• Приложение 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  • Приложение 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    Программа курса

    Тема 1. Предмет политической антропологии

    Антропология – универсальная наука о человеке. Политическая антропология – часть антропологической науки, занимающаяся изучением становления и развития механизмов социального контроля и власти. Предмет и объект политической антропологии. Методы политической антропологии. Политическая антропология и другие социальные и гуманитарные науки: взаимосвязь и различия в предмете и методах исследования.

    Культурная и социальная антропология. Формализм, субстантивизм и марксизм. Принципиальные отличия политических отношений в индустриальных и неиндустриальных обществах: вещные и личностные отношения, богатство и престиж, товар и дар. Работы М. Мосса о дарообмене. Феномен потлача. Б. Малиновский. Реципрокация. Редистрибуция. К Поланьи.


    Тема 2. История политической антропологии

    Истоки политической антропологии. Колониальная экспансия и развитие этнографических исследований. Г. Спенсер. "Древнее общество" Л.-Г. Моргана. "Происхождение семьи…" Ф. Энгельса. Становление политантропологической науки. "Африканские политические системы". Основные школы и течения. Функционализм. Структурализм. "Политическая антропология" Ж. Баландье. Американский неоэволюционизм. Л. Уайт. М. Салннз. Типологии стадий политической интеграции (Э. Сервис, М. Фрид). "Энергетическая" теория власти Р. Адамса. Дискуссия о происхождении государства.

    Разработка проблем политической антропологии в отечественной науке. Догматический советский марксизм в освещении Э. Геллнера. Неомарксистские интерпретации. Три дискуссии об азиатском способе производства в отечественной историографии. Работы о культуре средних веков АЛ. Гуревича. "Потестарно-политическая этнография" Л.Е. Куббеля. Постсоветская антропология.


    Тема 3. Социобиологические основы неравенства и власти

    Политическое поведение у высших животных. Этология. Социобиология. К. Лоренц. Э. Вилсон. Естественные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, возрастное неравенство, половая стратификация. Механизм территориальности. Этническое и расовое неравенство. Агрессивное и альтруистическое поведение. Доминирование. Структурная иерархия.


    Тема 4. Культурные основы неравенства и власти

    Причины социального неравенства: собственность, доступ к ресурсам, статус, престиж, авторитет. Социальная стратификация и ее формы (П. Сорокин). Представления о социальной справедливости. Понятие социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальное и коллективное проникновение.


    Тема 5. Власть и лидерство

    Власть как способность ограничения поведенческих альтернатив. Власть и лидерство. Власть и авторитет. Власть и управление. Ресурсы власти. Структура власти. Виды власти. Типология легитимного господства М. Вебера (традиционное, бюрократическое и харизматическое лидерство).

    Природа человеческого лидерства. Теория черт. Ситуационная теория. Теория последователей. Типы лидерства. Функции лидеров. Элиты и их роль в человеческой истории. Работы Г. Моска, В. Парето. Современные теории элит. Типология элит. Проблема обновления элит.


    Тема 6. Лидерство в первобытном обществе

    Формы лидерства в догосударственном обществе. Лидерство в сообществах приматов. Эгалитарные труппы охотников и собирателей. Функции предводителя. Авторитет. Нестабильность. Половозрастное неравенство.

    Переход к земледелию и животноводству. Община. Родство. Системы родства. Линидж. Клан. Племя. Генеалогическая иерархия. Бигмен. Престижная экономика. Институты возрастных классов. Тайные общества. Касты. Конический клан. Генеалогическое неравенство. Вождество – первая иерархическая форма социальной организации. Признаки вождества и его отличие от государства.


    Тема 7. Происхождение государства и права

    Эволюция представлений о государстве: от Платона до Э. Сервиса. Теории возникновения государства. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Завоевательная теория (Л. Гумплович, Ф. Оппенгаймер). Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс). Взгляды на политогенез в XX в. Теория "городской революции" Г. Чайлда. "Гидротехническая" теория К. Виттфогеля. Интегративная и конфликтная версии политогенеза (Э. Сервис, М. Фрид). Проект "раннего государства" (X. Классен).

    Причины генезиса государственности. Экологический фактор. Система хозяйства. Ирригация. Рост народонаселения. Идеология. Обмен и торговля. Война и завоевания. Внешние влияния. "Первичные" и "вторичные" государства. Пути политогенеза. Запад и Восток. Роль элиты в формировании государства: управленцы, военачальники, жрецы. Сущность и признаки государства. Интегративный и конфликтный подходы. Закон и насилие. Признаки государства. Типы и формы государственности: основные концепции и школы. Бюрократия. Возникновение права. Легитимность власти. Идеологическое обоснование власти: взаимный обмен услугами.


    Тема 8. Власть в доиндустриальных цивилизациях

    Пути социальной эволюции. Восток: деспотическое государство, касты, циклизм. Дискуссия об азиатском способе производства. Цивилизации Востока. Китай.

    Индия. Мессопотамия. Египет. Исламский мир. Цивилизации доколумбовой Америки. Античная Европа: греческая демократия и римское право. Эпоха средневековья. Европейский феодализм. Вызревание рационального "правового" государства. Африка: сакральный царь. Проблема африканского способа производства. Кочевники Евразии. Восточные и западные черты российской политической традиции.


    Тема 9. Политическая антропология и современность

    Трансформация политической культуры колониальных обществ. Прямое и косвенное управление. Проблемы модернизации. Ценности западной цивилизации и традиционные общества. Клановые, этнические и конфессиональные основы современной политической системы постколониальных обществ. Значение политической антропологии для понимания культурных и политических процессов в неевропейских цивилизациях.

    Реформирование постсоциалистических обществ. Особенности российской цивилизации. Имперская традиция в отечественной истории. Демократические процессы и административная власть. Антропологический подход к исследованию политических процессов в странах СНГ. Трайбализм и традиционализм. "Президентская республика". "Восточный" парламентаризм. Конфессиональный фактор.


    Темы рефератов и курсовых работ

    1. Предмет изучения политической антропологии.

    2. Антропологические теории власти.

    3. Теории власти в современной науке.

    4. Символика власти.

    5. Феномен дарообмена (по работам М. Мосса).

    6. Биологические корни неравенства и иерархии.

    7. Неравенство между полами в человеческом обществе.

    8. Возрастное неравенство.

    9. Неуставные отношения в армии.

    10. Иерархия в преступных группировках (по современной художественной литературе).

    11. Культурные основы неравенства и иерархии.

    12. Лидерство в обществах охотников-собирателей.

    13. Лидерство и механизмы борьбы за власть в раннеземледельческих обществах.

    14. Феномен вождества.

    15. Сущность государства (с точки зрения "интегративной" и "конфликтной" теорий).

    16. Причины возникновения государства.

    17. Пути и формы становления государственности..

    18. Появление и эволюция бюрократии в истории.

    19. Дискуссия об азиатском способе производства. Основные этапы и итоги.

    20. Сущность восточной деспотии.

    21. Полис – догосударственное общество или государство? (по материалам дискуссии в журнале "Вестник древней истории" в 1989-1990 гг.)

    22. Структура власти в феодальном обществе (по работам АЛ. Гуревича и других медиевистов).

    23. Структура власти в кочевых империях.

    24. Влияние монголов на российскую политическую традицию.

    25. Восточные и западные черты российской политической традиции (по работам

    26. Сходство и отличие в политической системе дореволюционной России и СССР.

    27. Социализм: российский вариант тоталитаризма или азиатский способ производства?

    28. Традиционные черты в современной российской политической культуре.

    29. Архаические и традиционные элементы в политической культуре государств СНГ.

    30. Элементы традиционной власти в современной политической культуре стран Азии и Африки.


    Основная литература

    Абеле М. Политическая антропология: новые задачи, новые цели. – Международный журнал социальных наук. Т. VI. 1998. № 20. Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития. Ч. 1-2. М., 1991.

    Афанасьев М.Н. Клиентизм и российская государственность. М., 1997.

    Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2000.

    Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992.

    Бочаров В.В. Политическая антропология и общественная практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2.

    Васильев А.С. История Востока. Т. 1-2. М., 1993.

    Вселенский М. С. Номенклатура. М., 1991.

    Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства// Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

    Дольник В. Естественная история власти // Знание – сила. 1994. № 10- 11. Исследования по общей этнографии. М., 1979. История первобытного общества. Т. 2. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. Т. 3. Эпоха классообразования. М., 1988.

    Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии // Политические исследования. 1997. № 5.

    Куббелъ Л.Е. Очерки потестарнополитической этнографии. М., 1988.

    Масс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

    Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества. Киев, 1989.

    Плюснин Ю.М. Проблемы биосоциальной эволюции. Новосибирск // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.

    Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып.1).

    Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности. М., 1997. Феномен восточного деспотизма: структура общества и власти. М., 1993.

    Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986. Этнические аспекты власти. СПб., 1995.

    Ab?l?ls М. Anthropologie dr 1'Etat Paris, 1990.

    Adams R.N. Energy and Structure. A Theory of Social Power. Austin, 1975. Anthropological Approaches to Political Behavior Pittsburgh, 1991.

    Balandier G. Anthropologie politique. Paris, 1967 (пер. на англ, яз.: Political Anthropology. New York, 1970).

    Claessen H.J.M. Politieke antropologie. Assen: Van Gorcum, 1974 (пер. на исп. яз.: Antropologia politica, Mexico, 1979).

    Emit T. How Chiefs Come to Power: The Political Economy in Prehistory. Stanford (Cal.), 1997.

    The Early State. The Hague, 1978.

    Fried M. The Evolution of Political Society: An Essay in Political Anthropology. New York, 1967.

    Lewellen T. Political Anthropology: An Introduction. Westport, 1992

    Mann M. The Sources of Social Power, Vol. I: A History of Power From the Beginning to A.D. 1760. Cambridge, 1986; Vol. II: The Rise of Classes and Nation States, 1760-1914. Cambridge, 1993.

    Political Anthropology. Chicago, 1966.

    Political Anthropology. New Brunswick and London, 1980.

    Service E. Origins of the State and Civilization. New York, 1975.

    Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft Tubingen, 1922.

    Приложение 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    Авторитет – способность оказывать неформальное влияние на основе опыта, знаний и т. д.

    Акефальная организация (англ, acephale organization, от греч. akephalos – безглавый) – социальная организация, не имеющая централизованного руководства.

    Антропология политическая – антропологическая дисциплина, изучающая политическое поведение, политические и властные институты народов мира в исторической динамике этнографическими методами.

    Антропология социальная (культурная, социокультурная) – наука о сходствах и различиях между культурами (К. Клакхон).

    Апополитейные общества – первобытные общества, существовавшие до возникновения первых государств.

    Бигмен – тип ненаследственного лидера, чей авторитет основан на раздаче богатств и приобретении престижа.

    Бюрократия – организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей на основе четких процедур и правил.

    Власть – способность навязывать свою волю другим даже вопреки сопротивлению.

    Власть-собственность – возможность перераспределения и использования человеком собственности (коллективной, государственной, общенародной и т. д.) в силу его должностной власти и статуса.

    Военная демократия – социальная организация первобытного общества на его заключительной стадии (по Л. Моргану). Характеризуется борьбой трех сил – народного собрания, совета старейшин и военных вождей. В настоящее время выяснено, что военная демократия не сменялась государством, а сменялась иными предгосударственными формами – вождеством или военно-иерархической организацией.

    Вождество – первая форма иерархической организации общества, простое вождество – автономная политическая единица, состоящая из общин, иерархически подчиненных общему вождю; смятое вождсство – двухуровневая группа простых вождеств.

    Господство – власть, принявшая институциональную легитимную 'форму.

    Государство – специализированный институт, осуществляющий управление сложным обществом и обладающий монополией на узаконенное применение силы.

    Доместикация – одомашнивание животных.

    Инициации – обряды посвящения.

    Каста – замкнутая общность, первоначально на основе профессиональной специализации или этнической принадлежности.

    Клан – 1) синоним термину род; 2) родственная группа, ведущая происхождение от общего предка.

    Клан конический – родственная группа, в которой статус индивида определяется степенью его генеалогической близости к родоначальнику или правителю.

    Культура – совокупность внебиологических способов адаптации к внешней среде (Л. Уайт).

    Культура политическая, см. Политическая культура.

    Легитимность – признание существующего порядка, узаконенных норм.

    Лимидж – группа однолинейных родственников, способных проследить родство.

    Матриархат – господство женщины в обществе (устар.).

    Матрилинейность – определение родства по материнской линии.

    Мобильность вертикальная – изменение статуса индивида.

    Мобильность горизонтальная – изменение положения, не приводящее к изменению статуса.

    Моногамия – единобрачие.

    Мир-системный подход – разработан Э. Валлерстайном и другими исследователями. В его основе лежит тезис, что мир представляет собой глобальную экономическую систему, которая подразделяется на центр, полупериферию и периферию, между которыми существуют сложные формы взаимоотношений.

    Модернизация – совокупность экономических, социальных, политических и культурных изменений, происходящих в процессе преобразования традиционного общества в индустриальное и постиндустриальное.

    Мужской союз – социальный институт, объединявший взрослых членов разных общин мужского пола. Отличался корпоративностью, ритуальным единством. Членство в мужском союзе дополнительно повышало статус. Защищал интересы членов союза. Впоследствии трансформировался в тайные общества.

    Мультиполития – высокоинтегрированная социальная система, состоящая из политически субординированных политий разной сложности.

    Неравенство – положение, при котором люди имеют неодинаковый доступ к благам.

    Неформальная политика – отношения в сфере политики между отдельными индивидами и группами, отличается от формальной политики – отношений в сфере политики между институтами.

    Патриархат – господство мужчины в обществе.

    Патрилинейность – определение родства по отцовской линии.

    Патронимия – группа, наименование которой происходит от одного предка.

    Племя – 1) этническая общность эпохи первобытности; 2) вторичная форма социальной организации, представляющая объединение родов на основе слабой власти вождя.

    Полиандрия – многомужество.

    Полигамия – многобрачие.

    Полигиния – многоженство.

    Полития – независимая политическая единица.

    Потестарная организация (от греч. potestas – власть) – термин, принятый в советской этнографии для обозначения организации власти в первобытном обществе.

    Политическая культура – совокупность существующих в обществе представлений о власти, способах ее утверждения, функционирования и замены.

    Политогенез -

    * 1) становление государства (самое раннее употребление термина);

    * 2) становление и эволюция сложной (надлокальной) политической организации;

    * 3) в самом широком смысле – становление и эволюция политической организации в человеческом обществе вообще.

    Потлач – термин, означающий индейский обычай раздачи накопленных богатств на специальном празднике. Рационализация – термин М. Вебера, обозначающий переход от традиционных способов поведения к рационально установленным правилам. Редистрибуция – перераспределение продукта по вертикали.

    Реципрокация – перераспределение продукта по горизонтали.

    Ритуал – форма регулярно совершаемого символического поведения, предназначенного для поддержания или восстановления магической гармонии.

    Род – родственное объединение, ведущее свое происхождение от единого предка.

    Рэмэдж – см. Клан конический.

    Сегментарная организация – система разделения первобытного социума на более мелкие подразделения, которые делятся на еще более мелкие компоненты и т. д.

    Синполитейные общества – первобытные общества, эволюционирующие под воздействием уже сложившихся цивилизаций.

    Статус – социальное положение индивида.

    Стратификация – разделение совокупности людей на страты на основе неравенства.

    Тайные общества – институт, возникший на основе мужских союзов. Вступление требовало организации престижных пиров. Деятельность осуществлялась закрыто. Считается, что тайные общества выполняли карательные функции, защищали интересы их членов, восполняя тем самым слабость публичных органов управления.

    Трайбализм, трибализм – проявление в современном обществе солидарности соплеменникам, племенной розни.

    Фратрия – объединение нескольких родов внутри племени (Л. Морган).

    Харизма – способность внушать последователям веру в сверхъестественные способности.

    Чифдом (от англ, chiefdom) – см. Вождество.

    Эгалитарное общество – первобытное общество, в котором отсутствует неравенство.

    Экзогамия – запрет вступать в брак внутри своей группы.

    Эндогамия – заключение брака только внутри своей общности.

    Этнография – 1) то же, что антропология культурная; 2) раздел антропологии, занимающийся изучением этносов (народов) и этнического разнообразия мира.

    Этология – наука о поведении животных.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх