• Бегите ко мне
  • Где позвонили
  • Найди флажок
  • Найди предмет по описанию
  • Сложи картинку
  • Через ручеек
  • Кто скорее соберет
  • Сортируй быстро
  • Каждой вещи – свое место
  • Кто быстрее перенесет мячи
  • Не оставайся на полу (на земле)
  • Волк во рву
  • Найди и промолчи
  • Хитрая лиса
  • Соедини части – получишь целое
  • Горелки
  • Передай – встань
  • Глава 5

    Игры, развивающие волевые качества личности ребенка

    Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке над детьми, а это может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным обществом, преодолевать встречающиеся трудности – вот неполный перечень требований, предъявляемых будущему гражданину общества. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность. В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности. Эти игры побуждают детей к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками.

    Предлагаем игры, направленные на воспитание нравственно-волевых качеств ребенка.

    Бегите ко мне

    Цель: воспитывать организованность, развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе, не толкаясь. Дети упражняются в ходьбе и беге по прямому направлению.

    Оборудование: стульчики по количеству играющих детей.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: дети сидят на стульях у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки. Когда дети соберутся вокруг воспитателя, он предлагает им погулять. Дети свободно гуляют. «Бегите домой», – говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и садятся на них.

    Где позвонили

    Цель: воспитывать дисциплинированность, учиться выполнять требования воспитателя, развивать выдержку.

    Оборудование: стульчики на каждого ребенка, звонок (колокольчик).

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: дети сидят по кругу. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен, не открывая глаз, указать рукой направление (повернуться лицом к тому месту), откуда доносится звук. Если он указывает правильно, воспитатель говорит «пора», и отгадывающий ребенок открывает глаза, а тот, кто звонил, поднимает звонок и показывает его. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего. Воспитатель следит за тем, чтобы водящий во время игры не открывал глаза, чтобы дети звонили не слишком громко.

    Найди флажок

    Цель: воспитывать организованность, дисциплинированность и настойчивость: учить выполнять требования воспитателя, желание достигать поставленной цели, развивать наблюдательность, выдержку.

    Оборудование: стульчики на каждого ребенка, флажки для всех играющих (по 1 шт.).

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора», – говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль комнаты, держа в руке флажок. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «на места» дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель следит за тем, чтобы дети открывали глаза только по сигналу «пора» и брали только один флажок. Игра повторяется 2–3 раза.

    Найди предмет по описанию

    Цель: воспитывать дисциплинированность, выдержку, умение своевременно выполнять требования, развивать наблюдательность, находчивость, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам.

    Оборудование: мяч, машина, кукла, ведерко, собачка и прочие игрушки.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он предлагает детям поиграть. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры. При этом воспитатель обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: – Разбежались все наши игрушки. Сейчас мы их найдем. А поможет нам Буратино. Он сначала расскажет о той игрушке, которую вы должны найти самой первой.

    Буратино описывает мяч – круглый, резиновый, может прыгать и катиться по полу. Дети отгадывают. Буратино предлагает одному ребенку найти мяч. После того как ребенок найдет и принесет мяч, Буратино описывает другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место. Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает поиграть с игрушками, ведь теперь они знают, как с ними играть.

    Сложи картинку

    Цель: воспитывать настойчивость и самостоятельность – умение длительное время прикладывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее, умение преодолевать трудности и достигать результаты – развивать волю, усидчивость, целеустремленность.

    Оборудование: 2 коробки с картинками. В одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке – такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети называют. Воспитатель накладывает часть картинки на целую, затем предлагает подобрать другие части к этой картинке. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной части от картинки и предлагает сложить целую картинку. Игру можно усложнить, внеся элемент соревнования. Кто первый сложит картинку, тот выигрывает. Усложнить игру можно и по количеству частей (картинку можно разрезать на 6 частей), и по содержанию (на картинке не один предмет, а небольшой сюжет). Воспитатель следит за тем, чтобы дети самостоятельно доводили начатое дело до конца.

    Через ручеек

    Цель: воспитывать организованность – умение четко выполнять правила игры, преодолевать препятствия, встречающиеся на пути.

    Оборудование: два шнура, дощечки.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: вдоль площадки кладут два шнура на расстоянии 1,5–2 м один от другого – это ручеек. На берегу стоят дети. Они должны перейти через ручеек по камешкам (по дощечкам) на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети, перебираясь на другую сторону ручья, прыгали с одного камешка на другой. Одновременно переходят через ручеек 3–4 детей, остальные сидят на стульях и наблюдают за ними. Кто оступился и промочил ноги, идет сушиться на солнышко – садится на стул. После того как все перейдут через ручеек, игра возобновляется. Игру можно повторить 2–3 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правило – кто ступил ногой в ручеек, тот считается проигравшим.

    Кто скорее соберет

    Цель: воспитывать у детей выдержку и дисциплинированность, быстроту реакции на слово воспитателя. Закрепить умение группировать овощи и фрукты.

    Оборудование: 2 корзины для фруктов и овощей, игрушки – муляжи овощей и фруктов.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: Воспитатель. Обращаясь к детям, напоминает им, что они уже знают многие овощи и фрукты. Предлагает детям устроить соревнования: кто скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (на ней нарисовано яблоко) надо собрать фрукты, а в эту (нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет корзину. Все мы потом проверим, не забыли ли что-нибудь в саду или на огороде. Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу. Выбирают две команды по 2–3 человека. Одна команда – садоводы, другая – овощеводы. По сигналу воспитателя, дети собирают урожай в соответствующие корзинки. Называют команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

    Сортируй быстро

    Цель: воспитывать ответственность за порученное дело – понимать значимость и необходимость выполнения этого поручения, быть готовым держать ответ за порученное дело.

    Оборудование: 30 листочков, на которых нарисованы геометрические фигуры. Из них 10 листочков желтого цвета с нарисованными треугольниками, 10 – зеленого цвета с нарисованными кругами, 10 – красного цвета с квадратами, 3 коробочки для каждой геометрической фигуры.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает разложить по разным коробочкам карточки с нарисованными фигурами: в одну коробку – круги, в другую – квадраты, в третью – треугольники. Эти карточки будут необходимы для занятия, нужно быть внимательными, ошибаться нельзя. По окончании работы проверить, не допустил ли кто ошибки. Воспитатель оценивает результат проделанной работы. Можно заметить по часам, сколько времени понадобится ребенку, чтобы разложить карточки по своим местам.

    Каждой вещи – свое место

    Цель: воспитывать у детей организованность: уметь выполнять цель, поставленную воспитателем, рационально использовать время для выполнения задания, сдерживать импульсивные порывы.

    Оборудование: разные предметы, расположенные в комнате.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям заметить, где лежат, стоят, висят различные предметы, а затем выйти из комнаты. 7—10 небольших предметов воспитатель собирает на столе, приглашает детей в комнату и предлагает вернуть каждый предмет на его постоянное место.

    Примечание: возможен и такой вариант игры. Воспитатель меняет предметы местами. Задача играющих – вернуть вещи на прежние места.

    Кто быстрее перенесет мячи

    Цель: воспитывать организованность, умение соблюдать правила игры, умение контролировать свои действия, соблюдать дисциплину, умение согласовывать свои интересы с окружающими.

    Оборудование: мячи по количеству играющих детей, обручи.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: игроки выстраиваются в три-четыре колонны. В центре площадки кладется обруч большого диаметра, а в него – малые мячи по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колонне первыми, бегут к обручу. Берут по одному мячу и становятся в конец своей колонны. Второй игрок начинает бег после того, как первый пересечет линию, обозначенную перед каждой командой. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.

    Не оставайся на полу (на земле)

    Цель: воспитывать дисциплинированность (умение воздерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины), выдержку, ловкость и смелость. Развивать умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке (найти свободное возвышение и взобраться на него).

    Оборудование: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышения, скамейки, невысокие ящики, чурбаны.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: в различных местах площадки (комнаты), ближе к ее границам, расставлены предметы высотой 25–30 см, на которые дети должны взбираться. Выбирается ловец. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки. Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от темпа или ритма звуков, которые дает воспитатель. Ловец принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловец ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того как игра повторена 2–3 раза, проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловец. Общая продолжительность игры 5–7 минут. В игре дети соблюдают следующие правила.

    1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя – надо влезать на возвышение.

    2. Занимать можно любое место.

    3. Ловить можно только после слова «лови».

    Во время игры воспитатель должен следить, чтобы дети спрыгивали с возвышения двумя ногами и мягко приземлялись, сгибая колени. Дети должны разбегаться по всей площадке подальше от предметов. На которые они должны взбираться.

    Волк во рву

    Цель: развивать у детей смелость и ловкость, воспитывать дисциплину и организованность.

    Оборудование: мел, шапочка для волка.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: посередине площадки проводятся две параллельные черты, на расстоянии 80—100 см одна от другой – это ров. По краям площадки на расстоянии 1–2 шагов от ее границы очерчивается дом козы. Воспитатель назначает одного играющего Волком; остальные изображают Коз. Все Козы располагаются на одной стороне площадки (у дома). Волк становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» Козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а Волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит (вправо или влево) в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», Козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные Козы возвращаются в свой дом и назначается (выбирается) другой Волк (но не из числа пойманных коз). Продолжительность игры 5–7 минут. Повторить эту игру можно 4–5 раз.

    Правила игры:

    1) Козы не выбегают из дома до слов «волк во рву»;

    2) Волк может ловить коз только во рву;

    3) Коза считается пойманной в том случае, если Волк ее коснулся или если она попала в ров хотя бы одной ногой.

    Продолжительность игры устанавливается в зависимости от числа перебежек (т. е. числа прыжков, сделанных Козами) – примерно 12–16 прыжков. В данном случае линии должны расходиться лучами под углом, чтобы дети, затрудняющиеся в прыжках, все же могли бы перепрыгнуть. Для усложнения игр вместо одного Волка можно выбрать двух.

    Найди и промолчи

    Цель: воспитывать организованность – умение следовать цели, рационально использовать время, установленное для выполнения задания, умение ускорить темп работы, развивать выдержку, наблюдательность, сообразительность, выдержку.

    Оборудование: стульчики для всех играющих. Игрушка-медвежонок.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: дети сидят по одной стороне площадки лицом к воспитателю. Воспитатель предлагает всем играющим встать, повернуться спиной и закрыть глаза. А сам в это время прячет маленького медвежонка. Затем по сигналу воспитателя «готово» дети открывают глаза и начинают поиски медвежонка. Нашедший игрушку должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел его, и сесть на свое место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут медвежонка. В конце игры отмечается, кто первый нашел игрушку. Игру можно повторить 3–4 раза. Следить за тем, чтобы дети соблюдали правила:

    1) нельзя открывать глаза, пока воспитатель не скажет «готово»;

    2) заметив игрушку, играющий не должен брать ее, а только сообщить на ухо воспитателю место, где спрятана игрушка;

    3) тот кто подсмотрел, не участвует в поисках медвежонка.

    Хитрая лиса

    Цель: воспитывать дисциплинированность, организованность, учить соблюдать правила игры, развивать выдержку, наблюдательность.

    Оборудование: игровая площадка или спортивный зал.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом Лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится Хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них Хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и Хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, ты где?», Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а Лиса их ловит. Пойманного, т. е. того играющего, до которого она коснулась рукой, Лиса отводит к себе в дом. После того как Лиса поймала 2–3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется. Воспитатель следит за тем, чтобы Лиса начинала ловить детей только после того, как играющие в третий раз спросят, где Хитрая лиса. Если Лиса выдала себя раньше времени, то назначается новая Лиса. Ребенок, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

    Соедини части – получишь целое

    Цель: воспитывать у детей самостоятельность, умение выполнять работу без посторонней помощи, получать моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия, но послушно, внимательнопринимать предложение воспитателя.

    Оборудование: 2 одинаковые красочные картинки, ножницы, конверт.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает разрезать одну картинку на 2 части. Из двух частей составить картинку нетрудно. Затем предложить разрезать полученные части и, глядя на целую картинку, составить такую же из разрезанных частей. Повторить задание несколько раз: с каждым разом получается все больше частей, и составлять из них картинку становится все трудней. Разрезанную на части картинку и целую положить в конверт.

    Горелки

    Цель: воспитывать организованность и дисциплинированность – учить детей сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия, развивать у детей выдержку, ориентирование в пространстве.

    Оборудование: спортивный зал или игровая площадка на улице.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2–3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих, ловящий, становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Глянь на небо —
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!
    Раз, два, три – беги!

    После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь схватиться за руки раньше ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успевают встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары ребенок становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого-нибудь из пары, он остается в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше слова «беги». Бегущие должны соединиться в пару впереди черты, на которой стоит ловящий. Нельзя возвращаться в колонну, не соединившись в пару. Число участвующих не должно превышать 15–17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения. Игру можно повторить 2–3 раза.

    Передай – встань

    Цель: воспитывать у детей организованность и дисциплинированность, чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.

    Оборудование: два больших мяча.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: Играющие строятся в две колонны на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой колонне стоят друг от друга на расстоянии вытянутых вперед рук. Перед колоннами проводится черта. Воспитатель кладет на черту перед первыми стоящими в колоннах два мяча. По сигналу воспитателя «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его в свою очередь назад через голову, затем тоже встает – так до последнего в колонне. Выигрывает колонна, которая правильно передавала и не роняла мяч. Когда обе колонны встали (спиной к черте), воспитатель дает сигнал «сесть». Все снова садятся, и игра продолжается. Повториться игра может 3–4 раза, после чего воспитатель подсчитывает, какая колонна выиграла большее число раз. Дети строго соблюдают правила:

    1) передавать мяч можно только через голову и в положении сидя;

    2) вставать можно лишь после того, как мяч передан позади сидящему;

    3) не сумевший принять мяч (мяч укатился) бежит за ним, садится и продолжает игру.

    Воспитатель должен учесть, что в колонне не должно быть более 6–8 детей, причем число играющих в обеих колоннах должно быть одинаковым. За каждый выигрыш можно давать колонне флажок и, заканчивая игру, подытожить число флажков в каждой колонне.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх