• Этнический состав Месоамерики
  • Географические границы Месоамерики
  • Районы Месоамерики.
  • Характерные черты культуры Месоамерики
  • Религия и обряды. Космогония и космология
  • Письменность
  • Общественно-политическое устройство
  • Технология
  • Архитектура
  • Военное дело
  • Сельское хозяйство
  • Украшения
  • Месоамерика

    Мы уже располагаем необходимыми данными для определения значения термина «Месоамерика». Как мы видели, человек перестал говорить невнятные фразы и бояться вызова, брошенного ему природой. Мало-помалу он приготовился к тому, чтобы его культуры в будущем стали классическими и составили целый исторический период. Однако эти исторические периоды, на значительно более высоком уровне, обнаружены лишь в двух из крупнейших регионов Америки – в Месоамерике и в зоне Анд.

    Среди других крупных регионов, не достигших такого высокого уровня развития, можно назвать низших и высших земледельцев, а также охотников на востоке и западе Соединённых Штатов, высших земледельцев в зоне чибча на юг от Месоамерики и, наконец, Амазонку. Остановимся на этом более подробно.

    Темой нашего исследования является Месоамерика. Что же означает этот термин? Какой смысл мы в него вкладываем? В действительности Месоамерика включает в себя как географическое, так и культурное понятие. Однако на пути к современному толкованию этого термина пришлось преодолеть различные ошибочные представления и неточности.

    На практике большинство американистов разделяют континент самым простым способом – на Северную и Южную Америку. Некоторые размещают между ними Мексику и Центральную Америку, получившую в североамериканской литературе название «Middle America» («Срединная Америка». – В. Г.) Оба деления не являются вполне одинаковыми.

    Если делить континент на север и юг, общепринятая биогеографическая разделительная черта проходит по реке Сан-Хуан, расположенной между Никарагуа и Коста-Рикой. Если речь идет о Мексике и Центральной Америке, то в это понятие включается территория между северной границей Мексики и восточной границей Панамы. Термин «Middle America» означает примерно то же самое, однако иногда он исключает север Мексики, а иногда включает и Антильские острова. Термин «Middle America», используемый этнографами США, не нов: начиная с прошлого века в том же смысле немецкий ученый Эдуард Зелер использовал понятие «Mittel Amerika».

    Для любого этнографа и археолога очевидно, что подобное деление бесполезно или приносит мало пользы при определении особенности культурных ареалов или установлении зоны взаимного влияния. Например, в первом случае в Северную Америку попадают такие культуры, как сумо, мискито, пайа и хикаке, которые в такой же степени «южноамериканские», как и индейцы языковой группы чибча в Центральной Америке. (В отношении индейцев хикаке связи с южноамериканскими языковыми группами (чибча) весьма спорны. ) На юге же отсутствует всякая однородность, поскольку там находятся такие различные культуры, как культура карибов, огнеземельцев и инков.

    С другой стороны, если исключить север Мексики, у культур, развивающихся в южной части этой страны и в Центральной Америке, нет ничего «североамериканского», скорее, они обладают чертами, сходными с «южноамериканскими», хотя, разумеется, и значительно отличаются от них.

    Существует и другое деление или географическая классификация. Для того чтобы охарактеризовать культурный уровень древних индейских культур, некоторые этнографы разделяют их на пять групп.

    1. Культура собирателей, охотников и рыболовов Северной Америки.

    2. Примитивные земледельческие культуры Северной Америки.

    3. Высокоразвитые земледельческие культуры («высокие культуры»).

    4. Примитивные земледельческие культуры Южной Америки.

    5. Культуры собирателей и охотников Южной Америки.

    Это деление представляется нам более точным, однако не следует забывать, что внутри огромных областей, занимаемых группами с таким же уровнем культуры, как у пяти вышеуказанных, встречаются более мелкие районы с более низким уровнем культуры, которые, без сомнения, сосуществуют с более высокой культурой. Это своего рода мини-области внутри сверхобластей. Так, например, среди примитивных земледельческих культур Северной Америки «юго-восток» и «юго-запад» будут сверхобластями, а внутри зоны высокоразвитых земледельческих культур можно выделить огромную сверхобласть, которая с 1943 г., согласно теории Пауля Кирхгофа, называется Месоамерикой. С этого времени мы получили, наконец, термин или концепцию или, точнее, сверхобласть, географические границы, этнический состав и культурные особенности которой позволяют нам выделить и таким образом глубже изучить регион, превосходящий по своему развитию остальные культуры континента и заслуживающий посему отдельного исследования.

    Прежде чем продолжить наше изложение, нужно уточнить, что Кирхгоф говорил о Месоамерике применительно к XVI в. Почему он ограничился этим периодом? Это легко объяснимо. Для XVI в. мы располагали многочисленными письменными источниками, которые предоставили нам информацию, дающую возможность определить географические, этнические и культурные границы Месоамерики. Кроме того, мы располагаем материалами многочисленных археологических исследований, осуществленными в этой сверхобласти.

    В данной работе мы рассматриваем Месоамерику в границах, определенных Кирхгофом в 1943 г. В дальнейшем по мере развития исследований (которые достигли значительного размаха) некоторые ученые предложили внести определенные изменения, касающиеся главным образом северной границы, хотя, как правило, во всех случаях речь идет о границах до XVI в. Нужно также указать и на то, что при попытке обозначения границ Месоамерики до XVI в. наша задача постоянно усложняется по мере удаления в глубь веков, данные становятся малочисленнее и проблематика сложнее.

    Этнический состав Месоамерики

    По мнению Кирхгофа, население, жившее на территории Месоамерики в XVI в., можно разделить на пять групп.

    1. Племена, говорящие на неклассифицированных до настоящего времени языках (тараско, куитлатекском, ленка и др.).

    2. Все племена языковых семей майя, соке и тотонакской. Некоторые исследователи объединяют языки этих трех семей, к которым, видимо, следует отнести и уаве, в группу под названием соке-майя или макромайя.

    3. Все племена, за исключением двух, из семьи отоми, чоко-пополока и миштека, которые, видимо, составляют вместе с семьей чоротега-манге отомангскую группу, и все племена семей трике, сапотекской и чинантекской, которых многие считают родственными с предыдущей группой и включают в большую семью макроотоманге.

    4. Все племена языковой группы науа, а также другие племена, входящие в юто-ацтекскую группу (включая кора и уичоль), классификация которых до настоящего времени окончательно не разработана.

    5. Все племена языковых семей тлапанека – субтиаба и текистлатекской, которые принадлежат к выделенной Сапиром хоканской группе.

    Таким образом, по данным самого Кирхгофа, анализ этнического состава Месоамерики в XVI в. на основе вышеприведенной информации демонстрирует следующее:

    а) из всех языковых семей, входящих в состав Месоамерики, только одна, отоми, включает некоторые компоненты (паме и хонас) – не исключено, что это два подразделения одного и того же племени, – не принадлежащие к этому культурному конгломерату;

    б) две языковые группы, образуемые некоторыми из упомянутых семей, соке-майя и макро-отоманге, в случае, если будет доказано их существование, размещались бы полностью на территории Месоамерики;

    в) племена, принадлежащие к этим двум группам, а также к семье науа, достигают, возможно в результате миграций, географических пределов Месоамерики как на севере (из группы соке-майя – уастеки, из макроотоманге – отоми, а из семьи науа – касканцы и мексиканцы), так и на юге (из группы соке-майя – чоль-чорти; из макроотоманге – чоротега, а из семьи науа – никарао).

    Мы уже указывали, что опираемся на информацию, изложенную Кирхгофом в 1943 г. и подтвержденную в 1960 г. Однако хотя в настоящее время многие специалисты не полностью согласны с этим анализом, мы оставляем эту проблему за рамками нашего исследования.

    Географические границы Месоамерики

    Проведенные ранее исследования, а также определение различных черт культуры, характерных для этой сверхобласти, позволили определить границы Месоамерики в XVI в. Эти черты культуры будут описаны несколько позже. В настоящее время мы лишь назовем среди групп, принадлежащих к месоамериканской культуре и занимавших в тот период южную часть сверхобласти, чоль-чорти, ленка (возможно также и матагальпа), субтиаба, никарао, чоротега-манге, что позволяет нам провести южную границу Месоамерики от устья реки Мотагуа, через озеро Никарагуа и до залива Никойя. (В I тыс южная граница Месоамерики проходила по западным районам Сальвадора и Гондураса )

    Районы Месоамерики.

    Так как на севере находились уастеки, мексиканцы из Меститлана, отоми и масагуа, тараски, кока, текуэше, каскан, часть сакатеков (некоторые сакатеки были собирателями-охотниками), тепеуанцы, акаше и моакрито, северную границу Месоамерики можно провести от устья реки Пануко, впадающей в Мексиканский залив, до реки Синалоа бассейна Тихого океана, через центральную впадину, которую пересекают реки Тула и Моктесума.

    Характерные черты культуры Месоамерики

    Мы можем перечислить лишь самые характерные особенности культуры Месоамерики. Одновременно следует уточнить, что многие из них характерны не только для Месоамерики, поскольку в их формировании принимали участие этнические группы из других сверхобластей. Хотя Кирхгоф и не делает этого, мы классифицировали особенности культуры в соответствии с различными разделами. Очевидно, что для многих из этих черт культуры можно было бы использовать и более дробное деление.

    Религия и обряды. Космогония и космология

    Чередующиеся разрушения и сотворения мира, 13 или 9 циклов, земля и 9 преисподних (подземных миров). Сложный пантеон богов, возглавляемый двуединым богом или супружеской парой – созидательницей.

    Постоянные и переменные священные праздники. Использование двух календарей – 365-дневного солнечного и 260-дневного ритуального. Сочетание этих двух календарей давало 52-летний цикл.

    Деревянный барабан с двумя клапанами.

    Каннибализм.

    Исповедь в моральных прегрешениях.

    Использование бумаги и резины.

    Игра «воладор» («летающий»).

    Паровая баня.

    Человеческие жертвоприношения.

    Сжигание людей живьем и извлечение их сердец.

    Сдирание кожи.

    Окропление святилищ кровью жертв.

    Самобичевание.

    Кровопускание из языка, ушей, ног и половых органов.

    Использование в качестве одежды кожи людей, принесенных в жертву.

    Принесение в жертву перепелов.

    Магические числа 13, 4 и 9.

    Письменность

    Иероглифическая письменность.

    Использование чисел со значением в зависимости от занимаемой позиции.

    Сброшюрованные книги (кодексы). Исторические летописи и карты.

    Общественно-политическое устройство

    Патрилинейные кланы типа кальпулли.

    Военные ордена Орла и Ягуара.

    Торговцы, бывшие одновременно послами и шпионами.

    Классовая структура.

    Знать, жречество и масеуали (простолюдины).

    Рынки, специализирующиеся в зависимости от товара.

    Технология

    Шлифовка обсидиана.

    Медные трубочки для сверления камней.

    Приспособления для плетения корзин.

    Плоты с поплавками-тыквами.

    Применение глиняных сковородок для изготовления кукурузных лепешек (тортильяс).

    Металлы.

    Наконечники для копий и дротиков из различных материалов.

    Шила, скребки, резцы, вороты, шлифовальные инструменты.

    Архитектура

    Каменные или глиняные строения.

    Ступенчатые пирамиды.

    Оштукатуренные полы и стены, зачастую с полихромным декором или росписями.

    Внутренние дворы со специальным кольцом для игры в мяч.

    Мощеные дороги.

    Висячие мосты.

    Подземные печи.

    Военное дело

    Деревянные мечи с кремниевыми и обсидиановыми лезвиями по краям.

    Плетеные щиты с двумя ручками.

    Головы врагов в качестве трофеев.

    Копья.

    Глиняные шарики («пули») для выдувных трубок («духовых ружей»).

    Использование лука и стрел (в том числе и для охоты).

    Войны с целью захвата пленников для жертвоприношений («Цветочная война»).

    Сельское хозяйство

    Использование коа – (палок-копалок).

    Чинампы – создание огородов на отвоеванной у озера земле.

    Обработка земли вручную.

    Выращивание кукурузы, тыквы, перца, фасоли, магея (для изготовления медовухи, сиропа, пульке и бумаги, а также шипов для жертвоприношений), какао, картофеля, хлопка, сладкой юкки, ананаса, авокадо, папайи, сапота и различных сортов сливы.

    Помол кукурузы вместе с пеплом и известью (ништамаль).

    Ирригация.

    Украшения

    Использование кроличьих шкур для украшения тканей.

    Корсеты из хлопка.

    Тюрбаны.

    Сандалии на каблуках.

    Военная одежда из цельного куска ткани.

    Нагубные кольца и сережки, ожерелья, браслеты, перстни и пекторали, изготавливаемые нередко из драгоценных металлов.





     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх