119

жит путеводного нитью рассказа»40. «В огромном большинстве случаев Егорушка служит только внешнею связью событий. «…» Он - связь всего» 41. «Все персонажи «…» связаны между собой чисто внешним образом, что, впрочем, не нами впервые замечено, отмечено и поставлено на вид Чехову» 42, - писал Е. М. Гаршин.

Чехов и сам говорил о самостоятельности частей повести; Егорушке же он придавал в первую очередь композиционное значение. «Для дебюта в толстом журнале,- писал он Д. В. Григоровичу 12 января 1888 г.,- я взял степь, которую давно уже не описывали. Я изображаю равнину, лиловую даль, овцеводов, жидов, попов, ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и проч. Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством, Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня проходит одно лицо». «Я изображаю, - пишет он неделей позже Я. П. Полонскому, - степь, степных людей, птиц, ночи, грозы и проч.». Перечислено почти все, что изображается - вплоть до постоялых дворов, птиц и лиловой дали. Не упомянут как предмет изображения только Егорушка. Он фигурирует в качестве лица, связующего все эти разнообразные картины и способствующего созданию «общего тона».

Как средоточие этих картин Егорушка очень условен. И Чехов не скрывает этой условности, не боится ее обнажить, отодвигая в нужных местах героя и выпуская на авансцену повествователя.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх