• Сказки, мифы, предания
  • «Эдда» и «саги об исландцах»
  • Путешествие Бьярни
  • Лейф Счастливый. 1000 год
  • Где находился Винланд?
  • «Длинноухие» острова Пасхи
  • «Божественные предки» и генеалогия
  • Глава 6. По следам легенд

    Сказки, мифы, предания

    Библия иудеев, «Ригведа» индийцев, «Авеста» древних иранцев, Коран арабов… Много ли найдется таких «священных книг», с помощью которых можно воскрешать историю древнего мира? К сожалению, очень немного. Но ведь в распоряжении исследователей есть другие источники — богатейший и разнообразнейший фольклор народов всего мира. Быть может, и он явится историческим источником? И даже более надежным, чем тексты священных книг?

    Произведения фольклора многолики. Тут и песни, и загадки, и пословицы, и легенды, и былины, и предания, и сказки, и мифы. Ученого-фольклориста интересуют все жанры. Историк же нацеливается в основном на легенды, предания и мифы. Но порой их не так-то легко отличить от сказок.

    Даже у самых отсталых народов, живущих в каменном веке, есть сказки в нашем понимании этого слова. Их рассказывают детям, ими как смешными небылицами развлекаются взрослые. Но, кроме сказок, есть еще и мифы. Рассказывать их чужеземцам, даже членам своего племени, не прошедшим специальных обрядов, запрещено. Нарушение карается смертью. Внешне, по стилю изложения, по сюжету, порой даже и действующие лица мифа совпадают со стилем, сюжетами, персонажами сказок. И на первый взгляд сказку и миф не различить. Но миф, говоря словами известного исследователя первобытной религии Бронислава Малиновского, для первобытного человека является «тем же, чем для набожного христианина является в библии история творения, потопа, искупительной жертвы Христа на кресте».

    Миф заменяет и науку, и религию, и правила поведения. «Что такое мифология австралийцев? — спрашивает профессор Элькин, лучший их знаток, и отвечает: — Это не просто собрание рассказов, в которых повествуется о солнце, луне, звездах и различных явлениях природы. Мы получим неправильное представление о мифологии из книг и книжонок, содержащих эти рассказы, если не свяжем их с социальной, экономической и религиозной жизнью племени… Миф для австралийцев — это животворное начало».

    Взрослые австралийцы не верят сказкам так же, как и мы. Но мифы для них такая же реальность, как луна, солнце, кенгуру, эму, о происхождении которых рассказывается в этих мифах. В том, что события, о которых повествует миф, происходили на самом деле, не сомневается ни рассказчик мифа, ни его слушатели. А слушателями мифов, повторяем, могут быть только лица, которым можно доверить тайну этой священной сокровищницы племени.

    Когда австралийцы вступили в контакт с белыми поселенцами, когда последние лишили их охотничьих угодий и заперли в резервации, самобытная духовная жизнь людей каменного века стала уходить в прошлое. Старики, хранители мифов, по словам очевидцев, словно сфинксы, сидели в поселениях, «наблюдая орлиным взглядом, какое действие оказывает контакт с белыми на молодых людей, и решая, можно ли доверить им знания отцов, и если да, то когда именно… Слишком часто случается, что общение с белым человеком не дает возможности передать “правду”, и тайны уходят вместе со стариками; последние умирают, с горечью сознавая, что старые обряды и мифы будут преданы забвению, что никто больше не будет заботиться о священных местах и что племя обречено на вымирание. И все же они умирают, радуясь, что не передали свою “правду”».

    Вот несколько мифов, записанных у австралийцев.

    У вóрона потому черные перья, что он нарочно испачкал их, чтобы испугать своих сыновей и этим заставить перестать драться между собой.

    Второй миф объясняет, почему у коалы — сумчатого медведя — нет хвоста: этот хвост когда-то был, но его отрезал кенгуру в тот момент, когда коала пил воду из реки.

    Третий миф говорит о происхождении соколов-рыболовов. Раньше они были людьми, которые сильно подрались на охоте. Полученные в драке порезы превратились в соколиные перья, а разбитые носы драчунов — в клювы.

    Как видите, священные мифы ничем внешне не отличаются от сказок. И с течением времени они легко могли превратиться в обыкновенную сказку. Вот и попробуйте теперь, по истечении многих сотен лет, установить, где «выродившийся» миф — остаток древних верований, а где — простая сказка! Сделать это нелегко, а порой и просто невозможно.

    С другой стороны, не так-то просто провести границу между мифами и легендами. Мифы уходят своими корнями в глубокое прошлое, они связаны с первобытным одушевлением природы, наделением людей, живших в далеком прошлом, фантастическими способностями. Легенды, исторические предания гораздо ближе к действительности. Но ведь и в них герои наделены сверхъестественными чертами. Вспомните Илью Муромца или Соловья-Разбойника из русских былин. В основе их лежит реальная история. Но вот былины, например, повествуют о том, как великий князь Владимир Красное Солнышко, живший в IX веке, воевал с татарами, появившимися на Руси в XIII веке. Фольклор приписывает Стеньке Разину сооружение древних построек и курганов на Волге: и тех, которые появились за сотни лет до него, и тех, которые возникли много лег спустя после его смерти. Так что нужна большая осторожность при анализе былин и вообще любых преданий и легенд.

    И все же легенды и мифы могут служить историческим источником! Ведь мифология, как и наука, искусство, поэзия, отражает действительность. Но только в очень фантастической форме. Мифы повествуют о временах могущественных предков, когда был сотворен мир, произошли животные, растения, люди. Однако события действительности также включаются в миф, пропускаются через его своеобразную призму…

    Когда коренные обитатели Австралии впервые увидели людей с белой кожей, они приняли их за… своих предков, возвратившихся из царства мертвых и переменивших черный цвет кожи на белый. Австралийцы приветливо встречали их, как сородичей, возвратившихся из-за моря на родину. Рассказывают, что один австралиец даже признал в каком-то европейце своего умершего отца. А когда среди белых кто-либо из племени «узнавал» личного врага или человека из вражеского племени (разумеется, тоже умерших), он нападал на мнимого «врага».

    В северо-западной части Австралийского материка среди племен, и поныне живущих в каменном веке, существует особый культ Курангара — духа, имеющего белую кожу, живущего в доме из рифленого железа и для охоты пользующегося деревянной палкой, похожей на священные дощечки австралийцев — чуринги. Когда дух прикладывает эту палку к плечу, из нее вырывается молния, гремит гром, и кенгуру замертво падают наземь.

    Как видите, обыкновенные европейцы стали мифическими существами, объектом культа. Более древние мифы, записанные у племен Центральной Австралии, говорят, что все обычаи и культурные блага были дарованы жителям полулюдьми-полуживотными «предками», пришедшими с севера. Этнографы и археологи показали, что действительно австралийская культура распространялась с севера на юг, и мифы отразили это, наделив пришельцев фантастическими сверхъестественными свойствами.

    Правда, провести черту между действительностью и вымыслом в мифах удается не всегда. Многие мифы австралийцев говорят о борьбе черных и белых птиц. А племена делятся на две части, так называемые фратрии: «Черный какаду» и «Белый какаду», «Темнокожие» и «Светлокожие», «Прямые волосы» и «Курчавые волосы». Одни исследователи видят в этом указание на то, что пятый континент был заселен двумя волнами переселенцев — курчавоволосыми и темнокожими племенами, родственными жителям Тасмании, и предками австралийцев с волнистыми волосами и более светлой кожей. Однако нигде в Австралии не удалось пока найти «следы» людей, имеющих облик тасманцев. И поэтому многие ученые считают, что мифы о борьбе черных и белых птиц целиком относятся к области фантазии и не имеют под собой исторической основы.

    «Эдда» и «саги об исландцах»

    Историческая действительность, лежащая в основе мифа, бывает очень часто столь искажена «кривым зеркалом» фантазии, что ученым порой приходится производить «дешифровку наоборот». Не восстанавливать историю по мифам, а напротив, зная историческую действительность, находить в ней то, что послужило основой для мифа. Наглядный пример этому дает анализ мифологии исландцев, собранной в книге «Эдда».

    В ее основе лежит мифология древних германцев, отразившая, конечно, по-своему события истории. Один из текстов «Эдды» рассказывает о том, как некто Атли пригласил к себе двух братьев своей жены Гудрун. Атли задумал выведать у них, где запрятано сокровище, принадлежавшее когда-то дракону. Предостережения и недобрые предвестия говорят братьям, чтобы они не принимали приглашение. Но избежать того, что предназначала судьба, уже нельзя. После героической борьбы братья попадают в плен к коварному Атли. Но тайну сокровища не выдают. Один из братьев смеется, когда ему вырезают сердце. А другой, брошенный в яму со змеями, играет на арфе пальцами ног (ибо руки у него связаны) до тех пор, пока не умирает от укусов змей.

    Гудрун, жена Атли, жестоко мстит за смерть своих братьев: она убивает Атли и поджигает его палаты.

    Ученые установили, что в этом мрачном мифе отразилось… разрушение воинственными гуннами государства бургундов на среднем Рейне. В 437 году там погиб король бургундов Гундикарий (Гуннар) «вместе со своим народом и родичами». Атли — это «бич божий», предводитель гуннов Атилла. Вот в какой фантастической форме отразил миф смерть Атиллы и гибель бургундов!

    Кроме «Эдды», у исландцев есть древние повествования в прозе («Эдда» написана стихами) — саги. Самые знаменитые из них, так называемые «саги об исландцах», написаны были в XIII веке. Повествуют же они о событиях примерно с 930 до 1030 года. Казалось бы, в них сказителям предоставлен полный простор для фантазии. Ведь саги повествуют о славных делах первых поселенцев острова, могущественных предков. Но вот что пишет лучший знаток исландской литературы в нашей стране Михаил Иванович Стеблин-Каменский: «Реализм “саг об исландцах” не имеет никакой параллели в средневековой литературе. От рыцарских романов — повествовательного жанра, наиболее характерного для средневековой литературы, — “саги об исландцах” отличаются, как небо от земли. По богатству жизненной правды и полнокровности с “сагами об исландцах” могли бы сравниться разве только лучшие реалистические романы нового времени. Однако в известном смысле саги правдивее лучших реалистических романов: в них меньше заметен вымысел».

    «Саги об исландцах», вместе с примыкающими к ним «рассказами об исландцах», занимают 12 томов. Около семи тысяч имен упоминается в них, то есть практически все исландцы той эпохи, за исключением челяди, рабов и домочадцев. Названия хуторов, речек, селений, фьордов, гор, холмов, заливов, которые и поныне сохранились на карте Исландии, постоянно приводятся в сагах. Факты действительности, порой самые обыденные, являются основой повествования. В нем нет лирических отступлений, эффектных переходов, моралистики, рассуждений, преувеличений. Казалось бы, «саги об исландцах» можно считать что ни на есть подлинным историческим документом. Но… настораживает в них прежде всего сам реализм.

    Между событиями, о которых повествуют саги, и временем их записи прошло не менее двух столетий. Неужели в памяти рассказчиков сохранились все детали, все имена, все подробности давно прошедших лет? Огромное место в «сагах об исландцах» отведено разговорам персонажей между собой — иногда они занимают почти, половину всего повествования. Разговоры эти приведены дословно, во всех мельчайших подробностях. А никакая даже самая цепкая память не смогла бы сохранить их на протяжении двухсот, а то и трехсот лет. К тому же нередко саги приводят такие диалоги, содержание которых вообще могло быть известно только лишь самим собеседникам. А это значит, что разговоры в сагах сочинены.

    Саги обстоятельно и подробно повествуют о том, что мертвецы вмешиваются в дела живых людей, убивают скот, дерутся, забираются на крыши домов. И приходится их заново умерщвлять, обносить могилы стеной или сжигать разгулявшийся труп. Иногда же пострадавшие исландцы затевают настоящую судебную тяжбу с мертвецом. Кроме людей и оживающих мертвецов, в сагах действуют оборотни. И люди, и мертвецы, и оборотни описаны одинаково реалистично и тщательно.

    В одной из саг говорится о том, как герой проплыл всю горную речку Хитарау, от ее истоков до моря. На самом же деле эта речка очень мелкая и каменистая, плыть по ней невозможно. Другая сага повествует о том, как был сожжен в доме герой Ньял и его семья. Археологи нашли это место и произвели тщательные раскопки. Но, кроме сгоревшего когда-то хлева, следов пожарища найти не удалось.

    Не означает ли это, что «саги об исландцах» — вымысел, замаскированный лишь сугубо реалистической формой изложения? Многие ученые считают, что это действительно так. «Саги об исландцах», по их мнению, являются первыми в мире историческими романами, сознательно стилизованными «под правду». А большинство жителей Исландии твердо верит, что все, сказанное в сагах, — чистейшая правда. Истина же, очевидно, посередине. Многое в «сагах об исландцах» является вымыслом, плодом фантазии. И в то же время в основе саг лежит реальное историческое зерно. И если его найти, то они могут служить незаменимым источником по истории древней Исландии.

    И не только Исландии. Ведь в «сагах об исландцах» говорится о плаваниях в далеких морях, об открытии «Зеленого острова» — Гренландии. Больше того, в них можно найти упоминание о том, как на рубеже прошлого и нынешнего тысячелетий отважные мореходы открыли на западе страну Винланд, то есть почти за полтысячи лет до Колумба открыли Америку!

    Путешествие Бьярни

    Исландия была заселена норманнами в IX веке (почти за сто лет до них там побывали ирландские отшельники, но они, «не желая общаться с язычниками», покинули остров). Эрик Рыжий в 981 году открыл Гренландию — самый крупный в мире остров. В 985 году из Исландии в Гренландию направился викинг Бьярни с дружиной. «Неразумным сочтут все наше плавание, ибо никто из нас не бывал на Гренландском море», — сказал Бьярни. Однако, несмотря на это, норманны все же вышли в океан и «плыли трое суток, пока земля не исчезла за волнами, — гласит древняя скандинавская сага. — Тут попутный ветер улегся, подул северный ветер, и лег туман, так что они не знали, где находятся, и длилось это много дней. Потом они вновь увидели солнце и смогли определить все восемь стран света. Они подняли паруса и плыли весь этот день и еще ночь, а затем увидели землю».

    «Они стали обсуждать друг с другом, что это за земля, но Бьярни сказал, что это не может быть Гренландия, — рассказывает далее сага. — Они спросили его, намерен ли он плыть к этой земле. Он отвечал: “Мой вам приказ — приблизиться к земле”. Так они и поступили и вскоре увидели, что земля эта плоская и покрыта лесом. Они прошли мимо этой земли, оставив ее слева. Затем они плыли двое суток и вновь увидели землю. Они спросили Бьярни, не думает ли он, что это Гренландия. Он сказал, что и эта земля вряд ли Гренландия, “ибо в Гренландии, как рассказывают, много больших ледников”. Вскоре они приблизились к земле и увидели, что она ровная и покрыта лесом. Попутный ветер прекратился, и мореплаватели решили, что разумнее всего будет пристать здесь к берегу, однако Бьярни не захотел этого. Они заявили, что необходимы дрова и питьевая вода. “У вас всего достаточно”, — сказал Бьярни. Хотя люди возражали ему, он велел поднять паруса, и приказ этот был выполнен. Они повернули в открытое море».

    В конце концов Бьярни достиг Гренландии, а затем вернулся на родину, в Норвегию. Когда он рассказал о своем открытии новой земли на Западе, то получил порицание за то, что не высадился на берег и не проявил никакого интереса к неведомой земле.

    О Бьярни повествует только одна сага. Но ведь скандинавские саги нельзя считать таким же достоверным историческим документом, как, скажем, летопись. Действительность и фантазия, достоверное и вымышленное тесно переплетаются в них. Быть может, и рассказ о путешествии Бьярни — поэтическая выдумка?

    Многие ученые склоняются к тому, что «рассказ о Бьярни настолько достоверен, насколько вообще это можно ожидать от изустного народного предания». («Он слишком бессодержателен и скучен, чтобы быть вымышленным», — замечает в этой связи один из географов.) Эти ученые считают, что, по всей вероятности, густой туман, куда попало судно Бьярни, — это туманы острова Ньюфаундленд. А полоса суши, которую видели викинги, — лесистые берега этого огромного острова.

    Если бы Бьярни высадился на берег, о чем его просила команда, он мог бы считаться первооткрывателем Америки. Но Бьярни отказался от высадки. Через пятнадцать лет под влиянием плавания Бьярни, в 1000 году, викинг по имени Лейф Счастливый, сын Эрика Рыжего, решил пуститься на поиски земель на Западе…

    Лейф Счастливый. 1000 год

    …Лейф и его спутники взошли на корабль, всего их было 35 человек, — говорит сага «Рассказ о гренландцах». — Они снарядили свой корабль и, когда все было готово, вышли в море и сначала достигли земли, которую видел Бьярни. Они приблизились к этой земле, бросили якорь, спустили лодки и высадились на берег. Вся земля от берега до самых ледников напоминала сплошной плоский камень и показалась им совсем непривлекательной. Лейф сказал: «С этой землей у нас получилось не так, как у Бьярни, ибо мы вступили на нее. Теперь я дам ей имя и назову Хеллуланд — Валунная Земля».

    После этого викинги вернулись на корабль и поплыли дальше, до тех пор, пока не нашли другую землю — плоскую и лесистую. Повсюду простирались белые песчаные отмели, а берег полого спускался к морю. Лейф сказал: «Этой земле мы дадим подходящее имя и назовем ее Лесной страной — Маркланд».

    Хеллуланд — Валунная земля.


    Затем норманны вернулись на свой корабль и поплыли дальше, на юго-запад, пока не обнаружили новую землю. Местность была гостеприимной, в реке и озере водилось много красной рыбы, которую викинги никогда не видывали прежде. «Они решили обосноваться там на зиму и соорудили большие дома, — рассказывает сага. — В этой благословенной стране, по их мнению, не надо заготавливать на зиму корм для скота. Зимой там не бывает морозов и трава остается почти такой же зеленой, как летом. День и ночь не так различаются своей продолжительностью, как в Гренландии или Исландии».

    Когда были построены дома, Лейф обратился к своим товарищам с предложением разбиться на две группы, чтобы обследовать новооткрытую страну. Одна группа должна остаться у домов, «другая же отправиться в глубь страны на такое расстояние, чтобы к вечеру вернуться обратно».

    Во время этих разведок один из участников похода викингов, по национальности немец, обнаружил, к своей радости, виноградные гроздья. «Наутро Лейф сказал своим людям: “Займемся двумя делами: один день будем собирать виноград, а на другой — рубить виноградные лозы и валить деревья, чтобы погрузить их на наш корабль”. Так и порешили… — рассказывает сага дальше. — Когда пришла весна, они приготовились к отплытию. Лейф дал этой стране имя, соответствующее ее особенностям, и назвал ее Винланд — Виноградная земля».

    Путь Лейфа Счастливого.


    О путешествии Лейфа, об открытии Хеллуланда, Маркланда и Винланда повествует не только «Рассказ о гренландцах», но и другие древние саги. Более того, сведения о путешествии Лейфа содержатся в записях лучшего географа старой Исландии Николая Тингерейского, который жил в XII веке. Вот что сообщал он: «Лейф Счастливый первым нашел Винланд. К югу от Гренландии находится Хеллуланд, затем идет Маркланд, а оттуда недалеко до Славного Винланда, который, как полагают некоторые, соединяется с Африкой. Если это правда, то между Африкой и Маркландом, очевидно, лежит Мировой океан».

    Какие же части Америки были обнаружены Лейфом Счастливым и его спутниками? Хеллуланд (Валунная земля) — это, по мнению большинства географов, остров Ньюфаундленд. Маркланд (Лесная земля) — в равной степени может быть применено и к Ньюфаундленду и к южной части полуострова Лабрадор… А Винланд (Виноградная земля) — это… впрочем, о местонахождении Винланда ученые ведут споры и по сей день.

    Где находился Винланд?

    Многие исследователи считали, что Винланд — это вообще сказочная страна, страна молочных рек и кисельных берегов. Искать ее на карте мира бессмысленно. К числу этих скептиков принадлежал великий норвежский путешественник и ученый Фритьоф Нансен. За двадцать лет до Нансена немецкий исследователь Гельцих, не сомневаясь в достоверности саг, предположил, что их содержание не имеет никакого отношения к открытию Америки. Просто «в Исландии имелись сведения, что на юге или юго-западе (точно никто не знал) находится Страна виноградников (Испания), что путь туда ведет мимо чудесных каменных скал и т. п., все это было сведено воедино в саге о плаваниях в Хеллуланд и Винланд».

    Другой немецкий ученый — О. Шелль считал, что плавания норманнов в Хеллуланд и Маркланд (и тем самым открытие Америки до Колумба) — историческая правда, но все сообщения о Винланде — сказка, выдумка. Разделяя точку зрения Нансена, он объявил рассказ о Винланде заимствованием из сочинений античных писателей Горация, Лукиана и других.

    А может, скептики не правы? Уж слишком детально, слишком достоверно и подробно рассказывает «сказка» о путешествиях. Назовем хотя бы такую деталь. В сагах упоминается о кленах с красивой древесиной, которые были обнаружены в далеких западных землях. Так, возвратившись в Норвегию, один из участников плавания продал статую из древесины купцу из Бремена за очень большую по тем временам сумму… Данные ботаники говорят, что клены с такой древесиной растут только в Северной Америке. Могла ли попасть в «сказку» такая реалистическая деталь? Вряд ли.

    «Ультракритически настроенные исследователи собрали массу материала, чтобы доказать нам, насколько сказочный и неправдоподобный характер носит все описание Винланда, — писал немецкий географ Брёггер. — В действительности же тенденции подобных исследователей и полученные ими результаты значительно наивнее и фантастичнее, чем большая правда, именуемая Винландом».

    Если это так, то в каком же месте Америки находится «Виноградная земля»? Американский ученый Ферналд предположил, что норманны могли принять за виноград смородину, которая распространена на Ньюфаундленде, Лабрадоре. Из нее нередко делают вино (недаром по-шведски «смородина» называется «винбар», то есть винная ягода). А это значит, что Винланд надо искать в этих «смородинных» местах.

    Другие исследователи утверждали, что Винланд находится примерно у 50° северной широты, у холодной Баффиновой Земли. А третьи — у 27°, почти на две с половиной тысячи километров южней, у побережья Флориды. Большинство ученых, верящих показаниям скандинавских саг, склоняются к мысли, что «славный Винланд» находится на территории современного штата Массачусетс (неподалеку от города Бостона). В Бостоне даже воздвигнут дорогой памятник в честь Лейфа Счастливого, викинга, открывшего Америку почти за пять столетий до Колумба, в 1000 году… Но не поторопились ли бостонцы со своим монументом?

    Является ли рассказ о Винланде правдой? Или далекая земля на западе со всеми ее благами является вымыслом, сказочной страной? Ведь древние греки также помещали на запад, в Атлантику, мифические «Острова блаженных», а по библейским представлениям там находился рай. Ответить на вопрос, правдива легенда или нет, могут лишь раскопки археологов.

    Не раз мировую печать облетали сенсационные известия о том, что на территории Америки найдены следы пребывания викингов: доспехи, надписи на камне, каменные здания. Но все эти сенсации оказывались недолговечными. «Вещественные доказательства» были ловкими подделками, столь частыми в Соединенных Штатах, этой «классической стране блефа и сенсаций», как назвал ее крупнейший историк географических открытий профессор Рихард Хенниг.

    В 1965 году была опубликована географическая карта, на которой, задолго до путешествия Колумба, нанесены берега Гренландии и Северной Америки. Составлена ли эта карта по исландским источникам? Или она является очередной фальсификацией? Мнения специалистов на этот счет разделились.

    В последние годы печать всего мира облетело утверждение норвежского исследователя Хельге Инстада. По его словам, на острове Ньюфаундленд находятся остатки скандинавского жилья, возраст которого около тысячи лет. Так ли это? На этот вопрос ответит будущее. Ведь сенсационным сообщениям нужно доверять с не меньшей осторожностью, чем свидетельствам легенд.

    Троянская война, о которой поведала гомеровская «Илиада», считалась вымыслом, как и само существование Трои. Генрих Шлиман, купец-миллионер и археолог-любитель, нашел следы древнего города и на весь мир возвестил о том, что Троя была реальностью, а не мифом. Позднее оказалось, что Шлиман принял за гомеровскую Трою город, который существовал на доброе тысячелетие раньше Троянской войны. А «гомеровская Троя» была нечаянно уничтожена при раскопках… самим Шлиманом, не обратившим внимания на ее руины!

    Легенды индейцев Южной Америки говорят о таинственных белых людях, которые когда-то жили в Перу, а затем исчезли в океане. Говорят они и о том, что один из правителей государства инков, которого звали Тупак-Юпанки, примерно за сто лет до испанского завоевания плавал на плотах в океан вместе со своим войском. Там были открыты и завоеваны большие острова, откуда Тупак-Юпанки привез черных людей, бронзовый трон, шкуру, челюсть лошади и очень много золота. Как отличить вымысел от правды? Смелое путешествие Тура Хейердала и его спутников на плоту «Кон-Тики» показало, что действительно на плотах инков можно пересекать Тихий океан. Но ведь ни на одном из островов Океании нет бронзы и золота, а тем более лошадей. Ближайшие к Южной Америке острова населены полинезийцами, которые имеют светлую кожу. Чернокожие жители Океании находятся на много тысяч километров дальше, и вряд ли можно было достичь их на плотах.

    Столь же туманен и не ясен вопрос о таинственных белых людях. Археологи обнаружили несколько мумий, волосы которых отличались по форме и по цвету от волос живших в Южной Америке индейцев. Но ведь легенды утверждали, что в Перу были великаны, которым самый высокий человек доходил лишь до колен. Вряд ли удастся найти следы таких гигантов, ибо они являются плодом фантазии.

    «Длинноухие» острова Пасхи

    Не всегда и не везде легенды дают ответ на загадки истории. Около шестисот гигантов было высечено из камня древними ваятелями на острове Пасхи. Когда-то большинство из них стояло на специальных платформах — аху, но затем статуи были свергнуты с пьедесталов. Почему? Легенда островитян объясняет это следующим образом. Когда-то на острове Пасхи: появился никому не известный старик. Знаками он дал понять островитянам, что хочет поесть куриных голов. В этой просьбе незнакомцу было отказано. Старик лег спать в одной из хижин. Ночью раздался страшный грохот. Изо всех сил топал старик по полу хижины — и все статуи упали со своих постаментов.

    Другая легенда говорит о том, как были прекращены работы на «горе ваятелей» — кратере вулкана Рано-Рараку, где высекались статуи. На южном склоне вулкана жила старуха. Благодаря своей волшебной силе «мана» она могла передвигать каменных гигантов из каменоломни к берегу моря, к постаментам. Кроме того, старуха варила обед для каменотесов и скульпторов. Однажды, когда старуха куда-то отлучилась, ваятелям принесли омаров, которых они и съели. Вернувшись и узнав, что ей ничего не оставили, старуха пришла в страшный гнев, статуи упали с постаментов, а работы в каменоломня не были прекращены.

    Как видите, эти легенды не содержат исторического зерна, и правильней их называть не легендами, а сказками, хотя и говорят они о вполне реальных вещах — статуях, аху, каменоломне. Очевидно, придуманы они были гораздо позже реальных событий, из-за которых прекратилась работа над статуями и гиганты были свергнуты с постаментов — аху.

    Но вот другая легенда, записанная на острове Пасхи. Приведем ее целиком в переводе с языка острова Пасхи, сделанном автором этих строк.

    «Длинноухие» сказали «короткоухим»:

    — Отправляйтесь-ка таскать камни к побережью, помогайте нам строить каменные платформы — аху.

    — Мы не будем таскать для вас камни, — отвечали «короткоухие». — Пусть они валяются на земле. Мы не можем из-за них оставить сладкий картофель, покрывшийся листьями, бананы, сахарный тростник. Без присмотра они будут чахнуть и дичать.

    И «короткоухие» не стали таскать камни. «Длинноухие» рассердились. Им пришлось строить аху без помощи «короткоухих», и они затаили на них злобу.

    «Длинноухие» жили на полуострове Поике; там они вырыли длинный ров — он пересекал весь полуостров. А когда ров был готов, «длинноухие» притащили дрова и бросили их на дно.

    У одного «длинноухого» жена была из рода «короткоухих». «Короткоухие» ничего не знали о том, что «длинноухие» вырыли ров и набросали в него дрова. Но «длинноухий» сказал своей жене, «короткоухой»:

    — Мы вырыли ров специально для вас, «короткоухих».

    Женщина дождалась ночи, а потом пришла к своим землякам. Она так сказала «короткоухим»:

    — «Длинноухие» хотят зажарить вас во рву. Спрячьтесь в моем доме. А потом постройтесь в цепь. Когда же начнется битва, сбросьте «длинноухих» в ров — пусть они зажарятся в своей собственной печи!

    После этого женщина вернулась домой, на прощание сказав «короткоухим»:

    — Поторопитесь!

    Затемно все воины «короткоухих» собрались в доме женщины. Они замаскировались, потом образовали цепочку и двинулись в путь. Едва появилась утренняя заря, «короткоухие» бросились на «длинноухих». Женщины, дети, мужчины «длинноухих» стали спасаться бегством. Они бежали до тех пор, пока не остановились перед рвом — дрова в нем подожгли «короткоухие». Как могли «длинноухие» избежать пламени, если они не умели летать?

    «Короткоухие» надвигались. Вот они подошли вплотную. И пришлось «длинноухим» прыгать прямо в пламя. Мужчины, женщины, дети «длинноухих» — все погибли, никто не остался в живых. Только двое «длинноухих» сумели перепрыгнуть через тела своих соплеменников и спастись бегством.

    Гибель «длинноухих».



    «Короткоухие» пустились в погоню за ними. Они достигли залива Анакена (залив Августа), потом спустились вниз в пещеру Ана-Ваи (пещера Воды). «Короткоухие» стали наносить удары дротиками двум последним «длинноухим». В ответ из пещеры доносились крики «длинноухих»:

    — Оро-ро-ине! Оро-ро-ине!

    «Длинноухие» высунули свои лица в один из выходов пещеры и вновь закричали:

    — Оро-ро-ине!

    Вскоре один из «длинноухих» умер. А последний «длинноухий», оставшийся в живых, сказал:

    — Великие люди! Пощадите человека, который остался совсем один! Зачем вам убивать меня? Оставьте меня в живых!

    Воины «короткоухих» посмотрели, есть ли в живых кто-либо еще из «длинноухих». Но никого не нашли — все «длинноухие» были мертвы. «Короткоухие» прикрыли тела убитых землей, а потом вернулись к пещере.

    Так в живых остался только один «длинноухий». Он присоединился к «короткоухим» и поселился в заливе Ханге-о-Хону (залив Черепахи). Потом он женился на женщине из племени «короткоухих», этот мужнина, которого пощадили потому, что он остался всего лишь один-единственный изо всех «длинноухих».

    …Так повествует древнее предание о гибели «длинноухих» в пламени. Участь, которую они готовили для «короткоухих», постигла их самих. Жители острова Пасхи хорошо помнят свои родословные. Потомки последнего «длинноухого», имя которого было Оророине, живы и по сей день. Так, бывший староста острова Пасхи Педро Атан, который столь ярко описан в книге «Аку-аку» Тура Хейердала, является потомком последнего представителя «длинноухих».

    Когда было сражение «длинноухих» и «короткоухих»? И можно ли верить древнему преданию? Быть может, оно является обыкновенной сказкой? Ответить на этот вопрос помогли археологические раскопки, произведенные на острове Пасхи Туром Хейердалом и археологами Норвегии и США.

    Через весь полуостров Поике, расположенный в восточной части острова Пасхи, тянется ров. Местные жители называют его «Те-уму-о-те-ханау-еепе», что означает «Земляная печь “длинноухих”». Раскопки археологов обнаружили в этом рву наконечники для копий, скелеты, следы большого костра, который когда-то пылал здесь… Нет сомнения — древнее предание оказалось правдивым!

    У современных ученых есть очень хороший способ определять возраст «дел давно минувших» — радиоуглеродный анализ. Исследуя содержание радиоактивного углерода в костях, кусочков дерева и т. п., можно определить возраст этих остатков. Радиоуглеродный анализ показал, что большой костер во рву горел приблизительно между 1570–1770 годами. К сожалению, более точной даты радиоуглеродный анализ дать не может. Археологи остановились на среднем числе — 1670 годе.

    Но у науки есть и другой способ узнать о дате прошедших событий. Число поколений, разделяющее последнего «длинноухого» Оророине и его современных потомков, бывшего старосту острова Пасхи Педро Атана и его собратьев, равно восьми. Средний возраст поколений равен примерно 25 годам. Значит, битва между «длинноухими» и «короткоухими» происходила в конце XVIII века. Это подтверждается и другими уже не косвенными, а прямыми данными.

    Остров Пасхи был открыт голландским адмиралом Роггевеном в 1722 году. Голландцы отметили, что островитяне благоденствуют, нигде не видно следов каких-либо разрушений, междоусобных войн. Роггевена принимали на полуострове Поике — оплоте «длинноухих». Значит, они еще были целы. А когда знаменитый водитель фрегатов капитан Кук посетил остров Пасхи в 1774 году, он с печалью констатировал, что остров нищ, бесплоден, его древняя культура находится в запустении. Кук со свойственной ему проницательностью записал в своем судовом журнале, что остров Пасхи постигла какая-то катастрофа.

    …Значит, война между «длинноухими» и «короткоухими» произошла в промежутке между плаваниями Роггевена и Кука! Так даты радиоуглеродного анализа, подсчета поколений и записей мореходов позволили точно определить время трагических событий на острове Пасхи, происходивших около двух столетий назад.

    «Божественные предки» и генеалогия

    Итак, около двухсот лет прошло со времени сражения между «длинноухими» и «короткоухими», восемь поколений сменилось с тех пор, и все же имена последнего «длинноухого» и его потомков сохранились в памяти островитян.

    Восемь поколений — много это или мало? Для нас, конечно, очень много. Считайте себя первым поколением, вашего отца — вторым, деда — третьим, прадеда — четвертым. Почти наверное вы не знаете имени своего прадеда, жившего около ста лет назад. Восьмое же поколение — это прапрапрапрадед! Никто из читателей не знает имени такого далекого предка. Но для жителей острова Пасхи восемь поколений — это сущий пустяк. Легендарный Хоту Матуа — первый правитель острова, прибывший из далекой страны Хива, где стояли каменные статуи, а в море было много акул, — жил, согласно родословным островитян, тридцать поколений назад.

    Но тридцать — это священное число у жителей острова Пасхи. Вероятно, они «округлили» реальное число поколений и подогнали его к священной «тридцатке». Другие исследователи записали на острове родословные Хоту Матуа, в которых было 20 имен, 32 имени и даже 57 и 69! «Если бы остров Пасхи имел генеалогию (родословную запись. — А. К.) королей, вроде тех, какие записаны на других островах Полинезии, многие его тайны могли бы быть раскрыты», — замечает в этой связи французский этнограф Альфред Метро, руководитель экспедиции на остров Пасхи, работавшей там в 1934–1935 годах.

    А родословные полинезийцев действительно очень интересны. Число имен, содержащихся в них, поражает. На острове Раротонга была записана генеалогия, содержащая 92 имени, 92 поколения. А на Маркизских островах число поколений, прошедших со времени прибытия «божественных предков», равно 159! «Средний возраст» одного поколения — 25 лет. Перемножьте теперь 159 на 25, и вы получите дату в пределах четырех тысячелетий!

    Могла ли человеческая память сохранить имена в течение такого огромного времени? Конечно, нет! Ученые произвели анализ имен, содержащихся в родословной, записанной на Маркизских островах, и обнаружили в их числе Небо, Пространство, названия ветров, стихий, морей. Силы природы и стихии были олицетворены в образах людей и выступали в родословных как «божественные предки».

    И все же родословные могут служить историческим источником. Новозеландский ученый Перси Смит, сравнивая имена генеалогий, записанных на разных островах, нашел, что имена самых древних «божественных предков» — вождей, мореплавателей, героев — совпадают. И более поздние имена отличаются одно от другого. Это говорит о том, что когда-то полинезийцы жили вместе. Затем они расселялись на разные острова, и у каждого острова начиналась своя история. И если откинуть Небо, Пространство и другие имена стихий и сил природы, генеалогии полинезийцев позволяют определить дату заселения того или иного острова и архипелага.

    Но провести черту между мифическим и реальным, историческим временем бывает не всегда легко, ибо имена богов и людей зачастую звучат одинаково.

    Из полинезийских героев-мореплавателей, открывателей новых земель, самую широкую известность получил Хиро. Его имя широко известно в Полинезии. Быть может, Хиро — это реальное лицо, великий мореплаватель-полинезиец, изъездивший на своей ладье южные моря вдоль и поперек. Имя Хиро известно в Центральной Полинезии, на Таити, в Новой Зеландии, на островах Кука, на острове Тубуаи, расположенном на юго-востоке Полинезии (как первооткрыватель и предок его жителей), и, наконец, на острове Пасхи. Но весьма вероятно, что здесь мы имеем дело с двумя персонажами: божеством Хиро и реальным лицом, названным в честь бога Хиро.

    На Новой Зеландии Хиро (или Фиро) — это бог ночи, тьмы, мрака. На острове Пасхи он известен как бог дождя. Таитянские предания утверждают, что Хиро родился в легендарной «стране предков» Гаваики, откуда был направлен на воспитание к деду, жившему на Таити, и приписывают ему сооружение первого судна из досок, которое заменило выдолбленный из ствола дерева челнок. И в то же время, как утверждает. Те Ранги Хироа, лучший знаток древней культуры Полинезии, «предания других островов не оставляют никакого сомнения, что Хиро был действительно одним из выдающихся мореплавателей XIII века и что он с архипелага Общества (ныне принято называть его по главному острову архипелагом Таити. — А. К.) предпринимал путешествия к различным островам на востоке, юго-востоке, юге и юго-западе».

    «Расслоение» мифов и реальности, персонажей сказок и персонажей исторических преданий полинезийцев — одна из трудных, но интереснейших задач исследования древней культуры и истории Океании. Для того чтобы придать своей власти «божественный авторитет», вожди полинезийцев возводили свою родословную к богам и героям. Но в генеалогиях вождей есть, безусловно, и вполне реальные исторические лица. Где кончается миф и начинается история? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Ведь у полинезийцев существовал обычай обожествления своих предков. Через каких-нибудь пять-шесть (а то и меньше) поколений реально существовавшее лицо могло почитаться островитянами наравне с мифическими богами и героями. И отличить эту историческую личность от личностей мифических будет необычайно трудно.

    Те же трудности встают перед исследователем, когда он попробует провести разделяющую черту не только между стихиями, богами, героями и реальными лицами, но и между различными демонами, духами лесов, гор, отдельных местностей и реальными людьми, первыми поселенцами Полинезии, которые прибыли на острова до прихода «исторических полинезийцев», чьи имена донесли до нас предания.

    Жители Новой Зеландии, маори, верили, что леса охраняют так называемые хакатури — слуги бога Тане: в горах, по их верованиям, обитают демоны-невидимки — пату, живущие и в лесных чащах; кроме них, в фольклоре маори упоминаются демоны понатури, днем живущие в океане, ибо свет солнца убивает их. Жители острова Пасхи и по сей день верят в духов аку-аку, которые охраняют различные части острова. Гавайцы считали, что, кроме них, на островах живут менехуне му, ва, вао и еепа — крохотные хвостатые человечки, подобие европейских гномов или троллей, обитатели лесов и глубоких долин, неутомимые ночные строители храмов и каменных водоемов.

    Как показывают данные археологии, и Новая Зеландия, и остров Пасхи, и Гавайские острова были заселены задолго до прихода туда легендарных предков полинезийцев. По данным генеалогий, эти «исторические полинезийцы» прибыли на остров Пасхи в XI–XIV веках, заселили Новую Зеландию примерно в XIV веке, Гавайские острова — около XIII–XIV веков. А результаты радиоуглеродного анализа показывают, что остров Пасхи был обитаем уже в IV веке, Новая Зеландия — в X веке, Гавайские острова — во II веке н. э. Не являются ли демоны и духи этих земель фольклорным отражением существующих людей? Этот вопрос и поныне еще не решен.

    Очень часто о событиях древней истории мы можем судить лишь на основании преданий и легенд. Затем начинаются раскопки археологов, и если легенды подтверждаются, они служат для объяснения и толкования находок. Ведь сами по себе археологические памятники «немы». Сопоставление же с данными предания может заставить их «заговорить». К сожалению, большинство событий древности археологам приходится восстанавливать именно по «немым» памятникам. И тут ученые прибегают к самым хитроумным методам, чтобы заставить заговорить памятники прошлого.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх