109


7

Это достаточно очевидно и, казалось, должно было быть отмеченным в обширной литературе о «Степи». В самом деле, о присутствии в тексте авторского голоса неоднократно писалось. Но, как мы увидим, при этом почему-то всегда утверждалось, что автор незаметен, тщательно скрыт и запрятан.

«Смутные впечатления мальчика, ощущающего то, что недоступно равнодушным, очерствевшим деловым людям, обобщает и формулирует автор, чье лирическое «я», незаметно сливаясь с личностью ребенка, выражает главную лирическую тему повести «Степь» 22, - пишет 3. И. Гер-сои.

Это же утверждает и 3. С. Паперный: «Грустная песня растет, ширится… И кажется, Егорушка уже не один, рядом с ним неслышно встал автор и тоже слушает и видит то, что недоступно Егорушкину взгляду»23. Н. А. Кожевникова, отмечая присутствие в повести прямого авторского голоса, все-таки считает, что «Чехов ищет таких форм выражения субъективного отношения, при которых бы его мнение было высказано не прямо, а опосредствованно» 24, и что «наиболее важные мысли и обобщения, которые имеют решающее значение в раскрытии идейного смысла повести «…», подаются в своеобразной форме: автор маскируется, прячется за персонаж» 25.

Между тем повествователь достаточно прямо, не скрываясь и не пытаясь приспособиться к уровню героя или его языку, высказывает свои мысли. Отрывок из четвертой главы, обычно приводимый как пример «незаметности» автора, говорит как раз об обратном.

«И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрас24 «Творчество Чехова». Сб. статей. М., 1956, стр. 119. 3. Паперный. А. П. Чехов. Очерк творчества. М., 1960, стр. 73. Н. А. Кожевникова. Об особенностях стиля Чехова (несобственно-прямая речь).-«Вестник МГУ», 1963, № 2, стр. 57. 25 Там же.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх