• Дедушка Мазай и зайцы
  • Гуси-гуси
  • Мы делили апельсин
  • Елочка – иголочка
  • Птицеловы
  • Добрые слова
  • Птицы в ловушке
  • Веселая зарядка
  • Ожившие игрушки
  • Одуванчик
  • Не прозевай!
  • Театральное представление
  • Ромашки на лугу
  • Снежный ком
  • Папа едет на работу
  • Поливаем огород
  • Домашние питомцы
  • Говорящая книга
  • Магазин «детский мир»
  • Куда иголка, туда и нитка
  • Глава 3

    Игры, помогающие малышу сблизиться друг с другом и с воспитателем

    Для того чтобы дети с удовольствием посещали дошкольное учреждение и проводили вместе время, в коллективе должен царить теплый, благожелательный климат. Особенно это актуально для малышей, недавно пришедших вдетский сад, и детей младших групп. Для достижения этой цели воспитатель должен приложить немало усилий. От него требуется не только наличие личностных качеств, таких как доброта, внимание, любовь и уважение к детям, но и высокий уровень профессионализма – умение общаться с детьми разного возраста, налаживать взаимоотношения между детьми, поддерживать интерес к занятиям в каждом ребенке. Помочь педагогу в решении этой задачи могут игры, направленные на сплочение детей, – игры, в которых принимают участие все малыши одновременно или командные игры (соревнования). В процессе таких игр усиливается эмоциональная связь с другими участниками, игра сближает, объединяет детей, ребенок познает основы социального поведения, учится взаимопомощи и уважению к другим людям, т. е. общению с людьми.

    Дедушка Мазай и зайцы

    Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах.

    Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.

    Возраст: 2–4 года.

    Ход игры: предварительно воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.

    В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных Зайчат, сажает их в лодку – дети тесно сбиваются в кучку, идут за воспитателем. После того как все Зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.

    В игре можно использовать следующий материал.

    Зайка (М. Сорокина)
    По тропинке зайчик скачет,
    Отчего-то горько плачет.
    Что у зайки за беда,
    Кто обидел и когда?
    «Рыжехвостая лисица
    Утащила рукавицы.
    Лапки мерзнут у зайчишки,
    Помогите мне, детишки!»
    Мы возьмем клубок и спицы,
    Зайке свяжем рукавицы.
    Как теплее лапкам станет,
    Зайка плакать перестанет.
    Зайка (А. Барто)
    Зайку бросила хозяйка,
    Под дождем остался зайка.
    Со скамейки слезть не смог,
    Весь до ниточки промок.
    Русская народная песенка
    Заиньки перебегают
    То лужок, то лесок.
    Землянику собирают,
    Скок да скок! Скок да скок!
    Здесь полянка мягче шелка,
    Оглянись, оглянись!
    Берегись лихого волка,
    Берегись, берегись!
    Заиньки уснули сладко,
    Лес шумит, лес поет!
    – Убегайте без оглядки:
    Волк идет! Волк идет!

    Примечание: для детей старшего возраста (5–6 лет) игру можно усложнить.

    Когда дед Мазай спасает зайчика, тот должен спеть ему песенку, рассказать стихотворение или загадать загадку про зайчика.

    Гуси-гуси

    Цель: сплочение детей, развитие ловкости и быстроты у них.

    Оборудование: маски-шапочки с изображением гусей и волка.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель напоминает детям слова потешки «Гуси – гуси» и проводит обсуждение: «Как вы думаете, гусям было страшно, когда волк за ними охотился? Они долетели домой? А вы смогли бы обхитрить волка?»

    Педагог предлагает поиграть в игру и проверить, кто более ловкий и быстрый – волк или гуси. Игровой зал делится пополам (меловой линией, шнурком). Выбирается Волк, он остается у линии. Остальные игроки находятся по одну сторону от линии. Воспитатель зовет детей.

    В. Гуси-гуси!

    Д. Га-га-га!

    В. Есть хотите?

    Д. Да-да-да!

    В. Ну летите!

    Д. Мы не можем.

    Серый волк под горой

    Не пускает нас домой

    Зубы точит, съесть нас хочет.

    В. Ну летите, как хотите, только крылья берегите.

    После этих слов Гуси пытаются перебежать на сторону педагога, а Волк – поймать их и увести с собой в логово. Пойманные дети выбывают из игры. Волк может ловить игроков, только бегая вдоль черты. Игру можно повторить несколько раз.

    После игры можно прочитать детям стихотворение А. Барто «Гуси-лебеди».

    Мы делили апельсин

    Цель: сближение детей, развитие чувства товарищества и взаимопомощи, развитие быстроты и ловкости.

    Оборудование: вырезанные из картона крупные, хорошо заметные дольки апельсина ярко-оранжевого цвета.

    Возраст: 4–7 лет.

    Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение Л. Зубковой «Мы делили апельсин», а затем предлагает детям поиграть. Педагог очерчивает большой круг и объясняет, что игра должна проходить в его пределах, за круг выбегать нельзя. Один из детей по желанию ребенка или при помощи считалочки выбирается на роль Волка. Дети становятся кругом, воспитатель обходит круг, произносит слова стихотворения и раздает некоторым из детей дольки апельсина.

    Мы делили апельсин (Л. Зубкова)
    Мы делили апельсин.
    Много нас, а он один.
    Эта долька для ежа!
    Эта долька для чижа!
    Эта долька для утят!
    Эта долька для котят!
    Эта долька для бобра!
    А для волка – кожура!
    Он сердит на нас – беда!
    Разбегайтесь, кто куда...

    Как только прозвучат последние слова стихотворения, дети разбегаются, а Волк старается догнать одного из детей с долькой апельсина в руках.

    Если ребенка догоняет Волк, он передает дольку апельсина другому игроку. Отказываться от предложенной дольки нельзя. Как только Волк коснется игрока, держащего апельсин, тот сразу же должен отдать дольку Волку. Дети могут убегать от Волка только в пределах очерченного круга. Дети должны помогать друг другу, отвлекать внимание Волка на себя, пытаться выручить товарища, забрать у него апельсин, но в то же время не попасться Волку. Игра заканчивается после того, как Волк соберет все дольки апельсина. Затем можно выбрать нового Волка и начать игру заново.

    Примечание: В конце игры надо особо отметить тех детей, которые больше всех помогали другим и отвлекали внимание Волка на себя. По окончании игры рекомендуется провести беседу о том, как хорошо иметь товарищей, которые могут помочь и выручить, вспомнить вместе с детьми стихотворения и песни о дружбе. Например, «Песенка друзей» («Про шмеля Федю» – музыка Т. Островской, слова В. Аленикова), «Настоящий друг»(слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева). Также можно использовать следующие стихотворения:

    Друзья (Е. Стеквашова)
    Как начну конфеты есть,
    У меня дpузей не счесть.
    А закончились конфеты —
    И дpузей в помине нету.
    За конфету каждый дpуг
    Так и pвет ее из pук.
    Hу зачем мне дpужба эта?
    Я и сам люблю конфеты.
    Медвежья услуга (Е. Стеквашова)
    Мне как истинному другу
    Оказал медведь услугу:
    Вместо плошки он в угоду
    Отдал целый улей меду!
    Мед люблю, но не по вкусу
    Мне пчелиные укусы.

    Елочка – иголочка

    Цель: сближение детей, повторение новогодних стихотворений и песен.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: игра проводится в преддверии Нового года. Педагог читает детям стихотворение «Елочка», предлагает его запомнить. Дети делятся на команды по 6–7 человек, в зависимости от величины группы. Один из детей при помощи считалочки выбирается Елочкой, остальные будут Иголочками. Иголочки встают вокруг Елочки и берут друг друга за руки. Команды действуют по очереди: Иголочки ходят вокруг своей Елки, вместе озвучивают слова стихотворения «Елочка».

    Елочка (М. Ивенсен)
    И. Елочка, елка,
    Колкая иголка,
    Где ты выросла?
    Е. В лесу.
    И. Что ты видела?
    Е. Лису.
    И. Что в лесу?
    Е. Морозы,
    Голые березы,
    Волки да медведи —
    Все мои соседи.
    И. А у нас под Новый год
    Каждый песенку поет.

    Елочка должна вспомнить и назвать песенку, стихотворение или сказку про елку. Затем играет следующая команда и т. д. Побеждает команда, вспомнившая больше всех стихотворений и песен про елку. Если Елочка затрудняется с ответом, Иголки помогают ей.

    Примечание: игра может проводиться и в преддверии других праздников, тематикой песен и стихов соответственно является тема, близкая этому празднику.

    Предварительно можно ознакомить детей со следующими стихотворениями и песнями:

    Маленькой елочке холодно зимой (слова З. Александровой музыка М. Красева)
    Маленькой елочке
    Холодно зимой.
    Из лесу елочку
    Взяли мы домой.
    Сколько на елочке
    Шариков цветных,
    Розовых пряников,
    Шишек золотых!
    Ветку нарядную
    Hиже опусти,
    Hас шоколадною
    Рыбкой угости!
    Станем под елочкой
    В дружный хоровод,
    Весело, весело
    Встретим Hовый год!
    Елка (Е. Трутнева)
    Вырастала елка
    В лесу на горе.
    У нее иголки
    Зимой в серебре.
    У нее на шишках
    Ледышки стучат,
    Снежное пальтишко
    Лежит на плечах.
    Жил под елкой зайка
    С зайчихой своей.
    Прилетала стайка
    Чечеток с полей.
    Приходили к елке
    И волки зимой...
    Увезли мы елку
    К себе домой.
    Нарядили елку
    В новый наряд —
    На густых иголках
    Блестки горят.
    Началось веселье —
    Песни да пляс!
    Хорошо ли елка,
    Тебе у нас?

    Птицеловы

    Цель: сближение детей.

    Оборудование: платочки для каждой птицы.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям игру. В этой игре дети будут выполнять роли Птичек и Птицеловов. На игровой площадке очерчивается круг, игра будет проходить внутри него, за пределы этого круга выбегать нельзя. При помощи считалки дети выбирают Птицеловов, их количество зависит от количества детей в группе, примерно 4–5 на 20 человек. Птички берут в руки платочки, бегают и машут ими, Птицеловы догоняют Птиц. Пойманные Птицы отдают платочек поймавшему их Птицелову, тоже становятся Птицеловами и начинают догонять оставшихся Птиц. Победителем игры считается Птицелов, который собрал больше всего платочков.

    Добрые слова

    Цель: помочь детям увидеть хорошие качества в людях.

    Оборудование: мяч.

    Возраст: 3–6 лет.

    Ход игры: дети встают в круг, воспитатель рассказывает сказку: «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил детей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: мамами, папами, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «умный», «добрый», «красивый», «нежный». Педагог говорит: «А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем это увидеть».

    Педагог предлагает взять мяч ребенку, назвать положительное качество своего соседа и передать ему мяч. И так по кругу, пока мяч не обойдет всех детей.

    Примечание: дети младшего возраста могут только назвать положительное качество соседа (Миша добрый), более старшие дети должны обосновать свой ответ (Миша добрый потому, что он всегда делится игрушками).

    Птицы в ловушке

    Цель: научить детей сопереживать, сочувствовать. Кроме того, игра способствует развитию быстроты, ловкости.

    Оборудование: маски-шапочки с изображением птиц.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель проводит беседу о птицах, рассказывает детям о том, что есть птицы, которые улетают в теплые края, а есть такие, которые остаются зимовать дома. Говорит о том, как труден перелет улетающих птиц, а также какие опасности могут подстерегать оставшихся птичек в лесу, в том числе опасность быть пойманным в ловушку. «Представьте, какими сильными и быстрыми приходится быть птичкам!» – говорит воспитатель и предлагает проверить, насколько дети сильные и ловкие.

    Часть детей становится в круг – это клетка. Остальные дети – Птицы. Воспитатель говорит: «Сейчас мы в лесу. Птички порхают с ветки на ветку, радуются солнечному деньку. Но опытный охотник поставил ловушку и хочет поймать птичек. Как только охотник соберется захлопнуть ловушку, я позову вас домой, летите ко мне». Играет веселая музыка, Птички летают по ловушке, затем по команде педагога «домой» музыка выключается, дети в кругу берут друг друга за руки, замыкают круг, а Птицы должны успеть убежать из круга. Птицы, попавшие в ловушку, выбывают из игры. Игра повторяется 4–5 раз, дети могут меняться ролями.

    Примечание: для детей 5—6-летнего возраста игра проводится до тех пор, пока все Птицы не будут пойманы. После этого дети должны перечислить названия птиц, которых они знают, и вспомнить стихотворения, загадки, песенки про них.

    Материал для предварительного ознакомления:

    Десять птичек – стайка (И. Токмакова)
    Пой-ка, подпевай-ка:
    Десять птичек – стайка.
    Эта птичка – соловей,
    Эта птичка – воробей,
    Эта птичка – совушка, сонная головушка.
    Эта птичка – свиристель,
    Эта птичка – коростель,
    Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
    Это – зяблик, это – стриж,
    Это – развеселый чиж.
    Ну а это – злой орлан.
    Птички-птички, по домам!
    Русская народная потешка
    Скок, скок, поскок,
    Молодой дроздок
    По водичку пошел,
    Молодичку нашел.
    Молодиченька
    Невеличенька,
    Сама с вершок,
    Голова с горшок.
    Красавец-петушок (П. Синявский)
    Сапоги со шпорами,
    Шапка пирожком —
    Курица любуется
    Петей-Петушком.
    Русская народная потешка
    Петушок-петушок, золотой гребешок,
    Масляна головушка, шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь?

    Веселая зарядка

    Цель: объединить детей, научить соотносить действия с произносимыми словами.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Не только мы с вами по утрам делаем зарядку. Звери в лесу тоже хотят быть сильными и здоровыми. Давайте представим, что мы зайчики в лесу, и сделаем заячью зарядку». Педагог читает текст и показывает движения, дети повторяют.

    Зайчик:

    После этого воспитатель предлагает побыть хомячками.

    Хомячок:

    Воспитатель предлагает детям придумать свою – медвежью, лисью, тигриную, беличью – зарядку. Дети по очереди показывают несколько движений, остальные их повторяют. После 3–4 движений можно сменить зверя.

    Ожившие игрушки

    Цель: научить детей вживаться в образ.

    Оборудование: мешочек с игрушками.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.

    Примечание: игру можно проводить для детей в возрасте5—6 лет, вместо игрушек можно использовать небольшие предметы обихода детей – линейку, ключ от шкафа, листочек бумаги.

    Дети вытаскивают предметы и рассказывают от первого лица, из чего этот предмет сделан, для чего он служит, как он попал в детский сад.

    Одуванчик

    Цель: объединить детей, пополнить знания о растениях.

    Оборудование: белые салфетки или платочки.

    Возраст: 2–4 года.

    Ход игры: дети идут по кругу, держатся за руки и говорят:

    Носит одуванчик
    Желтый сарафанчик.
    Подрастет – нарядится
    В беленькое платьице.

    (Серова Е.)

    Воспитатель командует:

    Игра повторяется 3–4 раза, затем дети вспоминают, какие растения они знают, и воспитатель рассказывает о комнатных растениях, растущих в детском саду, об их красоте и пользе.

    Одуванчик (И. Винокуров)
    Стоит он у стежки
    На тоненькой ножке,
    Гордится обновой —
    Шапкой пуховой.
    Померить ту шапку
    Жуку захотелось:
    Едва прикоснулся,
    Она разлетелась.
    Колосок (Е. Стеквашова)
    Вырос в поле колосок
    Из земли вбирая сок,
    Сжатый бережно рукой,
    Стал на мельнице мукой.
    Из муки той хлебопек
    Хлеба мягкого испек.
    В него вложили столько сил,
    А ты разок лишь откусил.

    Примечание: для детей в возрасте 5–7 лет игра проводится так же, но потом дети рассказывают о растениях, которые есть у них дома, вспоминают песни, стихи и загадки, связанные с растениями.

    Не прозевай!

    Цель: развить в детях умение действовать коллективно и играть в коллективе, проверить внимательность детей.

    Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.

    Возраст: 2–3 года.

    Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята», а также следующие стихотворения:

    Русская народная потешка
    Котя, котенька, коток,
    Котя – серенький хвосток,
    Приходи, котя, спать,
    Нашу Машеньку качать.
    Про кошку (Е. Стеквашова)
    Мою pучки, мою ножки,
    Мою спинку нашей кошке.
    Кошка очень pассеpдилась:
    «Я сама уже умылась».
    Рыбалка (Е. Стеквашова)
    Ловим pыбу вместе с кошкой,
    Мы с утpа pыбачим с ней.
    Кошке – мелкую pыбешку,
    Мне, конечно, покpупней.
    Hемудpеная наука —
    Наблюдать за поплавком.
    Может быть, поймаю щуку,
    Может, попадется сом.
    Hо везет пока лишь кошке:
    Щука не клюет на крошки.
    Клубок (В. Степанов)
    За клубком котенок
    Прыгнул, как тигренок,
    Лапками катает,
    Зубками кусает.
    Шляпа (В. Степанов)
    Не спеша, на мягких лапах
    По квартире ходит шляпа —
    Это кот, усатый кот
    В шляпе папиной идет.
    Мурочка (В. Степанов)
    Мурка шерстку прилизала,
    Новый бантик повязала.
    А еще нашлись у кошки
    Рукавички и сапожки.
    Улыбнулась Мурочка:
    – Я теперь – снегурочка.
    Обновки (П. Воронько)
    Я купила кошке
    К празднику сапожки,
    Причесала ей усы,
    Сшила новые трусы.
    Только как их надевать?
    Хвостик некуда девать!

    Примечание: для детей 4–5 лет игру нужно немного усложнить: при первом слове «котенок» мяукает и умывается один из детей, при следующем слове «котенок» – следующий ребенок и т. д.

    Для детей 6–7 лет при слове «котенок» вместо «мяу» надо сказать, какой раз это слово произносится в стихотворении. В следующем стихотворении счет начинается заново.

    Театральное представление

    Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.

    Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.

    Примечание: в зависимости от возраста детей сказки могут быть как простыми, содержащие короткие реплики («Курочка Ряба», «Репка»), так и сложными, с большим количеством героев, с длинными репликами.

    Также вместо костюмов можно использовать обычные игрушки или изготовить кукол, одевающихся на руку. Их легко можно сшить из небольших цветных клубков, на которые наклеиваются глазки, волосы, и кусочков ткани, из которых выкраиваются платья. Пальчики дети вдевают в рукава этих платьев.

    Ромашки на лугу

    Цель: развитие внимательности, воображения у детей.

    Оборудование: аудиозаписи небольших отрывков грустной и веселой мелодий.

    Возраст: 3–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. «Представьте, что игровой зал – это большой луг. Все дети – это ромашки на лугу. Звучит веселая музыка – значит, наступило утро, все Ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая вверх руки. Когда звучит грустная музыка, идет сильный дождь, Ромашки закрывают глаза, обнимают себя за плечи, им холодно и страшно. Если наступает тишина, наступила ночь, Ромашки присаживаются на корточки, подкладывают ладошки под щеку и спокойно спят».

    Педагог ходит среди детей, поощряет их актерские способности.

    Снежный ком

    Цель: познакомить детей друг с другом.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, давайте проверим, как хорошо мы знаем друг друга». Дети становятся в круг. Один из игроков представляется: «Меня зовут Дима». Второй повторяет и добавляет «Его зовут Дима. Меня зовут Катя». Третий повторяет и добавляет свое имя и т. д. Как только ребенок сбивается и не может повторить цепочку, игра начинается заново.

    Примечание: чем старше ребенок, тем больше о себе он может рассказать, в его рассказ могут добавиться фамилия, возраст, его увлечения и т. д.

    Папа едет на работу

    Цель: научить общаться в коллективе, уметь отстаивать свое мнение.

    Оборудование: карандаши и бумага.

    Возраст: 2–4 года.

    Ход игры: дети произносят слова: «Папа едет на работу. Он садится на ... (называется транспортное средство). Например, трамвай. Педагог возражает: „Трамваи не ходят, отключили электричество“. Дети продолжают: „Папа едет на работу. Он садится на автобус“. Воспитатель говорит: „Но у автобуса закончился бензин“. И так перечисляются все виды транспорта, знакомые детям. Нельзя допускать повторов ни в перечислении видов транспорта, ни в причинах, по которым папа не может поехать на них. В конце игры педагог делает обобщение, какие виды транспорта знают дети, предлагает их нарисовать.

    Примечание: с детьми в возрасте 5–7 лет игра проводится следующим образом. Детиделятся на две группы, одна перечисляет транспортные средства, на которых пытается уехать папа, другая «чинит препятствия» папе. После игры дети вспоминают загадки, которые они знают на эту тему, или отгадывают загадки, которые предлагает педагог.

    В игре можно использовать следующие загадки:

    Маленькие домики
    По улице бегут.
    Мальчиков и девочек
    Домики везут.

    (Автобус)

    Держусь я только на ходу:
    Если встану – упаду.

    (Велосипед)

    Несется и стреляет,
    Ворчит скороговоркой.
    Трамваю не угнаться
    За этой тараторкой.

    (Мотоцикл)

    Паровоз без колес!
    Вот так чудо-паровоз!
    Не с ума ли он сошел,
    Прямо по морю пошел!

    (Пароход)

    Конь стальной овса не просит,
    А пашет и косит.

    (Трактор)

    Поливаем огород

    Цель: научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.

    Оборудование: красные фишки, лейка.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:

    Дождик долго не идет,
    Поливаем огород.
    В лейку воду набираем
    И на грядке поливаем...

    Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». Если ребенок ошибается, он получает штрафную красную фишку. Долго думать и менять ответ не разрешается. Затем в роли поливальщика выступает другой ребенок. Кто больше всех получил таких фишек, тот должен выполнить задание, которое придумают для него дети.

    Примечание: если играют дети в возрасте 5–7 лет, то им отвечать нужно быстро, без запинок. Если ребенок задерживается с ответом, он получает штрафную фишку. Игру можно усложнить – называть только растения. Ребенок должен определить, какие растения нужно поливать, а какие нет. В случае спора ответ считается правильным, если ребенок сможет обосновать свой ответ. Например, из крапивы можно сварить суп.

    После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.

    В игре можно использовать следующие загадки:

    В землю голову он спрятал,
    Остры стрелы обнажил,
    Если был бы он послаще,
    Я бы с ним тогда дружил.

    (Лук)

    Зеленый, полосатенький,
    В середине сладенький.

    (Арбуз)

    Золотое решето
    Черных домиков полно.

    (Подсолнух)

    У кого одна нога,
    Да и та без башмака?

    (Гриб)

    Домашние питомцы

    Цель: научить детей описывать свои действия, выполнять какие-либо действия, воспринимая их на слух.

    Оборудование: предварительно нарисованные детьми рисунки своих питомцев.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, у кого из них есть домашние животные. Дети рассказывают о своих животных, рыбках, птичках, пресмыкающихся, показывают свои рисунки. Педагог предлагает рассказать в форме игры, как дети ухаживают за своими маленькими друзьями. «У Юры дома живут рыбки. Юра, расскажи, как ты за ними ухаживаешь. Ребята, чтобы Юре было легче, давайте представим, что мы и есть его рыбки».

    Юрин рассказ: «В 7 часов утра я просыпаюсь и включаю рыбкам освещение. Мои рыбки очень радуются и плавают по всему аквариуму. Потом я кормлю рыбок: стучу им по стеклу, и они собираются у кормушки....» Дети сопровождают рассказ Юры действиями. Педагог может помочь рассказчику наводящими вопросами. Например, можно спросить, какие рыбки живут у него, какая рыбка самая красивая, как давно у него есть аквариум. Затем выбирается новый рассказчик, который рассказывает о своей собачке, какой она породы, как ее зовут, как ребенок водит ее гулять, чем кормит.

    Говорящая книга

    Цель: научить детей последовательно выполнять действия в коллективе.

    Оборудование: книги большие и маленькие, толстые и тонкие, в разных переплетах, книжки-малышки.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель демонстрирует книги и говорит: «На свете есть много-много разных книг. Есть книги для детей – больших и маленьких. Есть книги для взрослых на самые разные темы. Пройдет немного времени, и вы будете учиться в школе, научитесь читать, писать, считать и еще многому другому и сможете перечитать небольшую часть этих книг. А пока что вам читают ваши мамы, папы, дедушки, бабушки. Кто еще?» Дети перечисляют. Педагог говорит: «Сейчас мы попробуем стать самой настоящей говорящей книгой! Таких книг еще нет на свете». Дети рассаживаются в ряд на стульчики, ладошки сложены вместе на коленях. Воспитатель называет книгу, которую дети будут изображать. Это должна быть хорошо известная всем детям сказка. Педагог указывает на ребенка, делает вид, что перелистывает страничку. Ребенок разводит руки в стороны – открывает страницу, говорит первое предложение из сказки, затем складывает ладошки – закрывает страницу. Следующий ребенок тоже «открывает страницу», продолжает сказку, «закрывает». Так дети рассказывают сказку до конца.

    Примечание: если играют дети в возрасте 5–7 лет, сказку можно проиллюстрировать картинками. Для этого несколько детей становятся перед группой и по знаку педагога изображают называемое действие. Также сказку можно заменить стихотворением (которое дети знают наизусть) или же сочинить новую сказку по ходу игры.

    Магазин «детский мир»

    Цель игры: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

    Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.

    Примечание: если играют дети в возрасте 5–6 лет, то покупатель приходит в магазин, рассматривает игрушки, просит рассказать о них. Продавец показывает игрушки, рассказывают, из чего они сделаны, с какого возраста в них можно играть, сколько они стоят. На основании рассказа покупатель делает свой выбор.

    В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».

    Куда иголка, туда и нитка

    Цель: способствовать сближению детей, научить преодолевать скованность, застенчивость.

    Оборудование: отрывки записей музыкальных произведений (попурри), аудиотехника.

    Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: в процессе игры музыкальное сопровождение меняет темп и ритм, вместе с музыкой меняет движения ребенок, возглавляющий колонну. Остальные участники стараются повторить в точности его движения.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх