• Древний Тартесс
  • Раскопки на Рио-Тинто
  • Иберийская амазонка
  • Глава девятая

    Владения Гадейра

    Если Азорские и Канарские острова действительно представляют собой остатки затонувшей Атлантиды, которой когда-то владел Атлант и его потомки, то на Пиренейском полуострове могли быть следы владений Гадейра — брата Атланта. По Платону, Гадейр царствовал над несуществующей теперь землёй у Гибралтарского пролива и, может быть, над юго-западной частью полуострова.

    И действительно, после сильного землетрясения 1924 года у берегов Португалии были обнаружены следы неизвестной древней культуры.

    Это землетрясение разрушило цветущую столицу Португалии — Лиссабон.

    От сильного подземного толчка рухнула набережная, треснули и пошатнулись дома, многие здания превратились в развалины. Море далеко отступило от берега, обнажив морское дно почти на целый километр. Затем вода поднялась стеной и огромной волной быстро хлынула на город, окончательно разрушила ещё стоявшие дома, повалила деревья и смыла с земли развалины, людей и животных. От красивого города почти ничего не осталось.

    Древний Тартесс

    После землетрясения в мелководье были обнаружены остатки каких-то очень древних построек, а на берегу был найден перстень с непонятными знаками, сделанными клинописью на внутренней и на наружной сторонах. И тогда же были высказаны предположения, что развалины и перстень принадлежат древнейшему финикийскому городу Таршишу или Тартессу, который сразу же многие стали отождествлять с Атлантидой Платона.

    Тартесс был расположен на исчезнувшем к нашему времени острове в устье реки Гвадалкивир. Этот город в продолжение четырёх веков был главным оплотом финикиян в Средиземном море после падения Тира в Финикии в VIII веке до нашей эры и до возвышения финикийского города Карфагена в Африке. Сохранилось много преданий о мощи и богатстве Тартесса, о его больших кораблях, красовавшихся во всех портах Средиземного моря и Востока. Это был самый крупный торговый центр, служивший передаточным пунктом, через который в глубокой древности происходила торговля металлами (цинком, оловом, бронзой, железом, золотом, серебром) между Северной Африкой и Европой. Рассказы о войнах Атлантиды с народами Средиземного моря некоторые исследователи объясняли сражениями, происходившими между Карфагеном и Тартессом, который окончательно был разрушен врагами в VI веке до нашей эры.

    С тех пор многое изменилось на географической карте. В настоящее время река Гвадалкивир вливается в море одним протоком, а около начала нашей эры она имела два устья. Сохранились сведения, что тут же было расположено какое-то Лигустинское озеро. По-видимому, теперь остатки города лежат где-то глубоко под уровнем моря.

    В рассказе Платона царь, следующий по старшинству за царём Атлантом, назывался Гадейрос, а Гадейрос, как известно, — это древнее название Гвадалкивира. По Платону, Атлантида лежала за Гибралтарским проливом. Тартесс занимал остров в устье Гвадалкивира, почти в море. По Платону, Атлантида царила над средиземноморскими странами, над Африкой до Египта и Европой до Этрурии. Тартесс, по дошедшим сведениям, снабжал металлами всё Средиземноморье, даже Египет, и его торговый оборот достигал Британских островов и устья Эльбы.

    Атлантида погибла во время землетрясения в один день и одну ночь. Тартесс также мог затонуть во время землетрясения вместе с островом, на котором стоял. На Атлантиде, по рассказу Платона, было много металлов в окружающих город Посейдониду горах. Горы Сиерра-Морена около Тартесса были богатейшим месторождением металла в древние времена. В Атлантиде была такая сеть оросительных каналов, которая нигде в древнем мире не встречалась. По свидетельству Страбона, от Гвадалкивира также отходила замечательная сеть каналов, проведённая населением Тартесса. В Атлантиде знали письменность, записи велись эпического и законодательного характера. О тартессцах Страбон говорит, что это был образованный народ, знавший письменную речь с древних времён. У них имелись повествования, которым насчитывают шесть тысяч лет. В храме Посейдона на Атлантиде имелось два источника с холодной и тёплой водой. В храме Мелькарта-Геракла в Тартессе также было два родника: холодный и тёплый.

    Главный город Атлантиды был открыт с юга; с севера он был защищён горами. Тартесс был также открыт с юга, а с севера ограничен высоким горным хребтом.

    Все эти черты сходства вселяли уверенность, что Атлантида Платона лежала в устье Гвадалкивира и была Тартессом древних времён.

    Неизвестные письмена на кольце из Тартесса.

    Раскопки на Рио-Тинто

    Но были и возражения, в которых доказывалось, что Тартесс был только колонией атлантов. Археолог Е. Вишоу занималась в течение 25 лет изучением археологии Тартесса. Она утверждала, что нашла доказательства очень древней тартесско-атлантской цивилизации в Севилье и в Нибле — древнем городе на реке Рио-Тинто, впадающей в Кадисский залив западнее Гвадалкивира. Выводы Вишоу основывались на том, что на Рио-Тинто были найдены древние рудники, эксплуатировавшиеся в неолитическую эпоху. В Нибле обнаружены: гавань, остатки крепости с башней и остатки искусных гидротехнических сооружений начала медного века, а в Севилье — храм Солнца. Кроме того, в одной пещере были найдены прекрасно сделанные медные пила и скребок. Вишоу предполагает, что восемь — десять тысяч лет назад эта пещера была шахтой.

    На основании этих находок Вишоу приходит к выводу, что Тартесс должен рассматриваться как колония атлантов, основанная на материке для снабжения металлами своей родины в промежутке времени между десятым и вторым тысячелетиями до нашей эры.

    Обыкновенно полагают, что Тартесс был основан финикийцами в IX–VIII веках до нашей эры. Но Вишоу нашла не менее 147 письменных знаков в Андалузии, которые повторяются на доисторических наскальных изображениях в Ливии, и это служит, по её мнению, доказательством, что ещё в доисторические времена существовала общая ливийско-тартесская культура, ведущая своё происхождение из Атлантиды. «Я уверена, — пишет Вишоу, — что высоко цивилизованный народ произошёл от смешения доисторических ливийцев с атлантами. Атланты прибыли в раннюю пору истории человечества в Андалузию из Атлантиды в поисках золота, серебра и меди, которые добывались в Рио-Тинто. В течение целых поколений дружеского общения таким образом образовалась единая раса ливийско-тартесская».

    Сравнивая обычаи, культуры и религию Тартесса и Ливии, Вишоу приводит массу доказательств в подтверждение своей теории об общем источнике этой культуры, расположенном где-то на западе. Среди памятников ливийско-тартесского солнечного культа имеется древний храм Солнца в Севилье, лежащий на шесть с половиной метров ниже уровня улицы Калле-Абадес. Этот храм представляет собой странное лабиринтообразное сооружение, имеющее одну чрезвычайно любопытную деталь — круглую гробницу, прикрытую большим монолитом. У этой гробницы тщательно выведенный свод, из центра которого во все стороны расходятся ребристые полосы, возможно изображающие солнечные лучи, как бы льющиеся с неба. В другой части здания, в алтаре — имеется такой же свод. Он сложен из того же самого материала, как и царские комнаты в доисторической башне в Нибле. Из этого следует, что храм Солнца также принадлежит к эпохе неолита, если ещё не к более ранней. По мнению Вишоу, остатки исчезнувшей столицы — Тартесса — лежат под улицами Севильи.

    Иберийская амазонка

    Проникновение ливийцев в иберийскую Испанию в доисторические времена Вишоу доказывает тем, что в одной неолитической пещере, служащей местом захоронения и известной под названием «Пещера летучих мышей» в провинции Гренаде, были найдены двенадцать скелетов. Они были расположены в сидячем положении вокруг скелета женщины, одетой в кожаную тунику. При входе в пещеру обнаружено ещё три скелета, тоже в сидячем положении. Один из них был украшен короной и одет в тунику, прекрасно сплетённую из травы. Рядом со скелетами находились кожаные мешки, содержащие обуглившуюся пищу, амулеты, высохшие цветы и головки мака. Такие же головки были разбросаны по всему полу пещеры. В числе всех этих предметов было несколько маленьких глиняных дисков, принадлежности ожерелья, связанного с культом Солнца. Подобные же диски были найдены в Нибле и близ Севильи. Испанский археолог де Коньора предполагает, что найденные скелеты принадлежат царской иберийской семье, члены которой, спасаясь от преследования враждебных племён, решили замуровать себя в пещере и здесь умереть, но не быть захваченными в плен. Скелет человека, украшенного короной, без сомнения принадлежал царю. Женщина в центре — амазонка — вероятно, жена или дочь царя или вождя.

    Все они покончили с собой, может быть, отравившись опиумом из маковых головок. Такой способ отравления был известен в древней Месопотамии и позднее стал применяться в Риме. Возможно, что римляне узнали о нём от иберийцев во время завоевания Иберии.

    То, что царская семья была замурована в пещере по собственной воле, предпочитая смерть позорному бегству или плену, доказывается большими размерами камней, которыми замурован вход. Кроме того, возле входа стоял огромный монолит, водружённый здесь соплеменниками как памятник.

    Время этого события должно рассматриваться в связи с найденной близ Севильи неолитической чашей, на которой изображена иберийская амазонка, одетая так же, как и женщина в пещере.

    Она изображена в смертельной схватке с двумя ливийскими вождями. Что это были ливийцы, доказывается их шлемами, украшенными перьями, и их боевыми топорами, которые позднее были в употреблении в ливийской и карфагенской армиях.

    Сходство между древним Тартессом и Ливией Вишоу находит также при изучении матриархата (когда мать считалась главой рода) в эпоху раннего развития ливийского родового общества, пережиток которого и сейчас наблюдается в северной и в западной Африке.

    Из своих многочисленных наблюдений Вишоу делает определённый вывод, что древние культуры Иберии и Ливии происходят из одного источника — Атлантиды, и считает поэтому Ливию и Иберию колониями атлантов.

    Женщин наездниц и воинов — амазонок, обнаруженных Вишоу в древней Иберии, описал ещё Диодор Сицилийский. По его словам, древнейшие амазонки прибыли с острова Гесперии.

    Они завоевали атлантов (так автор называл обитателей северо-западной Африки), прошли через Ливию и Египет и закончили свой поход в Малой Азии.

    В древних ирландских сагах говорится о народе «великанов моря», прибывших в Ирландию под предводительством женщины-воина с моря ещё «до потопа». Там же сохранились легенды о далёких островах в океане, населённых амазонками.

    По другую сторону океана, в Южной Америке, в старинных хрониках, повествующих о завоевании страны, говорится, что испанцам приходилось сражаться с удивительными, воинственными женщинами. Будто бы даже испанцам удалось побывать в «свободном государстве амазонок, в котором женщины без мужчин защищали свои хижины». Об этих женщинах-воинах возник научный спор, взволновавший умы, и поэтому вновь открытой в Южной Америке реке было дано название «Амазонка».

    Действительно, в каком бы районе амазонских джунглей ни появлялись в последующее время путешественники и исследователи, они всюду слышали рассказы о воинственных «женщинах без мужчин».

    Легенды об амазонках по обе стороны Атлантического океана как бы замыкают круг, центром которого должен быть материк или остров среди океана, где женщины наравне с мужчинами были наездницами и воинами.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх