Примечания[14] к тексту

Свой эксперимент, отвечающий всем требованиям научной строгости, доктор Элиягу Рипс проводил только с текстом Книги Бытия. Однако мы постоянно находили закодированные предсказания современных событий — точные до мелких подробностей — и в остальных четырех книгах Торы. Например, предсказание убийства Рабина находилось внутри книг Чисел и Второзакония.

— Я был бы удивлен, если бы код, который, как мы доказали, существует в Книге Бытия, отсутствовал в остальных книгах Торы, — говорит Рипс.

Он не сомневается, что и остальные книги Ветхого завета — Книга Пророка Даниила, например, или Книга Пророка Исайи, — скорее всего, закодированы тоже. Например, предсказание столкновения кометы Шумейкера-Леви с Юпитером было обнаружено в Книге Пророка Исайи, причем дата этого столкновения стала известна заранее.

Сам библейский код подтверждает, что закодирован весь Ветхий завет. «Он закодировал Тору и более того», — сообщается нам в скрытом тексте. Это надо понимать так, что, по крайней мере, некоторые из более поздних книг тоже содержат тайную информацию.

В тайном тексте есть фрагмент, где кодировка словосочетания «библейский код» видна особенно четко — там используется еврейское слово «Танах», которое обозначает весь Ветхий завет. Танах — это аббревиатура названий трех его разделов: Тора, Невиим у-Хтувим (Пятикнижие, Пророки и Писание).

Слова «библейский код» пересекает фраза скрытого текста «запечатано перед Богом» — утверждение, явно свидетельствующее о том, что «библейский код» и есть та самая «запечатанная книга», тайное откровение, о существовании которого говорится в явном библейском тексте.

Элиягу Рипс пользовался в своем эксперименте стандартным еврейским текстом Книги Бытия, известным как «Textus Receptus». Этот же текст был введен в компьютер для расшифровки библейского кода.

Лучшее издание упомянутого текста — «Иерусалимская Библия» (Koren Publishing Co., 1992) — содержит также наиболее распространенный английский перевод Ветхого завета, по которому я, главным образом, и цитировал Библию в этой книге. Порой я обращался за помощью к переводу раввина Арье Каплана «Живая Тора» (Maznaim, 1981).

Цитаты из Нового завета приводятся в основном по Авторизованной версии, хотя я пользовался также современным переводом, известным как Новая международная версия.

Высказывания Рипса, приводимые в разных местах книги, почерпнуты из наших с ним бесед. За пять лет их состоялось немало — главным образом, они проходили в доме Рипса в Иерусалиме, но также в его кабинете в Еврейском университете, в Калифорнийском университете или велись просто по телефону (телефонных разговоров были сотни).

Хаим Гури, встретившись со мной 1 сентября 1994 года, в тот же вечер позвонил в офис Рабина, а на следующее утро шофер премьер-министра заехал ко мне за письмом, в котором я предупреждал Рабина об опасности покушения. Это письмо было незамедлительно передано адресату. Хаим Гури — лауреат двух высших литературных наград Израиля: премии Бялика и Израильской премии по литературе. Он с детства был одним из ближайших друзей Ицхака Рабина.

Убийца Рабина Амир, двадцати шести лет, выпустил три пули, две из которых попали в премьер-министра. Это произошло 4 ноября 1995 года, в Тель-Авиве, после политического митинга. Позже Амир говорил, что действовал по велению Бога. Он заявил, что убийство Рабина оправдано религиозным законом, поскольку тот собирался отдать земли, которые Всевышний даровал Израилю.

«5756», год еврейского календаря, указанный рядом с «убийством Рабина» и «Тель- Авивом», начался в сентябре 1995 года и закончился в сентябре 1996-го. Все указания на сроки код делает по еврейскому календарю, введенному в библейские времена и начинающему отсчет времени на 3760 лет раньше, чем современный европейский.

Кроме Хаима Гури, еще два человека более чем за год до убийства Рабина знали, что я нашел предсказание этого преступления в библейском коде и предупредил премьер-министра. Впервые обнаружив предсказание — это было в 1994 году, — я показал его Рипсу, который, в то время находился в Нью-Йорке и преподавал в Колумбийском университете. Тогда же я встретился с главным научным консультантом Министерства обороны Израиля генералом Исааком Бен-Исраэлем. Я передал ему памятную записку, датированную 31 августа 1994 г., в которой говорилось: «Полное имя Ицхака Рабина встречается в закодированном библейском тексте один-единственный раз и пересекается со словами «убийца убьет»… Я думаю, что Рабину действительно грозит опасность, но несчастье можно предотвратить». Позже я еще раз встретился с Бен-Исраэлем вместе с Рипсом, который сообщил генералу о некоторых технических подробностях библейского кода.

За месяц до убийства я еще раз попытался связаться непосредственно с Рабином. Он прилетел в Соединенные Штаты для подписания в Белом доме предварительного мирного соглашения с Арафатом. Я письменно обратился к помощнику Рабина 30 сентября 1995 года. «В прошлом году я связался с премьер-министром Рабином через его близкого друга Хаима Гури, — говорилось в письме. — Последний, после встречи со мной, переговорил с премьер-министром и вручил ему письмо, в котором шла речь о возможной угрозе для жизни господина Рабина. В настоящий момент я располагаю новой информацией, свидетельствующей о том, что жизнь премьер-министра в опасности». Помощник Рабина не ответил на мое письмо, и связаться с премьер-министром мне не удалось. Через пять недель он был убит.

На следующий день после убийства я позвонил Гури из Нью-Йорка, а затем вылетел в Израиль и встретился с ним в Иерусалиме. И по телефону, и при личной встрече он говорил мне о впечатлении, которое произвело на него исполнение предсказания. Сразу после убийства он позвонил генералу Бараку. Эхуд Барак — герой войны, имеющий больше военных наград, чем кто бы то ни было в Израиле. В течение многих лет он был начальником штаба израильской армии, и Гури по привычке так и назвал его в разговоре со мной. Фактически же к моменту убийства Рабина Барак был членом кабинета министров.

Впервые я услышал о библейском коде в июне 1992 года, причем услышал совершенно случайно, после встречи (по совершенно другому поводу) с генералом Ури Сагуем, который был в то время главой израильской военной разведки. Информация о коде поступила от некоего молодого офицера, в то время как никто из высших чинов разведки ничего об этом еще не слышал. Только впоследствии я познакомил Рипса кое с кем из офицеров технической службы, чтобы он ввел их в курс дела.

Элиягу Рипс — адъюнкт-профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Слова Виленского Гаона он цитировал мне по книге Абрахама Рабиновича «Еврейская душа» (Hillel Press, 1978, стр. 33–34).

Сотрудник и соавтор Рипса, Дорон Вицтум, за три недели до начала войны в Персидском заливе обнаружил точную дату обстрела Израиля «скадами», а именно 3 швата 5751 года (18 января 1991 г.). Рипс подтверждает, что Вицтум говорил ему об этом и показывал соответствующую матрицу, чтобы Рипс лично убедился в существовании предсказания. Позже и сам Рипс, и его жена рассказывали мне, какие чувства они испытывали в ночь бомбежки, когда предсказание исполнилось в точности.

Вейсмандель, чешский раввин, первым обнаруживший код, так и не опубликовал своего открытия. Но его ученики впоследствии напечатали малым тиражом книгу, в которой упоминалось об исследованиях кода, проводившихся Вейсманделем перед второй мировой войной («Torat Hemed», Yeshiva Mt. Kisko, 1958). Один из этих учеников, раввин Азриэль Таубер, говорил, что Вейсмандель, работавший в докомпьютерные времена, расписал всю Тору на карточках — по 100 букв на каждой, десять рядов по десять букв, — после чего искал слова, образованные эквидистантными последовательностями букв.

О поисках библейского кода Исааком Ньютоном великий экономист Джон Мейнард Кейнс поведал в книге «Биографические эссе и наброски» (Meridian Books, 1956, стр. 280–290, эссе «Ньютон, Человек с большой буквы»). Ричард С. Уэстфолл в книге «Жизнь Исаака Ньютона» (Cambridge University Press, 1993, с. 125) цитирует богословские заметки Ньютона. По его словам, великий физик «верил, что главное содержание Библии — предсказание событий человеческой истории». См. также книгу Уэстфолла «Неустанный труд: биография Исаака Ньютона» (Cambridge University Press, 1980, стр. 346 и далее).

Об эксперименте, проведенном Рипсом и Вицтумом, я впервые прочитал в том варианте статьи, который был послан рецензентам, и приведенный отрывок взят оттуда. Статья, подписанная Дороном Вицтумом, Элиягу Рипсом и Йоавом Розенбергом, была напечатана в американском математическом журнале «Статистикал сайенс» в августе 1994 года (т. 9, № 3, стр.429–438) под названием «Эквидистантные буквенные последовательности в Книге Бытия». Еще до публикации я разговаривал с редактором журнала Робертом Кассом. Аннотация цитируется по препринту, с которым он меня тогда же и ознакомил.

Рипс и Вицтум писали в своей работе, что вероятность случайного совпадения имен и дат составляет четыре миллионных. Однако серия последующих экспериментов показала, что эта вероятность фактически не более одной десятимиллионной.

Первоначальные результаты были получены так: брался набор из 32 имен и 64 дат (рождения и смерти) и составлялся миллион различных комбинаций, из которых только одна полностью соответствовала действительности. Затем Риис и Вицтум с помощью компьютерной программы проверяли, какая из комбинаций встречается в Библии с лучшим «прилеганием», то есть в каком случае наблюдается более тесная связь между именем и датами. «В четырех случаях победила случайная комбинация, — пояснил мне Рипс. — Истинная же комбинация одержала верх в 999 995 случаях».

Однако во втором эксперименте, когда все правильные сочетания имен и дат были удалены из набора случайных сочетаний, а список правильных соответствий рассматривался особо, причем всего было проверено 10 000 000 сочетаний, — в результате получилась одна десятимиллионная.

— Ни одно случайное сочетание не одержало верх, — говорит Рипс. — Результат получился 0 против 9999999, то есть одна десятимиллионная.

Харолд Ганс рассказал мне о результатах собственного независимого опыта 25 января 1993 года во время телефонного разговора, и еще раз, более подробно, в декабре 1996 года — тоже по телефону. В статье, присланной в «Статистикал сайенс», Ганс пишет: «Таким образом, можно заключить, что полученные нами результаты подтверждают выводы Вицтума, Рипса и Розенберга».

Согласно вычислениям Ганса, вероятность того, что названия соответствующих городов случайно окажутся рядом с именами и датами, равна одной двухсоттысячной.

В январе 1997 года в ходе телефонного разговора Касс сообщил мне, что со дня публикации статьи Рипса, Вицтума и Розенберга в августе 1994 года в редакцию не поступило ни одного опровержения.

Правда, австралийский ученый Аврахам Хазофер напечатал краткую заметку с критикой идеи библейского кода в небольшом религиозном журнале «B'Or Ha'Torah» (№ 8, 1993, стр.121 — 131). Но это было до того, как Рипс и Вицтум опубликовали результаты своих исследований. Соответственно Хазофер ничего не говорит о математических аспектах вопроса. Сам он не проводил никаких экспериментов и не исследовал библейский код по существу.

Другой австралийский математик, Брендан Маккей, уже после того, как эта книга была дописана, поднял вопрос об эксперименте Рипса-Вицтума в Интернете. Он предположил, что найденные в Книге Бытия закономерности не распространяются на остальную часть Библии. Маккею не было известно, что предсказания убийства Рабина обнаружились в текстах Чисел и Второзакония задолго до того, как преступление было осуществлено. Он ничего не знал и о том, что в каждой из пяти книг Торы были найдены предсказания важных событий нашей эпохи.

Далее, Маккей подверг сомнению правомерность статистических методов, применяемых Рипсом. Однако, в отличие от работы Рипса, заметка Маккея не предлагалась им в авторитетный журнал и не подвергалась рецензированию. Рипс ответил Маккею, предлагая открытую полемику. «Думаю, что он не прав», — говорит Рипс.

Знаменитый израильский математик Роберт Ауманн заметил, что даже если согласиться с Маккеем, все же соответствующая вероятность оценивается в его заметке как одна тысячная, а это всегда рассматривалось математиками как достаточно сильный результат.

Именно такой критерий установил известный специалист по математической статистике из Гарвардского университета Перси Дайаконис. В его письме от 7 мая 1990 года по поводу эксперимента Рипса-Вицума говорится: «Для того чтобы столь фантастическое сообщение было опубликовано, на мой взгляд, необходим уровень значимости в одну тысячную или даже еще выше».

В действительности же этот уровень значимости в эксперименте Рипса-Вицума составил по крайней мере одну пятидесятитысячную (позднее выяснилось, что соответствующая вероятность равна одной десятимиллионной). Дайаконис рекомендовал статью к на-печатанию в «Статистикал сайенс».

Один израильский математик, который просил не называть его имени, говорил мне в декабре 1996 года, что он начал «предварительное исследование» эксперимента Рипса-Вицума. По словам этого человека, у него «нет доказательств», что эксперимент ошибочен. «С математикой все в порядке, — добавил он. — И с компьютерной программой тоже». Однако ему показался сомнительным выбор тех мудрецов, имена и даты жизни которых закладывались в компьютер.

Я упомянул об этом в разговоре с Рипсом. Тот объяснил, что сначала они с Вицумом отобрали 34 имени из известного справочника «Энциклопедия выдающихся еврейских ученых», причем отбор производился чисто механически: исследователи брали имена тех, кому в энциклопедии отводилось не менее трех колонок текста.

Первый эксперимент показал, по словам Рипса, «весьма сильную корреляцию имен и дат», что и послужило первым доказательством реальности кода в Книге Бытия.

Затем Перси Дайаконис, выступавший в качестве независимого эксперта и рецензента, предложил составить новый список, чтобы исследователей нельзя было упрекнуть в специальном подборе имен, дающих нужные результаты.

Он предложил также и новую методику эксперимента. Теперь Рипс и Вицум стали проверять миллион случайных сочетаний имен с датами — им требовалось доказать, что истинные сочетания демонстрируют в коде более тесную связь имен с датами, чем случайные.

Рипс и Вицтум составили новый список из 32 имен. Отбор снова был механическим: брались имена мудрецов, которым энциклопедия отвела больше полутора, но меньше трех столбцов.

Многие из этих мудрецов, особенно те, кто жил в древности или в средние века, имели по несколько имен и прозвищ с разными вариантами написания. Поэтому Рипс и Вицтум показали свой список доктору Шломо 3. Хавлину, декану факультета библейской библиографии университета Бар-Илан в Израиле.

Хавлин — один из крупнейших знатоков раввинистической литературы. Он участвовал в создании знаменитого банка данных по древнееврейской литературе, которым гордится университет Бар-Илан. Он-то и выбрал те варианты имен и их написаний, которыми пользовались Рипс и Вицтум в своем эксперименте. Я разговаривал с доктором Хавлином в декабре 1996 года, и он подтвердил, что самостоятельно отобрал из предложенных вариантов те, которые были использованы Рипсом и Вицтумом в эксперименте, доказавшем существование библейского кода.

Хавлин даже сделал письменное заявление: «Подтверждаю, что оба списка, содержащие названия имен и местностей, были составлены под моим контролем и тщательно сверены с компьютерным банком данных информационного центра университета Бар-Илан».

Факты, следовательно, таковы:

Список имен, использованный в окончательном эксперименте, был определен независимым специалистом, доктором Хавлином.

Имена и даты вводились по методике, разработанной другим независимым специалистом, Перси Дайаконисом из Гарвардского университета.

Третий независимый специалист, шифровальщик АНБ Харолд Ганс, выявил, что эти 32 имени, а также 34 имени из первоначального эксперимента, согласуются с названиями городов.

Таким образом, не подлежит сомнению, что эксперимент, доказавший существование библейского кода, проводился честно.

Тем не менее один израильский математик, попросивший не называть его имени, подверг сомнению результаты эксперимента. Его доводы таковы: если бы Рипс более тщательно считал столбцы энциклопедии, он убрал бы из своего списка три имени и добавил бы два других.

Рипс и Вицтум ответили тем, что повторили свой эксперимент в декабре 1996 и январе 1997 года, пересмотрев список имен в соответствии с пожеланиями этого недоверчивого математика. Результаты, по сообщению Рипса, оказались «в двадцать раз лучше, чем в первый раз»: вместо четырех на миллион получилось два на десять миллионов. При другом методе подсчета вероятностей первый опыт дал одну десятимиллионную, а новый — пять на сто миллионов.

Я тоже провел эксперимент, хотя и менее масштабный. Я взял двадцать предсказаний библейского кода из тех, что упоминаются в этой книге, и проверил, не обнаружатся ли какие- нибудь из них в контрольном тексте того же объема. В качестве такого контрольного текста я взял первые 304805 букв «Преступления и наказания» в переводе на иврит. Половины ключевых слов в контрольном тексте не оказалось вовсе, а те, которые нашлись, не сопровождались никакими внятными сообщениями.

Например, имени Ицхака Рабина в «Преступлении и наказании» не оказалось вовсе — какой бы шаг между буквами я не выбирал. «Атомный холокост» там тоже отсутствует. Этого следовало ожидать, так как вероятность того, что полное имя Рабина найдется в тексте из 304805 букв, равна одной десятой, а вероятность найти «атомный холокост» составляет примерно одну сотую.

Другие выражения — «президент Кеннеди», например, или «Шекспир» — в контрольном тексте нашлись. Этого тоже следовало ожидать — в тексте такого размера вероятность появления обоих имен с тем или иным межбуквенным шагом довольно велика.

Однако если в Библии рядом со словами «президент Кеннеди» стояли слова «умереть» и «Даллас», то в «Преступлении и наказании» поблизости от «Кеннеди» не оказалось ничего, что было связано со смертью президента или городом, где он погиб.

Рядом с «Шекспиром» не обнаружилось ни «Гамлета», ни «Макбета», Та же история и с остальными ключевыми словами или словосочетаниями. Иные из них случайно выскакивали в контрольном тексте, однако никакой связной информации поблизости не обнаруживалось.

— Нет сомнений: если искать достаточно долго, в любой книге, применив метод эквидистантных последовательностей, можно найти слова, так или иначе сопряженные друг с другом, — говорит Рипс. — Это следует из теории вероятностей.

Но только библейский код дает осмысленную и связную информацию. Никому еще не удалось найти в «Преступлении и наказании» или «Войне и мире» предсказание политического убийства за год до его совершения или точную дату начала войны за три недели до этого дня.

Никто не находил ничего подобного ни в какой книге, будь она написана на иврите или на любом ином языке. Подобное существует только в Библии.

Легендарная первоначальная Библия, которую Бог продиктовал Моисею, была «непрерывной, без разбиения на слова». Так писал Нахманид, один из величайших мудрецов в истории («Комментарии к Торе», под ред. Ч. Чавела, Shilo, 1971, т. 1, стр. 14). Эта непрерывность была выражена и формой древней Библии — она представляла собой не книгу с отдельными страницами, а свиток, разворачивающийся рулон пергамента.

Слова Эйнштейна «Различие между настоящим, прошлым и будущим — всего лишь иллюзия, хотя и стойкая» взяты из письма от 21 марта 1955, написанного им семье своего многолетнего друга Мишеля Бессо (Архив Эйнштейна, 7-245, опубликовано в книге «Эйнштейн в цитатах», Princeton University Press, 1996, стр.61).

Бессо был сослуживцем Эйнштейна в швейцарском патентном бюро. Именно будучи работником этого бюро, двадцатипятилетний Эйнштейн сформулировал основные положения теории относительности. Цитируемое письмо было написано спустя пятьдесят лет, сразу после смерти Бессо и менее чем за месяц до смерти самого Эйнштейна. Поэтому высказывание великого ученого о природе времени приобретает особый смысл. Приведем более полную цитату: «И вот он ушел из этого странного мира, незначительно опередив меня. Это ничего не означает. Для нас, верующих физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — всего лишь иллюзия, хотя и стойкая».

Утверждение Стивена Хокинга о принципиальной возможности путешествий во времени взято из его предисловия к книге «Физика "Звездного пути" (Basic Books, 1995, стр. xii). Схожее высказывание есть в последнем издании книги Хокинга «Краткая история времени» (Bantam, 1996, стр. 211): «Вопрос о возможности путешествий во времени остается открытым». В другом месте ученый замечает, что межзвездные полеты неизбежно потребуют передвижения со скоростью, превышающей скорость света, а это автоматически означает обратный ход времени.

Падение кометы Шумейкера-Леви на Юпитер, начавшееся 16 июля 1994 года, наблюдалось астрономами всех стран и освещалось прессой. Приведенные подробности заимствованы из серии статей в газете «Нью-Йорк тайме» и из номера журнала «Тайм» от 23 мая 1994 г.

Существует полный древнееврейский текст Библии почти тысячелетней давности. Это так называемый Ленинградский кодекс, датируемый 1008 годом, — старейший из сохранившихся полных экземпляров Ветхого завета. Существует, правда, более древний экземпляр Библии на еврейском языке, хранящийся в Храме Книги в Иерусалиме, — Алеппский кодекс, — но он не полон, так как пострадал от пожара. Этим свитком, когда он еще был цел, пользовался Маймонид, великий мыслитель XII столетия.

Все книги Библии (за исключением Книги Есфири) представлены в отрывках среди рукописей Мертвого моря, а Книга Пророка Исайи имеется там целиком. Эти рукописи насчитывают более двух тысяч лет.

Все существующие тексты и издания Библий на еврейском языке не отличаются друг от друга ни единой буквой. Согласно Адину Штейнзальцу, выдающемуся переводчику древнееврейских текстов, в Талмуде несколько раз повторяется, что экземпляром Торы с ошибкой хотя бы в единой букве пользоваться нельзя — его следует закопать в землю.

В компьютерной программе библейского кода используется именно этот стандартный текст Библии на еврейском языке.

Нет, следовательно, сомнений, что тайная информация о современных событиях содержится в тексте, который как минимум тысячу лет назад (на самом деле, можно с большой уверенностью утверждать, что возраст этого текста превосходит две тысячи лет) существовал точно в том же виде, в каком существует в наши дни.

Моя встреча с Дэвидом Кажданом и Элиягу Рипсом в Гарвардском университете состоялась 22 марта 1994 года. Мы разговаривали в кабинете Каждана. Тогда он и высказал те суждения о библейском коде, которые я привожу в своей книге.

Кроме того, Каждая (а заодно с ним Пятецки-Шапиро и еще два крупных математика) сделал письменное заявление. Оно было опубликовано в 1988 году, за шесть лет до того, как три независимых специалиста подвергли проверке эксперимент Рипса-Вицтума.

В этом заявлении говорилось, что хотя о неоспоримом доказательстве существования кода говорить еще рано, «полученные результаты безусловно заслуживают широкого обсуждения и дальнейшего изучения».

К моменту нашей встречи в Гарварде эксперимент Рипса уже получил оценку рецензентов. Каждан сказал тогда, что верит в реальность библейского кода, хотя и не понимает, как этот феномен мог возникнуть.

Моя встреча с Пятецким-Шапиро произошла в Институте перспективных исследований в Принстоне. Цитируемые мною высказывания Пятецкого-Шапиро прозвучали во время этой встречи.

Мнение Стивена Хокинга о принципе неопределенности цитируется по его книге «Краткая история времени» (стр. 54–55).

Известные слова Эйнштейна о Боге и квантовой физике взяты из его письма к физику Максу Борну. Это письмо от 4 декабря 1926 года опубликовано в книге «Переписка Эйнштейна с Борном» (Macmillan, 1971, стр. 90–91).

С Робертом Ауманном я повстречался 25 января 1996 года в Иерусалиме. Встреча проходила в Еврейском университете, в кабинете Ауманна. Все приводимые мною высказывания Ауманна были сделаны им во время этой встречи, за исключением слов «существование библейского кода — установленный факт». Эту решительную фразу он произнес 19 марта 1996 года на заседании Академии наук Израиля, куда Рипс был приглашен для сообщения о библейском коде.

Ауманн, в качестве куратора, тщательно наблюдал за первоначальным экспериментом Рипса, доказавшим существование кода, и потому как никто знаком со всеми деталями этой работы. После той, первой, встречи я еще несколько раз виделся с Ауманном. Он сохранил позицию благожелательного скептицизма: «Психологически очень трудно принять все это, но с математической точки зрения там все в порядке».

Упоминание в коде о «пятом измерении» заставило меня добиться встречи с деканом физического факультета Гарвардского университета Сиднеем Коулманом и физиком Аланом Гутом — крупным специалистом в вопросах происхождения Вселенной. Я встречался с ними порознь, и оба заявили, что большинство физиков не сомневается в существовании пятого измерения, хотя никто толком не понимает, что это такое. И тот, и другой, однако, упомянули очевидный парадокс: пятое измерение меньше атомного ядра, но вся Вселенная, и мы в том числе, находимся внутри него.

Древний религиозный текст, цитируемый Рипсом, — это Книга Творения (Sefer Yetzirah), no преданию написанная патриархом Авраамом за тысячу лет до того, как Моисей получил Библию на горе Синай. Книга Творения утверждает, что мы живем в пятимерном мире: три пространственных измерения, четвертое — временное и пятое — духовное. Современная наука подтверждает существование первых четырех измерений, но ничего не знает о пятом, духовном.

Пять измерений определяются в Книге Творения (глава 1, стих 5) следующим образом: «Глубина начала глубина конца, глубина добра глубина зла, глубина верха глубина низа, глубина востока глубина запада, глубина севера глубина полудня».

Книга Творения цитируется но переводу Арье Каплана (Samuel Weiser, 1990, стр. 44).

Рипс, говоря об этом древнем определении «пятого измерения», заметил, что каждому измерению соответствует координатная ось, по которой отмеряются расстояния, и что пятое измерение, возможно, заключает в себе все остальные, потому что оно отмеряет расстояние между добром и злом, а это, сказал Рипс, «величайшее из существующих расстояний».

Атомный холокост

Через весь Ветхий завет проходит неоднократно повторяемое пророчество, сулящее Израилю разрушение в некоей ужасной войне. Это пророчество, в сущности, и вызвало к жизни страшные апокалиптические видения, из которых самое известное — Апокалипсис Нового завета.

Слово «апокалипсис» — греческое, оно означает «откровение». Однако в наше время этим словом стали называть окончательную катастрофу, которую предвещает Библия.

В Ветхом завете финальная катастрофа явно связывается с Израилем. Известны слова Книги Пророка Даниила: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди»[15] (Дан. 12, 1). Однако самое раннее упоминание о грядущем Апокалипсисе находится в Книге Пророка Исайи. Оно звучит так: «И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день» (Ис. 9, 14). В другом месте Книги Пророка Исайи угроза направлена в первую очередь на Иерусалим: «Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид!» (Ис. 29, 1) Подобное же место есть в Книге Пророка Даниила: «…великое бедствие, какого не бывало под небесами, и какое совершилось над Иерусалимом» (Дан. 9, 12).

Из Книги Даниила, как и из Книги Исайи, ясно, что самое страшное только еще должно произойти: гибель Иерусалима впереди, хотя он и в прошлом подвергался бедствиям.

Наиболее известное из пророчеств о последней битве находится в Откровении Иоанна Богослова.[16] Здесь предсказывается, что сатана поведет великую армию в наступление на Иерусалим. Названия народов из сатанинского войска, «Гог и Магог», заимствованы из ветхозаветной Книги Иезекииля, где они упоминаются просто как враги, вторгающиеся на землю Израиля с севера в каком-то неопределенном будущем.[17] Слово «Армагеддон», встречающееся в Откровении Иоанна Богослова,[18] - это просто греческая транслитерация названия города Мегиддо на севере Израиля.

Сейчас, в обстановке возросшей напряженности на Ближнем Востоке, уже трудно представить себе непривычный для Израиля мир, царивший перед убийством Рабина. Спокойствие — результат рукопожатия Рабина и Арафата на лужайке Белого Дома 13 сентября 1993 года — казалась незыблемой, пока 25 февраля 1996 года, в полном соответствии с предсказаниями кода, не взметнулась волна терроризма.

Мое письмо, датированное 9 ноября 1995 года, Шимону Пересу передал Эльханан Йишаи. Это близкий друг Переса и его соратник по партии Труда. Йишаи повстречался с Пересом, а потом рассказал мне о реакции премьер-министра на мое письмо. Это было меньше чем через неделю после убийства Рабина.

Через несколько дней после этого я встретился с пресс-секретарем Переса Элизой Горен. Высказывания, которые я цитирую, она сделала во время этой встречи. Потом я виделся с Горен в Нью-Йорке, в декабре 1995 года. Тогда я вручил ей другую версию письма, ранее посланного мною премьер-министру.

Цитата из доклада сенатской комиссии об опасности ядерного терроризма взята из вступительной речи сенатора Сэма Нанна, вице-председателя постоянного подкомитета по расследованиям Сената США. Я пользовался стенограммой его речи, сделанной на заседании 31 октября 1995 года. В слегка отредактированном виде эта речь опубликована в заключительном докладе комиссии «Глобальное распространение оружия массового поражения».

Мнение, что в рассыпавшемся на части Советском Союзе «картошку охраняют лучше», чем ракетные установки, принадлежит Михаилу Кулику — госслужащему, который расследовал кражу 13,5 кг обогащенного урана с верфи ядерных подводных лодок возле Мурманска. Это высказывание цитируется в журнале «Сайенти-фик американ» (январь 1996, стр. 42) в статье «Реальная угроза ядерной контрабанды», ее авторы — Фил Уильяме и Пол Весснер.

Существование подобной опасности подтвердили несколько экспертов по ядерному терроризму. В их числе были служащие Пентагона и ЦРУ, уделившие мне несколько консультаций по данному вопросу.

Предложение купить ракетную установку я получил от спроектировавшего ее выдающегося русского ученого на встрече в Москве в сентябре 1991 года. Поразившая меня нищета, в которой пребывали первоклассные русские ученые-ядерщики в первое время после распада Советского Союза, по всей видимости, продолжается по сей день.

В октябре 1996 года Владимир Нечай, руководитель важнейшего конструкторского бюро, где проектируются ядерные вооружения России, совершил самоубийство, потому что ему было стыдно: он несколько месяцев не мог заплатить зарплату своим сотрудникам. В газете «Нью- Йорк тайме» от 15 ноября 1996 года другой русский государственный деятель, побывавший на похоронах, так прокомментировал положение коллег Нечая, которые там присутствовали: «Эти люди, гордость российской науки, физики с мировыми именами, одеты в потрепанные пиджаки и заношенные рубашки». Далее этот человек, имя которого Григорий Явлинский, заключает: «Безопасность ядерных программ в России не может гарантировать никто».

Мой телефонный разговор с генералом Яковом Амидрором состоялся в ноябре 1995 года. Амидрор был тогда заместителем начальника Амана, израильской военной разведки. Сейчас он — первый заместитель министра обороны.

Генерал Дании Ятом впервые написал мне 18 декабря 1995 года. Наша первая встреча произошла в начале января 1996 года. В письме Ятома говорилось: «Получив Ваше письмо от 10 декабря 1995 г., премьер-министр поручил мне встретиться с Вами и обсудить затронутую Вами тему».

Позже, в телефонном разговоре, Ятом, бывший в то время главным военным советником Переса, назначил мне прием у премьер-министра. Цитируемое мною высказывание Ятома он сделал в ходе телефонного разговора.

Моя встреча с Пересом, которую устроил Ятом, произошла в Иерусалиме, в кабинете премьер-министра. На ней присутствовала Элиза Горен.

Высказывание Каддафи было распространено ливийским агентством новостей 27 января 1996 года и напечатано в израильских газетах на следующий день. Я привожу перевод этой цитаты по публикации в газете «Хаарец».

На следующий день, 28 января, я встретился с генералом Ятомом в канцелярии премьер- министра. Ятом сообщил, что он уже обсуждал с Пересом мою с ним встречу, состоявшуюся за два дня до этого. Он сказал также, что читал о выступлении Каддафи. Я цитирую высказывания Ятома, сделанные во время этого разговора.

Речь Переса, в которой говорится об опасности ядерного терроризма, была произнесена 30 января 1996 года в Иерусалиме. Я цитирую ее по отчету, напечатанному на следующий день в «Джерусалем пост». Позже Перес сделал схожее заявление в вечерней программе ABC (29 апреля 1996 г.): «Впервые в истории злонамеренное и пагубное движение, прикрывающееся религиозными мотивами, получило шанс завладеть этим ужасным оружием. Представьте себе, что могло бы произойти, будь у Гитлера атомная бомба».

Со всем народом своим выступил… на сражение

Террористический акт в Иерусалиме 25 февраля 1996 года и серия взрывов, произошедших в последующие девять дней, широко освещались мировой прессой. Я пользовался для описания событий репортажами «Нью-Йорк тайме» и «Джерусалем пост».

Хотя эта дата, 25 апреля или 5 адара по еврейскому календарю, была обнаружена в день смерти Рабина, то есть почти за четыре месяца до террористического акта, я ничего не сказал о ней премьер-министру Пересу во время нашей январской встречи: мне казалось невероятным, чтобы предсказание «со всем народом своим… на сражение» исполнилось так скоро. Однако в последний момент, накануне первого воскресного взрыва, я все-таки попробовал связаться с генералом Ятомом, но не смог дозвониться в его офис.

В следующий раз я встретился с Ятомом 30 апреля 1996 года у израильского посольства в Вашингтоне. Мы договорились об этой встрече по телефону.

Я позвонил Эли Рипсу 28 мая 1996 года, накануне выборов, и сообщил, что обнаружил в Библии закодированные слова «премьер-министр Нетаниягу». А Рипс, прямо во время телефонного разговора, обнаружил, что имя Нетаниягу пересекалось словом «избран». Я сказал Рипсу, что считаю невозможной победу Нетаниягу на выборах. Очевидно, среди предсказаний библейского кода имеются и ложные, заявил я. Рипс посоветовал мне не торопиться с выводами и подождать результатов.

Рипс подтвердил, что вероятность случайного пересечения слов «премьер-министр Нетаниягу» с двумя словами, говорящими о смерти, весьма невелика, но сказал, что он тем не менее не уверен, будто эти слова, стоящие в открытом тексте Библии, могут иметь отношение к жизни или смерти современного человека, имя кото-рого спрятано в коде.

— Впрочем, то же самое я думал и о предсказании смерти Раби-на, — добавил он, — так что сейчас уже и не знаю, что сказать.

В той матрице, где одновременно видны имена и Нетаниягу, и Рабина, есть фамилия убийцы Рабина — Амир — и фраза «он изменил народ, он сделает их злыми». Эта фраза входит в открытый текст, но читается в обратном порядке. Она перекрывает фамилию «Амир», которая тоже читается в обратном порядке, и находится внутри библейского стиха, который содержит слова «убийца, убивший человека» (Чис. 35, 11).

Мой первый телефонный разговор с Бенционом Нетаниягу состоялся 3 июня 1996 года. Тогда же я отослал ему свое письмо к премьер-министру, датированное 29 мая. Во второй раз я разговаривал с ним 9 июня. Он сказал, что получил мое письмо и передал его сыну в пятницу 7 июня.

Книга профессора Нетаниягу «Происхождение инквизиции» опубликована в 1995 году издательством Random House. Она посвящена другому сыну, Йонатану, погибшему 4 июля 1976 года во время знаменитой операции в Энтеббе.

Рипс позвонил Нетаниягу-старшему в моем присутствии 31 июля 1996 года. Он сообщил отцу премьера, что существование библейского кода — научно установленный факт и что выражения «атомный холокост» и «холокост Израиля» действительно закодированы в Библии. В тот же день я встретился с Бенционом Нетаниягу в его иерусалимском доме. Высказывания, цитируемые мною, были сделаны им во время этой встречи.

Мой последний телефонный разговор с Бенционом Нетаниягу состоялся в день моего приезда в Израиль — 3 августа 1996 года.

Последнее письмо, написанное мною премьер-министру Нетаниягу, датировано 20 августа 1996 года. Оно также было передано премьеру через отца.

Запечатанная книга

«Запечатанная книга» описывается в Откровении Иоанна Богослова (Отк. 5, 1–5). В главах 6–8 рассказывается, как Агнец (Мессия) снимает с книги семь печатей.

Первоначальная версия этой же истории рассказана в Книге Даниила (12, 1–4).

Поразительно, что в Новом завете при снятии печатей с книги появляются четыре всадника Апокалипсиса, мертвые вопиют, призывая отмщение живущим за свою кровь, происходит великое землетрясение, солнце, луна и звезды затмеваются, и наконец делается «безмолвие на небе».

Между тем, в первоначальной истории, рассказанной в Ветхом завете, запечатанная книга раскрывается, чтобы спасти мир от катастрофы: «Но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12, 1).

Многие биографы Исаака Ньютона, в том числе Дж. М. Кейнс, отмечают его постоянное внимание к Книге Пророка Даниила и Откровению Иоанна Богослова. Описывая секретные записи великого ученого, Кейнс говорит (стр. 286): «Следующий большой раздел посвящен изучению апокалипсических писаний — Книги Даниила, Откровения, — в которых Ньютон пытался обнаружить тайные истины Вселенной».

«Конец дней» упоминается в Торе четырежды: в Книге Бытия это «грядущие дни» (Быт. 49, 1), а в Числах и Второзаконии — «в последствие времени» (Чис. 24, 14; Втор. 4, 30; 31, 29). В Книге Пророка Даниила то же самое выражено буквально — «в конце дней» (Дан. 12, 13).

Любой год можно обозначить еврейскими буквами тремя способами, и я проверил все три способа для каждого из 120 ближайших лет, чтобы посмотреть, какой из них встретится ближе всего к выражению «конец дней». Оказалось, что из возможных трехсот шестидесяти вариантов только один тесно связан с обоими еврейскими вариантами этого выражения — это 5756 год еврейского календаря. Напомню еще раз, что он начинается в сентябре 1995-го и заканчивается в сентябре 1996-го.

Один из первых найденных свитков Мертвого моря содержал не входящее в Библию пророчество о битве Сынов Света с Сынами Тьмы, где последняя схватка описывается подробно, с профессиональными военными терминами. Подробное исследование всех апокалиптических пророчеств, известных в истории, можно найти в книге Пола Бойера «Когда времени больше не будет» (Harvard University Press, 1992).

Сошествие Господа на гору Синай описано в соответствии с библейским рассказом (Исх. 19, 16–20).

Высказывание Пола Дейвиса цитируется по книге «Разум Бога» (Touchstone, 1993, стр.96).

Статья, в которой говорилось о создании в недалеком будущем «квантовых компьютеров», была помещена в «Нью-Йорк тайме» 18 февраля 1997 года.

Слова астронома Карла Сагана о продвинутой инопланетной технологии, которая нам покажется волшебством, цитируются по книге «Бледно-голубая точка» (Random House, 1994, стр. 352).

Схожее по смыслу замечание Артура Кларка цитируется по его книге «Профили будущего» (Holt, Rinehart & Winston, 1984).

Придуманный Полом Дейвисом «артефакт» описывается в его книге «Неужели мы одиноки?» (Basic Books, 1995, стр.42). Стенли Кубрик в своей знаменитой экранизации книги Кларка «Космическая одиссея 2001 года» показал таинственный черный монолит, появляющийся в переломные моменты истории.

О том, что сначала Библию высекали на камне, говорится во Второзаконии. Здесь Моисей наставляет свой народ: «И напиши на камнях все слова закона сего очень явственно» (Втор. 27, 8).

Цитата из Джека Майлза приводится по его книге «Бог: попытка биографии» (Knopf, 1995, стр. 365). Обзор всех толкований смысла имени Цафнаф-Панеах см. в книге Арье Каплана «Живая Тора», стр. 207. Там же приводится гипотетическое написание этого имени египетскими иероглифами. Предположение Майлза, что Бог, помогающий Иосифу, способен предвидеть будущее, но неспособен его изменить, см. в книге «Бог: попытка биографии» (стр. 365), там же — сравнение будущего с рулоном кинопленки (стр. 365).

Цитата из Книги Исайи, которую прочитал мне Рипс (Ис. 45, 6–7), послужила причиной недоумения и оживленных дискуссий по всей стране, когда ее привел один раввин в передаче «Пи-Би-Эс»[19] из цикла «Бытие». Это странно, поскольку удивившие американцев слова находятся не в зашифрованном, а в открытом тексте Библии — как в древнееврейском оригинале трехтысячелетней давности, так и во всех переводах, включая Авторизованную версию. Если людям до сих пор трудно принять то, что, как ясно сказано в Библии, является собственными словами Бога, то, конечно, принять скрытый текст им будет еще труднее.

Иное толкование последних слов Книги Пророка Даниила не имеет отношения к коду — это просто возможное прочтение слов открытого текста.

Недавнее прошлое

Слова Исайи «Скажите, что произойдет в будущем…» (Ис. 41, 23) более подробно обсуждаются в восьмой главе.

В Библии эти слова имеют особый смысл, но, с другой стороны, сказать их мог бы любой знаток истории. Нечто схожее говорил У. Черчилль: «Чем дальше вы способны заглянуть назад, тем больше вы увидите впереди». А философ Джордж Сантаяна сказал: «Те, кто не способен запомнить прошлое, обречены его повторять».

Коллега и сотрудник Рипса Дорон Вицтум обсуждал со мной проблемы изучения кода при нашей встрече в июне 1992 года в его иерусалимском доме. Вицтум за свой счет опубликовал небольшим тиражом книгу «Дополнительное измерение» (Израиль, 1989), где рассказал об открытии кода. В это издание включены и материалы о Холокосте, которые я процитировал в первой главе данной книги.

Когда мы с Рипсом начали совместно изучать код, я в первые же дни отметил важный факт: пробуя найти в коде упоминания об именах и событиях, известных из мировой истории или упоминающихся на первой странице свежей газеты, мы неизменно их находили. Когда впоследствии кто-нибудь просил меня найти имена или факты известных событий, искать которые мне до того не приходило в голову, я тоже находил их, зачастую вместе с дополнительной информацией.

В процессе подготовки этой книги я познакомился с одним издателем, его зовут Сонни Мета, он возглавляет издательство «Альфред Кнопф». Он попросил меня поискать в коде Махатму Ганди. Махатма Ганди нашелся — он фигурировал в скрытом тексте один- единственный раз, и в матрице рядом с его именем читались слова «будет убит». Читатель помнит, что и рядом со словами «президент Кеннеди» виднелось слово «смерть».

Вицтум нашел в коде сообщение об убийстве Садата.

О покупке Авраамом 4000 лет назад места, известного ныне как Могила Патриархов в Хевроне, рассказывается в Книге Бытия (Быт. 23). Там подробно описано, как Авраам торговался с Ефроном Хеттеянином, пока они не договорились о цене — «четыреста сиклей серебра» (Быт. 23, 15–16).

Зловещие намерения секты «Аум синрикё» описаны в докладе специальной комиссии Сената США «Глобальное распространение оружия массового поражения».

В докладе цитируется книга главаря секты Сёко Асахары «Второй сборник предсказаний»: «Я уверен, что в 1997 году разразится Армагеддон». По словам одного из независимых американских экспертов по терроризму, из документов, обнаруженных при аресте Асахары, следует, что с тех пор он передвинул дату Армагеддона на более ранний срок — на 1996 год.

Подробности террористического акта в Оклахома-Сити приводятся по материалам, напечатанным в «Нью-Йорк тайме», «Тайм» и «Ньюсуик».

Пентагоновский эксперт по ядерному терроризму говорил мне, что если бы оклахомские террористы раздобыли немного плутония — столько, сколько поместится в жестянку из-под кока- колы, — и чуть усовершенствовали свою примитивную бомбу, окрестности Оклахома-Сити могли бы на ближайшие сто лет превратиться в необитаемую пустыню.

Армагеддон

История обнаружения рукописей Мертвого моря рассказывается в обстоятельной книге Миллара Берроуза «Свитки Мертвого моря» (Viking, 1956, стр. 4–5). Там приводится несколько версий, но во всех фигурирует бедуин, наткнувшийся на хранилище рукописей по чистой случайности. Некоторые полагают, что это был не пастух, а контрабандист.

Норман Голб в книге «Кем написаны свитки Мертвого моря?» (Touchstone, 1995) пишет, что эти свитки уложили в тайник, чтобы уберечь Библию и другие храмовые письмена от римлян, которые вскоре действительно, в 70 г. н. э., разрушили Иерусалим.

Пещеры, в которых обнаружили свитки, находятся в Кумране, среди скал, нависающих над Мертвым морем.

Единственная библейская книга, полный текст которой имеется среди этих свитков, — это Книга Пророка Исайи. Ее оригинал демонстрировался в иерусалимском музее Храм Книги именно так, как описано у меня, пока хранители бесценной рукописи не заметили, что она растрескивается. Сейчас на барабане показывают копию свитка, а сам он находится в безопасности в надежном хранилище.

Телефонный разговор, в котором архитектор Храма Книги Арманд Бартос рассказал мне об устройстве, которое должно в случае опасности ядерного нападения немедленно укрыть барабан стальными листами и упрятать глубоко под землю, состоялся 21 октября 1996 года. Впрочем, сейчас это устройство, кажется, отключено.

Второе возможное толкование стихов 17–18 двадцать девятой главы Книги Пророка Исайи — утверждение, что запечатанная книга будет открыта и ее тайны станут известны, — не связано с кодом, а основано всего лишь на отличном от традиционного разбиении на слова открытого текста.

Я убедился, что из ближайших 120 лет только два — 5756 и 5766 годы, то есть 2000-й и 2006-й — сочетаются с выражениями «мировая война» и «атомный холокост», причем я проверял каждый из трех возможных в еврейском языке способов обозначения года — всего, следовательно, я перебрал 360 вариантов. Позже Рипс подсчитал вероятности сочетаний упомянутых выражений с этими годами и согласился, что результаты «исключительные».

Мнение, что в мире сейчас существует порядка 50000 единиц ядерного оружия, основано на оценках пентагоновских экспертов. Эти же эксперты утверждают, что имеющиеся как у России, так и у Соединенных Штатов ракетные установки наземного базирования могут в течение получаса поразить любую цель на земном шаре, а ядерным установкам на подводных лодках понадобится не более пятнадцати минут, чтобы ударить по любому крупному городу мира. Ядерная война, разразись она сейчас, причинила бы за несколько часов несравнимо больше разрушений, чем вторая мировая война за шесть лет. Об этом см. также книгу Дж. Шелла «Судьба Земли».

Мезуза состоит из пятнадцати стихов последней книги Пятикнижия Моисеева, Второзакония (Втор. 6, 4–9; 11, 13–21), и содержит 170 слов, которые всегда располагают в 22 строки. Получившийся небольшой свиток сворачивают и кладут в деревянный или металлический футляр, который прикрепляют к дверному косяку вверху справа, как поведено в Библии: «И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6, 9). Слово «мезуза» и означает в переводе с еврейского «дверной косяк».

Высказывания сенатов Сэма Нанна и Ричарда Лугара приводятся по тексту доклада сенатской комиссии «Глобальное распространение оружия массового поражения».

Слова Переса взяты из его речи, произнесенной в Иерусалиме 30 января 1996 года.

Из девяти городов мира, которые, в принципе, имеют больше всего шансов стать мишенью ядерной атаки, только Иерусалим соотносится библейским кодом и с «атомным холокостом», и с «мировой войной», причем вероятность случайного совпадения чрезвычайно мала. Остальные города, которые я проверял, — это Вашингтон, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Пекин, Москва и Тель-Авив. Париж — единственный город из этих восьми, который, возможно, связывается кодом с «мировой войной», однако у меня создалось впечатление, что Париж, скорее, связан с бывшим израильским премьером, — полностью фраза скрытого текста звучит «из Парижа Перес».

Из всех названий городов мира «Иерусалим» закодирован в Библии с самым коротким межбуквенным шагом. Это название встречается в коде один-единственный раз.

Более того, древнее библейское название Иерусалима, Ариил, тоже появляется в коде и рядом с «мировой войной», и рядом с «атомным холокостом». Именем Ариил Иерусалим назван в апокалиптическом видении Исайи. Слово «ариил» в переводе с древнееврейского означает алтарную печь, в которой сжигали жертвоприношения.

Описание последствий применения атомной бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года заимствовано из книги Дж. Шелла «Судьба Земли» (стр. 37).

Шелл отмечает, что сброшенная на Хиросиму 12,5-килотонная бомба «по современным стандартам должна считаться малой. Сейчас ее причислили бы к тактическому оружию».

Тщательное и подробное исследование долгой и кровавой истории религиозного конфликта в Иерусалиме см. в книге Карен Армстронг «Иерусалим» (Knopf, 1996). В рецензии на эту книгу глава иерусалимского отдела «Нью-Йорк тайме» Серж Шмеманн замечает: «Этот город является священным для трех монотеистических религий, и тем не менее нет на свете другого города, история которого настолько изобиловала бы раздорами, разрушениями и резней».

Эйнштейновское высказывание о третьей и четвертой мировых войнах можно прочесть на выставке его рукописей в том же иерусалимском музее, где выставлены рукописи Мертвого моря. Оно также напечатано в книге «Эйнштейн в цитатах».

Апокалипсис

«Великий ужас» предсказан во Второзаконии, в последнем его стихе, которым завершается Моисеево Пятикнижие, продиктованное Богом на горе Синай.[20]

В переводе Арье Каплана на английский язык последние три стиха Торы звучат так: «Не поднимался более в Израиле пророк такой, как Моисей, которого Бог знал лицом к лицу. Никто другой не показывал таких знамений и чудес, которые Господь позволил ему показать в земле Египетской, ни столь могучих деяний и великих зрелищ, которые Моисей показал пред глазами всего Израиля».

Однако последний стих имеет и другой смысл, если чуть по-другому произвести разбиение на слова. Тогда получается ясное предупреждение: «Для всех великий ужас: пожар, землетрясение». То, что это стоит в последнем стихе первоначальной Библии, никак не может быть случайностью.

С «великим ужасом» тесно связаны обозначения трех годов: 2000-го, 2014-го и 2113-го. Поразительно, что все апокалиптические опасности, будь то результаты человеческой деятельности или природные катаклизмы, библейский код в своих предсказаниях помещает в не слишком широкий временной промежуток.

Название «Лос-Анджелес» в полном виде отсутствует в библейском коде, но есть сокращенное написание — «Л. А. Калиф»,[21] по отношению к «великому землетрясению» оно находится ближе, чем название любого другого крупного города планеты. Это же сокращенное написание расположено поблизости от слов «пожар, землетрясение». В обоих случаях рядом стоит обозначение «5770», означающее 2010 год.

Доклад Службы геологии, геодезии и картографии США, предсказывающий крупное землетрясение в Южной Калифорнии до 2024 года, был напечатан в «Бюллетене Американского сейсмологического общества» (т. 5, № 2, стр. 379–439) в апреле 1995 года.

Я специально встретился с калифорнийским координатором Службы Дэвидом Шварцем. Это было 23 октября 1996 года. Шварц подтвердил, что в Южной Калифорнии с течение ближайших тридцати лет ожидается крупное землетрясение. Он сказал также, что второй по сейсмоопасности район Соединенных Штатов, где в близком будущем можно ждать беды, — это Северная Калифорния. «Конечно, трудно оценить точность этих предсказаний, — добавил Шварц, — но, бесспорно, названные зоны — самые опасные в сейсмическом отношении».

По официальным данным китайского правительства, сильное землетрясение в районе Тянь-Шаня погубило в 1976 году 242000 человек. По данным, приведенным в «Нью-Йорк тайме», число жертв составило 800000 человек.

В апреле 1993 года я сказал издателю Дику Снайдеру, с которым тогда работал, что библейский код предсказывает несколько крупных землетрясений в Японии. 12 июля произошло землетрясение на острове Окусири. Оно упоминалось в коде вместе с названием острова и месяцем. Моя встреча с японским министром Вакако Хиронака произошла в сентябре 1993 года в ее кабинете в Токио. Крупное землетрясение в Кобе случилось 16 января 1995 года. Погибло более пяти тысяч человек.

Мнение, что причиной гибели динозавров стал астероид, врезавшийся в землю в районе нынешнего Мексиканского залива около 65 миллионов лет назад, разделяется сейчас практически всеми специалистами. Последние находки позволяют думать, что столкновение привело к возникновению гигантского пожара на североамериканском континенте, погубившего все живое, а поднявшаяся в воздух пылевая взвесь, прекратившая доступ солнечного света, привела к вымиранию динозавров по всей планете. Впервые астероидная теория гибели динозавров была предложена Уолтером Альваресом, геологом из Калифорнийского университета. О позднейших находках рассказывает статья Питера Шульца и Стивена Д'Ондта в ноябрьском номере журнала «Геология».

Древнейший из известных мифов о творении был записан за тысячи лет до возникновения Библии — в Шумере. Это государство находилось в районе Персидского залива на месте нынешнего Ирака. Шумерский миф начинается с рассказа о том, как «бог» убил «дракона». Почти у всех древних цивилизаций, где бы они не находились, имелся подобный миф.

Опасение, что комета Свифта-Таттла может столкнуться с Землей 14 августа 2126 года, было высказано Брайаном Марсденом 15 октября 1992 года. Статья в «Нью-Йорк тайме», которую я цитирую, появилась 27 октября 1992 года. Цитируемая публикация в журнале «Ньюсуик» появилась 23 ноября 1992 года.

Падение кометы Шумейкера-Леви на Юпитер в 1994 году широко освещалось мировой прессой. Мой рассказ основан на публикациях в газете «Нью-Йорк тайме» и журнале «Тайм».

Высказывание Элинор Хелин, научного руководителя программы НАСА по отслеживанию комет и астероидов, цитировалось в «Нью-Йорк тайме» от 14 мая 1996 года. И «Нью-Йорк тайме», и «Ньюсуик» рассказывали о проекте предотвращения столкновений небесных тел с Землей.

Древняя притча о царе, который раздробил большой камень на мелкие камешки, прежде чем бросить его в своего сына, приводится в Мидраше на Псалмы (6, 3) и Мидраше Ялкут Шимони (2, 63). Уже в XVIII веке Виленский Гаон связал этот рассказ с судьбой одного из двух ожидаемых Мессий — того, кто, согласно преданию, должен явиться первым и попытаться предотвратить ужас «конца дней». Подобно царскому сыну, говорит Виленский Гаон, «он не подвергнется смертной казни, но должен будет претерпеть боль от мелких камешков» (Кол ХаТор, гл. 1, пар. 6).

Прежде чем упасть на Юпитер, комета распалась на два десятка частей. Удивительно, что еврейское название Юпитера — «Це-дек», что значит «правосудие», — того же корня, что и эпитет первого Мессии — «цадик», «справедливый».

Теория, согласно которой в основе всех апокалиптических картин Библии лежит некогда случившееся столкновение Земли с кометой, пересказывается по публикации Тимоти Ферриса «Неужели это конец?» из журнала «Нью-Йоркер» (январь 1997 г., стр. 55). О вероятности столкновения с Землей кометы или астероида говорится там же (стр. 49).

Последние дни

Сообщение «Джерусалем пост» о намеченном на 25 июля 1996 года визите Нетаниягу в Амман для встречи с королем Хусейном появилось в еженедельном выпуске 21 июля. Другие израильские газеты также сообщали о сроках предполагаемой поездки. То, что причиной отсрочки явилось внезапное недомогание короля Хусейна, подтвердило пресс-бюро премьер- министра. Встреча Нетаниягу с Хусейном состоялась 5 августа, о чем «Джерусалем пост» сообщила на следующий день.

«Решение совершить обе эти поездки было принято в день моего избрания», — сказал Нетаниягу на пресс-конференции. Он имел в виду свой уже совершенный визит в Каир и предполагаемую поездку в Амман. Сообщения об избрании Нетаниягу и об обеих поездках были обнаружены в библейском коде за неделю до выборов.

Вот более точная формулировка принципа неопределенности, тоже принадлежащая Стивену Хокингу: «Чем точнее вы будете стараться определить положение частицы, тем менее точно вы сможете измерить ее скорость, и наоборот». Из этого, по мнению Хокинга, следует, что квантовая физика может только «предсказать несколько различных возможных исходов опыта», но никак не «единственный определенный результат» («Краткая история времени», стр. 55).

Моя встреча с Дори Голдом произошла около полуночи 10 сентября 1996 года в отеле «Эссекс хаус» в Нью-Йорке. Факс, который я послал генералу Ятому, датирован 11 сентября и послан в тот же день. С нашим посредником, генералом Бен-Исраэлем, я разговаривал 10 и 12 сентября. Он сказал, что встречался с Ятомом и что Ятом подтвердил получение моих сообщений, а израильская разведка следит за возможной опасностью ядерного удара.

Последний факс Ятому я отослал 16 сентября.

Большинство историков считает убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда, произошедшее 28 июня 1914 года, непосредственной причиной первой мировой войны. Один оксфордский историк сказал в телевизионной передаче, что это убийство не только развязало войну, но и неотвратимо привело к русской революции.

Об «эффекте бабочки» пишет Джеймс Глейк в книге «Хаос» (Penguin, 1987, стр. 8). Он приводит также старинный детский стишок, в основе которого лежит та же мысль:

Не было гвоздя — подкова пропала. Не было подковы — лошадь захромала. Лошадь захромала — командир убит, Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, Оттого что в кузнице не было гвоздя.[22]

9 ава — день, когда, согласно преданию, был разрушен Первый храм в 586 г. до н. э. и Второй храм в 70 г. н. э. Кроме того, в этот же день евреи были изгнаны из Англии в 1290 году, а из Испании в 1492 году. В этот день в 1942 году заработали газовые камеры Треблинки, знаменуя начало Холокоста. См. об этом книгу Арье Каплана «Справочник еврейской мысли» (Maznaim, 1970, т. 2, стр. 339–340).

Некоторые историки считают, что нацисты выбрали этот день намеренно: «Массовый вывоз из Варшавы начался 22 июля 1942 года, накануне 9 ава. На следующий день, 9 ава, в Треблинке заработали газовые камеры. Выбор для этой акции традиционного для евреев дня печали не случаен. Нацисты хорошо знали еврейский календарь и расчетливо выбирали даты своих операций. В течение двух месяцев триста тысяч евреев были посланы на смерть». Так пишет Нора Левин в книге «Холокост» (Schocken Books, 1973, стр. 318).

Согласно Талмуду, день 9 ава проклят Богом, потому что именно в этот день двенадцать соглядатаев, которых Моисей послал вперед на осмотр земли Ханаанской, вернулись и принесли «худую молву» (Чис. 13, 33) — по их словам, эту землю невозможно было завоевать израильтянам.

Парадоксальное утверждение о сосуществовании предопределения и свободной воли взято из Талмуда (Трактат Авот, 3, 15) и принадлежит, как считается, рабби Акиве.

Имя «Иаков», которое переводится как «Он да поможет» или «Он да охранит», может также означать «он последует», что позволительно истолковать как «пойдет по следу», «будет выслеживать» (в качестве охотника или сыщика). Возникает мысль, что древний патриарх в каком-то смысле и поныне наблюдает за своим народом. Имя Израиль, которое Иаков получил после таинственной, продолжавшейся всю ночь, схватки с неназванным соперником, стало названием всей страны (Быт. 32, 25–29). «Израиль» по-еврейски означает «сражался Бог». В самой Библии это объясняется так: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32, 28).[23]

Три дня военных столкновений, начавшихся 25 сентября 1996 года, широко освещались в мировой прессе. Я пользовался материалами, напечатанными в «Нью-Йорк тайме» и «Джерусалем пост». Туннель под Храмовой горой в Иерусалиме соединяет святыни трех религий: Стену плача, мечеть Скалы и Виа Долороза — Крестный путь, дорогу, по которой Христос шел на Голгофу.

Имя «Арафат» дважды встречается в Библии (кстати, без всякого шага между буквами), причем в одном случае — рядом с единственным местом, где встречаются оба библейских выражения, означающие «конец дней». Оно даже находится непосредственно под этими словами, причем вероятность случайного совпадения очень мала. Слова же скрытого текста, следующие за этим именем, таковы: «Помни! Не забывай подтверждения времени Конца!»

«Изгнание под властью Измаила» впервые было предсказано в книге Зогар, древнем комментарии, составляющем часть так называемых «скрытых Мидрашей», где говорится о тайнах, не упоминающихся в Торе. В этой книге не раз речь заходит о войне, которую Израиль будет вести «в конце дней», перед пришествием Мессии. Там говорится: «Дети Измаила поднимут все народы мира против Иерусалима» (1, 19А). Там же, правда, предсказывается, что, возможно, Израиль будет спасен от нападения.

История Исаака и Измаила, сыновей Авраама, рассказана в двадцать первой главе Книги Бытия. Матерью Измаила была рабыня, Агарь Египтянка. Когда родился Исаак, его мать Сарра сказала Аврааму, своему мужу: «Выгони эту рабыню и сына ее; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21, 10). Там, где рассказывается о рождении Измаила, даже открытый текст Библии предсказывает будущие распри: «Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него…» (Быт. 16, 12).

Полуночное рукопожатие, которым обменялись Нетаниягу и Арафат 15 января 1997 года, было в тот же день описано в «Нью-Йорк тайме». Двумя днями раньше, когда просочились первые известия о достигнутом соглашении, эта газета писала: «Американские официальные круги не питают иллюзий, что соглашения по Хеврону положат конец дальнейшему развитию кризиса и продолжению конфронтации. При глубоком взаимном недоверии и антипатии между консервативным израильским правительством и господином Арафатом масштаб дальнейшего освобождения территорий и оставшиеся неулаженными вопросы — Иерусалим, границы, еврейские поселения, — все это поднимет по меньшей мере столько же страстей и кризисов, как и Хеврон. Воинственные еврейские поселенцы, разумеется, будут рассматривать освобождение Хеврона как предательство. С другой стороны, экстремистские исламские группировки среди палестинцев могут снова пустить в ход рычаги террора, чтобы сорвать соглашения».

События марта 1997 года рассказаны согласно репортажам, опубликованным в «Нью- Йорк тайме» и «Джерусалем пост». Цитата из письма короля Хусейна к Нетаниягу взята из материалов «Нью-Йорк тайме» от 12 марта 1997 года. О взрыве, совершенном 21 марта террористом-самоубийцей, газета рассказала на следующий день.

Слова Ричарда Фейнмана цитируются по его книге «Шесть легких этюдов» (Helix, 1995, стр. 135). Фейнман говорит также, что, по его мнению, принцип неопределенности имеет всеобъемлющее значение, поэтому «все, что мы можем делать в настоящее время, — это лишь оценивать и вычислять вероятности» (стр. 136).

Дальше Фейнман говорит, что, по-видимому, «этот орешек на мне по зубам»: «Никто еще не нашел и даже чисто умозрительно не представил себе способ обойти принцип неопределенности. Приходится думать, что он отражает существенную природную закономерность» (стр. 132,

Вышло так, что я читал книгу Фейнмана в самолете, направляясь в Израиль. Тогда же я узнал о предполагаемой поездке Нетаниягу в Иорданию в день, предсказанный кодом. Когда его поездку неожиданно отменили, я понял, что великий физик скорее всего прав. Мы не можем наверняка знать, что произойдет, мы можем только говорить о вероятностях различных событий в будущем.

Тимоти Феррис, автор научно-популярных книг, писал в приложении к «Нью-Йорк тайме» от 29 сентября 1996 года, что квантовая физика — «очень успешно развивающаяся наука». Его статья озаглавлена «Осмысленная странность» (стр. 143 и далее).

Нобелевский лауреат Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказывает о находке документа, излагающего семейную историю «на сто лет вперед». Судя по описанию Маркеса, он придумал нечто, в миниатюре напоминающее библейский код. «События изложены здесь не последовательно, не так, как обычно воспринимается время. Сто лет жизненных событий сжаты так, что они сосуществуют в один единый момент». Я вспомнил это место, когда услышал от Рипса, что, по его мнению, код был создан «мгновенно, весь сразу».

Моя первая встреча с раввином Адином Штейнзальцем произошла 30 июня 1993 года в его рабочем кабинете в Иерусалиме, два дня спустя после моего знакомства с Рипсом. После этого я не раз виделся с ним, когда прилетал в Израиль. Мы обсуждали природу времени и то, как в Торе прошлое и будущее меняются местами. Штейнзальц сказал, что хотя обращение хода времени в Библии удивительно и нигде больше не встречается, оно осталось незамеченным многочисленными комментаторами.

Штейнзальц первый обратил мое внимание на то место в Книге Пророка Исайи (Ис. 41, 23), где предвидение будущего приравнено к умению «смотреть вспять». И только несколько лет спустя я самостоятельно заметил, что, читая этот стих в обратном порядке, можно увидеть год холокоста — 5756.

По вычислениям Рипса, вероятность того, что все апокалипсические опасности, предсказываемые кодом, случайно оказались поблизости от выражения «в 5756» («в 2006 году»), составляет одну тысячную. Рипс находит «удивительным», что именно этот год — один- единственный из 120 лет, мною проверенных — столь жестко увязывается кодом со всеми опасностями — «концом дней», «мировой войной», «атомным холокостом», «холокостом Израиля» и «великим землетрясением». Рипс также считает «поразительным», что еще несколько обозначений 2000 и 2006 годов сопрягаются с теми же самыми опасностями. Он только говорит, что вычислить вероятность в данном случае затруднительно.

— Мы можем не сомневаться, что это не случайно, что это намеренно занесено в код, — говорит Рипс. — Мы только не можем знать, на сколько реальна опасность.

Дата бомбардировки Израиля, 18 января 1991, отражена в публикациях «Нью-Йорк тайме». Восемь ракет упало на Израиль около 2 часов ночи 18 января по израильскому времени. Две из них упали на Тель-Авив, три — возле Хайфы, еще три упали в чистом поле. Иерусалим остался невредим. Накануне, 17 января, Соединенные Штаты начали операцию «Буря в пустыне».

Слова «код спасет» находятся над «атомным холокостом» и под «концом дней». Эти слова имеют по-еврейски еще одно значение — «Моисеев код».

В Книге Исхода рассказывается, как Моисей получил свое имя. Он родился в Египте в то время, когда фараон повелел убивать всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Его мать, чтобы спасти мальчика, взяла «корзинку из тростника», просмолила, положила туда ребенка и пустила плыть по Нилу. Дочь фараона, придя на реку купаться, нашла мальчика и усыновила.

«…И нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2, 10)

В еврейском оригинале здесь игра слов. Согласно авторитетному иврит-английскому словарю (Massada, 1990, стр. 1517), «Моисей» значит «вытаскивать, извлекать».

Заключение

Слова Шелла «…В этом единственном случае мы вынуждены стать историками непроизошедшего» взяты из его книги «Судьба Земли» (стр. 21).


Примечания:



1

1 Холокост (Holocaust, от греч. — всесожжение, жертва всесожжения) — истребление евреев нацистами во время второй мировой войны. Этим словом также часто обозначают ядерную катастрофу.



2

2 эквидистантный — равноотстоящий, расположенный с равными промежутками.



14

14 От издательства: авторские примечания к тексту и иллюстрациям сохранены в той мере, в которой они могут быть полезны для российского читателя



15

15 Так в Синодальном переводе. В Авторизованной версии, которую цитирует Дроз-нин, более ясно выражено, что угроза относится именно к Израилю: «с тех пор, как существует народ» (since there was a nation).



16

16 «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морский. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Отк. 20, 7–9).



17

17 В Книге Пророка Иезекииля употребляется выражение «Гог в земле Магог» (Иез. 38, 2).



18

18 «И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Отк. 16, 16).



19

19 «Пи-Би-Эс», «Паблик бродкостинг сервис», некоммерческая корпорация, управляющая сетью общественного телевизионного вещания. (Прим. ред.)



20

В Синодальном переводе этого стиха «ужас» отсутствует: «И по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34, 12). В Авторизованной версии, однако, текст звучит иначе: «И по руке сильной и по великому ужасу, который Моисей показал пред глазами всего Израиля (And in all that mighty hand, and in all the great terror which Moses showed in the sight of all Israel)».



21

21 Лос-Анджелес находится в штате Калифорния. Название этого города американцы часто пишут сокращенно: L.A.



22

22 Перевод С.Я.Маршака.



23

23 Так в Синодальном переводе. В Авторизованной версии, которую цитирует Дроз-нин, текст несколько иной: «…ибо как князь ты боролся с Богом и людьми, и одолел (…for as a prince hast thou power with God and with men, and hast prevailed)».







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх