Четыре поры жизни – четыре времени года

Большой палец составляет и тройственное число, и своими тремя суставами представляет, как мы уже видели, три мира.

Остальные четыре пальца, разделенные на двенадцать суставов, дают, повторяем мы, число двенадцать в четырех, разделяясь следующим образом:

Указательный – Юпитер: творение, весна, детство.

Безымянный – Солнце: лето, юность. Мизинец – Меркурий: осень, зрелый возраст. Средний – Сатурн: печаль, холод жизни, старость, зима.

Месяцы помещаются таким образомъ: они выходят из второго сустава Сатурна или среднего пальца.

Средний, – второй сустав, – январь, третий – февраль.

Указательный, – первый сустав, – март, второй – апрель, третий – май.

Безымянный, первый сустав – июнь, второй – июль, третий – август.

Мизинец, первый сустав – сентябрь, второй – октябрь, третий – ноябрь.

Декабрь возвращается на первый сустав среднего пальца и восполняет таким образом три зимних месяца.

Этот палец господствует над всей рукой; это – рок, неизвестная участь.

И так как во всем есть аналогия, то год начинается в Сатурне, – в нем этот рок, это неизвестное будущее.

Два первые месяца: январь и февраль – безжизненны и бессильны: это – ребенок в колыбели: в марте начинается весна. Марс есть как бы первый месяц действительного существования, он уже – борьба, воин, вооружившийся на битву.

Потом следует апрель. Он раскрывает источник всемирного сока. Это плуг, проводящий борозду, это – детство, проводящее борозду жизни, в которую могущественная рука великого сеятеля бросает семена счастливого или печального будущего.

Лето находится на пальце Солнца, – это лев, сила, пылкость, время созревания страстей.

Это дева, поэзия, юность.

Осень находится на пальце Меркурия; это время жатвы и плодов, возраст мужества, время богатства, науки.

Последний месяц года, старость – возвращается на сатурнов палец – судьба. Январь также начинается на Сатурне – неизвестное будущее.

Итак: год, подобно жизни, начинается судьбою и ею же оканчивается. Неизвестное вначале, неизвестное – в конце, год умирает для того, чтобы возродиться.

Продолжается ли далее аналогия? Наблюдая течение природы, сомнение невозможно. Послушаем, что говорит Гердер[56] .

«Растения предназначены к приведению грубых частиц в более совершенное состояние; они вбирают соли, масло, серу, ассимилируют и очищают их, ибо весь механизм их состоит в том, чтобы возводить низшие субстанщи в более совершенное состояние.

Рост творения есть его собственное повторяемое усилие, дабы дать природе новые органические силы, а эти силы непрерывно стремятся принять новые формы.

Все низшие существования, как будто направляются в своем развитии к человеческой форме.

Может ли отставать человек?

В природе все связуется. Если человек есть наиболее возвышенное кольцо в цепи земной организации, – он должен и начинать цепь высшего порядка, в которой он составляет самое низшее звено».

Сама каббала, указывая нам преступные души, осужденные к жизни в новых телах, принимает каждое изменение этого тела только как опыт и для постепенного достижения чистоты, проходя, если необходимо, через страдание.

Юпитер и Меркурий и, указательный и мизинец, представляют две средних годовых температуры: весну и осень. Два первых сустава находятся в сношении с равноденственными месяцами мартом и сентябрем.

Аполлон и Сатурн одинаково имеют в своих первых месяцах – июне и декабре – два солнцестояния: летнее и зимнее.

Это опять-таки два столба: Якин и Бохас.

Рука также заключает десять зефиротов, из которых мы назвали только три первых: Кетера, Бинала и Шокмаха, чтобы не затемнить нам и без того нестройный рисунок. Мы считаем нашей обязанностью объяснить их здесь и обозначить их место на ладони.

Рисунок зефиротов есть пентакль трех метафизических миров, изображаемых тремя треугольниками, нисходящими постепенно от творящего света, которого никакая человеческая мысль не может принести в наш земной мир.

Каббалисты признают три солнца.

Наше земное солнце есть только бледное отражение остальных двух. Зефироты суть эмблема этих высших миров, которые отражаются сверху вниз, подобно отражениям в воде.

Таким образом Кетер, высшее бытие, отражается Тиферетом, красотой, а красота отражается истиной – Иезодом.


Примечания:



5

Poeter minores Groeci, р. 458 (Cantabrigix 1671).



56

Идеи философии истории человечества, т. I, стр. 261 и след.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх