Особенности досмотра пассажирских поездов,

грузовых составов и перевозимых ими грузов

Досмотр пассажирских поездов и грузовых составов заграничного следования осуществляется в соответствии с технологической схемой пропуска и проводится на пограничной железнодорожной станции.

Для досмотра поездов на пограничной станции (контрольном посту) оборудуются наблюдательные вышки и перекидные мостики, досмотровые колодцы, электрическое освещение, проводная связь, устанавливаются технические средства пограничного контроля. Территория пограничной станции (контрольного поста) огораживается и прикрывается по периметру сигнализационными устройствами.

В целях недопущения бесконтрольной посадки (высадки) лиц, а также выявления, предупреждения и пресечения других правонарушений на территории пограничной железнодорожной станции организуется система наблюдения за пассажирскими поездами, грузовыми составами, местами погрузки (выгрузки, хранения) грузов и товаров и ближайшими подступами к ним.

Продолжительность досмотра пассажирских поездов и грузовых составов не должна превышать времени их стоянок, установленных расписанием (графиком) движения.


Последовательность досмотра, состав и количество проводящих досмотр пограничных нарядов устанавливается технологическими картами досмотра с учетом типа и количества вагонов и характера грузов. При этом определяется порядок досмотра каждого типа поездов (грузовых, пассажирских, грузо-пассажирских), и порядок досмотра мест, наиболее доступных для укрытия нарушителей правил пересечения государственной границы или оборудования тайников.

При организации досмотра с применением служебных собак старший пограничного наряда обязан:

— в зависимости от количества и типов вагонов, характера грузов, оперативных данных и наличия времени определить способ досмотра (движением досмотровых групп):

а) в одностороннем порядке, т. е. с хвоста или головы состава в зависимости от направления ветра;

б) движением досмотровых групп навстречу друг другу;

в) движением досмотровых групп от установленного рубежа (вагона) в противоположных направлениях (на разрыв);

г) действиями трех и более досмотровых групп (комбинированный).


— совместно с инструктором определить способ применения и создать условия для успешной (эффективной) работы служебных собак;

— обеспечить соблюдение мер безопасности (на электрифицированных участках железных дорог досмотр вагонов начинается только после остановки и отключения контактной сети и заземления);

— в случаях обнаружения собакой признаков нахождения в вагоне (вагонах) человека или признаков контрабанды произвести тщательный досмотр.


Основные правила применения служебных собак для досмотра железнодорожного транспорта:

— пассажирские поезда досматриваются с помощью собак только по указанию старшего пограничного наряда;

— при досмотре грузовых составов инструктор с собакой всегда должен двигаться впереди досмотровой группы на удалении не менее 10-15 метров;

— запрещается применять собак для досмотра наливных цистерн, вагонов (полувагонов), груженых цементом, удобрениями, химикатами и др. ядовитыми материалами;

— в целях сохранения высокой работоспособности собак в период несения службы, как правило, с помощью собак не досматриваются порожние вагоны;

— наиболее тщательно досматриваются закрытые опломбированные вагоны (полувагоны),


контейнера, груженые различными грузами;

— досмотр вагонов (полувагонов), платформ может производиться как по низу, так и поверху, но, учитывая, что диффузия (распространения) запаха происходит снизу вверх, наиболее эффективным способом является досмотр поверху.

При досмотре пассажирских поездов и железнодорожных составов инструктор розыскной (специальной) собаки должен обращать внимание на:

— наличие проломов в бортовой и донной частях вагонов;

— нарушение целостности упаковки грузов (контрольной ленты, досок, фанеры, рубероидного, брезентового или целлофанового покрытия);

— нарушение пломб и правил пломбирования;

— наличие лаг, образующих под контейнерами, грузами пространство, достаточное для проникновения человека;

— наличие емкостей и пространств, не предусмотренных конструкцией вагона;

— наличие пространств (ниш) между металлоконструкциями сложной формы и донной частью вагона, пространства среди лесоматериалов и пространства, образуемого смещением груза во время транспортировки;

— следы вскрытия потолков, вентиляционных решеток, стеновых панелей и т. п.;

— недостаточно жесткую фиксацию люков в цистернах и вагонах-хопперах (зерновозах);

— следы пребывания человека (нарушение пылевого слоя, поверхностного слоя сыпучих грузов, свежие царапины, окурки, пепел, сгоревшие спички, остатки пищи, продукты питания);

— другие признаки проникновения в вагоны (грузы) нарушителей правил пересечения государственной границы, незаконного перемещения грузов и товаров.

Досмотр осуществляется в следующей последовательности:

а) при досмотре одной досмотровой группой крытых опломбированных вагонов инструктор с собакой, двигаясь впереди наряда на расстоянии 10-15 м, посылает собаку под вагон для обнюхивания щелей пола, стенок вагона и щелей двери. Управление собакой осуществляется, как правило, без поводка;

б) груженые полувагоны и платформы целесообразно досматривать поверху. На полувагон собака поднимается по специально оборудованной лестнице (лестнице-лотке). Поднявшись на вагон, инструктор посылает ее на обыск, сам остается на месте до тех пор, пока собака не обнюхает все места, где может укрыться человек или находиться контрабанда.

Переход собаки с одного полувагона на другой осуществляется при помощи лестницы-лотка.

Собака может посылаться на досмотр и по низу, но для этого требуется более тщательная подготовка и тренировка.

При досмотре сыпучих грузов (гравий, песок, руда, уголь) обыскивается вся поверхность груза, но особенно тщательно по углам.

а) при досмотре движением досмотровых групп от установленного рубежа (вагона) в противоположных направлениях (на разрыв) инструктор (инструктора) с собакой производят досмотр в следующей последовательности:


первый вариант:

— инструктор с собакой (собаками) после остановки поезда в зависимости от направления ветра (с хвоста или головы вагона) досматривает состав по низу. После досмотра докладывает старшему пограничного наряда по результатам досмотра (номера вагонов, где собака проявила беспокойство, как правило, на этих вагонах он оставляет красные флажки). После чего начинается досмотр досмотровыми группами;


второй вариант:

— инструктор с собакой включается в каждую досмотровую фуппу и досмотр с собакой осуществляется в установленной последовательности.

Опытом применения собак в службе КПП установлено, что вскрытие вагона, в котором собака обнаружила признаки нахождения человека или предметов контрабанды и реальное подкрепление (задержание) значительно повышает эффективность ее работы.

в) при досмотре движением досмотровых групп навстречу друг

другу и комбинированным способом всегда целесообразно досматривать состав с использованием служебных собак, а затем досмотровыми группами.

В случаях обнаружения в опломбированных вагонах, контейнерах, грузах источников запаха предметов, запрещенных для перемещения через границу, инструктор докладывает старшему пограничного наряда и в дальнейшем действует по его указанию.

Служебные собаки также могут применяться для обыска местности вдоль железнодорожного полотна в полосе 25-30 м на участках вероятного выброса вещественных доказательств.

Специальные собаки при досмотре железнодорожных составов применяются так же, как и розыскные.

В ходе применения служебных собак необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

— не подходить к транспортным средствам и начинать досмотр до их полной остановки, выключения двигателей и отключения агрегатов, находящихся под электрическим напряжением;

— не пользоваться при досмотре не установленным для этих целей, а также неисправным инструментом и приспособлениями, использовать подручные материалы;

— не начинать досмотр вагонов, не убедившись в устойчивости и надежности крепления, находящегося внутри груза;

— не выполнять какие-либо работы и действия за обслуживающий персонал станций;

— при подъеме и спуске собаки на полувагон пользоваться исправной лестницей-лотком;

— при переходе с вагона на вагон инструктор обязан проявлять осторожность, осмотрительность, экипировка должна соответствовать периоду года.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх