211

«… Что же за невидаль такая Москва? По нынешнему тарифу ото очень дешево стоит.

– Ах, друг мой, объяснял мне приятель, - ведь это не станция Москва-пассажирская или Москва-товарная. Это - Москва-символическая… На такую станцию еще билетов не продают…» 37.

Исключительно как художественный феномен проницательно объяснил немотивированность этой ситуации Л. С. Выготский в книге «Психология искусства», написанной в 1925 г. Л. Выготский, резюмируя высказывания критиков, расценивающих «Три сестры» как «драму железнодорожного билета» (правда, он был уверен, видимо, что так оценивала ситуацию пьесы вся критика), писал: «В драме Чехова «…» устранены все те черты, которые могли бы хоть сколько-нибудь разумно и материально мотивировать стремление трех сестер в Москву, и именно потому, что Москва является для трех сестер только конструктивным фактором, а не предметом реального желания, - пьеса производит не комическое, а глубоко драматическое впечатление. «…» Москва трех сестер «…» остается немотивированной, как немотивированной остается невозможность для сестер попасть туда, и, конечно, именно на этом держится все впечатление драмы»38.

В соответствии с целями своего исследования (установить законы психологии искусства) Л. Выготский объяснял, какой художественный эффект - в самом общем смысле - дает включение этого ирреального мотива.

Подходя с точки зрения наших задач, мы можем сказать, что подобные немотивированные ситуации, как и многие другие непривычные для современников приемы Чехова, призваны служить общему впечатлению случайностности изображенного мира. Это, так сказать, случайностный подход в его обнаженном и крайнем виде. Не только не проясняется, почему сестры не едут в Москву, - нет и попытки такого объяснения; автор открыто от нее уклоняется. Причина неизвестна; он и не пробует ее установить. Показано, что в художественную модель могут быть включены не только мотивы вполне 37 Квидам «А. Р. Кугелъ». Петербург. - «Новости дня», 1901, 3 марта, № 6363. 38 Л. С. Выготский. Психология искусства. Изд. 2-е. М., «Искусство», 1968, стр. 298-299.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх