• Глава 1 Как сделать жизнь букета долгой
  • Глава 2 Розы
  • Глава 3 Гвоздики
  • Глава 4 Пионы
  • Глава 5 Гладиолусы
  • Глава 6 Хризантемы
  • Глава 7 Лилии
  • Глава 8 Садовые ромашки
  • Глава 9 Астры
  • РАЗДЕЛ II

    БУКЕТЫ ИЗ ЖИВЫХ САДОВЫХ ЦВЕТОВ

    Глава 1

    Как сделать жизнь букета долгой

    Безусловно, всем нам нравятся живые цветы. Одни отдают предпочтение розам, другие – георгинам, третьи не могут налюбоваться на полевые цветы. Но, к сожалению, их красота недолговечна. И особенно бывает обидно смотреть на то, как постепенно увядает созданный вами шедевр, в который вы вложили столько стараний и любви. К сожалению, предотвратить этого нельзя, но продлить жизнь икебаны из живых цветов можно.

    Как же сделать так, чтобы наши любимцы не увяли за один вечер, а радовали нас в течение нескольких дней? Попробуйте следовать советам, которые приведены в этой главе.

    КАК ПРАВИЛЬНО СРЕЗАТЬ ЦВЕТЫ

    Наверняка вас интересует, когда нужно срезать цветы. В фазе окрашенных бутонов срезают такие цветы, как гиппеаструм (амариллис), ипомею срезают с вечера, мак – непосредственно перед тем, как ему раскрыться, нарциссы, розы некоторых сортов – в момент отделения от бутона кончиков чашелистиков, тюльпаны, водяные лилии, фреезии – в период от окрашивания до распускания на 3–4 соцветия.

    В фазе распускания срезают: аквилегии, анемоны, бегонии, а гладиолусы – при распускании 1–2 цветков, ирисы – при раскрытии одного цветка, клематисы, колокольчики, лилии, люпины, магнолии, миндаль, монтбреции, пионы – до раскрытия на 3–4 соцветия.

    В полуроспуске или полностью распустившимися срезают бархатцы, вербену, гвоздики, дельфиниум – сразу после того, как распустятся 3–4 соцветия, дороникум, душистый горошек, герберы – перед созреванием пыльцы, каллы, канны, маргаритки, ноготки, большинство роз срезают в начале роспуска первого лепестка, аналогично – рудбекии, рябчики, солидаго, сирень, тысячелистник, фиалки, хризантемы.

    Полностью распустившимися срезают астры однолетние, георгины, гелениум, гортензии, васильки, космею, левкой, начиная с распускания 3–4 соцветия, львиный зев, орхидеи, флоксы, целозии, циннии.

    Необходимо помнить, что срезать цветы нужно ранним утром или вечером, а в пасмурную погоду – в любое время суток. В жаркие часы дня цветы теряют тургор, поэтому долго не стоят. Только что срезанные цветы погрузите в воду на 1–2 часа до основания цветков и держите их в прохладном месте, чтобы дать им напитаться, набухнуть. Можно завернуть стебли во влажный материал или газету, а сверху обернуть целлофаном или полиэтиленом. Кроме того что полиэтилен удерживает влагу, в такой упаковке цветы надежно и легко транспортировать. Также следует выдержать и только что купленные цветы. Повторная гидротация вновь расширит капиляры и увеличит поглощение воды.

    Большинство цветов приходится срезать острым ножом, особенно если стебли нежные, водянистые или мягкие. Секатором или ножницами пользоваться нельзя, так как они мнут стебли, а не режут плотные или полуодревесневшие цветоносы. Тюльпаны и другие луковичные растения срезают так, чтобы на прикорневом стебле осталась часть листьев для успешного развития луковиц и закладки цветов будущего года, поскольку процесс асиммиляции и накопления питательных веществ продолжается до их пожелтения. Срез целесообразно делать по косой, то есть под углом 30–60 градусов. Благодаря косому краю стебель цветка касается дна вазы только им, а остальной частью свободно впитывает воду. Очень важно правильно срезать цветы, так как от этого тоже зависит продолжительность их жизни.

    Ветки, крупные листья или цветы, предназначенные для аранжировки, как можно быстрее после срезки поставьте в воду. Для лучшего всасывания воды концы стеблей и цветоножек подрезайте под водой, чтобы в проводящих сосудах растений не образовалось воздушных пробок, которые препятствуют всасыванию жидкости. Такую же подрезку необходимо делать и перед тем, как поставить цветы в вазу. Поэтому у вас под рукой всегда должна быть миска с водой, это облегчит данную процедуру.

    Следует знать, что некоторые растения, например аспарагус, гортензии, георгины, клещевину, хризантемы, целозию и другие, нужно подрезать в горячей воде, оставляя их там минут на пять, после чего переместить в холодную воду. В любом случае, растительный материал необходимо поставить глубоко в воду хотя бы за полчаса до использования его в композиции.

    Концы древесных веток, например ивы, сирени, гортензии, розы, форзиции, бугенвиллея и др., а также грубые стебли травянистых растений, например хризантем, перед тем как поставить в воду, расщепляют, а то и разбивают молотком на участке 2–3 см, чтобы увеличить всасывающую поверхность; дополнительная подпитка водой обеспечивается, если на 5–6 см выше раздробленного места удаляется кора. Непосредственно перед тем как установить растения в композиции, раздробленная часть обрезается и стебель расщепляется на 4 части на длину 2–3 см. Для некоторых цветов полезно в подводную часть стебля, например каллов, георгинов и др., втирать соль и квасцы.

    Чтобы немного сократить испарение воды с листьев, их следует удалить (как можно больше), если только они не нужны как определенная деталь композиции. Учтите, что совершенно недопустимо попадание листьев в воду ни при длительном хранении, ни в композициях, так как они способствуют развитию бактерий и микроводорослей, которые забивают просветы в стеблях и способствуют появлению неприятного запаха. Поэтому прежде чем поставить цветы в вазу, очистите их от ненужных листьев и шипов.

    Помните, что стебли с млечным соком (мак, молочай и др.) после подрезки, буквально на несколько секунд, опускают в горячую воду около 80–90 °C, чтобы млечный сок, который, как известно, свертывается в холодной воде, не закупорил проводящие сосуды и тем самым не погубил растение. Сокоотделение только что срезанных нарциссов, гиппеаструма, кливии и др. можно остановить, если опустить стебель в теплую воду, приблизительно 50 °C. Для достижения этой же цели концы обжигают над пламенем свечи или спиртовки. Но при обработке цветов горячим способом следует быть очень осторожным и не допускать действия на них паров и пламени. Цветы и листья окутайте бумагой или материей, отклоняя их в сторону.

    Следует сказать, что теплая вода, быстрее проникая в ткани, способствует не только быстрому распусканию цветов, но и ускоряет другие жизненные процессы, в то время как холодная задерживает распускание, удлиняя период цветения. Поэтому распускание бутонов можно надолго задержать, если хранить их в холодильнике при положительной температуре, близкой к +3 °C.

    Чтобы предотвратить в воде развитие микроорганизмов, в ней растворяют марганцовокислый калий, борную кислоту, подливают немного алкоголя, азотнокислого серебра, кальция, камфарного спирта, глицерина, нашатыря, квасцов. Кроме того, цветочные вазы надо содержать в чистоте: тщательно промывать после употребления, наколки хорошо очищать щеткой в мыльной воде, чтобы не было загнивающих растительных остатков, скапливающихся обычно между иглами.

    ПОДПИТКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

    Чтобы значительно продлить жизнь срезанных роз, добавьте в воду 1 ст. л. винного уксуса и 50–75 г сахара на 1 л воды. Сирень, фреезия, гвоздика, тюльпаны, душистый горошек цветут на 8 дней дольше, если держать их в 2–5 %-ном растворе сахара с самого начала цветения. Ряду других растений, например таких, как цикламен, ландыш, гиппеаструм, клематис, пиретрум и некоторых др., раствор сахара противопоказан. Можно добавить одну таблетку аспирина, 1 %-ный раствор глюкозы или 2 %-ный раствор глицерина. В настоящее время промышленность выпускает специальные таблетки «Бутон», «Нора» и «Флора». Можете на дно вазы бросить серебряную монетку или древесный уголь, они тоже предупредят загнивание воды. Иногда для подкисления следует добавить лимонную, уксусную или аскорбиновую кислоту. Это несколько приблизит воду в вазе к клеточному соку срезанных цветов.

    УХОД ЗА ЦВЕТОЧНЫМИ КОМПОЗИЦИЯМИ

    Помните, что установленные в композициях цветы, как и до их оформления, рекомендуется держать в прохладном месте и ни в коем случае не на солнце и не на сквозняке. На ночь окутывайте их полиэтиленовой пленкой или прикрывайте бумагой (можно влажной), что значительно сократит испарение воды листьями и восстановит упругость растительных тканей. Кроме того, не забывайте опрыскивать срезанные цветы из пульверизатора. Это особенно полезно для листьев таких растений, как ландыши, хризантемы, фреезии, розы, нарциссы, гвоздики и др. Однако это приемлемо не для всех цветов. Например, у камелии опрыскивание вызывает появление на лепестках пятен, а у душистого горошка, орхидеи, фиалок – свертывание лепестков.

    Композиция из цветов дольше сохранится свежей, если через день, а у некоторых цветов лучше каждый день, подрезать под водой кончики стеблей, а воду заменять свежей. Безусловно, это дело хлопотное, требующее много времени, да и аранжировка, честно говоря, создается при этом чуть ли не заново. Те, у кого на это нет времени, могут заменять воду, не извлекая растения из сосуда. Для этого можно воспользоваться отсасывающей резиновой трубкой с грушей. Следует добавить, что почти все цветы требуют ежедневной смены воды, но есть и исключения: нарциссы, гиацинты, амариллисы, выделяющие слизистый клеточный сок, а также герберы, ландыши, которые любят теплую воду.

    Не рекомендуется ставить цветы рядом со спелыми фруктами, поскольку они выделяют этилен – газ, умертвляющий лепестки роз, гвоздик, нарциссов, дельфиниумов и многих других. Такое же действие оказывают и вянущие цветы. Вот почему их необходимо немедленно удалять, дабы не погубить весь букет.

    А что делать с такими растениями, как гербера и тюльпан, стебли которых, к великому огорчению всех аранжировщиков, изгибаются и наклоняются, как им только заблагорассудится? Не волнуйтесь, их можно «заставить» держаться прямо, если до расстановки в вазе «напаивать» водой, предварительно окутав до верха плотной бумагой. Можно предупредить и разрыв чашечки и выпадение лепестков у гвоздики (ремонтантной и Шабо), если надеть на чашечку специальное кольцо, а чтобы из крупных соцветий хризантем и георгин преждевременно не осыпались отдельные лепестки, закапайте в них несколько капель стеарина или воска. Эту процедуру нужно проделывать и с восточными маками, водяными лилиями. Стеарин, воск или парафин надежно удерживают лепестки в одном положении.

    Летом, когда вследствие высокой температуры срезанные цветы загнивают быстрее, положите в воду кусочки древесного угля или 1 ч. л. поваренной соли на 1 л воды. А что делать, если вы принесли цветы поздней осенью или зимой, ведь они, как известно, очень чувствительны к резкой перемене температуры? Дайте им немного согреться, затем опустите на несколько часов в таз с водой так, чтобы цветки были на поверхности, и поставьте в темное прохладное место. При этом, чтобы не согнулись и не сломались длинные стебли нежных цветов, поместите их в воду тщательно завернутыми в бумагу. Фиалки кладут в воду целиком примерно на час, после чего они «отходят» и вновь приобретают свежий вид. Стебли сирени, жасмина, хризантем и роз полезно расщепить ножом и очистить от кожицы ту их часть, которая будет находиться в воде.

    СОВМЕСТИМОСТЬ И НЕСОВМЕСТИМОСТЬ РАСТЕНИЙ

    Не все цветы можно ставить в одну вазу, многие из них просто не переносят соседства. Поэтому особое внимание следует уделять смешанным букетам. Так, например, ландыши угнетают виолу, выделяя в воду вредные продукты распада. Нарциссы, если их не выдержать сутки отдельно, отравят тюльпаны обильными слизистыми выделениями. По этой же причине не составляют букеты из ландышей, тюльпанов и незабудок. Неуживчивы с другими цветами лилии, розы, левкои, гвоздики, маки, душистый горошек, орхидеи, резеда. Быстро вянут в смешанных букетах фиалки с ландышами, розы с гвоздикой. Но бывает и наоборот, когда благодаря хорошей совместимости сохранность цветов удлиняется. Так, тюльпаны стоят дольше, если с ними находятся одна-две ветки кипарисовика. Туя благотворно влияет на тюльпаны и настурцию. Цикламены и кальцеолярии усиливают окраску друг друга, а если вы поставите вместе ландыши и жасмин, тем самым увеличите их аромат.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЦВЕТЫ УВЯЛИ

    Обновите срез, поместите цветы в очень теплую воду (около 30 °C) на 15–25 минут и вновь поставьте в обычную свежую воду. Если увяли розы или герберы, подрежьте их стебли на 4–5 см, поставьте цветы в горячую воду (около 60 °C), затем снова подрежьте стебли и поставьте в прохладную воду. Срезанные концы сирени держите в кипятке до его остывания, предварительно раздробив концы стеблей. Под действием теплой воды сокопроводящие сосуды расширяются и цветки оживают.

    Глава 2

    Розы

    Розы являются, пожалуй, одними из самых любимых цветов, причем не только у женщин, но и у сильной половины человечества. Поэтому розы всегда пользуются большим спросом, и продавцы цветов, учитывая пристрастия покупателей, предоставляют широкий выбор различных видов этого цветка. Буквально каждый из нас зачаровывается огромными голландскими розами, такими разными, всевозможных оттенков: от пастельных до появившихся совсем недавно совершенно умопомрачительных сине-черных.

    Не забывайте, что наша книга – о цветах, широко распространеных в средней полосе России, и композиции выполняются в русских традициях.

    Но в том-то и дело, что роза с трудом ассоциируется с Русью и ее традициями, вот ромашка – другое дело. Тем не менее роза широко произрастает и очень часто употребляется в качестве основного элемента в различных цветочных композициях.

    Предлагаем вам довольно интересные композиции, в которых используется как один цветок, так и целый букет.

    Если вы не знаете, что сделать с единственной розой, попробуйте следующее.

    Композиция «Рубиновая слеза»

    Возьмите одну алую розу на длинном стебле и с крупным, но не сильно раскрывшимся цветком. Она символизирует собой цветок любви и страсти. Желателен сорт с резким запахом – одна роза в меру распространит приятный аромат по комнате и создаст атмосферу комфорта.

    Обрежьте нижнюю часть стебля наискось. Для такой розы подойдет высокая узкая ваза желательно прямоугольной, но можно и другой формы, главное, чтобы ваза была вытянутой. Поместите розу в вазочку и налейте туда отстоявшейся воды.

    Хорошо, если ваза темного, однотонного цвета (черного, темно-синего). На этом фоне ваша роза будет выделяться ярко, но не броско. Не беспокойтесь, если ваза довольно пестрой расцветки. В этом случае можно изменить ее цвет при помощи так называемой «обивки». Для нее подойдет любой материал – темный атлас или черные резные кружева, – ваза, обернутая в такую «драпировку», будет выглядеть очень красиво и к месту. Выбранной тканью оберните вазу по диагонали, так материал будет лучше держаться, если ваза скользкая.

    Если роза с крупным бутоном, можете аккуратно завернуть края лепестков наружу. Чтобы они не отгибались обратно, используйте обыкновенный лак для волос, желательно сильной фиксации. Если хочется немного экзотики, воспользуйтесь лаком с блестками. Такая блестящая в темноте роза на темном фоне будет выглядеть просто великолепно.

    Желательно, чтобы в спальне было прохладно. Роза не любит жару, поэтому полезно время от времени проветривать комнату, открывая окно или включая кондиционер. Это, кстати, полезно не только для розы, но и для хорошего сна. Да и сам розовый аромат является успокаивающим и слегка усыпляющим.

    Если в доме какое-то событие и вы пригласили гостей, украсить комнату, чтобы она выглядела более нарядно и празднично, можно следующей композицией из букета роз. Правда, такая композиция, если вы не выращиваете розы самостоятельно, будет дороговатой, но зато эффектной.

    Композиция «Пурпурная мантия»

    Для нее потребуется минимум семь роз разного цвета и желательно одного сорта со стеблями средней длины. Розы разных сортов будут выглядеть слишком вычурно и пестро. Например, возьмите три алых, две розовых и две темно-бордовых розы, можно с достаточно распустившимися цветами.

    Поставьте их в широкую, средней высоты вазу, наполненную водой, либо в любую другую посуду, замаскировав ее подходящей коробкой. Ваза (или коробка) должна иметь расцветку, соответствующую общему тону комнаты, чтобы не выбиваться из цельного колорита, потому что розы сами по себе очень яркие и привлекательные цветы, и икебана в слишком броской и не сочетающейся с интерьером вазе будет «пестрить» в глазах. Оптимальный вариант – посуда темного однотонного цвета. Розы поставьте таким образом, чтобы они не сливались друг с дружкой. Для этого переложите их веточками папоротника или любой другой зеленью. Не бойтесь, что зелени больше, чем цветов. Она придаст вашей композиции свежесть и оттенит сами цветы.

    Сбрызните розы сверху водой, имитируя капельки росы, и композиция готова.

    Следующая композиция предназначена для комнаты с довольно строгим, не имеющим ничего лишнего интерьером.

    Композиция «Изысканность»

    Если комната светлых тонов, можно использовать белые и светло-розовые розы. Цветы этих оттенков прекрасно подойдут и для комнаты, оформленной в темных тонах, хотя можно использовать и розы темно-алого, бордового и черного цветов, в то время как в светлой комнате темные розы будут выглядеть слишком вычурно. Цветы должны быть некрупные и на длинном стебле.

    Поставьте розы в вазу изысканной, витиеватой формы. Вместо нее можете использовать и различные предметы, украшающие вашу комнату или находящиеся без дела, например длинную темную бутылку из-под старинного вина (используется для одной розы) либо прозрачный графин.

    Роза сама по себе настолько красива, что ей редко требуются дополнительные украшения, иначе она блекнет на фоне лишних деталей, а композиция начинает выглядеть вычурно и аляповато. Именно поэтому часто используют «эгоцентричность» и «гордость» розы в украшении помещений со строгим интерьером.

    Поместите одну розу либо очень большой букет (3–5 роз выглядят гораздо хуже, чем одна, в таких букетах необходимо много дополнительной зелени) в сосуд необходимой формы и расцветки. И на наш взгляд, ничего дополнительного не требуется, достаточно водрузить такую вазу на стол или на красивую подставку.

    Композиция «Селянка»

    Если комната довольна проста, а в вашем распоряжении чайные розы, выращенные на собственной даче, попробуйте истинно русскую композицию, выдержанную в традиционных тонах.

    У каждой хозяйки найдется плетеная корзинка (в таких корзинах раньше модно было дарить пышные букеты юбилярам). Поставьте в нее банку с водой таким образом, чтобы ее не было видно. Между стенками корзинки и банки просуньте листья зелени, чтобы они окружали банку. В центр банки поместите розы и не бойтесь переборщить с их количеством – чайные розы довольно мягкие для глаз, поэтому слишком много их быть просто не может. В самый центр банки поставьте еще не распустившиеся бутоны на высоком стебле и окружите их цветками с уже заметно распустившимися бутонами, обрезав их так, чтобы не было видно стеблей в центре. И третий ряд заполните уже сильно распустившимися цветами на довольно коротком стебле, окружив ими второй ряд так же, чтобы не было видно стеблей.

    Таким образом получится как бы пирамида цветов, просвечивающая через негустую зелень. Подобная композиция смотрится очень красиво и нарядно и идеально подходит для использования цветов разной формы и длины. В ней можно использовать розы разной расцветки, например в центре более темных оттенков, а затем светлее или наоборот. Переливающая гамма цветов будет просто неотразимой.

    Такой же букет можно расположить и в любой другой широкой вазе, расставив ветки зелени уже внутри вазы, по ее стенкам.

    Глава 3

    Гвоздики

    Просто удивительно, насколько разнообразен сегодня выбор гвоздик! Многообразие сортов и оттенков этих цветов давно уже затмило привычные в прошлые времена красные гвоздики.

    Сейчас можно приобрести очень красивые цветы бархатной гвоздики, края которой не острые, как обычно, а волнистые, к тому же обрамленные каймой, отличающейся по цвету от самих лепестков. Такие гвоздики выглядят очень пышно и нарядно, и из них можно сделать очень красивую композицию.

    Композиция «Пастораль»

    Возьмите несколько цветков белой гвоздики с розовыми волнистыми краями и окуните их бутонами воду, а потом резко выньте, так цветы будут выглядеть свежее и наряднее.

    Эти гвоздики нежной расцветки прекрасно подойдут для украшения спальной комнаты. Да и от подобного букета вряд ли откажется хоть одна женщина.

    Если украшается комната, поместите цветы в невысокую вазу светлых тонов (белую, желтовато-бежевую или розовую) так, чтобы были видны листья гвоздики, если листьев мало, добавьте дополнительную зелень.

    Для украшения можно использовать тонкие атласные ленты белого или розового цвета. Завяжите их у основания бутонов бантиком. Концы лент можно пустить по стенке вазы, а можно и в хаотичном порядке обмотать вокруг цветов.

    Так можно украсить и гвоздики, которые вы хотите подарить кому-либо. Только вместо вазы нужно использовать специальную подарочную бумагу (желательно прозрачную или светлую). Вниз положите несколько веточек зелени, чтобы она находилась в глубине букета, а наверх аккуратно уложите цветы, оберните букет бумагой и закрепите ее края булавкой или скрепкой.

    Композиция «Горный хрусталь»

    Для следующей композиции, которая подойдет и для подарка, и для помещения, подберите цветы перистой гвоздики – одиночные махровые цветки малиново-красной, белой, розовой и карминной окраски с приятным ароматом. В срезке такая гвоздика сохраняет декоративность около недели.

    В зависимости от общего тона комнаты подберите соответствующие цветы. Если, например, обои в комнате светлые, почти белые, гвоздики, в отличие от роз, должны быть темного цвета, чтобы выделяться на фоне. Очень красиво и эффектно смотрятся цветочные композиции в прозрачных вазах. Для гвоздик понадобится прозрачная ваза круглой формы, довольно широкая и средней высоты. Композиция будет смотреться гораздо лучше, если в вазе много цветов. Поместите в нее 9-11 гвоздик таким образом, чтобы их стебли перекрещивались друг с другом, как бы заплетаясь. Нижние листья обрывать не нужно, чтобы внутри ваза была наполненной. Иначе торчащие редкие худенькие стебельки испортят вид.

    Такая роскошная ваза украсит и праздничный стол (если стол большой), и очень красиво будет смотреться в пустом углу комнаты на специальной подставке из темного металла или дерева.

    Очень красивы мелкие гвоздички в сочетании с крупными цветами. Обрежьте коротко стебли и расставьте цветы в широкой округлой вазе на высокой подставке. Такую композицию можно дополнить вьющейся зеленью, изящно свисающей через края вазы.

    Композиция «Девичьи гаданья»

    Нежные разноцветные гвоздики сплетите в венок с помощью лески или проволоки, добавив зелени. Эту композицию можно положить в широкую вазу или глубокое широкое блюдо с водой так, чтобы венок плавал на поверхности. Такая композиция прекрасно дополнит праздничный стол. Венок можете повесить на стену, предварительно подержав его в воде.

    Композиция «Цветочный ковер»

    Очень необычна следующая композиция, выполненная из одних цветков без стеблей. Часто случается, что тонкие стебли гвоздик ломаются, причем под самый бутон. Ничего страшного – их тоже можно использовать.

    Сломавшиеся распустившиеся цветы всех оттенков (можно оставить очень короткий стебелек) положите в прозрачную вазу, оставив свободно плавать. В воду можно добавить несколько капель пищевого красителя, который оживит композицию. Если же у вас много цветов, можно заполнить ими всю вазу, таким образом, чтобы не было видно воды.

    Важно добавить, что, в отличие от роз, которые гораздо лучше себя чувствуют в прохладном теневом месте, гвоздики, напротив, держите на солнце, но свежий воздух тоже не помешает.

    Композиция «Хуторянка»

    Крупные цветы гвоздики (желательно ярко-красного цвета) на длинных стеблях (используйте 5–7 гвоздик) поставьте в высокую и узкую вазу. Гвоздики подрежьте таким образом, чтобы у двух из них стебель был самый длинный (они будут возвышаться на всеми остальными), затем три гвоздики покороче (примерно на 6–7 см) и еще две гвоздики (короче предыдущих на 6–7 см), которые будут находиться в самом низу. Между цветами расставьте длинные веточки зелени (елочки, редкого папоротника), чтобы они выглядывали из-за цветков и слегка склонялись. Такая композиция будет смотреться очень элегантно, если вы добавите зелень с маленькими белыми цветочками.

    Вазочку можно украсить различными ленточками, вышитой тесьмой или резными кружевами, подобранными под цвет. Оберните вазу лентой так, будто заплетаете вокруг нее косичку. Плести можете как по направлению вверх, так и по направлению вниз. В зависимости от этого большой красивый бант будет находиться либо под верхним краем вазы прямо под цветами, либо у основания вазы (а ленточки от банта красиво расположатся на столе).

    Композиция «Утро в деревне»

    Очень богато смотрятся гвоздики в большом кувшине, желательно белого цвета, например с росписью под «гжель». Особенно привлекательно такая композиция будет выглядеть в сервизном кувшине или вазе в сочетании с остальными столовыми приборами из этого же сервиза.

    Поместите гвоздики (7-11 цветков) красного или розового цвета с бархатными краями в кувшин. Не нужно подрезать цветы особым образом. Хорошо, если они встанут в кувшине в своеобразном «утреннем беспорядке». В общем-то, больше ничего дополнительного к ним не требуется.

    Букет обязательно освежит стол и придаст праздничный оттенок даже самому обыденному каждодневному завтраку, а заодно поднимет настроение.

    Выше я уже говорила, что очень красиво сочетание крупных гвоздик с мелкими цветками так называемой полевой гвоздики. Для следующей композиции нужно много цветов маленькой гвоздики, чем больше, тем лучше, любой расцветки, и несколько крупных гвоздик – 3–5 штук, не больше.

    Композиция «Вам!»

    Понадобится вместительная ваза не слишком пестрой расцветки, а лучше строгого белого цвета, либо широкий глиняный горшочек. В принципе, для композиции с полевыми цветами подойдет любая посуда, имеющаяся у вас под рукой на даче или дома.

    Заполните вазу водой и опустите в нее маленькие гвоздики так, чтобы они полностью заполнили свободное пространство. Стебли большой гвоздики нужно обрезать с учетом, чтобы они на 5–7 см возвышались над маленькой гвоздикой и находились в центре композиции в окружении мелких цветов. Один цветок, самый длинный, поставьте в середину, а оставшиеся стебли расположите среди мелкой гвоздики таким образом, чтобы черенки, окруженные зеленью, только чуть-чуть возвышались над фоном из мелких цветов. Сбрызните сверху водой – и композиция готова.

    Таким образом делают композицию с большим количеством крупных бутонов и меньшим – мелкой гвоздики. Теперь наоборот – заполните вазу крупной гвоздикой, коротко подрезав стебли, а в центр поместите мелкую, которая должна возвышаться над крупной. Зелень нужно вставить уже не вокруг мелкой гвоздики, а у стенок вазы вокруг крупных цветов, так чтобы она на 3–5 см возвышалась над ними, но находилась на более низком уровне, чем мелкие цветы.

    Тем, кто любит сочетать несочетаемое, создавать нечто вызывающее, предлагаем следующую композицию. В ней используются цветы розы и гвоздики одновременно.

    Композиция «Розовая долина»

    Очень часто бывает, что в доме оказывается много разных букетов, например на день рождения вас просто завалили цветами, которые стоят в самых разных вазочках, а если вазочек не хватает, в дело идут банки. Вы пытаетесь расставить их по разным комнатам, но все равно в комнате оказывается по нескольку букетов. Согласитесь, это не особо нравится: однообразные букеты в одинаковых упаковках с пестрыми ленточками уже надоели, выглядят вульгарно и портят сдержанный интерьер комнаты. Что чаще всего дарят? Ну конечно же, розы и гвоздики.

    Попробуйте сделать большую композицию, выдержанную в общих тонах и создающую цельное впечатление. Обычно дарят алые или розовые розы, равно как и гвоздики. Значит, довольно просто создать единый колорит. Итак, поделите цветы таким образом, чтобы их оказалось нечетное количество. Так как цветов много, идеально подойдет большая ваза, расширяющаяся кверху и дающая возможность цветам красиво лежать на верхнем краю.

    Цветы самых темных расцветок (и розы, и гвоздики) поместите в центр вазы (в самом центре можете поставить один самый темный цветок). Вокруг центральных цветов расположите бутоны на тон светлее и так добавляйте все цветы, пока они не закончатся. Подобная композиция сама по себе выглядит богато и красочно. Ее можно дополнить различной зеленью, протиснув зеленые веточки пушистого папоротника и с мелкими белыми цветочками между бутонами, чтобы они слегка торчали в разные стороны.

    Поверьте, композиция будет выглядеть очень нарядно и необычно, по сравнению с банальными букетами.

    Если у вас нет большой вазы, используйте любую вместительную посуду, украсив ее атласными ленточками с бантами, а самые нижние цветы свесьте, чтобы не было видно краев.

    Глава 4

    Пионы

    Пионы – цветы нарядные и благородные сами по себе. Ну а икебана, в которой в качестве основного цветочного материала выступают пионы, может поразить воображение и порадует вас и как украшение комнаты, и как подарок.

    Композиция «Пирамидка»

    Чтобы сделать этот букет, понадобятся один крупный пион любого оттенка, пять подсолнечников, садовые ромашки, дубочки, незабудки.

    Крупный пион будет являться вершиной пирамиды. Вокруг пиона, чуть ниже его головки, поместите пять некрупных подсолнечников. Еще ниже цветов подсолнечника, вокруг них, разместите садовые ромашки с белыми лепестками. Количество ромашек зависит от того, насколько они крупны и насколько крупны подсолнухи, так как ромашки должны образовать замкнутую цепь под ними.

    Следующий ряд букета, который расположится под ромашками, состоит из относительно крупных дубочков розового цвета или его оттенка. Дубков должно быть достаточно много, чтобы их число могло компенсировать небольшой размер цветков, по сравнению с садовыми ромашками.

    Самый нижний ряд этой композиции советую сделаем из синих незабудок. Обязательно используйте их вместе с зеленью. Незабудок должно быть много, чтобы они составили пышный ряд.

    В этой композиции цветы каждого последующего ряда, начиная с верхнего, то есть с пиона, уменьшаются в диаметре, зато возрастает их количество.

    Композиция «Нежность»

    Для этого букета вам понадобятся пионы и розы разного цвета.

    Три некрупных пиона темного цвета составьте вместе так, чтобы их головки оказались на одинаковом уровне. В середину букетика воткните несколько веточек любой зелени, которую найдете под рукой.

    Теперь окружите пионы одним слоем роз розового цвета очень светлого оттенка. Они должны располагаться чуть ниже пионов, но разница не должна быть очень заметна. Затем возьмите розы на тон темнее, чем те, которые вы уже использовали, и окружите ими более светлые розы. Для создания следующего ряда подойдут еще более темные, чем предыдущие. Продолжайте составлять букет подобным образом, каждый раз используя розы все более темного тона. Количество рядов ограничивается только вашими желанием и возможностью. Постарайтесь сделать так, чтобы последний, наружный ряд букета был составлен из роз того же цвета, что и пионы, находящиеся в середине цветочной композиции.

    Чтобы закрепить готовый букет, обвяжите стебли декоративной ленточкой и завяжите из ее концов большой красивый бант. Цвет ленточки должен соответствовать цвету одного из рядов роз. Еще лучше, если вы обвяжете букет несколькими подходящим по цвету лентами.

    Композиция «Яркая поляна – 1»

    При составлении этого букета используйте пионы, маргаритки, гортензии, астры и георгины, зелень.

    Возьмите три пиона и сложите их вместе в одной плоскости. То же самое сделайте с пятью крупными желтыми маргаритками и присоедините их к букетику из пионов, не смешивая цветы между собой.

    Три веточки гортензии с фиолетовыми или розовыми цветами сложите вместе и добавьте к остальным цветам, опять же не смешивая их. Теперь очередь разноцветных астр. Сложите вместе пять белых астр и добавьте к букету, затем то же проделайте с пятью синими и розовыми астрами. Подбирайте цветы одного оттенка. Присоедините к букету три георгина.

    Чтобы придать букету законченный вид, окружите его рядом некрупных пионов любого цвета. По кругу добавьте зелень, можно папоротник.

    В результате у вас должна получиться пышная, нарядная, разноцветная шапка цветов, окруженная плотным рядом зелени.

    Композиция «Яркая поляна – 2»

    Как видно по названию, принцип составления этого букета аналогичен предыдущему. Разница заключается в том, что для него необходимо взять по одному цветку разных видов или разного цвета. Значит, понадобится большее количество различных цветов.

    Используйте несколько пионов разных оттенков, георгин, две крупные маргаритки, желтую и с белыми лепестками, некрупный подсолнечник, садовую ромашку, разноцветные астры, веточку гортензии, бархотку, цветок бессмертника.

    Когда будете составлять композицию, перемешивайте цветы так, чтобы цветы одного вида не находились рядом, за исключением пионов – им место в центре букета.

    Эта композиция менее торжественна, поэтому не надо заканчивать составление букета рядом пионов. Зелень также не должна идти по краю. Лучше аккуратно вставьте некрупные веточки зелени по всему букету. Это придаст ему особое очарование домашности.

    Композиция «Пионьи глазки»

    Для составления этого букета вам понадобятся пять крупных пионов, дубочки, бархотки, незабудки, бессмертник, маргаритки, садовые ромашки.

    Композиция включает пять самостоятельных букетов.

    В основу первого букета, впрочем, как и остальных четырех, ляжет один крупный пион любого цвета. Окружите пион рядом из желтых бархоток. Бархотки окантуйте дубочками любого цвета, а дубочки – синими незабудками.

    Центром второго букета сделайте пион того же цвета, в собрании желтых маргариток, далее дубков того же цвета, что и в первом букете, и завершите синими незабудками.

    Третий букет будет отличаться от предыдущего тем, что вокруг пиона – желтый бессмертник. Остальные цветочные ряды – прежние.

    В четвертом букете пион окружайте маргаритками с белыми лепестками, а в пятом – садовыми ромашками.

    Составив пять букетов, соедините их, не перемешивая цветы между собой. По краю полного букета пустите плотный ряд зелени.

    Композиция «Дыхание весны»

    При создании этой композиции используем три некрупных веточки цветущей яблони, пять или семь пионов, в зависимости от их размера, нарциссы и цветущий мирт.

    За основу букета возьмем веточки цветущий яблони. Сложите их вместе так, чтобы цветы были направлены в разные стороны, но все выходили из одной точки.

    Окружите яблоневые ветки пионами в плоскости, находящейся ниже, чем соцветия яблони.

    Вокруг пионов составьте ряд из желтых нарциссов и мирта, чередуя цветы между собой. Мирт обязательно используйте вместе с зеленью.

    Теперь букет необходимо закрепить. Аккуратно обвяжите ветки и стебли белой шелковой лентой.

    Композиция «Сад на реке»

    Для изготовления этой икебаны нужны пионы одного цвета и семь стебельков камыша.

    Составляется икебана из семи маленьких букетиков. Все они имеют одну и ту же технику выполнения.

    Возьмите камыш, очистите его от паутины и мусора. Вокруг него в один ряд разместите пионы так, чтобы стебель камыша, покрытый мхом, выступал над ними. Остальные букеты составляйте аналогично.

    При составлении большого букета в центр поместите один букетик, а остальные прикладывайте к нему, не перемешивая цветы между собой.

    Композиция «Перевернутая пирамидка»

    Этот букет – из пионов одинакового цвета и зелени.

    Один пион окружите рядом пионов так, чтобы центральный цветок находился ниже, чем окружающие. Следующий ряд поднимите еще немного. Составляйте столько рядов, сколько хотите, каждый последующий ряд приподнимая над цветами из предыдущего.

    Постарайтесь сделать букет не очень плотным, чтобы пионы, находящиеся в середине, не смялись стеблями выше размещенных цветов.

    Этот букет очень красиво смотрится сверху. А сделать его приятным глазу и сбоку поможет зелень, например декоративный папоротник.

    Накладывайте зелень на пионы тоже рядами. Теперь первый ряд будет верхним – на уровне последнего ряда из пионов, а последний ряд, составленный из зелени, окажется на уровне центрального цветка.

    Глава 5

    Гладиолусы

    Гладиолусы – очень строгие цветы, а потому капризные. Они потерпят соседство далеко не со всеми цветами. Поэтому использовать для составления икебан из гладиолусов мы будем «благородные» цветы и растения.

    Композиция «Праздничный»

    Чтобы сделать эту икебану, используйте такие цветы, как гладиолусы, каллы, антуриумы, лилии, розы. Понадобятся несколько некрупных веточек декоративного папоротника.

    В центр букета поместите четыре ярко-красных гладиолуса так, чтобы цветы были направлены от центра в четыре стороны. Вокруг гладиолусов, чуть ниже их соцветий, разместите каллы с несколькими ветками папоротника.

    Под каллами по кругу добавьте антуриумы. Это так называемые цветы-фламинго, по своему внешнему виду антуриумы напоминают каллы, но ярко-красные. Добавьте папоротник.

    Антуриумы окружите белыми лилиями, спустив их ряд чуть ниже ряда фламинго. Не забудьте про веточки папоротника.

    Венчать этот богатый торжественный букет поручим красным розам. Ряд роз будет находиться ниже остальных цветов, они должны чередоваться с зеленью.

    Упакуйте букет в прозрачный пакет для цветов, а стебли цветами завяжите белой и красной декоративными лентами в большой бант. Концы ленточек завейте с помощью ножа или ножниц.

    Композиция «Снежная сказка»

    Чтобы составить этот букет, понадобятся ветвь комнатной монстеры, один гладиолус, две каллы, пять нераспустившихся роз и четыре веточки папоротника.

    За основу букета возьмите ветвь монстеры. На монстеровый лист положите один гладиолус белого цвета.

    По краям гладиолуса, чуть ниже его цветочков, положите две каллы – по одной с каждой стороны.

    Поверх калл и гладиолуса, еще ниже, разместите пять белых роз, а между розами вставьте по одной некрупной веточке декоративного папоротника.

    Цветочную композицию поместите в пакет для цветов, прозрачный с одной стороны. На непрозрачной стороне, естественно, должен находиться лист монстеры. Стебли цветов завяжите белой декоративной лентой и сформируйте из нее большой красивый бант. Концы ленточки аккуратно завейте с помощью ножа или ножниц.

    Композиция «Торжество»

    Чтобы получить такой букет, необходимо иметь красные и белые гладиолусы, каллы, антуриумы, маки. В качестве зелени используйте плющ.

    Несколько красных и столько же белых гладиолусов сформируйте в букет. Вокруг гладиолусов, ниже уровня, на котором находятся цветы, расположите каллы и антуриумы, чередуя их между собой. Еще чуть пониже калл и антуриумов, вокруг них, разместите ярко-красные маки.

    Стебли цветов аккуратно обвяжите плющом.

    Композиция «Любимый»

    При изготовлении этого букета не обойтись без гладиолуса, тюльпанов и зелени. Понадобится и прозрачный (с одной стороны) пакет для цветов.

    В пакет для цветов выложите в ряд красные тюльпаны. На стебли тюльпанов, под сами цветы, на середину пакета положите один белый гладиолус. По краям гладиолуса опять уложите тюльпаны.

    Под гладиолус и тюльпаны, расположенные на одной линии, поместите еще один ряд тюльпанов того же цвета. Между ними положите по одной некрупной веточке декоративного папоротника.

    Стебли под цветами обвяжите красной и белой декоративными лентами и сформируйте большой красивый бант. Концы закрутите с помощью ножа или ножниц.

    Композиция «Воспоминание о России»

    Для букета возьмите три гладиолуса, три каллы, три георгина. В качестве зелени используйте хвою. Понадобится прозрачный пакет для цветов.

    В пакет для основы положите несколько еловых веток. На хвою выложите три красных гладиолуса.

    На гладиолусы, чуть ниже самих цветов, поместите три каллы. Между цветами проложите мелкие еловые веточки.

    На ряд, сформированный каллами, под цветы положите три ярко-красных георгина.

    Стебли цветов перевяжите красной и белой декоративной лентами и сформируйте из них большой красивый бант. Концы ленточек закрутите с помощью ножа или ножниц.

    Композиция «Для русской красавицы»

    Подбираем три гладиолуса желтого цвета, ирисы с сочетанием желтой и фиолетовой или синей окрасок, желтые тюльпаны, зелень декоративного папоротника, прозрачный пакет для букета. Разместите в нем ряд из тюльпанов и ирисов, чередуя цветы между собой.

    Три гладиолуса положите на тюльпаны и ирисы, разместив их чуть ниже первого ряда цветов. Третий ряд, который расположится на гладиолусах, сразу под соцветиями, составьте снова из тюльпанов и ирисов, чередуя их между собой. Окантуйте все зеленью, но чтобы она не скрывала ряды цветов.

    Букет закрепите лентами – желтой и синей. Завяжите ими стебли, сформируйте большой красивый бант. Концы лент закрутите с помощью ножа или ножниц.

    Композиция «Цветочная радуга»

    А теперь соберем букет из гладиолусов разных цветов и зелени декоративного папоротника.

    Разместите в самом верху пакета для цветов ряд из красных гладиолусов. На них во второй ряд положите зелень папоротника. На зелень уложите ряд желтых гладиолусов, чуть ниже первого ряда цветов. На гладиолусах разместите зелень. Ниже разложите гладиолусы синего цвета, покройте тонкими веточками папоротника. Последний цветочный ряд составьте из розовых гладиолусов, перемежающихся с веточками зелени.

    Цветовую гамму букета изменяйте по своему усмотрению. Главное, чтобы он получился ярким и нарядным.

    Закрепите стебли разноцветными подарочными ленточками, а их концы аккуратно закрутите с помощью ножа или ножниц.

    Композиция «Школьный вальс»

    При создании этого букета используйте три розовых и три чайных гладиолуса, цветущие веточки шиповника, желтые розы.

    Сложите гладиолусы в букет так, чтобы цветы смотрели от центра в разные стороны. Чередуйте между собой розовые и чайные гладиолусы.

    Вокруг них и чуть ниже разместите желтые розы.

    Последний цветочный ряд, расположенный чуть ниже роз, составьте из розового цветущего шиповника.

    Букет закрепите розовой и желтой подарочными лентами, сформируйте большой красивый бант, а концы ленточек аккуратно завейте с помощью ножа или ножниц.

    Композиция «Солнечное утро»

    Создавать этот букет надо из трех белых гладиолусов, пяти желтых домашних или садовых тубероз и нескольких белых георгинов сорта «жемчужинка».

    Соедините гладиолусы в букет цветами наружу, чуть ниже расположите туберозы, а их окружите георгинами.

    Можете положить букет в прозрачный пакет для цветов и закрепить его белой и желтой подарочными лентами, сформировать из них бант, а концы аккуратно закрутить.

    Композиция «Фантазия»

    Для создания этого букета понадобятся гладиолусы разных оттенков, веточки декоративного папоротника и прозрачный пакет. Для украшения – подарочные ленты.

    Три разных гладиолуса, например чайный, голубой и розовый, сложите в букет. Окружите их пятью другими разноцветными гладиолусами. Во втором ряду между цветов вставьте некрупные веточки папоротника. Третий ряд составьте уже из семи разноцветных гладиолусов. Можете повторять цвета, но не ставьте вместе одинаковые гладиолусы. И этот ряд не забудьте разбавить зеленью.

    Готовый букет упакуйте в прозрачный пакет и подвяжите разноцветными лентами. Они должны соответствовать цветовой гамме букета. Из ленточек завяжите бант, а концы закрутите.

    Глава 6

    Хризантемы

    Хризантемы можно с уверенностью назвать самыми изысканными осенними цветами. Их исторической родиной являются Китай и Япония, где до сих пор сохранились традиционные праздники, связанные именно с хризантемами. Кстати, в Японии хризантема считается символом счастья и даже когда-то была изображена на государственном гербе.

    Хризантемы имеют красивую и весьма разнообразную окраску: от нежных оттенков белоснежного, бежевого, пастельно-желтого и сиреневого до самых интенсивных ярко-желтого, оранжевого, бордового и фиолетового. Поэтому их можно с успехом использовать в различных по стилистике композициях, предназначенных для самых разных случаев. Но самой распространенной окраской хризантемы является все же желтая, которая прекрасно гармонирует не только с другими растениями, но и с посудой. Многообразие сортов хризантем дает возможность подобрать нужный по размеру и окраске цветочный материал для множества сочетаний как между собой, так и с другими растениями. Все хризантемы без исключения имеют прекрасный тонкий аромат, чем-то схожий с запахом меда.

    Для составления цветочных композиций и икебан подойдут как полностью раскрытые хризантемы, так и еще только раскрывающиеся или уже облетающие. Можно акцентировать внимание в букете только на крупноцветных, либо только на мелкоцветных хризантемах или смешивать их в одной композиции, что выглядит очень интересно и необычно. Хризантемы очень долго держатся в воде, поэтому аранжировки из них долговечны.

    Крупноцветные хризантемы очень эффектны по форме и строению, имеют крепкие стебли и обильную листву, поэтому из них можно делать самостоятельные композиции. Из-за толстых и твердых стеблей возможно использование хризантем в качестве опоры для других компонентов аранжировки. Они как будто специально созданы для больших, крупногабаритных композиций и прекрасно смотрятся рядом с разного рода корягами, фрагментами стволов деревьев. К тому же их легко крепить из-за гибкости и прочности стеблей.

    В низкой и широкой вазе хризантемы следует располагать так, чтобы внизу находились крупные соцветия или плотный пучок из мелких хризантем. В высокой вазе несколько хризантем должны находиться ниже других составляющих букета.

    Очень красиво выглядят высушенные хризантемы, которые прекрасно оживят зимние бесцветные будни сохранившимися по-летнему яркими и радостными красками. Если сочетать их с растительными и нерастительными компонентами, у вас может получиться шедевр флористики. Хризантема гармонично сочетается с извилистыми и колючими ветками айвы, особенно если они усыпаны раскрывающимися бутонами.

    Перед использованием хризантемы в аранжировке ее нужно подготовить – тщательно очистить от ненужных листьев, в особенности от тех, которые выворачиваются изнаночной стороной и находятся снизу стебля. Оптимально оставлять вблизи самого цветка 5–6 листьев.

    Очень мило смотрятся всякого рода растительные миниатюры, и одну из них предлагаем выполнить – это будет осенний вариант.

    Композиция «Осенняя»

    В небольшую стеклянную вазочку или розетку из обычного или цветного стекла в качестве основы поставьте несколько маленьких и пушистых веточек сосны, но так, чтобы они располагались с одного края или равномерно по ее стенкам, чтобы свободным оставалось место в середине. Поверх них расположите две или три белых хризантемы среднего размера. Законченность и гармоничность в композицию внесет длинная, живописно изогнутая веточка, на которой могут быть сохранены ягоды или мелкие плоды. В подобных композициях, установленных в низких вазах, не требуется дополнительного держателя для растений, потому что в них используются небольшие и легкие по весу растения, которые не нужно фиксировать или создавать для них дополнительную крепежную основу.

    Следующая композиция устанавливается, как и предыдущая, без держателя на плоском блюде или подносе, у которого имеются бортики.

    Композиция «Лесное упоение»

    Вам понадобятся большое блюдо в форме прямоугольника или квадрата, четыре веточки с дерева или куста, на которых расположены несколько гроздей ягод, например ветви бересклета, барбариса, бузины или калины, а также две хризантемы.

    Чтобы ягодные ветви были хорошо укреплены и не скользили по поверхности блюда, их концы следует аккуратно и немного наискосок обрезать. Устанавливать веточки нужно «шалашиком», чтобы их обрезанные концы упирались в углы подноса и таким образом были зафиксированы. Затем уже поверх ветвей нужно расположить хризантемы, как вам нравится: по одной или вместе, одна над другой. Для этой композиции рекомендуем взять светло-розовые пастельные хризантемы, которые будут оттенять красные ягоды, но можете положиться на свое чутье и попробовать другие расцветки – может быть, вы найдете более оптимальный вариант.

    Композиция «Деревенская осень»

    Замечательная осенняя композиция может получиться из мелкоцветных ярко-желтых хризантем. В качестве основы подойдет низкая расписанная этническими мотивами ваза или небольшой горшочек. Хризантем должно быть такое количество, чтобы, если связать их в «пушистый» пучок, они покрывали всю поверхность отверстия горшочка. Это облегчит «установку» других компонентов: нескольких ржаных, пшеничных или овсяных колосков, тонких веточек с осенними красными листьями и больших, мясистых листьев хосты, монтеры или аралии. Их можно «воткнуть» в гущу хризантем.

    Композиция «Девичьи слезы»

    Следующий букет представляет собой миниатюрную настольную композицию, в которой красиво сочетаются белые хризантемы и розовые розы. В качестве основы для нее вам понадобится низкая деревянная или керамическая мисочка. Кстати, можно даже использовать симпатичную пепельницу – при условии, что она чисто вымыта. Цветы не нужно перемешивать между собой, лучше группировать, причем количество мелких бутонов розовых роз должно превышать количество хризантем. Например, возьмите две крупноцветные махровые хризантемы белого цвета, которые должны как бы возвышаться над «слоем», состоящим из нераскрывшихся бутонов роз вперемежку с зеленью аспарагуса. Так как посуда для аранжировки неглубока, стебли роз и хризантем следует обрезать на подходящую длину. Не забудьте, что хризантемы должны быть чуть выше роз.

    Композиция «Снежная Королева»

    Для новогодних композиций обязательны белые хризантемы, в соседстве с которыми могут находиться ветви сосны, чьи длинные темно-зеленые иглы прекрасно гармонируют с сизоватой листвой самой хризантемы. Эту праздничную композицию советуем установить в высокую вазу и украсить свечами и лентами. Можно расположить ветви сосны и цветы асимметрично, что придаст новизну и абстрактность.

    Композиция «Вальс-бостон»

    Следующую композицию, скорее, можно отнести к осенним аранжировкам, так как в ее состав входят обнаженные ветви и фрагмент виноградной лозы с сохраненными листьями. Для нее нужна высокая стеклянная ваза, лучше темного стекла. Поставьте в нее две крупноцветные нежно-розовые хризантемы, расположив их на разных уровнях: первую – сразу же над отверстием вазы, а вторую – над первой и чуть сбоку.

    Изюминка в том, что в вазе находятся только хризантемы, на которых и акцентируется основное внимание, а остальные компоненты – как бы вне и образуют над цветами своеобразный купол. Этот купол возникает за счет того, что несколько крупных обнаженных ветвей переворачивают «вверх ногами» и ставят непосредственно на поверхность так, чтобы многочисленные отростки-ответвления, отходящие от основной и более крупной ветви, стояли сами по себе и не имели другой опоры. Должно получиться, что ваза находится внутри «шалашика», а хризантемы выглядывают на его поверхность.

    Последний штрих – осенняя виноградная лоза, усыпанная красноватыми листьями, которую нужно живописно и фантазийно обвить вокруг веток и создать обрамление для центральной идеи композиции – царицы-хризантемы.

    Глава 7

    Лилии

    Лилия – поистине царственный и благородный цветок. Особенное значение с давних времен придается белыми лилиям. Белоснежная лилия известна с незапамятных времен, а в христианской религии она считается символом непорочности и благородства. Именно она часто встречается на полотнах живописцев раннего Средневековья и Ренессанса. Эти царственные цветы известны людям целых три тысячелетия, но место их происхождения до сих пор точно не установлено. Издавна они выращивались не только в декоративных, но и в лечебных целях, из этих ароматных цветов делали душистые мази, масла, благовония и настойки.

    Но существуют не только белые лилии, сегодня их расцветок великое множество. В богатейшей палитре их окрасок отсутствуют лишь синие и лиловые цвета, а самыми распространенными разновидностями являются оранжевые и красные всех оттенков.

    Лилии, входящие в состав букета, икебаны или цветочной композиции, смотрятся очень романтично. Почти все они замечательно пахнут, и если вам попались цветы именно такого, «пахучего» сорта, саами ощутите их стойкий, чувственный аромат, который заметно усиливается в вечернее время, на закате солнца. Самыми ароматными считаются лилии восточных, азиатских и кудреватых сортов, которые имеют колдовской, дурманящий запах. При составлении букетов и композиций из них это следует учитывать, чтобы сильный запах впоследствии не вызвал у кого-нибудь головную боль или даже тошноту. Если планируете поставить свое флористическое творение лилий в непроветриваемое помещение, выбирайте цветы, не имеющие стойкого запаха, или сочетайте небольшое их количество с другими цветами, что не принесет вреда.

    Можете без опасения использовать лилии для цветочного оформления и дизайна в самых разнообразных ситуациях, так как немаловажным их достоинством, помимо неземной красоты, являются абсолютная безвредность и отсутствие колючек.

    Хотя лилии в нашей стране почти экзотика и заморские цветы, так как они не встречаются среди российской флоры (за исключением Дальнего Востока, где произрастают в диком виде), их все же можно использовать в традиционном оформлении, не боясь при этом, что жанровая чистота будет нарушена. Хотя формой листьев лилия даже близко не напоминает растительный узор, встречающийся в традиционных древнерусских росписях и резьбе по дереву, все же она уместна в композиции, стилизованной под «русскую старину», потому что формой цветка похожа на большой колокольчик.

    Поэтому в псевдорусском букете из полевых цветов и трав несколько небольших лилий неброской и мягкой окраски не будут выглядеть неестественно и претенциозно.

    Великолепные низкорослые лилии самых разных оттенков замечательны в любом букете – и в сочетании с лилиями другой расцветки, и с другими цветами. Так, желтые лилии, дополненные любыми растениями с лилово-синими цветами, будут выглядеть экстравагантно, а наиболее распространенные оранжевые и тигровые лилии выделятся яркими и огненными пятнами на фоне зелени в темпераментных и смелых композициях.

    Помимо одноцветных лилий, опытные селекционеры сегодня с успехом выращивают и разноцветные, в которых тона постепенно переходят один в другой, а весь цветок просто переливается и искрится. Сочетания оттенков в некоторых лилиях интересны и новы, например кремовый с малиновыми кончиками, желтый с апельсиновым пятном, перламутрово-розовый с оранжевым центром или густо-желтый с красным пятном. Двухцветные сорта лилий должны занимать достойное место в вашей композиции, ведь лилия – это королева!

    Очень хороши лилии в качестве украшения различных подарков, оформленных флористически. Например, подобным образом можно украсить бутылку шампанского в традиционном ведерке или упакованный в красочную бумагу подарок. Для этих целей подойдут как длинностебельные лилии, так и миниатюрные, низкорослые, которые прикрепляются к подаркам различными лентами, золоченными нитями или даже длинными гибкими травинками, что будет выглядеть оригинально.

    Лилия – не сезонный цветок, ее можно достать и использовать во все времена года, для каждого из которых существует своя флористическая и оформительская «мода». Все идеи по цветочному дизайну в зависимости от времени года, о которых будет рассказано немного ниже, не являются правилами и аксиомами. Можете благополучно их развить, а также внести какие-то свои элементы и изменения в составляющие букета или его конструкцию. Запомните, что лилии универсальны и уместны круглый год.

    Композиция «Рождество»

    Чтобы грамотно и гармонично украсить праздничный новогодний или рождественский стол, нужно знать традиционные правила и предпочтительную для таких случаев колористику. В оформлении должен преобладать белый цвет – символ света и духовности, а потому белые лилии будут как нельзя кстати. Их можно дополнить вкраплением миниатюрных красных роз, а всю композицию вложить в своеобразную «оболочку» из крупных зеленых листьев папоротника или из сосновых, еловых веток. Предпочтительно, чтобы некоторые из аксессуаров и используемой фурнитуры были золотистого или серебристого тонов, которые символизируют себой веру в Бога.

    Для дополнительного декора можете использовать разнообразные шишечки, плоды, забавные фигурки и игрушки, свечи, шары, а также салфетки, ленточки и бумагу с национальными орнаментами и мотивами.

    В композиции могут смешиваться самые разные цветовые гаммы, но в центре внимания должна быть лилия, чей белый цвет – доминирующий, а другие компоненты призваны ее лишь оттенять. Композицию можете поставить в вазу, какое-либо стеклянное или керамическое изделие или в стойку, которую можно приобрести в специализированном магазине, и она прослужит вам долгие годы. Помимо вышеперечисленных материалов, можно использовать также металл, дерево и плетение из соломки.

    Лучше, если праздничный «зимний» букет будет компактным, круглым, с четким геометрическим расположением лилий внутри него. Можно использовать белые лилии всех оттенков, особенно оригинально букет будет выглядеть, если добавить светло-голубые оттенки и немного серого. Зелени придается особое значение, ее количество – преобладающее над основными составляющими букета.

    Композиция «Майская рапсодия»

    Весенний букет должен быть романтичным и волнующим, потому при его составлении используются нежные розоватые и лиловые лилии, которые отражают настроение всеобщего весеннего цветения. В этом случае несколько лилий пастельных оттенков должны перемежаться с большим количеством белых цветов – именно они придают весенней композиции свежесть. Зелени может быть совсем немного.

    Букет можно составлять, не придерживаясь строгой геометрической формы и не сильно фиксируя в нем цветы, – тогда он будет казаться воздушным. Относительно формы и аксессуаров нет строгих правил, они не обязательно должны быть в романтическом стиле.

    Летом во главе букета ставьте лилию яркую, эффектную, которая может быть однотонной или разноцветной. Используйте лилии насыщенных цветов: оранжевые, фиолетовые, желтые. Чтобы букет выглядел более объемно, в нем должны присутствовать различные травы, колосья, но в незначительном количестве. Форма может быть как четко геометрической, так и совершенно свободной.

    Композиция «Золотая хохлома»

    Осень – время сбора урожая, а потому палитра цветочной композиции должна состоять из таких «осенних» цветов, как желтый, коричневый, медовый, янтарный. Лилии такой расцветки должны контрастировать со светло-зеленым или пурпурным фоном. Немного белого оживит и освежит композицию. Ее можно дополнить зелеными или красными листьями, разнообразными ягодами, веточками. Букет должен получиться плотным и небольшим по размерам из смешанных или сгруппированных цветов.

    Глава 8

    Садовые ромашки

    Ромашка – цветок, не обладающий экзотической красотой бегонии, эффектностью розы, однако выделяющийся, бросающийся в глаза какой-то милой и родной простотой. Такая естественность делает ромашку воплощением природы, гармонии. Именно поэтому, наверное, цветок ассоциируется с солнцем – вечным двигателем жизни.

    Цветок весь как на ладони, смотрит на мир открыто, безбоязненно, с какой-то детской непосредственностью, что делает его символом русского – душевного.

    Ромашка выбирает родственную себе душу из не очень ярких, на первый взгляд, но бесконечно привлекательных какой-то внутренней красотой цветов, не говоря уже о том, что букет из одних ромашек выглядит не менее мило, чем сборный букет. Ромашка – настолько естественный цветок, что порой не требует дополнительного оформления: букет можно подарить как в «голом виде», так и в «обложке». Белый цвет, непритязательность, беззащитность и бесхитростность этих цветов способны покорить сердце каждого человека.

    Белый с желтым – это сочетание подойдет практически к любому другому цвету. Особенно хорошо ромашка гармонирует с различными оттенками синего. Во-первых, она выделяет, усугубляет этот цвет, во-вторых, на фоне синего становится скорее не дополнением композиции, а ее равноправной, можно сказать, отдельно существующей частью. Оттенки синего позволяют ромашке создать свой рисунок, который так или иначе будет символизировать солнце. Букет можно составить из анютиных глазок и ромашек. Возможны несколько композиций.

    Композиция «Солнышко»

    Для нее нужно взять относительно большое количество анютиных глазок, желательно ярко-синего или фиолетового цвета, ромашек – немного меньше. Композиция выглядит следующим образом: в центре анютиных глазок находятся три относительно крупные ромашки, являющиеся как бы сердцевиной букета. От этой сердцевины в разные стороны отходят линии, состоящие из ромашек, только уже меньших размеров. Таким образом, получается изображение солнца: в центре букета на фоне яркого, темного цвета помещается как бы само солнце, от которого в разные стороны отходят лучи. Лучей не должно быть слишком много, иначе четкость, яркость картины потеряется.

    Стебли цветов можно связать той же самой ромашкой, например, в виде спирали: стебель ромашки огибает букет по всей длине. Другой вариант – свяжите двумя ромашками, которые встретятся наверху, под букетом, то есть будут располагаться близко к чашечкам цветов либо напротив друг друга, а могут и соединиться.

    Можно сделать венок из ромашек, который кольцом удержит весь букет. Веночков можно сделать несколько, все зависит от размеров цветов и от длины ножки самого букета. Для таких колец желательно брать цветы меньшего размера, чтобы они не отвлекали внимание от основного рисунка.

    Если сплели несколько колец, их можно сдвинуть к середине или верхней части ножки букета либо распределить по всей ее длине.

    Веночки можно сделать редкими, если работаете с крупными цветами, или густыми, вплести какую-нибудь зеленую веточку, цвет которой смягчит яркость белого.

    Символ солнца в этой композиции обыгрывается дважды: во-первых, сама ромашка, во-вторых, рисунок. Сочетание желтых сердцевинок ромашки и анютиных глазок дополнит и закрепит символ солнца.

    Композиция «Луна»

    Она по рисунку близка к первой композиции. Все то же самое, только букет анютиных глазок окаймляют ромашки. Ромашки подбирайте примерно одинакового размера с чашечками анютиных глазок, иначе контур не будет выражен.

    Композиция «Русская зима»

    Следующая композиция – тоже вариант первой. Здесь пересекающиеся линии (буквой Х) и проходящая через их середину горизонтальная линия изображают снежинку – символ русской зимы. Такой рисунок требует тонкости, поэтому чашечки ромашек должны быть маленькими. Возможны и другие композиции, все зависит от вашей фантазии, положитесь на свою интуицию. Используя те же самые цветы, можно составить аналогичные композиции, поменяв местами.

    Ромашки можно сочетать с гортензиями. Гортензия – цветок экзотический, яркий, тем более по сравнению с ромашкой. Кроме того, гортензия, в отличие от ромашки, представляет собой сложную структуру – гроздь цветов. Благодаря такому строению она в букете является как бы отдельным островком, поэтому другие цветы тоже должны подстраиваться под нее, создавать своеобразные участки, сочетающиеся друг с другом и образовывающие архипелаг.

    Композиция «Россия»

    Для нее подойдут гортензия, ромашки, незабудки или колокольчики. Таким образом, букет получит три составные части, три островка: колокольчиков или незабудок, гортензий и ромашек. Можно перемешать колокольчики с ромашками, и гортензии на фоне этой пестрой картины будут выделяться еще сильнее, особенно если их поместить в центр букета.

    Поле ромашек и колокольчиков можно украсить веточками аспарагуса. Стрелки аспарагуса прекрасно гармонируют с длинными стеблями колокольчиков. Получится два яруса: горизонтальный и вертикальный.

    Композиция «Ностальгия»

    С помощью желтых маргариток, ноготков с различными оттенками, начиная с желтого и заканчивая коричневым, хризантем и ромашек можно обыграть желтый цвет, опять-таки цвет солнца. Хризантемы поместите в центр, а вокруг них создайте смешанное поле из маргариток, ноготков и ромашек. Белый цвет здесь должен принадлежать только ромашкам, все остальные цветы – различные оттенки желтого.

    Хризантемы, как самые крупные цветы, должны возвышаться над остальными. Белый цвет ромашек создает удачный фон для этого. Их не должно быть слишком много, иначе даже хризантемы, являющиеся как бы фокусом желтого цвета и его оттенков, перестанут быть таковым, а большое количество ромашек уменьшит эффект вкрапления белого цвета. Хризантемы, несколько штук, расставьте по всему букету с одинаковым интервалом друг от друга и каждую окружите ромашками. Чашечки ромашек должны быть мелкими, иначе композиции не получится. Словом, букет будет трехъярустным: верхний – хризантемы, ниже идут окаймляющие их ромашки, а затем фон желто-коричневых оттенков, создаваемый маргаритками и ноготками.

    Ножку букета можно обвить папоротником или веточкой аспарагуса, но так, чтобы не получился еще один ярус, иначе это разобьет композицию букета.

    Композиция «Девичник»

    Она совсем простая – из одинакового количества белых маргариток и ромашек. На первый взгляд, цветы одинаковые: у ромашек и у маргариток желтая сердцевина и белые лепестки – никакого поля, никакого фона, но именно эта одинаковость и оттеняет и отделяет ромашку от маргаритки.

    Ромашку можно скомбинировать с тюльпаном Неустроевой. Это маленький цветок, сердцевина и лепестки которого желтые. Ромашку, по сравнению с ним, можно назвать роскошной, поэтому на фоне тюльпанов она будет выглядеть просто красавицей.

    Ромашка может служить хорошим дополнением к туберозе. Ее лепестки имеют плотную текстуру и внешне напоминают восковые или фарфоровые. Тубероза – экстравагантный цветок, и ромашка – лишь маленькое дополнение к ее красоте. Можно обвить длинный стебель туберозы ромашкой так, чтобы ее чашечки и чашечки ромашки были на одинаковом уровне. Скромница-ромашка, конечно, не составляет никакой конкуренции туберозе, но станет той необходимой изюминкой, без которой последняя не была бы полноправной красавицей.

    То же самое можно проделать и с ирисом. Красота ириса – это прежде всего элегантность или строгость, удачно сочетающиеся с простотой ромашки. Можно обвить ромашки стебель ириса, только уже не одним цветком, а несколькими, образующими как бы воротник-тарелку.

    Экспериментируйте, ромашка – абсолютно не капризный цветок, который может адаптироваться практически в любой среде.

    Глава 9

    Астры

    Астра – нейтральный цветок, нейтральный своей универсальностью, тем, что сочетается почти с любым другим цветком. Астра – это что-то среднее между простушкой-ромашкой и красавицей, розой, она не составит слишком большой конкуренции ни той, ни другой.

    Астру можно скомбинировать с пионом. В соседстве с ним астра станет отражением последнего, отражением, правда, немного бледным, поэтому вдвойне выгодным для благородного пиона. И те и другие цветы в одинаковом количестве смешайте так, чтобы они были расположены друг от друга на одинаковом растоянии. Кайму букета составьте из чередующихся астры и пиона. Чтобы контраст не был столь явным между ними, можно разбить букет папоротником или другой какой-нибудь зеленью, более или менее пригодной для этой цели.

    Композиция «Жених и невеста»

    Астры и пионы могут быть оттенками какого-нибудь одного цвета, оттенками более или менее одинаковыми или практически разными, но обязательно родственными. Такая родственность оттенков подчеркнет ощущение зеркальности и в то же время не позволит «смешать» цветы полностью.

    «Ножку» букета можно перевязать зеленью, не отвлекающей внимания от основной части букета. Зелени в самом букете не должно быть слишком много, иначе букет как композиция перестанет существовать.

    Композиция «Русская красавица»

    Астру можно сочетать с бархатцами. Здесь нужно обратить внимание на оттенки, обыграть какой-то один цвет. Например, к желтым бархатцам с красной каймой подобрать астры красного цвета, чтобы тем самым выделить из букета первые и, кроме того, цвет их «отделки».

    Много, относительно много, конечно, зелени не помешает, так как цветы по структуре своей разные, а кроме того, в букете всего два цвета, один из которых является доминирующим. В любом случае, если вдруг переборщите с зеленью, букет от этого не пострадает.

    Композиция «Русское поле»

    Этот букет очень разнообразный и довольно пестрый. И дело здесь не только в цвете, но и в самих цветах. Они могут быть родственными, неродственными, гармонирующими и не очень, с большими и маленькими чашечками.

    Такой букет представляет собой, на первый взгляд, нестройную мозаику, но в том-то и дело, что эта дисгармоничность является целью композиции, как бы самой идеей.

    Главное, чтобы цветы по структуре были более или менее одинаковыми, то есть не включайте в букет «висячие» цветы, например колокольчики или ландыши, или «вертикальные», например гладиолусы. Букет – это что-то плоское, это площадь цветов, пестрая мозаика.

    Для этого букета-мозаики подойдут желтые маргаритки, ромашки, ноготки, анютины глазки, те же пионы и, конечно, астры.

    Цветы с маленькими, по сравнению с пионами или астрами, чашечками могут быть совершенно разных оттенков. Например, анютины глазки всех оттенков синего. Маргаритки пусть будут только желтыми, так как белые не будут смотреться рядом с ромашками. Ноготки могут быть и желтыми, и коричневыми, и оранжевыми.

    Цвет пионов и астр подберите под уже существующее многообразие оттенков. Скорее всего, двух доминирующих цветов: оттенков желтого и синего. Крупных цветов не надо слишком много, в противном случае они просто будут подавлять более мелкие.

    Можно обыграть один цвет – синий или желтый, а можно и тот и другой сделать выделяющимся. Крупные цветы из-за своего размера в любом случае будут главенствовать над остальными и являться как бы фокусами основных цветов.

    Букет можно разделить на две половины, на два лагеря: желтые и синие. Причем и в том и другом будут находиться как пионы, так и астры – представители лагерей. Можно сделать так, что в желтой половине будут пионы и астры противоположных, то есть синих оттенков, а в синей – желтого, либо сделать с полным соответствием оттенков крупных и мелких цветов.

    Можно два доминирующих оттенка полностью смешать, а в центре букета поместить крупные цветы, оттенки которых тоже будут смешанными.

    Композиция «Платочек»

    Сделайте кайму из мелких цветов или желтого либо синего цвета, а центр – какого-нибудь одного тона.

    Композиция «Солнце над пашнями»

    На фоне синего изобразите солнце. Для этого в центре разместите крупные желтые цветы, от которых идут в разные стороны «лучи» из мелких цветов того же оттенка.

    Композиция «Дорога»

    Из солнца можно сделать колесо. Для этого к уже существующей композиции добавьте кайму желтого цвета по краю всего букета, а для большей правдоподобности изображаемого в центр букета поместите крупный красный цветок – центр, спицу колеса.

    Композиция «Русская коса»

    Это букет из нескольких ярусов, в который входят гладиолусы, ирисы и астры. Астры – это нижний ярус, ирисы – средний, гладиолусы – верхний. Каждый ярус может быть какого-то одного оттенка либо состоять из разных, но доминирующий оттенок должен быть.

    Букет представляет собой спираль, верхушкой которой являются гладиолусы, средним звеном – ирисы и нижним – астры. Еще эффектнее букет будет выглядеть, если подобрать все цветы одного оттенка.

    Для следующего букета возьмите чертополох, георгин и астру – абсолютно разные цветы по структуре и по характеру. Таким образом, в букете соедините казалось бы несоединимое. В нем нет главных и вспомогательных, оттеняющих и оттеняемых цветов, словом, таких, ради которых собирается букет. Растения можно располагать по-разному. В любом случае, чертополох будет находиться над остальными, то есть образует высокий ярус, а георгин и астра расположатся ниже. Чертополох можно поместить в центре букета, можно с краю, большого значения это не имеет. Он в букете – нечто выделяющееся, можно сказать, эксцентричное, чертополох в нем – ложка дегтя в бочке меда.

    Желательно, чтобы составляющие букета были примерно одного цвета или близких оттенков. Это придаст эффектности, в противном случае разноцветье чертополоха, георгина и астры будет отвлекать от самой композиции. Цвет как таковой не имеет никакого значения для самой композиции, ее создают цветы.

    Композиция «Белая ворона»

    Для этого букета можно взять различные сорта анютиных глазок – мелкие и крупные, различных оттенков – и все их скомбинировать с астрами тоже разных цветов.

    Астры располагают в центре или распределяют по всему букету – и среди мелких сортов анютиных глазок, и среди крупных, кроме того, их можно комбинировать с различными оттенками одного цвета или с любыми другими.

    Астры в букете могут быть только одного оттенка, доминирующего, а остальные играют роль оттеняющих, вспомогательных, рамки для основной картинки.

    В букете могут присутствовать тонкие веточки зелени, не влияющие на общее впечатление. Астр не должно быть слишком много, иначе получится дисгармония пропорций, нарушающая композицию. Астра в ней – лишь острая приправа ко всему блюду, не больше, в противном случае вкус теряется.

    Композиция «Лес»

    Астру можно сочетать с папоротником. Каждый стебель астры обвейте одной или несколькими веточками папоротника, главное, чтобы цветы, чашечки не терялись среди обилия зелени.

    Кроме папоротника, может быть и другая зелень, только в этом случае она должна быть тоньше, чем папоротник, например веточки аспарагуса. «Тонкая» зелень уже не обвивает, а лишь «присутствует» в этом букете, ее должно быть по количеству еще меньше, чем папоротника.

    Композиция «Душечка»

    Можно составить букет из астр и одуванчиков. Подойдет как различная гамма оттенков, так и один цвет – желтый. Расположение цветов не имеет принципиального значения: одуванчики – это те же астры, только меньшего размера.

    Обязательным добавлением к букету должна быть зелень, тем более что желтый цвет хорошо сочетается с зеленым. Но не берите папоротник, для этой цели нужно что-то более утонченное, например аспарагус.

    Букет должен быть большим, здесь важно не только качество, но и количество, много желтого цвета, много света, много тепла.

    В букет можно добавить несколько ромашек, буквально 4–5 штучек, тем более что ромашка – это символ солнца, а значит, и символ тепла, душевного в том числе.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх