• 5.1 Применяемость
  • 5.2 Представления о качестве программного обеспечения
  • 5.2.1 Представление пользователя
  • 5.2.2 Представление разработчика
  • 5.2.3 Представление руководителя
  • 5.3 Модель процесса оценивания
  • 5.3.1 Установление требований к качеству
  • 5.3.2 Подготовка к оцениванию
  • 5.3.2.1 Выбор метрик (показателей) качества
  • 5.3.2.2 Определение уровней ранжирования
  • 5.3.2.3 Определение критерия оценки
  • 5.3.3 Процедура оценивания
  • 5.3.3.1 Измерение
  • 5.3.3.2 Ранжирование
  • 5.3.3.3 Оценка
  • 5 РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА

    5.1 Применяемость

    Настоящий стандарт применяется для установления требований к качеству программного обеспечения и оценивания (измерения, ранжирования и оценки) программных продуктов, включая:

    - определение требований к качеству программной продукции;

    - оценивание технических требований к программному обеспечению при контроле за тем, чтобы требования качества были удовлетворены в процессе разработки;

    - описание признаков и свойств (атрибутов) внедренного программного обеспечения (например в руководствах пользователя);

    - оценивание разработанного программного обеспечения перед его поставкой;

    - оценивание программного обеспечения перед приемкой.

    Существуют только несколько общепринятых метрик для характеристик, описанных в настоящем стандарте. Организации и группы по стандартизации могут устанавливать свои собственные модели процесса оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими характеристиками, для охвата различных областей применения и стадий жизненного цикла. В тех случаях, когда соответствующие метрики отсутствуют и не могут быть разработаны, иногда пользуются словесными описаниями или «приблизительными методами».

    При использовании шести характеристик качества в целях описания и оценивания также необходимо установить уровни ранжирования и критерии конкретно для данной организации или для данного применения, или для того и другого.

    Должны быть установлены метрики, уровни ранжирования и критерии применительно к оценке качества, когда обмениваются результатами оценивания.

    Хотя отсутствует общепринятая система классификации программного обеспечения, имеется несколько общепринятых классов программного обеспечения. Важность каждой характеристики качества меняется в зависимости от класса программного обеспечения. Например, надежность наиболее важна для программного обеспечения боевых критичных систем, эффективность наиболее важна для программного обеспечения критичных по времени систем реального времени, а практичность наиболее важна для программного обеспечения диалога конечного пользователя.

    Важность каждой характеристики качества также меняется в зависимости от принятых точек зрения.

    5.2 Представления о качестве программного обеспечения

    Имеется несколько представлений о качестве, некоторые из которых обсуждаются ниже.

    5.2.1 Представление пользователя

    Определение качества по ИСО 8402 отражает представление пользователя так же, как и характеристики, определенные в настоящем стандарте.

    Пользователи в основном проявляют заинтересованность в применении программного обеспечения, его производительности и результатах использования. Пользователи оценивают программное обеспечение без изучения его внутренних аспектов или того, как программное обеспечение создавалось.

    Пользователя могут интересовать следующие вопросы:

    - Имеются ли требуемые функции в программном обеспечении?

    - Насколько надежно программное обеспечение?

    - Насколько эффективно программное обеспечение?

    - Является ли программное обеспечение удобным для использования?

    - Насколько просто переносится программное обеспечение в другую среду?

    5.2.2 Представление разработчика

    Процесс создания требует от пользователя и разработчика использования одних и тех же характеристик качества программного обеспечения, так как они применяются для установления требований и приемки. Когда разрабатывается программное обеспечение для продажи, в требованиях качества должны быть отражены предполагаемые потребности,

    Так как разработчики отвечают за создание программного обеспечения, которое должно удовлетворять требованиям качества, они заинтересованы в качестве промежуточной продукции так же, как и в качестве конечной продукции. Для того, чтобы оценить качество промежуточной продукции на каждой фазе цикла разработки, разработчики должны использовать различные метрики для одних и тех же характеристик, потому что одни и те же метрики неприменимы для всех фаз жизненного цикла. Например, пользователь понимает эффективность в терминах времени реакции, тогда как разработчик использует в проектной спецификации термины длины маршрута и времени ожидания и доступа. Метрики, применяемые для внешнего интерфейса продукции, заменимы метриками, применяемыми для ее структуры.

    Представление пользователя должно также включать представление о характеристиках качества, требуемое тем, кто сопровождает программное обеспечение.

    5.2.3 Представление руководителя

    Руководитель может быть более заинтересован в общем качестве, чем в конкретной характеристике качества, и по этой причине будет нуждаться в определении важности значений, отражающих коммерческие требования для индивидуальных характеристик.

    Руководителю может также потребоваться сопоставление повышения качества с критериями управляемости, такими как плановая задержка или перерасход стоимости, потому что он желает оптимизировать качество в пределах ограниченной стоимости, трудовых ресурсов и установленного времени.

    5.3 Модель процесса оценивания

    Схема 1 отражает основные этапы, требуемые для оценивания качества программного обеспечения, начиная с характеристик качества, определенных в настоящем стандарте. Ряд детальных процедур, таких как анализ и проверка метрик, на схеме 1 не показаны.


    Процесс состоит из трех стадий: установление (определение) требований к качеству, подготовка к оцениванию и процедура оценивания. Данный процесс может применяться в любой подходящей фазе жизненного цикла для каждого компонента программной продукции.

    5.3.1 Установление требований к качеству

    Целью начальной стадии является установление требований в терминах характеристик качества и возможных комплексных показателей (подхарактеристик). Требования выражают потребности внешнего окружения для рассматриваемой программной продукции и должны быть определены до начала разработки. Так как программная продукция разделяется на основные компоненты, требования для продукции в целом могут отличаться от требований для отдельных компонентов.

    5.3.2 Подготовка к оцениванию

    Целью второй стадии является подготовка основы для оценивания.

    5.3.2.1 Выбор метрик (показателей) качества

    Способ, которым определялись характеристики качества, не допускает их непосредственного измерения. Существует потребность в установлении метрик (показателей), которые соотносятся с характеристиками программной продукции. Каждый количественный признак и каждое количественно оцениваемое взаимодействие программного обеспечения с его окружением, которые соотносятся с характеристикой, могут быть приняты в качестве метрики (показателя).

    Метрики могут по-разному зависеть от окружения и фаз процесса разработки, в которых они используются. Метрики, используемые в процессе разработки, должны быть соотнесены с соответствующими метриками пользователя, потому что метрики из представления пользователя являются решающими.

    5.3.2.2 Определение уровней ранжирования

    Количественные признаки могут быть измерены, используя метрики качества. Результат, т.е. измеренное значение, отображается в масштабе. Данное значение не показывает уровень удовлетворения требований. Для этой цели данные шкалы должны быть разделены на диапазоны, соответствующие различным степеням удовлетворения требований (см. схему 2). Так как качество относится к конкретным потребностям, общие уровни ранжирования невозможны. Они должны определяться для каждого конкретного оценивания.


    5.3.2.3 Определение критерия оценки

    Для определения качества продукции результаты оценивания различных характеристик должны быть подытожены. Оценщик должен подготовить для этого процедуры, используя, например, таблицы решений или средние взвешенные. Процедура обычно включает другие аспекты, такие как время и стоимость, которые способствуют оценке качества программной продукции в конкретных условиях эксплуатации;

    5.3.3 Процедура оценивания

    Последняя, стадия модели процесса оценивания уточняется по трем этапам, называемым «измерение», «ранжирование» и «оценка».

    5.3.3.1 Измерение

    Для измерения выбранные метрики применяются к программной продукции. Результатом являются значения в масштабах метрик.

    5.3.3.2 Ранжирование

    На этапе ранжирования устанавливается уровень ранжирования для измеренного значения (см. схему 2).

    5.3.3.3 Оценка

    Оценка является последним этапом процесса оценивания программного обеспечения, на котором обобщается множество установленных уровней. Результатом является заключение о качестве программной продукции. Затем обобщенное качество сравнивается с другими факторами, такими, как время и стоимость. Окончательное решение руководства принимается на основе критерия управляемости. Результатом является решение руководства по приемке или отбраковке, или по выпуску или невыпуску программной продукции.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх