Глава 15. Критические годы – 1938—1939

Англо-германское морское соглашение 1935 года с момента его подписания стало основой для формирования всего нашего стратегического мышления. Война с Англией считалась немыслимой; я дал строгие распоряжения о том, что предполагаемая война с Англией не должна была даже становиться основой любых военных игр или маневров.

Но доклад фельдмаршала фон Бломберга о церемонии коронации в Англии и реакция Гитлера на этот доклад впервые зародили во мне неопределенные сомнения в этом. Маршал фон Бломберг был официальным германским представителем на коронации короля Георга VI, и, по его мнению, отношение Британии к Германии было определенно благоприятным. Королева Мария, вдова короля Георга V, сердечно поздоровалась с маршалом за руку и просила его сделать все возможное, чтобы военная ситуация, подобная той, что была в 1914 году, никогда больше не возникла в отношениях между двумя нашими странами. Я присутствовал в тот момент, когда фон Бломберг делал свой доклад, и мне показалось, что Гитлер воспринимает его явно скептически.

Разумеется, определенные круги в Англии выступали против взаимопонимания с Германией. Именно поэтому мне представлялось важным устанавливать контакты с теми англичанами, которые дружественно относились к нам, знакомить их с нашими проблемами и любым образом укреплять дружбу с ними. К сожалению, мы все на флоте чувствовали, что Риббентроп, наш посол в Англии, был не тем человеком, который мог бы это сделать.

Верно то, что, получив специальные полномочия от рейха, он подписал в 1935 году англо-германское морское соглашение, но переговоры по нему уже были проведены флотом и министерством иностранных дел, а сам Риббентроп появился только на заключительном этапе. По сути, как мне стало со временем понятно, Риббентроп получил настолько четкие указания, что у него просто не было возможности расстроить это соглашение. Его деятельность в Лондоне была довольно успешной, потому что британцы сами уже стремились к взаимопониманию. Гитлер считал его выдающимся дипломатом, но в чем это конкретно выражалось, я не знаю.

Охватившая меня тогда тревога снова пробудилась в 1937 году, когда Гитлер стал обсуждать ситуацию на совещании 5 ноября. На этом совещании присутствовали только фельдмаршал Бломберг, генерал барон фон Фрич, министр иностранных дел фон Нейрат, рейхсмаршал авиации Геринг, полковник Хоссбах и я. Судетский вопрос, а также возможный союз с Австрией были тогда вопросами, вызывавшими международный интерес. Гитлер объявил о своем твердом намерении решить вопрос об аншлюсе[55] Австрии и об устранении Чехословакии как возможного противника самое позднее в промежутке между 1943-м и 1945 годами. И хотя речь его была выдержана в весьма резком стиле, у меня осталось впечатление, что у него все же не было намерения изменить свою прежнюю политику мирных переговоров и перейти к действиям с позиции силы. Более того, он даже вообще не упомянул об увеличении флота.

По заключении его речи фельдмаршал фон Бломберг и генерал фон Фрич сказали Гитлеру, что ни о каком конфликте с Англией и Францией речи идти не может, поскольку наши вооруженные силы совершенно недостаточны для ведения такой войны. Однако генерал фон Фрич, который предполагал вскоре уйти в отпуск, немедленно предложил отложить этот отпуск для разработки военного плана превентивного характера. Гитлер ответил, что нет никакой необходимости в такой спешке и что фон Фрич может идти в отпуск, как и планировалось. Еще он добавил, что уверен в том, что Англия не станет вмешиваться в ситуацию, а ее примеру последует и Франция.

Непосредственно перед совещанием Геринг сказал мне, что на самом деле Гитлер намерен своей речью побудить армию ускорить свое перевооружение. После речи у меня сложилось убеждение, что дело обстоит именно таким образом. Но когда мы выходили из помещения, где проходило совещание, фон Бломберг заверил меня, что все сказанное не следует принимать всерьез. Во всяком случае, у меня не сложилось впечатления, что нашу внешнюю политику ожидают изменения.

Однако по мере осложнения международной обстановки, что было явно заметно, следовало разработать предварительные планы. Вне зависимости от того, насколько невероятным мог представляться конфликт с Англией или Францией, он теперь переместился в пределы возможного.

Замена барона фон Нейрата на посту министра иностранных дел на Риббентропа, произошедшая 4 февраля 1938 года, стала для нас в некотором роде потрясением. Фон Нейрат вошел в кабинет министров Гитлера в соответствии с пожеланием президента фон Гинденбурга. Я убежден, что, если бы фон Нейрат оставался на своем посту министра, он придерживался бы совсем другой политики по отношению к Англии, чем Риббентроп, и сумел бы найти способы ее осуществления.

В мае 1938 года Гитлер в разговоре со мной в первый раз дал мне понять, что наше военное мышление должно измениться. Мы обязаны начать рассматривать возможность превращения Англии и Франции в наших противников в случае ухудшения обстановки. Он потребовал, чтобы строительство и оснащение линкоров «F» и «G» (впоследствии «Бисмарк» и «Тирпиц») было ускорено и корабли вошли в состав флота к концу 1940 года. Кроме этого, он потребовал быстрее завершить создание шести стапелей для строительства крупных кораблей, чтобы грядущее увеличение флота не было замедлено из-за недостаточных возможностей стапелей. В то же самое время работы на верфях должны быть организованы таким образом, чтобы, когда поступит приказ, строительство подводных лодок началось в таких объемах, которые позволят сравняться в мощи нашего и английского подводных флотов.

Паритет с Англией по количеству подводных лодок был предусмотрен в англо-германском морском соглашении 1935 года. Ускорение строительства линкоров и рост мощностей на верфях также вполне согласовывались с условиями этого соглашения, так что, безотносительно к порой чересчур горячим речам Гитлера, у меня не было оснований полагать, что он имеет какое-либо намерение отказаться от своей осторожной политики поддержания добрых отношений с Англией. Успех его переговоров с британским премьер-министром Чемберленом в Мюнхене в сентябре 1938 года, нашедший свое выражение в англо-германской декларации о ненападении, и подобный пакт с Францией от 6 декабря, казалось, только подтверждают мои суждения. А успешное разрешение судетского вопроса и проблемы Австрии, казалось, служат дальнейшими доказательствами того, что Гитлер достиг всего лишь еще одного удивительного политического успеха посредством одной только дипломатии.

Несмотря на мои опасения того, что германские шаги в споре о Чехословакии вредят нашим отношениям с Англией, Гитлер чувствовал, что пришло время воспользоваться всеми теми возможностями, которые дает нам морское соглашение с Англией.

Первым шагом в этом направлении была программа строительства кораблей для подводного флота, которая должна была дать нам 129 подводных лодок к зиме 1943 года и тем самым достичь паритета с Британией, что было позволено нам в соответствии с соглашением и после вполне дружественного обсуждения этого вопроса с британским правительством. В соответствии с этим решением адмирал Эндрю Каннингхем и капитан 1-го ранга Том Филлипс из британского ВМФ были приглашены в Берлин в 1938 году для обсуждения нового соглашения с нами. С нашей стороны ведущим участником переговоров был адмирал Шнивинд, начальник управления военно-морских операций. Соглашение было достигнуто без каких-либо трудностей, причем не только по равенству подводных лодок, но и в отношении строительства Германией еще двух тяжелых крейсеров, чтобы быть на уровне русской кораблестроительной программы. По окончании обсуждения я пригласил адмирала Каннингхема и его коллег на ужин, во время которого английские моряки показали себя в высшей степени общительными и дружески расположенными к Германии людьми.

Но в дополнение к наращиванию подводных сил и программе строительства крейсеров и линкоров Гитлер в доверительном разговоре со мной поставил передо мной еще одно дополнительное требование: каждый наш новый корабль в каждом из классов должен быть более сильной боевой единицей, чем аналогичный ему корабль в британском флоте. Однако я напомнил Гитлеру о том, что наш флот пребывает еще только на начальных этапах строительства и что даже при круглосуточной работе наших верфей мы не можем и думать о противоборстве с британским военно-морским флотом ранее 1945-го или даже 1946 года.

В оперативных проработках, которые мы начали делать, в сентябре 1938 года я уже поставил задачу подготовить планы наращивания мощи флота с тем, чтобы отразить возможную угрозу со стороны английского ВМФ. Планы эти, однако, были основаны на предположении, что нам предстоит долгий мирный период, в течение которого мы сможем осуществить необходимое увеличение флота. Мысль о том, что мы должны за год-другой создать германский военно-морской флот, который сможет помериться силами с английским, была для нас совершенно нереальной. Да и сам Гитлер неоднократно заверял меня, что флот понадобится к 1944 году, а до той поры он рассчитывает на мирную атмосферу в международных отношениях. Тем не менее я счел своим долгом прорабатывать любой подход к задаче достижения нужной мощи флота ранее этого срока.

Той зимой я доложил Гитлеру, что существуют два направления, которыми мы можем действовать. Если мы решим строить только подводные лодки и средние боевые корабли, то в кратчайшие сроки сможем создать флот, который станет серьезной угрозой океанской торговле Англии, главному источнику жизни этой островной империи. Конечно, подобный флот будет иметь ограниченное применение, поскольку он не сможет вступить в сражение с более сильными британскими боевыми кораблями. Создание же флота, способного дерзко бросить вызов британскому флоту в открытом море, потребует гораздо большего времени. Серьезный флот будет иметь гораздо больший вес, как в военном, так и в политическом плане, но, как я решительно высказал Гитлеру, все то время, пока мы будем создавать столь мощный флот, мы будем иметь на плаву только слабые и несбалансированные морские силы, которые мало что смогут противопоставить врагу, если война разразится в ближайшие годы.

Гитлер снова твердо заверил меня, что для его политических планов флот не будет нужен ранее 1946 года, и даже добавил, что развитие политических событий даст нам вполне достаточно времени для неторопливой и тихой военно-морской экспансии. Поэтому, заявил он, предпочитает иметь более мощный флот, даже если для его создания потребуется большее время, и дал мне указания планировать развитие флота на этой основе.

Таким образом, Гитлер взял на себя ответственность за отказ от всяких политических шагов, которые поставили бы под угрозу существовавший тогда мир. И хотя я уже начал подозревать, что заверения Гитлера могут быть средством введения в заблуждение, я не мог себе представить, что он дал мне эти заверения и указания именно в тот момент, когда сам он уже сделал ставку на политику, которая могла привести нас к войне с Англией. По моим представлениям, если он собирался следовать такой политике, то должен был самым энергичным образом потребовать от меня создания мощного подводного флота и развития других морских сил, способных вести войну против океанской торговли противника. Тот факт, что мы приняли план, рассчитанный на длительный мирный период, был для меня более надежной гарантией, чем его заверения, что мы не будет отклоняться от курса нашего дружественного соглашения с Англией. Я все еще помнил его энтузиазм, с которым он сказал мне в 1935 году, сразу после заключения нашего англо-германского морского соглашения: «Сегодня самый счастливый день в моей жизни! Во-первых, потому, что доктор только что сообщил мне, что опухоль у меня в горле незлокачественная, а сразу после этого мне доложили о заключении морского соглашения с Англией!»

Вплоть до самого начала войны Гитлер не уставал повторять мне, что цель его политики состоит в достижении взаимопонимания с Англией. Англо-германский союз должен был стать венцом его политического успеха. Он объяснил мне свое желание иметь сильный германский флот тем, что это подвигло бы Англию не примыкать к противоположной стороне, если бы возникли какие-либо политические осложнения между нами и какой-либо другой страной.

Создание флота для политических целей было показательно как пример военно-морского мышления Гитлера. Он считал боевые корабли – в частности линкоры – истинным символом мощи и выказывал мало заинтересованности в их развертывании и использовании в боевых операциях. Он весьма мало осознавал косвенную мощь морского флота и то постоянное давление, которое она может иметь на противника из выгодного географического положения. С самого начала 1937 года я пытался донести до него, фон Нейрата, Гесса и других нацистских лидеров подробное изложение принципов ведения военных действий на море, обращая при этом их внимание на горькие уроки, которые мы получили в последней войне.

К сожалению, Гитлер, с его склонностью к погружению в технические детали, настаивал на сравнении скорости, размеров, толщины брони и огневой мощи германских кораблей с соответствующими характеристиками кораблей других стран и приходил на этом основании к заключениям, которые часто были лишь теоретическими. Он никогда на самом деле так и не осознал, что многие другие факторы – вроде обладания военно-морскими базами, их дислокации, зависимости национальной экономики от импортных перевозок морем и поддержки союзников по другую сторону океана – играют решающую роль в оценке значимости флота. Гитлер так и не понял всего превосходства над нами Англии как морской державы – в силу не только ее морской мощи, но также и в силу ее великолепного географического положения. Я же постоянно старался предостеречь его от проведения политики, которая могла привести к тому, что эта могучая сила обрушилась бы на нас.

Позднее, на Нюрнбергском процессе, я был обвинен в подготовке агрессивной войны – обвинение, которому, я в этом уверен, уже никто больше не верит. Все, что я делал, точно так же должен был делать на моем месте любой облеченный ответственностью офицер. Когда германское правительство в лице Гитлера решило, что национальная политика требует флота, который не смог бы проигнорировать любой противник, обязанностью руководства флота было спланировать такую структуру боевых кораблей по типам, которая наилучшим образом отвечала бы этой политике. Хотя подобное планирование означало бы признание фактической вероятности того, что британский флот может фигурировать в списке потенциальных противников, это отнюдь не предполагало реальной войны с Великобританией. Рассмотрение британского флота в таком качестве лишь расширяло для нас пространство для изучения. Однако войны начинаются не проработкой вариантов и приготовлениями военных, но действиями, намерениями, ошибками и недосмотрами политиков и государственных деятелей.

После тщательной проработки вариантов мы пришли к убеждению, что в случае войны с Англией основной упор должен быть сделан на операциях против ее торговли, с использованием всех средств, имеющихся в нашем распоряжении, – подводных лодок, надводных кораблей и морской авиации. Английская экономика требовала ежегодного импорта сырья и материалов и целиком зависела от него. Операции против этого станового хребта экономики, если дело дойдет до войны, должны были стать основной задачей германского флота. Для проведения таких операций флот должен был обладать не только значительной боевой мощью, но и способностью действовать на всей акватории Атлантики. Для Германии, при отсутствии у нее военно-морских баз и невыгодном положении, за барьером Британских островов, это означало, что корабли ее флота должны были иметь большой радиус действия и обладать высокой скоростью, чтобы не быть перехваченными более мощными вражескими силами.

План строительства кораблей, который мы выработали и которому было присвоено наименование план «Z», предусматривал создание ядра из шести линкоров, причем во многих отношениях это были корабли нового типа. Они должны были иметь водоизмещение около 50 000 тонн каждый, приводиться в движение дизельными двигателями и нести 400-миллиметровые орудия главного калибра. Для рейдерских[56] операций на вражеских морских и океанских коммуникациях предусматривалось строительство трех линейных крейсеров, тоже нового типа, водоизмещением около 30 000 тонн, со скоростью хода в 34 узла, с турбинными двигателями, использующими высокотемпературный пар высокого давления, но имеющими также и дизельные двигатели. Имея скорость хода в 34 узла и неся заложенные в проект 380-миллиметровые орудия главного калибра, эти линейные крейсера должны были превосходить линейные крейсера любого иностранного флота. Для операций на просторах Атлантики должны были быть построены легкие крейсера с высокоскоростными турбинами и значительным радиусом действия. Эти силы должны были быть дополнены новыми миноносцами, торпедными катерами и другими видами кораблей. И наконец, должен был быть создан подводный флот численностью в 249 субмарин. До начала осуществления этого амбициозного плана должны были быть проведены политические переговоры с Великобританией, целью которых стало бы изменение англо-германского морского соглашения 1935 года.

План «Z» был разработан, исходя из следующих стратегических предпосылок:

Британские торговые коммуникации атакуются соединениями линейных и легких крейсеров, а также подводными лодками и вспомогательными рейдерами. Чтобы прикрыть свои конвои от более мощных кораблей, британский флот должен будет направить на их охрану значительно более мощные корабли, чем обычные легкие военно-морские силы, которые вполне могли бы служить прикрытием лишь от подводных лодок и вспомогательных крейсеров. Для образования этих тяжелых ударных сил британцам пришлось бы разделить свои тяжелые морские корабли и разбросать их по всей акватории морей и океанов, что в значительной мере ослабило бы силы ядра их флота. Но эти неповоротливые британские линкоры все равно не смогли бы перехватить германские линейные и быстроходные легкие крейсера, тогда как германские линейные крейсера могли бы отбить нападение любых более легких британских сил. Мощные германские суперлинкоры, обладая большой скоростью и имея большой радиус действия, были бы способны оказать поддержку «карманным» линкорам и средним крейсерам в случае их столкновения даже с вражескими линкорами и даже были бы способны сокрушить вражеские линкоры, которые могли оказаться в составе конвоев. Соединения тяжелых кораблей германского флота, созданные в соответствии с этим планом, таким образом, поставили бы британцев перед лицом совершенно новых стратегических проблем.

Я представил этот план «Z» Гитлеру в середине января 1939 года и сказал ему, что вся программа будет завершена примерно к 1948 году. На это он ответил, что если он одобрит план, то он должен быть осуществлен в течение шести лет, и для этого он придаст программе развития флота приоритет перед программами всех других видов вооруженных сил.

Для организации оптимального планирования и развития строительства я приказал начать с закладки линкоров и субмарин. Линкоры, которые должны были составить ядро нашего флота, строятся значительно дольше других кораблей, и поэтому они должны были иметь преимущество раннего старта. А ускорение строительства подводных лодок должно было дать нам в минимально возможный срок ту единственную силу, которую мы могли бы эффективно использовать, пока флот не наберет полную силу.

Однако события развернулись так, что вся эта обширная программа никогда не была выполнена в полном объеме. С одной стороны, столь серьезная военно-морская экспансия требовала для себя заблаговременной и тщательной политической подготовки, а с другой стороны, она нуждалась не только в мощности всей кораблестроительной промышленности, но значительной части мощностей оборонной промышленности в целом на долгие годы. Однако гораздо хуже было то, что переход к краткосрочной программе строительства флота, вызванный начавшейся войной, стал чрезвычайно трудным делом. Я в свое время осмотрительно обращал внимание Гитлера на то, что в течение долгого периода строительства кораблей согласно долгосрочному плану те единственные корабли, которые мы сможем вывести в море, образуют весьма слабые боевые силы, а поэтому нельзя допускать никаких политических требований, которые могут спровоцировать вооруженный конфликт. Гитлер мог произносить яростные речи и заставлять другие страны постоянно гадать о его истинных целях, но тот факт, что в течение будущих шести – восьми лет о морской войне с Британией не может быть и речи и что Гитлер знает об этом, имел для меня гораздо большее значение, чем всякие домыслы об истинных намерениях Гитлера. Это обстоятельство я подчеркивал Гитлеру снова и снова, и вплоть до самого начала войны он всегда соглашался со мной в этом вопросе. Ни разу за все это время он не распорядился, чтобы мы отказались от долгосрочного плана строительства флота и приняли бы вместо него альтернативный краткосрочный план. Я да и весь флот в целом считали само собой разумеющимся, что Гитлер, зная о нашем гораздо более низком военно-морском потенциале по сравнению с Англией, который сохранится еще в течение нескольких будущих лет, будет крайне осторожен в своих действиях против этой страны.

Естественно, что если наш новый план развития флота был призван не просто стать лишь началом новой гонки вооружений, а иметь и другие последствия, то его предстояло претворить в жизнь как можно быстрее, а сведения о скорости кораблей, оснащении, огневой мощи и другие характеристики надо было хранить в строжайшем секрете до самого последнего момента. Именно так поступили британцы, когда они сделали попытку одним скачком опередить другие страны, внезапно сняв покров тайны со своего нового броненосца «Дредноут» накануне Первой мировой войны. Гитлер согласился с этим взглядом, заметив при этом, что, поставив неожиданно британцев перед фактом завершения плана «Z», мы сможем побудить их к благоприятному для нас отношению к нему, в особенности если сейчас мы сделаем к ним шаги навстречу в других областях.

Чтобы устранить возможность всех проволочек и задержек в ходе осуществления этого плана, было необходимо определить человека, ответственного за его осуществление, и наделить этого человека всеми необходимыми полномочиями. Я остановил свой выбор на чрезвычайно способном адмирале Фуксе. Одновременно с этим и с той же целью заказ на строительство всех шести линкоров был целиком передан фирме «Блом и Фосс». Первый из этих кораблей был заложен на их гамбургской верфи 15 июля 1939 года; второй – на заводе «Дешимаг» в Бремене 15 августа. Третий должен был строиться на заводе «Дойче Верке» в Киле, но еще до того, как его киль был заложен, разразилась война. Она вызвала также и остановку работ по двум первым кораблям, поскольку материалы стали необходимы для других нужд.

Весной 1939 года, когда план «Z» и план-график его выполнения уже были приняты, я попытался выяснить, как Гитлер расценивает ситуацию, сложившуюся после ввода наших войск в Чехословакию и англо-французских гарантий безопасности Польше. Затем во время церемонии, посвященной спуску на воду линкора «Тирпиц» в Вильгельмсхафене, 1 апреля 1939 года Гитлер в своей речи, произнесенной перед собравшимися на площади людьми, угрожал разорвать англо-германское морское соглашение. Но когда я задал ему прямой вопрос, надо ли нам принимать предупредительные меры к возможной войне с Англией, он откровенно и однозначно дал мне указание не предпринимать никакой подготовки к войне. Вполне закономерно, я был совершенно ошеломлен, когда, никак не предупредив меня заранее, Гитлер, выступая перед рейхстагом 28 апреля, объявил о своем решении аннулировать морское соглашение 1935 года.

В противоречии с этим 23 мая в тесном кругу своих ближайших соратников он, заявил, что план развития флота осуществляется так, как и было задумано, и что другие этапы перевооружения трех видов вооруженных сил должны быть завершены к 1943 – 1944 годам. Нигде он не упомянул о каком-либо изменении своей первоначальной концепции поддержания дружественных отношений с Англией, и единственной вещью, которую я понял из его замечаний, было то, что Гитлер намерен создать небольшую особую группу аналитиков, помимо обычных штабистов, для изучения польского вопроса.

Сразу после этого я попросил у Гитлера аудиенции наедине, во время которой сказал ему, что мне представляется крайне противоречивым, с одной стороны, полагать возможной войну против Польши и в то же время стремиться к мирному урегулированию вопроса. Но он ответил мне, что я могу быть спокоен: он твердо держит в руках политическую ситуацию, а Англия никогда не станет вступать в войну из-за того, что он потребовал вернуть Германии «польский коридор».

И столь убедительным было это его заверение, что я без каких-либо опасений отправил в июне новый линкор «Гнейзенау» в Атлантику для проведения там ходовых испытаний. Поскольку одной из основных целей этого похода было проведение учебных стрельб, на линкоре были в основном лишь учебные боеприпасы и практически отсутствовали боеприпасы боевые.

Редко когда, разве что в самые мирные времена, боевой корабль выходил из родной гавани, не имея на борту полного комплекта боевых снарядов. Если бы у меня были хоть малейшие основания для предчувствия войны, я бы ни за что не позволил кораблю выйти в плавание не подготовленным должным образом. Ни командир бригады линкоров, ни командующий флотом не выразили мне никакого беспокойства по этому поводу.

Еще в июне прошли большие учения в Гельголандском заливе по ведению минной войны. В ходе этих учений я сказал капитану 1-го ранга Руге, командиру бригады миноносцев, что он может идти в отпуск – отпуск, который ему не удалось отгулять год тому назад из-за Судетского кризиса. Теперь я сказал ему, что он может спокойно отправляться в отпуск и ни о чем не беспокоиться.

Затем в июле подошло время ежегодной Кильской регаты, на которой в этом году было необычно много участников из иностранных флотов. Офицеры из британского, итальянского, шведского, испанского, датского, голландского, румынского и эстонского военно-морских флотов выступали в соревнованиях в атмосфере доброй воли, и кубок в честь президента Гинденбурга выиграл английский экипаж. Как это было у меня в обычае, я также присутствовал на регате и лично выступал в качестве хозяина чемпионата, принимая иностранных морских офицеров.

Тогда как большинство моих советников сходились со мной во мнении, что этим летом на горизонте незаметно никаких туч войны, чего нельзя было сказать о прошлом годе с его кризисом в Судетах и англо-французских гарантиях Польше, среди них были и такие, кто совершенно не разделял нашего оптимизма. Так, например, капитан 1-го ранга Дёниц, командующий подводными силами, неоднократно высказывал мне свои опасения о приближении войны, и во время регаты он также сказал, что его офицеры по большей части разделяют его опасения. Его чрезвычайно беспокоило, что к началу войны наш подводный флот был не готов из-за малого числа имевшихся подводных лодок. При первой же появившейся возможности я доложил эти соображения Гитлеру, но он ответил мне, что офицеры-подводники могут спать спокойно – войны не будет.

В середине июня я провел смотр подводных сил в ходе военных маневров и нашел, что уровень их подготовки превосходен, а тактика атак из-под воды, разработанная капитаном 1-го ранга Дёницем, в высшей степени эффективна. В следующем месяце у меня появилась возможность поздравить капитана 1-го ранга Дёница и его офицеров и матросов с прекрасно проведенными учениями и сказать им, что в следующем плане строительства флота будет заложено увеличение числа субмарин. Я также сказал офицерам, что мне было доложено об их опасениях, связанных с возможностью войны, и что я могу от имени Гитлера заверить их, что войны с Британией не будет – единственной войны, которая означала бы конец Германии. Сразу же вслед за этим капитан 1-го ранга Дёниц отправился на несколько недель отдыхать на курорт, как он и планировал.

Но 22 августа Гитлер созвал совещание в Оберзальцберге[57], на котором присутствовали все высшие военные руководители. Позднее, уже на Нюрнбергском процессе, обвинение предъявило два документа, которые, как было заявлено, представляют собой запись речи Гитлера на этом совещании. Однако ни один из этих документов не имел подписи или числа, а обвинение так и не смогло назвать источник этих документов. Надо сказать, что документы эти были признаны фальшивками на основе записей, сделанных лично командующим флотом адмиралом Бёмом, который присутствовал на этом совещании. Насколько я помню, я ни на минуту не усомнился, что в заметках адмирала Бёма, которые он представил трибуналу, были вполне адекватно записаны не только формулировки Гитлера и суть его речи, но и передано то впечатление, которое она на нас всех произвела. Я воспринял ее так, что Гитлер хотел оправдать перед военными руководителями страны изменение своей политики, которая неуклонно шла к войне. Он подчеркивал, что вся ответственность за кризис ложится на Польшу. Он пытался убедить нас, что Англия и Франция не рискнут ввязаться в войну из-за Польши, а поэтому и Польша не станет обострять отношения, а постарается решить вопрос путем переговоров. В любом случае, заверил нас Гитлер, дорога к мирному решению вопроса еще есть.

Из речи Гитлера мы все вынесли впечатление, что страна стоит на пороге войны. Но в следующий момент он постарался успокоить нас, сказав, что сегодня же министр иностранных дел Риббентроп вылетел в Москву для подписания, как назвал его Гитлер, пакта о ненападении[58], текст которого был успешно согласован с Советами. Мы поняли, что Гитлер сделал еще один из своих умных политических шагов, благодаря которому он и на этот раз выиграл дело миром, как это ему удавалось и раньше.

Тем не менее, как только Гитлер закончил свою речь, я подошел к адмиралу Шнивинду, начальнику штаба главного командования флота, и в разговоре с ним понял, что он разделяет мои сомнения в правильности оценки Гитлером британского правительства и готовности последнего скорее пойти на переговоры о Польше, чем начать войну. Затем я подошел к Гитлеру, чтобы предостеречь его, но он снова заверил меня, что держит ситуацию под надежным контролем, а вопрос будет решен путем переговоров, но не войны.

Различные шаги, которые в последующие несколько дней были предприняты внешнеполитическим ведомством, похоже, подтверждали это. Гитлер, как он сделал это и во время кризиса 1938 года, вел все переговоры сам. Еще храня надежду на то, что назревший конфликт будет урегулирован, мы даже не привели весь флот в состояние боевой готовности, тогда как другие виды вооруженных сил были поставлены под ружье. Приказ Гитлера от 26 августа о приостановке выступления наших войск (которое уже началось), казалось, стал еще одним подтверждением прозорливости его оценок.

Поэтому 3 сентября грянуло для нас разрывом бомбы. Когда в тот день в рейхсканцелярии Гитлер сообщил мне, что Англия и Франция в соответствии с их обещанием Польше объявили войну Германии, это явно стало самой неприятной для него неожиданностью. Он был смущен необходимостью признаться в неправильности своих оценок, когда вынужден был сказать мне: «Я не смог избежать войны с Англией».

Естественно, с тех пор я часто задавал себе вопрос, как я мог не видеть того, к чему идет дело. Когда стали ясны намерения Гитлера устранить территориальные потери Версальского договора, возможность возникновения того или иного вооруженного конфликта нельзя было игнорировать. Совершенно точно зная, что нашему небольшому флоту не под силу бросать вызов на морях флоту Великобритании, я использовал каждую возможность, чтобы побудить Гитлера избегать самой возможности возникновения такого конфликта. Моим долгом было определение направления, в котором должен был развиваться флот, принимая во внимание относительные преимущества и недостатки краткосрочных программ по сравнению с долгосрочными планами. Вооруженные силы страны и их оснащение всегда должны быть в соответствии с внешней политикой страны. Я думал, что, влияя на Гитлера, я смогу достичь соответствия внешней политики страны и ее военно-морских сил. В сущности, я считаю, что лично Гитлер никогда не жаждал войны с Англией, но, тем не менее, вопреки неоднократным его заверениям, та политика, которой он следовал, неизбежно должна была привести к войне.

Этот самообман Гитлера и вытекающая из него политика имели трагические последствия для военно-морского флота. Его решение о принятии долгосрочной программы развития флота совершенно не соответствовало сложившейся политической ситуации. Насколько реально было радикальное изменение направления развития флота, судить не представляется возможным вплоть до изучения всех документальных материалов. Пока Гитлер придерживался зафиксированных в соглашениях договоренностей, у нас оставалось некоторое пространство для маневра, поскольку рамки этих соглашений устанавливали лишь границы роста нашего флота. Руководствуясь заверениями Гитлера, флот стал реализовывать долгосрочную программу своего развития, и все мощности наших верфей и промышленности вооружений были задействованы для создания пропорционального флота из тяжелых и легких надводных кораблей и подводных лодок.

Если бы Гитлер когда-либо допустил возможность раннего начала войны с Англией, то план «Z» никогда бы не был принят, а вся программа развития флота была бы переориентирована на строительство возможно большего числа подводных лодок за возможно более краткий срок. Курс, который избрала для себя внешняя политика Гитлера, совершенно противоречил всем его заверениям, данным мне, и являл собой полное пренебрежение всеми предупреждениями, которые я делал ему. Этот курс имел самые печальные последствия для судьбы флота и всей Германии.

Вплоть до совещания у Гитлера 22 августа 1939 года у флота не было никаких реальных оснований беспокоиться о перспективе иметь Англию в качестве противника. Даже оперативные проработки, сделанные по результатам указаний Гитлера, были сконцентрированы вокруг войны с Польшей и носили кодовое название «Вариант «Белый». Включение в состав этих проработок Англии, а также расширение плана «Z» представляло собой всего лишь побочный вывод, один из вариантов, вытекающий из эволюции польской ситуации. И при его проработке мы все – адмирал Бём, командующий флотом, и капитан 1-го ранга Дёниц, командующий подводными силами, и я – сходились в едином мнении, что германский флот вряд ли сможет добиться успеха в открытой, грудь на грудь, войне с могучим британским флотом. Мы все понимали, что успеха можно ждать лишь в войне против британских морских коммуникаций. И я сказал обоим своим советникам, что не уставал говорить Гитлеру о том, что в случае войны с Англией германскому флоту останется только, сражаясь, пойти на дно.

Первого сентября капитан 1-го ранга Дёниц передал мне меморандум, подтверждающий, что единственно эффективным средством в конфликте с Англией остается ведение войны против ее морских коммуникаций в Атлантике, но, поскольку у нас нет достаточного для выполнения этой задачи числа надводных кораблей, то выполнена она может быть в основном подводными лодками. По этой причине, даже если бы мы располагали более или менее значительным надводным флотом, все равно самым эффективным орудием против британской морской торговли остаются подводные лодки. Но и необходимого количества подводных лодок у нас тоже не было. Для сколько-нибудь значительного успеха против океанских коммуникаций только в Атлантике должно было бы находиться по меньшей мере 90 подводных лодок, а это означало, что нам надо было бы иметь для проведения всех операций 300 субмарин. Дёниц вывел это соотношение в результате военной игры зимой 1938/ 39 года. Например, из 57 подводных лодок, которыми мы в действительности располагали на 1 сентября 1939 года, для операций на атлантических коммуникациях мы могли использовать только 26, остальные же либо не могли действовать на таком удалении от баз, либо были необходимы для обороны в проливе Ла-Манш и Северном море. Из 26 лодок, предназначенных для действий в Атлантике, только 8 или 9 могли реально действовать против вражеского мореходства, поскольку оставшиеся 17 или 18 находились на пути к своим позициям или возвращались с патрулирования, пребывали на ремонте или принимали на борт припасы. Поэтому Дёниц вполне оправданно требовал, чтобы все возможное предпочтение было отдано строительству большего числа подводных лодок, даже ценой сокращения или приостановки строительства всех других видов кораблей.

Третьего сентября, в день вступления в войну Франции и Англии, я оставил письменную запись для официальных архивов о возможностях германского флота в войне против Англии. Указав, прежде всего, на тот факт, что Гитлер неоднократно заверял меня, что войны с Англией не будет ранее 1945 года и что он верил вплоть до последнего момента в возможность избежания войны, я записал, что самым ранним сроком, когда мы могли бы вступить в борьбу с английским флотом на приемлемых шансах на успех, стало бы завершение плана «Z» в 1945 году. Вплоть до этого момента мы были просто не в состоянии вести на равных борьбу против Англии. Признавая, что за краткий период времени с 1935 года нам удалось создать хорошо организованные и великолепно подготовленные силы подводного флота, я отметил, что они все же слишком незначительны для достижения решающего эффекта. Надводный же наш флот столь сильно уступал в мощи и количественно британскому флоту, что мог лишь продемонстрировать свое умение доблестно и с честью погибать.

Этот мрачный анализ ни в коем случае не означал, что флот склонился перед неизбежным или не хотел принять вызов заведомо более сильного противника, это совершенно не соответствовало его духу. В последовавшие военные годы его отвага и умение стали серьезной угрозой для противника, несмотря на постоянную нехватку материалов и ошеломляющее численное превосходство противника. Проведя сорок пять лет на службе на флоте, я считал, что знаю его досконально, но оказалось, что даже я могу удивляться его преданности долгу и исполнительности.

Ситуация, в которой оказался германский флот в начале военных действий, с полной ясностью может быть показана путем сравнения численности наших кораблей с общим числом соответствующих кораблей противника. Так, 22 британским и французским линкорам противостояли 2 наших линкора и 3 «карманных» линкора. Противник располагал 7 авианосцами; мы же не имели ни одного, поскольку строительство «Графа Цеппелина», хотя и близкое к завершению, было остановлено, так как военно-воздушные силы не разработали сколько-нибудь пригодного типа самолета. У нашего противника в совокупности было 22 тяжелых крейсера против наших 2 и 61 легкий крейсер против наших 6. Британцы и французы могли бросить 255 эскадренных миноносцев и торпедных катеров против наших 34.

Да и наше географическое положение не изменилось к лучшему со дней Первой мировой войны. Правда, мы могли на короткий период использовать часть наших сил против коммуникаций противника, проходящих вне акватории пролива Ла-Манш и Северного моря, в особенности если бы нам удалось улучшить нашу организацию судов снабжения, танкеров и других вспомогательных судов для пополнения запасов наших надводных рейдеров и подводных лодок, чтобы не заставлять их возвращаться в германские порты после каждой атаки на корабли и суда неприятеля. Но развитие авиации дальнего действия, однако, давало нашему противнику гораздо более действенное оружие против наших надводных кораблей, пытавшихся прорваться из Северного моря на просторы Атлантики.

При десятикратном численном превосходстве сил противника, еще больше увеличенном наличием многочисленных и прекрасно дислоцированных баз, нашей единственной надеждой нанести урон ему была концентрация всех наших усилий против путей его снабжения. Единственным уязвимым местом Англии были пути ее морского импорта, и именно по ним мы и должны были нанести свой удар. Удары подводных лодок, крейсеров, «карманных» линкоров и линкоров, равно как и вспомогательных крейсеров, эскадренных миноносцев и торпедных катеров, должны были наноситься скоординированно и по заранее разработанному плану. И хотя прямой результат наших ударов по врагу, разумеется, был нашей первоочередной задачей, также надо было учитывать и косвенный результат, достигаемый против военных усилий противника в результате наших атак его атлантических коммуникаций и действий наших надводных рейдеров против вражеского судоходства на всех морях и океанах. Нам предстояло захватить инициативу и быстрыми действиями и неожиданными ударами по противнику в различных районах вынудить его отказаться от объединенных действий против наших подводных лодок и «карманных» линкоров.

Надежное и разумное содействие ВВС стало бы большим подспорьем флоту при выполнении этой задачи. Верховное командование вооруженных сил, планируя военную стратегию страны, выпустило 31 августа свою директиву № 1 «О ведении войны». Согласно этой директиве военно-морской флот должен был «вести войну против вражеской торговли, и прежде всего против торговых связей Великобритании». С другой стороны, военно-воздушным силам в качестве основной задачи ставилось «осуществление превентивных операций против вражеских ВВС, действующих против германской армии и территории Германии». Дополнительными задачами были «уничтожение английской военной промышленности, британского торгового мореплавания и перевозок живой силы во Францию, а также наступательные действия, когда это позволяет обстановка, против соединений английского флота, в особенности линкоров и авианосцев».

Согласно этой директиве Верховного командования вооруженных сил действия против английских морских коммуникаций были всего лишь второстепенной задачей для ВВС, и, как это вскоре и оказалось, командующий ВВС не уделял должного внимания важности этой задачи. В результате этого флот, действуя против английской морской торговли, получал весьма незначительную поддержку авиации, которая, в отличие от флота, была численно и в боевой мощи равной или даже превосходила авиацию противника. Вследствие этого флоту в его действиях на морях против Англии приходилось рассчитывать только на свои собственные силы. В подобной ситуации военно-морской штаб[59] пришел к единогласному мнению, что подводные лодки должны были быть использованы в качестве основного оружия, а все остальные военно-морские силы обязаны обеспечивать их действия в подводной войне.

Из ситуации, когда наши военно-морские силы столь значительно уступали силам противника, неизбежно следовало, что они рано или поздно должны были либо вообще исчезнуть вследствие потерь и износа, либо оказаться не в состоянии принимать участие в боевых действиях, долгое время пребывая в ремонте. Поэтому, делом первостепенной важности становилось строительство новых кораблей для замены поврежденных и вышедших из строя кораблей. Это стало окончательным приговором всему плану «Z», бывшему долгосрочной программой, и означало замену его программой, по которой могло быть произведено максимальное количество наиболее эффективных кораблей в течение минимального времени. Такими кораблями, естественно, были подводные лодки. Поэтому все работы по строительству крупных кораблей были приостановлены, за исключением строительства линкоров «Бисмарк» и «Тирпиц» и крейсера «Принц Ойген», сооружение которых уже приближалось к завершению. Это решение высвободило мощности судоверфей страны для первоочередного строительства подводных лодок.

Этого, однако, было совершенно недостаточно; нехватка материалов и квалифицированных рабочих, а также насущная необходимость для промышленности выполнять заказы армии и ВВС потребовали того, чтобы приоритет в строительстве подводных лодок был поддержан на правительственном уровне, даже за счет замедления работ по заказам других видов вооруженных сил.

Гитлер не хотел этого делать, и, несмотря на личные доклады, рекомендации и другие напоминания о том, что строительство подводных лодок имеет первоочередное значение, флот был вынужден постоянно сражаться за получение материалов, рабочей силы и производственных мощностей.

Сказать по правде, у Гитлера были свои причины для подобного отношения, хотя я и не мог считать эти причины достаточно вескими, а именно: он все еще надеялся избежать полномасштабной войны с западными странами. Он был убежден, что быстрые военные успехи, которые, как он был уверен, он сможет достичь в наземной войне, настолько укрепят его положение, что он сможет заново достичь соглашения со странами Запада.

Эта точка зрения Гитлера стала ужасной помехой для военно-морского флота в ходе операций начала войны. Так, например, когда вопрос о «польском коридоре» в конце августа чрезвычайно обострился, я, с согласия Гитлера, 21 и 24 августа отправил в море «карманные» линкоры «Адмирал граф Шпее» и «Дойчланд», а также суда снабжения. Тогда, если бы война и в самом деле разразилась, они были бы уже в состоянии немедленно начать операции против неприятеля. Это была всего лишь мера общей предосторожности, подобная тому, как Англия и Франция привели в полную боевую готовность свои военно-морские силы с началом чехословацкого кризиса в предыдущем году. Она ни в коем случае не представляла собой отказ от моей точки зрения, что войны с Англией и Францией можно было бы избежать, если бы наше правительство после заключения пакта о ненападении с Россией проводило бы осторожную и взвешенную политику.

По мнению же Гитлера, нанесение поражения военно-морским силам противника – поражения, которое уязвило бы гордость Англии и ее престиж морской державы, резко ухудшило бы шансы для благоприятных переговоров с Западом. Поэтому по особому распоряжению Гитлера «карманным» линкорам было приказано с началом войны не появляться в районах их операций без специального приказа. Подобным же образом и подводные лодки были связаны в своих действиях строгими ограничениями.

Вне всякого сомнения, эта предосторожность Гитлера стоила флоту многих возможностей достижения быстрого успеха, поскольку торговому мореходству противника, проходившему по всему земному шару, требовалось определенное время, чтобы перестроиться на военный лад, то есть сформировать конвои и производить противолодочную разведку.

Хотя я и не разделял оптимизма Гитлера по поводу соглашения с Западом, военно-морской флот все равно должен был осуществлять политику правительства, а поэтому я отдал необходимые приказы. Одно время я даже позволил себе думать, что эти дополнительные ограничения не нанесут серьезного урона французскому мореходству, а наш флот в конце концов получит стоящие дивиденды. Но, когда все эти надежды в кратчайший срок развеялись, я сделал все от меня зависящее, чтобы побудить Гитлера снять эти сковывающие ограничения, но он делал это лишь мало-помалу. Тем временем командиры наших военных кораблей, в особенности командиры подводных лодок, получали постоянно меняющиеся приказы, очутившись тем самым в затруднительной ситуации.

Ограничение военных действий на море с целью выигрыша в политической битве было, вполне возможно, оправданно на короткий период. Но даже в таком случае мы должны были быть готовы к долгой и трудной битве, которая, по всей видимости, должна была последовать. И ускорение строительства подводных лодок стало бы лучшей подготовкой к такой битве. Но Гитлер никак не хотел видеть этого, и это несколько позже стало горьким уроком для него.

Гитлер, со всем своим развитым воображением, никогда не мог полностью оценить отношение к нам Англии, несмотря на все, что я ему говорил. Он был заворожен быстрым и впечатляющим успехом польской кампании и в то же самое время знал, что Франция может нанести удар с запада, когда война в Польше сместится к востоку. Кроме этого, он должен был думать о том, что он намерен сделать с Францией после завершения польской кампании. Но он никогда не мог представить себе в полном объеме того влияния, которое английский флот, наряду со стратегическим положением Англии (выгодное географическое положение), может оказать в военном и политическом отношении, а еще меньше – ту поддержку, на которую вполне могла, так или иначе, рассчитывать Англия со стороны американского президента Рузвельта.

По мере того как разворачивалась польская кампания и для нас вырисовывалась перспектива войны на Восточном и Западном фронтах, становилось понятным, что страх перед нападением Франции на Германию, становился основным беспокойством для Гитлера. Но после быстрого успеха в Польше, который продемонстрировал превосходство нашего генералитета, лучшую подготовку и материальное оснащение наших войск, угроза нападения со стороны Англии, которой наш флот мог оказать лишь слабое сопротивление, стала совершенно ясной. Мы должны были принять все возможные меры, чтобы хоть до некоторой степени сравняться с британской морской мощью, но Гитлер, хотя и соглашался со мной в ходе наших многочисленных встреч, никогда не предпринимал необходимых практических действий. Я могу лишь заключить, что это опасное промедление было результатом предубежденного, сухопутного взгляда, разделявшегося многими из его советников.

Какие бы надежды он ни питал на мирную договоренность со странами Запада после окончания польской кампании, последовавшее за этим скорое отклонение ими его мирных предложений должно было бы вернуть его к реальности и необходимости впервые серьезно задуматься о перспективе сражения со всей британской морской мощью. Моей постоянной и неблагодарной задачей было предостеречь его о том, что теперь, да и вообще, Англия была и остается нашим самым опасным соперником.

Мощь Англии покоилась на двух краеугольных камнях. Прежде всего, Британские острова располагались прямо напротив выхода из германских портов и Северного моря в лежавшее за ними открытое море, и британский флот, при поддержке британских ВВС, мог закупорить этот выход весьма плотно, если не перекрыть его на все 100 процентов. Во-вторых, благодаря все той же географии британский флот мог невозбранно действовать на всех морях и океанах. Даже не сделав ни единого выстрела, он совершенно отрезал нас от всех морских линий сообщения.

В кратчайший срок германская морская торговля практически остановилась. Но даже в этих условиях значительное число германских торговых судов, захваченных в море известием о внезапном начале военных действий, ухитрилось прорваться сквозь британскую сеть окольными маршрутами и трудными путями и вернуться в родные германские порты. Совершая этот подвиг, капитаны и команды наших торговых судов проявили умение, находчивость и мореходное искусство самого высокого класса. Вернувшись в свои порты, эти суда вместе с германским рыболовным флотом оказали неоценимую помощь и поддержку военно-морскому флоту при проведении его операций. Смелые, стойкие и энергичные, эти торговые моряки работали плечом к плечу вместе с военным флотом, вместе с ним несли жертвы и вместе делили радость побед.

Практически лишившись с началом военных действий морской торговли, мы должны были сделать все возможное, чтобы поставить в такое же положение и нашего противника, нанося удары по британским торговым коммуникациям. Намного уступая противнику числом, мы не могли рассчитывать на победу над громадным британским флотом в открытой схватке; поэтому мы старались избегать подобных столкновений и, рассыпав свои силы по всему земному шару, старались наносить удары сквозь прорехи в морской обороне противника. Таким образом, мы могли надеяться попасть в цель неожиданными ударами до того, как противник сможет собрать и бросить против нас свои мощные силы.

Этот тип боевых действий требовал большего мастерства как от военно-морского командования на берегу, так и от самих моряков. Определенные факторы были очевидны заранее. Подводные лодки, например, могли успешно действовать даже в районах, поверхность которых контролировалась кораблями противника. «Карманные» линкоры, с их экономичными дизельными моторами, имели большой радиус действия и могли оперировать вдали от родных баз. Линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и эскадренные миноносцы, которые были все оснащены высокотемпературными паровыми турбинами высокого давления, могли развивать очень высокую скорость и поддерживать ее в течение довольно значительного времени. Хотя все эти силы серьезно уступали силам противника, их поддержка хорошо замаскированными вспомогательными крейсерами и обширная сеть «дойных коров» – судов снабжения для подводных лодок и надводных кораблей в море – давала нам хорошие перспективы для организации успешных действий против вражеских морских торговых коммуникаций.

Какие результаты принесут все эти меры, не мог предсказать никто. Но чем лучше организовано планирование, чем профессиональнее применяются военно-морские силы, тем большего эффекта они могут достичь, действуя против врага. Опасность того, что надводный корабль или подводная лодка могли быть повреждены или уничтожены во время той или иной операции, не могла служить основанием для отказа от операции. Будучи слабейшей стороной, мы не могли позволить себе выжидать и наносить удары только в выгодных условиях; это было чревато переходом инициативы к противнику. С самого начала военных действий моим намерением было – и его одобрял весь флот – использовать все возможные средства для нанесения урона врагу на максимально возможном пространстве. И с целью выполнить эту задачу я был готов рискнуть многим.

К этому моменту военно-морской штаб возложил громадные обязанности на командиров отдельных флотских соединений и подводных лодок. Им предписывалось действовать, добиваясь максимального успеха, и в то же самое время они должны были держать свои корабли в мореходном и боеспособном состоянии как можно дольше. Во время боевых походов им предписывалось избегать столкновений с превосходящими силами врага и даже, как правило, с более слабым противником. Вдобавок к этому командиры кораблей должны были помнить об ограниченных запасах горючего и боеприпасов и каждый раз при сближении с противником оценивать свои шансы на успех и возможный риск в вероятном сражении. Имея значительное численное превосходство и располагая многочисленными базами, противник мог идти на риск, зная, что его поврежденный корабль сможет добраться до того или иного порта, где будет отремонтирован. Но для нас каждый поврежденный корабль мог с громадной долей вероятности считаться потерянным кораблем, а каждый потерянный корабль был для нас незаменим.

И наконец, мы должны были принимать во внимание нейтральные государства, как их мореходство, так и их симпатии и антипатии, и избегать любых возможных инцидентов с ними. Все это заставляло командиров наших кораблей, находившихся в море, принимая решение, буквально проходить по лезвию бритвы.

В морской войне успех и поражение отделяет друг от друга порой почти незримая грань. Неправильное решение, или правильное, но принятое минутой позже, неверно понятое донесение, неожиданная перемена погоды к худшему, роковое попадание снаряда – все это в мгновение ока может обратить победу в поражение. И точно так же явно безнадежная битва может обернуться победой благодаря ошибке противника. Гитлер, со своей психологией сухопутного человека, никогда не мог понять всех этих факторов, имеющих громадное значение в войне на море. С одной стороны, он всегда беспокоился о наших крупных кораблях, когда те уходили в дальний поход; но, с другой стороны, он считал, что основной задачей наших боевых кораблей было вести бой с кораблями противника, но не действовать против его судоходства. Любой неблагоприятный для нас исход того или иного сражения он рассматривал как нехватку решимости для настоящей битвы.

Как я уже упоминал, хотя наши «карманные» линкоры «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее» были отправлены в Атлантику за несколько дней до начала войны, политическая линия Гитлера запрещала их использование в операциях вплоть до конца сентября. Когда же они начали свои действия, эффект от них хотя и был, но не столь значительным, как мог бы быть.

«Дойчланд» вернулся в родной порт в конце ноября, совершив не очень успешный поход по Северной Атлантике. Но «Адмирал граф Шпее» под командованием чрезвычайно способного капитана 1-го ранга Лангсдорфа оставил у себя за кормой целый ряд потопленных судов в Южной Атлантике и в Индийском океане, куда он искусно ушел, сменив район своих операций. Его капитан планировал возвратиться домой вскоре после Нового года для срочного ремонта, но затем решил сначала нанести удар по оживленным линиям коммуникации противника, проходящим к востоку от побережья Южной Америки.

К сожалению, 13 декабря 1939 года, на траверзе залива Ла-Плата, он принял бой с британскими разведывательными силами, состоящими из тяжелого крейсера «Экзетер» и легких крейсеров «Аякс» и «Ахилл», под командованием капитана 1-го ранга Хартвуда. Огонь, открытый «Графом Шпее», был столь точен, что «Экзетер» был сразу же выведен из строя, получив сильный крен и оставшись лишь с одной боеспособной башней. У «Аякса» были выведены из строя обе его артиллерийские башни, и, кроме того, он лишился стеньги. Однако сам «Граф Шпее» тоже получил серьезные повреждения. Когда вражеские корабли покинули место боя, уйдя к востоку, капитан 1-го ранга Лангсдорф, сам будучи раненным, привел свой поврежденный корабль в бухту неподалеку от Монтевидео для ремонта.

Ремонт был необходим, чтобы поврежденный линкор смог перенести зимние штормы Северной Атлантики на обратном пути домой. Капитан 1-го ранга Лангсдорф надеялся провести этот ремонт в нейтральном порту Монтевидео и сообщил об этом по радио в военно-морской штаб Германии. Однако правительство Уругвая, находясь под сильнейшим давлением Британии, позволило встать на стоянку для ремонта в течение только семидесяти двух часов, что не позволяло провести сколько-нибудь серьезный ремонт.

Это решение правительства Уругвая стало тяжким ударом для капитана Лангсдорфа. К тому же оказалось, что его противники последовали за линкором на безопасном расстоянии и поняли, что корабль направляется к устью Ла-Платы. Капитан «карманного» линкора сообщил по радио в военно-морской штаб, что крупные неприятельские силы сконцентрированы у устья реки и дожидаются его выхода из порта, что представляло собой умную дезинформацию, умело подброшенную опытными агентами британской разведки. Предполагаемые силы неприятеля, включавшие британский крейсер, линейный крейсер и несколько более мелких кораблей, на самом деле находились еще далеко отсюда.

Но ни капитан Лангсдорф, ни военно-морской штаб этого, увы, не знали. Встав на стоянку в Монтевидео, капитан Лангсдорф поставил «Графа Шпее» в положение, когда линкор должен был с боем прорываться в открытое море через кордон вражеских кораблей, поджидавших его у выхода из залива.

Когда капитан Лангсдорф принимал решение о заходе в Монтевидео, военно-морской штаб не возражал против этого, отдавая себе отчет в том, что ни ситуация в море, ни состояние линкора в Берлине во всех деталях неизвестны, и оставил решение за капитаном, которому на месте было виднее. Теперь капитан Лангсдорф доложил о своем намерении прорываться с боем и просил принять решение, что ему делать, если станет ясно, что прорваться он не сможет, – пойти на интернирование корабля и команды или затопить его на мелководье. За принятием решения я обратился лично к Гитлеру.

Гитлер согласился на мое предложение одобрить решение капитана Лангсдорфа прорываться с боем, но не хотел и слышать о том, чтобы линкор был интернирован. Если «Граф Шпее» не сможет прорваться, сказал Гитлер, то, по крайней мере, сможет потопить вражеский корабль, прежде чем погибнет сам.

Перебрав все варианты действий капитана «Графа Шпее», мы решили оставить последнее слово за ним, так как только он знал все нюансы обстановки.

Капитан Лангсдорф, проанализировав всю ситуацию, пришел к выводу, что ввиду тяжелых повреждений, полученных кораблем в бою, и недостатка боеприпасов попытка прорыва через сильный заслон врага, предположительно ожидающий его выхода, наверняка не удастся. На относительном мелководье, где могла развернуться битва, весь экипаж мог погибнуть вместе с кораблем, или, что еще хуже, корабль мог потерять ход и управление и попасть в руки врага еще до того, как экипаж смог бы затопить его. Поэтому капитан решил затопить корабль, чтобы быть уверенным в том, что он не достанется врагу, и спасти жизнь всех членов его экипажа.

Свое решение он выполнил, выведя линкор 17 декабря из территориальных вод на мелководье и взорвав артиллерийские погреба. Весь экипаж до последнего человека был благополучно эвакуирован в Буэнос-Айрес на буксирах и других судах, специально зафрахтованных для этой цели. Затем, выполнив свой последний долг командира, капитан 1-го ранга Лангсдорф застрелился.

Несмотря на то что я обсудил ситуацию, в которую попал линкор, и всю проблему во всех подробностях с Гитлером, он был раздосадован и возмущен решением капитана Лангсдорфа, но особое недовольство у него вызвал военно-морской штаб за те общие инструкции, которые были даны им Лангсдорфу. Он резко критиковал указания кораблям уклоняться от сражения с целью выполнения более важной цели, а именно нарушения вражеского коммерческого мореходства и перерезания линий снабжения неприятеля. Не желая принимать во внимание косвенные эффекты, он утверждал, что боевые корабли – в особенности же крупные боевые корабли – должны быть использованы в первую очередь для борьбы с кораблями вражеского флота. Хотя он одобрил применение подводных лодок, вспомогательных крейсеров и других легких кораблей для действий против вражеских коммуникаций, он полагал неоправданным использование для этих целей крейсеров и «карманных» линкоров, а уж линкоров – так совершенно неоправданным. Убежденный в том, что небольшое число подводных лодок сможет выполнить такую задачу с большим или меньшим успехом, он совершенно не представлял себе, как угроза появления крупных кораблей может связать силы противника, ослабить всю его оборону, разрушить всю его систему снабжения, заставив его собирать конвои, да и вообще поселить в нем неуверенность и тревогу. Гитлер желал исключительно побед, которые мог бы лицезреть весь мир.

Затем Гитлер заявил, что коль скоро командир корабля вступил в сражение с неприятелем, то он должен сражаться до конца, даже если есть угроза потери своего корабля. Такой взгляд до некоторой степени оправдан, но редко когда обстоятельства столь однозначны. Не имея в своем распоряжении баз, на которых можно было бы произвести ремонт, не имея возможности позвать на помощь в случае необходимости, любой из наших кораблей, получивших даже незначительные повреждения в сражении, был обречен, а вместе с ним исчезала и та угроза, которую он представлял для вражеских коммуникаций. Поэтому в случае любого контакта с противником командир каждого из наших кораблей должен был принимать трудное решение.

Я считал, что в случае с «Адмиралом графом Шпее» истинная ошибка его командира заключалась в том, что он вообще позволил себе ввязаться в сражение с неприятелем. Даже просто пребывая на океанских просторах, наши новые немногие числом рейдеры связывали восемь вражеских поисковых группировок общей численностью 22 корабля, от легких крейсеров до линейных крейсеров и авианосцев.

К сожалению, капитан 1-го ранга Лангсдорф, обнаружив силы капитана 1-го ранга Хартвуда, ошибочно принял их за два миноносца и крейсер и, считая их эскортными кораблями конвоя, немедленно напал на них в надежде уничтожить сначала их, а потом и весь конвой. Такое решение свидетельствовало о великолепном боевом духе капитана 1-го ранга Лангсдорфа, но находилось в полном противоречии с общими инструкциями военно-морского штаба, которые были ему даны. Более того, как впоследствии выяснилось, как только «Граф Шпее» обнаружился, несколько британских поисковых групп кораблей – не менее пяти боевых групп – были тут же наведены на эту точку океана.

Гитлер, однако, считал, что как в боевых приказах, так и в последних действиях капитана 1-го ранга Лангсдорфа просматривается недостаток боевого духа. Более того, он питал несправедливое подозрение, что высшие офицеры военно-морского флота, в отличие от отчаянно смелых командиров миноносцев и подводных лодок, слишком погрязли в стратегических рассуждениях и уделяют чересчур мало внимания непосредственно сражениям войны. Я считаю, что разница между моей концепцией основных принципов ведения войны на море и пониманием такой войны Гитлером стала одной из основных причин нашего последующего разрыва.

Помимо войны против морских коммуникаций противника, военно-морской флот с самого начала войны предпринял также и много других мер против неприятеля. Первым шагом было обеспечение безопасности наших маршрутов, ведущих в Гельголандскую бухту и из нее. Третьего сентября, в день начала войны, адмирал Заальвэхтер, командующий военно-морскими силами западного направления, получил приказ немедленно установить серию оборонительных минных полей в Северном море – так называемый «западный барьер». Этот барьер протянулся широкой аркой от Терсхеллинга далеко к югу, вдоль побережья Голландии, а затем к северу, вдоль побережья Дании вплоть до Хорн-рифа. Эти минные поля значительно отличались от небольших минных полей рядом с побережьем Гельголанда, выставлявшихся в Первую мировую войну. Новые минные поля защищали значительный участок побережья от вторжения вражеских сил и практически преграждали путь его минным заградителям. В дополнение к обычным минам на стратегических направлениях были также установлены мины, глубоко лежащие под поверхностью воды, для уничтожения вражеских подводных лодок, идущих в погруженном состоянии. Для прохода сквозь «западный барьер» имелись свободные проходы, ведущие к западу и к северу. Одновременно для осуществления мореходства нейтральных стран были проложены свободные от мин проходы, обозначенные поначалу плавучими маяками. О местоположении опасных для судоходства зон было объявлено официально.

Эти оборонительные минные поля были установлены в первые ночи войны самоотверженными усилиями команд крейсеров, миноносцев и флотской плавбазы «Сверчок» под командованием адмирала Денша, командующего рекогносцировочными силами. К нашему удивлению, британцы никак не препятствовали этому, и первоначально прикрытая полоса побережья на западе вскоре протянулась все дальше и дальше к северу, давая прекрасную защиту нашим силам, входящим в Гельголандскую бухту и выходящим из нее. Свободные от мин каналы для входа и выхода за защитный барьер оставались недоступными для противника на всем протяжении войны.

Когда оборонительные минные поля были установлены, мы начали использовать миноносцы и подводные лодки для установки наступательных минных заграждений у английского побережья. Пользуясь своим преимуществом в скорости, а также все удлиняющимися ночами и зимней темнотой, эти миноносцы совершали ночные переходы к английскому побережью. К сожалению, один из самолетов нашего люфтваффе, недостаточно проинструктированный, ошибочно принял два наших миноносца за вражеские корабли и потопил их. Это стало горьким доказательством того заблуждения, когда часть ударных сил, участвующих в морских операциях, подчиняется не командованию флота.

Постановка мин с самолетов люфтваффе у побережья Англии также была составной частью программы минирования, и она немедленно привела к разногласиям между рейхсмаршалом авиации Герингом и мною по вопросу, когда такая постановка должна начаться. Мины флота были приведены в боевую готовность, и я считал жизненно важным начать их постановку как можно раньше, пока длинные ночи дают возможность нашим миноносцам совершить переход через Северное море и обратно под прикрытием темноты. Важно это было еще и потому, что англичане пока еще не выставили своих оборонительных минных полей, чтобы отсечь нас от своего побережья. Но люфтваффе хотело дождаться того, чтобы производство авиационных мин развернулось в полном объеме. В конце концов оно начало сотрудничать в постановке мин, но, к сожалению, один из самолетов сбросил мину самого последнего образца не в воду, а на песчаную отмель. Англичане тут же вытащили ее на берег и разобрали, чтобы понять ее устройство. В довольно краткий срок они предприняли контрмеры, и в результате наша минная война в значительной степени потеряла свою эффективность.

Как я уже упоминал, Гитлер наложил тяжелые ограничения на действия наших подводных лодок с целью избежать неприятностей с нейтральными государствами. По его приказу наши подводные лодки должны были действовать в строгом соответствии с инструкциями по захвату судов, которые основывались на международных правилах и соглашениях о ведении подводной войны. Несмотря на все предпринятые предосторожности, весьма неприятный инцидент произошел спустя всего несколько часов после декларации о начале военных действий. В нарушение инструкций германская подводная лодка потопила английский пассажирский лайнер «Афиния», жертвами этого инцидента стало много ее пассажиров, в том числе несколько десятков американцев. Подводная лодка атаковала лайнер, шедший вне обычных маршрутов пассажирских судов; более того, «Афиния» шла противолодочным зигзагом и с погашенными огнями. Командир подводной лодки решил, что он имеет дело с британским вспомогательным крейсером, и, чтобы избежать преследования британских противолодочных кораблей, сохранял радиомолчание и после потопления судна. Поэтому единственной информацией, полученной в военно-морском штабе, были сообщения из иностранных источников. Зная об инструкциях, имевшихся у командира подводной лодки, командование флотом решило, что потопление лайнера не было делом германской подводной лодки, и сделало соответствующее заявление. Лишь когда подводная лодка вернулась на свою базу, стали понятны все обстоятельства этого инцидента. По политическим мотивам, однако, Гитлер настоял на том, чтобы истинные факты не стали достоянием общественности ни в Германии, ни для зарубежной прессы. Сделал он это потому, что хотел избежать осложнений с Соединенными Штатами Америки по поводу инцидента, хотя и достойного сожаления, но уже ничем непоправимого. Все, что оставалось делать флоту, – это выполнить его указание держать все обстоятельства в тайне.

И совершенной неожиданностью для меня стало сообщение, которое я услышал лишь краткое время спустя, сделанное министром пропаганды доктором Геббельсом, что «Афиния» на самом деле была потоплена по указанию Черчилля, первого лорда британского адмиралтейства, с целью поссорить Германию с Соединенными Штатами. Этот детский пропагандистский трюк, предпринятый без согласования или совета флота, произвел эффект, прямо противоположный тому, на который он был рассчитан.

Потопление «Афинии», несмотря на все наши попытки дистанциироваться от него, нанесло колоссальный урон имиджу флота, а неуклюжие действия министерства пропаганды лишь увеличили его. Все, что оставалось делать руководству флота, – еще больше ужесточить все наши директивы. Мы даже выпустили приказ о запрещении атаковать пассажирские суда, хотя бы и идущие под конвоем военных кораблей. Эти директивы оставались в силе вплоть до августа 1940 года, хотя в международном праве не содержалось никаких требований для подобного обхождения с ними.

Каждая подводная лодка, выходящая в море, действовала согласно приказам командования флота, которые самым строгим образом основывались на Лондонском протоколе о подводных лодках 1930 года, подписанном Германией в 1936 году. Согласно этому протоколу подводные лодки были обязаны осуществлять такую же процедуру досмотра торговых судов после их остановки в море, которую проводили и надводные суда. Атака и потопление судна без предварительного осмотра могло быть произведено только в том случае, если торговое судно, вне всякого сомнения, перевозило вражеские войска либо торговое судно шло под конвоем вражеских кораблей, а также его самолетов, если судно это участвовало в военной операции или использовалось для передачи информации врагу. Лишь такое торговое судно, которое активно участвовало в боевых действиях противника, могло быть потоплено подводной лодкой без предупреждения. Даже если торговое судно несло вооружение, его должно было считать мирным торговым судном, пока оно использовало свое вооружение только для обороны, но не для нападения. Все эти условия, наряду с условиями других международных соглашений, были включены в нашу официальную инструкцию по действиям в отношении торговых судов, тщательно разработанную руководством флота в сотрудничестве с представителями министерства иностранных дел, министерства юстиции и институтом международного и иностранного права.

Но не только эти ограничения были установлены нами для наших подводных лодок. По политическим причинам, например, нашим подводным лодкам было запрещено нападать на любые французские суда. С другой стороны, британское адмиралтейство выпустило инструкции, которые все больше и больше вовлекали английские торговые суда в военные действия, заставляя нас принимать соответствующие контрмеры. Почти с самого начала военных действий британским торговым судам было вменено в обязанность докладывать по радио о всех замеченных ими германских подводных лодках. Поскольку это непосредственно делало их частью британской военной разведки, мы со своей стороны отдали приказ нашим подводным лодкам предпринимать боевые действия против любого торгового судна противника, которое пользуется своей радиостанцией, будучи остановлено для досмотра нашей подводной лодкой. Когда британцы приказали своим торговым судам двигаться ночью без огней, мы были вынуждены приказать нашим подводным лодкам атаковывать любое такое неосвещенное судно, поскольку в темноте его было невозможно отличить от вспомогательного крейсера противника. Когда 26 сентября 1939 года британское адмиралтейство заявило, что оно вооружает торговые суда и когда 1 октября оно отдало этим судам приказ атаковывать и обстреливать все подводные лодки, встреченные ими, мы были вынуждены разрешить нашим подводным лодкам в порядке самообороны нападать на любые торговые суда, несущие вооружение. Надо сказать, что этот приказ был распространен на все торговые суда противника, поскольку очень часто на них бывали установлены скрытые орудия, которые могли стать смертельно опасными для любой подводной лодки, поднявшейся на поверхность с целью досмотра судна. Однако даже при всех этих обстоятельствах пассажирские суда противника оставались неприкосновенными для наших подводных лодок, а в случае потопления нашей подводной лодкой какого-либо торгового судна наши подводники должны были предпринять все меры к спасению его экипажа.

Необходимость наших контрмер была очевидна с самого начала. В течение первых трех месяцев войны орудия и другое вооружение были установлены на 1000 британских торговых судов, а германская подводная лодка была повреждена выстрелом с британского парохода уже через пару дней после объявления войны. И практически во всех случаях торговые суда противника докладывали по радио о местоположении каждой замеченной ими подводной лодки, в результате чего вражеские противолодочные корабли появлялись на этом месте буквально через несколько минут. То обстоятельство, что действия наших подводных лодок против торгового мореходства противника были абсолютно корректными и находились в полном соответствии с международным правом, что было продемонстрировано, и все попытки обвинения на Нюрнбергском процессе доказать обратное провалились. Международный военный трибунал оправдал адмирала флота Дёница и меня по обвинению в каком бы то ни было нарушении международных правил по действиям подводных лодок.

* * *

Несмотря на строгие ограничения на их действия, наши подводные лодки добились впечатляющих успехов, намного превосходивших все ожидания. За сентябрь 1939 года они потопили 40 судов общим водоизмещением 153 000 брутто-регистровых тонн. Кроме этого, противник потерял еще 9 судов водоизмещением 31 000 тонн, подорвавшихся на минах, поставленных нашими подводными лодками у английских портов.

Сразу после окончания польской кампании я убедил Гитлера посетить базу подводных лодок в Вилыельмсхафене. Я хотел побудить его, посредством личного общения с командирами и экипажами подводных лодок, к более активной поддержке нашего подводного флота в его борьбе против морских коммуникаций противника. Несколько подводных лодок только что вернулись после своих первых боевых походов, и их команды выстроились для встречи без всякого парада, небритые и усталые. Всего за несколько дней до этого, 17 сентября, подводная лодка «U-29» потопила британский авианосец «Отважный» на западных подходах к Британским островам, и ее командир, капитан-лейтенант Шухарт, был среди тех, кто лично поведал о своих походах Гитлеру.

Рассказы эти произвели на Гитлера большое впечатление. Оно еще больше усилилось, когда капитан-лейтенант Приен, командир подводной лодки «U-47», 19 октября потопил британский линкор «Ройял Оак» прямо на акватории британской военно-морской базы Скапа-Флоу, доложил об этом лично Гитлеру в Берлине и был встречен овацией берлинцев.

Этот поразительный рейд прямо в самое сердце сильно укрепленной и охраняемой базы был спланирован лично контр-адмиралом Дёницем после того, как он и его штаб после досконального изучения обстановки пришли к выводу, что это может быть сделано. В первые месяцы войны план Дёница, тактика групповых подводных атак – «волчьих стай», не мог быть осуществлен, так как мы все еще имели в своем распоряжении небольшое число подводных лодок и были вынуждены посылать их на задания индивидуально. С самого начала войны стало ясно, что мастерство, агрессивность и инициатива командиров наших подводных лодок являются качествами, на которые мы всегда можем рассчитывать. Адмирал Дёниц отдавал свои распоряжения общего порядка подводным лодкам по радио, где бы они ни действовали.

Подобным же образом и мы держали связь со всеми нашими надводными кораблями. Военно-морской штаб мог, если это было необходимо, отдать командиру корабля приказ вступить в бой, но всегда предпочитал предоставлять командиру корабля, находящегося в походе, свободу принятия решений. Обстановка по-разному видится из иллюминатора идущего в открытом море корабля и по карте на штабном столе, и командир на месте куда лучше может избрать необходимый образ действий. Свои соображения и анализ обстановки он не может во всей полноте передать в военно-морской штаб по радио, чтобы не дать обнаружить врагу свое местоположение. С другой стороны, он может блестяще применить информацию, которую военно-морской штаб передаст ему, обобщив поступающие к нему из многих источников сообщения.

Подобно всем другим старшим офицерам флота я считал своим долгом предоставлять командирам наших кораблей, находящихся в море, всю возможную информацию, которую мы только могли передать им, и не усложнять их положение, отдавая однозначные приказы. Лишь в исключительно срочных случаях я позволял высшим руководителям вмешиваться в действия командиров кораблей, отдавая им индивидуальные приказы, но во всех таких случаях требовал, чтобы отдавший подобный приказ человек нес полную ответственность за исход операции.

В организационной структуре германского флота военно-морскому штабу были напрямую подчинены только те силы, которые вели военные действия против коммуникаций неприятеля; эта подчиненность распространялась также на танкеры и суда снабжения. Все подводные лодки подчинялись командующему подводным флотом – в соответствии, разумеется, с общими указаниями военно-морского штаба. Надводные корабли и транспортные средства, действующие в Северном море и на Балтике, подчинялись соответственно военно-морскому командованию западного района и военно-морскому командованию восточного района.

В соответствии с указами, сделанными нами еще в мирное время, эти два командования были ответственны за разработку и проведение операций подчиненными им силами. Когда суда находились в море, в обязанности военно-морского командования входило обеспечение их всей информацией, поступающей в военно-морское командование из воздушной разведки и наблюдения, перехвата вражеских радиосообщений и всех других источников. В обязанности военно-морского командования входили также охрана прибрежных вод и обеспечение прохода всех конвоев посредством применения противолодочных кораблей, минных тральщиков, патрульных катеров и других судов обеспечения – военно-морской штаб был избавлен от этих мелких обязанностей.

Передача командных функций над судами, находящимися в море, соответствующему береговому командованию предусматривала передачу всей возможной информации соединениям, выполняющим то или иное задание в море, а также всех инструкций и приказов, не запрашиваемых этими соединениями. Складывалось впечатление, что они получают приказы не просто от вышестоящих командиров, но от заботливо опекающих их соратников, работающих с ними в тесной кооперации и знающих все их проблемы, – и доверие это только усиливалось от сознания того, что им оставляют возможность принимать окончательное решение, исходя из сложившейся в последний момент обстановки и по их собственному разумению.

Военно-морское командование восточного района, во главе которого встал адмирал Альбрехт, было создано в октябре 1938 года в связи прежде всего с ситуацией в Польше и показало себя в ходе короткой военно-морской кампании польской войны. Военно-морское командование западного района, на Северном море, было создано лишь с началом войны и получило себе в оперативное подчинение регион Северного моря.

До сих пор командующий флотом традиционно был во главе морских сил, и, когда ситуация требовала, он лично выходил в море вместе с флотским командованием. В любом случае проведение той или иной операции всецело находилось в его руках. При новой организации управления, когда командование операциями перешло к командованию района, при подчинении флотского командования командованию района, неизбежно возникали трения и вопросы о том, чьи же команды следовало выполнять и где проходит граница ответственности.

Лишь достаточно долгий опыт работы этой структуры управления мог пролить свет на то, какие преимущества дало такое разделение оперативного командования и введение промежуточного уровня управления – командования района – между военно-морским штабом и командующим флотом.

Оглядываясь назад, представляется достойным сожаления то, что эта новая организация была осуществлена только в момент перехода от мира к войне. Этот период был достаточно сложным сам по себе: ввод в состав флота новых кораблей, организация патрульной службы, обеспечение безопасности прибрежных вод – все это сопровождалось еще и сломом прежней системы командования. Серьезных провалов в системе военных мероприятий удалось избежать лишь благодаря искреннему стремлению к взаимодействию всех заинтересованных сторон, хотя все же случались трения, происходившие в основном из-за разницы взглядов флотского командования и командования района по вопросу применения миноносцев для постановки минных заграждений у английского побережья. Командование района хотело использовать миноносцы после наступления темноты, в течение долгих зимних ночей, что позволяло не задействовать крупные силы флота для их поддержки. С другой стороны, адмирал Бём, командующий флотом, считал необходимым иметь в своем распоряжении тяжелые корабли флота для встречи миноносцев на обратном пути и сопровождения их на базу. Он хотел всегда иметь сильное прикрытие на тот случай, если какой-либо миноносец вдруг потеряет ход и его придется сопровождать – а вероятность того, что миноносец может потерять ход, была весьма велика в свете той громадной нагрузки, которую несли двигательные установки во время этих операций, осуществлявшихся на весьма высоких скоростях.

Военно-морской штаб чаще соглашался со взглядами командования района по этому вопросу, чем со взглядами флотского командования, равно как и по вопросам статуса и методов управления, а это, к сожалению, вело к личным разногласиям между адмиралом Бёмом и мной. Когда в результате всей этой ситуации адмирал Бём попросил освободить его от занимаемого поста, это поставило меня перед весьма трудным выбором, поскольку Бём был одним из самых опытных адмиралов на флоте и имел репутацию прекрасного моряка и солдата, заслуженную им еще в сражениях Первой мировой войны. И хотя я не нашел другого решения этой проблемы, как только удовлетворить просьбу адмирала Бёма, это ничуть не поколебало моего личного доверия к нему, и я решил найти для него в будущем другой ответственный пост на флоте, что произошло даже быстрее, чем я ожидал.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх