40

Муж протянул руку назад и обнял теплое тело. - Тьфу!

Около него лежала его большая собака Дианка». («С женой поссорился». - «Осколки», 1884, № 23).

Неожиданность развязки построена на том, что повествователь ни на иоту не выходит за рамки восприятия героя, он вместе с героем «не знает», что в кабинет вошла собака, и узнает это только вместе с героем.

Такое повествование, где рассказчик изображает видимый мир, исходя не из своего восприятия, а только как бы приводя свидетельства героя, несомненно, выглядит более объективным.

В 1883 г. было только 5 таких рассказов («Вор», «Кот», «На гвозде», «Справка», «Благодарный»), в 1884 г. - И (среди них - «Не в духе», «С женой поссорился», «Винт», «Репетитор»), в 1885 - 17 («Ворона», «Кухарка женится», «Горе», «Пересолил», «Заблудшие» и др.), в 1886 - 42, в 1887 - 36. В 1887 г. число таких рассказов составляет уже большинство (55% общего количества рассказов).

Таким образом, пространственная организация повествования подчиняется той же закономерности, что и сфера словесная - возрастает роль объективных повествовательных форм.

Пространственная организация повествования - это способ изображения внешнего мира. Но в каждом произведении есть вторая, не менее, если не более значительная, сфера - мир внутренний, то есть чувства, мысли, ощущения героев. Как же изображается в повествовании Чехова 1880-1887 гг. этот мир?

В. Г. Короленко писал о чеховской «Агафье», что в этом рассказе «точка зрения помещена вне психики главных героев»18.

Здесь отмечена важнейшая черта в описании психологии - позиция повествователя.

Действительно, в «Агафье» («Новое время», 1886, марта, № 3607) рассказчик непосредственно описывает только свои мысли и чувства. 18 Письмо к К. К. Сараханову, 24 сентября 1888 г. -В. Г. Короленко. Соч., т. X. М., 1956, стр. 100.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх