• С музыкой по жизни / Тестируем стереонаушники
  • Ультракомпактный фотоаппарат Casio EX-Z40
  • Паяльник / Со скоростью света
  • Hard

    С музыкой по жизни / Тестируем стереонаушники

    Алексей Малашин

    test_lab (tesl_lab@gameland.ru)

    test_lab благодарит за предоставленное на тестирование оборудование компанию «Мультимедиа Клуб» (т.: 943-92-90).

    Для теста были выбраны мониторные наушники, поскольку о крупногабаритных системах уже не раз писалось во всевозможных обзорах. Головные телефоны позволяют отключиться от внешнего мира и послушать некоторое время приятную музыку на нужной громкости, не мешая, вместе с тем, окружающим. Все представленные модели подходят под класс прилегающих к ушам систем стоимостью до $150.

    Технологии

    Наушники, как и обычная акустика, состоят из нескольких основных частей – звуковоспроизводящей мембраны (диффузор), магнита и катушки (обеспечивающей раскачку мембраны в разные стороны), по которой протекает электрический сигнал. Для подведения звука к ушной раковине динамики располагаются непосредственно около уха, но для комфортной работы металл и пластик не подходят, поэтому придумали мягкие амбушюры (которые служат некоторой прокладкой и контактируют непосредственно с ухом). Как правило, они сделаны из звуконепроницаемого материала и обладают гибкой структурой (чтобы максимально удобно охватывать ухо). По способу прилегания наушники делятся на три типа:

    Circumaural – амбушюры полностью охватывают ушную раковину;

    Supraaural – амбушюры прилегают к уху;

    Intraaural – вставляющиеся внутрь уха наушники (не принимали участия в нашем тестировании).

    Также наушники могут быть закрытыми, открытыми и полуоткрытыми. У первых связь с внешней средой отсутствует и слышны только звуки, воспроизводимые динамиками наушников. Недостатками такой конструкции являются сравнительно большой вес, отсутствие вентиляции, гулкость басов, однако наиболее качественное звучание имеют именно эти наушники. В открытых наушниках можно услышать не только музыку, но и посторонние шумы, зато вся система в целом является компактной и легкой (минус – отсутствие глубины у низких частот). Третьи же совмещают в себе плюсы закрытых и открытых телефонов и являются наиболее удобными для частого продолжительного использования.

    Чтобы доставить мелодию до слушателя с минимальными искажениями, производители придумали ряд технологических приемов: для увеличения мощности стали использовать специальные магниты из неодима (которые более сильные, чем обычные), для более естественного звучания разработали полимерные мембраны. Избавиться от потерь сигнала помогают провода из бескислородной меди, причем разъемы проводов покрывают золотом для обеспечения более качественного контакта.

    Методика тестирования

    1. Для прослушивания музыки через компьютер использовалась программа Apollo, в плей-лист которой были добавлены композиции (разных стилей музыки) с битрейтом 190 kbps.

    2. Для оценки воспроизведение резких звуков использовалась программа Unreal Tournament 2004, где особое внимание обращалось на воспроизведение всевозможных игровых эффектов.

    3. Далее мы использовали композиции из пункта 1 на MP3-Flash плеере MPIO FL-100 (чтобы понять, можно ли конкретную модель использовать с портативной техникой).

    4. На работу с каждой парой наушников отводилось около двух часов для определения удобства посадки и степени уставания при длительном использовании.

    Sennheiser HD 280 Pro

    Тип: закрытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 8-25000 Гц

    Искажения: <0.1%

    Сопротивление: 64 Ом

    Чувствительность: 102 дБ

    Регуляторы: откидные амбушюры

    Длина кабеля: 1-3 м (спиральный шнур)

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 285 г

    При первом использовании сразу ощущается немалый вес наушников (по сравнению с другими моделями), однако постепенно к этому привыкаешь и особого дискомфорта при работе не чувствуешь. Эта система была разработана в первую очередь для ди-джеев (и на радио), а также профессионалов в области музыки. Практически полная изоляция от внешних шумов и прекрасное воспроизведение композиций действительно возводят ее в ранг отличной системы (нижнюю частоту воспроизведения в 8 Гц способно выдать не всякое оборудование).

    В прилагающейся инструкции подробно рассказывается о том, как можно разобрать и заменить практически любую часть системы, и о проведении чистки. Складная конструкция амбушюров позволяет без проблем производить транспортировку устройства, а их поворот обеспечивает возможность одностороннего мониторинга. Пружинный провод оказывается немного неудобен при использовании совместно с устройствами воспроизведения звука, находящимися с правой стороны, поскольку кабель будет мешать работе, провисая над руками.

    Sennheiser HD 212 Pro

    Тип: закрытые мониторные, supraaural

    Частотный диапазон: 12-19000 Гц

    Искажения: <0.2%

    Сопротивление: 32 Ом

    Чувствительность: 112 дБ

    Регуляторы: отсутствуют

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 220 г

    Наушники подойдут как профессионалам, так и просто любителям качественного звука. Продвинутые материалы позволяют выделить низкие частоты, благодаря чему обеспечивается мощный глубокий (насколько это можно сказать о таком типе акустики) бас, что должно понравиться любителям современной ритмичной музыки. Из-за технологии (прилегание к ушам) низкие звуки несколько гундят, но высокие частоты вне всяких похвал. Поскольку исполнение прилегающих к ушам частей закрытое, можно не волноваться за окружающих, прослушивая композиции даже на очень высокой громкости. При длительном использовании возникает некоторый дискомфорт – дужка слишком тугая и наушники ощутимо давят.

    Довольно удобна конструкция со снимающимися амбушюрами и возможностью замены отделки (мягкой части) позволяет продлить срок службы всей системы. Сделанные из бескислородной меди провода и позолоченные коннекторы исключают возникновение посторонних искажений и шумов, а входящий в комплект адаптер на 6.3 мм обеспечивает возможность использования системы вместе с профессиональной аппаратурой.

    Sennheiser HD 570

    Тип: открытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 18-22000 Гц

    Искажения: <0.2%

    Сопротивление: 64 Ом

    Чувствительность: 102 дБ

    Регуляторы: отсутствуют

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 210 г

    Очень приятные по ощущениям наушники (велюровые амбушюры и мягкая легкая дужка сохраняют чувство комфорта даже при использовании очень продолжительное время) полностью охватывают ухо, но по конструкции являются открытыми (то есть полной изоляции от внешнего мира нет). Благодаря расширенному динамическому диапазону (особенно поднятой верхней границе) система наиболее подходит для прослушивания симфонических композиций (что и отражено в названии – «Symphony”). Из-за особенностей конструкции (открытая система, со специальными облегченными катушками и усиленными магнитами) бас звучит более мягко, нежели у предыдущей модели того же производителя, а высокие частоты в некоторых случаях становятся настолько пронзительными, что приходится специально занижать их в эквалайзере.

    Съемный трехметровый кабель из бескислородной меди удобен тем, что является съемным (конец, подключающийся к наушникам, имеет стандартный разъем MiniJack 2.5 мм), а само соединение происходит лишь с одной стороны. Высокое сопротивление не позволяет использовать хэдфоны совместно с переносной техникой (MP3– или CD-плеером), поскольку громкости в сильно зашумленном месте будет не хватать из-за малой мощности усилителя.

    Sennheiser HD 500

    Тип: открытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 14-21000 Гц

    Искажения: <0.2%

    Сопротивление: 32 Ом

    Чувствительность: 105 дБ

    Регуляторы: отсутствуют

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 210 г

    Конструкция очень похожа на предыдущую, но имеет несколько иные характеристики – меньшее сопротивление позволяет получить приемлемую мощность (в метро можно забыть о грохоте поезда), а сниженный диапазон частот дает более глубокий бас. Эта система так же достаточно удобна – расширенная дужка снижает нагрузку на голову и позволяет носить наушники в течение нескольких часов без отрыва от прослушивания музыки. Амбушюры в отличие от предыдущей модели выполнены из кожи (что, как нам кажется, менее удобно), а такой же поворотный механизм обеспечивает «анатомичность» принимаемой системой формы. Более всего эти наушники подходят для мягких композиций (не хард-трэш-рока), где наиболее полно проявляются все плюсы устройства.

    Sony MDR 7506

    Тип: закрытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 10-25000 Гц

    Искажения: <0.05%

    Сопротивление: 63 Ом

    Чувствительность: 106 дБ

    Регуляторы: складные

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 230 г

    Высококачественное устройство, произведенное компанией Sony, позволяет полностью погрузиться в мир звуков и забыть обо всем. Музыка, воспроизводимая акустической системой, просто бесподобна (широкий диапазон частот позволяет во всей красе услышать и гулкий гром тамтамов, и тонкое пение скрипки), причем отлично звучат не только классические, но и современные композиции с четким ритмом.

    О конструкции можно сказать, что она весьма и весьма продуманная, а заявленные тесты на прочность (механические) обещают выдерживать нагрузки даже в жестких условиях эксплуатации. Наушники умеют складываться в компактный мешочек (который входит в комплект) и в этом состоянии занимают очень мало места. Подключаются они к звуковоспроизводящему устройству посредством пружинного кабеля (который легко растягивается до трех метров) из бескислородной меди (тем самым обеспечивается надежный канал для сигнала). Примененные в «ушах» неодимовые магниты обеспечивают повышенную мощность и глубину сигнала.

    Sony MDR 7505

    Тип: закрытые мониторные, supraaural

    Частотный диапазон: 10-25000 Гц

    Искажения: N/A

    Сопротивление: 40 Ом

    Чувствительность: 106 дБ

    Регуляторы: складные

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 220 г

    По характеристикам воспроизведения звука эта модель довольно схожа с Sony MDR 7506. Различия только в конструкции. Во-первых, наушники являются больше supra-, чем circumaural (хотя здесь вопрос неоднозначный), но из-за уменьшенных амбушюр ощущается значительный дискомфорт при прослушивании музыки более получаса (особенно это почувствуют люди, пользующиеся очками, поскольку дужки сильно прижимаются к голове). Во-вторых (и это скорее плюс), сами динамики являются откидными и поворотными (сохранилась складная система и добавился разворот на 90 градусов, что будет удобным для мониторинга «в одно ухо»). Остальные фишки, как то: неодимовый магнит, увеличенная мембрана, кабель из бескислородной меди и золотое покрытие контактов – по-прежнему имеют место быть.

    AKG K101

    Тип: полуоткрытые, supraaural

    Частотный диапазон: 18-22000 Гц

    Искажения: N/A

    Сопротивление: 19 Ом

    Чувствительность: 101 дБ

    Регуляторы: самонастраивающаяся дужка

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 160 г

    Более всего наушники AKG K101 подходят для использования с карманными плеерами или для работы в качестве звукового дополнения компьютера, поскольку специально облегчены и достаточно устойчиво держатся на голове (можно заниматься спортом). Полуоткрытая конструкция предполагает проникновение части звуков окружающей обстановки, но вместе с тем обеспечивается проветривание ушной раковины (что немаловажно при активном образе жизни). Звучание, конечно же, не дотягивает до профессиональной Hi-Fi-техники, однако наушники по своим параметрам обгоняют некоторое более дорогие аналоги. Низкие частоты воспроизводились достаточно точно и качественно, правда, немного не хватает глубины, а с высоким же диапазоном особых проблем замечено не было – звуковая картина четкая и ясная.

    AKG K271

    Тип: закрытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 16-28000 Гц

    Искажения: <0.3%

    Сопротивление: 55 Ом

    Чувствительность: 91 дБ

    Регуляторы: автоподстраивающаяся дужка

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 240 г

    AKG K271 представляют собой вариацию закрытых мониторных наушников, и это позволяет избежать наслаивания звуков внешней среды на музыкальные композиции. Система предназначена для применения в профессиональных целях, однако неплохо показала себя и в нашем тесте. Звучание музыки оказалось хорошим (во многом благодаря технологии Varimotion, которая обеспечивает естественный звук без искажений во всем диапазоне частот), а конструкция весьма продуманной. При долгой работе с этой акустикой дискомфортные ощущения отсутствуют, а самонастраивающаяся широкая дужка обеспечивает надежное и вместе с тем удобное крепление на голове. Съемный кабель длиной три метра имеет с одной стороны стандартный мини-джэк (переходничек на джэк прилагается), а к наушникам присоединяется стандартный трехпиновый (mini-XLR) разъем, так что с заменой провода проблем возникнуть не должно.

    AKG K240

    Тип: полуоткрытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 15-20000 Гц

    Искажения: <0.25%

    Сопротивление: 600 Ом

    Чувствительность: 88 дБ

    Регуляторы: саморегулирующаяся дужка

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 240 г

    Эта система относится к классу высококачественной Hi-Fi-аппаратуры, причем классическая конструкция обеспечивает наиболее чистое звучание – примененные мощные магниты дают жесткий бас, а активная диафрагма призвана улучшить качество звука. Систему не удастся использовать без дополнительного усилителя с обыкновенным плеером или компьютером, поскольку сопротивление наушников весьма большое, но они на это и не рассчитаны, ведь область использования AKG K240 обозначается как профессиональная.

    Большие, охватывающие уши амбушюры сделаны с расчетом на длительное использование, и действительно – после прослушивания музыки в течение полутора часов никаких болезненных ощущений не возникло. Самоподстраивающаяся дужка помогает наиболее оптимально закрепить наушники на голове, однако надежность такого крепления очень невысокая.

    AKG K66

    Тип: полуоткрытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 18-22000 Гц

    Искажения: <1%

    Сопротивление: 32 Ом

    Чувствительность: 96 дБ

    Регуляторы: автоподстройка высоты дужки

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: 210 г

    Неплохой вариант наушников бюджетного класса. Свою стоимость система отрабатывает сполна, воспроизводя достаточно чистый и вместе с тем сочный звук. Сказать, что это – акустика высшего класса, нельзя, однако она является не самым худшим образцом. Нам показалась не совсем удобной система с самонастраивающейся дужкой, поскольку устойчивость на голове в этом случае весьма слабая и при резких поворотах вся конструкция сваливается. Что касается физических ощущениях при прослушивании, то из-за слабой дужки давление на уши минимальное и с наушниками можно работать достаточно продолжительное время, а полуоткрытые амбушюры способствуют проветриванию околоушного пространства. Низкое сопротивление способствует применению AKG K66 совместно с маломощной аппаратурой (вроде карманного плеера), но при сильной зашумленности внешней среды получить удовольствие от музыки не получится (все-таки система не полностью изолирует от окружающего мира).

    Nady QH 660

    Тип: закрытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 20-20000 Гц

    Искажения: N/A

    Сопротивление: 32 Ом

    Чувствительность: 107 дБ

    Регуляторы: поворотные амбушюры

    Длина кабеля: 2.9 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: N/A

    Наушники более всего призваны стать спутником ди-джея, поскольку имеется весьма удобная функция разворота амбушюр на 90 градусов, что позволяет осуществлять мониторинг музыки. Мягкий велюровый материал амбушюр обеспечивает комфортную работу весьма долгое время. Конструкция системы такова, что на голове наушники крепятся прочно и надежно, а шарнирный подвес динамиков дает наиболее удобное облегание ушной раковины. При настройке длины дужка системы кажется хлипкой (узлы крепления имеют значительный люфт) и в экстремальных условиях она может отломиться. По звучанию же это действительно неплохая система, с мягким сочным басом (который обеспечивается мощными неодимовыми магнитами) и чистыми высокими частотами, однако для профессионального применения может не хватить динамического диапазона.

    Nady QH 360

    Тип: открытые мониторные, circumaural

    Частотный диапазон: 20-22000 Гц

    Искажения: N/A

    Сопротивление: 64 Ом

    Чувствительность: 106 дБ

    Регуляторы: дужка с функцией автонастройки

    Длина кабеля: 3 м

    Штепсель: MiniJack (3.5 мм) + адаптер на 6.3 мм

    Вес: N/A

    Конструкция наушников (мягкие приятные амбушюры, широкая лента дужки с автонастройкой длины) обеспечивает их удобную и прочную посадку на голове, и использовать систему можно сколь угодно долгое время без накопления усталости в области ушной раковины. Созданные для применения совместно с качественными источниками цифрового звука, динамики наушников прекрасно воспроизводят низкие частоты, на высоких же инструментах качество также остается весьма неплохим. А хорошая чувствительность обеспечивает воспроизведение громкого мощного звука. Открытое устройство наушников обеспечивает естественность и комфортность прослушивания музыки.

    Выводы

    Протестировав двенадцать пар наушников, мы сделали единственный вывод: сначала стоит определиться с областью применения системы, а перед покупкой акустического устройства нужно обязательно послушать и проверить его на себе, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Среди всех сегодняшних систем стоит выделить две. Первая – Sony MDR 7506 – показала наивысшее качество звука и удобное крепление на голове, и именно этим наушникам отдается награда «Выбор редакции». Вторая же – Sennheiser HD 212 Pro – также очень удобна в использовании и обладает очень чистым и приятным звучанием, поэтому для нее остается награда «Лучшая покупка».

    Тестовый стенд:

    Материнская плата: ASUS A7V333 (BIOS ver 1018.1b)

    Процессор: AMD Athlon(tm) XP 1800+ 1.52GHz

    Память: Hyundai 256Mb DDR PC2700

    Видеокарта: ATI Radeon 9000

    Аудиокарта: Yamaha YMF747

    ОС: Windows XP Professional EN Corp Edition (SP2)

    ПО: Apollo 37zc, Unreal Tournament 2004, WinDVD 5

    Дополнительное оборудование: MPIO FL-100, Casio WK-3500, ToshibaTV

    Список протестированного оборудования

    1. Sennheiser HD 280 Pro

    2. Sennheiser HD 212 Pro

    3. Sennheiser HD 570

    4. Sennheiser HD 500

    5. Sony MDR 7506

    6. Sony MDR 7505

    7. AKG K101

    8. AKG K271

    9. AKG K240

    10. AKG K66

    11. Nady QH 660

    12. Nady QH 360

    Ультракомпактный фотоаппарат Casio EX-Z40

    Александр Иванов

    test_lab (test_lab@gameland.ru)

    Светочувствительная матрица: CCD, 1/2,5 дюйма. 4.0 MPix

    Максимальное разрешение, px: 2304x1728

    Фокусное расстояние объектива, мм: 5,8-17,4 (35-105 в 35-мм эквиваленте)

    Апертура: F2.6/F4.3

    Выдержка: 1/2000-4 с

    Чувствительность матрицы, ISO: 50, 100, 200, 400

    Встроенная память, Mб: 9.7

    Используемые карты памяти: SD/MMC

    Формат файлов: JPEG (EXIF) – изображения, MJPEG – ролики

    Видоискатель: оптический, 3x zoom

    ЖК-дисплей: TFT 2.0”, 84960 пикселей

    Интерфейсы: USB

    Габариты (ДxШxВ), мм: 87x57x23 (со сложенным объективом)

    Камеры класса “компакт”, как правило, являются модным аксессуаром, поэтому им просто необходимо выглядеть стильно, не обременять карманы владельца большим весом и габаритами и иметь при этом сносное качество изображения. Сегодня мы представляем твоему вниманию миниатюрную цифровую камеру Casio Exilim EX-Z40 с 4-мегапиксельной матрицей. Поклонники тотальной миниатюризации будут обрадованы тем, что в таком малюсеньком корпусе уместились еще и видеокамера, способная создавать короткие ролики со звуком, и цифровой диктофон.

    Устройство

    Несмотря на малые габариты камера имеет все атрибуты, присущие полноразмерным фотособратьям. В наличии 3-кратный ZOOM-объектив производства Pentax, матрица высокого разрешения и возможность ручного управления большинством съемочных параметров. Интересна комплектация: устройство поставляется на рынок не “голышом”, а вместе с удобной док-станцией. Именно через нее осуществляется зарядка аккумулятора и перекачка фотографий в компьютер. Наличие подобного кредла освобождает пользователя от необходимости возиться с вечно падающими под стол проводами и отдельными зарядными устройствами: просто поставил камеру в гнездо – и готово! Другим преимуществом кредла является его устойчивость к механическим воздействиям: воткнутый в камеру кабель можно слегка дернуть и повредить разъем, а с плотно сидящей в док-станции камерой такого не произойдет.

    При первом же опыте работы с Casio EX-Z40 приятно удивляет полная и качественная русификация всех пунктов меню управления. Его структура и логика управления также достаточно продуманны, режимы работы вспышки, диапазоны фокусировки, баланс белого могут быть изменены вручную, даже если выбрана одна из сюжетных программ.

    Традиционным недостатком незеркальных цифровых фотоаппаратов принято считать низкую скорость работы. Редко когда удается заснять зевающего за соседней партой сокурсника: камеру нужно включить, подождать, пока объектив наведется на резкость и сам кадр будет непосредственно снят. В Casio EX-Z40 решена одна из этих проблем – вдобавок к обычным режимам придуман режим “панорамного автофокуса”. Хитрость заключается в том, что камере не надо долго и тщательно определять расстояние до объекта, так как автоматика примерно оценивает дистанцию, грубо фокусируется и прикрывает диафрагму, тем самым выставляя большую глубину резкости. В итоге, довольно резкий снимок получается намного быстрее.

    Качество снимков

    Мы сделали несколько съемочных серий, что бы иметь представление о том, насколько хорошо работает этот фотоаппарат. Благодаря чувствительности матрицы в 50 единиц ночные кадры получаются весьма малошумными, а возможность ручного выставления баланса белого помогает справиться с освещением ночного города разными по цветовой температуре светильниками. Макросъемка тоже на высоте, максимальное увеличение таково, что обыкновенный спичечный коробок не умещается в кадр. Уверенная работа автоматического баланса белого в дневное время, сочетающаяся с хорошей цветопередачей, делает эту камеру пригодной для съемок на природе.

    Выводы

    Знаток в деле создания ультракомпактных камер, компания Casio в очередной раз порадовала своих покупателей. Фотоаппарат Casio EX-Z40 обладает малыми размерами и весом, места в кармане занимает не более чем колода игральных карт, но при этом фотоснимки, полученные с его помощью, радуют глаз четкостью, низкой зернистостью и яркими цветами.

    Паяльник / Со скоростью света

    Ne01eX

    (Ne01eX@rambler.ru, www.alexhak.narod.ru)

    Тебе, наверное, знакома ситуация: друзья, обломавшись войти в подъезд, с радостным видом спешат известить о своем приходе, кинув что-нибудь тяжелое типа кирпича тебе в окно. Устал менять стеклопакеты? Тогда это статья для тебя!

    До того как

    Согласно второму закону Ньютона, ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально силе, действующей на него. Прочность оконного стекла напрямую зависит от его толщины. Кинетическую энергию кирпича, брошенного другом, рассчитать, в принципе, можно, но придется принять во внимание количество выпитого другом пива. К сожалению, эта величина зачастую не является константой, а это значит, что придется считать, используя некоторые законы из теории вероятности. Что, уже взял в руки калькулятор? Не стоит, возьми лучше паяльник: считать – удел ботанов, а не жестянщиков, и потому будем решать эту проблему более радикальным способом – сделаем дистанционный мегазвонок.

    И радикалом будет обыкновенный псевдолазерный брелок. А называется он так потому, что внутри его не что иное, как китайское подобие полупроводникового лазера – этакий гиперболоид инженера Гарина ХХ века. Предлагаю взглянуть на рис. 1.

    Открою большой секрет товарища Н.Г. Басова: в лазерах любого типа (рубиновом, газовом, полупроводниковом и т.д.) нет никакого намека на линзы (в источнике – да, но ничто не мешает поставить оптическую систему на выходе лазера – прим. AvaLANche'а), потому как последние преломляют свет, а по теории (и на практике тоже) лазер должен обеспечивать параллельное и однонаправленное когерентное излучение. Короче, лажа это все… Но эту лажу за неимением какой-либо другой на придется использовать. Применений ей множество, и Спец уже писал об этом.

    Кентатор

    Схему этого нехитрого девайса ты можешь увидеть на рис. 2. В нем всего четыре детали. Сам девайс представляет собой фотореле. Самой главной деталью в нашем реле является фотодиод. Фотодиод отличается от обычного диода тем, что начинает проводить ток, только когда освещен. Тогда он открывается, но по-прежнему проводит ток лишь в одном направлении. Этим свойством мы и воспользуемся. Когда мы наводим луч нашего брелока на фотодиод VD1, он открывается, через резистор R1 начинает протекать ток, срабатывает ключ на транзисторе VT1, что приводит к появлению логической 1 на коллекторе этого транзистора. Уровень этой единички мы можем регулировать резистором R2. Этот же резистор задает рабочую точку для транзистора VT1. Резистор R1 служит для ограничения тока, и, меняя его сопротивление, можно тем самым регулировать уровень срабатывания реле. Это необходимо для точной настойки, дабы реле не срабатывало само в результате изменения солнечной активности.

    Итак, у нас есть реле, которое выдает логическую 1 при наведении на него луча брелока. Это уже само по себе неплохо, но практической пользы от этой единички чистый ноль. А если подключить наш девайс, скажем, к LPT1 порту на какой-либо разряд шины данных и написать утилиту, которая бы опрашивала этот порт и при появлении «1» сигнализировала бы об этом звуковым сигналом? Это уже лучше. Но мы же, блин, жестянщики – зачем нам писать какие-то утилиты, когда можно решить проблему, используя горячий паяльник?

    Телефон, телеграф…

    В век бурного развития интернета и IT-технологий вообще все мы подзабыли о модном в свое время господине – Герце, который как-то раз выпил меньше всех и открыл явление распространения электричества в пространстве. Да и о нашем соотечественнике – изобретателе радио Александре Степановиче Попове мы вспоминаем разве что 5 мая. Благодаря им мы теперь знаем, что световая волна и радиоволна, по сути, одно и то же – электрические колебания, распространяющиеся в пространстве, только световые имеют более высокую частоту, чем привычные радиоволны. А раз так, то нельзя ли их использовать в свое удовольствие? Можно! Световую волну можно, например, промодулировать звуком и передавать тем самым данные без проводов. Вот этим и займемся.

    Передаваемый нашим передачиком АМ-сигнал принимается таким же фотодиодом, что использовался в кентаторе. Далее, через разделительный конденсатор C1, он подается на базу транзистора VT1, который вместе с резисторами R1 и R2 образует каскад предварительного усиления. Но мощности сигнала, снимаемого с эммитера этого транзистора, недостаточно даже для наушников. Поэтому нам необходим дополнительный усилитель звуковой частоты, коим и является уже известная по предыдущей статье микросхема DA1 TDA7052 (рис. 11). Конденсатор С2 так же, как и С1, – разделительный. Динамическая головка BA1 может быть любой с сопротивлением катушки 4 или 8 Ом и развиваемой мощностью 0,25-0,5 Вт. Я, например, поставил 1-ГД12, что показана на рис. 14.

    Коль я заговорил о деталях, то позвольте по порядку. Все резисторы (как на рис. 9, так и на рис. 10) по-прежнему могут быть любыми, но мощностью не менее 0,125 Вт. Цоколевка примененных мною транзисторов приведена на рис. 12, но возможны отходы от схемы. Вместо транзистора VT1 на схеме рис. 9 может использоваться транзистор с любым буквенным индексом как КТ315, так и КТ3102. Вместо транзистора VT2 КТ815 можно использовать транзистор КТ817 также с любым буквенным индексом. Вполне возможно использовать более мощный транзистор KT819, в этом случае можно запараллелить три кристалла брелока, соответственно увеличив дальность уверенной связи до 250-300 метров вместо 70-100 метров, которые достигаются с одним. Меньшие значения приведены при дневных экспериментах, а большие – при ночных (конечно же, можно было подобрать более чувствительный фотодиод, работающий в более узком диапазоне, и получить уверенную связь на больших расстояниях, но, если честно, передо мной такая задача не стояла). В схеме, что на рис. 10, вместо транзистора КТ361 (его цоколевка – на рис. 12), можно с успехом применить КТ3107. Конденсаторы – наши «флажки» или импортные фирмы TREC (не сочти за рекламу – просто фирма TREC является практически монополистом на мировом рынке, имея филиалы по всему миру; единственным ее конкурентом я считаю только отечественную промышленность, которую фирма TREC пока собой не запятнала).

    О микрофоне. Он, как уже известно, должен быть электретным со встроенным усилителем. В принципе, в настоящее время производится несколько типов электретных микрофонов, но удовлетворят нас далеко не все. Вполне пригоден отечественный электретный микрофон типа МКЭ-3. Во-первых, он имеет в своем составе микросхему вместо полевого транзистора и резистора, что дает нам большее усиление. Во-вторых, конструкция микрофона такова, что мы можем без проблем использовать его как сугубо направленный девайс. А это значит, что нам не нужно приближать его ко рту – он вполне способен уловить малейший звук на расстоянии одного-полутора метров. Про цену микрофона вообще говорить смешно – копейки. Его ближайшим аналогом является профессиональный микрофон «Сосна». В общем, причин для его использования достаточно. Но просто так (как, например, угольный микрофон) его не подключишь – вывода-то три. Решить проблему подключения тебе поможет фото на рис. 15. У этого типа микрофонов выводы всегда цветные, а цвета стандартизированы. Так, красный цвет соответствует плюсу питания, синий – общему проводу, белый – выходу звукового сигнала. Но, пожалуй, только в отечественной промышленности возможны отходы от стандартов. Я встречал вместо красного – розовый, вместо белого – желтый, а вместо синего – коричневый. Вроде ничего страшного, но все же, если продавец попытается всучить тебе микрофон с нестандартной цветовой раскладкой, то требуй у него посмотреть коробку – на ней нарисована правильная распайка.

    Изготовление

    Вот я тебе рассказал много всего, схем кучу накидал, а как воплотить это все в железе – не объяснил. Не проводками же все между собой связывать. Что мы – дети малые? Ты уже знаешь, как изготавливать платы, используя фабричные заготовки. Ты уже знаешь, как изготавливать печатники, используя царапалку. Сейчас я познакомлю тебя еще с одним способом. Он чрезвычайно прост, и за простоту свою причислен к разряду классики. Но для этого нам понадобятся заготовки печатных плат размерами 55х30, 45х30 и 20х50 соответственно для схем, что на рис. 2 и 3 (они объединены в одно устройство, а если ты решил писать программу, которая бы опрашивала какой-либо порт компа (аппаратный, разумеется), то тебе придется и плату перерабатывать самостоятельно), рис. 9 и 10. Помимо фольгированных стеклотекстолитовых заготовок тебе потребуются соответствующие им чертежи в масштабе 1:1. Они даны на рис.16, 17 и 18 соответственно (на диске к журналу ты их тоже найдешь).

    Итак, кернишь и сверлишь заготовки, используя соответствующие им чертежи как шаблоны. Обезжириваешь растворителем. Ты это уже делал, потому не повторяюсь. Далее берешь купленный заранее цапонлак (рис. 19) и – на выбор – либо медицинский многоразовый шприц (потому как одноразовый лак разъедает, и он начинает самопроизвольно вытекать со стороны поршня) либо рейсфедер (как его изготовить, написано в первой статье). В качестве исключения они оба даны на рис. 20. С тех пор как у меня появился рейсфедер, шприц меня уже не удовлетворяет… Поэтому ты не видишь на фото, прилагающейся к шприцу, иглы. Если ты решил использовать шприц, то тебе нужно будет сточить (не откусить!) ребром надфиля иглу под прямым углом до 1,5-2 см до основания (при прямом угле отверстие в игле минимально, а значит, рисунок получится более красивым).

    Далее берем рейсфедер, всасываем немного цапонлака (можно ноздрей :-)) и, используя слесарную линейку, рисуем дорожки согласно чертежам. Небольшой комментарий:

    1. Рисуй четко и быстро, не позволяя лаку засыхать на конце рейсфедера. Если возникла пауза, сразу засовывай рейсфедер в колпачок с растворителем.

    2. Дабы не смазывать нарисованное линейкой, плату желательно зафиксировать между двух плоских, равных по высоте предметов и линейку держать на них.

    3. Можно, конечно, линейкой пренебречь, но 99%, что плата получится корявой.

    Ну вот, ты получил предохранительный рисунок на плате. Теперь берешь порошковое хлорное железо (рис. 21), растворяешь его в горячей воде и выливаешь раствор в неметаллическую кювету. Этот процесс показан на рис. 22. Затем суешь туда заготовку, которую ты должен предварительно привязать за нитку. Кстати, перчатки не забудь. Затем, смотря периодически на заготовку, наблюдаешь за процессом травления. После того как не останется следов ненужной нам меди на стеклотекстолите, суешь полученную плату под струю воды. Теоретически цапонлак должен сойти почти полностью, но, если этого не произошло, смывай его тряпкой, смоченной водой наполовину с растворителем (так его испаряется меньше). Следующий этап – покрытие фольгированной поверхности канифольным лаком. Делать это нужно сразу, не катая вату, ибо дорожки могут окислиться, и тогда без проблем к ним не припаяешь. И только потом паяешь согласно тем же чертежам. То, что у меня получилось, представлено на рис. 23, 24, 25. Не удовлетворяйся достигнутым, старайся сделать лучше!

    Надеюсь, тебе не нужно намекать, что при надлежащей сообразительности ты сможешь с успехом передавать и цифровые данные? По крайней мере, информации из статьи тебе должно хватить. Хочу добавить, что если хочешь большой скорости, то нужно использовать более быстродействующие транзисторы. Так, например, для получения скорости в 10 Мбит верхняя граничная частота транзисторов должна быть как минимум 1,5 ГГц.

    Давай договоримся: раз световая волна и радиоволна – это практически одно и тоже, то и обзовем их одним словом – «несущая». Но несущая сама по себе никакой информации не несет. Зато она определяет частоту, на которой генерируется сигнал. Посмотри на верхний график, что на рис. 8. Это и есть несущая с частотой f и амплитудой a1. На среднем графике показан сигнал с частотой F и амплитудой а2, который мы хотим с помощью этой несущей передать. Так вот, модуляцией называется процесс изменения параметров несущей в такт передаваемым данным. В нашем случае данными является речевой сигнал, а измеряемый параметр – амплитуда. Это и называется модуляцией по амплитуде, или амплитудной модуляцией. В результате мы получаем сигнал, как на нижнем графике рис. 8. Нетрудно догадаться, что при амплитудной модуляции происходит излучение энергии даже при отсутствии сигнала. В наших экспериментах это не столь важно, но для профессионалов это является большим недостатком. Другим важным для профессионалов недостатком амплитудной модуляции является наличие двух полос приема (f+F и f-F). Для нас это тоже неважно, потому как вряд ли мы напоремся на еще один передатчик, частота несущей которого совпадет с нашей. Но ты должен знать, что из-за наших упрощений мы жертвуем до 7/8 полезной энергии. Поэтому в наше время амплитудной модуляцией практически никто не пользуется, и, чтобы сократить потери полезной энергии, в профессиональной радиосвязи пользуются некоторыми ухищрениями, а именно стараются подавить несущую практически до нуля (такой сигнал называется DSB – Double Signal Band – двухполосный сигнал) и, вкупе с этим, сократить уровень побочных излучений, попросту кастрировать одну из полос (такой сигнал называется SSB – Simple Signal Band – однополосный сигнал).






     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх