• Игра с шариками
  • Строим башню из кубиков
  • Собираем башню из колец
  • В гости к бабушке
  • В лес по ягоды
  • Нарядим кукол
  • Кто внимательнее
  • Угостим подружек чаем
  • Уложим кукол спать
  • Птенец в гнезде
  • Бабочки и гусеницы
  • Калинка и малинка
  • Строим башню
  • Чем отличаются картинки
  • Сделай так, как на картинке
  • Угадай, что получилось
  • Угостим зайчат морковкой
  • Найди такую же
  • Кто быстрее
  • Убери полоски на место
  • Угостим медведя медом
  • В лес за елочкой
  • Посади цветы в клумбу
  • Скопируй башню
  • Помоги Незнайке исправить ошибку
  • Мы строители
  • Подарим кукле бусы
  • Найди и расскажи
  • Выложи картинку
  • Выполни задание
  • Елочки в ряд
  • Кто больше назовет
  • Выбери лыжи
  • Сколько шагов
  • Дополни предложение
  • Магазин одежды
  • Собери фигуру
  • Подумай и ответь
  • Какой полоски не хватает
  • Что изменилось
  • Матрешки на дне рождения
  • Глава 11

    Игры, развивающие восприятие качеств величины

    Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, качеством предмета позволило создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предмета.

    Необходимость воспринимать величину предметов (их длину, ширину, высоту) возникает уже в младшем дошкольном возрасте, так как в этот период у детей проявляется интерес к окружающим предметам, ребенок стремится действовать с предметами. Дети учатся сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, длине. Благодаря этому приему у детей устанавливается связь между образом и словом, обозначающим данное качество, в результате чего дети отчетливо и осознанно воспринимают величину предмета.

    Предлагаем вашему вниманию игры, целью которых является выделение величины как основного признака предмета и развитие умения устанавливать различия в высоте, длине и ширине предмета.

    Игра с шариками

    Цель: учить детей различать форму шара и его размеры – большой и маленький, развивать сенсорное восприятие, мускулатуру кистей рук.

    Оборудование: ящик, в стенках которого имеются круглые вырезы большого и малого размера (с одной стороны ящик открыт), шары разного размера (большие и маленькие) с расчетом, что большие шары не могут провалиться в маленькие отверстия.

    Возраст: 2–3 года.

    Ход игры: Воспитатель приглашает детей поиграть. Объясняет, как пользоваться игрушкой. Вот большой шар (дает детям подержать его, он не умещается в ладошке), а это маленький шарик (его можно спрятать в ладошке – дает детям подержать его). Шарики можно катать (кладет маленький шарик на ящик, он катится). Но попадает в дырочку и проваливается. Достанем его из ящика. А теперь покатаем большой шарик, он не провалился в маленькую дырочку. А маленький упал. Дети достают шарики и опускают в отверстия то большой, то маленький шарик. Некоторые дети сами называют размеры шаров и отверстий.

    Строим башню из кубиков

    Цель: учить детей правильно использовать различия в размерах предметов, развивать конструктивные способности детей, воспитывать аккуратность в работе со строительным материалом.

    Оборудование: на каждого ребенка по 5 кубиков разного размера, одинакового цвета.

    Возраст: 2–3 года.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям построить из кубиков высокую башню. Сначала воспитатель показывает, как это делается, сопровождая свои действия словами: «Сначала поставим самый большой кубик, на него ставим кубик чуть поменьше, сверху ставим кубик еще меньше чем этот, а на самый верх поставим самый маленький кубик. Вот башенка и готова». Дети повторяют за действиями воспитателя. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется, побуждая детей к употреблению слов «большой», «маленький».

    Собираем башню из колец

    Цель: учить детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, воспитывать интерес к игре, усидчивость.

    Оборудование: по 5 колец разного размера на каждого ребенка (разного цвета).

    Возраст: 2–3 года.

    Ход игры: Воспитатель раздает детям колечки и предлагает построить башню из них. Показывает, как это нужно правильно делать, комментируя свои действия. Дети начинают собирать башню, а воспитатель помогает тем, кто затрудняется. По окончании работы дети любуются своими постройками. Воспитатель поощряет тех детей, которые сопровождают свои действия словами, употребляют прилагательные «большой», «маленький», «самый маленький».

    В гости к бабушке

    Цель: закреплять знания и умение детей в сравнении двух предметов по длине путем приложения, воспитывать интерес к игре.

    Оборудование: фланелеграф, силуэт домика, 2 узкие полоски разной длины и разного цвета, фигурка Красной Шапочки, силуэт Волка. Раздаточный материал для детей – конверты с вложенными силуэтами домиков и двумя полосками разной длины и разного цвета, матрешки.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости зашла Красная Шапочка. Она шла в гости к своей бабушке и заблудилась. Ей надо помочь. К бабушкиному дому ведут 2 дороги. Одна длинная, другая короткая. Но на короткой дороге ее ждет Серый Волк. И Красная Шапочка не хотела бы с ним встретиться. Давайте поможем Красной Шапочке выбрать длинную дорожку. Воспитатель на фланелеграфе в центре размещает бабушкин дом, к нему ведут 2 дороги (длинная и короткая) разного цвета. Что надо сделать, чтобы узнать какая дорога длиннее, а какая – короче (наложить одну полоску на другую)? Какая дорожка длиннее? Зеленая. Значит, Красной Шапочке нужно идти по зеленой дорожке, чтобы не встретить Волка. По просьбе воспитателя ребенок показывает Красной Шапочке длинную дорожку. Затем воспитатель предлагает детям взять конверты, в которых находятся силуэт дома и 2 дорожки (полоски) разной длины. Воспитатель раздает детям маленькие матрешки и предлагает помочь матрешкам найти сначала короткую дорожку, а затем длинную, чтобы сходить в гости к своей бабушке. Дети самостоятельно выбирают нужную дорожку и комментируют свои действия. Они обыгрывают ситуацию.

    В лес по ягоды

    Цель: закреплять умение детей сравнивать 2 предмета по длине путем приложения, воспитывать внимание и выдержку.

    Оборудование: 4 кубика – опора для моста, дощечки разной длины, игрушечные медведь, зайчата и др.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям построить мостик, подобрать 2 дощечки одинаковой длины. Дети приносят дощечки, а воспитатель путем прикладывания проверяет, одинаковые ли дощечки. Почему вот эти дощечки не подходят друг к другу? Потому что она длиннее, вот какой конец у нее выступает (показывает детям). А вот эти дощечки одинаковые по длине, ни один конец дощечки не выступает – они равны по длине. Мостик построен. Воспитатель предлагает детям построить еще один мостик. Дети самостоятельно строят его. Затем воспитатель сообщает детям: «Про наш мостик узнал косолапый Мишка, он давно уже собирается в лес, полакомиться ягодами, но через речку не пройти без мостика. Давайте проводим его через мост». Дети обыгрывают ситуацию. Через второй построенный мост в лес могут идти и другие зверята.

    Нарядим кукол

    Цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по длине и находить равные, упражнять в завязывании ленточек.

    Оборудование: Куклы, коробочка с лентами разной длины.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям нарядить своих кукол, ведь скоро они отправятся в гости к другим ребятам. Их надо причесать и завязать красивые ленточки. Но вот здесь в коробке так много разных ленточек, так что сначала нужно навести порядок: в одну сторону отложить ленточки одной длины, в другую – ленточки другой длины. После того как дети справятся с заданием, они с помощью воспитателя завязывают куклам бантики, играют с ними.

    Кто внимательнее

    Цель: закреплять знания детей о способах сравнения предметов по ширине, воспитывать желание довести начатое до конца.

    Оборудование: 2 коробочки, одинаковые по длине, высоте, разные по цвету и ширине, ленточки, одинаковые по длине, разные по ширине, скакалки для перешагивания ручейков.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель показывает детям 2 коробочки разного цвета. Они одинаковые по высоте и длине, но разные по ширине. Эту коробочку подарил нам Незнайка. И еще он прислал нам много разных ленточек. Все они разные. Воспитатель спрашивает, как узнать о том, одинаковой ли они длины. Вызванный ребенок прикладывает ленточки по длине, убеждается, что они одинаковые по длине. Воспитатель предлагает проверить одинаковые ли ленточки по ширине, какая из них шире, а какая – уже. Она прикладывает ленточки по ширине и показывает детям. Что одна сторона ленточки выступает, значит, она шире, а другая уже. Дети начинают сравнивать ленты. Воспитатель предлагает поднять широкую (узкую) ленточку, помахать ею. Затем дети сравнивают коробочки и убеждаются, что одна из них широкая, а другая узкая. В узкую коробочку дети складывают узкие ленты, а в широкую – широкие. Затем воспитатель приглашает детей на прогулку. Но на дороге встречаются ручейки. Дети перешагивают через них. Через какой ручеек можно легко перешагнуть, а через какой – трудно? Почему? Один ручеек широкий, а другой узкий.

    Угостим подружек чаем

    Цель: закреплять умения детей сравнивать два предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения, воспитывать заботливое отношение, желание играть в коллективе.

    Оборудование: 2 куклы разной высоты (одна ниже другой на 8—10 см), 2 стульчика разной высоты, чашка и стакан.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: в гости к детям приходят две куклы: Оля и Таня. Они здороваются с детьми. Воспитатель говорит, что девочки поспорили, кто из них выше ростом. Как можно разрешить их спор? По вызову воспитателя ребенок измеряет рост кукол. Он ставит их спиной друг к другу и определяет, кто из них выше. «Ну вот мы и помогли девочкам разрешить их спор, – говорит воспитатель, – а теперь давайте угостим Олю и Таню чаем.» Дети усаживают кукол за стол, причем высокую куклу сажают на высокий стульчик и наливают ей чай в стаканчик, а куклу, что ниже ростом, усаживают на низкий стульчик и наливают ей чай в чашку. Свои действия дети комментируют, обозначают результаты сравнения словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий». Они продолжают играть с куклами, идут с ними на прогулку и т. д.

    Уложим кукол спать

    Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность, усидчивость.

    Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Они знакомятся с ними, играют. Дети угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».

    Птенец в гнезде

    Цель: учить визуально различать предметы по величине, воспитывать заботливое отношение, расширять знания детей о птицах.

    Оборудование: парные фигурки одинаковых, но различающихся по величине разных птичек: пара воробьев, голубей, сов, скворцов, ворон, галок т. д.

    Возраст: 2–4 года.

    Ход игры: предварительно перед прогулкой педагог предлагает детям посмотреть сегодня на улице на птичек и покормить их. С собой берут крошки хлеба, семечки, зернышки. На прогулке воспитатель и дети рассыпают корм для птичек (воробьев или голубей), наблюдают за ними. Педагог объясняет, что птицы очень пугливы и не любят, когда громко кричат или подходят к ним слишком близко. Можно рассказать детям, как называются эти птички, где они живут, чем питаются. Если нет возможности показать детям птиц на улице, можно показать птиц из живого уголка (попугайчиков, канареек) или же просто показать детям энциклопедию про птиц, рассказать, какие птички водятся в вашей местности. После возвращения с прогулки педагог читает детям стихотворение про птенца.

    Птенчик (П. Нефедов)
    Вот несчастье, вот беда:
    Выпал птенчик из гнезда.
    Он лежит в траве густой,
    От испуга чуть живой.
    Я над птенчиком склонился:
    – Как же ты, дружок, свалился?..
    Я кормил его, поил,
    Он весь день со мною был.
    За день птенчик мой подрос,
    А когда вернулся папа,
    Он в гнездо его отнес.
    Я сказал птенцу: – Сиди
    и спокойно маму жди!

    После прочтения воспитатель предлагает детям поиграть. Дети становятся в круг, и педагог раздает им фигурки с изображениями птичек. Педагог говорит: «У вас в руках сейчас карточки с изображениями птичек. У этих птиц, как и в стихотворении, тоже потерялись детки. Давайте поможем мамам и малышам найти друг друга». Дети должны быстрее найти пару – похожих друг на друга маленькую и большую фигурки птичек. После того как все пары будут собраны, воспитатель хвалит детей и благодарит их от имени птичек.

    Бабочки и гусеницы

    Цель: научить детей сортировать предметы по величине, учить быстро и обдуманно выполнять свои действия.

    Оборудование: фигурки яблок и цветов, возрастающие по величине.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: дети делятся на две команды: у одной название «Бабочки», у другой – «Гусеницы». Для игры используется три стола. На одном из них располагаются фигурки яблок и цветочков, на два других команды будут раскладывать свои фигурки. Дети выстраиваются в две колонны. По команде воспитателя игра начинается: дети, стоящие в колоннах первыми, подбегают к столу, выбирают самую большую из лежащий там фигурок: «Бабочки» – фигурку цветка, «Гусеницы» – фигурку яблока, подбегают к своему столу и кладут туда фигурку на левый край стола, затем возвращаются в колонну и встают в конец. Следующая пара детей выбирает из оставшихся фигурок самые крупные, бегут к своему столу и кладут свои фигурки после тех, что уже лежат. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки не будут сложены по убыванию. После этого проверяется порядок выложенных фигур, исправляются ошибки, если они есть. Побеждает та команда, которая первой без ошибок справилась с заданием или сделала меньше ошибок, чем соперники.

    Калинка и малинка

    Цель: научить детей сортировать предметы по величине, учить быстро и обдуманно выполнять свои действия.

    Оборудование: вырезанные из картона комплекты фигурок калины и малины, возрастающие по величине.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: играющие дети делятся на две команды: у одной команды название «Калинка», у второй – «Малинка». Для игры используется три стола (если фигурки крупные, можно использовать пол). Все картонные ягоды перемешиваются и раскладываются на одном из столов в произвольном порядке, по одному столу распределяется каждой команде. Дети становятся в две колонны. Педагог объясняет цель игры: надо сложить на столе фигурки своей команды по принципу возрастания, т. е. слева должна лежать самая маленькая фигурка, после нее – побольше и т. д. По команде педагога игра начинается, по одному ребенку из каждой команды подбегают к столу, берут лежащую на самом краю фигурку, соответствующую названию их команды, подбегают к своему столу и кладут фигурку на стол. Следующий ребенок кладет следующую фигурку в зависимости от ее размера слева или справа от уже лежащей на столе и т. д. Игра продолжается, пока все фигурки не будут выложены на столах. Побеждает та команда, которая первой безошибочно разложила фигурки по возрастанию.

    Строим башню

    Цель: учить детей строить башню из пяти кубов, располагая их в убывающем порядке. Развивать моторику пальцев, аккуратность в работе со строительным материалом. Активизировать словарь детей: самый большой, большой, чуть поменьше, еще меньше, самый маленький.

    Оборудование: по 5 кубиков разного размера на каждого ребенка.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель просит детей построить башню из кубиков. Чтобы она не упала и не качалась, надо правильно ее построить. Дети вместе с воспитателем рассматривают кубики, показывают самый большой, самый маленький. Уточняют, в какой последовательности строить башню, чтобы она была устойчивой. По окончании работы дети рассказывают, как они это сделали. Воспитатель предлагает взять другие игрушки по желанию и поиграть рядом со своей постройкой.

    Чем отличаются картинки

    Цель: закреплять умение детей находить различия на двух одинаковых картинках, развивать глазомер детей, воспитывать внимание, наблюдательность.

    Оборудование: 2 одинаковые картинки – сюжет один, но разница в том, что на одной из них некоторые предметы различаются по величине, т. е. какой-то предмет выше предыдущего, какой-то – толще, а третий – вообще короче и т. д. 4–5 комплектов картинок.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель вывешивает 2 одинаковые на первый взгляд картинки на доску и предлагает детям найти отличия. Дети внимательно рассматривают и называют по очереди различия. За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишки. Таким же образом дети рассматривают другие картинки. Игра продолжается. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.

    Сделай так, как на картинке

    Цель: учить детей выкладывать предметы при помощи деталей разной величины, использовать в работе картинку-образец, воспитывать внимание, развивать мускулатуру рук.

    Оборудование: конверты, на которых изображены аппликацией следующие картинки: снеговики – большой и маленький, цыплята, грибы разных размеров, кораблики, вагончики. Внутри каждого конверта – необходимые геометрические фигуры разных размеров.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям конверты. Внутри конверта волшебные фигурки, которые могут превратиться в картинки, которые нарисованы на конверте. Дети складывают картинки, а воспитатель наблюдает за качеством работы – картинка должна соответствовать образцу. По окончанию работы дети рассказывают, как они складывали картинку, в какой последовательности, детали каких размеров использовали. Затем воспитатель предлагает детям поменяться конвертами и заново сложить картинки.

    Угадай, что получилось

    Цель: учить детей изображать различные предметы с помощью палочек разной длины, формировать умение изображать предметы, опираясь на образец, воспитывать усидчивость.

    Оборудование: картинки-образцы, на которых нарисованы разные предметы (дерево с листьями, дом, расческа, лопата, флажок, предметы мебели: стул, кровать, телевизор и т. д.), палочки разной длины для всех играющих.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Обращает внимание на то, что у нее на столе лежит много палочек. Вместе с детьми они отмечают, что эти палочки разного размера: одни короткие, другие длинные. Из них можно выложить разные предметы. Воспитатель показывает, как можно выложить окошко и др. воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки-образцы. Затем он предлагает детям взять палочки и выложить любые предметы. Дети начинают работать. После того как они все сделали, все вместе рассматривают изображения и отгадывают, на что похоже и какие палочки были использованы.

    Угостим зайчат морковкой

    Цель: упражнять детей в сравнении размеров предметов, отличающихся длиной, шириной, высотой, воспитывать внимание.

    Оборудование: игрушка зайца и маленьких зайчат, два подноса: один пустой, а на другом крупные и мелкие морковки (сделанные из глины) по количеству играющих детей.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает угостить зайчат морковкой. Вот как много морковок мы собрали с огорода. Воспитатель предлагает одному ребенку найти самую длинную и толстую морковь, а другому ребенку – самую короткую и тонкую. Затем раздает всем детям по морковке. Дети, сидящие рядом, сравнивают свои морковки: у кого длиннее, у кого короче (толще и тоньше). Воспитатель предлагает угостить зайчиху длинной и толстой морковкой, а зайчат – короткой и тонкой. Дети кладут свои морковки на подносы. Обобщая ответы детей, воспитатель подчеркивает, что морковки разных размеров – и большие, и маленькие. Дети самостоятельно продолжают играть с зайцами.

    Найди такую же

    Цель: упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине, расширение словарного запаса детей: «длина», «ширина», «равные по длине (ширине)», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

    Оборудование: у каждого ребенка по 4 ленточки одинакового цвета, разного размера, среди которых 2 ленточки равны по длине и ширине.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит детям, что их в гости пригласила Мальвина: «Вы хотите навестить ее? Давайте приготовим ей подарок. Как вы думаете, что больше всего любит Мальвина?» Дети перечисляют свои догадки. «У Мальвины очень красивые длинные волосы – давайте подарим ей ленточки, чтобы она заплетала косички, завязывала красивые бантики». Воспитатель раздает детям по четыре ленточки и говорит, что из них нужно выбрать две одинаковые по длине и ширине ленточки. Дети сравнивают ленточки и выбирают одинаковые. Воспитатель следит за тем, чтобы действия детей сопровождались словами из активного словаря данной игры.

    Кто быстрее

    Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Воспитывать внимание, желание победить, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными.

    Оборудование: большие и маленькие кубы, длинные и короткие полоски, высокие и низкие пирамидки, широкие и узкие дощечки, толстые и тонкие карандаши – по 5 штук каждых предметов.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: в группу входит Буратино и предлагает детям игру «Кто быстрее выполнит задание». Дети соглашаются. Воспитатель предлагает сначала рассмотреть, что Буратино приготовил для игры. Сначала рассматривают кубы, отмечают то, что они разные по размеру – большие и маленькие. Таким же образом рассматривают пирамидки, полоски, дощечки, карандаши. Дети выясняют, что эти предметы различаются и по длине, ширине, высоте. После этого воспитатель предлагает детям найти и принести Буратино высокие пирамидки, тонкие карандаши, широкие дощечки и т. д. Буратино отмечает тех детей, кто ни разу не ошибся. После выполнения задания воспитатель предлагает детям познакомить Буратино с другими игрушками в группе.

    Убери полоски на место

    Цель: упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания длины, способствовать развитию глазомера – учить на глаз находить предметы длиннее, короче других, равные по длине.

    Оборудование: 3 коробочки разноцветные, на которых нарисовано по одной полоске разной длины. У детей полоски разной длины (как и на коробках, только другого цвета).

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: дети сидят за столом полукругом. Перед ними разложено по 3 полоски разной длины и разного цвета. Воспитатель приносит 3 коробочки и ставит перед детьми. Он обращает внимание детей на полоски, нарисованные на коробках. Рассматривая, воспитатель просит показать полоску такой же длины, как и на коробке. Затем вызывает по очереди детей и предлагает им в каждую коробку положить полоску, равную по длине той, которая нарисована на коробке. В ходе работы некоторым детям предлагает проверить правильность выбора: приложить свою полоску к нарисованной на коробке. В заключение воспитатель обращает внимание, что в первой коробке оказались самые длинные полоски, во второй – короче, в третьей – самые короткие. Отмечает, что все дети дружно навели порядок, убрали полоски на место.

    Угостим медведя медом

    Цель: упражнять детей в сортировке по толщине, расширить словарный запас детей: «самый толстый (тонкий)», «толще», «тоньше».

    Оборудование: 3 коробочки с нарисованными бочонками меда разной толщины, у каждого ребенка по 3 бочонка (силуэт) одинакового размера, но разные по толщине.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель спрашивает детей, помнят ли они сказку про трех медведей. Предлагает вспомнить, как их зовут. Дети называют имена медведей. Воспитатель спрашивает, что больше всего любят медведи, и предлагает отослать мед медведям: «Вот в эти коробочки мы соберем бочонки с медом». Дети рассматривают картинки на коробках и показывают точно такие же. Затем они раскладывают по коробкам бочонки, соответствующие рисунку. Если дети ошибаются, они могут проверить правильность выполнения задания путем приложения к оригиналу. Работа выполнена, посылки будут отправлены медведям в лес. Михаил Потапович получит мед в самом толстом бочонке, Настасья Петровна – в бочонке потоньше, а Мишутка – в самом тоненьком бочонке, так как и сам он еще маленький.

    В лес за елочкой

    Цель: научить детей сравнивать предметы по высоте с заданным образцом и друг с другом, расширить словарный запас: высокий, самый высокий, пониже, низкий, самый низкий.

    Оборудование: фланелеграф, на котором расположен лес – елочки, разные по высоте (по 5 штук каждого размера), полоски бумаги (5 штук), соответствующие размерам елочек.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас они пойдут в лес за елочкой. А в лесу растут ели разной высоты. Среди них есть очень высокие, пониже, еще ниже и совсем низенькие. Надо будет найти в лесу елочку такой же высоты, как длина вот этой полоски. По вызову воспитателя дети выбирают елки заданной высоты, проверяя свой выбор путем приложения полоски к елочке. Каждый ребенок принес из леса елку, а теперь их нужно посадить в другое место. В первом ряду посадим самые низкие елочки, во втором – чуть выше, в третьем – елочки еще выше, и дальше – самые высокие елки. С заданием справились, воспитатель отмечает самых активных детей, тех, кто не ошибался.

    Посади цветы в клумбу

    Цель: развивать глазомер, закрепить умение различать предметы по высоте.

    Оборудование: на фланелеграфе расположены цветы, разные по высоте (и высокие, и низкие) по количеству играющих детей, напротив на полу изображены клумбы – 2 штуки.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель приглашает детей поиграть и объясняет, что на полянке выросло много разных цветов. Дети рассматривают, отмечают, что они все разные по высоте, показывают высокие и низкие цветы. Затем воспитатель предлагает пересадить цветы в клумбу рядом с домом, чтобы можно было любоваться этими цветами, ухаживать за ними. Но пересадить их нужно очень быстро. Иначе цветы могут погибнуть. Воспитатель парами вызывает детей и предлагает одному ребенку посадить в клумбу все высокие цветы. А другому в другую клумбу – низкие. Кто быстрее это сделает, не допустив ошибки, получает фишку. Игру продолжают другие дети. Побеждает тот, кто больше набрал фишек.

    Скопируй башню

    Цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения, развивать сенсорное восприятие, воспитывать усидчивость, внимание.

    Оборудование: Кубики разных размеров по 8 штук каждому ребенку, 5 карточек с изображением башен, построенных по-разному.

    Возраст:5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель раздает детям кубики и сообщает, что они будут строить башни не простые, а такие, какие нарисованы на картинке. Показывает детям картинку, внимательно рассматривают ее, затем начинают строить. Выигрывает тот, кто первым построил башню в точном соответствии с картинкой. Игра продолжается – дети строят башню по другой картинке.

    Помоги Незнайке исправить ошибку

    Цель: учить детей сравнивать две картинки и находить между ними различия, воспитывать внимание, умение на глаз сравнивать предметы по величине.

    Оборудование: похожие парные картинки с небольшими отличиями. Отличия заключаются в том, что на картинкахнекоторые предметы имеют разную величину.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: дети сидят на стульчиках перед доской. Воспитатель вывешивает 2 картинки, предлагает их рассмотреть и объясняет, что на обеих картинках нарисовано почти одно и то же. Но одну картинку рисовал настоящий художник, а другую нарисовал Незнайка и ошибся. Педагог предлагает детям помочь Незнайке найти ошибки. Дети по очереди называют различия. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Воспитатель помогает детям, затем размещает перед детьми вторую пару картинку, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

    Примечание: рекомендуется сравнивать 3–5 картинок в зависимости от темпа ответов детей. Игра может повторяться неоднократно на разном материале.

    Мы строители

    Цель: учить детей составлять разные дома, опираясь на контурное изображение построек, воспитывать внимание, развивать фантазию детей, закреплять умение подбирать детали для постройки нужной величины.

    Оборудование: карточки с контурными изображениями построек сложной формы (домов с разными крышами, пристройками) – 4 схемы, детали, вырезанные из цветной бумаги, разных размеров (прямоугольники, квадраты, круги, треугольники, трапеции).

    Возраст:5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит детям, что сегодня они будут строить дом по чертежу. Показывает детям схему, все рассматривают ее, вместе предлагают варианты постройки. В конце выполненной работы подводят итог, соответствует ли постройка предложенной схеме. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи. В этой игре можно использовать самые разнообразные схемы и рисунки.

    Подарим кукле бусы

    Цель: закреплять умения детей на глаз различать величину предметов, учить располагать бусинки (кружки) в строго синхронном порядке – две маленьких, одна большая или наоборот, воспитывать терпение, умение доводить начатое дело до конца.

    Оборудование: кружки разного размера и разного цвета, длинная нить.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям сделать в подарок для куклы бусы. Обращает внимание детей на то, что на столе у каждого лежат длинная нить и много разноцветных кружков разного размера. Подумайте, в каком порядке можно разложить бусинки, чтоб получилось красиво. Дети предлагают свои варианты. В конце они рассматривают бусы и отмечают самые красивые.

    Найди и расскажи

    Цель: закреплять знания и умения детей в сравнении предметов по величине, развивать наблюдательность, мышление и речь.

    Оборудование: заранее подготовить различные предметы и разместить их в групповой комнате в разных местах: куклы разного роста, ленточки, одинаковые по длине, но разные по ширине, кубики, разные по величине, стульчики – высокие и низкие, карандаши – толстые и тонкие и т. д.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не похожих друг на друга. Сегодня они будут находить предметы, которые похожи друг на друга, но чуть-чуть отличаются. Воспитатель объясняет правила игры: нужно пройти по комнате, выбрать два одинаковых предмета, но отличающихся друг от друга по высоте. Дети находят эти предметы и возвращаются на стульчики. Затем они по очереди рассказывают о своих выбранных предметах, что в них общего и в чем различие. Затем дети получают другое задание – найти предметы, разные по толщине (длине, ширине). Игра продолжается.

    Выложи картинку

    Цель: учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины, развивать творчество, фантазию детей.

    Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки разной длины.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: дети, глядя на изображение отдельных предметов, составляют из палочек сюжетные картинки. Воспитатель предлагает им придумать еще детали, чтобы картинка получилась интересней. После того как дети выполнили задание, они рассматривают картинки, отмечают самые интересные, рассказывают, что изображено на картинке.

    Выполни задание

    Цель: учить сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине, воспитывать внимание, умение согласовывать существительное с прилагательным.

    Оборудование: предметы разных размеров (ленточки, бруски, дощечки, коробки, книги, тетради и т. д.).

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Он раскладывает на столе предметы разных размеров, дает ребенку один предмет и просит найти предмет длиннее, чем этот (короче, уже, шире, выше, толще, тоньше и т. д.)

    Елочки в ряд

    Цель: закреплять умения определять размеры предметов на глаз, правильно располагать их в возрастающем и убывающем порядке, развивать мускулатуру рук.

    Оборудование: Комплект из 7 елочек, разных по высоте, на каждого играющего ребенка.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Сначала вместе с детьми рассматривают елочки, отмечают, что они все разные по высоте. Детям предлагается выстроить все елочки в ряд, начиная с самой маленькой (затем наоборот). Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание. При этом дети должны рассказать, как они выполнили задание.

    Кто больше назовет

    Цель: закреплять представления детей о качествах величины предметов, развивать память, сообразительность.

    Оборудование: фишки.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Дети рассаживаются полукругом на стульчики. Воспитатель объясняет правила игры. Отвечать на вопросы нужно спокойно, не выкрикивая, прежде чем ответить, надо подумать. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек. Вопросы могут быть самыми разными, но направленными на определение величины предмета. Например, что бывает широким? Дети перечисляют варианты ответов: море, юбка, плот, карман и т. д. Что бывает длинным (узким, коротким, толстым, высоким и т. д.)?

    Выбери лыжи

    Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте. Воспитывать желание помочь тем, кто затрудняется.

    Оборудование: 5 картинок с изображением детей разного роста, 5 картинок с изображением лыж разной длины.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель раздает детям комплекты картинок с изображением детей и лыж. Сообщает, что дети решили покататься на лыжах, но не знают, кому какие лыжи нужно выбрать. Давайте поможем им выбрать правильные лыжи. Дети анализируют свой выбор. Рядом с картинкой ребенка они ставят картинку с подходящими для него лыжами.

    Сколько шагов

    Цель: учить определять расстояние на глаз, развивать глазомер детей, воспитывать терпение, выдержку.

    Оборудование: фланелеграф, кружки большие и маленькие – по 8 штук. Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям измерить расстояние в комнате от одного места к другому. Спрашивает детей, чем можно это сделать. Измерять расстояние будут шагами. Дети по очереди измеряют расстояние от стенки до двери. Количество шагов каждого ребенка отмечают кружками на фланелеграфе. В заключение дети вместе с воспитателем делают вывод, что количество шагов зависит от того, какого роста ребенок. Если человек высокий, значит, у него шире шаг, поэтому у него получилось меньше шагов от стенки до двери и, наоборот, чем ниже человек ростом, тем шаг у него уже и он проходит это же расстояние с большим количеством шагов.

    Дополни предложение

    Цель: закреплять умение детей составлять длинные предложения, воспитывать внимание, сообразительность, стремление победить, развивать мышление.

    Оборудование: фишки для правильных ответов.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям дополнить названное предложение. Воспитатель называет предложение «Дети гуляют». Сколько слов в предложении? (2). Кто дополнит это предложение, чтоб оно стало длиннее? (Дети гуляют в лесу). Кто придумает предложение еще длиннее (Дети с собачкой гуляют в лесу) и т. д. После каждого названного предложения дети считают количество слов в нем. Победит тот, кто составит самое длинное предложение.

    Магазин одежды

    Цель: учить детей по схематическому изображению подбирать похожую модель, воспитывать внимание, закреплять умение на глаз определять величину предмета.

    Оборудование: комплект карточек, на которых изображен какой-нибудь предмет одежды: брюки, кофточка с длинными и короткими рукавами, узкая юбка, широкая юбка, пальто, шорты и т. д. Все эти изображения контурные, без деталей.

    Для каждой карточки подбирается по 3–4 варианта детального изображения данного предмета, но все они отличаются по цвету, покрою, соотношению деталей.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Вот здесь магазин одежды. Чего только здесь нет! Дети рассматривают разные модели одежды. Замечают, что некоторые модели похожи друг на друга. Например, у одних одинаковая длина рукавов, у других узкие юбки, но они разные по длине и т. д. По желанию дети выбирают Продавцов. Остальные – Покупатели. Покупатели получают карточки – схемы с изображением предмета одежды и идут за покупкой. В магазине вместе с Продавцом они подбирают нужную модель. Проверяют, не ошиблись ли они. Если Продавец ошибся, то Покупатель становится Продавцом, Продавец – Покупателем. Игра продолжается. Воспитатель следит за речью детей, при необходимости подсказывает правильный вариант.

    Собери фигуру

    Цель: учить детей составлять разные фигуры из отдельных деталей различной величины, развивать глазомер детей, воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца.

    Оборудование: карты – образцы с контурными изображениями предметов, комплекты деталей, разных по размеру, из которых можно сложить фигурки.

    1. Мостик (7 деталей). Длинный прямоугольник (основное покрытие), два больших квадрата, два средних и два маленьких квадрата.

    2. Самолет (5 деталей). Два прямоугольника (крылья и хвост), два треугольника (нос и часть хвоста), трапеция (корпус).

    3. Ракета (6 деталей). Большой треугольник (основная часть ракеты), два маленьких треугольника (крылья), три кружка разной величины (иллюминаторы).

    Примечание: если играют дети в возрасте 6–7 лет, воспитатель предлагает детям собрать разные фигурки, показывает картинки по очереди. Дети рассматривают, из каких деталей состоит данная фигура. Затем они получают комплект деталей и собирают точно такую же фигуру. Когда все выполнят задание по первой картинке, воспитатель отмечает тех детей, кто это сделал быстрее и правильнее других. Затем вывешивается другая картинка, и игра продолжается.

    Подумай и ответь

    Цель: упражнять детей в установлении отношений между тремя предметами по величине (по представлению).

    Оборудование: пирамидка из трех колец. Три картинки – аппликации пирамидок (ответы к задачам).

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель ставит на стол пирамидку и спрашивает, как составлена пирамидка, в каком порядке расположены колечки, что можно сказать о величине второго колечка снизу, что можно сказать о величине второго и третьего колечка, второго и первого, третьего и первого. После этого убирает пирамидку и предлагает детям решить задачу: Девочка собрала пирамидку из трех колец, расположила их по порядку от самого большого до самого маленького. В каком порядке она нанизала колечки на стержень, если красное колечко больше синего, а синее больше зеленого? Затем девочка составила пирамидку из трех других колечек. В каком порядке она расположила колечки, если зеленое больше желтого, а красное меньше желтого? Выслушав ответы, воспитатель показывает картинку-аппликацию с соответствующей пирамидкой. Дети проверяют, правильно ли они ответили.

    Какой полоски не хватает

    Цель: упражнять в установлении отношений между предметами по ширине, развивать глазомер детей.

    Оборудование: фланелеграф, к нему 7 полосок, равных по длине, но разных по ширине.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель размещает на фланелеграфе семь полосок в ряд по порядку от самой широкой до самой узкой так, что нижние их края оказываются на одной линии. Чем отличаются эти полоски друг от друга? Сколько их всего? Как составлена лесенка из полосок разной ширины? Первая – самая широкая, вторая – уже и т. д. Воспитатель предлагает показать пятую по счету полоску и сказать, каких по счету полосок она уже, а каких – шире. Затем воспитатель просит детей закрыть глаза, убирает одну полоску и спрашивает детей, какая по счету полоска спрятана. Дети должны не только сказать, которой полоски не хватает, но и объяснить, как они догадались.

    Что изменилось

    Цель: развивать умение детей на глаз различать величину предмета, воспитывать внимание, наблюдательность.

    Оборудование: на столе стоят разные игрушки – пирамидка, елочка, кубик, машина, зайчик, рыбка, книга, пачка карандашей.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель приглашает детей поиграть, объясняет задание. На столе много разных предметов. Дети внимательно рассматривают, называют эти предметы. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время вместо маленькой елочки ставит высокую, а потом угадать, что изменилось. Дети замечают, что елочка другого размера, она выше предыдущей. За правильные ответы, воспитатель раздает фишки. Таким же образом происходит замена кубов (большой на маленький), карандашей (узкая пачка на широкую) и т. д. Побеждает тот, у кого больше правильных ответов.

    Матрешки на дне рождения

    Цель: учить различать размеры предметов, развивать внимательность, память.

    Оборудование: матрешки разных размеров.

    Возраст: 2–5 лет.

    Ход игры: дети рассматривают матрешек, определяют, какая из них самая большая, какая поменьше и т. д. Смотрят, как можно поместить матрешек друг в друга, и дают им имена. Например, в игре используется пять матрешек. Самая большая – Матрена, поменьше – Алена, следующая – Катерина, еще меньше – Варвара, самая маленькая – Машенька. Затем педагог рассказывает историю, а дети, услышав имя матрешки, поочередно берут в руки указку и показывают на матрешку. История может быть примерно такой. «Собрались как-то матрешки на день рождения к своей подруге тряпичной кукле. Приготовили подарки. Матрена испекла вкусный пряник, Алена сшила фартучек, Катерина сделала платочек, Варвара смастерила бусы, а Машенька нарвала в саду букет ромашек. Пришли сестры к подруге. Та их на пороге встречает: “Здравствуй, Матрена! Здравствуй, Алена! Здравствуй, Катерина! Здравствуй, Варвара! Здравствуй, Машенька! Как я рада вас видеть!” Стали сестры подарки дарить: Матрена – пряник, Алена – фартучек, Катерина – платочек, Варвара – бусы, а Машенька цветы вручила. Поблагодарила их кукла и стала чаем угощать. Самую большую чашку дала... Кому? (Дети подсказывают – Матрене). Поменьше... (Алене). Еще меньше...(Катерине). Еще поменьше...(Варваре). Самую маленькую... (Машеньке). Долго сидели подруги в гостях у куклы, чай пили, разговаривали, но пора и домой идти. Провожает их кукла: “До свидания, Матрена! До свидания, Алена! До свидания, Катерина! До свидания, Варвара! До свидания, Машенька! Приходите еще ко мне в гости”. Попрощались сестры и домой пошли: впереди Матрена, за ней – Алена, дальше – Катерина, за Катериной – Варвара, а самой последней – Машенька».

    Примечание: детям 4–5 лет игру можно усложнить – матрешек можно называть не по порядку, а вразнобой.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх