• Страница из книги природы
  • Гуанчи — потомки атлантов?
  • Глава восьмая

    Обломки затонувшего материка

    «Тайна платоновской Атлантиды» после доклада Термье увлекла очень многих. В спор об Атлантиде вступили не только геологи, но и другие специалисты: зоологи, ботаники, историки, антропологи и этнографы.

    Некоторые геологи доказывали, выступая против Термье, что погружение материка в Атлантическом океане произошло значительно раньше того времени, о котором рассказывает Платон, потому что береговые террасы океана геологически более древнего происхождения. Другие считали, что лава стекловидной структуры, поднятая со дна океана, могла образоваться и под водой.

    Однако все признавали существование обширного материка в середине океана на протяжении геологической жизни Земли, только отрицали, что этот материк мог быть Атлантидой Платона. Они доказывали это тем, что большие острова и участки суши в океане, по данным геологии, должны были исчезнуть, погрузившись на дно уже в третичном периоде, когда на Земле не было человека — свидетеля этого события.

    Другие признавали, что разбросанные по Атлантическому океану острова — это остатки погибшей когда-то Атлантиды. Во-первых, в расположении островов заметна известная правильность. Азорские острова лежат тремя параллельными рядами, как будто это оставшиеся горные вершины трёх затонувших горных хребтов. Из Канарских островов два крупных острова лежат параллельно африканскому берегу, а остальные расположены параллельно Азорским островам. Во-вторых, на всех островах имеются действующие вулканы, что указывает на сейсмичность этой части океана. На острове Тенерифе (Канарские острова) главный вулкан поднимается на высоту 3 километров над уровнем моря, и здесь происходили землетрясения и вулканические извержения ещё в 1909 году.

    Всё это даёт возможность предполагать, что острова Атлантического океана являются остатками древней суши, большая часть которой по трещинам и разломам опустилась на дно океана. При этом одновременно должны были происходить грандиозные вулканические извержения.

    И действительно, Канарские острова производят на путешественников впечатление обломков какой-то фантастической страны. Поражает причудливо грозный вид скал, которые стоят, как мрачные гиганты над морем и над крутыми обрывами берегов. Некоторые береговые обрывы настолько высоки, круты и отвесны, что кажется, будто именно здесь произошёл разлом, вдоль которого часть материка или острова погрузилась в воду.

    С глухим рокотом бьются волны в глубоких бухтах и гротах, и гулкое эхо доносит шум прибоя, подобный далёкому грому, в глубину острова, где поднимаются вершины вулканов. Фантастические горные дороги идут среди трахитовых скал и базальтовых столбов, образующих огромные колоннады причудливой формы. Чудовищные каменные глыбы, как бы взлетая в небо, висят неподвижно над глубокими долинами, покрытыми яркой и густой растительностью. А на вершинах гор, над цветущими террасами зияют тёмные отверстия пещер и иногда дымят кратеры вулканов.

    Такое же впечатление производят и Азорские острова. При приближении к ним больше всего удивляет громадное количество ястребов, летающих над скалами. Поэтому, когда в XV веке острова были впервые открыты португальцами, они и были названы Азорскими, что по-португальски означает «ястребиный» («азорес» — «ястреб»).

    Страница из книги природы

    Ястребы кормятся на этих островах главным образом кроликами, мышами и ласками. Эти мелкие млекопитающие водились на островах до прибытия сюда европейцев. Кроме того, выяснилось, что азорская ласка принадлежит к особому подвиду ласок, который в Европе неизвестен. А кролики завезены в Европу из Америки, и европейцы не могли их завезти на острова до открытия Америки Колумбом. Очевидно, дикие кролики на Атлантических островах, как и мыши и ласки, изобилие которых на островах замечалось в XV веке, остались здесь как на обломках погибшего материка. Такими «остаточными» животными являются и некоторые виды улиток, которые встречаются, помимо островов, в области Средиземного моря и в Америке. Сухопутные улитки всегда тесно связаны с почвой и распространяются очень медленно. Они ни в коем случае не могли быть перенесены морским течением на острова. Одно семейство улиток распространено в настоящее время только в области Средиземного моря, на Атлантических островах и в Средней Америке. В Америке они крупного размера, а на островах и на берегах Средиземного моря они мелкие. В древних же отложениях южной Европы они найдены такими же крупными, как современные улитки в Америке.

    Мир наземных улиток вообще на этих островах чрезвычайно богат, а это говорит, что острова когда-то принадлежали к большой суше.

    То же самое замечено и в растительности Атлантических островов. Здесь больше всего видов общих со Средиземноморской областью и с северо-западной Африкой. А некоторые виды — общие с Антильскими островами, Средней и Южной Америкой. Есть и местные виды, характерные для Атлантических островов, но и они имеют близкое родство с видами Средиземноморского побережья и Центральной Америки.

    Один вид папоротника, найденный в ископаемом состоянии в Европе, где он уже давно вымер, растёт в настоящее время на Канарских и Азорских островах. Другой вид папоротника имеется на Атлантических островах, в Западной Африке, в Америке, в Ирландии и в Пиренеях. Несколько видов красивого вечнозелёного дерева, названного земляничным, растут на островах и в Средиземноморской области. Другие виды встречаются в Средней и Южной Америке.

    Примеров общности животных и растительных форм для Атлантических островов, Южной Европы и Северной Америки очень много. На этом основании биологи стали доказывать, что Атлантические острова являются частями обширного материка, соединявшегося цепью других островов или перешейками с Европой, с северной Африкой и с Америкой. Разрушение этого материка происходило постепенно и началось на западе. Материк погрузился в океан, из которого в виде островов остались наиболее высокие части затонувшей суши. По-видимому, последняя катастрофа отделила Канарские острова от Африки. Это могло произойти в послеледниковую эпоху, — иными словами, тогда, когда погибший материк уже мог быть заселён людьми. Может быть, предание об этом страшном событии и передал Платон в своём рассказе.

    Гуанчи — потомки атлантов?

    Если Атлантида существовала так недавно, то на уцелевших от неё островах могли сохраниться не только потомки населявших её животных и растений, но и потомки людей. И действительно, когда европейцы в XIV веке открыли Атлантические острова, на Канарских жил особый народ — гуанчи — «человек с острова Тенерифа» («гуан» — «человек», «шинет» — «Тенериф»).

    Самыми крупными островами из архипелага Канарских являются острова Тенериф и Гомер. Когда европейцы высадились впервые на острове Тенерифе, гуанчи приветливо и радушно встретили их, но, когда испанцы стали их притеснять, они восстали на защиту своей независимости. Испанцы, конечно, были гораздо сильнее гуанчей, они частью истребили население островов, частью поработили его. Острова и в настоящее время принадлежат испанцам, и всё население говорит по-испански.

    На островах Тенерифе и Гомере были найдены черепа и скелеты древних гуанчей.

    По мнению французских антропологов Катрфажа, Ами и Верно, большая часть черепов и скелетов гуанчей представляла собой поразительное сходство с позднепалеолитической, так называемой кроманьонской европейской расой, то есть с обитателями каменного века в Европе. Это мнение теперь признано наукой. А меньшая часть принадлежала людям семитского типа из Сирии и Палестины.

    Современные гуанчи, хотя и сильно испанизированы, всё же сохранили черты своих предков. Они отличаются оливковым цветом кожи, от тёмного до жёлто-красного индейцев, и длинными, часто светлыми волосами и светлыми глазами.

    О культуре гуанчей нам известно из хроник XIV и особенно XV веков от первых европейцев, посетивших Канарские острова.

    Гуанчи гостеприимно встретили испанцев. В то время на островах Тенерифе и Гомере ещё стояли стены каких-то укреплений, построенные из крупных каменных глыб. Но назначения этих стен никто не знал. Гуанчи, по свидетельству хроник, не подозревали о существовании других стран и народов. У них не было лодок, и они даже не переезжали с одного острова на другой. Для чего же, кем и когда были построены эти защитные укрепления? И как понять, что на протяжении веков ни один житель этих островов не подумал о том, чтобы переплыть на соседний остров хотя бы в простом челноке, выдолбленном из древесного ствола?

    Религиозные церемонии, связанные с морем, занимали главное место в их культе. Гуанчи, видимо, считали море священным и неприкосновенным существом, боялись его и поэтому не умели даже плавать.

    Ещё в XVII веке, когда европейцы их спрашивали, откуда приплыли их предки, гуанчи отвечали: «Наши отцы говорили нам, что на этот остров нас перенёс бог, что здесь он нас забыл, но когда-нибудь вспомнит о нас и вернётся к нам вместе с солнцем».

    Одевались гуанчи в козьи шкуры, сшитые тонкими жилами, на ногах носили кожаную обувь; шею украшали ожерелья из длинных глиняных бус, раковин и клыков кабана, которые в изобилии водились на островах. Оружием гуанчей были копья, дротики с наконечниками из камня или обсидиана (вулканическое стекло), пращи и топоры из полированного камня.

    На головах гуанчи носили остроконечные шапочки, а население двух островов (Лансароте и Фуертевентура) украшали головы перьями, наподобие древних ливийцев и иберов.

    По наблюдениям испанцев, это был честный, свободолюбивый и храбрый народ, отличавшийся умеренностью в жизни и уважением к женщине. Итальянский поэт Боккаччо, посетивший Канарские острова в 1341 году, говорит, что гуанчи «показались ему народом счастливым, просвещённым и мирным», и что «у них была молельня со статуей, изображавшей нагого человека с шаром в руке».

    Жили гуанчи в естественных или вырезанных в скалах пещерах, но иногда строили себе круглые или овальные дома из грубых камней. Вход был оформлен двумя крупными каменными плитами, на которых, как крыша, лежала третья плита. Их дома, как и у обитателей Северной Африки, наполовину уходили в землю — черта, которую немецкий учёный Фробениус считает характерной для атлантской культуры.

    Гуанчи умели ловить рыбу, разводили овец и коз, приручали диких свиней. Они занимались земледелием, пользуясь искусственным орошением. Землю вспахивали, проводя борозды палкой с острым костяным наконечником, и сеяли ячмень. Подсушенные зёрна женщины растирали ручными мельницами и из грубой муки пекли лепёшки, как это делают все современные берберские племена в Африке.

    Поклонялись гуанчи Солнцу. Как у египтян и перуанцев в Америке, у них был религиозный обычай бальзамировать трупы и сохранять мумии знатных покойников и царей. Когда испанцы завладели Канарскими островами, на каждом из них существовало сословие, своего рода каста бальзамировщиков. Они умели окутывать тела повязками и приготовлять мумии, пользуясь теми же приёмами, какими пользовались древние египтяне и перуанцы. Мумии хоронили в могилах, над которыми, правда, не везде и не всегда, складывались камни в виде небольшой пирамиды.

    Жрецы носили высокие головные уборы конической формы, схожие с головными уборами ханаанских и финикийских знатных людей. Жрицы на Канарских островах назывались «гаримагуадас», что напоминает название жриц в древней Месопотамии: «гариман-гагюм», означающее «женщины храма». Интересно, что в древнем городе Ур (Месопотамия) жрицы большого храма подчинялись тем же правилам и исполняли те же обязанности, что и жрицы Канарских островов.

    Гуанчи любили музыку, много пели и занимались атлетическими упражнениями В испанских хрониках записано, что «нигде на свете нельзя встретить народа красивее и веселее, чем на Канарских островах, как мужчин, так и женщин». Танцы гуанчей так понравились испанцам, что они стали им подражать.

    Когда учёные впоследствии заинтересовались гуанчами, они нашли среди предметов их обихода остатки глиняной посуды с геометрическим узором, похожим на орнамент Кабильской керамики (кабилы — часть коренного берберского населения Алжира). На некоторых сосудах встречались ручки в форме свиной головы, напоминавшие ручки сосудов, найденных на Мальте.

    Небольшие каменные идолы гуанчей подобны идолам каменного века в Средиземноморской области. Но особенно интересны так называемые «питандеры» — каменные или глиняные печати с ручкой для накладывания геометрических узоров на тело. На плоской стороне печати находился орнамент, покрываемый краской. Сходные печати были найдены в Мексике и Юкатане (Америка), а также в доисторической Ирландии и в различных доисторических стоянках Средиземноморья, в Лигурии, Апулии, Трансильвании и Фракии.

    Кроме того, у гуанчей был свой календарь, в котором год был разделён на двенадцать месяцев, как в берберском, египетском, греческом календарях и календаре народа майя в Америке. Сходство же в существовании касты бальзамировщиков и в способах приготовления мумий у гуанчей, египтян и обитателей древнего Перу наводило учёных на мысль об общности их древней культуры. Может быть, гуанчи действительно были случайно уцелевшими потомками многочисленной народности, населявшей Атлантиду?

    По мнению некоторых атлантологов, это подтверждается и сходством языка гуанчей с языком берберов в Африке и древних кельтов в Европе. Берберские слова часто встречаются в языке гуанчей. Кроме того, на острове Гомера ещё сохранился «язык свиста». Зачастую и теперь обитатели острова выражают свои мысли не словами, а свистом. При помощи языка, губ, зубов и нёба они добиваются такого разнообразия звуков, что могут свободно разговаривать между собой. Свист гуанчей напоминает «птичий» язык бушменов в Южной Африке и свистящий язык пигмеев Акка в северном Конго. И точно такой же язык свиста обнаружен лет тридцать назад у индейцев из штата Оахака в Мексике.

    Была у гуанчей и письменность. Их иероглифы не расшифрованы, но они имеют некоторое сходство с письменными знаками на дольменах в Португалии и древнейшими иероглифами с острова Крита.

    Что гуанчи были отпрысками более просвещённого и более многочисленного народа, доказывается тем, что у них была письменность, астрономические знаки, почитание мёртвых, бальзамирование тел, общественные сооружения, любовь к пению, музыке и атлетическим упражнениям, торжественно исполнявшимися во время народных празднеств.

    Письменные знаки на скалах.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх