• Лучники
  • Копейщики
  • Аркебузиры
  • Другие подразделения
  • ПЛАТЬЕ И ЭКИПИРОВКА: АСИГАРУ

    Широкое признание важной роли, которую в период Момояма стали играть воины из низких слоев, привело к осознанию необходимости обеспечения их соответствующим платьем и обмундированием. Ямагата Масакагэ, наиболее талантливый полководец Такэда Сингэна, одним из первых убедился в том, какой психологический эффект оказывает единообразная экипировка на противника и всегда ставил в первые ряды самураев, облаченных в красные доспехи. Эту тактическую хитрость впоследствии перенял Ии Наомаса, только он уже все свое войско одевал в красные доспехи.

    Даймё обеспечивали своих асигару оборонительными доспехами и шлемами, а мечи должны были добывать себе уже сами асигару. Необходимость в массовом производстве большого количества оборонительных доспехов привела к появлению того, что вполне справедливо можно было бы назвать военной униформой — первой в Японии.


    Ходзё Соун (1432–1519) в монашеском кэса (ритуальном шарфе).

    Сначала асигару надевал простую набедренную повязку. Рубашка тоже была простая, доставала до бедер и имела короткие рукава. Она заправлялась в пару обтягивающих штанов, которые доставали до голеней. Зимой он мог надевать на ноги таби, в иных случаях ходил босым. Соломенные сандалии были идентичными тем, что носили самураи, иногда асигару надевал кяхан (гетры). Рубашка и штаны затягивались поясом, под который асигару засовывал вакидзаси, или короткий меч. Позднее, когда идентификация самурая стала более очевидной, а между воинами и земледельцами произошло окончательное разделение, асигару приобрели официальный статус младших самураев и получили право носить два меча, что было признаком принадлежности к благородному сословию.

    Волосы асигару носил распущенными, а голову покрывал, как и самурай, хатимаки. Котэ его, однако, были много проще, если только асигару не выходил за рамки своего стандартного доспеха и не покупал или не находил на поле боя пару самурайских котэ. Стандартные котэ асигару представляли собой обыкновенные матерчатые рукава с нашитыми на них металлическими пластинами. До, разумеется, тоже был много проще, чем тщательно отделанный самурайский доспех. Обычно это была двухпластинчатая конструкция, такая как простейший окэгава-до. Спереди и сзади было по одной пластине. Исключение составляли асигару Датэ Масамунэ, которые носили базовую модель юкиносита-до.

    Несколько иллюстраций свидетельствуют об использовании мон господина в качестве различительного знака его асигару. Мон наносился золотой или красной краской на переднюю или заднюю пластины доспеха.


    Типичный до (доспех), использовавшийся асигару, с мон (значком) даймё Сатакэ.

    Шлем асигару известен как дзингаса, или боевая шляпа. Обычно он делался из металла или высушенной кожи и зачастую имел форму правильного конуса. Токугава Иэясу рекомендовал носить легкий металлический шлем, в котором асигару могли варить рис! Изнутри шлем подкладывался тканью и привязывался двумя шнурами за петли. Во многих случаях мон, украшавший доспех асигару, повторялся на дзингаса. Вариацией конического шлема был шлем в стиле сингэн, названный так по имени Такэда Сингэна, изогнутой формы и с высоким навершием. Для защиты от солнца и дождя к ободу дзингаса крепилась ткань, которая ниспадала на плечи.

    В отличие от самурая, асигару сам переносил все свои вещи. Провизия хранилась в дюжине небольших матерчатых мешочков, связанных вместе, — в каждом мешочке содержалось риса на один прием пищи. Связка с мешочками вешалась на шею и так носилась. Асигару мог также иметь мешок для полезных вещей, который привязывался к поясу. Перечень его содержимого представляет несомненный интерес. Он включает бумагу, медицинские принадлежности, соленый чернослив, противоядия, деньги, кисти для письма, маленький нож и моток шнура. Один из начальников рекомендовал асигару носить с собой в холодную погоду несколько стручков красного перца в качестве средства для согревания.

    Безоружные слуги (вакато) и пажи (комоно) носили то же платье, за исключением до и котэ. Вместо них они надевали короткое кимоно, а их единственным защитным доспехом был дзингаса.

    Характер прочих элементов экипировки асигару всецело зависел от его военной специализации.

    Лучники

    Японский лук, изначально предназначавшийся для верховой стрельбы, был необычной асимметричной конструкции — две трети длины лука находятся выше рукояти, а одна треть ниже. Лук собирался из деревянных планок, укреплялся бамбуком с внешней стороны, склеивался, покрывался лаком и обматывался ротанговым волокном. Для стрельбы из лука требовались определенная сила, опыт и частые тренировки — причины, объясняющие стремительно возрастающую популярность огнестрельного оружия. Колчан носился на правой стороне. Его форма также отличалась от западных аналогов. Наиболее распространенным в то время был колчан, похожий на небольшую коробочку — лакированную или обитую мехом, который защищал оперение стрел от влаги. Стрелы из колчана вытаскивались через специальную «дверцу» и выпускались с правой стороны лука, а не с левой, как это делали европейцы. Запасная тетива хранилась в камышовой плетенке, привязанной с левой стороны к крепежному шнуру колчана. Поскольку в каждом колчане помещалось не более двух дюжин стрел, боезапас всегда можно было пополнить у носильщика, который следовал за лучниками с огромным колчаном на спине, вмещающим до сотни стрел. Для более удобной стрельбы из лука дзингаса обычно снимался.


    Флаг в стиле нобори, принадлежавший Такэда Сингэну, с начертанным на нем золотыми иероглифами по голубому девизом: «Крепкий, как скала, воинственный, как огонь, спокойный, как дерево, быстрый, как ветер».

    Копейщики

    Два типа древкового оружия бытовали в Японии того времени. Нагината использовалась с давних времен. Это была разновидность алебарды с лезвием примерно той же длины, что и вакидзаси, или короткий меч, насаженным на длинное древко. Куда более популярными были яри — копья различной длины с прямыми наконечниками. Наконечники некоторых копий были очень короткими, как у кинжала танто, у других наконечники были длинными и прямыми. Некоторые копья были снабжены металлическими крестовинами с одного или обоих концов, посредством которых асигару мог зацепить всадника и стащить его с лошади, после чего прикончить ударом клинка. Длинное копье являлось стандартным оружием самурая, которое с успехом применялось им в конном бою. Добротное копье имело дубовое древко, покрытое лаком и украшенное металлическими элементами декора, в том месте, где клинок соединялся с древком. Вне поля сражения на клинок надевались ножны.

    Аркебузиры

    К окончанию периода Момояма аркебузир стал наиболее уважаемым асигару в армии самураев. Он был вооружен тэппо, как японцы называли легкое фитильное ружье, в котором горящий фитиль опускался к запальному отверстию с затравочным порохом, воспламенявшим основной заряд в стволе. Ствол был металлическим и крепко соединялся с деревянным ложем и рукоятью-прикладом, а шомпол носился снизу.

    Ружье заряжалось порохом и пулей, а затравочный порох насыпался на пороховую полку, которая впоследствии стала закрываться медной крышкой для предотвращения преждевременного выстрела. Запальный фитиль асигару наматывал на левую руку (на один день требовалось около шести футов тлеющего фитиля) и зажимал в S-образном курке, называемом «серпентином», который взводился путем оттягивания назад внешней медной пружины. Асигару разжигал фитиль, открывал предохранительную крышку и, нажав на спусковой крючок, опускал тлеющий фитиль к запальному отверстию.

    Порох хранился во фляжке, которая носилась на правом боку, а пули — в кожаном мешочке. Запасные пули и порох можно было взять у носильщика боеприпасов, который переносил их в укрепленном деревянном ящике на спине. На некоторых иллюстрациях изображены асигару с запасными шомполами за спиной. Шомполы были и деревянными, и поломка такого шомпола при отсутствии запасного могла вывести аркебузира из строя.

    Шомпол использовался тэппо когасира, командиром стрелкового подразделения, в качестве «командирского жезла».




    Сихан (четырехугольный флаг) — разновидность ума-дзируси (штандарта): (I) иероглиф «ю», черным по белому фону; принадлежал Хосокава Тадаоки (1564–1645 гг.). (II) Секи, истребитель демонов, черным по белому фону, принадлежал Маэда Тосииэ (1538–1599 гг.). (III) Обращение к богу войны Хатиману, сверху мон клана Мори, принадлежавший им в 1555–1615 гг., черным по белому фону. (IV) Флаг, принадлежавший Canada Юкимура (1570–1615 гг.), белым по черному фону. (V) Белый четырехугольник на золотом фоне. Принадлежал Ода Нобутада (1557–1582 гг.). (VI) «Дай», означающее «великий», принадлежал Такэда Каиуёри (1546–1582 гг.).

    Раненый самурай, везущий отсеченные головы врагов.

    Посредством шомпола командир отдавал команды свои подчиненным зарядить оружие или открыть огонь. Иногда шомпол хранился внутри бамбукового стебля. Обычно стрелковый отряд состоял из 30–50 аркебузиров с одним когасира на каждые десять человек. На марше аркебузы закидывались за спину и крепились на шнуре, на котором асигару носил мешочек для полезных вещей, или переносились на поясе в мешке или лакированном водонепроницаемом ящике.

    Другие подразделения

    Наиболее важное значение придавалось транспортировке провизии. Провизия перевозилась для всей армии целиком, за исключением авангарда, который во время наступления сам добывал себе пропитание. Некоторое количество провизии переносили люди, но основная масса транспортировалась вьючными лошадьми, каждая из которых находилась под надзором слуги вакато. Корзины для провизии делались из рисовой соломы, и каждая лошадь навьючивалась двумя корзинами, снабженными небольшим опознавательным флажком. Колесный транспорт никогда не имел широкого распространения в Японии, главным образом из-за гористого рельефа, через который проходили основные пути сообщения, что исключало применение колесного транспорта, как это практиковалось в армиях тогдашней Европы.

    Носильщик сандалий являлся фактически ординарцем самурая и, помимо сандалий, носил ящик с личными вещами своего господина.

    На поле сражения вокруг командующего всегда находилось некоторое количество пеших солдат. Все они имели то или иное отношение к связи. Звуковые сигналы передавались посредством барабанов, гонгов, колокольчиков и хорогаи, трубы из большой морской раковины, снабженной мундштуком и крепежными шнурами. Один асигару отвечал за хорогаи. Двое отвечали за барабан — один нес его на спине, а другой барабанил. Барабаны были самой разнообразной конструкции — от простейших с двумя плечевыми ремнями до огромных, которые водружались на декоративный деревянный помост и имели украшение в виде мон. Гонги и колокольчики были бронзовыми, и обычно не переносились с места на место, а оставались всегда возле командного пункта. Они использовались для сбора войска и сообщали о времени дня.


    Самурай в кимоно и обтягивающих штанах. Его волосы причесаны в стиле тясен-гами (венчик для чая).

    Очень многие асигару были знаменосцами. Флаги и знамена в Японии имели хождение с незапамятных времен, главным образом в виде хата-дзируси, или вымпела, вертикально вытянутого четырехугольного полотнища, подвешенного к узкой поперечине на конце длинного древка. Обычно его украшал мон господина. В XVI в. появилась очередная разновидность этого флага, именуемая побори, — поперечина хата-дзируси присоединялась одним концом к вершине древка, а полотнище одной стороной крепилось по всей длине к древку. Такой способ крепления придавал флагу жесткость — он мог волноваться под порывами ветра, но никогда не терял своей формы и легко читался.


    Два флага Такэда Сингэна, оба красные, с золотыми китайскими иероглифами и черными бондзи (надписями на санскрите).

    Среди прочих функций, флаг служил командующему в качестве ориентира для определения местоположения воинов на поле сражения, а поскольку нобори к тому времени стал весьма популярен, и одни и те же флаги можно было заметить повсюду, придумали новый опознавательный знак, именуемый ума-дзируси, что буквально означает «конский значок». Возможно, лучше всего для его обозначения подходит слово «штандарт». Многие полководцы имели два штандарта — о-ума-дзируси (большой штандарт) и ко-ума-дзируси (малый штандарт). Очень узнаваемым был большой штандарт Токугава Иэясу, принятый им в 1566 г. Он состоял из гигантского золотого веера, сделанного из плотной бумаги, опирающегося на пять полутораметровых деревянных лучей и поднимающегося вверх на пятиметровом древке. С каждой стороны веера было нарисовано красное восходящее солнце. В качестве малого штандарта ему служил бронзовый диск с круглым отверстием наверху. Помимо штандартов у него было семь нобори с полотнищами белого цвета с тремя мон клана Токугава на каждом. Перед тем, как отправиться на битву при Сэкигахара в 1600 г., он оставил эти знамена своему наследнику Хидэтада, а с собой взял простые флаги.


    Японская аркебуза

    Другой флаг являлся святыней дома Токугава. Это был хата-дзируси, на белом полотнище которого был начертан призыв: «Оставь этот греховный мир ради Чистой Земли» — имеется в виду Чистая Земля из учения буддистской секты Дзёдо, монахами которой этот флаг был вручен одному из предков Иэясу.

    Другими отличительными знаками клана Токугава были мон, который изображался на доспехах асигару, и иероглиф «го» (означающий «пять») на сасимоно элитного уцукаи-бан, «отряда почетных гонцов».

    Многие предметы использовались в качестве ума-дзируси. У Ода Нобунага это был колоссальный красный зонт. Штандарт Тоётоми Хидэёси узнавали по большой деревянной тыкве, выкрашенной в золотистый цвет. Говорят, что после каждой победы он добавлял к нему очередную тыкву, и ко времени его кончины штандарт уже назывался «тысяча тыкв» — в метафорическом, если не буквальном значении.

    Распространенной разновидностью ума-дзируси был большой четырехугольный флаг, или сихан. Клану Ии, о приверженности к красному цвету которых уже упоминалось, принадлежал большой красный флаг с начертанным на нем золотой краской первым иероглифом их фамилии.

    Их малый штандарт представлял собой золотой конус с красными вымпелами. У Маэда Тосииэ был сихан с изображением Сёки, истребителя демонов. Три поколения самураев Мори носили сихан с обращением к богу войны Хатиману.

    Малый штандарт, нобори, и хата-дзируси были обычно достаточно легкими, чтобы их мог нести один человек. Они могли свертываться и храниться в кожаном мешочке, привязанном к поясу, или на спине, в специальном гнезде для сасимоно. Если нобори был длинным, или погода ветреной, то к древку привязывался дополнительный шнур, за который его одной рукой придерживал знаменосец. Хата-дзируси легче всего было носить впереди. Большой штандарт обычно устанавливали на деревянном каркасе возле командного пункта. Чтобы перенести, его устанавливали на спину одного человека, а двое других удерживали за шнуры, привязанные к верхней части древка. Штандарт не только указывал на местонахождение командующего армией, но и служил ориентиром для сбора войска. Когда в битве при Миката-га-Хара в 1572 г. Иэясу понял, что его солдатам приходится худо, он дал команду к сбору уцелевшего войска, водрузив на высоком месте свой штандарт в виде веера.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх