малыш выберет один из них. На такой же вопрос ребенок старше семи ответит вам: «Разве я дурак?» Именно кора заведует логикой, в этом отделе происходят основные мыслительные процессы, отличающие нас от остальных млекопитающих.

Другая часть, лимбическая система (гиппокамп. миндалина, гипоталамус), отвечает за эмоции. Эмоции никогда не бывают однозначными, они сотканы из противоречий. Возьмем, к примеру, бизнес. Если клиенты говорят. что любят вас, это хорошо, не так ли? Но что если им нравится ваша продукция, но они ее не покупают? Наверное, вы рассудите так: пусть она им не нравится, лишь бы покупали. Лимбическая система формируется у ребенка первые пять лет, главным образом под влиянием общения с матерью. Благодаря ей мы получаем тепло, любовь и чувство привязанности. Об отношениях с отцом этого, как правило, сказать нельзя. Связь с матерью накладывает отпечаток на лимбическую систему, поэтому, когда мы говорим о связи мужчины со своим женским началом, мы подразумеваем, что он не боится задействовать лимбическую часть мозга. Большинство людей обнаруживают, что в борьбе между разумом и чувствами часто побеждает лимбический мозг, поскольку мы склонны доверять сердцу, а не рассудку.

Однако безусловный чемпион — рептильный мозг (ствол, мозжечок). Его название объясняется сходством с мозгом рептилий, и считается, что этот участок мозга не претерпел изменений в сравнении с тем мозгом, который был у предшественников млекопитающих 200 млн лет назад. Рептильный мозг отвечает за выживание и размножение. Это наши основные инстинкты: если мы не сможем выживать и воспроизводиться, то вымрем как вид. Поэтому рептильный мозг более необходим, чем два других. Идея физической привлекательности, например, имеет очевидную связь с земноводным мозгом. Физическую привлекательность индивидуума определяют гены, способные обеспечить наибольшие шансы выживания потомства в данных обстоятельствах. Вот почему, как мы уже упоминали, эскимос предпочтет выбрать женщину тучную. Он инстинктивно верит, что у нее больше шансов выжить в суровом климате и трудных условиях жизни. Если мужчина-эскимос объединит свой набор генов с ее, то вероятность, что их дети выживут — выше.

Поскольку выживание — более фундаментальный вопрос, чем просто хорошее самочувствие и соображения здравого смысла, то всем правит рептильная часть мозга. В борьбе между логикой, эмоциями и инстинктом победу одерживает именно этот древний мозг. И так происходит всегда и везде, касается ли дело личного благополучия, человеческих взаимоотношений. покупательских решений или даже выбора лидеров (как мы увидим далее в этой книге). Как в жизни людей, так и в развитии культур «рептильный» аспект чрезвычайно важен. Можно рассматривать культуру как совокупность способов выживания, передаваемых из поколения в поколение. Американская культура сложилась в том виде, в котором мы ее знаем, потому, что первооснователям, а затем и множеству иммигрантов нужно было найти пути к выживанию в условиях этой огромной страны. Такие явления, как пуритан- ство, строгая трудовая этика, вера в то, что каждый имеет право на шанс и на награду за успех, помогли нам прижиться в Новом Свете. Эскимосская культура совершенно не похожа на американскую, так как условия выживания были другими. Культура Швейцарии, например, сформировалась в результате того, что множество культур переплавилось в одну в условиях постоянной угрозы суверенитету страны . Ход развития любой культуры связан с борьбой за выживание.

Таким образом, мы обнаружили, что можем выявить коды элементов культуры, если разберемся, как воспринимается тот или иной элемент рептильным отделом нашего мозга. Этот процесс проявляется особенно явственно, когда мы рассматриваем код здоровья — наиболее тесно связанный с выживанием, и код молодости.


Чему меня научили знахари


Меня всегда волновало, как сохранить здоровье и помочь страждущим. Так во мне проявляется анима, мое женское я. Поскольку мне хотелось понять секреты самых разных способов врачевания, в конце 1960-х я в течение двух лет учился у знахарей Никарагуа. Затем отправился в Боливию и разбирался в тонкостях белой и черной магии. И под конец провел несколько месяцев в долине Амазонки в Мато Гроссо, где учился у curandero — местного хилера.

Еще до этого путешествия я уже знал, что у науки есть свои пределы и что многое из происходящего в нашем мозгу и в нашем теле нельзя объяснить научными методами. Годы, проведенные в Южной Америке, вывели меня на новый уровень понимания. Многие целители были прекрасными психологами. Так, ни один из них не брался лечить больного, если не был уверен, что пациент действительно хочет выздороветь. Один знахарь даже отправлял своих пациентов в дремучие леса на поиски целебных трав и борьбу с демонами. Цель этого своеобразного обряда инициации — убедиться, что больной действительно стремится избавиться от недуга. Этот же целитель отказывался лечить человека, если его семья не верила в выздоровление и не принимала в нем участия. За всеми этими поступками видна убедительная логика. Целитель хотел быть уверенным в том, что пациент пребывает в подобающем состоянии, что он чувствует в себе силы для борьбы с болезнью, а родные всячески поддерживают его. Просто здравый смысл. Но многие ли представители традиционной медицины так обстоятельно готовят пациента к лечению?

Этот целитель нашел способ «отключать» своих пациентов от коры полушарий. Он не отсылал пациентов к медицинским справочникам или сетевым ресурсам, чтобы они читали там о своих болезнях. Вместо этого он апеллировал к их рептильному мозгу. Колдун убеждал пациентов, что способен помочь им выжить — в случае, если они действительно этого хотят.


Жить, чтобы идти вперед


Меня невероятно обрадовало предложение Procter&Gamble раскрыть американский код хорошего самоощущения и здоровья, поскольку здоровье — один из важнейших архетипов жизни. Через этот код я рассчитывал понять, что американская культура подразумевает под жизнеспособностью.

Американцы — люди действия. Компания Nike сводит философский девиз американца к трем словам: «Просто сделай это!» Наши герои — спортсмены, предприниматели, полицейские, пожарные, военные — деятели в буквальном смысле этого слова. Мыслителей мы, конечно, тоже уважаем, но не превозносим их так, как представителей действия. Не случайно многие годы на лестнице Филадельфийского художественного музея — хранилища великих творений — возвышалась бронзовая фигура знаменитого киношного боксера Рокки. А можете ли вы представить себе памятник Джексону Поллоку перед стадионом Yankee?

Господствующий в американской культуре призыв к действию определяет наши взгляды на вопросы здоровья. Конечно, мало кто стремится поддерживать такую форму, как у бойцов отряда «Морские котики» или у бегунов на длинные дистанции (в действительности, как свидетельствуют данные, приведенные в предыдущей главе, многие из нас вообще не считают нужным поддерживать форму). При этом мы абсолютно уверены, что хорошее здоровье нам необходимо для активной жизни.

В ходе этого исследования я провел 10 сеансов и выслушал самые разные истории. Кто-то говорил о болезнях.

«Когда мне было 18 лет, я узнала, что бабушка, которая воспитала меня и всегда обо всех заботилась, умирает от рака легких. Я просто не могла в это поверить. Ей было 80 лет, она пешком проходила несколько кварталов ежедневно — к врачам, в булочную, всюду пешком. Это была самая сильная женщина из тех, кого я когда-либо знала. Она прожила почти 81 год и все это время, за исключением последних двух недель, никогда и ни от кого не за- висела».


(Женщина, 46 лет)

«Когда мне было 8 лет, врачи сказали, что у меня нехватка кальция в костях левой ноги. Поэтому мне совершенно нельзя было нагружать ее. Мама и папа повсюду носили меня на руках. Каждый месяц доктор осматривал мою ногу через флюороскоп, а мама заглядывала через его плечо, пытаясь увидеть, есть ли улучшения. Меня очень расстраивало, что мама вынуждено все время заниматься мною».


(Мужчина, 65 лет)

«Помню, как в пять лет я заболела. Приходилось лежать в кровати в затемненной комнате. Шторы и жалюзи были опущены, чтобы не проходил свет. Нельзя было напрягать глаза: ни читать, ни смотреть телевизор. Мне было смертельно скучно. Когда меня признали наконец здоровой, было чувство, словно меня выпустили из тюрьмы. Не терпелось поскорее выйти на улицу!»


(Женщина, за 40)

«Пару лет назад у меня обнаружилась подагра. Только представьте себе: человек в самом расцвете лет, в приличной физической форме, приверженец здорового питания, и вдруг подагра. Палец на правой ноге распух, и каждый шаг причинял боль. Я хромал, как Уолтер Бреннан, и чувствовал себя столетним стариком».


(Мужчина, 47 лет)

Другие рассказывали о выздоровлении. «Когда я была маленькой, в результате несчастного случая у мамы парализовало всю нижнюю часть тела от самой поясницы. Врачи говорили, что ходить она уже никогда не сможет. В больнице мама пролежала два месяца, пытаясь свыкнуться с мыслью о своем увечье и раздумывая, как ей теперь управляться с четырьмя детьми (самому старшему было шесть). Вернувшись домой, она впала в депрессию, но однажды бабушка отвезла ее в церковь, и святой отец сказал, что Бог исцелит ее. Мама не поверила, но тем же вечером уже шла по дороге собственными ногами и без посторонней помощи. Доктора не могли в это поверить, но она и по сей день, 24 года спустя, на ногах».


(Женщина, 30 лет)

«Маме удалось справиться с раком груди. Было больно видеть, как она страдала, как постарело. А теперь она каждый отпуск путешествует. Так здорово, что она выкаробкалась».


(Женщина, 29 лет)

Некоторые участники пытались сформулировать, что такое для них здоровое самочувствие. «Самые здоровые ощущения я испытала после окончания колледжа. Меня уже приняли на работу, но в моем распоряжении оставалось еще несколько свободных недель. С подружками из колледжа мы поехали в путешествие на стареньком оранжевом «Фольксвагене- жуке». В какой-то момент я оказалась за рулем, а остальные девчонки задремали. Я вело машину по сельской дороге, погрузившись в свои мысли. Внезапно после очередного поворота меня наполнило удивительное чувство, что вся жизнь впереди и что все будет просто замечательно».


(Женщина, 45 лет)

«Совсем недавно меня буквально окрылило приглашение на новую работу. Я испытывал огромное удовлетворение оттого, что наконец попал туда, где меня оценят по достоинству. В других компаниях это было далеко не так. Я чувствую, что могу влиять на людей».


(Мужчина, 45 лет)

«Я начало ощущать физическую и духовную радость лет в одиннадцать-двенадцать. Позади остался развод родителей. Это был тяжелый период, но мама все же нашла в себе силы стать независимой. и, наверное, это передалось мне. Как-то погожим днемя каталась на роликах. Мягкий воздух был напоен ароматами и предвкушением весны. В тот момент я ощущала величие мира и веру в собственные силы».


(Женщина, 46 лет)

«Это было восхитительная неделя на ранчо Ла Пуэрта в Мексике. Впервые в жизни я позволила себе заняться собой. Не работой, не детьми, не мужем, а собой. Каждый день были только медитация, йога, африканские танцы, утренние прогулки, аэробика и массаж».


(Женщина, 42 года)

Какую бы историю ни рассказывал участник, отчетливо звучала одна и та же тема. Было ясно, что здоровье — это больше, чем отсутствие болезни. Для здоровья недостаточно чувствовать себя бодрым, крепким и способным наслаждаться солнцем в погожий день или покоем в обществе своей половины: а болезнь не сводится к кашлю, простуде и недомоганию. Участники сокрушались, что в случае болезни о них кому-то приходилось заботиться, что нельзя выходить на улицу, что они не способны были даже дойти до булочной. Выздоровление давало возможность гулять или даже путешествовать. Хорошее здоровье и прекрасное самочувствие ассоциировались с длительными поездками, с катанием на роликах, с выполнением работы, которая оказывает влияние на людей или с африканскими танцами.

Для американцев хорошее здоровье связано со способностью осуществить свою миссию. Миссией может быть управление международной корпорацией, сопровождение детей в школу, или участие в местной политической жизни, в покорении горных вершин и приготовлении обеда для семьи. Так или иначе, это действие. Из рассказов участников сеансов явствует если у человека хватает сил заниматься делами значит, он в добром здравии. А в болезни их больше всего страшит потеря способности что-то делать.

Американский код здоровья, как физического, так и духовного, — ДВИЖЕНИЕ.

Зная это, мы можем по-новому взглянуть на некоторые явления нашей культуры. Почему мы стремимся до отказа занять себя в свободное время? Почему пенсионеры начинают новую карьеру? Почему нас убивает перспектива лишиться с возрастом водительских прав или передвигаться в кресле-каталке?

Ответ кроется в кодах. Мы можем испытывать стрессы на работе трудности в семье, нести тяжкий груз ответственности и все же продолжать играть в гольф, учиться вязать, заниматься гимнастикой или посещать общество книголюбов. Ведь все это подразумевает движение, а движение дает нам ощущение здоровья, доказывает что мы живы.

Вот почему, когда после долгих лет напряженной работы люди уходят на пенсию, они чувствуют себя потерянными. Именно за подобные реакции и отвечает рептильный мозг. Люди могут рассуждать, что хорошо потрудились и обеспечили себе безбедное существование. Они могут чувствовать облегчение от того, что не надо больше рано вставать по утрам. Однако рептильный отдел мозга шлет им иной сигнал: темп жизни замедлился, и, возможно, слишком. Многие внезапно обнаруживают, что им практически нечего делать, что в жизни все меньше движения, и такая перспектива пугает. Некоторые ищут утешения и физической активности в хобби или разного рода организациях. Другие впадают в депрессию, чувствуя, что недостаток движения неминуемо ведет к ухудшению здоровья. Кто-то выбирает самый активный путь решения проблемы и возвращается на работу. Вторая карьера восстанавливает ощущение движения, и человек снова чувствует себя здоровым.

Кроме того, код объясняет нам. почему отсутствие движения так опустошает нас. Пожилые люди изо всех сил избегают инвалидного кресла, мучаясь годами в ходунках, прежде чем согласятся пересесть в кресло-каталку До последнего они не расстаются с водительским удостоверением и отдают его только, когда уже очевидно, что как водители они представляют явную опасность для себя и окружающих. И все потому, что утрата способности двигаться означает: здоровье не вернется.

В других культурах понятие здоровья имеет иное толкование. В Китае быть здоровым — значит быть в гармонии с природой. Китайской медицине около 5000 лет, и она всегда принимает во внимание место человека в природе, используя для лечения растения, травы, астрологию и даже фазы Луны.

Китайцы считают, что они живут в постоянной связи с элементами природы, и хорошее здоровье для них — быть в мире с природой.

Для японцев здоровье — это долг. Будучи здоровым, ты обязан жить на благо своей культуры, общества и семьи. Японцы одержимы идеей сохранения здоровья и, если им это не удается, испытывают чувство глубокой вины. В Америке дети могут притворяться больными, изображая проблемы с желудком или нагревая градусник над лампочкой, а в Японии ребенок, заболев, станет извиняться перед родителями за то, что может из-за этого отстать по учебе. В этой культуре мытье рук — не только гигиеническая процедура, но и долг служения культуре и другим людям, которые в противном случае могут по твоей вине заболеть.


Врачи, сиделки и мясорубка


Код здоровья проливает свет на некоторые другие, связанные с ним коды. Доктора и сиделки обязаны заботиться о нашем здоровье. Учитывая мощь инстинкта самосохранения, неудивительно, что коды и тех, и других очень позитивны.

Истории записанные во время сеансов раскрытия американского кода врача, отражали образы освобождения, спасения от опасности избавления от горькой участи. Большинство американцев воспринимают образ врача через призму спасения жизни и могут вспомнить, как однажды спасли кого-то из членов семьи или даже его самого. Код врача в Америке — ГЕРОЙ.

Отношение к сиделкам еще более позитивное. Проведенный недавно компанией Gallup опрос общественного мнения уже пятый раз за последние шесть лет показал, что профессия медсестры в Америке считается самым достойным и почетным занятием (лишь в 200 1 г. после событий 11 сентября она уступила первое место профессии пожарного). Мы воспринимаем медсестру как источник заботы, как человека, который во время нашей болезни проводит с нами больше времени, чем врачи, и который всегда думает о нас. В рассказах на сеансах раскрытия звучали такие фразы: «она помогла мне почувствовать себя лучше», «пришла и посидела со мной», «мне хотелось ей верить». Американцы настолько отождествляют медсестру с защитой и любовью, что по восприятию она сопоставима только с матерью. Код медсестры в Америке — МАТЬ.

Мы воспринимаем врачей как героев и сиделок как матерей Казалось бы, тогда у нас должны быть положительные ассоциации со всем, что связано с медициной. На самом деле это не так. Код больницы совершенно иной. Мало найдется мест в мире, которые вызывают столь же сильные чувства, идущие из рептильного отдела мозга. В больнице мы рождаемся, здесь же умираем наша жизнь зачастую зависит от процедур и обследований, проводимых в лечебных учреждениях. Устрашающие приборы, стерильная бездушная атмосфера, воздух пропитанный антисептиками и лекарствами, — вся больничная обстановка вызывает у нас дурные предчувствия. Участники сеансов поведали истории, достойные пера Эдгара По. Часто встречались слова «анализы», «бесстрастный»: фразы «отвезли умирать в операционную», «тело, на котором они проводили эксперименты». Бессознательно мы относимся к больнице как к месту, где мы не люди, а скорее продукт. Код больниц в Америке — ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД.

Если учесть американские коды докторов и медсестер код больницы поражает Однако вспомните: код здоровья — движение. А больницы не дают двигаться. Нужно лежать в постели. К нам подсоединены всякие трубки и приборы, которые мешают шевелиться. Если же нам разрешают ходить, то только медленно, с капельницей в обнимку. А если нам посчастливится выбраться отсюда, то не на собственных ногах, а непременно в кресле-каталке. Ключ к пониманию нашего отношения ко всему этому — движение. Врачи и медсестры помогают нам снова встать на ноги, и за это мы их любим. Больницы связывают нас по рукам и ногам, поэтому мы и думаем о них всякие ужасы.


Постоянно в движении


Если говорить о бизнесе, то «новые очки», предоставляемые кодом повышают остроту зрения любой компании, которая ищет рынок сбыта для товаров, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни Если позиционировать их как продукты, дающие движение, мобильность, деятельность, это соответствует коду. Хороший пример — автострахование GMAC. Когда потерпевший звонит сообщить о ДТП представителю GMAC, первый вопрос, который он слышит, это: «В состоянии ли Вы двигаться?» Этот вопрос подразумевает бессознательную связь между движением и здоровьем у того кто звонит. Этим вопросом человеку дают понять, что если он может шевелиться, значит тяжелых повреждений у него, скорее всего нет. Интересно что следующие два вопроса GMAC адресованы к другим отделам мозга: «Как Вы себя чувствуете?» и «Можете рассказать об аварии подробнее?» Таким образом воспроизводится иерархия систем — рептильной, лимбической и коры головного мозга.

Любой продукт, который наводит на мысль об ограничении движения идет вразрез с кодом. Недавно одна торговая компания запустила рекламную акцию под девизом «Владейте собой». Очень им сочувствую. Магазины этой сети предлагают товары, необходимые в домашнем обиходе, однако посыл рекламы совершенно неправилен с точки зрения бессознательного восприятия американцев. Мы не хотим владеть собой. Мы можем хотеть владеть всем чем угодно но только не собой. Призыв сдерживать себя ни у кого не вызовет отклика.


«Молодость Америки — ее самая старая традиция. Скоро ей стукнет 300 лет» (Оскар Уайльд)


Код здоровья в Америке предопределяет наше оптимистическое видение собственного будущего. Мы уверены, что если будем вести активную, насыщенную жизнь, то сохраним здоровье. До тех пор, пока нам есть чем заняться, мы не утратим жизненных сил. Интересно, что раскрытие кода молодости в Америке обнажило одно неприглядное явление обусловленное столкновением глубинных инстинктов и нашей культурной молодости: взрослые люди увлекаются нездоровой игрой в «маскарад».

Рептильный мозг программирует нас на выживание. В любой культуре люди стремятся выжить. Но американцы не просто хотят выжить они хотят постоянно быть в расцвете сил. Пожилому американцу недостаточно продолжать активный образ жизни. Мы хотим сохранять иллюзию непобедимости. свойственную подросткам Американцы зачарованы юностью и идеей вечной молодости. Вопросы сохранения молодости стали темой выпуска Time за 17 октября 2005 г. Боб Дилан поет о таком желании в песне «Forever Young», а Фрэнк Синатра уверяет что «сказка может сбыться и чудо произойдет, если будешь молод сердцем». Чрезвычайно популярный фильм «Кокон» показывает, как инопланетяне омолаживают стариков, а картина «Побег Логана» изображает утопический мир, где людям старше 30 лет жить не разрешается.

Как мы видели в главе 2. американцы — вечные подростки. Мы называем Европу Старым Светом, а Америку — Новым. Тем не менее во многих отношениях американское государство — одно из старейших в мире. Великая французская революция началась в 1789 г. — более чем через 10 лет после революции в Америке. Современное итальянское государство сложилось в 1861 г. Германская империя была провозглашена в 1871 г. Наша культура намного моложе французской, итальянской или немецкой (все они существо- вали задолго до Франции. Италии и Германии в их нынешнем виде). Однако в нашем современном состоянии мы существуем дольше остальных. И у нас старейшая писаная действующая конституция на планете.

Почему мы преклоняемся перед молодостью? Частично это объясняется тем, что наша культура формируется иммигрантами. Люди приезжают и остаются навсегда. В Америке они начинают жизнь заново, с нуля строят карьеры и лелеют новые (американские) мечты. Мы до сих пор принимаем множество людей из других стран, и это поддерживает в нашей культуре постоянное обновление. Уже одно это сохраняет молодость американской культуры. Кроме того, благодаря юности национальной культуры мы склонны мыслить как подростки, даже когда нам под 60 лет. Мы не хотим расти и взрослеть.

Всевозможная электроника и автомобили для нас как игрушки. Мы ходим на свидание с «подружками», даже если они давно уже бабушки. Молодость в Америке — это не возраст, а состояние души. Поэтому в сеансах раскрытия кода юности участвовали люди всех возрастных групп. Несмотря на разноликость аудитории, истории, рассказанные в третий час сеансов, были очень похожими по сруктуре. «В моей компании очень важно оставаться молодым. Начальнику всего 29 лет, он постоянно сыплет жаргонными словечками, а наших конкурентов называет старичьем. Пару месяцев назад я впервые за последние лет десять отправился в гимнастический зал. Удалось сбросить несколько фунтов и немного подкачать мышцы. Занимаюсь спортом по полтора часа четыре раза в неделю. Ощущение, словно готовлюсь к марафону, но не хочу выходить из игры, я должен держать форму».


(Мужчина, 44 года)

«Как-то вернувшись домой после ужина по случаю моего дня рождения, я обнаружила у себя первый седой волос. После этого в течение недели — еще с десяток. Потом заметила морщинки, которых раньше не видела. Я всегда считала, что нужно выглядеть естественно — как можно меньше косметики, натуральный цвет волос. Отныне я была готова пересмотреть свои принципы. Мысль, что теперь остается лишь наблюдать в зеркале, как я старею, ужаснула меня. Я купила краску для волос от Clairol и сменила имидж, отоварившись в Macy's. Может, это и обман с моей стороны, но так я чувствую себя значительно лучше».


(Женщина, 32 года)

«Моему внуку-подростку очень нравится, что в 50—60-е я играл на барабанах в рок-группе. Сын никогда не видел в этом ничего особенного, но его сын тоже хочет стать ударником и постоянно задает мне всяческие вопросы. Я послушал кое-что из музыки Грэга и понял, что мне она по-настоящему нравится. Я даже слушаю ее в машине и поймал себя на том, что отбиваю такт на руле. Рок-н-ролл всегда помогал мне чувствовать себя молодым, и сегодняшняя музыка дает мне похожие ощущения».


(Мужчина, 60 лет)

«Я родила первого ребенка, когда мне не исполнилось и двадцати. Когда дочь подросла, мне льстило, что прохожие принимают нас за сестер. Я была крутой мамой и старалась разделять интересы дочери, быть в курсе всех новейших веяний. В прошлом году у нее родился малыш, и меня стали называть бабушкой. Но какая же я бабушка! Я обожаю этого карапуза и готова все сделать для него. Только бабушки обычно седые, грузные и с одышкой. Недавно сказала мужу, что надо научить внука называть меня Джоан, а не бабушкой. Он рассмеялся. Но все-таки я сделаю это».


(Женщина, 49 лет)

«Многие годы никто не мог угадать мой возраст. Ко мне обращались "молодой человек" когда мне было под сорок. Пару лет назад из-за проблем со здоровьем я месяц пролежал в больнице. Выписавшись оттуда, я не мог двигаться как прежде, похудел и теперь выглядел старше. Может быть, мне это кажется, но сразу же ко мне стали обращаться "сэр". По совету врача я прохожу реабилитационную программу, чтобы вернуть себе прежнюю форму. Пока еще меня не называют "молодой человек", но это непременно будет».


(Мужчина, 47 лет)

«До сих пор перед глазами стоит собственный образ в день моей свадьбы. Фарфоровая кожа, огромные глаза, блестящие светлые волосы. Когда я шла по проходу в церкви, раздавались восхищенные возгласы. Я воплощала канонический образ невесты. Десятилетиями я привыкла считать, что до сих пор так и выгляжу. Несколько лет назад муж умер. Вернувшись домой с похорон, я взглянуло в зеркало и увидела седую даму в трауре. Я не могла понять, откуда там взялось эта старая женщина С тех пор стараюсь не смотреться в зеркала».


(Женщина, 63 года)

«Мне нравится быть молодой. Разве это может не нравиться? Можно делать все, что пожелоешь, впереди вся жизнь, парни заглядываются на тебя. Я всеми силами буду стараться оставаться молодой как можно дольше. Я читала в одной статье, что скоро ученые откроют вакцину против старения. Я готова первой сделать такую инъекцию!»


(Женщина, 20 лет)

Во всех этих и сотнях других историй люди говорят о молодости как о чем-то осязаемом, что можно сохранить и возвратить. «Мне нужно держать форму», «Может, это и обман, но так я чувствую себя лучше», «Пока еще меня не называют "молодой человек", но это непременно будет», «Я готова первой сделать инъекцию». Они могли создавать иллюзию молодости, слушая молодежную музыку, они пользовались косметикой, красили волосы, воображали себя юными вместо того, чтобы посмотреться в зеркало. Для американцев молодость — это не этап жизни а то, за чем можно спрятаться, то, что можно носить вместо собственного возраста.

Код юности в Америке — МАСКА.

Маской юности пользуются в нашей культуре повсеместно. Пластические хирурги натягивают кожу на наших лицах, словно резиновые маски. Инъекции ботокса обездвиживают мышцы лица, придавая ему невозмутимое выражение маски. Наконец, «антивозрастные» маски — омолаживающие и избавляющие от морщин — просто продаются в магазине. В общем, поскольку впечатление физической молодости обычно связано с состоянием лица и головы (кожи и волос), можно сказать, что любая попытка выглядеть моложе своих лет подобна ношению маски.

Маска как часть костюма создает иллюзию то же самое делает и маска юности в американской культуре. На пороге 80 летнего юбилея Барбара Уолтере выглядит на пару десятилетий моложе своего возраста. Сколько лет Джоан Риверс — 50, 70, 100? По ее маске угадать сложно. Говоря, что в свои 80 лет Пол Ньюмен замечательно выглядит, мы имеем в виду, что ему удается успешно скрывать свой возраст. Мы не считаем что он выглядит хорошо поскольку выглядит так в свои 80, а подразумеваем, что он выглядит значительно моложе.

Во многих других культурах не наблюдается подобной одержимости идеей молодости, Так в Индии полагают, что в жизни человек проходит четыре этапа. Молодость — первый и наименее интересный из них, через него нужно пройти поскорее, чтобы научиться жить в этом мире. Следующий этап — зрелость, когда человек растит детей, зарабатывает деньги, добивается успехов. Третий этап — отстраненность. В это время люди отходят от мирской суеты, погружаются в чтение, изучение философии. На четвертом этапе вы становитесь своего рода отшельником. Часто можно встретить пожилых индийцев, бродящих по улицам с таким видом, словно они уже перешли в мир иной. В индийской культуре человек проходит один этап за другим и смерть знаменует окончание пути. В Индии не боятся смерти, а идея борьбы со старением кажется курьезной.

Англичане находят молодость скучной. Юное поколение не обладает опытом и склонно совершать ошибки. В Англии к молодым относятся как к детям и стараются проявлять терпение. Если американцы воспевают жизненные силы и энергию юности, то англичане восхваляют те же качества в эксцентричных людях. Ключевое противоречие в английской культуре — между отстраненностью и эксцентричностью. Проповедуя отстраненность, английская культура приветствует противоположное поведение. Как иначе объяснить посвящение в рыцари человека, позволявшего себе выступать в костюме Дональда Дака (сэр Элтон Джон) или другого человека, который по случаю запуска нового продукта сбрил бороду и облачился в женское платье (сэр Ричард Брэнсон)?


В одежды юности рядясь


Маркетологи следуют коду, когда представляют продукт как способ послужить потребителю маской юности. Производители серии красок для волос Just for Men заявляют об их свойстве находить седые волосы и маскировать под естественный тон. Их реклама в духе кода демонстрирует, как мужчина всего за пять минут закрашивает седину и наслаждается полноценной жизнью.

Для мужчины волосы — ключевой признак молодости. Иногда приходится маскировать седину, а иногда — выращивать волосы на месте утраченных. Хотя лысые мужчины, такие как Юл Бриннер или Майкл Джордан, стали секс-символами страны, лысеющие мужчины редко удостаиваются подобного внимания. Компания Rogaine успешно сыграла на коде юности позиционируя свою продукцию как средство маскировки залысин, позволяющее вырастить новые волосы и, следовательно, выглядеть моложе.

Волосы и для женщины являют собой часть маски молодости. Pantene рекламирует свои шампуни и другие средства для волос в соответствии с кодом. Компания фокусирует внимание не на их чистоте, объеме или внеш нем лоске, а на здоровье, сообщая потребителю, что использование продукции Pantene позволяет сохранить молодость волос. Реклама говорит о питании и укреплении волос, словно речь идет об уходе за маленьким ребенком. Последние объявления даже затрагивают код здоровья как движения, подчеркивая свободу и легкость. Для дамы средних лет, мечтающей о молодости волос, это очень привлекательный образ.

Еще один эффективный способ использовать маску юности — продавать товар как молодежный, даже если он прямого отношения к возрасту не имеет. Mazda вывела на рынок модель Miata как спортивный автомобиль для юных. На протяжении более десяти лет она продолжает поддерживать этот образ (на сайте Mazda есть даже такая компьютерная игра), хотя основным потребителям автомобиля давно уже перевалило за 55. Подобная стратегия соответствует коду и для Mazda оказалась весьма успешной. Компания словно дает понять самым активным покупателям, что Miata предлагает маску молодости.

У французского мима Марселя Марсо была забавная пантомима, где он как бы надевал смеющуюся маску. Затем он пытался эту маску снять, но она оказывалась словно приклеенной. Пока он всеми силами боролся с маской, улыбка не сходила с его лица. В конце концов у него опускались руки, но неестественная улыбка оставалась там где была. Нашу одержимость идеей молодости можно сравнить с подобной маской. Искусственные ухищрения такие как пластическая хирургия, ботокс, пересадка волос, дают видимость молодости, но обходятся нам очень дорого и неминуемо сопровождаются болью и дискомфортом. Молодежные машины и одежда прекрасны если мы и правда молоды, но порой заставляют нас чувствовать себя шутами если мы прибегаем к ним, чтобы создать видимость молодости. Понимание кода позволяет посмотреть на все это со стороны и ответить на важный вопрос: действительно ли я хочу всю жизнь прожить в маске? Что будет, если ее снять? Не упускаю ли я чего-то, цепляясь за молодость вместо того чтобы принимать свой возраст и наслаждаться зрелостью? Америка — культура молодая, поэтому ответы на эти вопросы вполне предсказуемы. «Новые очки» кода позволяют увидеть в зеркале иное отражение, но только на краткий миг.



За 200 миллионов лет мы чему-то научились


Коды здоровья и юности — очень яркие примеры работы рептильного отдела человеческого мозга. Эти коды проявляют себя в нашей культуре таким образом, потому что мы видим их через призму наших приемов выживания (мы обратимся к ним в следующей главе, когда будем рассматривать биологические и культурные схемы). Поскольку нашим предшественникам пришлось построить целую страну, мы воспринимаем здоровье не просто как отсутствие болезней, а как способность добиваться чего-то — сохранять движение — и продолжать приносить пользу. Поскольку наша юная культура не уважает старость, мы чувствуем необходимость скрывать возраст и притворяемся, будто останемся вечно молодыми.

Кора мозга может говорить, что с годами мы становимся мудрее. Лимбическая система предполагает, что здоровье связано с позитивным отношением к жизни и хорошим самочувствием.

Но когда доходит очередь до рептильного отдела, нам остается только прислушиваться.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх