МЕСТО НАХОДКИ СТАТУЭТОК

Название места, откуда они получены, также привлекло мое внимание. Мазар – общеизвестное название могилы, погребения. Этимология слова Tyjyk – 1) запертый, огражденный, 2) целый, полный, 3) запруда, закрытое место[6, с. 1436-1437] – не дает путей для решения вопроса. Но в географической литературе по Турфану мне удалось найти описание этого места: Туюк – ущелье, по которому протекает небольшая чистая речка. Небольшой оазис с садами и виноградниками. По обеим сторонам ущелья, на расстоянии мили от его начала, расположено большое количество храмов и склепов, сильно пострадавших от кладоискателей. Могилы эти были издавна местом паломничества[17, с. 614]. Подробнее см:[15, с. 35 и след.]. Туюк-Мазар – самое крупное погребальное сооружение среди развалин западной части горловины ущелья. Центральная часть его состоит из камеры и двух рядов сводчатых комнат по бокам. Комнаты эти примыкают к скале, в которой вырезаны кладовки[17, с. 615];[13, с. 317]. Это – несомненные склепы, и отсюда вытекает назначение наших статуэток. Мы знаем, что по древнему китайскому погребальному обряду в могилы знатных людей вкладывались изображения рабов, стражи, наложниц, домашних животных, макеты пищи и т. п. Эти изображения (ныне делаемые из бумаги) заменили первоначальные кровавые жертвы людей и животных. И тут мы имеем дело с обычным китайским погребением или погребением по китайскому образцу. То, что наши статуэтки действительно оттуда, подтверждается совершенно аналогичной статуэткой Стейна, к сожалению, так же как и наши, купленной у кладоискателей[17, с. 619; описание на с. 632]. Очевидно, это интереснейшее погребение было совершенно разграблено и уничтожено.

Однако я не отказываюсь от надежды интерпретировать и датировать памятник. Это можно сделать двумя путями: 1) привлекая материал по истории Центральной Азии и Китая и 2) исследуя литературу по древностям Турфана в поисках аналогичных погребений. Оба пути приводят нас к цели, но первый путь исследования дает нам при достаточном истолковании памятника лишь примерную датировку, которую второй уточняет, подтверждает и дополняет. История и археология вместе дают полноценные выводы.


Примечания:



Литература

id="n_1">

1

Алексеев В. Древние китайцы на страже своих границ. // Изд. АН СССР, Отдел литер, и языка. Т IV, вып. 5, 1945.

id="n_2">

2

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. I, II.

id="n_3">

3

Евтюхова Л., Киселев О. Труды Гос. Истор. музея. Вып. IX. М., 1940.

id="n_4">

4

Иакинф. История Тибета и Хухунора. Т. I. СПб, 1833.

id="n_5">

5

Иакинф. Собрания сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I-III. Л.-М., 1950.

id="n_6">

6

Опыт Словаря тюркских наречий // Под ред. В. В. Радлова. Т.II. СПб., 1911.

id="n_7">

7

Отчет Академии Наук за 1911 г.

id="n_8">

8

Труды Орхонской экспедиции. СПб., 1897.

id="n_9">

9

Appelgren-Kivalo. Alt-Altaische Kunstdenkmaler... Helsingfors, 1931.

id="n_10">

10

Aspelin. Types peoples de l'andenne Asie Central. Helsingfors, 1911.

id="n_11">

11

Cavalier Mongol reentrant de la chasse, par Tchao Mong-fou (ХIII-XIV siecles).

id="n_12">

12

Chavannes E. Documents sur les Tou-kieu Occidentaux. // Тр. Орхонской эксп., т. VI. СПб., 1903.

id="n_13">

13

Grunwedel. Kultstaten.

id="n_14">

14

Julien St. Documents historiques sur les Tou-kious. // Journ. Asiatique, 6 serie, III, 1864.

id="n_15">

15

Klementz. Expedition nach Turfan.

id="n_16">

16

Laufer B. Chinese clay figures, p. I. Chicago. 1914, с 313-314, Pl.. LXVII;

id="n_17">

17

Stein A Innermost Asia. Oxford, 1928.



Литература

id="n_1">

1

Алексеев В. Древние китайцы на страже своих границ. // Изд. АН СССР, Отдел литер, и языка. Т IV, вып. 5, 1945.



6

Опыт Словаря тюркских наречий // Под ред. В. В. Радлова. Т.II. СПб., 1911.



13

Grunwedel. Kultstaten.



15

Klementz. Expedition nach Turfan.



17

Stein A Innermost Asia. Oxford, 1928.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх