• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • ГЛАВА 18

    ВОЙНА НА МОРЕ К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. ГРОЗНЫЕ «ТРИРЕМЫ» НОВЫХ РИМЛЯН. «СОЛНЕЧНЫЙ ОЖОГ» И «ТАРАНТУЛЫ» СО СМЕРТЕЛЬНЫМ УКУСОМ. ПАРУСНИКИ — ПРОТИВ АТОМНЫХ СУБМАРИН. АТАКУЮТ РУССКИЕ «СКЕГИ». ПТИЦЫ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ ВОЙНЫ. ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА «ТАНКЕРОПОДОВ».

    1

    В июле 1993-го США потрясла сенсация. У русских обнаружилась противокорабельная ракета, далеко опередившая все западные разработки, оружие неотразимого удара, созданное в «атомограде» Дубна, в конструкторском бюро «Альтаир» еще в 1980-е годы. А делали ее на заводе в Арсеньеве, что под Владивостоком.

    Это чудо-оружие Империи называлось противокорабельнои ракетой «Москит» ЗМ-80Е. Американцы же нарекли ее поэтично: «Санберном», «Солнечным ожогом». Ее предназначение — уничтожать вражеские надводные силы, будь то авианосцы, крейсеры или эсминцы, десантные корабли или транспортные конвои.

    Узкое, хищное тело тускло-серебристого цвета длиной в 9,3 метра, сделанное из самых современных сплавов. Как сообщил ее главный конструктор Сергей Климов в журнале «Военный парад» (№8-9, 1994 г.), в «Моските» сконцентрированы все достижения нашей научной мощи. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель, обеспечивающий гигантскую скорость в 2,5 маха — «звука». Стартовая ступень прямо в камере сгорания основного, маршевого. Немыслимая быстрота полета на высоте всего 5 метров просто не оставляет врагу времени на приведение в готовность противоракетной системы. Даже если он будет заранее знать о пуске по нему «Москита»-«Санберна», он сможет встретить ее своей зенитной ракетой на дальности не более пяти-семи верст. Ибо имеющиеся у США боевые компьютеры просто не сумеют быстрее рассчитать данные для зенитной стрельбы за то короткое время (3-4 секунды), когда первый атакующий «Москит» появится в зоне видимости американских локаторов.

    Ракета мчится в облаке водяных брызг, плохо отражая лучи радаров. Наводясь самостоятельно, по лазерному лучу и инфракрасному датчику, «Москит» имеет бортстанцию радиоэлектронной борьбы, подавляющую «радиозрение» врага. А ведь ракета будет не одна — только один наш катер типа «Тарантул» способен выпустить четыре «Санберна» за 15 секунд.

    …Военный корреспондент «Вашингтон-пост» Джон Минги, тесно связанный с Пентагоном, писал в своей газете:

    «Корабли США слабо защищены против их ракет. Они движутся в 15 футах над уровнем волн, в 2,5 раза превышая скорость звука, и перед тем, как попасть в цель, выполняют уклоняющиеся поперечные развороты в обе стороны. По сообщениям военных, они способны преодолеть американское радиоэлектронное противодействие, предназначенное для уведения приближающейся ракеты от цели».

    У самой цели, которую ракета захватывает своей активно-пассивной головкой самонаведения, имперский сверхзвуковой робот-камикадзе выписывает крутой зигзаг: «влево-вправо-влево-в цель». На полной скорости поворачивая почти на 90 градусов. Этот зигзаг сбивает наводку вражеских скорострельных зениток, заставляет дымиться чужие компьютеры наведения. Совершая метания из стороны в сторону, корпус нашей ракеты испытывает 15-кратные перегрузки. Он настолько прочен, что выдерживает их. Зато американские зенитные ракеты, выпущенные навстречу «Москиту», вынуждены так же метаться вослед за ним, переламываясь пополам от таких напряжений. Перед ударом в цель «Москит» совершает непредсказуемый маневр. И никто не знает, куда он угодит: в борт, ходовой мостик или в палубу.

    Как утверждает Климов, враг может обстрелять несущийся на него «Москит» всего один раз. На повтор просто нет времени. И если американский корабль атакуют сразу три-четыре русских «убийцы», он успеет сбить только одну — остальные поразят его.

    Ракета дьявольски «умна». Ее борт-компьютер сам отыскивает цель среди множества других, выбирая ее по заданным параметрам. «Приказано» ей ударить в корабль типа «авианосец» — и она проигнорирует цели поменьше. Она дополнительно наводится и на работу локаторов выбранной жертвы.

    Врезаясь в нее на двух с половиной скоростях звука, махина весом почти в четыре тонны с бронебойной головкой способна прошить даже многодюймовый броневой пояс линкора и взорваться внутри. Другие же американские корабли имеют только легкую защиту, и «Москит» войдет в них, словно пуля в мягкую плоть, разорвав взрывом корабельное чрево. 150 кило взрывчатки превратят машинное отделение в дикий хаос огня и исковерканного металла. Взорвут топливные цистерны авианосца. Поднимут на воздух снарядные погреба. «Москит» — универсальное оружие. Им вооружены русские ракетные катера и эсминцы типа «Современный», боевые самолеты и наземные комплексы береговой обороны. «Москит» подвешивают под крылья палубных Су-27. Его пускали даже с «Каспийских монстров», с наших боевых экранопланов. Нападение имперских эскадрилий и корабельных соединений, вооруженных «Москитами», способно в считанные минуты растерзать целую эскадру флота США.

    Американцы за последние десять лет надоели миру назойливой рекламой своей противокорабельной ракеты «Гарпун». Они превозносят ее как лучшую на Земле. Но в сравнении с нашим супероружием их машина — что старинная винтовка перед автоматом Калашникова. Рисуя бои русского и американского флотов в «Красном шторме» 1986 года, Клэнси ни словом не заикается о «Москитах». Хотя вовсю «вооружает» США до сих пор не существующим оружием. С равным успехом можно было изображать в 1940-м будущую войну с Германией, ни словом не обмолвившись о ее «Мессершмиттах».


    Таблица 5. Сравнительные характеристики ракет «Москит», СССР и «Гарпун», США («Военный парад», №8-9, 1994 г.)

    Данные


    «Москит»

    Скорость полета, махов — 2

    Высота полета на маршевом участке, м — 20

    Стартовая масса, кг — 4000

    Боевая часть — Проникающая

    Масса боеголовки, кг — 300

    Масса разрывного заряда, кг — 150

    Дальность минимальная, км — 13

    Дальность максимальная, км — 120

    Время между выстрелами, сек. — 5


    «Гарпун»

    Скорость полета, махов — 0,8-0,85

    Высота полета на маршевом участке, м — 15

    Стартовая масса, кг — 667

    Боевая часть — Полубронебойная

    Масса боеголовки, кг — 225

    Масса разрывного заряда, кг — 95

    Дальность минимальная, км — 10

    Дальность максимальная, км — 110-130

    Время между выстрелами, сек. — 3


    В этой ракете Империя наиболее полно воплотила принцип «одним рублем уничтожить сотню долларов». Небольшой самолет или катер, выстрелив «Москитом», в состоянии уничтожить гиганта стоимостью в полтора-два миллиарда долларов.

    2

    Давайте с Вами пустим стрелу своего воображения в поле исторической фантазии. Ну, представим хотя бы на полчаса, что вместо жалких душонок в 1985-м к власти в Империи пришли настоящие вожди-аристократы, патриоты и воины. Каким был бы наш надводный флот в 2000 году? Какие боевые челны «третьих римлян» могли резать волны Мирового Океана?

    Пожалуй, начнем с самых маленьких кораблей Державы — с ракетных катеров класса 12421. Или «Тарантул-III», разработанных в уже известном нам КБ «Алмаз». Четыре ракеты «Москит» в пусковых установках. 12 комплексов зенитных миниракет «Игла-1М», превосходящих по всем статьям хваленые «Стингеры».

    Своей артиллерией «Тарантул-III» страшен даже эсминцу. С носа бьет 76-миллиметровая установка АК-176М. С кормы — две 30-миллиметровых скорострелки типа АК-630М. Впрочем, вместо них может устанавливаться комплекс «Кортик» — «быстрое оружие», дающее 10 тысяч выстрелов в минуту. Оно создает вокруг русского катера «купол безопасности» от выпущенных в него крылатых ракет или управляемых бомб.

    Но главная сила этой «триремы XXI века» — в уже знакомых нам «Москитах». По сравнению со своим предшественником, «Тарантулом-I», сей катер — процентов на двадцать сильнее и опаснее. Как пишет «Военный парад» (№8-9, 1995 г.), на нем установлена одна из лучших в мире корабельных систем управления ЗЦ-80Е, делающая «Тарантул-III» эффективным боевым киборгом, в котором храбрость моряка скрещена с быстродействием компьютера.

    Благодаря этому дальность стрельбы «Москитами», в отличие от прежних катеров, простирается далеко за линию видимого с корабля горизонта, достигая 120 верст. Почему? Потому, что вместо радиолокатора «Гарпун-Е» на этом катере стоит «Гарпун-Бал-Е», обнаруживающий цели далеко за горизонтом. Это — активно-пассивный компьютеризированный комплекс, следящий одновременно за пятнадцатью целями одновременно, и одновременно нацеливающий оружие на шесть из них. На корабле есть еще два локатора. Тот, который управляет огнем пушек (МР-123-02) и тот, который обеспечивает общий обзор («Позитив-Э»). Первый модифицировали так, чтобы лучше бить по низколетящим целям и повысили его помехозащищенность при действиях на фоне берега. «Позитив» осуществляет общий обзор, давая наводку на пять целей сразу и скидывая эти данные для более точного наведения на локатор МР-123-02. Поэтому действенность огня бортового оружия по летящим объектам повысилась на 10 процентов.

    Катер атакован чужими ракетами? Две установки ПК-10, выстреливая снаряды комбинированных помех, создадут вокруг корабля белые призраки, которые могут обмануть вражеских роботов-убийц. Будь на них хоть радиолокационные, хоть лазерные или телевизионные, хоть оптические и комбинированные системы наведения.

    Воевать в условиях ядерной и бактериологической войны, при газовых атаках? Можно. Экипаж укроется в трех цитаделях на борту катера, оснащенных тремя видами фильтров. Противник применил магнитные мины? Включается система их обмана. Нас «щупает» луч чужого локатора? Конструкторы «Алмаза» придали надстройкам корабля особые уклоны, чтобы рассеивать сигналы чужих радаров.

    Говорят, что удачная боевая техника не может не быть красивой. И в «Тарантуле-III» есть своя, грозная эстетика. Корпус полуглиссера, с выступом-реданом и «кринолинами» на корме. Он сработан из низколегированной прочной стали. Этот могучий кораблик невелик: всего 550 тонн водоизмещения, 56 метров в длину, 8,75 — в ширину. И команда его — всего сорок четыре моряка. Зато он может развить скорость в 38 узлов. А экономическим ходом в 12-13 узлов способен пройти 2400 миль. Движет им русская газотурбинная машина в 32 тысячи лошадиных сил.

    Без преувеличения «Тарантул-III» — лучший в мире. Особенно по ударной силе. Его зарубежные собратья вооружены куда более слабыми ракетами «Гарпун» и «Экзосет».

    3

    Имперский флот грозен даже самыми малыми своими кораблями. Вот идет, отбрасывая пенные «усы», другое детище «Алмаза» — сторожевой катер типа 10410, прозванный на Западе «Светляком».

    Даже этот 382-тонный малыш о сорок девяти метрах в длину может нанести смертельный удар тому, кто попытается нарушить рубежи Империи или подойти к базам ее флота. Ибо он вооружен крылатыми ракетами Х-35, уже знакомыми Вам, читатель, по нашей главе о роботах-камикадзе. А заодно — и лучшим имперским радаром «Гарпун-Бал», позволяющим бить по врагу на расстоянии в 130 верст.

    Корабль идет, посылая в глубины импульсы эхолокатора, ориентируясь в море с помощью спутниковой системы. Мощны залпы его орудий: носового А-176М, способного бить очередями — 120 76-миллиметровых снарядов в минуту. Морские офицеры шутят: мы может распилить пополам даже вражеский эсминец. А на корме — знакомый колпак АК-630, способной дать 4-5 тысяч выстрелов в минуту, Атаки же с воздуха вражеских «Торнадо» или Ф-16 кораблик встретит, превратившись в ежа с «Иглами». Их у него в запасе — восемь комплексов.

    4

    «Внимание! „Убийцы авианосцев“!» — тревожно гудит в американском эфире. Империя с 1979 года строит шесть крейсеров проекта 1164. Штатам есть чего бояться: эти корабли вооружены сильнейшим зенитным, противолодочным и противокорабельным оружием и могут прорвать самые мощные рубежи защиты.

    Американские капитаны назубок знают их мощь. Шестнадцать пусковых установок крылатых «Базальтов». Восемь зенитно-ракетных установок «Форт», не уступающих «Тунгуске». Четыре зенитных аппарата «Оса-М». А вдобавок ко всему этому — шесть 30-миллиметровых шестистволок, спаренное 130-миллиметровое орудие, реактивные бомбометы и торпеды! Скорость — тридцать два с половиной узла. Корабль — что ощетинившийся сталью боевой драккар викингов. Этот крейсер может сжечь в воздухе целую эскадрилью атакующих его Ф-14 или Ф-16. Плотнейшим огнем «Фортов» сбивать выпущенные в него «Гарпуны» и «Томагавки». Топить субмарины и взрывать идущие на него торпеды.

    Но он не один. Вместе с собратом корабль идет впереди русского авианосца. И командир американского соединения лихорадочно соображает. Так, с воздуха его атакуют Миги и Су, взлетевшие с «Варяга». Волна его самолетов наткнется на плотный заградительный огонь двух «1164-х», эсминцев типа «Современный» и «Удалой», на ракеты русского воздушного прикрытия. А где-то западнее акустики ловят шумы «волчьей стаи» проклятых русских субмарин! Напряженно мигают дисплеи компьютеров. Даже если потопить всех русских, от соединения останутся рожки да ножки.

    Впрочем, давайте снова обратимся к Тому Клэнси, который описывает гипотетический бой русских с натовской эскадрой в Северной Атлантике. «Их» силы — три авианосца, крейсера «Тикондерога», «Вирджиния» и «Калифорния», 9 эскортных кораблей (с зенитными ракетами) и шесть противолодочных. Их атакует 70 русских бомбардировщиков Ту-22МЗ, выпуская по цели сто сорок крылатых ракет Х-22. Которые, напомним, направленным взрывом проникают в чрева кораблей на 12 метров.

    Из ста сорока Х-22 зенитные установки «Тикондерога», расстреляв все свои погреба, 92 ракетами сбивают пятьдесят восемь. В бой вступают другие корабли с зенитными системами, уничтожая еще 15 Х-22. На авианосец «Нимитц» идут пять роботов-камикадзе, и он успевает расстрелять в воздухе огнем скорострелок две Х-22, обманув третью выбросом ложной цели. Поражены авианосец «Саратога», крейсер. Тонет авианосец «Фош», сраженный тремя русскими ракетами. Уничтожены два фрегата и эсминец.

    Но это — только атака с воздуха! Теперь же добавим сюда нападение сорока палубных самолетов с «Варяга», а это — еще сорок противокорабельных ракет. Плюс к тому — пуски крылатых «смертей» с одного крейсера типа «Орлан» (35-40 ракет «Гранит») и минимум двадцать «Базальтов» с крейсеров типа «1164». (Да и сам «Варяг» может дать жару двенадцатью «Гранитами»). Допустим, у нас есть четыре эсминца типа «Современный». Они выстрелят 24 ракетами страшного для американцев, неотражаемого типа «Москит». А если бой совмещен с атакой русских из-под воды — противокорабельными ракетами! — то поражение натовской эскадры получается просто сокрушительным. Ведь мы еще не считали выпущенных лодками торпед, ракет наших сторожевиков и противолодочных кораблей.

    А это что там несется над волками? Едва ни стрижет их гребни, несясь на скорости в четыреста верст в час на высоте всего в четыре метра? Да это же «Каспийский монстр», боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь»! Детище покойного Ростислава Алексеева.

    Семейство скользящих над волнами в имперском флоте растет. Вот «Орленок» — стремительная амфибия с мощным турбовинтовым двигателем вверху самолетного хвоста, несущая сорок тонн груза со скоростью в 375 километров час на дальность две тысячи верст. Над кабиной поводит двумя стволами стрелковая башенка. Нос, похожий на стерляжий.

    Вот она выскочила на прибрежный пляж, села. Кабина-голова откинулась в сторону, как массивная крышка старинной чернильницы, и из открытого чрева выкатились три бронетранспортера с морской пехотой.

    Впрочем, есть уже и туристские «Орлята», возящие пассажиров в круизы, дающие стране валютные доходы. Есть, и компания «Экранофлот» — в дополнение к «Аэрофлоту».

    Но главное — изящные «монстры» стали сверхоружием имперских военно-морских сил. Одним из компонентов атаки — вместе с авианосцами, самолетами и подлодками. Запад смертельно их боится, поскольку не имеет ничего подобного. Еще в 1960-е Алексеев заложил в свои детища такие «ноу-хау», что США со своими хвалеными компьютерами до сих пор их не разгадали. Экранопланы — это еще одни грозные «триремы» Империи, орудия господства на океанских просторах. Им не страшны торпеды и мины врага. Они способны догнать любой корабль Америки и расправиться с ним.

    А на стапелях СССР 2000 года уже стоят их старшие братья — наземно-воздушные амфибии-экранопланы массой в тысячи тонн. Скоро они появятся над волнами Атлантики и Тихоокеанья, у пальм Карибского моря и у живописных атоллов Полинезии. Тысячи глаз будут уважительно следить за ними, преклоняясь перед планетарной мощью Третьего Рима.

    На их бортах — белые андреевские флаги с косым синим крестом. Старинные стяги петровского флота. А рядом — большими красными буквами — «СССР»!


    …Если смотреть нынешнее телевидение, то ум за разум зайдет. На нем нет творцов экранопланов. Мне жалко тех, кто родился в году эдак 1980-м. Они вырастут в твердом убеждении, что мир зиждется на манекенщицах, фотомоделях, эстрадных болванчиках и модельерах одежды. Убогий, как театральная бутафория, мир. Господи, как же должно перевернуться сознание у людей, если превыше всего они ставят шутов — всяких хазановых, аркановых, петросянов. Не зная и малой толики об истинных русских гениях…


    Впрочем, вслед за экранопланами имперский флот пополняется другими скоростными охотниками на авианосные группировки США. Кораблями на воздушной подушке скегового типа «Сивуч» (проект 1239), аналогов коим в мире просто нет. Боевые катамараны, созданные гением Валерьяна Королькова. Первый «Сивуч» заложили в 1984 году на заводе в Зеленодольске, под Казанью.

    «Техника-молодежи» (№10, 1996 г.) писала, что уникальный алюминиево-магниевый сплав для корпуса поставили самарцы, газотурбинные моторы шли из украинского Николаева, дизели — из Питера. Радиолокаторы — из Киева, эхолоты — из Кишинева. А главной ударной силой скегового быстрохода стали «Москиты». Артиллерией — тульские шестиствольные суперскорострелки АК-630М и АК-176. Защитой от атак с воздуха — ракетный комплекс «Оса-МА». В 1989-м первый корабль проекта 1239, «Бора», вошел в состав Черноморского флота.

    Два узких корпуса, перекрытых общей платформой, 64 метра длины и 18 м — ширины. Впереди — эластичный экран-«фартук». Когда он опускается, вентиляторы создают под днищем давление, и оно приподнимает корабль. Осадка уменьшается с 3,3 до одного метра. Две газовые турбины по 60 тысяч «лошадей» сообщают скорость в 55 узлов. Даже на волнах в два метра высотой. (Для экономичного, крадущегося хода есть два дизеля). Благодаря разгрузке корабль не раскачивается даже в четырехбалльный шторм. Посему «Москит», выпущенный с него в 120 километрах от цели, поражает ее в ста случаях из ста. Нет качки — точнее бьют «Оса» и бортовые пушки.

    Увы, развал Союза не дол возможности создать флот таких охотников за авианосцами. Лишь в 1993-м на Черное море пришел второй корабль этого типа — «Самум». Сам Корольков говорил: задача боевых катамаранов — не ввязываться в боевые действия, а дежурить на рубеже атаки, вне радиуса действия огневых и радиолокационных средств врага. Чтобы вдруг внезапно, как жаркий аравийский ураган-самум, подлететь к ударной группировке противника на расстояние ракетного залпа. Ведь каждый «Сивуч» несет восемь «Москитов»!

    При этом система радиоэлектронной борьбы катамарана способна сбивать прицелы выпущенных по нему вражеских ракет «Гарпун» или «Экзосет». А ведь их скорость вчетверо ниже, чем у «Москита», их легче засечь и разнести в куски огнем бортовых шестистволок из Тулы. Стая таких катамаранов, выйдя с еще недавно нашей базы на острове Сокотра у южных берегов Аравии, могла держать в страшном напряжении весь флот США в Персидском заливе. Лениво подрабатывая дизелями, «Сивучи» вынуждали американцев постоянно держать в воздухе над ними эскадрильи самолетов, зазря сжигающих тонны драгоценного топлива и изнашивающих дорогие двигатели. В решающий час одни «Сивучи» могли пустить ко дну большую часть чужого флота. А ведь там были и наши крейсера, эсминцы, подлодки. Чего же боялся Горбачев? Мне не довелось ходить на русском скеге. Потому передаю слово журналисту Николаю Черкашину:

    «И я отправился на тот берег Северной бухты — туда, где стояло морское чудо-юдо, похожее скорее на угловатый кусок пятнисто раскрашенной скалы, чем на привычный корабль. О „Боре“ я уже был немало наслышан — полуторатысячетонный ракетодром летит по волнам со скоростью в 55 узлов (почти сто километров в час). Гордость флота. Приоритет России…

    — …И жертва перестройки, — подытожил командир крылатого уникума, капитан 2 ранга Николай Гончаров — офицер лихой, остроязыкий и стремительный — под стать своему кораблю.

    — Почему жертва перестройки? Судите сами: когда ВПК перевели на режим „голодного пайка“, уникальный боевой корабль с отработанным экипажем, выполнившим 13 ракетных стрельб, несколько лет простоял в бухте, пока не потек разъеденный коррозией корпус. Спасибо Кравченко — велел поставить „Бору“ в док и перевести ее в действующую бригаду ракетных кораблей. Взял нас под свой личный контроль. Даже задачу К-1 сам принимал. Такого никто не помнит, чтоб комфлота проверял организацию службы на каком-либо корабле!

    Конечно, „Бора“ — корабль не „какой-либо“: по новизне и необычности технических разработок — прорыв в XXI век. Из десяти заложенных ракетных водолетов типа „Сивуч“ лишь двум удалось сойти со стапелей и только одному — „Боре“ — пройти весь цикл государственных испытаний…

    Вой прогреваемых турбин пронизывает весь корабль. Вибрирует палуба, дрожат переборки. Три кота-крысолова с расширенными от ужаса глазами нервно бьют хвостами.

    — Осторожнее! — предупреждает капитан 3 ранга Владимир Ермолаев. — Не берите на руки — вцепятся. Они на выходе дуреют.

    Я обхожу котов-мореманов стороной. Зато корабельный пес Граф лежит как ни в чем не бывало на юте и караулит сходню.

    Затея осмотреть „Бору“ сверху донизу не увенчалась успехом. Несмотря на компактные размеры — 64 метра в длину, 17 — в ширину — на корабле 197 различных помещений, выгородок, отсеков, кают, рубок, кубриков. Успели только заглянуть с заместителем командира Ермолаевым в машинное отделение да в ПЭЖ — пост энергетики и живучести, где за многопанельным пультом — в обиходе „пианино“ — восседал инженер-механик старший лейтенант С. Голубков. Ему мало восхищения гостя, слегка ошалевшего от всего увиденного и услышанного на корабле XXI века, и он добивает его, то есть меня, замечанием профессионала:

    — По энерговооруженности на тонну водоизмещения „Бора“ — самый мощный корабль в мире. У турков таких нет. Да и у американцев тоже.

    Еще остается немного времени, чтобы спуститься в грохочущую преисподнюю эскадренного ракетоносца.

    — Может, не стоит, а? — морщится мой гид.

    — Стоит.

    По вертикальному трапу спускаемся в стальную прорубь энергоотсека. Воздух, спрессованный чудовищным грохотом, больно бьет в уши. Чашки шумофонов не спасают, и матросы прибегают к старому испытанному методу — вставляют в уши мини-лампочки от фонариков. Это им, машинной вахте, приходится расплачиваться за рекордную скорость здоровьем.

    Находиться здесь во время движения, среди бушующих в цилиндрах и трубопроводах энергий, давлений, напряжений — жутковато. Техника до конца не объезжена, не зря „Бору“ между собой моряки зовут „корабль трехсот неожиданностей“, в любой момент можно ожидать прорыва, взрыва, пожара. В каждом выходе — риск боевого похода. Для этих парней — турбинистов, мотористов, электриков — что мир, что война. Смерть от выброса раскаленного масла или ударом тока для них более вероятна, чем гибель от ударившей ракеты. Я бы всем им выдал удостоверения льготников, как „афганцам“…

    Поднимаемся в ходовую рубку. Командир в ожидании последней команды ходит из угла в угол, как рысь по клетке. Тоскует и рулевой в кресле перед самолетного вида штурвалом. Возьмут да и отменят выход, чего ради любимым детищем комфлота рисковать?

    — Добро на выход за боновые ворота!

    Ну наконец-то!

    Взвывают маршевые двигатели, и „Бора“ ощутимо приподнимается из воды. В стеклянном полудужье лобовых иллюминаторов медленно поплыла холмистая панорама Севастополя, увенчанная мономашьей шапкой Князь-Владимирского собора.

    Даже на малом ходу берега по оба борта проплывают непривычно быстро. Но вот сети боновых ворот остались позади, и взмятое „Борой“ море понеслось за кормой пенной лентой.

    Это не плавание — бешеный лет. Не килевая, не бортовая — вертикальная качка швыряет корабль вверх-вниз, выматывая душу, бия по ногам мелкой тряской, напоминающей удары тока в старом морском троллейбусе. Но — летим, а не идем! И в этом стремительном полуполете — военное счастье „Боры“. На такой скорости она не успевает попасть в захват самонаводящихся ракет, ее не догонит торпеда, и даже взрыв потревоженной мины останется далеко за кормой. Зато восемь крылатых ракет, которые несет водолет, — оружие весьма внушительное. И от врага есть чем отбиться — на баке стоит 76-миллиметровая скорострельная противоракетная пушка, а пара 30-миллиметровых зенитных автоматов вкупе с ракетой ПВО „Оса-М“ позволяют вести поединок с воздушным противником.

    — Одно плохо, — сетует командир, — не шибко грамотные после нынешней школы матросы не успевают за два года изучить нашу технику. Так что боеспособность корабля почти целиком лежит на плечах офицеров.

    Грех не назвать здесь имен старожила — с постройки — командира ракетно-артиллерийской боевой части капитана 3 ранга А. Исакова или командира батареи крылатых ракет старшего лейтенанта Р. Ибрагимова. Да и мичманы по энтузиазму под стать им: что старшина команды мотористов, дизельный бог В. Леонидов, что старшина команды управления старший мичман М.Шведов.

    „Боре“, как кораблю 2 ранга, — положен отдельный офицерский камбуз. Но весь экипаж питается из одного котла. Не ахти как густ этот котел: сам искал ложкой мясо в супчике, заправленном гречкой да картошкой, а на закуску — салатик из капусты, а на второе — пюре с мясной крошкой да компот — штормовой — почти без сахара. Правда, на поход выдают шоколадку, просроченную, из немецкой гумпомощи.

    А корабль летит! Гребни волн уносятся, даже не успев поникнуть, будто кобры, застывшие, завороженные иерихонскими флейтами ревущих турбин.

    — Еще три часа такого хода, и мы Черное море проскочим от берега до берега, — с плохо скрытой гордостью замечает командир.

    Вот уж воистину, какой же русский не любит быстрой езды! Эх, Гоголя бы в ходовую рубку!..»

    5

    США в очередной раз потрясены. Командиры их подводного флота в ярости мечут в переборки кают старые инструкции и наставления. Многие годы их учили: не стоит бояться маленьких, до 350 тонн водоизмещения, русских кораблей — на них нет противолодочных ракетных комплексов. Им вдалбливали: если по тебе выпустили противолодочную ракету издали — подвсплыви на глубину 40-60 метров. И тогда спасешься. Ибо у нас на Западе нет реактивного противолодочного оружия, способного поразить лодку на такой малой глубине. А если нет на нашем передовом Западе — то подавно нет и у этих варваров с Востока.

    Но все расчеты летят вверх тормашками — у Империи появился разработанный в Московском Институте теплотехники комплекс «Медведка», которым оснащены даже маленькие сторожевики типа «Муха». Катер выстреливает ракету в воздух по засеченной под водой атомной лодке США. Описав дугу ракетной траектории, «Медведка» раскрывает парашют и быстро снижается, падая в волны как торпеда. Сделанная на Воткинском заводе руками русских, она может уничтожать лодки врага на глубинах от 15 до 500 метров (глубже американцы не ныряют). По привычке уходя на сверхмалую глубину, американский капитан сам натыкается на разящий удар ракето-торпеды.

    Но вот он чудом спасся, успев всплыть на глубину меньше 15 метров. Рубка его лодки показалась над водой. И тотчас смертоносная очередь из носовой пушки русского сторожевика, наведенной локатором, крушит ее корпус. И лодка с огромной пробоиной снова проваливается в глубину. Ее экипаж захлебывается в пробитых отсеках…

    Как рассказали генеральный конструктор Института теплотехники Борис Лагутин и его заместитель Николай Карягин в «Военном параде» (№3-4, 1995 г.), малогабаритную торпеду для простой и дешевой «Медведки» разработал НИИ «Гидроприбор». Комплекс управления стрельбой делало НПО «Гранит». Он учитывает даже поправки на качку, выдавая данные на главный пульт управления в боевой рубке. «Медведка» может поражать даже сверхмалые подлодки на мелководье. И делалась она с учетом опыта войны 1980-1988 годов в Персидском заливе.

    Ее успели сделать еще при Горбачеве. И могли поставить нашим союзникам — Сирии, Кубе, Болгарии, Индии. А могли бы — еще и Ираку, и Ливии, получив за то валюту или нефть экстра-качества. Что тоже — валюта.

    6

    В океане рыщут русские сторожевые корабли (СКР) тира «Буревестник», проект 1135. Америка кличет их «Поющими фрегатами» — за высокий звук турбин. Бойтесь, чужие капитаны подлодок! Форштевни имперских сторожевиков режут лазурь Ионического и Тирренского морей, их видят с берегов Сицилии и Хоккайдо, Исландии и Норвегии. В бессильной ярости враги опускают бинокли: имперские СКР замечены в местах патрулирования их лодок стратегических ракетоносцев в узловых точках — в Средиземном и Северном морях, у фьордов Норвегии.

    Они могут засечь и уничтожить подводные чудовища, так и не дав им выпустить ракеты по СССР. Это вдвойне неприятно — ибо у США подлодки-ракетоносцы — главная ударная сила. Сторожевик, преследующий американскую субмарину-ракетоносец — все равно что американский бомбардировщик, кружащий постоянно над пусковыми шахтами русских ракет где-нибудь в Сибири или Поволжье. Но русские могут ходить за их субмаринами в ничьем океане. А вот они свои бомбардировщики вглубь России послать не могут.

    СКР типа «Буревестник» создавались в Империи именно для поиска и уничтожения подлодок врага, для длительного патрулирования в морях. Ну, а заодно — для защиты морских караванов. Опыт показал, что крейсеры-вертолетоносцы типа «Москва» и большие противолодочные корабли типа «Беркут» в охоте за подводными корсарами хороши, но дороги. Потому мы решили создать «Буревестники» — подешевле. Уменьшившись в размерах, они сохранили ту же мощь вооружения.

    СКР создали в ЦКБ-53, позже переименованным в Северное проектно-конструкторское бюро, и отцом его выступил Н.Соболев. Главное его оружие — четырехствольный ракетно-торпедный комплекс, поражающий подлодки в радиусе полусотни верст. Плюс к нему есть торпедные аппараты для уничтожения врага на средних и малых дистанциях.

    От налетов с воздуха «Буревестник» защищен двумя зенитно-ракетными установками «Оса-М» с запасом в сорок ракет. Эти машины отлично показали себя в уничтожении самых современных западных самолетов в анголо-юаровской войне. Артиллерия у него тоже сильная — две 76,2-миллиметровые установки АК-762, умеющие вести огонь очередями по 180-200 выстрелов в минуту — на расстояние в 15,7 верст.

    Ладные, красивые корабли водоизмещением в 3200 тонн. Длинною в 123 и шириной в 14,2 метра. 45-тысячесильная газотурбинная установка. В режиме форсажа она обеспечивает ход в 32 узла. А в экономическом режиме дает возможность идти без дозаправки на 4 тысячи миль — 7220 верст. (Для сравнения: морской путь от Нью-Йорка до Питера — 8200 километров). «Буревестник» оснащен не имеющим мировых аналогов успокоителем качки УКА-135, уменьшающим ее в четыре раза.

    Первый СКР этого типа был спущен на воду в канун 1971 года на заводе «Янтарь», что в Калининграде-Кенигсберге. Всего там построили восемь таких кораблей. Еще семь — на «Заливе» в древней русской Керчи. Шесть — на Северной верфи в Питере. В 1972-м родился модернизированный проект — 1135М, на котором появились две стомиллиметровые пушки АК-100 с новой системой наводки. «Янтарь» в 1975-1981 году построил одиннадцать таких СКР.

    В поздней Империи появился проект СКР 11356. И если бы не реформы, моря вспенил бы корабль с ударным ракетным комплексом «Уран» (дальность боя — 130 верст), с зенитными установками «Штиль» (3-25 километров) и «Клинок» (1,5-12 километров), с «быстрым оружием», «Кортиком», и новой 100-миллиметровой пушкой. С вертолетом Камова и новейшим вооружением СКР стал бы сильнее раза в два. Настоящей грозой американского подводного флота.

    7

    А может быть, помимо авианосцев, мы увидели бы и русский линейный корабль XXI столетия.

    В 1980-х выяснилось, что военные теоретики просчитались, списав в архив тяжелые бронированные гиганты с крупнокалиберными пушками. Сорок лет после Второй мировой считалось, что авианосцы, способные выслать волны атакующих самолетов и атомное оружие, не оставляют линкорам-дредноутам ни одного шанса.

    Но выяснилось: современные зенитные ракеты и «быстрое оружие» — великолепное средство для защиты гигантов с воздуха. А броневые плиты в 200-300 миллиметров толщиной позволяют линкорам выдерживать удары крылатых ракет куда лучше, чем современные магниезо-алюминиевые, безбронные корабли.

    Специалисты с тоской сравнивали: японский дредноут «Мусаси» удалось утопить в 1944-м, всадив в него 20 торпед и 17 авиабомб — тонн пятнадцать взрывчатки. А «Шеффилд» и другие английские корабли гибли от 400-килограммовых бомб и ракет, прошивавших их тонкие борта.

    Выяснилось, что в мире случаются и не атомные войны, где флоту нужно бить по берегам. Оказалось, что стрельба ракетами — дорогое удовольствие. Старые же 12-15-дюймовые снаряды, в воронки коих можно упрятать двухэтажный дом — штука во многих случаях куда более подходящая.

    Американцы в 1986-м расконсервировали и довооружили крылатыми ракетами четыре своих линкора полувековой давности типа «Айова». С успехом использовав их в войне с Ираком в 1991-м.

    Нам расконсервировать было нечего. Унаследованные от царя дредноуты были уничтожены: один — большевиками в 1918 году, три — разрезаны при Хрущеве на металл. Заложенные при Сталине линкоры типа «Советский Союз» тоже были разобраны после войны недостроенными — времена уж больно трудные настали.

    Хрущев нанес русскому броненосному флоту страшные удары. Адмирал Владимир Касатонов («Журнал боевых действий», 1995 г.) с горечью вспоминает, как разрезали на металл четыре из шести крейсеров — систершипов знаменитого «Кирова», как пошли под автоген «Адмирал Макаров» (бывший «Нюрнберг») и «Керчь» (экс-«Эмануэле Филиберто…»). Была зарезана на корню серия из 32 тяжелых ракетно-пушечных крейсеров типа 68бис-68зиф, на тридцать лет опередивших время. И когда в середине 70-х США принялись довооружать свои линкоры ракетами, нам было нечем на то ответить.

    Но мы уверены: живи Империя — и в океане появился бы совершенно новый русский линкор для присутствия Державы в Персидском заливе и Юго-Восточной Азии. Трехсотметровый гигант с двумя 406-миллиметровыми пушками в носовой башне, с новейшими русскими ФАР-локаторами и радарами «Гарпун-Бал». С «быстрым оружием», «Медведками» и «Москитами». С компьютерным «мозгом» и системами защиты от крылатых ракет.

    Его броня была бы комбинированной, металло-керамической, с взрывной динамической защитой на важнейших частях корабля. Той, которая взрывом отбрасывает попавшие в линкор ракеты врага.

    На таком дредноуте космического века стояли бы противоторпедные системы и противолодочные комплексы, вертолеты «Ка-28». А огромное чрево приняло бы в себя полк имперской морской пехоты с техникой и оружием. Снаряды его чудовищных пушек должны стать управляемыми, летящими туда, где самолеты наводки «подсветят» цели лазерами. Узкие пространства Ближнего Востока, где снаряд тяжелой пушки может пролететь пол-Израиля — вот театр действий таких «плавучих крепостей»…

    8

    «— Право руля двадцать градусов. Вперед две трети полного. Лечь на курс-175.

    — Рубка, я гидролокатор. Новый контакт, сдвоенные винты, только что включил низкочастотную гидроакустическую станцию. Видимо, эсминец типа „Удалой“, скорость двадцать пять узлов, пеленг 350 и не меняется. Курс торпеды изменился, ушла за корму, исчезает.

    — Прекрасно, — кивнул Маккэферти. — Вертолет пошел за приманкой. С этим возиться не надо. Вперед одна треть полного, глубина — 330 метров…

    „Современного“ особенно бояться не стоило, но „Удалой“ — совсем другое дело. Новый советский эсминец был оснащен низкочастотным гидролокатором, который в определенных условиях мог проникать под слой термоклина. А также двумя вертолетами и ракето-торпедой с большей дальностью и точностью наведения, чем американский „Асрок“.

    Бабах! Это низкочастотная ГАС. С первого захода обнаружила их…»

    Сей эпизод мы взяли из технотриллера Клэнси 1986 года о безъядерной войне Америки и СССР. Еще раз напомним: слой термоклина — это граница между слоями воды с разной температурой, который здорово отражает импульсы эхолокаторов. Ныряя под термоклин, лодки уходили от преследователей. Первый эсминец типа «Удалой» был построен в 1980-м, последний — в 1991 году. Империя получила 12 этих кораблей, и получала бы их и дальше. Если бы не демократическая катастрофа.

    Шедевр военного кораблестроения, эсминец был разработан Северным проектно-конструкторским бюро в нашей второй столице, под руководством Валентина Мишина. «Удалой» творили как борца с лодками, самолетами и торпедами врага, как защитника эскадр и конвоев. Чтобы сделать его опасным для субмарин и устойчивым к налетам крылатых ракет, эсминец снабдили великолепным гидроакустическим комплексом, вертолетами, новейшими радарами, зенитными ракетами с многоканальным наведением.

    В него заложили философию боевой тоталитарности. Иными словами, мощная электронно-вычислительная управляющая система корабля может в миг сфокусировать удар всего бортового оружия в одной точке, направить на решение одной задачи. Подобно худенькому и хрупкому гению каратэ, который, сконцентрировавшись, ударом ребра ладони крушит кирпичи.

    «Изюминой» корабля стала уникальная гидроакустическая система. Чтобы свести до минимума помехи в ее работе, ученые Института кораблестроения имени Крылова так «вылизали» обводы корпуса, что эсминец стал весьма малошумен на поисковой, экономической и полной скоростях хода. А заодно придали бортам «Удалого» форму, делающую его менее заметным для вражеских радиолокаторов. Акустическую станцию разместили в наплыве-буле в месте, где форштевень переходит в киль.

    Как рассказал на страницах «Военного парада» сам В.Мишин (№8-9, 1995 г.), корабль может снабжаться прямо в море, принимая запасы топлива, воды и провизии с других судов. Скуловые кили и стабилизаторы уменьшают его качку в три раза.

    Оружие, выдержанное в стиле боевой тоталитарности, покорно воле информационно-управляющей системы, получающей и обрабатывающей данные из многих источников. Кроме ракетно-противолодочного комплекса, «Удалой» обладает 533-миллиметровыми самонаводящимися торпедами. Как против субмарин, так и против надводных кораблей. Уничтожать подлодки вблизи и на мелководье, взрывать выпущенные врагом торпеды он может огнем двух реактивных бомбометов РБУ-6000.

    Небеса он очищает двумя зенитно-ракетными «Клинками». Им под силу отражать даже массированные атаки низколетящих крылатых ракет с дистанции до 12 верст. Ни один зенитный комплекс такого класса в мире не способен на подобное дело. Вспомните: у Запада еще и нет крылатых ракет, подобных русскому «Москиту».

    Довершают вооружение «Удалого» две батареи 30-миллиметровых АК-630 с радиолокационной наводкой каждая. И еще — две башни 100-миллиметровых АК-100. Корабль прикрывает прочный щит комплекса радиоэлектронной борьбы — со станциями обнаружения активных помех, с пусковыми установками пассивных помех.

    «Удалой» был флагманом легких сил имперского флота и лучшим ответом тем, кто смеет утверждать о том, что мы технологически отставали от США в гонке вооружений. И этот же корабль — красноречивое свидетельство того, что свободный рынок и технологическая мощь совсем не связаны между собой.


    Таблица 6. Характеристики «Удалого» («Военный парад», №8-9, 1995 г.)

    Водоизмещение станд./полное, тонн — 6840/8200

    Измерения — длина/ширина, м — 163/9

    Скорость хода полн./экономич.), узлов — 29,5/14

    Дальность плавания на 18 узлах, миль — 40000

    Экипаж, человек — 249

    Вооружение противолодочное:

    — 4-ствольная пусковая установка противоракет — 2

    — 4-ствольный торпедный аппарат 533-мм — 2

    — 12-ствольный реактивный бомбомет РБУ-600 — 2

    Вооружение зенитно-ракетно-артиллерийское

    ЗРК «Клинок» пусковая установка вертикального пуска — 3

    Батарея 30-мм артустановки АК-630 — 2

    Вооружение артиллерийское

    100-мм артустановка АК-100 — 2

    Вооружение авиационное

    Вертолет Ка-27 — 2

    9

    А теперь, читатель, давайте раскроем — что это за средства обмана и сбивания с курса вражеских крылатых ракет? Ведь такими средствами были оснащены корабли имперского флота.

    Одно из таких — комплекс ПК-10, стреляющий снарядами радиолокационных и оптико-электронных помех. Внешне они сильно смахивают на тупоносую сложенную трубу телескопа.

    Мы видели их действие на Северном флоте, когда во время визита туда вице-премьера О. Сосковца по большому противолодочному кораблю выстрелили самонаводящейся ракетой.

    Послышались резкие хлопки, и поодаль атакуемого корабля в море возникло облако ослепительно бело-зеленого, неестественно плотного дыма. Яркого до фосфоресценции. И ракета врезалась в эту зыбкую пелену, с чудовищным всплеском ударившись в волны.

    Нам рассказали, что такие же облака-приманки можно «повесить» и в небе — на пути ракет, выпущенных с вражеского самолета. Сии облака — это клубы из крохотных частиц — дипольных отражателей. Их клубы создают ложные цели, которые для систем наведения крылатых ракет выглядят как настоящие корабли.

    Если надо изобразить малый корабль — стреляем одним снарядом. Эсминец — двумя-тремя. А крейсер — так целым залпом.

    ПК-10 можно поставить на любой корабль, начиная с катера. Пусковые установки снарядов-обманщиков просты до неприличия — обойма из десяти труб и пульт управления. В нем — программирующее устройство стрельбы.

    10

    У Империи был еще один сильнейший неиспользованный резерв борьбы — вывод в море… парусного противолодочного флота.

    Не торопитесь смеяться. Развитие русской технологии к 80-м годам позволяло создать парусные боевые корабли. Ведь они сверхбесшумны по сравнению с нынешними винтовыми, на механической тяге. Они — идеальные выслеживатели субмарин, способные неделями не тратить ни грамма горючего. Лодки не слышат их!

    Итак, легкий корпус с аэродинамическими обводами из стекловолокна или пластмасс. Прочные синтетические паруса «яхтенной» формы, управляемые простым компьютером. (Или же жесткие аэродинамические паруса в виде вертикальных крыльев). Ветроэлектрические агрегаты, способные обеспечить ход против ветра.

    На таком паруснике установлена резервная газотурбинная машина в 45 тысяч сил, включающаяся в момент засечки и преследования врага. А еще — низкочастотный локатор-сонар, «Иглы», убирающаяся система «быстрого оружия», ракето-торпеды и «Медведка». Возможно — и батарея малых противокорабельных ракет класса «X». И обязательно — спутниковая связь.

    Десятки таких парусников могли патрулировать в Мировом Океане, пользуясь пассатными ветрами, совмещая боевое дежурство с подготовкой моряков-курсантов. Становясь великолепной сетью сбора данных. Самое главное — дешевой, способной в критический момент уничтожить засеченные лодки врага.

    Развивая парусную технологию. Империя получала при этом и мощное средство обогащения. Ибо параллельно с военными строились бы по накатанной схеме и грузовые, рыболовецкие парусные корабли, экономящие сотни тысяч тонн дорогого топлива, способные ходить даже против ветра. Мы уже не говорим о том, что парусники могли стать средством воспитания здоровой, крепкой молодежи — основы будущего Империи.

    Мы могли вытащить наших ребят из грязных бетонных трущоб и воняющих мочой подъездов на просторы морей, к атоллам и лагунам…

    …Для серийного, поточного производства парусников новой эры было все. Крупнейший в мире судостроительный ЦНИИ имени академика Крылова в Питере, ведущий историю с 1894 года. Огромные верфи Николаева, верфи в Питере, Калининграде и Комсомольске-на-Амуре. Были химические центры Украины, наука Минска и Киева.

    Было все для успеха…

    11

    К началу III тысячелетия у Империи рождался великий флот. Он обретал невиданную силу. На орбите с 1982 года развертывалась орбитальная группировка «ГЛОНАСС» из 24 спутников — «Глобальная навигационная система». В течение десяти секунд она помогает русскому кораблю (а также самолету или командиру дивизии на суше) определить свои координаты на лике земли с точностью до ста метров. В отличие от американской системы «Джи Пи Эс», «ГЛОНАСС» позволяет ориентироваться даже в высоких, арктических широтах.

    В державе создавал уникальные судостроительные технологии ЦНИИ имени Крылова — 80 гектаров опытных установок в Питере и сотня — в Нижнем-Новгороде. И сейчас, в эпоху развала, его 60 докторов науки и 450 кандидатов творят чудеса («Военный парад» №8-9,1994 г.).

    Именно он создал винторулевые группы крейсеров, при разведке коих загадочно исчез в 1957-м английский боевой пловец капитан Крэбб. (Об этом — дальше). Здесь разрабатываются ныне новые экранопланы, суда на воздушной «подушке» и глиссеры. А новые гребные винты с интерцепторами «крыловцев» позволяют в три раза повысить их тягу при той же мощности двигателя…

    Происходила и другая метаморфоза русского флота. Эскадры объединялись в единое целое с помощью новых информационно-управляющих систем (БИУС), воплощая принцип боевой тоталитарности, получая возможность концентрировать силы для ударов по врагу.

    Это известный принцип кибернетики — соединение нескольких организмов воедино рождает сверхорганизм с совершенно новыми свойствами. Помните, как в лемовском «Солярисе» целая планета становится чудовищным мозгом?

    БИУСы эскадры, связывая в «тоталитарное целое» локаторы, компьютеры и оружие множества кораблей, делают их единым всеслышащим и всевидящим существом, наделенным страшной ударной силой. Здесь «5+5» дают в сумме не десять, а двадцать. И мы стояли на пороге этого.

    12

    Огромная крылатая машина скользит по глади залива. Глаз выхватывает длинный нос, похожий на полубак миноносца, стройный самолетный киль, две обрубленные «сигары» турбореактивных моторов. Визг турбин становится пронзительным, и аппарат, отбрасывая пенные «усы», отрывает нос от воды, превращаясь в огромный глиссер. Еще несколько секунд — и он взлетает, закладывая крутой вираж над бухтой, и тень его стреловидных крыльев заслоняет солнце.

    Вот он снова коснулся воды и заскользил по волнам, направляясь к песчаному пляжу. Двигатели берут высокую, пронзительную ноту, и машина выкатывается на берег, пропахивая пляж выпущенными еще в воде колесами шасси.

    Это — плод нашей цивилизации, подобного которому просто нет ни в США, ни на всем Западе. Гидросамолет «Альбатрос» А-40, создание конструкторского бюро имени Георгия Бериева, способный садиться и взлетать в открытом море, на двухметровой волне. Истребитель атомных субмарин, виновник 126 мировых рекордов.

    Скрещенные с аппаратурой подводного эхо-поиска на новых принципах (поиск не самой лодки, а ее следа в толще морской), такие машины обеспечивали контроль над миллионами квадратных миль. Дело в том, что на Западе после Второй мировой дело создания боевых гидросамолетов сходит на нет. У нас же под Таганрогом, на гидрополигоне в Геленджике, один за другим творятся «птицы противолодочной войны». Реактивная летающая лодка Бе-10, обладающая к тому же умением атаковать крылатыми ракетами надводные корабли (1961 год). Турбовинтовой охотник за субмаринами Бе-12 (1964 год), с чаячьим изломом крыльев и с дельфиньим носом-обтекателем гидролокатора. Эта машина уже могла выходить на берег, взлетая и с обычных аэродромов, и с глади морской.

    Вершиной имперского гидроавиастроения стал «Альбатрос», созданный уже после смерти Георгия Бериева его преемником, Геннадием Панатовым. Увы, к тому времени Горбачев уже вовсю «перестраивал» страну из могучей державы в свору «суверенных бандустанов».

    Но если бы не он, то к III тысячелетию мы получали неведомое Западу орудие морского господства, способное пускать на дно его лодки-носители ядерного оружия до того, как они выпустят ракеты по Империи.

    Одновременно уникальные гидросамолеты становились основой для разработки пассажирских и грузовых машин, которые не требовали дорогостоящих аэропортов. Становилось возможным продвижение на авиарынки Юго-Восточной, весьма богатой Азии, изобилующей заливами, лагунами и островами. В казну текли бы миллиарды долларов. Ведь мы сумели создать такие машины — пассажирский и спасательный Бе-200, уменьшенный «Альбатрос». Или Бе-42, уникальный пожарный и спасательный гидросамолет. В конце 1980-х янки оказываются в пренеприятнейшей ситуации. Развитие русских подводного оружия и противокорабельных крылатых ракет делает весь американский подводный флот скопищем хрупких, легкоуязвимых посудин. Их огромные башни-надстройки, набитые сложнейшим оборудованием, служили отличными мишенями для самолетов-роботов. Слабые ракеты «Экзосет», легко расправившиеся с «Шеффилдом» в 1982-м и со «Старком» в 1987-м, вызывали жуткие мысли об ударах куда более сильных имперских ракет.

    А значит, сотни миллиардов долларов, потраченные нашим врагом на авианосцы и крейсера, на эсминцы и фрегаты, могли пойти прахом. И тогда у Штатов рождается полубезумный план спасения своего морского могущества. Который подсказал им… Ирак в ходе войны с Ираном в 1980-1988 годах.

    Ирак, пытаясь подорвать экономику противника, бил по танкерам, которые пытались пройти через Персидский залив. 133 ракеты «Экзосет» тогда поразили наливные корабли. Не потопив ни одного! Выяснилось, что доверху залитые нефтью танкеры оказались прочнее боевых кораблей. Их спасал и более низкий борт и прочная сталь корпуса, так выгодно отличавшие их от высоких, склепанных из легких сплавов, военных кораблей. Толщина обшивки у танкера оказалась впятеро большей, нежели у среднего эсминца США!

    И тогда в США с легкой руки адмирала Джозефа Меткафа (1988 год) рождается проект «Арсенал Шип» (плавучего арсенала) — очень уродливого сооружения. Узкая и длинная «сигара» метров двести в длину, с бортом, выступающим из волн всего на три метра — на высоту самого низкого полета противокорабельных ракет. Внутри корпус расчленен на 8-11 модулей-отсеков. А между двумя слоями обшивки бортов проектировалось напихать обрезки труб: ради защиты от торпедных ударов.

    Никаких выступающих надстроек: глазами «танкеропода» становятся корабли эскорта, бесплатные мини-самолеты на его борту и спутники разведки. Специальные устройства, работающие от энергии движения корабля, в нужный момент должны были закрыть корабль каскадами воды — чтобы атакующие самолето-снаряды приняли эти фонтаны за гребни волн и проскочили над «танкероподобным» монстром. Основным же оружием этой плавучей платформы (кораблем ее язык не поворачивался назвать) становятся от 360 до 600 крылатых ракет «Томагавк», которыми этот поистине одноразовый урод должен выпалить быстро по заранее намеченным целям на суше («Военный парад», №3, 1997 г.). На все это накладывается полная автоматизация и экипаж не более двадцати душ — против двух-трех тысяч на авианосцах.

    Впрочем, идея-то не нова. Еще в 1880-х русский военный корабел С.Дежевецкий предложил проект водобронного миноносца. Тот при атаке врага торпедами должен был на три четверти погружаться в воду, и ее слой становился защитой от снарядов.

    Но что сулил нам подобный поворот гонки морских вооружений? Удары по Империи такие полупогруженные гробы могли наносить только от побережья Норвегии, чуть-чуть — из Средиземного моря и — из Тихого океана (по Приморью и Приамурью). Один удар по такому «танкеру» губил сразу тьму крылатых ракет. (Во время войны с Ираком США в 1991-м израсходовали 232 «Томагавка»).

    В противовес этим полупогруженным тихоходным гадам Империя могла развернуть мощные разведывательно-ударные комплексы, связующие воедино субмарины и экранопланы, самолеты и наводные ударные корабли, «завязанные» на наши спутники-разведчики. И на многоразовые авиационно-космические системы. Мы могли все время держать такие водяные «гробы» на прицеле, уничтожив их в самом начале массированного пуска «Томагавков».

    И этот план не спасал «звездно-полосатых» от поражения.

    13

    В конце II тысячелетия, как ни горько и больно это сознавать ныне, Империя готовилась вывести в океаны свои «боевые триремы», оставлявшие западные корабли далеко позади.

    Рождалась геостратегическая ситуация, подобная той, что описана нами в первой главе о «звездных войнах»: удар русского «булыжника» в огромную, дорогую, неустойчивую систему Запада. Ибо Западу приходилось держать в Мировом Океане множество кораблей для прикрытия растянутых коммуникаций, для защиты своих форпостов.

    Русская цивилизация готовилась пустить в ход флот иного типа: «поджарый», собранный в мобильные боевые соединения, рыщущий по морям. Подвижный молот, ежечасно грозящий Западу сокрушительным ударом то здесь, то там. Русский военный корабль XXI века рисовался Западу меньшим, чем его громадины, но гораздо более опасным. «Челн Третьего Рима» — это сгусток энергий и сверхтехнологий. Быстроходный, с корпусом и винтами гоночной яхты. И главной его броней становилось «быстрое оружие», очерчивающее около корабля магический непреодолимый рубеж, невидимый глазом. Уникальные ракеты из семейства С-300, стартуя строго вертикально, делают ненужными огромные вращающиеся установки запуска. А потому русские корабли — менее громоздки по сравнению с американскими, их «плотность вооружения» больше.

    Такие «владыки морей» уменьшали в несколько раз силу западных авианосных эскадр. Осененные же русскими авианосцами, они удесятеряли свою ударную мощь.

    Вы даже не представляете, какое оружие для кораблей рождалось в Империи. Научно-производственное объединение «Сплав», дотоле славное созданием реактивных минометов «Град» и «Ураган», сумело дать целую гамму военно-морской техники («Военный парад» №9-10,1995 г., с.134).

    Например, комплекс «Удав-1М», поражающий идущие на корабль торпеды на дистанциях от ста до трех тысяч метров. Он состоит из десятиствольной установки, заряжаемой автоматически заградительно-глубинными и гидроакустическими снарядами. Первый взрывает торпеды, второй — сбивает их с курса ложными целями.

    Двенадцатиствольный противолодочный комплекс РПК-8, стреляя особой ракетой, уничтожает субмарины врага на глубине до километра. Начиная с дистанции в 600 метров и кончая рубежом в 4,3 версты. Врезаясь в воду, ракеты выбрасывают в глубину гравитационные самонаводящиеся снаряды. РПК-8 может нести смерть торпедам и подводным диверсантам-аквалангистам.

    «Морские катюши», «Дамба» и «Дождь» вообще целиком предназначены для борьбы с чужими подводными пловцами и мини-подлодками, крадущимися к кораблю, дабы его взорвать.

    В НИМИ, Научно-исследовательском институте машиностроения, были разработаны снаряды повышенного могущества для корабельных 100 — и 76-миллиметровых пушек. Начиненные мощной взрывчаткой-гексогеном, они могут крушить не только вражеские корабли или танковые колонны на берегах. Их чуткие взрыватели, реагируя на близость цели, хлещут осколками летящие крылатые ракеты и самолеты («Военный парад», №3-4,1995 г., с.52).

    И все это — наше, все плод русских рук и ума. Имперский флот был хранителем великой традиции — опоры только на собственные силы. Еще в 1866 году царь Александр II издал указ: «Все заказы как военного министерства и министерства путей сообщения, так и других ведомств исполнять внутри государства, несмотря ни на какие затруднения или неудобства, которое это могло бы представить на первых порах». «Такая своевременная мера будет иметь последствием освобождение России от благоусмотрения Англии, на которую нельзя рассчитывать с большим доверием», — писал царю наш посол в Британии Бруннов в 1865 году. («Морской исторический сборник» — Ленинград, 1990 г., с.33).

    Тогда Англия играла роль нынешних США, была лидером западного мира. И нашим нынешним ублюдочным вождям, покупающим все за границей, никогда не сравниться с настоящими русскими патриотами.

    14

    Нет, мы не проиграли борьбу за океаны технически. Мы не упали в ней без сил, истощившись экономически. Это сейчас у ельцинско-реформаторского режима денег не хватает ни на что. В 1985-м году у СССР были средства и на флот, и на бесплатное образование, и на детские оздоровительные центры, и на хлеб по 20 копеек за буханку. И в те годы автор этих строк не только учился в университете, не платя за то ни копейки, но и бесплатно занимался борьбой, плаванием, мог на стипендию в сорок рублей купить билет до Гагр. При этом СССР еще поддерживал своих союзников по всему свету!

    Я знаю другое — нам ударила в спину, нас продала за иудины доллары собственная правящая верхушка. Трусливая, бездарная, зажравшаяся. Я расскажу об этом детям и внукам своим, и постараюсь передать им клокочущую во мне ненависть.

    Я знаю и другое: мы рухнули в двух шагах от победы только из-за того, что забыли одну истину — Меч Империи должны держать руки героев, а не ничтожеств. Мы создали огромную техническую мощь — но забыли воспитать элиту.

    Дух боевой и аристократический, благородство и преданность нации, оказалось, не менее важны для крепости Империи, чем даже эсминцы типа «Удалой».

    Один из великих русских, познавших Империю от арктических льдов до песков Гоби, выдающийся ученый и писатель Иван Ефремов писал в 1969 году:

    «Некомпетентность, леность и шаловливость „мальчиков“ и „девочек“ в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это „взрывом безнравственности“, и это кажется мне гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств… происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной всех катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения…»

    Гениальный певец русской мощи, мечтавший о создании расы сильных сверхлюдей, о пронизывающих пространство звездолетах прямого луча, он предвидел наши «реформы».

    Титан, находивший таинственные энергии великих арийских культур, древних Ирана и Индии, видевший в мире борьбу светлых и темных начал — Шакти и Тамаса, он в 1969 году верно назвал виновников нынешней катастрофы — пресыщенных, изнеженных «мальчиков» и «девочек», продавших все и вся ради зеленых бумажек и побрякушек Запада.

    Он яро ненавидел западную культуру — убогую, стандартно-примитивную, разлагающую все своей религией эгоизма и денег. Разве не это превратило нас ныне в жалкие обломки?

    За двадцать два года до Беловежской трагедии он писал американскому коллеге:

    «Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение следующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке…»







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх