• Царство Миноса
  • Начинается спор учёных
  • Одиссей у царя Алкиноя
  • Глава пятая

    Ещё дальше в глубину столетий

    Не успел ещё заглохнуть интерес к открытиям Шлимана, как начались раскопки на острове Крите.

    С именем Крита связаны древнегреческие мифы о Зевсе, в образе быка похитившего прекрасную девушку Европу и унёсшего её на этот остров; сказание о царе Крита — Миносе, могущественном морском владыке; об изобретателе и архитекторе Дедале и построенном им дворце Лабиринте с запутанными ходами, где обитало чудовище Минотавр. По преданию, это был получеловек-полубык, сын царицы Пасифаи и быка, некогда подаренного царю Кносса богом Посейдоном. Ежегодно Минотавру приносились в жертву афинские юноши и девушки. Чтобы избавить Афины от этой страшной дани, Тезей — сын афинского царя — проник в лабиринт и убил там чудовище.

    В «Одиссее» Гомер с восхищением повествовал о Крите, на котором было девяносто городов, как об острове богатом, цветущем и плодородном, расположенном среди «виноцветного» моря.

    В конце XIX века на месте «великого города», описанного в «Одиссее», на месте предполагаемой столицы полулегендарного царя Миноса местный житель открыл какие-то развалины и нашёл несколько старинных сосудов. Шлиман хотел производить здесь раскопки, но владелец земли на это не соглашался. Уже после смерти Шлимана, только в 1900 году, английскому археологу Артуру Эвансу удалось, наконец, купить этот участок земли, и первые же его находки дали изумительные результаты.

    С тех пор раскопки на Крите продолжались до второй мировой войны. Но уже в 1909–1912 годах весь мир был поражён открытиями Эванса, и снова, как отзвук забытой песни, всплыло воспоминание об Атлантиде.

    Царство Миноса

    Выгодное положение Крита в Эгейском море на пересечении морских путей и мягкий, тёплый климат способствовал его раннему заселению. На этом острове было всё, что нужно человеку, — плоды и злаки, птицы и рыбы, вода и земля, не нуждавшаяся в удобрении.

    К началу XVI века до нашей эры все города Крита и их властелины подчинялись Кносскому владыке, и Кносс достиг высшего предела своей славы. Это был величественный период, золотой век критской культуры! Обширный кносский дворец царя Миноса занимал площадь в 24 тысячи квадратных метров, и было в нём три этажа. Расширяющиеся кверху стройные колонны поддерживали потолки и лестничные клетки. У дворца было несколько входов, и у каждого — помещения для стражи.

    Во дворце располагались громадные склады оружия, боевых колесниц, продовольствия, царская сокровищница и архив, наполненный глиняными табличками с письменами. Были и царские мастерские: оружейная, ювелирная, фаянсовая, помещения для мастеров и для дворцовых слуг. Парадные залы помещались в верхних этажах, связанных с нижними целой системой лестниц.

    Тронный зал Кносского дворца.


    Они были богато украшены росписью, красочными рельефами и разноцветными керамическими плитками. Свежесть красок на фресках сохранилась настолько, что казалось, будто художник только что кончил рисовать. На фресках изображены животные, рыбы и растения, бытовые и массовые сцены, по которым можно судить о жизни и привычках критского общества.

    Необходимой принадлежностью дворца, как и всех крупных домов критской знати, была ванна и комната для купанья с горячей и холодной водой.

    Вокруг великолепного Кносского дворца в каменных двух- и трёхэтажных домах, среди цветущих садов, жила богатая знать. Самая чистая вода проводилась по трубам в их ванны, купальни, бассейны. Самый лучший, перебродивший сок винограда, растущего на склонах гор, наполнял амфоры в их погребах, янтарное оливковое масло и золотистое зерно стояло в их кладовых за дверьми, запертыми бронзовыми засовами. А обширные покои их домов и нарядные залы с колоннами были полны мебелью из кедра и кипариса с тонкой резьбой, вазами из драгоценных камней Сирии, серебряными и золотыми блюдами и кубками работы критских мастеров и тончайшей росписной фаянсовой посудой.

    В греческих сказаниях царь Минос описан как морской владыка, прославившийся военными победами, покоривший многие земли, и как мудрый законодатель и справедливый судья, который даже после смерти в подземном царстве с золотым скипетром в руках судит умерших.

    Он был царём и верховным жрецом одновременно. Символом двойственной власти царя, божеской и человеческой, служил двойной топор (обоюдоострая секира) — «лабрис». Отсюда произошло слово «лабиринт» — дом двойной секиры или обиталище божества с двойной секирой.

    Женщины играли видную роль в общественной и религиозной жизни острова. Это были жрицы, придворные дамы, наездницы, возницы. На фресках дворца женщины изображены в тонких ярких одеждах с пышными рукавами и воланами. Они любили ожерелья и браслеты, вычурные причёски с локонами.

    Мужчины — придворные, чиновники и воины — служили царю и на кораблях отправлялись в море к побережьям чужих стран, где совершали торговый обмен.

    Рабы и слуги выполняли работу в доме, в саду, в полях и виноградниках. Музыканты услаждали слух игрой на кифаре и лире.

    Жизнь дворца и богатых домов знати была утончённой и яркой. А на окраинах за домами вельмож ютились жалкие хижины и тянулись целые кварталы ремесленных мастерских. Здесь жили и трудились бедняки, строившие своими руками великолепные дворцы и украшавшие их прекрасными произведениями искусства.

    Судя по изображениям парусных и гребных судов, критяне первыми из всех средиземноморских народов создали могучий флот. Нос кораблей был приподнят, на палубах возводились жилые постройки, что указывает на длительное пребывание кораблей в море. Существование сильного флота помогло установить Криту своё господство по всему Средиземному морю. Критские корабли доплывали до Египта, Малой Азии, Палестины, а на западе — вплоть до Испании.

    По мнению некоторых специалистов, критское кораблестроение легло в основу финикийского и греческого корабельного дела.

    Суда критян.


    По находкам Эвансе можно было судить и о религии Крита. Среди главных божеств почитались: великая богиня природы или Земли, бог Солнца — Титан, богиня змей, изображавшаяся женщиной со змеями в руках, и бог подземного царства.

    Богиня змей.


    Мощная и торговая держава Крита состояла из разбросанных на острове городов, соединённых прекрасными дорогами и подвластных правителю Кносса.

    В конце XV века до нашей эры, когда Крит находился на вершине своего могущества и процветания, внезапно разразилось бедствие. Дворец Миноса и многие другие критские города были разрушены. Учёные предполагают, что разрушения захватили город врасплох при вторжении военных отрядов греков-ахейцев из северо-восточных районов Пелопонесса, когда критский флот был в море, оставив берега острова беззащитными.

    После грабительского похода ахейцев начались работы по восстановлению, и, хотя какая-то часть культуры осталась, великолепие Кносского дворца больше не возобновлялось.

    Это было концом Кносса, после которого началось возвышение Микен, унаследовавших некоторые черты минойской культуры.

    Начинается спор учёных

    Когда в 1910–1912 годах появились сообщения об открытиях Эванса на Крите, некоторые учёные увлеклись мыслью, что остров Крит — это Атлантида Платона. Они пытались доказать, что Платон говорил именно о Кносской гавани, о ванных помещениях во дворце Кносса и о жертвоприношении быка, следы которого найдены в Кноссе.

    Английский учёный Фрост также обратил внимание на необычайное сходство фактов в истории Крита с рассказом Платона об Атлантиде. Он старался убедить, что легенда об Атлантиде — это не что иное, как воспоминание о событиях минойской истории, о гибели всесильных морских владык минойцев и о разрушении их Кносского дворца. Фрост так увлёкся своей идеей, что даже находил в словах Крития «точное описание сцен ловли диких быков, изображённых на знаменитых кубках из Вафио». Эти золотые кубки работы критских мастеров были найдены в селении Вафио, в Спарте.

    На Крите, писал Фрост, существовала островная держава, подобная Атлантиде. Он находил сходство и в политической организации и в общем облике города Посейдона с Кноссом, внезапно и трагически разрушенного вторжением врага, в результате чего минойское царство распалось.

    Фросту возражали очень многие. Ведь египетские жрецы Саисе говорили о великой морской державе «на далёком западе», которая пошла войной против народов Средиземноморья. Крит же, как известно, в отношении Египта лежит не на западе, а на севере.

    Таким образом, всем доказательствам Фроста прежде всего мешало географическое положение Крита — в Эгейском море, а не по ту сторону Гибралтарского пролива, как определённо говорил Платон.

    Большинство учёных считало Атлантиду Платона чистейшим вымыслом. Но сторонники Атлантиды им возражали: если рассказ Платона вымысел, то зачем надо было так подробно описывать географическое положение Атлантиды к придумывать кроме этого острова ещё какой-то западный материк?

    Платон писал: «Остров тот [Атлантида] был больше Ливии и Азии [Малой Азии, известной грекам], взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов — ко всему противолежащему материку [Америке], которым ограничивается тот истинный понт [Атлантический океан]. Ведь с внутренней стороны устья, о котором говорим [Гибралтарский пролив], море представляется только бухтой, чем-то вроде узкого входа. А то, что с внешней стороны можно назвать уж настоящим морем, равно как окружающую его землю [Американский материк], по всей справедливости — истинным и совершенным материком».

    По-видимому, Платон из каких-то источников знал о существовании Американского материка. Кроме того, Платону была известна его обширность. Он называет его «окружающим» море, «истинным и совершенным материком». Если посмотреть на географическую карту, то действительно Америка несколько загибается на восток, как на севере, так и на юге. Отплывая из Атлантиды на северо-запад, на запад и на юго-запад, древние мореплаватели встречали везде сушу, что и могло создать мнение об окружающем океан материке.

    Кроме того, из слов Платона следует, что море между Атлантидой и западным материком (Америкой) было обширнее, чем между Атлантидой и Европой. Всё это показывает, что географическое положение Атлантиды описано Платоном на основании каких-то определённых знаний и не может быть только игрой воображения. Может быть, Платон во время своей жизни в Египте, в Италии и в Сицилии получил сведения о западных странах Атлантики на основании того, что знали карфагенцы, этруски и другие мореплаватели западного Средиземноморья.

    Одиссей у царя Алкиноя

    Были и такие любители, которые сравнивали Атлантиду Платона с мифическим островом Схерия из поэмы Гомера «Одиссея». Эта поэма создана в VIII веке до нашей эры. В ней говорится о счастливом народе сказочных мореходов — феакийцах. В описании Схерии скрываются древнейшие представления о какой-то далёкой стране, образ которой, может быть, всецело мифичен или восходит к отдалённой, уже забытой, но исторической реальности.

    Странствования Одиссея действительно каким-то образом связаны с Атлантическим океаном. Когда Одиссей прибывает в «преисподнюю» — обиталище мёртвых, — он «… достигает далёких границ океана…». Остров нимфы Калипсо — дочери Атланта, — который Одиссей посетил до Схерии, предполагают, был расположен в океане «в 18 днях пути от Схерии». По-видимому, он лежал в центре океана: «… мы продвигались всё дальше и дальше над неизмеримой глубиной, между волн…» — говорит Одиссей. Описание городских стен, гаваней, городов; дворцов, кораблей на Схерии так и кажутся воспоминаниями об Атлантиде Платона.

    Исследователь географии «Одиссеи» — В. Берар — помешает Схерию, во всяком случае, за Гибралтарским проливом.

    В сущности, все странствования Одиссея были продолжительной борьбой с морским богом Посейдоном, основателем и богом Атлантиды. Действительно, сходство между Атлантидой Платона и городом Алкиноя в Схерии удивительно. Царевна Навсикая рассказывает Одиссею про город:

    «С бойницами стены его окружают.
    Пристань его с двух сторон огибает глубокая. Вход же
    В пристань стеснён кораблями, которыми справа и слева
    Берег уставлен, и каждый из них под защитною кровлей.
    Там же и площадь торговая вкруг Посейдонова храма,
    Твёрдо на тёсаных камнях огромных стоящего. Снасти
    Всех кораблей там, запас парусов и канаты в пространных
    Зданьях хранятся. Там гладкие также готовятся вёсла.
    Нам, феакийцам, не нужно ни луков, ни стрел. Вся забота
    Наша о мачтах и вёслах и прочных судах мореходных.
    Весело нам в кораблях обтекать многошумное море».

    Подойдя к дворцу Алкиноя, Одиссей был поражён его великолепием, «стоя в дверях перед медным порогом», он не решался его переступить.

    «Всё лучезарно, как в небе светлое солнце иль месяц,
    Было в палатах любезного Зевсу царя Алкиноя.
    Медные стены во внутренность шли от — порога и были
    Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали.
    Вход затворён был дверями, литыми из чистого злата,
    Притолки их из сребра утверждались на медном пороге.
    Также и косяк их серебряный был, а кольцо золотое».

    Большой зал освещался светом факелов, укреплённых в руках золотых статуй. Позади дворца благоухал удивительный сад. Два потока протекали через него. Один из них питал пруды, орошающие сад, другой уходил под землёю, под стены дворца, и жители города брали из него воду.

    Феакийцы считались лучшими моряками мира. Доставив затем Одиссея в Итаку, они тем самым вызвали гнев Посейдона. Царь Алкиной понял, что Посейдон мстит феакийцам. Их корабль на обратном пути в Схерию наткнулся на скалу. Алкиной предложил принести в жертву Посейдону двенадцать быков, чтобы «он сжалился над ними и не закрыл большой горой солнца для нашего города», как предсказал Навситой, сын Посейдона и отец Алкиноя.

    Сходство с Атлантидой Платона весьма любопытно, и оно вызвало предположение, что Гомер использовал предание о каком-то вулканическом острове, за который можно принять и Атлантиду, если она существовала. Несмотря на сходство, есть, конечно, и различия между «Критием» Платона и «Одиссеей» Гомера. Но всё же, вероятно, оба рассказа содержали элементы одного и того же предания в различных вариантах. И Атлантида и Схерия были расположены, по рассказам Платона и Гомера, на крайнем западе древнего мира и обеим угрожал гнев Посейдона. Но Гомер не рассказывает, подобно Платону, выполнил ли Посейдон свою угрозу и погибла ли Схерия. Может быть, Гомер, хотя и слышал о судьбе острова, решил лучше продолжить рассказ о приключениях своего героя в Итаке, и поэтому не описал гибели Схерии, которая не имела прямого отношения к его повествованию.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх