Вступление. Немного истории

Трудно представить что-либо более прекрасное, чем цветы. Как только человек научился изготавливать одежду и обрел жилище, он стал придумывать, как и чем их украсить. Первые модницы, скорее всего, делали украшения из перьев и меха (что-то вроде цветка из хвостиков горностая или розетки из фазаньих перьев, перышек удода или сойки). Жилища украшали сухими букетами, засушенными венками, позже – тканями с вышитыми или вязаными цветами. Постепенно, с развитием ремесел, цветы и венки стали делать и из других материалов: кованные из металла, вырезанные из жести и кожи, из бумаги и ткани, фарфора, стекла, бисера и воска. В Чехии, например, было модно украшать дом «каменными» розами. Живые, полураскрытые цветы опускали в источники, насыщенные минеральными солями, и там выдерживали некоторое время. Цветы покрывались известковым налетом и сохраняли свою форму на долгие годы.

Искусственные цветы были известны уже в древности. В 3000 году до нашей эры египтянки украшали себя искусственными цветами, а от них это искусство переняли и гречанки. У Плиния есть указание, что искусственные цветы привозили из Египта в Грецию в 350 году до нашей эры. В средневековой Европе, в Испании и Италии, в монастырях занимались изготовлением цветов для украшения храмов и религиозных праздников.

В XV веке из Италии это искусство распространилось во Францию, которая стала и до сих пор остается законодательницей моды в изготовлении одежды и аксессуаров к ней, в частности искусственных цветов. Здесь это искусство стало светским. Возникли большие центры ручного производства в Париже и Лионе.

В конце XVIII века искусственные цветы начинают изготавливать промышленным способом. Это была очень трудоемкая и даже вредная работа. Вот что можно прочесть в энциклопедии 1903 года: «Делание цветов из ткани и бумаги производится кустарным способом, и этим занимаются женщины и дети. Работа эта плохо оплачиваемая, очень вредна для здоровья, так как для окраски употребляют содержащие мышьяк, медь, свинец и даже ртуть краски». В середине XIX века уже при каждой швейной или шляпной мастерской были свои мастерицы, занимающиеся цветами. Тогда же это искусство изготовления декоративных цветов через Польшу пришло и в Петербург – законодатель моды в России.

В советское время это искусство считалось «пережитком буржуазного прошлого» и было забыто на долгие годы. Оно возродилось после Отечественной войны, когда к России была присоединена Прибалтика. Там традиция украшения одежды декоративными цветами не прерывалась, и ее переняли офицерские жены. Именно в военных гарнизонах, рассеянных по всей огромной стране, женщины шили, вязали, украшали одежду и свои скромные жилища, и во многом им мы обязаны тем, что в нашей стране сохранились различные художественные техники и ремесла.

В истории моды прослеживается несколько пиков увлечения искусственными цветами. Интерес к ним особенно возрастал, когда в моду возвращались шляпы с украшениями в виде цветов и фруктов или замысловатые прически.

В конце XVIII века (1776–1782 годы) дамы сооружали причудливые прически, которые должны были сделать фигуру более высокой. Это достигалось за счет вплетения в волосы и закрепления на макушке перьев, букетов и лент.



В эпоху ампир, около 1806 года, в моду вошли удлиненные чепцы, затейливо украшенные лентами и декоративными цветами.

В Париже дамы носят шляпы-шуте, а также широкополые шляпы – и те и другие богато декорируются цветами (1812–1823 годы).

В эпоху бидермейер, с 1837 года, господствовал настоящий культ шляпных украшений. Шляпы декорировались самым причудливым образом и, конечно, искусственными цветами. Прически эпохи бидер-мейер опять усложняются и пышно декорируются. Платья тоже обильно украшаются искусственными цветами. Любимый цветок – роза. В конце периода бидермейер, с 1860 года, в моду возвращаются скромные прически, но с обязательным украшением венками из искусственных цветов. Цветы и ленты вплетались в локоны, были модны украшения в виде диадем из цветов.

С 1886 года, в моде опять широкие женские шляпы мягких очертаний, которые столь пышно украшаются искусственными цветами, лентами и перьями, что напоминают вазы.

Если в период господства стиля бидермейер розы не только служили украшением, но и создавали рисунок платья, когда каждая складка закреплялась цветком, то Жан Кокто создал балетный костюм, состоящий из одних гирлянд роз, прикрывающих тело.

Мода имеет тенденцию возвращаться. Одиночные элегантные цветы в качестве украшения для шляп, прелестные бутоньерки для выходных платьев современны и сейчас. По сей день английская аристократия приезжает на ежегодные скачки в Дерби в традиционно роскошных, замысловатых шляпах, обильно украшенных декоративными цветами и другими элементами. Многие модельеры (Унгаро, Валентино, Юдашкин) используют искусственные цветы для украшения одежды.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх