УКАЗАТЕЛЬ ПО ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Направления, системы, школы Абхидхарма Адвайта-веданта Адживика Амаравиккхепики Апарантакаппики Астика-настика Аюрведа Буддизм Буддийская философия Ваджраяна Вайбхашика Вайшешика Ватсипутрия Веданта Вибхаджьявада Вишишга^адвайта Вишуддха-адвайта Джайнизм Джайнская философия Дхармагуптака Индийская философия Индуизм Йога Йогачара Кашьяпия Ламаизм Локаятики Мадхьямика Махасангхика Махишасака Миманса Навья-ньяя Неоведантизм Ньяя Ньяя-вайшешика Паривраджаки Прасангика-мадхьямика Пуббантакаппики Пурва-миманса — см. Миманса Самматия — см. Ватсипутрия Санкхья Саугрантика Сватантрика-мадхьямика Стхавиравада Тантризм Тхеравада Уддхамагхатаники Уттара-миманса — см. Веданта Чарвака Шабда-адвайта Шиваизм кашмирский Доктрины, концепции (вады) абхихита-анвая («связывание [уже] выраженного») — учение о смысле слов в предложении (философия языка) аджати-вада — см. Мадхьямика анатма-вада — доктрина не-души (буддизм) анвита-абхидхана («выражение связанного») — учение о смысле слов в предложении (философия языка) анэканта-вада — теория неоднозначности истины (джайнизм) апоха-вадя — теория обозначения через исключение (буддийский номинализм) артха-крия-каритва — доктрина «сущего в действующем» (буддизм) асаткарья-вада — учение о непредсуществовании следствия в причине ачинтья-бхеда-абхеда — непостижимость сходства и различия (в соотношении Абсолюта и эмпирического мира — разновидность веданты) бимба-пратибимба-вада — учение об образе и прообразе (в соотношении Абсолюта и эмпирического мира — разновидность веданты) бхеда-абхеда — учение о тождестве и различии (в соотношении Абсолюта и эмпирического мира — разновидность веданты) виварта-вада — учение об иллюзорной модификации причины внджияна-вада — доктрина абсолютного идеализма (буддизм) восьмеричный путь — буддийское учение о пути освобождения дришти-срншти-вада — учение о видении как творении (веданта) а-вада — учение об Ишваре, теизм - теория ошибок (логика) i — учение о мгновенности дхарм (буддизм) i — атеизм нихсвабхава-вада — см. Шунья-вада нияти-вада — доктрина детерминизма (адживика) панчавидхакальпана — пятиричное ментальное конструирование (буддизм) паратах-праманья — учение о несамодостоверности знания (эпистемология ньяи и вайшешики) паринама-вада — учение о модификации причины (санкхья) пратитья-самутпада — учение о взаимозависимом возникновении (буддийская доктрина причинности) пудгала-вада — учение об индивиде (буддизм) сарвастивада — учение о существовании всех дхарм (буддизм) саткарья-вада — учение о предсуществовании следствия в причине свабхава-вада — учение о собственной природе вещей сватах-праманья — учение о самодостоверности знания (миманса, веданта) четыре благородные истины — основные принципы буддизма шунья-вада — учение о всеобщей относительности (буддизм) ядриччха-вада — учение о случайности

538

Категории, понятия абхава — небытие аваява — часть, член силлогизма аваявин — целое (проблема части и целого) авидья — метафизическое неведение адрипгга — невидимый фактор (механизм действия кармы в вайше- шике) адхарма —недобродетель, порок аланкара —украшение (термин эстетики) алаявиджняна — «сокровищница сознания» (буддизм) анвая-вьятирека — со-присутствие — со-отсугствие (логические термины) антахкарана — внутренний орган (антропология) анумана — логический вывод (источник достоверного познания) апрама — см. прама-алрама аптавачана — словесное свидетельство авторитетной личности (источник достоверного познания) апурва — результат без причины (механизм действия кармы в мимансе) артха — значение, цель, объект, польза артхапатти — гипотетическое умозаключение (источник достоверного познания) архат — совершенная личность (буддийский святой) асравы — «притекания» (психологические препятствия для освобождения) атман — душа, абсолют аханкара — принцип индивидуации ахимса — непричинение вреда аятаны — см. дхармы бавдха — космическое закабаление бодхисаттва — «тот, чья сущность — просветление» (буддийский святой) брахман — высший принцип, абсолют буддхи — познавательный акт, интеллект бхава — бытие, становление (диспозиции сознания в санкхье и эстетике) бхрама — заблуждение, ошибка бхуты — материальные элементы (натурфилософия) вада — учение, спор ради истины (ньяя) виджняна — различающее познание витанда — эристический спор вишеша — особенное, специфическое вритти — функционирование перцептивных, моторных и ментальных способностей индивида (термин эстетики) вьявахарика-парамартхика — эмпирическая и высшая истины вьякта-авьякта — проявленное-непроявленное (понятия санкхьи) вьяпти — «проникновение», импликация (термин логики) гуна — качество, свойство гуны — силы-субстанции (санкхья) даршана — «видение», доктрина джалпа — софистистический спор джати — род, псевдоответ (категория ньяи) джнва — индивидуальная душа, жизненный принцип джняна — знание джнятри — субъект познания доши — негативное состояние сознания в ньяе (термин эстетики) дравья — субстанция, вещь дриштанта — наглядный пример (в логике) духкха — неудовлетворенность (общеиндийская категория) дхарма — закон, долг (общеиндийская категория) дхармы — элементы существования (буддизм) дхату — см. дхармы дхвани — резонанс, косвенный смысл (термин эстетики) дхьяна — медитация индрни — способности восприятия и действия Ишвара — Демиург кайвалья — см. мокша кальпана — мысленное конструирование кама — чувственное удовольствие караки — факторы действия (в лингвофилософии) карана-карья — причина-следствие карма — действие, движение каруна — сострадание клеши — аффекты лакшана — 1) определение в логике, 2) термин эстетики лила — космическая игра Божества линга-шарира — см. сукшма-шарира лока — мир майтри — добрая воля, благоволение майя — сила иллюзии манас — психический орган мокша — освобождение (общеиндийская категория) ниграхастхана — причина поражения в споре нидана — см. пратитья-самутпада нийога — обязательство нирвана — «угасание», высшая цель человека в буддизме, освобождение от перерождений ннрвикальпа-савикальпа — допредикативное-предикативное познание нирджара — неразрушаемое, бессмертное нирная — изыскание (категория ньяйи) падартха — объект слова, категория папа-пунья — проступок-заслуга парамартхика — см. вьявахарика-парамартхика парамиты — совершенства праджня — мудрость прайоджана — намерение, мотивация (категория ньяйи) пракрити — матери&тьно-психическое начало в санкхье пралая — растворение, космическая ночь прама-апрама — достоверное-недостоверное знание прамана — средство (или источник) достоверного познания прамея — объект достоверного познания прана — жизненная энергия пратибха — интуиция пратьябхиджня — узнавание пратьякша — чувственное восприятие (источник достоверного познания) пудгала — индивид (буддизм), материя (джайнизм) пунья — см. папа-пунья пуруша — человек, высшее духовное начало в санкхье пурушартха — цели человека (аксиология) раджас — см. гуны раса — вкус, эстетическое удовольствие самавая — присущность (вайшешика) самадхи — йогическое сосредоточение, экстаз саманья — общее, универсалия самвара — препятствие (джайнизм) сансара — перерождение санскары — психические отпечатки (в йоге) саншая — сомнение сарводайя — общество всеобщего благосостояния (Ганди) сарга — «испускание», творение сат — сущее сатта — существование саттва — см. гуны сат-чит-ананда — бытие-сознание-наслаждение как природа Брахмана (веданта) свабхава — собственная природа свалакшана — собственная характеристика дхарм в буддизме сиддханта — положение, доктрина скандхи — см. дхармы смрити — «припоминание», священное предание спанда — космическая пульсация спхота — «вспышка» (вечный и неделимый архетип звука и смысла) сукшма-шарира — тонкое тело сутры — афоризмы тамас — см. гуны танматры — тонкие элементы (в санкхье) тарка — дискурс таттва — сущность, истина татхата — таковость (понятие буддизма) трайрупья — трехвидовый признак вывода в логике

539

- три тела Будды трнмуртн — три образа, или троица (Шива, Вишну и Брахман) (в индуизме) упадхи — ограничивающие условия (веданта) ушиши — сравнение (источник достоверного познания) хетвабхаса — ошибки основания вывода хету — основание вывода - энергетические центры (тантризм) - тетралемма - абсолютное сознание

i — психика (в йоге) чнтта-бхуми — уровни сознания (в йоге и буддизме) чхала — некорректный ответ в споре шабда — звук, словесное свидетельство - сила, энергия — тело ¦ нравственность - относительность, пустота





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх