• 1.1. Ситуация клиента
  • 1.2. Определение времени проведения повторного рождения в контексте долговременной психотерапии.
  • Характерологические проблемы и повторное рождение.
  • 1) Структура Солидарность/Действие.
  • 2) Структура мнений.
  • 3) Структура Любовь/Сексуальность.
  • 4) Структура воли.
  • 5) Структура автономии.
  • 6) Структура потребности.
  • 7) Ментальная/эмоциональная структура существования.
  • 1.3. Проблемы переноса и повторное рождение.
  • 1.4. Контр-перенос и повторное рождение
  • 1.5. Шок и повторное рождение
  • 1. Условия успешного проведения повторного рождения

    1.1. Ситуация клиента

    Наилучшее время для проведения повторного рождения - момент, когда становится очевидным, что в жизни клиента спонтанно возникают проблемы, связанные с процессом рождения. Вот некоторые признаки возможного наличия подобных проблем:

    несмотря на интенсивную терапию, клиент сообщает о “неспособности выйти” из трудной ситуации, или неспособности “пройти через нее”; он может также чувствовать, что ему не удается использовать все свои возможности в данной ситуации, ощущать, что “увяз в обстоятельствах”.

    в сновидениях клиента повторяются образы прохождения через каналы, выходя из темноты на свет и т.д.

    на телесном уровне клиент может испытывать ощущение жизненной энергии или напряжения в областях, ассоциативно связанных с рождением: шея в основании черепа, точки прикрепления сухожилий затылка, соединений фасций в области плеч, точки прикрепления мышц крестца и сухожилий пяток. При тестировании этих зон с помощью Телесной карты мы обнаруживаем чрезмерную степень гипореактивности мышц (что является показателем паттернов отказа или уклонения от борьбы) или их гиперреактивности (показатель реакции борьбы).

    появление паттернов спонтанных движений, относящихся к процессу рождения, например, тенденции сжиматься, уподобляясь эмбриону.

    Однако само по себе возникновение проблем, связанных с рождением, не означает, что клиент готов к интеграции опыта повторного рождения. Отсюда следует, что прежде необходимо выяснить, готов ли клиент психологически к этому опыту.

    1.2. Определение времени проведения повторного рождения в контексте долговременной психотерапии.

    В идеальном случае, если клиент не проходил предварительной терапии, мы должны наблюдать его в течение двух-трех лет, прежде чем убедимся, что повторное рождение может быть наиболее адекватным и успешным методом терапии для него. Наша техника работы во времени предполагает движение от проблем развития более позднего происхождения - к более ранним. В какой-то момент мы достигаем “дна” и начинаем обратное движение, с тем чтобы осуществилась интеграция нового материала, полученного на основе изучения ранних периодов жизни, с более поздними структурами характера. “Дно” может включать и повторное рождение, но важно отметить, что оно не во всех случаях обязательно.

    Относительно вопроса, кто нуждается, а кто не нуждается в процессе повторного рождения, мы считаем, это зависит от серьезности намерений клиента в терапии. Если клиенты стремятся полностью проработать структуры своего характера, то с уверенностью можно сказать, что для 80-90% наблюдаемых клиентов воспроизведение рождения полезно. Если цели клиента в терапии более ориентированы на текущие проблемы или он настроен на краткосрочную терапию, то повторное рождение необходимо лишь в том случае, если мы явно имеем дело с основной проблемой, связанной с травмой рождения.

    В известной мере необходимость воспроизведения рождения обусловлена и культурной спецификой. Установившаяся в скандинавской культуре практика рождения, видимо, диктует его необходимость. В культурах с более гуманной практикой рождения число клиентов, нуждающихся в терапии повторным рождением, может быть значительно меньшим.

    Парадоксально, что клиентам, которые наиболее нуждаются в повторном рождении, часто требуется более внимательная подготовка. У таких пациентов чаще всего преобладают проблемы раннего развития. Безошибочно чувствуя эту особенность, мы начинаем испытывать тягу сначала решить именно эти проблемы, особенно если ощущается тупик в процессе терапии, и мы, с целью прорыва, хотим предпринять что-то радикальное. Исходя из нашего опыта, утверждаем, что в большинстве случаев такая ситуация не является достаточным основанием для проведения повторного рождения.

    В этом случае лучше тщательно рассмотреть другие характерологические проблемы и следовать установленному принципу - сначала работать с проблемами позднего развития, и лишь затем - раннего.

    Исключением являются случаи, когда клиенты настолько увязли в проблемах рождения, что уже не в состоянии эффективно участвовать в терапевтическом процессе, и все их попытки решения других проблем заведомо обречены на неудачу. Признаками таких случаев служат:

    сильное ощущение замешательства и неспособности действовать в жизни;

    спонтанные физические ощущения в областях тела, связанных с процессом рождения (давление в голове, крестце, пятках, пупке);

    в стрессовой ситуации -спонтанное принятие человеком позы эмбриона;

    преобладание в снах и фантазиях образов каналов, тоннелей и пр.

    Если, с учетом перечисленных признаков, проведено повторное рождение, то это часто означает, что терапевт должен принять особо интенсивную форму “родительского трансфера” (переноса), поскольку весьма часто у таких клиентов нет соответствующего социального окружения, которое могло бы обеспечить заботу, необходимую им после терапии рождением.

    Характерологические проблемы и повторное рождение.

    В данном разделе описываются характерологические блоки, создающие препятствие для успешного проведения повторного рождения.

    Бодинамика разработала собственную систему структуры характера, основывающуюся на соответствующем понимании процесса психомоторного развития. Каждая структура характера строится вокруг исторического возникновения отдельных потребностей и импульсов. В целом мы рассматриваем две обязательных позиции для каждой из характерологических структур. При первой - “ранней” - позиции, имеющей в виду те варианты развития, когда импульсы рано блокируются и соматические ресурсы утрачивают возможность нормального развития, типичной реакцией является отказ (покорность). При второй - “поздней - позиции импульсы уже имеют некоторые соматические ресурсы, поэтому могут оказывать сопротивление попыткам окружающей среды блокировать их. Поскольку мы работаем с проблемами развития в определенной последовательности - от поздних структур к ранним, именно в этом порядке мы и описываем установленные нами семь типов характера.

    1) Структура Солидарность/Действие.

    Способность принимать поддержку от группы и от друзей в период непосредственно после повторного рождения - важная часть успешной интеграции опыта рождения. Без способности иметь друзей и принимать их помощь клиенту сложно интегрировать глубинную потребность в заботе, возникающую после процедуры повторного рождения. С нашей точки зрения, формирование отношения личности ребенка к группе происходит в период от 7 до 12 лет. Основной проблемой этого возраста, как мы полагаем, является установление баланса между личными потребностями и потребностями группы. Мы используем термин “солидарность” в противовес термину “действие” для описания основной задачи, которую ребенок данного возраста пытается решить. Люди с характерологическими проблемами подобного рода имеют тенденцию либо ставить потребности группы выше своих (солидарность), либо чувствовать, что они должны действовать лучше остальных (конкуренция). При повторном рождении конкурирующие личности стремятся быть наилучшими клиентами и показать “наилучшее рождение”: они перестают ощущать чувство отчужденности от группы и отстраняют свои сугубо личные потребности установления контактов. Личности, нивелирующие собственные потребности, по-прежнему выказывают тенденцию к признанию потребностей группы выше собственных. Проведение повторного рождения гораздо легче, когда мы имеем дело с незавершенными проблемами нивелирования, нежели конкурирования, так как нивелирующая личность чувствует себя свободнее в вопросах помощи, по крайней мере, легче ее принимает.

    2) Структура мнений.

    У детей способность формировать собственное твердое мнение вырабатывается в интервале от 6 до 8 лет. Если у клиента, проходящего повторное рождение, есть неразрешенные проблемы, связанные с выработкой собственного мнения, то в процессе воспроизведения рождения он может отчаянно сопротивляться или, напротив, слишком легко уступать указаниям терапевта, когда они не совпадают с его мнением относительно того, что для него лучше.

    3) Структура Любовь/Сексуальность.

    Способность интегрировать чувство любви с сексуальными чувствами впервые развивается у детей в возрастной период от 3 до 6 лет. Люди со здоровым ощущением своих романтических и сексуальных чувств способны дифференцировать эти чувства от ранней потребности в зависимости. А клиент, который обращает свою тревогу в сексуальные переживания, имеет тенденцию и в процессе повторного рождения сексуализировать свою тревогу. Человек с неразрешенным эдиповым комплексом может флиртовать с терапевтом или воображать, что у терапевта есть к нему сексуальный интерес.

    4) Структура воли.

    В период между 1,5 и 3 годами ребенок учится переживать свою способность быть сильным в мире. Если родители не в состоянии принять способность ребенка сказать “нет” и проявление его силы, он начинает чувствовать, что проявлять энергию и эмоции опасно или бесполезно. Обычные утверждения для этой характерологической структуры таковы: “Если я использую всю свою силу, я взорвусь” или “Это вы виноваты в том, что мне приходится сдерживаться”. С другой стороны, если мы имеем дело с “ранним” вариантом данной структуры, когда преобладает отказ (покорность), утверждения могут носить признаки отрицания: “Я ничего не делаю правильно”.

    Поскольку действия выталкивания в процессе повторного рождения требуют определенной силы, существует резонанс между процессами рождения и проблемами структуры воли: в том и в другом случае требуется проявление личной силы, но на разных уровнях развития этого качества и для разных целей. Клиент с явно выраженными проблемами рождения (ранняя позиция) говорит: “Я не могу выйти откуда-то” (матка), в то время как клиент с проблемами структуры воли (поздняя позиция) склонен к утверждениям типа: “Я не могу выбраться из чего-то внутри меня” (мои чувства).

    5) Структура автономии.

    В возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет ребенок учится исследовать мир и осознавать свои чувства и импульсы как принадлежащие ему и автономные от родителей. Если родители не способны принять автономную позицию ребенка, он может стать пассивным (ранняя позиция), неспособным чувствовать, чего он хочет: “Я вынужден подавлять свои импульсы, чтобы быть таким, каким меня хотят видеть” или “Меня любят только тогда, когда я подчиняюсь”. Если у ребенка в достаточной степени сформирована основа его автономных импульсов, он, вместо подавления, будет высказывать сопротивление покушениям со стороны окружающего мира. “Я хочу избавиться от давления мира, заставляющего меня подчиняться, мне необходимо быть независимым: мне не нужна помощь, помощь опасна”. Проблемы автономии могут возникнуть и при проведении повторного рождения, во время фаз сжатия и выталкивания, когда группа, симулируя давление матки, оказывает сопротивление толканию клиента. Клиент, которому присущи проблемы автономии, может чувствовать в целом потребность сопротивляться давлению (уйти от стресса, вызванного требованиями родителей). Повторное рождение в этих случаях становится, скорее, психологической силовой борьбой в попытке спастись бегством, нежели биологическим процессом появления на свет.

    6) Структура потребности.

    С рождения до 1,5 лет основным для ребенка является удовлетворение потребности в заботе, включая кормление, физический контакт, развитие базового чувства доверия к миру. Если базовые потребности не были удовлетворены, ребенок становится отчаявшимся и покорным (“ранняя” позиция) или резким и недоверчивым (“поздняя” позиция). Процесс рождения зачастую охватывает проблемы базового доверия, так и, во время фазы принятия ребенка, удовлетворения потребности в заботе. Если клиент в течение первых полутора лет жизни переживал выраженный опыт отвержения, отчаяния и недоверия, ему будет трудно чувствовать свои потребности во время повторного рождения и обретать доверие к группе, даже если он видит, что она, действительно, присутствует здесь для него. Однако по мере того, как группа представляет позитивные послания или физическую заботу, могут возникать следующие чувства: “Они не могут это делать серьезно” или “Я не заслуживаю этого”.

    7) Ментальная/эмоциональная структура существования.

    Мы рассматриваем опыт внутриутробного существования, рождение и время непосредственно после рождения как периоды, наиболее тесно связанные с проблемами существования. При благоприятных обстоятельствах мы чувствуем, что мир приглашает и ждет нас, и на некотором базовом уровне ощущаем себя желанными и получившими право на существование. При наличии ранней физической или эмоциональной травмы (особенно во внутриутробный период), ребенок чувствует полное отвержение и не видит иного выхода, кроме глубокого погружения в себя и/или оставления своего тела. У ребенка появляется ощущение, что он исчезает. Мы называем эту “раннюю” позицию ментальной структурой существования. Иначе складывается ситуация, когда уже в некоторой степени сформировавшееся ощущение нового существования внезапно ставится под угрозу. В этом случае защитой от угрозы чаще становится эмоциональный взрыв, нежели уход в состояние оцепенения. Внутренний опыт выражается следующим образом: “Я должен продержаться в этом мире с помощью моих эмоций, мир угрожает мне исчезновением”. Мы называем эту более позднюю позицию эмоциональной структурой существования.

    Два первичных способы защиты, в большой степени связанных с процессом рождения, - энергетический уход или эмоциональный взрыв. По теории Ф. Лейка, каждый из этих способов имеет тенденцию меняться на противоположный в случаях, когда структура находится под влиянием “трансмаргинального” стресса (Лейк называл это шизоистерическим расщеплением). В процессе повторного рождения пациент может вновь пережить трансмаргинальный стресс. Готовя клиента с ментальной структурой существования к повторному рождению, необходимо тщательно сформировать у них телесное осознавание, чтобы противодействовать тенденции к уходу (избеганию). Необходимо, чтобы оно было основано в большей степени на реальных телесных ощущениях и чувствах, нежели метафорах и образах, поскольку последние относятся к ментальным, т.е. защитным навыкам, которые и без того высоко развиты у таких клиентов.

    Клиенты с эмоциональной структурой существования, которые склонны к уходу в эмоции, нуждаются в обучении чувствовать свой страх и сдерживать его, так как это основная эмоция, которую они стараются блокировать путем эскалации. Такие клиенты пытаются использовать гнев как защиту от своего страха, и, помогая им ощутить, что они на самом деле боятся, а не сердятся, можно принести им чувство облегчения. При проведении повторного рождения с такими индивидами необходимо выдерживать медленный и неторопливый темп, чтобы они не имели повода использовать взрыв эмоций как защитное средство против тревоги.

    Следует отметить, что многие проблемы, связанные с перечисленными структурами, возникают во внутриутробном периоде. В соответствии с нашим методом, двигаясь от поздних структур к ранним, мы отмечаем, что с проблемами, сформировавшимися в период внутриутробного развития, следует работать в последнюю очередь, стараясь не касаться их при воспроизведении рождения. На практике, однако, довольно трудно бывает отличить одну от другой все эти различные проблемы.

    1.3. Проблемы переноса и повторное рождение.

    При рассмотрении отношений между повторным рождением и переносом на первый план выдвигается важный вопрос: как мы, собственно, трактуем данное понятие. Необходимо отметить, что мы различаем две основные позиции, которые терапевт занимает по отношению к переносу. При первой из них терапевт удерживает четкую границу между собой и клиентом, так что потребность последнего в переносе может подвергаться некоторой фрустрации (“аналитическая” позиция). За второй закрепилось название “родительской”. В этой позиции терапевт активно вовлечен в потребности клиента и берет на себя задачу его обеспечения позитивными родительскими посланиями.

    Как уже понятно, позиция родительского переноса используется при работе с клиентами, которые не обладают достаточными ресурсами для активации себя с целью удовлетворения насущных своих потребностей. Главное правило терапевта: клиент нуждается в родительских отношениях, если в ранний период его развития импульсы были блокированы, и поэтому стереотипной ответной реакцией стало отчаяние (уход). Второе правило: чем раньше по времени сформировалась проблема, тем больше клиент склонен проявлять потребность в родительских отношениях.

    На практике мы зачастую перемещаемся между двумя указанными позициями, обе из которых, хотя и в разной мере, одновременно являются как конфронтирующими и ограничивающими, так и поддерживающими и заботящимися. Однако при проведении повторного рождения почти всегда используются отношения родительского трансфера. Мы активно исполняем роль матери или отца по отношению к клиенту в течение всего времени работы, рассматриваем родительскую позицию в переносе как важное условие формирования нового импринта и овладения пациентом новыми ресурсами. Родительская позиция, кроме того, означает, что терапевт берет на себя ответственность за психологическую и физическую безопасность клиента во время его регрессивного состояния.

    Повторное рождение само по себе - достаточно фрустрирующий процесс, требующий и от клиента, и от терапевта физических и эмоциональных усилий. Как тот, так и другой должны быть готовы к состоянию интимности и близкой связи, неизбежно возникающему в условиях сокровенной процедуры повторного рождения. Вряд ли было бы оправданным - неожиданно перескакивать от доминирующей позиции, характерной для аналитической работы трансфера, к позиции родителя, удовлетворяющего потребность клиента в защите, заботе, прикосновении и пр. Главные трудности в отношениях переноса и контр-переноса следует прояснить до погружения в процесс повторного рождения. Может случиться, что некоторым терапевтам удобнее работать с уже подготовленными клиентами, не принимая участия самому в фазах подготовки и последействия. Это не будет большой ошибкой. Действительная, с трудом поправимая ошибка возникает, когда мы пытаемся дать человеку то, чего не готовы дать: такая ситуация может стать причиной ретравматизации, так как клиент безусловно почувствует искусственность наших усилий.

    1.4. Контр-перенос и повторное рождение

    Очерченные выше проблемы характера сохраняют свою силу применительно не только к клиенту, но и к терапевту. Если сам терапевт несет в себе проблемы, связанные с ранней потребностью в зависимости, весьма реален шанс, что он будет амбивалентен, удовлетворяя аналогичные потребности своих клиентов. Вот некоторые специфические проблемы, с которыми сталкиваются сами терапевты в процессе проведения повторного рождения.

    Терапевт может переживать трудные минуты, ожидая начала спонтанных родовых движений со стороны клиента или желая, чтобы он “вышел” как можно быстрее. Часто рядом с клиентом нужно побыть полчаса или сорок пять минут, прежде чем у него начнутся спонтанные движения рефлексов рождения.

    Терапевт должен вкладывать слишком много эмоций в процесс повторного рождения вместо того, чтобы четко фиксировать изменение моторных паттернов. Разумеется, воспроизведение рождения не может не вызывать массы эмоций по отношению к клиенту и, безусловно, чувства важны, но, тем не менее, терапевт прежде всего обязан тщательно отслеживать динамику моторных процессов.

    Терапевт может даже слишком интенсивно “сливаться” с пациентом, особенно в фазе принятия. Он как бы лишается собственных границ и посылает клиенту чересчур много энергии, или стремится как родитель заботиться о нем, исходя в большей степени из собственных представлений о потребностях своего подопечного, вместо того чтобы чувствовать актуальное состояние клиента. Терапевту следует удерживать свои энергетические границы в пределах собственной кожи, когда он держит клиента, вместо того, чтобы “обволакивать” его энергией заботы.

    Главное правило, соблюдение которого позволяет точно дозировать сопутствующие родительской позиции чувства: помнить то специфическое, что вы знаете об этом клиенте, и то специфическое, чего не достает ему с момента рождения. Направляйте ваши родительские послания точно к этим специфическим потребностям. Вот примеры таких позитивных родительских посланий:


    “Я вижу, ты сильный мальчик/девочка. Приятно видеть, как ты используешь всю свою силу”.

    “Ты как раз такой, как мы хотели”.

    “Мы любим тебя за то, какой ты, а не за то, что ты делаешь”.

    “Посмотри, какие у тебя пальчики на руках и ногах, какие волосы, все на месте, у тебя все в порядке”.

    1.5. Шок и повторное рождение

    Мы определяем шок как любое жизненное переживание, которое активирует шоковый рефлекс в теле. Сюда входят физическое и сексуальное насилие, операции, несчастные случаи, заболевания, неожиданные утраты и пр. Шоковые переживания по своей природе изначально включают активность нижних стволовых структур головного мозга и очень часто остаются неосознанными.

    Именно при рождении происходит первый массированный выброс адреналина в кровь. Это необходимо для мобилизации всех сил младенца, необходимых для проталкивания себя по родовым путям. Будучи вполне нормальным и здоровым явлением, оно не перестает быть своего рода шоком. Если прибавить к этому дополнительные травмы, причиной которых могут быть всевозможные осложнения или медицинское вмешательство, то в результате получается мощный моторико-химический импринт (запечатлевание).

    Шоковые состояния имеют тенденцию “сцепляться” друг с другом, поэтому в процессе терапии, когда вы работаете с одним шоком, могут всплыть и другие шоковые реакции. Иногда подобное сцепление основано на общности испытаний, результатом которых явилось шоковое состояние; например, сцепленными оказываются все операции или все сексуальные оскорбления. Подобное явление мы называем “цепными шоками”. Поскольку рождение физиологически связано с шоком, то при возникновении любых других, сопровождающихся шоком, жизненных проблем может активироваться память о рождении. Например, один из пациентов перенес астматический приступ. Это переживание вызвало воспоминание о предыдущем приступе астмы, а затем - о рождении.

    Как мы уже частично отмечали, поздние шоковые проблемы в идеале должны быть проработаны до проведения процесса повторного рождения. Например, для клиента, перенесшего сексуальное насилие, не просто будет отделить ситуацию повторного рождения от ситуации насилия. Такое сцепление зачастую затрудняет разрешение проблем, как насилия, так и рождения. Выход мы видим в том, чтобы на ранних этапах терапии попытаться раскрыть историю пережитого клиентом шока. Заметим, что это не простая задача, поскольку шок обычно не осознается и о наличии шоков никому не известно до тех пор, пока они сами в весьма драматических формах не заявят о себе.

    Если проблема шока всплывает во время процесса повторного рождения, мы ее распознаем и можем позволить себе поработать с ней некоторое время, но в то же время мы как бы стараемся сказать клиенту: “Я вижу, что для Вас эта тема очень важна, и мы, конечно, можем еще поработать с ней. Но сейчас, в данный момент, мы трудимся над Вашим рождением и проблемами, связанными с рождением”. Обычно клиенты способны отложить проблемы шока на более позднее время. Мы разработали предназначенные для такого рода случаев специальные методы и приемы работы. Подробнее об этом в следующих публикациях.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх