• Мак
  • Ромашка
  • Белая полевая ромашка
  • Цветные ромашки
  • Космея
  • Гербера
  • Василек
  • Колокольчик
  • Незабудки
  • Голубой лен
  • Шиповник
  • Махровый цветок шиповника
  • Роза
  • Лилия
  • Тюльпан
  • Нарцисс
  • Орхидея
  • Ирис
  • Гвоздика персидская (махровая)
  • Фиалки
  • Анютины глазки
  • Клематис
  • Душистый горошек
  • Дисентра («разбитое сердце»)
  • Ветка цветущей яблони
  • Жасмин (чубушник)
  • Жасмин махровый
  • Флердоранж
  • Камелия
  • Декоративная листва
  • Ритуальные цветы
  • «Фантазийные» цветы
  • Выкройки и сборка цветов

    На основе приведенных выкроек наиболее популярных цветов по принципу и подобию можно сделать и другие интересующие вас растения. Цветы из кожи, капрона и бумаги делают по тем же выкройкам. И даже если вы задумали изготовить «фантазийный» цветок, то и его лучше соотнести с реальным растением.

    Мак

    В природе существуют несколько видов мака, но чаще других для декоративных букетов изготавливают мак восточный: крупный яркого оранжево-красного цвета с черным пятном у основания лепестка (есть и розовая форма). Другие маки более мелкие: полевой мак (алый, красный, темно-красный), мак садовый, часто махровый, по форме напоминающий пион (от белого до темно-фиолетового, кроме желтого и голубого цвета). Цвет стебля и листьев у таких маков голубовато-зеленый. У мака альпийского цветы белые, желтые и оранжевые. Но все эти маки можно делать по одной выкройке, лишь уменьшая или увеличивая детали.

    Для изготовления лепестков подходит в первую очередь батист, но можно делать их и из однотонного красного ситца, алого крепдешина или неблестящего шелка, например туали. Белые ткани окрашивают красным анилиновым красителем. На худой конец, лепестки можно покрасить красными чернилами. Ткань для цветка мака не должна быть слишком накрахмаленной, чтобы лепестки не получились грубыми.

    Для венчика сначала выкраивают по косой два двойных лепестка. Если у вас мало ткани, то можно выкроить и четыре одиночных лепестка.

    Окрашивать их нужно еще влажными. Окраска лепестка должна быть ровной, без пятен и растяжек, хотя у полевого мака самый край (1–1,5 мм) может иметь более темный оттенок. После просушивания у основания каждого лепестка аккуратно кисточкой или ватным тампоном нужно сделать черно-фиолетовое пятнышко размером приблизительно 1/5 часть от лепестка, для чего используют черный анилиновый краситель или обычную тушь.

    После просушки лепестки гофрируют:

    • Можно это сделать пинцетом – от центра к краю.

    • Можно на лепестках провести линии горячим одинарным резцом (работать лучше на жесткой резине). Гофрировку начинают с центральной жилки, которую проводят от пятна к краю, затем посреди каждой половины лепестка проводят по жилке-бороздке. Это важно, потому что гофрировка на лепестке должна быть равномерной.

    • Можно, завернув лепесток в марлю, гофрировать его руками (сложить в плиссировку).

    Затем лепестки расправляют и большой булькой выдавливают выпуклость на лицевой стороне лепестка в районе черного пятна. Делают это на мягкой резине. Края лепестка тоже можно обработать булькой, но уже маленькой, попеременно с каждой стороны лепестка.

    Потом лепесток расправляют руками, слегка отгибая край наружу.

    Сердцевина у мака очень характерная, и поэтому ей стоит уделить внимание. На проволоку наматывают смоченную в клее ПВА вату, заранее окрашенную в голубовато-зеленый цвет и просушенную. Из ваты формируют шарик диаметром 0,8–1 см.

    Два способа формирования шарика

    Можно ватный шарик накрыть квадратиком зеленой папиросной бумаги, которую также перевязывают ниткой и закручивают под маковкой.

    Одновременно шарик обвязывают вдоль ниткой такого же цвета, чтобы обозначить на нем ребра. Делают не более шести ребер.

    Когда шарик просохнет, его дополнительно обмазывают клеем, чтобы его поверхность была гладкой и немного блестящей.

    К верхушке шарика приклеивают шестигранную коронку из зеленой ткани. Вырезанную коронку следует сначала продавить маленькой булькой, для того чтобы она имела полукруглую форму. На каждом фестоне коронки от центра можно провести одинарным резцом канавку.

    У мака восточного тычинки густые, черно-фиолетовые, с синими пыльниками, и их можно сделать из черной копирки, черных шелковых ниток или простых катушечных (№ 10), но тогда дополнительно подкрасить их черной или фиолетовой тушью.

    Длина тычинок в два раза больше высоты коробочки (запас нити необходим для прикручивания тычинок к стеблю). Чтобы сделать пыльники, концы ниток обмазывают клеем и обмакивают в манку, заранее покрашенную в голубовато-сиреневый цвет. Для других маков цвет манки должен быть белый, желтый или зеленовато-желтый. Когда тычинки просохнут, их аккуратно и равномерно, по кругу подклеивают к коробочке, а нижний конец обматывают вокруг стебля.

    Когда тычинки и коробочка высохнут, на стебель – проволоку длиной 20–25 см – надевают лепестки. Если вы сделали парные лепестки, то проколите их в центре и наденьте на стебель, смазав в центре клеем. Если вы собираете венчик из четырех одиночных лепестков, то надевайте их на стебель, располагая крестообразно и также смазывая в центре клеем. При сборке цветок держите вниз головкой.

    Так как у мака нет чашечки, то на стебле под венчиком можно из зеленых ниток создать утолщение, на которое будут опираться и лепестки венчика. Можно при обмотке стебля зеленой папиросной бумагой оставить бумажный кончик 0,5 мм, который немного расщепить и подклеить к венчику.

    У мака на стебле есть редкие волоски, их делают из окрашенной в зеленый цвет короткой резаной шерсти. Можно использовать и тонко нащипанную вату.

    Нижние листья у мака перисто-лопастные с крупными зубчиками по краям. Верхние листочки не так сильно изрезаны. Листья вырезают из голубовато-зеленой ткани и гофрируют с двух сторон одинарным резцом на жесткой резине. Чтобы придать им изогнутость, к изнанке крупных листьев приклеивают тонкую проволоку, обернутую в желто-зеленую папиросную бумагу.

    Бутоны у мака очень характерные и выразительные. Изготавливают их аналогично сердцевине, но делают более вытянутыми и крупными. На проволоку наматывают зеленый ватный кокон и обмазывают клеем. Для создания эффекта волосков его посыпают резаной шерстью и дают клею высохнуть. Затем бритвой или скальпелем верхушку кокона надрезают на 1,5–2 см, смазывают надрез клеем и вставляют в него гофрированный кусочек одного или двух лепестков (их можно сделать из обрезков основных лепестков).

    Стебель бутона делают так же, как и стебель основного цветка. На него крепят сначала мелкие, потом более крупные листья.

    Часто у мака на одном стебле имеются и цветы, и бутоны, и зрелые коробочки-маковки. Можно сделать красивый букет и просто из одних маковок и среди них кое-где разместить цветы – тоже красиво.

    Зрелые маковки делают аналогично сердцевине, то есть формируют шарик из ваты на клею, но размер его должен быть больше, чем сердцевина цветка, – 2–3 см в диаметре. Коробочки могут быть и крупнее, но здесь очень важно соблюсти гармонию между маковкой и стеблем. Шарик перевязывают нитками. После того как клей высохнет, маковку промазывают горячим воском, окрашенным в серо-зеленый цвет, или парафином от зеленой свечки. Пока воск еще горячий, его заглаживают пальцем, чтобы маковка получилась ровная. На макушку подклеивают гофрированную и навощенную коронку.

    Стебель со зрелой коробочкой – гладкий, не ворсистый, поэтому его обкручивают серо-зеленой бумагой на клею, дают высохнуть и тоже покрывают воском. Листья на стеблях со зрелыми маковками не нужны.

    Ромашка

    Как правило, когда речь заходит об изготовлении искусственных цветов, почему-то все пытаются начать с ромашки. Но этот простой с виду цветок требует кропотливого труда и умения, и, чтобы сделать его похожим на настоящую ромашку, придется немало потрудиться. Ромашки делают из плотного хлопчатобумажного или шелкового полотна.

    Белая полевая ромашка

    Венчик для ромашки можно изготовить двумя способами.

    Первый способ. Лепестки венчика вырезают из двух кругов накрахмаленного материала. Каждый круг последовательно складывают в четыре раза и надрезают посередине, каждую четвертинку также надрезают посередине. Границы между лепестками в круге прорезают на 2/3 длины. Получается 16 лепестков. Край каждого лепестка закругляют и на закруглении вырезают один или два небольших зубчика. В центре кругов шилом делают отверстие. Каждый лепесток гофрируют на подушке из жесткой резины двухрядным резцом. Линию проводят от края к центру.

    Второй способ. Цветок ромашки собирают из отдельных лепестков. (Гадание о суженом, но наоборот!) Если аккуратно и терпеливо выполнить поставленную задачу, то достоверность будет достигнута. Дело в том, что у живой ромашки нет ровных и геометрически расположенных лепестков. Как правило, 10–15 лепестков располагаются так, что некоторые лепестки перекрывают друг друга, и между ними бывает разное расстояние, какой-то лепесток отогнут вниз и так далее.

    Сначала попробуйте сделать более крупную ромашку с лепестками 4–5 см. Каждый вырезанный из накрахмаленной ткани лепесток гофрируйте и подклейте снизу к сердцевине. Потом к выполненному ряду подклейте чашечку, которая окончательно закрепит лепестки. В этом случае на чашечке между зубчиками стоит сделать гофрировку одинарным резцом.

    Чтобы сделать чашечку, из зеленого накрахмаленного сатина, ситца или вискозы вырезают круг диаметром 1/3 диаметра венчика. Сложив его в четыре раза и еще раз в четыре раза, вырезают зубчики, желательно равномерные.

    Можно сделать зубчики маникюрными ножницами, не складывая материю. Важно, чтобы зубчиков было от 10 до 16 штук.

    В середине чашечки прокалывают отверстие. На мягкой подушке чашечку обрабатывают небольшой булькой по изнаночной стороне зеленой ткани, чтобы придать ей выпуклую форму.

    Сердцевину для ромашки надо сделать яркую и «похожую». Сердцевину прикрепляют к тонкой проволоке длиной 20–25 см. Существует несколько способов, как ее сделать.

    Сердцевину можно изготовить из ярко-желтой ваты. Окрашенную в желтый цвет вату немного скатывают руками в плотное полотно и закручивают проволокой посередине. Потом делают лепешку, которую подравнивают и подкругляют ножницами. Получившуюся основу смазывают клеем и обмакивают в выкрашенную в желтый цвет манную крупу. По краям сердцевину подкрашивают в более темный желтый или оранжевый цвет.

    Можно на ватную основу приклеить кусочек круглой ярко-желтой марли или ткани с четкой структурой переплетения.

    Можно сделать серединку из желтых ниток – мулине, ириса. Нитки часто (40—100 витков) наматывают на два карандаша, к которым прикладывается проволока – будущий стебель ромашки. Проволоку загибают и закручивают с другим концом проволоки. Затем нитки снимают с карандаша, разрезают посередине и поднимают наверх. Проволоку подкручивают плоскогубцами. Нитки коротко подстригают (к краям короче, чтобы создать эффект выпуклой середины), обмакивают в клей, а затем в желтую манку.

    Можно на ватную основу, смазанную клеем, аккуратно накрутить спиралью нитку ириса или мулине.

    Листья у ромашек небольшие, с закругленными зубчиками.

    Чем ниже по стеблю располагается лист, тем крупнее он должен быть. Поэтому желательно вырезать листья двух размеров. Листья делают из зеленой ткани, той же, что используется для чашечки. К крупным нижним листьям приклеивают тонкую проволоку, предварительно обвитую светло-зеленой тканью или папиросной бумагой. Обмотка должна превышать длину черешка на 7– 10 мм, чтобы удобно было крепить лист к стеблю и чтобы можно было закрыть ею место крепления.

    Листья гофрируют по лицевой стороне на жесткой подушке: одинарным резцом – боковые жилки у крупных и центральную у мелких листочков, двухрядным – центральную жилку.

    При сборке цветка на стебель с уже приделанной сердцевиной сначала снизу через стебель надевают первый ряд лепестков и подклеивают его снизу к сердцевине. Затем на проволоку надевают второй ряд лепестков таким образом, чтобы лепестки второго ряда оказались в просветах между лепестками первого. Проволоку обмазывают клеем и обматывают светло-зеленой тканью или зеленой бумажной полосой, конец которой аккуратно подклеивают снизу к середине. Затем надевают чашечку и приклеивают ее к лепесткам. Чтобы ромашка имела аккуратный вид, нужно каждый зубчик чашечки тщательно промазать клеем ПВА и прижать к лепесткам. Потом на стебель сажают листья.

    Вообще, ромашка полевая – одиночный цветок, но можно сделать и соцветие из трех-пяти цветков и бутонов. Тогда выбирают основную проволоку-стебель с самой крупной ромашкой на конце и к этому стеблю прикручивают другие проволочки с цветами таким образом, чтобы все цветы оказались на одном уровне. Места прикрепления скрывают под крупными листьями.

    Если вы хотите сделать бутоны или раскрывающиеся цветы, то вырежьте один круг с небольшими лепестками и приклейте его в один ряд к серединке. Лепестки обожмите руками вокруг середины (они должны торчать над ней) и снизу подклейте чашечку.

    Цветные ромашки

    Помимо белых существуют ромашки желтые, розовые, малиновые с желтыми середками, а также разновидности ромашек: серебристые (венидиумы) и коричнево-оранжевые с черной серединой, пестрые (гайлардии). И все их можно сделать по приведенной выше схеме, нужно только подобрать подходящую материю и как можно точнее передать абрис лепестков. Цветным ромашкам у лепестков нужно интенсивнее окрашивать кончики, а у некоторых делать яркое оранжевое или желтое пятно в месте прикрепления к середке. Это делается кисточкой по чуть влажной ткани.

    Космея

    Этот цветок делают по аналогии с ромашкой, но используют только один ряд более крупных лепестков (8—10 штук) белого, розового, сиреневого, бордового цвета. Центр круга с лепестками обрабатывают булькой, а лепестки гофрируют трехрядным резцом по лицевой стороне. Тычинки изготавливают из желтых ниток, и они больше выступают над лепестками, чем тычинки у ромашки.

    Чашечка у космеи зубчатая, стебель тонкий и изящный.

    Некоторую трудность представляет изготовление листьев космеи. Они тонкие, перисто-рассеченные, и их вырезают из туго накрахмаленной ткани маникюрными ножницами.

    Гербера

    Этот очень декоративный цветок – бело-зеленый, желтый, палевый, алый, темно-красный – тоже похож на ромашку, но у него большее количество лепестков, не меньше 40, и они более длинные и узкие.

    Лепестки герберы окрашены только с одной, внутренней стороны, с обратной стороны они серебристо-зеленого цвета. Делают их из атласа или сатина. Импортный цветной сатин часто окрашен только с лицевой стороны, что можно использовать в работе.

    Если венчик собирают из отдельных лепестков, то их выкраивают по косой. Если сатин рисунчатый, то выкройку раскладывают на кусках ткани нужного цвета между рисунком. Лепестки из белой ткани окрашивают вручную по сухой ткани гуашью или анилином, а для изнанки используют белила.

    Гофрируют лепестки двухрядным резцом с изнанки. Круги с лепестками в центре по лицевой стороне продавливают булькой на мягкой резине, концы лепестков обрабатывают с изнанки, чтобы они отгибались наружу. Серединка – такая же, как и у ромашки, но у герберы нет чашечки, поэтому лепестки крепят к стеблю: аккуратно подклеивают кусочком обвивки на стебле, которую делают из тонко нащипанной ваты. Стебель светло-салатного цвета должен быть гибким, полным и чуть шерстистым.

    У герберы отсутствуют листья на стебле, это просто крупный цветок на длинной ножке.

    Василек

    Василек полевой

    Обычные полевые васильки – яркого синего цвета, но садовые формы могут быть белыми, розовыми, сиреневыми и темно-пурпурными. Для искусственного букета подходят простые узнаваемые васильки, которые можно сделать из гладкого ярко-синего крепдешина, батиста или штапеля, а можно специально покрасить белую ткань.

    Цветок василька имеет центр, состоящий из плотно посаженных темно-синих тычинок с белыми кончиками, и окаймляющие его краевые зубчатые ворончатые лепестки (7–9 штук) более светлого и яркого синего цвета.

    Краевые цветочки мелкие, поэтому их лучше выкраивать в виде двух одинаковых зубчатых венчиков. У верхнего венчика каждый лепесток гофрируют маленькой булькой с изнаночной стороны, а каждый зубчик отгибают наверх руками. Так же обрабатывают второй венчик, но булят его по лицевой стороне и зубчики отгибают вниз.

    Сначала к проволоке прикрепляют тычинки, которые коротко подстригают и обмакивают их кончики в светлую краску. На проволоку надевают первый венчик лицевой стороной вниз, изнанкой наверх. Затем надевают второй венчик изнанкой вниз и совмещают его с первым. Узкую часть венчиков смазывают клеем и пинцетом аккуратно прижимают друг к другу.

    Чашечку нанизывают на проволоку-стебель, после того как к нему прикреплены венчик с тычинками. Под венчиком у василька располагается крупная овальная чашечка. Ее делают из серо-зеленой ваты с коричневыми вкраплениями, желательно напоминающими зубчики. Можно сделать зубчики из коричневой нитки, которую по кругу зигзагом наклеивают на ватную основу.

    В некоторых изданиях предлагается взять чашечку у живого василька, высушить ее и потом, аккуратно распарив, использовать для изготовления искусственного цветка. Но это неудачная идея. Во-первых, это довольно сложно – «реанимировать» высушенную чашечку, а во-вторых, во избежание безвкусицы в изготовлении искусственных цветов желательно использовать только однородные материалы.

    И вообще натуральные листья, шишки, высушенные веточки плохо сочетаются с тканью, ватой и нитками. Такой букет будет выглядеть непрофессионально. Создание букетов из натуральных растительных материалов – это другой вид искусства.

    Листочки у василька тонкие, ланцетные, в мелкий редкий зубчик. К ним не приклеивают проволоку, лишь по центру обрабатывают одинарным резцом.

    Листочки прикрепляют к стеблю на расстоянии 5–6 см друг от друга в очередном порядке.

    Мускусный василек

    Мускусный василек (садовая форма) отличается от простого более крупными размерами и очень тонко разрезанными махровыми краевыми цветками. Он может быть и желтого цвета.

    Сделать краевые цветки можно из ниток. Сложите из тонкой нитки цветного ириса 10–12 одинаковых петелек. Удобно делать это на гвоздике.

    Сняв нитки с гвоздика, накрахмальте их (можно в клее ПВА). Еще влажные от крахмала кончики заострите пальцами или пинцетом.

    Сухие пучки ниток обработайте булькой, так же как и лепестки обычного василька, и прикрепите к проволоке вокруг тычинок. «Хвосты» ниток уберите в чашечку. Дополнительный декоративный эффект может дать использование желтых, розовых, бордовых ниток мулине китайского производства, окрашенных с растяжкой тона: от светлого к темному.

    Колокольчик

    Колокольчик делают из крепдешина или тонкого шелка сиренево-голубого цвета. Но в букете будут интереснее смотреться колокольчики нескольких цветов: белые, голубые, сиреневые, фиолетовые.

    Венчик гофрируют одинарным резцом на мягкой резине. Конец каждого лепестка обрабатывают булькой, чтобы лепесток отгибался наружу. Потом венчик склеивают и надевают на проволоку с пестиком с тремя белыми завитками из ниток. Под венчиком на проволоке накручивают маленький ватный шарик. Из-за закругленной формы венчика работа с колокольчиком требует аккуратности и терпения.

    Чашечку обрабатывают булькой и одинарным резцом, после чего подклеивают к венчику таким образом, чтобы ватный шарик оказался в чашечке.

    Листья у колокольчика узкие. Их обрабатывают одинарным резцом.

    На веточке располагают три цветка, пару бутонов и три листочка.

    Незабудки

    Сделать небольшой букет из незабудок – задача сложная и кропотливая. Но ничего невозможного в ней нет.

    Для цветочков подберите батист голубого цвета (кобальт с белилами) или покрасьте ткань анилином в нежно-голубой цвет. Несколько цветочков сделайте нежно-розового цвета.

    Цветочки из пяти лепестков легче делать вырубкой, но можно их и вырезать из накрахмаленной ткани маникюрными ножницами. Размер венчика не должен превышать 8—10 мм в диаметре. Венчики обрабатывают посередине с лицевой стороны самой маленькой горячей булькой. Каждый венчик монтируют на короткую (4–7 см) тонкую проволоку.

    У венчика незабудки середка белая или с желтыми пятнышками. Тычинки очень мелкие – 2 мм, с белыми кончиками. Можно маленькие тычинки вообще не делать (так как это очень трудоемкая работа), а сделать из бумаги или тонкой ткани небольшой конус с пятью зубчиками. Венчик надевают на конус, закрепленный на проволоке, а зубчики отгибают и подклеивают к венчику так, чтобы зубчик попал в середину лепестка.

    Чашечку цветка вырезают из зеленой ткани и подклеивают снизу венчика.

    Проволоку обклеивают зеленой папиросной бумагой. На нее приклеивают по одному-два небольших – 1 см – листочка. Листочки гофрируют одинарным резцом.

    Заготовки цветочков прикрепляют к основному стеблю, а место прикрепления скрывают под листком. Цветы на коротких проволоках монтируют в верхней части стебля, на более длинных – в нижней. Так формируют гармоничное соцветие.

    Голубой лен

    У голубого льна венчик крупнее, чем у незабудки, и крепится он на более длинном стебельке – 10–15 см. Тычинки не торчат в стороны, а собираются в пучок.

    Венчик 1,5–2 см в диаметре собирают из пяти лепестков, которые обрабатывают маленькой булькой у основания и с изнанки по краям лепестка. Можно выкраивать лепестки сразу кругом, который потом складывается конусом.

    Лепестки гофрируют одинарным резцом и подклеивают таким образом, чтобы каждый одним краем заходил за предыдущий. Снизу подклеивают чашечку.

    Цветок у льна не плоский, а ворончатый. Лист тонкий, с острым кончиком. Соцветие формируют так же, как и соцветие незабудок.

    Садовый лен крупнее, чем полевой, и может быть темно-красного (в малиновый), голубого с белым и розового с белым цвета.

    Шиповник

    Чтобы сделать декоративную ветку шиповника, понадобятся такие ткани, как батист, крепдешин или тонкий шелк для цветов и плотный атлас для листьев. Расцветка цветов может быть от беловато– до темно-розовой. На юге нашей страны встречаются желтые формы шиповника.

    Венчик состоит из пяти лепестков. Для мелких цветков можно выкраивать цельный пятилепестковый венчик, крупные цветки лучше собирать из отдельно вырезанных лепестков.

    Из белого материала вырезают венчик или лепестки и слегка увлажняют их. Особенностью расцветки лепестков шиповника является тонкая растяжка цвета – от темного края к светлой чуть желто-зеленой середине. Розовую краску наносят кисточкой или окунают лепестки в разведенный краситель верхними краями. Основание лепестка оставляют белым и, после того как основной цвет высохнет, наносят на него легкие мазки желто-зеленой краски. По верхнему же краю кисточкой наносят еще более темный тон розового цвета.

    Высохшую заготовку лепестка гофрируют в центре булькой на мягкой резине, а край лепестка, чтобы придать ему отогнутую форму, завертывают на спичку или отгибают пинцетом.

    Середка у цветка ярко-желтая, с короткими тычинками. Для ее изготовления на проволоку наматывают маленький (0,5 см) шарик из желтой ваты, для правдоподобия его можно обтянуть любой плетеной тканью желтого цвета. Вокруг центра располагаются тычинки, которые тоже крепятся на проволоку. Их можно сделать из накрахмаленных желтых шелковых или простых ниток. Кончики тычинок обмакивают в окрашенную в желтый цвет манную крупу.

    Венчик или отдельные лепестки подклеивают к серединке, а потом снизу подклеивают чашечку. У цветка шиповника характерная чашечка: она имеет пять зубчатых листочков и утолщение – будущий плод. Зубчатые лепестки чашечки вырезают по выкройке из плотной ткани, например ситца, коричнево-красного или зеленого цвета и гофрируют одинарным резцом.

    Утолщение делают из зеленой ваты, накрученной на проволоку (аналогично маковой коробочке, но более вытянутой формы), и оставляют пять ватных ниток, которые подклеивают снизу к чашечке. Ватное утолщение, как и весь стебель, нужно смазать воском или парафином.

    Листья выкраивают из зеленого или зелено-коричневого материала, наклеивают нижней стороной на проволоку и гофрируют на листовых пластинках жилки. Пять подготовленных листочков собирают в один сложный лист, который прикрепляют к стеблю.

    Бутон делают из зеленой ваты, к которой подклеивают перистую чашечку. Лепестки чашечки смыкают над двумя скрученными в конус розовыми лепестками. На проволоку клеем и нитками прикрепляют лепестки, затем надевают чашечку, а под ней делают ватное утолщение. Утолщение потом покрывают воском.

    Стебель делают из мягкой проволоки, на которую прикрепляют цветы и собранные сложные листья. В месте стыка подклеивают бумагу с зубчиками. Стебель тоже обвивают коричневой или зеленой бумагой. Шипы делают из бумаги или ткани. Готовый стебель можно покрыть покрывным лаком для мебели.

    Махровый цветок шиповника

    На основе выкройки шиповника можно сделать и махровую форму цветка. Для этого надо просто добавить еще лепестки, выкроив 10–13 кругов. Центральные лепестки выкраивают более мелкими. Каждый следующий круг лепестков располагают так, чтобы он находился между лепестками предыдущего. Лепестки скрепляют нитками и клеем для прочности. Можно крайние лепестки окрасить в более интенсивный цвет, а центральные сделать светлее.

    Роза

    Чайная роза – очень популярный цветок. Существует множество разнообразнейших окрасок розы: от белого до черного, желтые, зеленые, алые и розовые, а теперь даже и голубоватые цветы. А в пределах одной расцветки роза может иметь тонкие растяжки цвета, светлые или темные полоски по краю. Но, конечно, для искусственного букета лучше делать более ортодоксальные и узнаваемые по цвету и форме цветы.

    От махрового шиповника чайная роза отличается тем, что ее венчик больше закрыт и вытянут, а лепестки крупнее и их концы круто завиты.

    Лепестки выкраивают нескольких размеров в среднем в количестве 12–15 штук (можно больше, а можно и меньше).

    У розы лепестки окрашены неравномерно, поэтому при их окраске нужно постараться сделать тональные переходы от темного цвета в сердцевине цветка к светлым крайним лепесткам или, наоборот, от светлой сердцевины к темным краям. Лепестки окрашивают в несколько приемов. Например, крайние лепестки опускают в сильно разведенный водой со спиртом розовый краситель, потом в раствор добавляют розовую краску и опускают в нее серединные лепестки. Для сердцевины берут неразведенный жидкий розовый анилиновый краситель, а иногда в него добавляют и несколько капель бордового цвета. По самому краю влажных лепестков наносят кисточкой более темный оттенок и дают краске плавно стечь внутрь лепестка (здесь вам пригодится ватный тампон, чтобы не образовалось резкой границы между цветом).

    Низ лепестка не окрашивают – оставляют белым или подкрашивают в желтый цвет.

    Чашечку вырезают из зеленого сатина, края подкрашивают красновато-коричневой краской. На чашелистиках у чашечки одинарным резцом проводят три жилки с лицевой стороны, а центр булят маленькой булькой.

    Для бутона серединные лепестки туго скручивают в конус. Под ним на проволоке крепят ватный шарик, на который надевают чашечку. Зубчики чашечки подклеивают к бутону, самые концы чуть отгибают наружу.

    Лист у розы собирают из трех—пяти округлых в мелкий зубчик листочков. Из зеленого сатина вырезают верхний, более крупный лист и два-четыре более мелких боковых листочка. Верхний лист приклеивают на длинную – 10–15 см – проволоку, к которой потом прикрепляют боковые листья, приклеенные на тонкие проволочки.

    Листья гофрируют двухрядным резцом по центральной жилке, а одинарным резцом делают частые боковые жилки (все – по лицевой стороне). Затем боковые листочки прикрепляют к основной проволоке, которую обклеивают бумагой или тканью. Собранный таким образом лист прикрепляют к стеблю с цветком, маскируя место прикрепления треугольным кусочком ткани (прилистником).

    Венчик собирают следующим образом. На конец проволоки крепят небольшой ватный шарик, на который надевают туго закрученный конус серединных лепестков. К серединке подклеивают по спирали по часовой стрелке другие лепестки, туго прижимая их к предыдущему ряду. Все лепестки прихватывают дополнительно ниткой, чтобы они не разваливались. Несколько крайних (больших) лепестков смазывают клеем в трех точках: по краям и по центральной жилке. Затем надевают и подклеивают чашечку, а снизу под ней крепят небольшой ватный шарик.

    Лилия

    Существует несколько разновидностей лилий самой разной расцветки. Но цветок можно делать по одной выкройке. Правда, для разного вида лилий потребуются разные материалы.

    Белая лилия

    Белые лилии лучше всего получаются из плотного блестящего белого шелка или атласа. Лепестки 10–15 см длиной выкраивают по косой нити. Три более крупных лепестка составляют первый внутренний ряд, а три узких лепестка прикрепляются в промежутках между первыми тремя, закрывая просветы.

    К лепесткам с изнаночной стороны приклеивают тонкую проволоку, обклеенную тонким белым или зеленоватым шелком. (Можно использовать папиросную бумагу, хлопчатобумажную ткань или вату, но это хуже.) Проволока должна быть длиннее нижнего конца лепестка, чтобы за нее в дальнейшем можно было прикрепить лепесток к стеблю.

    На лепестки по влажной ткани с изнаночной стороны по центру наносят кисточкой мазок зелено-желтой краски, а, когда она высохнет, сухим методом кистью из щетины по нанесенному цвету втирают немного бордового пигмента. Если у вас нет сухого анилинового красителя, то можно действовать по старинке: вынуть грифель из цветного карандаша (лучше двух-трех цветов: розового, бордового, красно-коричневого) и растереть его в мелкий порошок. Растертый грифель лучше наносить на ткань не кистью, а ватным тампоном, навернутым на тонкую палочку. Внутреннюю часть цветка не окрашивают, лишь в самом центре тонкой кисточкой наносят желтые мазки. Каждый лепесток обрабатывают по лицевой (внутренней) стороне двухрядным резцом по центральной жилке, гофрируют одинарным резцом на мягкой подушке по краю и заворачивают немного кончики лепестков назад.

    У лилий в природе шесть тычинок и пестик. Но чтобы венчик не выглядел громоздким, можно сделать только три тычинки и пестик. Тычинки делают из тонкой проволоки, обвитой шелковой бледно-зеленой или желтой тканью или папиросной бумагой. Чтобы сделать пыльник, конец проволоки длиной около 1 см загибают буквой Т и обматывают ватой. Потом его окрашивают в ярко-желтый цвет или обмакивают в манку такого цвета. Пестик обматывают светло-зеленой бумагой, а кончик обмотки расщепляют на три хвостика. Можно сделать и круглый кончик пестика. Для изготовления тычинок и пестика можно взять белую хлопчатобумажную веревку 2 мм в диаметре и проклеить ее клеем ПВА, но она будет хуже держать форму.

    Листья у лилии блестящие, и их делают из зеленого сатина, атласа или плотного шелка. Листья сильно крахмалят и либо обрабатывают одинарным резцом по лицевой стороне – проводят центральную жилку, либо подклеивают обернутую в зеленый шелк проволоку и гофрируют двухрядным резцом по лицевой стороне.

    Собирают лилию так. На проволоку длиной 30–40 см, аккуратно обмотанную ватой, сначала прикрепляют тычинки и пестик. Потом прикручивают лепестки: три внутренних – около пестика и чуть дальше по стеблю – три внешних, складывая их по типу воронки. Затем стебель загибают и обматывают тканью или бумагой зеленого цвета.

    Так как у лилии нет чашечки, то проволоку у лепестков скрывают кусочком ткани или бумаги, небольшой запас которой оставляют на стебле. Важно, чтобы на стебле не образовалось утолщение. Лепестки у цветка отгибают наружу руками и верх лепестка до середины осторожно проглаживают утюжком. На стебель сажают листья на расстоянии 5–6 см друг от друга.

    У основания каждого листа, в месте прикрепления к стеблю, делают небольшую складку. Так же руками листьям придают отогнутую форму.

    Бутоны собирают из окрашенных в светло-зеленый цвет четырех-пяти узких лепестков, не приклеивая к ним проволоки. На стебель сверху сначала прикрепляют бутоны, а под ними – раскрытые цветы.

    Тигровая (штамбовая) лилия

    Лепестков у тигровой лилии тоже шесть, но они все одинаковые. Для тигровой лилии подойдет ярко-оранжевый, огненно-рыжий или оранжево-красный материал: шелк, атлас, сатин, можно использовать и панбархат. С наружной стороны лепестки подкрашивают светло-зеленой краской с белилами, на внутреннюю сторону тушью наносят небольшие черно-коричневые пятнышки. С изнанки к ним прикрепляют проволоку, обтянутую тканью светло-зеленого цвета. С лицевой стороны лепестка по проволоке двухрядным резцом проводят жилку.

    Тычинки делают так же, как и у белой лилии, но проволоку обматывают коричневой или красно-коричневой бумагой или тканью. Пыльники на концах тычинок тоже делают темно-коричневыми. На них можно подклеить кусочки черного или коричневого бархата.

    Цветы у тигровой лилии опущены вниз, а лепестки вывернуты наружу. Листья узкие, немного отогнутые.

    Тюльпан

    Тюльпаны выполняют из шелка или батиста. Окраска цветка может быть любой, кроме синей, голубой и ярко-зеленой (бледно-зеленая окраска тюльпана уже существует). У основания лепестка цвет всегда светлее, у некоторых цветов низ желтый. У красных (ранних) тюльпанов часто в основании встречается черное пятно.

    У тюльпана шесть лепестков, и их изготавливают и крепят к стеблю так же, как и у белой лилии. Некоторое различие заключается в том, что три лепестка внутреннего ряда немного отгибают внутрь венчика, а три лепестка наружного ряда – наружу.

    Помимо обработки лепестков двухрядным резцом по центральной жилке, их обрабатывают горячей булькой в нижней части, чтобы придать им выпуклую форму.

    У пестика тюльпана ярко выраженное разделение кончика на три загиба. Его можно сделать из трех тонких проволочек, сплетенных вместе и обернутых в зеленоватую папиросную бумагу. Можно к концу проволоки прикрепить три тонкие полоски кожи (не более 8 мм длиной).

    Стебель у тюльпана мясистый, поэтому желательно сначала обмотать проволоку тонким слоем ваты, и уже на нее наклеить зеленую бумагу или ткань.

    Листья у тюльпана (два листа к цветку) большие – 10–25 см, голубовато-зеленые. При их окрашивании в зеленую краску надо обязательно добавить голубую или синюю, а если окрашивать кисточкой и вручную – то и белила.

    Листья гофрируют по центральной жилке двухрядным резцом, по краям (по длине) – одинарным и с изнанки проглаживают крючком или маленькой булькой. Листья прикрепляют внизу стебля.

    Нарцисс

    Лепестки белых нарциссов лучше всего делать из плотного шелка, а для сердцевины (коронки) можно взять крепдешин, шелк оранжевого или желтого цвета. Можно белый шелк окрасить анилином в нужный цвет. Существуют и желтые нарциссы, а цвет коронки варьируется: белая, палевая, светло-желтая, оранжевая и даже красная.

    У нарцисса шесть лепестков. Для венчика выкраивают два модуля лепестков – по три лепестка в модуле – и сердцевину. Можно венчик делать и из одного модуля, состоящего из шести лепестков.

    Если делают небольшую коронку, то вырезают фестончатый круг и по центру с лицевой стороны обрабатывают его булькой, а края гофрируют одинарным резцом. Но существуют нарциссы с трубчатой коронкой. Для нее выкраивают полукруглую полосу с фестонами. Фестоны обрабатывают крючком, так чтобы они отогнулись наружу. Полосу складывают трубочкой и аккуратно склеивают. Трубчатая коронка не должна быть длиннее лепестков.

    Лепестки окрашивают (если это нужно) еще во влажном состоянии. После того как они высохнут, их гофрируют одинарным резцом по лицевой стороне в длину лепестка, отступив от края 3–5 мм. А с изнанки лепесток обрабатывают небольшой булькой на подушке из твердой резины.

    Шесть тычинок для нарцисса делают из шелковых или простых желтых и белых ниток, окуная их в парафин или воск. Тычинки привязывают к проволоке 20–25 см, потом монтируют сердцевину, а затем надевают первый модуль лепестков. Второй модуль располагают так, чтобы его лепестки оказались в промежутках лепестков первого модуля.

    На стебле около венчика располагается конусовидная чашечка. Ее можно сделать из ваты, а потом обмотать шелковой тканью или папиросной бумагой. К утолщению подклеивают светло-коричневую полоску бумаги. Проволоку для стебля неплохо обмотать сначала ватой, а потом только обкручивать тканью или бумагой, потому что у нарцисса мягкий, жирный стебель.

    Когда стебель готов, проволоку около венчика изгибают под углом 45–60 градусов.

    Листья у нарцисса длинные, узкие, заостренные. К ним подклеивают проволоку и гофрируют двухрядным резцом с лицевой стороны вдоль жилки. Листьев должно быть пять-шесть разной длины. Они прикрепляются у самого основания стебля пучком.

    Орхидея

    Орхидеи очень разнообразны по форме и цвету. Это изысканный и вычурный по рисунку цветок. Здесь предлагается выкройка наиболее простой орхидеи, но по этой выкройке можно сделать и другие разновидности орхидей, лишь скорректировав рисунок и очертание лепестков.

    Для изготовления лепестков подходит шелк. Для некоторых язычков – панбархат.

    Если и лепестки и язычок делают из шелка, то тогда выкраивают две детали.

    Если язычок планируют из панбархата, то его выкраивают отдельно.

    Для детали а можно подобрать сразу ткань с нужным коричневым рисунком или нарисовать его на сухих лепестках разведенной коричневой тушью или анилином. У детали б лепестки и язычок оставляют белыми, лишь на двух верхних лепестках, ближе к середине, наносят несколько коричневых пятен и делают желтое пятно над язычком (под будущими тычинками). Лепестки б. К лепесткам с обратной стороны подклеивают три проволочки, обернутые в белый шелк. Лепестки гофрируют на жесткой резиновой подушке одинарным резцом от середины к краям. Два верхних лепестка булят маленькой булькой на концах с изнанки, чтобы лепестки заворачивались назад. Нижний язычок гофрируют одинарным резцом по лицевой стороне и по изнанке, чередуя гофрировку. Линии проводят плавно, веерообразно. Центральную часть язычка обрабатывают маленькой булькой с лицевой стороны по желтому пятну, чтобы края плавно загибались наружу, а по краям язычок обрабатывают маленькой булькой с лицевой стороны с двух сторон от центральной жилки.

    Лепестки а. Их обрабатывают маленькой булькой с лицевой стороны внизу лепестков и проглаживают горячим утюжком по краям, чтобы они загибались наружу.

    Листья делают из плотной зеленой ткани – сатина, шелка. С изнанки на них наклеивают проволоку. Лист двухрядным резцом гофрируют по центральной жилке с изнанки, а одинарным резцом по лицевой стороне наносят линии (две-три с каждой стороны от центральной жилки) по всей длине листа от основания к кончику. Само основание листа делают расширенным.

    На стебле можно закрепить один или несколько цветков. Каждый цветок делают на отдельной проволоке. На конец проволоки накручивают небольшой ватный шарик, перевязанный ниткой, и обмазывают его клеем – это пестик. Самый кончик шарика обмакивают в горячий сургуч или окрашенный в коричневый цвет клей. Конец проволоки немного изгибают так, чтобы шарик нависал над язычком, и обматывают светлым шелком.

    Первый ряд лепестков (лепестки б) надевают на проволоку и закрепляют ниже пестика на 1 см. Затем надевают лепестки а так, чтобы они заполнили промежутки между первым рядом лепестков. Цветку руками придают нужную форму:

    лепестки б – язычок выгибают вперед, а два лепестка отгибают чуть назад;

    лепестки а – верхний лепесток нагибают немного вперед, а боковые отгибают назад.

    Так как у орхидеи нет чашечки, то два ряда лепестков склеивают между собой в центре, а проволоку под ними обматывают зеленой бумагой или тканью.

    Если планируют сделать целую ветку с цветами, то к основной, более толстой проволоке в очередном порядке прикрепляют цветки. В месте прикрепления цветка на стебле у орхидеи имеется естественное утолщение, что очень удобно для сборки – меньше возни, чтобы спрятать накрученную проволоку при креплении цветка. Внизу стебля из ваты делают утолщение – бульбу, на которую прикрепляют лист, обхватывающий бульбу концом расширенного черешка.

    Ирис

    Ирисы – прекраснейшие цветы. Благодаря селекции сейчас выведены ирисы самой разнообразной расцветки. Декоративное воплощение цветка лучше делать из шелка или батиста.

    Цветок у ириса довольно сложный, и сначала желательно его внимательно рассмотреть. Он состоит из следующих деталей: три нижних лепестка, три верхних лепестка, три разрезных лепестка – так называемые надрыльцевые гребни, бородка и два прицветника.

    Лепестки делают из белой ткани, выкраивая их по косой линии. Затем лепестки смачивают и раскрашивают красителями по влажной ткани так, чтобы получился эффект тонких переходов краски от светлой к темной (красят от краев к середине). Темные прожилки на нижних лепестках рисуют тонкой кисточкой только по просохшим лепесткам.

    Верхние и нижние лепестки гофрируют одинарным резцом на жесткой резине от края к середине по лицевой стороне. К нижним лепесткам с изнанки подклеивают тонкую проволоку, обернутую в бумагу цвета лепестка. К верхним лепесткам проволоку приклеивают с лицевой стороны (изнанка лепестка развернута наружу). Центральную жилку у нижних лепестков проводят двухрядным резцом по лицевой стороне, а у верхних – по изнанке. Можно нижние и верхние лепестки гофрировать через марлю – тогда у них будет более естественный вид.

    Надрыльцевые гребни гофрируют на мягкой подушке крючком или закручивают на спичке назад. Середину с изнанки обрабатывают маленькой булькой.

    На нижние лепестки сверху приклеивают бородку желтого или оранжевого цвета – у белых и желтых ирисов и бело-голубого – у фиолетовых, синих и других ирисов. (Могут быть и оранжевые бородки у фиолетовых ирисов.) Бородку можно сделать из ниток или просто подобрать небольшие кусочки мохнатой синтетической ткани нужного цвета. Сверху на нижний лепесток подклеивают и надрыльцевый гребень.

    Лист у ириса делают двойным из тонкого голубовато-зеленого материала – батиста, тонкого шелка. Он должен по размеру составлять 2/3 стебля. Как правило, острый кончик листа чуть загнут в противоположную от стебля сторону. Две половинки листа, промазанные клеем, складывают вместе, а между ними по центру прокладывают проволочку. Низ листа, примерно 1 см, не проклеивают, в него потом вставляют стебель.

    Лист обжимают, чтобы он склеился, и одновременно руками немного вытягивают в длину. Потом гофрируют одинарным резцом, делая две-четыре полоски по всей длине листа начиная от кончика.

    К проволоке прикрепляют сначала три нижних лепестка с бородкой и гребнем (угол между лепестками составляет 120 градусов). В промежутках между ними размещают три верхних лепестка таким образом, чтобы они смыкались над нижними в месте отгиба гребня.

    Все лепестки склеивают вокруг стебля и для крепости заматывают тонкой проволокой. Затем все «хвостики» обматывают зеленой бумагой, чтобы получилось небольшое утолщение, и приклеивают на него два прицветника друг напротив друга.

    Прицветники вырезают из серо-зеленой ткани и гофрируют по длине одинарным резцом, делая по несколько вертикальных жилок.

    Нижние лепестки отгибают вниз, а верхние загибают концами внутрь.

    Стебель обматывают тонким слоем ваты, а затем – голубовато-зеленой бумагой. Проволоку немного сгибают в 15 см от цветка и в этом месте приклеивают еще два прицветника, внутри которых размещают туго закрученный бутон. Сам стебель должен быть 30–45 см длины. Ирисы бывают и коротенькие, тогда нужно соблюсти общие пропорции. Внизу стебель обхватывают двумя листьями, а другие листья (если они есть) сажают так, чтобы каждый последующий лист обхватывал предыдущий.

    Гвоздика персидская

    (махровая)

    Всем известный разнообразнейший по окраске цветок гвоздики делают из шелка, крепдешина, батиста или тонкого ситца.

    Для венчика вырезают три разных по величине круга. Центр кругов прокрашивают вручную кисточкой или ватным тампоном в более темный цвет, нежели основной окрас венчика. Два больших круга складывают в четыре раза – получается по восемь сегментов, которые надрезают на 3/4. Меньший круг делят на четыре или шесть сегментов.

    У каждого лепестка чуть округляют края и делают мелкие зубчики, желательно – полукругом.

    Каждый лепесток в круге гофрируют на мягкой подушке двухрядным или трехрядным резцом следующим образом: поочередно один лепесток гофрируют с изнанки, другой – с лицевой стороны, чтобы они раскладывались в разные стороны. Можно сложить кружки вместе и отгофрировать их через марлю, чтобы придать неправильную форму жилкам.

    Чашечка у цветка пятизубчатая, серо-зеленая. Ее делают из плотного шелка, ситца или сатина. Можно навощить ее парафином.

    Если планируется сделать бутоны, то внутрь туго закрученной чашечки вставляют туго свернутый или полузавернутый меньший круг с лепестками. Он не должен выступать более чем на 0,5 мм над чашечкой.

    На конце проволоки делают небольшую овальную намотку из ваты, в центре которой размещают три накрахмаленные и завитые нитки – тычинки – белого или желтого цвета.

    Листья у гвоздики персидской тонкие, длинные и мутовчатые, то есть выходят из одной точки. Они голубовато-сизо-зеленого цвета, часто с матовым белым налетом. Делают их из плотного шелка, сатина, хорошо крахмалят и не подклеивают на проволоку, а просто гофрируют одинарным резцом. Листья можно после окраски навощить воском или парафином.

    Цветок собирают. Круги венчика надевают на проволоку один за другим: сначала маленький круг, затем большие. Концы венчиков туго обматывают ниткой и еще немного подкручивают ваты под лепестками.

    Затем на обмотку надевают чашечку и подклеивают ее зубчики к лепесткам.

    Стебель – проволоку – обматывают зелено-голубой бумагой и подклеивают к чашечке. Чтобы конец чашечки выглядел аккуратным и законченным, на проволоку надевают и приклеивают к низу чашечки подклейку из двух закругленных зубчиков (прицветников).

    Через каждые 5—10 см на стебле монтируют листья. Их попарно надевают на стебель и подклеивают к нему на расстоянии 0,7 мм от точки прикрепления.

    Стебель у гвоздики тоже нужно навощить.

    Фиалки

    Фиалки лучше делать из шелка, а используемые в качестве украшения на одежду – из панбархата. Желательно сразу подобрать цветную ткань – фиолетово-голубую, густо-сиреневую, сиренево-розовую или белую. В одном букетике могут быть фиалки двух расцветок, но лучше, чтобы они различались по тону, а не по цвету.

    Венчик фиалки состоит из пяти лепестков. Его выкраивают целиком. Если необходимо окрасить материал, то влажные лепестки красят кистью от края к середине, оставляя неокрашенным центр. На уже окрашенной ткани на трех нижних лепестках рисуют кистью или пером тонкие расходящиеся черные лучики, а самый центр окрашивают белилами.

    Венчик гофрируют с лицевой стороны маленькой булькой на мягкой резине, а по трем нижним лепесткам от центра до середины проводят одинарным резцом по две-три жилки. Серединку у фиалки делают следующим образом: тонкую проволочку, обвитую светло-зеленым (салатного цвета) шелком изгибают, конец обмакивают в клей ПВА, окрашенный в желтый цвет, и дают высохнуть. Потом на желтом кончике кисточкой красной гуашью ставят точку.

    Чашечку выполняют из светло-зеленого шелка, на ее зубчиках одинарным резцом проводят по линии.

    Листья делают из плотного шелка, желательно – травянисто-зеленого цвета (без синевы). К круглой листовой пластинке с изнанки приклеивают тонкую проволочку и гофрируют одинарным резцом. Проволоку берут длиной 6–8 см – на длину листовой пластинки и черешка. Потом с изнанки маленькой булькой между жилками продавливают небольшой рельеф.

    У фиалок существуют и прилистники светло-зеленого цвета двух видов. Одни подклеивают в месте прикрепления листьев, другие крепят попарно на длинных цветоносах.

    На проволоку с серединкой надевают венчик так, чтобы желтая середка чуть выглядывала из лепестков. Сзади на проволоку через отверстие надевают чашечку, низ чашечки сворачивают трубочкой, а ее зубчики слегка подклеивают к венчику. Проволоку обматывают светло-зеленым шелком. Внизу к цветоносам (их длина 8—10 см) прикрепляют листья на черешках. Места прикрепления скрывают под подклеенными прилистниками.

    Если букет фиалок предполагается для декорирования одежды, то цветоносы и листья на черешках просто формируют в маленький букетик и перевязывают шелковой лентой.

    Анютины глазки

    В отличие от фиалок анютины глазки лучше делать из панбархата. Разнообразие расцветок анютиных глазок и большой выбор материалов в магазинах позволяют подобрать фабрично окрашенный панбархат. Остается его накрахмалить.

    Для венчика выкраивают четыре детали, причем все они могут быть одного или двух цветов. Часто у анютиных глазок верхние лепестки окрашены в контрастные по отношению к нижним лепесткам цвета: сине-фиолетовые, фиолетовые, черные, пурпурно-красные, в то время как низ может быть белым, голубым, желтым, красно-кирпичным и т. д.

    Это делает анютины глазки очень нарядными. На нижнем и двух боковых лепестках черной или темно-фиолетовой тушью рисуют фигурные пятна или штрихи, исходящие из центра.

    Гофрируют лепестки по лицевой стороне одинарным резцом начиная от края к середине. С изнанки лепестки по краям обрабатывают маленькой булькой.

    Сердцевина делается такой же, как у фиалок, важно только соблюсти пропорции.

    Чашечку выкраивают из зеленого сатина или шелка. Листья, более узкие, чем у фиалок, выполняют из плотного темно-зеленого шелка.

    При сборке левый верхний лепесток наполовину заходит на правый. Центральный нижний лепесток накладывается на нижние боковые и тоже немного перекрывает их, а они, в свою очередь, перекрывают два верхних лепестка до середины.

    Стебель обматывают шелковой светло-зеленой тканью.

    Клематис

    Клематис – очень декоративный цветок, простой в исполнении. Его можно выполнить из батиста, ситца, сатина или шелка. Цвет – белый, сиреневый, розовый, малиновый, голубой и черно-фиолетовый.

    Лепестки клематиса с изнанки – светлого серо-зеленого цвета, и поэтому их прокрашивают белилами.

    Венчик состоит из шести-восьми лепестков. Для изготовления цветка выкраивают два круга лепестков, по три или четыре лепестка в каждом. Каждый лепесток по лицевой стороне гофрируют трехрядным резцом, а по краям – одинарным резцом. С изнанки пространство между жилками проглаживают маленькой булькой или крючком. Центр с лицевой стороны обрабатывают булькой.

    Тычинки делают из хлопчатобумажных ниток № 10 или ириса черно-фиолетового цвета, а концы обмакивают на 2/3 в клей ПВА с белилами.

    Листья можно выполнить из любого зеленого материала. На длинный черешок собирают три листочка.

    Душистый горошек

    Разнообразные по окрасу крупные цветы душистого горошка выполняют из шелка, крепдешина или батиста. Лучше использовать уже окрашенные ткани, которые можно для этого цветка комбинировать, например: белый верх и голубоватый низ, розовый с бордовым и т. д.

    Для венчика делают три выкройки: верхний фигурный лепесток – «флаг», сдвоенный средний лепесток – «крылья» и также сдвоенный третий лепесток – «лодочку». По этой выкройке можно, соблюдая пропорции, сделать цветы и акации, и глицинии, и простого огородного гороха.

    «Флаг» гофрируют с изнанки двухрядным резцом на жесткой резине и обрабатывают с лицевой стороны по центру маленькой булькой. «Крылья» и «лодочку» булят с изнанки. Зеленую чашечку тоже булят по центру.

    «Крылья» и «лодочку» складывают пополам, «крылья» надевают на «лодочку», а сверху на них надевают «флаг». Лепестки крепят к промазанной клеем проволоке и сшивают в месте крепления. Затем надевают чашечку.

    Парные листья делают из голубовато-зеленой ткани. Место прикрепления листа к стеблю скрывают прилистником.

    Дисентра («разбитое сердце»)

    Это очень красивый декоративный цветок. Плоский венчик состоит из сращенных ярко-розовых лепестков в виде сердца.

    Лепестки выполняют двойными. Их вырезают из ситца, шелка или атласа по выкройке, обрабатывают с изнанки булькой на мягкой резине по центру и затем склеивают по краям.

    Для изготовления серединки на тонкую проволоку накручивают небольшой слой ваты и приклеивают фигурный язычок белого цвета с желтым пятнышком, который на 2/3 свисает из венчика. Язычок тоже делают двойным и гофрируют в центре булькой, а по краям крючком.

    Лист выкраивают из сатина.

    Ветка цветущей яблони

    Простые и изящные яблоневые цветы делают из белого батиста, шелка или крепдешина.

    Венчик, состоящий из пяти лепестков, выкраивают цельным. Лепестки подкрашивают розовым красителем. Для этого на чуть влажные лепестки с изнанки ватным тампоном наносят легкий розовый румянец. В середине венчика прокалывают отверстие. Центр круга с лицевой стороны булят небольшой булькой на подушке с песком, так же обрабатывают и каждый лепесток.

    Цветы яблони на ветке растут пучками. Чтобы получился такой пучок, берут несколько тонких проволок и скручивают вместе, оставляя концы длиной 5–6 см. Тычинки длиной 1 см делают довольно густыми из белых или чуть розоватых шелковых накрахмаленных ниток и крепят их на концах тонких проволок. Концы тычинок подстригают и обмакивают в желтую краску с клеем ПВА или желтую манку.

    Чашечку делают с пятью зубчиками из зеленого ситца и гофрируют на жесткой резине булькой посередине и двухрядным резцом – по каждому зубчику от края к центру.

    Для листьев подойдет любой плотный зеленый материал. К листу с изнанки подклеивают проволоку, гофрируют его двухрядным резцом по жилке и одинарным резцом наносят боковые жилки по лицевой стороне.

    На тонкую проволоку с тычинками надевают венчик, зубцы чашечки отгибают немного вниз. Венчик с чашечкой подклеивают к основанию пучка тычинок.

    На одной из проволок можно сделать бутон. В выкроенные отдельно два бело-розовых лепестка заворачивают шарик из ваты. К бутону подклеивают чашечку, зубцы которой отгибают в стороны.

    Несколько цветков собирают в пучок, который прикрепляют к стеблю. Проволоку под цветками обматывают зеленой бумагой и к ней прикрепляют пару листьев. Цветы красиво отгибают в разные стороны. К основной проволоке прикручивают еще две-три проволоки с пучками цветов и листьями. Затем основной стебель немного изгибают и обматывают коричневой бумагой, которую в некоторых местах подкрашивают темной коричневой краской.

    Жасмин (чубушник)

    Ветка жасмина делается по тому же принципу, что и ветка с яблоневыми цветами. Отличия – чисто биологические. У венчика жасмина четыре лепестка, густые желтые тычинки и более узкие листья, которые сидят на стебле попарно.

    Венчик выкраивают по выкройке из чисто-белого шелка или батиста.

    Жасмин махровый

    Для венчика выкраивают три-четыре лепестковых круга разных размеров. Каждый круг лепестков гофрируют посередине маленькой горячей булькой на мягкой песочной подушке. Пальцем на подушке делают небольшое углубление, в котором булькой обрабатывают и каждый лепесток.

    Тычинки делают из накрахмаленных желтых ниток, шелковых или хлопчатобумажных № 10.

    Четырехзубчатую чашечку булят в центре.

    Листья делают из темно-зеленого атласа. К ним можно приклеивать одну проволоку на два листа сразу. Листья с лицевой гофрируют двухрядным резцом по центральной жилке, а одинарным наносят боковые жилки. К стеблю их прикрепляют попарно.

    Стебель обкручивают светло-коричневой бумагой.

    Флердоранж

    Флердоранж – это цветки апельсинового дерева, которые в католической традиции были символом невесты и использовались для букетов, бутоньерок и венков.

    Венчик цветка состоит из пяти закругленных лепестков, обрамляющих длинные тычинки. Цветочки на коротеньких черешках составляют густое соцветие. Делают их из белого непрозрачного шелка (туали).

    Каждый лепесток обрабатывают булькой по краю с лицевой стороны.

    Зеленую чашечку булят по центру.

    Листья у апельсинового дерева кожистые, плотные, их лучше делать из плотного зеленого шелка или атласа.

    Сборка растения аналогична сборке яблоневой ветки.

    Камелия

    Еще один прелестный цветок. Его делают из белого, алого или розового непрозрачного шелка.

    Венчик собирают из трех кругов, в каждом по четыре лепестка. Две пары верхних лепестков гофрируют по лицевой стороне одинарным резцом от центра к краю, а краевые лепестки – от края к центру. Все лепестки по краям с изнанки обрабатывают булькой.

    Круги собирают таким образом, чтобы лепестки одного круга располагались в промежутках между лепестками предыдущего круга.

    Густые тычинки изготавливают из накрахмаленных желтых шелковых ниток.

    Лист выполняют из темно-зеленого атласа.

    Декоративная листва

    Для изготовления различного вида венков: лавровых и дубовых, гирлянд и искусственных букетов, а также для театральных постановок – везде используется декоративная листва.

    Выкройки для дубовых, лавровых листьев лучше делать с живых или засушенных листочков. Для их изготовления используются плотные хлопчатобумажные ткани или атлас темно-зеленого, «травяного» цвета. Листья, выкроенные из ткани, наклеивают на проволоку и по лицевой гофрируют двухрядным резцом по центральной жилке и одинарным – по боковым. После этого листья прикрепляют к основной проволоке, закрученной в виде венка, и расправляют максимально наружу. Дубовые и лавровые листья покрывают тонким слоем парафина или воска.

    Для осенних кленовых листьев подойдут хлопчатобумажные ситец и сатин, шелковые и вискозные ткани в желто-оранжево-красной гамме. Кончики листьев немного подкрашивают в коричневый или зеленый цвет. Помимо гофрировки у кленовых листьев кончики слегка закручивают крючком.

    Травы для букетов и венков (осока) нарезают полосками из накрахмаленной ткани или бумаги и приклеивают к ним по центру проволоку. Их можно покрыть парафином или негустым лаком.

    Растениями с мелкими листочками (типа папоротника) принято «разбавлять» букеты с искусственными цветами. Сделать их просто, но потребуются терпение и аккуратность. Выкройку делают следующим образом: вычерчивают круг и делят его на фигурные сегменты с нужным рисунком. Каждый вырезанный сегмент наклеивают на тонкую проволоку и гофрируют двухрядным резцом. Потом все готовые листочки монтируют на проволочную основу. Основу либо красят зеленой или коричневой краской, либо обматывают папиросной бумагой.

    Ритуальные цветы

    Если вы хотите собственноручно сделать букетик цветов на кладбище или в колумбарий для дорогого вам человека, то тогда ткань для них не желатиньте, а намочите в разведенном водой клее ПВА (1 часть клея и 2 части воды, а можно и пополам, если клей хороший). Разгладьте ткань утюгом, разложив ее на клеенке (но не на тряпичной подкладке!), пока она еще влажная и досушите в разглаженном виде. Лучше брать фабрично окрашенную ткань, но если вы хотите покрасить материал сами, то используйте профессиональные анилиновые красители, разводимые на спирту, – они не так повредятся от дождя и меньше выгорят на солнце.

    «Фантазийные» цветы

    Как это ни парадоксально, но, чтобы начать делать «фантазийные» цветы (цветы, порожденные фантазией автора), неплохо сначала разглядеть живые цветы или даже сделать парочку искусственных цветов реалистической направленности. В первую очередь, чтобы понять общую гармонию частей цветка, тонкость линий. Например, вы можете придумать «волшебный» цветок, богато декорированный и вроде бы попадающий в цвет и фасон вашего платья, но при этом он будет смотреться тяжело, аляповато и дисгармонично на вашей одежде. А произойдет это из-за нарушения пропорций цветка – слишком большие или грубо вырезанные лепестки, чудовищный центр цветка и т. д.

    Гармонии можно научиться только у природы, а цветок все-таки должен рождать ассоциации с цветком. И, как правило, «фантазийные» цветы – это авторское перефразирование уже имеющегося у природы богатства. Очень многие авторские цветы напоминают клематисы, розы, лилии или мальвы.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх