Правило 17. Перед выбором роли прочти сценарий

Наша жизнь — театр, и ты работаешь актёром в этом театре. Поэтому очень многое зависит от правильного выбора роли. Помни, что Дездемона будет задушена ревнивым мавром, а Король Лир будет долго страдать и, в итоге, умрёт не самой лучше смертью.

Если же ты выберешь роль Генриха Четвёртого, тебе придётся убеждать остальных актёров в том, что эта роль отдана именно тебе.

В-17-1: Можно ли отказаться от игры?

Боюсь, что нет. Наш мир представляет собой одну большую сцену, а пока ты на сцене — ты актёр. И ты будешь участвовать в пьесе независимо от своего желания. Собственно, даже если ты уйдёшь в пещеру и повесишься там на шнурке от зарядки своего мобильника, ты всё равно будешь играть роль: роль отшельника-самоубийцы.

Однако, хотя ты и не можешь отказаться от игры, ты обычно можешь выбрать себе подходящую роль.

Роль Барда, роль Короля, роль учёного монаха или просто роль счастливого простолюдина. Главное, помнить при этом крылатые слова Нестора Махно: «твоя свобода заканчивается там, где начинается моя свобода». У других людей может быть своё мнение относительно твоей роли.

В-17-2: Разве не лучше быть всегда быть самим собой?

О: Быть самим собой и выглядеть самим собой — это две разные вещи.

Даже нудисты, покидая солнечный пляж, натягивают одежду на свои загорелые тела. Во-первых, иногда на улице бывает холодно и грязно. А во-вторых, далеко не все собеседники радостно реагируют на полностью голых людей.

Приведу пример. Допустим, ты в душе являешься коммунистом — последовательным противником денег и собственности. Как полагаешь, как отреагируют в продуктовом магазине, если ты там «будешь самим собой» — наберёшь полную корзинку еды и попытаешься уйти, не заплатив?

Ссылки:

Выбор роли:(http://fritzmorgen.livejournal.com/200225.html)

В-17-3: Сильному человеку нет нужды носить маску. Лицемерие — это удел слабых!

О: В утверждении «лицемерие — удел слабых» спрятана логическая ошибка. Из того, что слабые лицемерят не следует, что все лицемеры — слабы.

Ведь если мы предположим, что все лицемеры слабы, то нам придётся считать слабаками например, десантников, которые раскрашивают себе лица для маскировки. Полковник Исаев, разумеется, тоже окажется слабаком. А ещё слабаками окажутся большинство политиков, от Юлия Цезаря до Барака Обамы, включая, конечно же, Николо Макиавелли. Политики ведь тоже лицемерят и притворяются, пусть и по долгу службы.

В-17-4: Как именно нужно выбирать роль?

О: Зависит от наших планов. Если, например, мы мечтаем погибнуть от меча приёмного сына, нам нужно выбрать роль Юлия Цезаря. Если же мы планируем править Англией, нам больше подойдёт роль какого-нибудь удачливого короля.

Как ни странно, многие при выборе роли в будущее не заглядывают. Выбирают, например, роль бандита, а потом мучаются от отравления свинцом или от тюремной сырости. Либо, как вариант, выбирают роль невинной жертвы и страдают за чужие грехи.

Второе требование к роли — возможность её сыграть.

Ну, допустим, менеджер Борис идёт к себе в офис через проходную завода. Он играет роль Солидного Бизнесмена, которого все знают и уважают. На ходу Борис степенно кивает вахтёру и пытается пройти через вертушку.

Вахтёр, однако, играет в другой пьесе, в своей собственной. И в пьесе вахтёра Борису отводится роль смиренного пролетария, а вахтёру — строгого и неподкупного контролёра. Возникает конфликт на ровном месте. Борис кричит и угрожает, вахтёр сплёвывает сквозь зубы на пол и принципиально не пускает Бориса. Роль Солидного Бизнесмена проваливается, настроение Бориса испорчено.

А всё почему?

Потому что Борис забыл про существование других актёров. Борис попытался прочесть монолог принца Гамлета, в то время как на сцене шёл второй акт «Сна в летнюю ночь».

Ссылки:

Неправильная шкура.(http://fritzmorgen.livejournal.com/144618.html)

В-17-5: Зачем гордому сатанисту считаться с жалкими людишками?

О: Потому что считаться с людьми — выгоднее, чем игнорировать их. Человек — это социальное животное, а жизнь — это командная игра. Если мы хотим добиться хорошего результата и получить удовольствие от игры, нам нужно играть в команде.

Даже Диего Марадонна вряд ли сумел бы распечатать ворота противника, если бы вышел в одиночку против одиннадцати футболистов.

Другой вопрос, что мы вовсе не обязаны записываться в первую же команду, в которую нас позовут. Мы имеем все возможности, чтобы выбирать команды по душе. Или даже создавать свои собственные, когда ни одна из существующих команд нас не устраивает.

Ссылки:

Шкура инструктора.(http://fritzmorgen.livejournal.com/68975.html)

В-17-6: Юлий Цезарь, Барак Обама — это всё мирская суета. Кем притворялся Есенин? Кем притворялся Пушкин?

О: Что бы там ни выдумывали советские фарисеи, даже Александр Сергеевич не гнушался, например, спрятаться под вымышленной фамилией, когда ему это было выгодно. Цитирую из Волжского Вестника за 1887-й год:

Однажды Пушкин и друг его Кюхельбекер захотели удрать из Царскосельского лицея в Петербург погулять и покутить всласть. Гувернер лицейский по фамилии Трико не отпустил их. Молодые люди перехитрили его и все-таки удрали потихоньку. Трико пустился вдогонку. Вот лицеисты достигают столичной заставы.

— Ваша фамилия? — спрашивает заставный первого седока.

— Александр Однако! — ответил Пушкин.

Заставный отметил в книге и обращается к другому подъехавшему товарищу:

— Ваша фамилия?

— Двако! — ответил Кюхельбекер.

Заставный подозрительно обводит взглядом молодого человека, но записывает странную фамилию в книгу и пропускает седока.

В этот момент к заставе подкатывает гувернер.

— Ваша фамилия?

— Трико!

— Ну уж шалишь, голубчик! Довольно вам меня дурачить! Были Однако, Двако, а теперь еще и Трико! Пожалуйте-ка в будку!

И господин Трико почти сутки высидел под арестом, пока вся эта уморительная история не разъяснилась.


Примечания:



Неправильная шкура

(http://fritzmorgen.livejournal.com/144618.html)

Знакомый бизнесмен рассказал сегодня весёлую историю.

Пришёл он в августе на школьное собрание к дочке, первый раз в жизни. Классная руководительница пообсуждала с родителями всякую текущую херотень и между делом сообщила, что в классе нужно делать ремонт: стены там, полы, потолки, стеклопакеты, мебель до кучи: ну, как обычно. И что желающие помочь могут подойти к ней после собрания и перетереть эту тему тет-а-тет.

После собрания Фархид обозначил намерение поучаствовать деньгами в ремонте: выдал учительнице свою визитку и попросил составить ему примерную смету на ремонт пола, стен и потолка. На этом Фархид счёл свою миссию выполненной и с чувством выполненного долга покинул школьные стены.

Люди в теме, полагаю, не удивятся, узнав, что номер Фархида учительница так и не набрала.

Так вот. Сегодня было ещё одно школьное собрание, на которое снова пошёл лично Фархид. И что он там услышал? Классная руководительница выдала примерно следующее:

— Очень плохо, товарищи родители, что никто не собрался помочь нам с ремонтом. Подходил тут правда, было, один, — тут учительница добавила в голос снисходительной иронии — да вот только куда-то сдулся.

Такие предъявы на ровном месте, да? Я бы тоже на месте Фархида разозлился. Теперь, насколько я его знаю, денег школа на ремонт не получит. Даже если сильно попросит.

Вопрос. Где ошиблась учительница и где ошибся Фархид?

Ответ. Оба проигнорировали главное правило метасатанизма: не удосужились занять верную позицию.

Фархид, будучи деловым человеком, выбрал позицию спонсора. Спонсор выдаёт грантополучателю список документов, грантополучатель эти документы оформляет, спонсор принимает решение и выделяет деньги.

Однако сразу же выяснилось, что классная руководительница, как и большинство других людей, работать с документами может только под дулом пистолета. Проще говоря, требование «составить смету» учительница восприняла как предложение пойти на хер.

Классная руководительница, в свою очередь, выбрала позицию дочки Абрамовича.

— Папа! Я мобильник потеряла! Мне нужен новый!

— Ты же знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми пару пачек, и не отвлекай меня по таким пустякам.

К сожалению, учительница не учла, что для Фархида те сто-двести тысяч рублей, которые стоил бы ремонт, по разряду «карманных расходов» не проходили. Следовательно, и выкидывать деньги на ветер, отдавая их в лапы неспособному составить смету существу, Фархид морально не был готов.

Какой был бы правильный вариант действий?

Полагаю, если у Фархида деньги таки жгли карман, ему следовало бы влезть в шкуру богатого папочки. И выделить классной руководительнице какую-нибуть мелкую сумму просто так, безо всяких условий.

Теперь что касается правильного варианта действий для классной руководительницы.

Бизнесмены практически поголовно знают, что грамотная стратегия не жевать мозг на предмет «за каким хером им нужна эта бессмысленная бумажка», а тупо сделать то, что просят. Либо, как вариант, если требуемая бумажка стоит слишком дорого, положить на сделку болт. Но тоже молча, без жалоб на «нелепые требования».

Именно так классной руководительнице и нужно было поступить. Тупо сделать Фархиду смету, даже не спрашивая, зачем ему она нужна. Если, конечно же, ей и в самом деле были нужны эти деньги и этот ремонт.



Выбор роли

(http://fritzmorgen.livejournal.com/200225.html)

Трудный подросток Владимир Маяковский сравнивал театр с увеличительным стеклом, через которое зрители смотрят на настоящую жизнь. Я хочу вывернуть его сравнение наизнанку и сравнить настоящую жизнь с маленьким театром.

Сколько поколений школьных учителей цитируют детям великого англичанина: «Вся жизнь — театр, а люди в нём актёры»?

Но почему-то мало кто из педагогов предлагает детям задуматься над выбором своей роли. Наоборот. Лицедейство считается чем-то низким и недостойным. «Будь самим собой», «говори всегда правду» и «не стремись никем казаться» — классическая мудрость взрослых, обращённая к погрязшему в молодёжных субкультурах юношеству.

Психологи, в свою очередь, тоже используют слово «Сценарий» в качестве обозначения душевной болезни. «Сценарий неудачника», «Сценарий алкоголика», «Сценарий жертвы», «Сценарий самоубийцы» — вот обычный контекст этого слова.

Юмор ситуации заключается, однако, в том, что мы играем свою роль всегда, хотим мы того или нет. Пока мы живы, мы на сцене — и, следовательно, играем. Поэтому вопрос «играть или жить» не стоит — стоит вопрос «как играть».

Добавим конкретики.

Гриша приходит в МакДоналдс и выбирает себе роль Нувориша в Ресторане. Придирчиво выясняет на кассе рецептуру Роял Чизбургера, требует сделать для него кофе по какому-то особому рецепту и указывает девушке за кассой на столик, куда следует отнести заказ. Дальше, сидя за столиком, Гриша возмущается соседями и пластиковой посудой, пытается сделать дозаказ, подозвав «официанта», а заканчивает шоу тем, что оставляет под бумажным стаканом из-под кофе чаевые.

Покидает МакДоналдс Гриша огорчённым — на его взгляд, сервис в ресторане был отвратительным.

В чём ошибка Гриши?

В том, что он неправильно выбрал роль. Надо было выбрать роль Студента в ФастФуде и всё было бы нормально. А так получилось, что Гриша изображал принца Гамлета, тогда как все остальные разыгрывали историю мавра Отелло.

Ещё история.

Субботним днём Гриша начисто бреется, надевает свежую рубашку и едет на встречу с Галей, своей знакомой. Он выбирает роль Богатого Любовника. Гриша с Галей катаются по городу, смотрят кино, ужинают в ресторане и заглядывают на пару часов в казино — пошвырять разноцветные фишки на зелёное сукно. Часы бьют двенадцать, и Гриша намеревается отвезти Галю домой, продолжить вечер в более интимной обстановке.

Галя, однако… целует Гришу в щёчку и желает ему спокойной ночи. Гриша в ярости, а Галя мягко недоумевает.

С её точки зрения, за Гришей была закреплена роль Хорошего Друга, который получает удовольствие просто от общения с Галей, и потому согласился провести с Галей интересный день, не требуя ничего взамен.

Если смотреть в корень, большинство ситуаций, когда люди ведут себя «неправильно», имеют своей причиной одно — неверно выбранную нами роль. Жизнь — это таки командная игра. Поэтому, чтобы избежать ненужных разочарований, следует убедиться, что Ваши коллеги актёры согласны с Вашей ролью, и что финал пьесы Вас устраивает.



Шкура Инструктора

(http://fritzmorgen.livejournal.com/68975.html)

Когда я запостил статью про Правило Двух Ладоней, мне пришло много комментариев с вопросом — а как же применять это правило в реальной жизни? Сейчас, после недели размышлений, я готов на этот вопрос ответить.

Вкратце, Правило Двух Ладоней заключается в следующем. Во всём, что с нами происходит, виноваты не только окружающие нас люди, но и мы сами.

Например, если девушку изнасиловали в парке, то в этом виноваты не только пьяные необрезанные гопники, но и сама девушка, которая пошла ночью в парк, одев короткую юбку.

Если старушку сбили на пешеходном переходе, то виноваты в этом не только хачи-трюкачи на помятом ВАЗ 2106, но и сама старушка, которая не убедилась, что грязно-белый автомобиль с небритой мордой за рулём собирается остановиться на красный свет.

Если у уборщицы тёти Клавы, многодетной матери, вытащили в трамвае последние деньги, то в этом виноват не только полдец карманник, но и сама тётя Клава. Которая во время поездки несколько раз заглядывала в сумочку и проверяла — на месте ли бабосы.

Теперь о главном. Обладая этим тайным знанием — понимая, что во всём виноваты не только окружающие нас сволочи, но и мы сами — как же нам следует себя вести?

Как Вы понимаете, я не предлагаю заниматься саможеванием и смаковать по ночам чувство своей вины и убогости. Нет никакого смысла плакать о прошлом. Я предлагаю нечто другое. Одеть на себя Шкуру Инструктора.

Представьте себе некого матёрого инструктора, который обучает юную даму водить автомобиль. Инструктор спокойно сидит на пассажирском сиденье автомобиля и тихо молчит. Управляет автомобилем дама — инструктор просто сидит рядом и размышляет о вечном. Однако кого будут сношать в случае аварии? Правильно, инструктора.

Можем ли мы сказать, что инструктор является неким «громоотводом» — козлом отпущения, который отвечает за чужие ошибки? Конечно же, нет!

С инструктора потому и спрашивают, что у него есть все возможности контролировать ситуацию. Он сам обучал даму. Он сам назначал маршрут, по которому дама едет. И, наконец, у него была возможность вмешаться и надавить тормоз, когда дама поворачивала налево, не пропустив встречную машину. Поэтому хороший инструктор, как показывает опыт, крайне редко попадает в ДТП, хотя и вынужден доверять регулярно управление своим автомобилем неопытным и безмозглым существам.

Так вот. В нашей обыденной жизни мы, как правило, находимся как раз в Шкуре Инструктора. Если мы это понимаем, если мы ведём себя как хороший инструктор, жизнь становится гораздо веселее и понятнее.

Возьмём, для примера, вечную тему долгов. Допустим, наш коллега по работе, менеджер Петя, просит у нас 20 000 рублей в долг, до следующей среды. Если мы находимся в шкуре Инструктора, то мы отдаём себе отчёт, что Петя вполне может «не справиться с управлением» и продинамить нас с отдачей долга. И мы уже можем принять осмысленное решение — положиться ли на подготовку нашего «ученика» и расстаться с деньгами, либо «надавить на тормоз» и закрыть перед менеджером Петей свой кошелёк.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх