• Интеграция детей с нарушениями развития
  • Реабилитация семей
  • Адаптация здоровых детей
  • Основные итоги проведения лагеря
  • Содержательные аспекты работы по программе

    К каждой семье прикрепляется ответственный специалист. Он сопровождает ребенка на совместной прогулке без родителей, помогает ему на занятиях в кружках, в детской столовой, проводит работу с родителями. Задача педагога, ответственного за семью – вовлечение ребенка и его семьи в общую жизнь. Часто семьи, особенно в начале смены, стараются жить изолированно, избегают общих занятий, пугаются первых трудностей. Педагог помогает родителям понять, что их ребенок может больше, чем родитель привык от него требовать. Например, в общих хороводных играх дети часто сначала вырываются и убегают, а родители, как правило, им не препятствуют. Педагог снова и снова привлекает ребенка и родителя встать в круг. Постепенно время участия ребенка в хороводе увеличивается, и к концу смены он с удовольствием участвует в совместных играх, а если его возможности позволяют, выбирает игру, выходит в круг, начинает общаться с другими детьми. Таким образом, прикрепление педагога к конкретной семье не дает никому «выпасть» из общей жизни, из фокуса внимания педагогов. Родители вместе с ребенком активно участвуют в общей жизни.

    В лагере культивируется максимальное разнообразие форм работы. Например, помимо традиционных индивидуальной и групповой, есть такая форма работы: родители отправляются на прогулку вместе с чужими детьми в сопровождении педагогов, и это позволяет им побывать на месте другого, почувствовать себя компетентным родителем. Основной принцип – вариативность форм работы и гибкость их применения; использование той или иной формы в зависимости от задачи, которая решается с конкретным ребенком. Коррекционная работа ведется в процессе всех занятий.

    Важно, чтобы формы работы позволяли всем членам формирующегося коллектива взаимодействовать друг с другом в неформальной обстановке, лучше, если при этом они будут вовлечены в интересную деятельность. Это могут быть кукольный спектакль, соревнования, прогулки, походы и т. п. Необходимо создать как можно больше возможностей для общения каждого с каждым: родителей друг с другом, родителей и педагогов, детей между собой и с другими родителями, с педагогами. Деятельность организована таким образом, чтобы у каждого была возможность проявить себя, свои таланты, свой творческий потенциал. Важно, чтобы в совместной деятельности уделялось внимание каждому. Так, в народных играх все водят хоровод, но дети по очереди становятся водящими.

    Стержнем организации работы является режим дня, который сразу создает ощущение предсказуемости, защищенности, позволяет родителям планировать свое время. Это уменьшает тревожность, снимает напряженность, которые неизбежно высоки в начале смены. Расписание дня выстроено так, что у родителей есть свободное время, когда дети уходят на прогулку или совместные занятия со специалистами. И есть время, которое родитель проводит со своим ребенком так, как считает нужным.

    Работа проводится по нескольким направлениям (это деление условно, поскольку в каждом занятии решается сразу несколько задач).

    Интеграция детей с нарушениями развития

    1. Освоение бытовых навыков

    Все дети, которым позволяет их психическое и физическое развитие, участвуют в дежурстве по лагерю. В соответствии с составленным в первый день смены графиком назначаются ежедневные дежурные, в обязанности которых входит помощь взрослым в приготовлении пищи, мытье посуды, сервировка и уборка столов, уборка общих помещений, вынос мусора и т. п.

    Участие в дежурстве рассматривается специалистами Центра как серьезный воспитательный и социализирующий фактор. Обычно дома дети с особенностями развития не обременены помощью родителям по хозяйству. С детства их оберегают от трудностей, они привыкают к подобной ситуации, томятся бездействием, но в силу стереотипности своих реакций не проявляют особого рвения, чтобы наверстать упущенное. В школе-мастерской Центра в течение учебного года подросткам прививаются определенные навыки помощи по хозяйству, взаимопомощи: они дежурят по кухне, помогают накрывать на стол и убирать посуду. Те же самые навыки предлагается в посильной форме осваивать в лагере.

    В лагере для дошкольников важной частью педагогического процесса являются общие трапезы в специальной детской столовой, где дети без родителей, под руководством педагогов и волонтеров, не надеясь на маму, учатся управляться со столовыми приборами, приемлемо вести себя за общим столом, не кричать, выбирать то или иное блюдо, относить посуду в лоток и т. п. Многие дети, как оказывается, гораздо лучше едят «за компанию» в детской столовой, чем дома, где они могут капризничать и отказываться от пищи. Ребенок может научиться есть новые виды пищи. Те дети, которые ели дома только протертую еду, могут научиться жевать и глотать.

    2. Решение эмоционально-волевых проблем (снижение уровня тревожности, избавление от чувства одиночества, «отыгрывание» страхов)

    Существенное место в лечебно-педагогической работе занимает индивидуальная и групповая игровая терапия. Используются, в частности, заранее подготовленные сюжетные игры (например, организуется поход в лес для спасения «красавицы», украденной «чудовищем»; в таких «страшных» играх решаются эмоционально-волевые проблемы, «отыгрываются» страхи).

    Эффективным психологическим тренингом являются совместные традиционные народные игры, которые особенно любят дети.

    3. Совершенствование двигательных навыков

    В лагере есть все условия для интенсивных занятий по двигательной терапии. Специалистам по лечебной физкультуре открываются широкие возможности разнообразить занятия движением (по сравнению с занятиями в ограниченном помещении в остальное время года). Для этого используются не только спортивное оборудование (мячи, батут, «туннель», обручи и т. п.), но и разнообразные природные условия: естественные препятствия, вода, песок, лес.

    4. Обогащение социального опыта ребенка, обучение его навыкам общения со здоровыми сверстниками

    Работа по этому направлению ведется на протяжении всей лагерной смены, в процессе всех занятий. Так, во время совместных прогулок дети учатся терпению и взаимопомощи, учатся ждать и помогать друг другу. Огромное значение имеет фактор коллективного взаимодействия во время более длительных походов в лес: здесь есть простор для проявления ответственности детей друг за друга, стремления к действенной взаимопомощи. Народные игры тоже имеют большой социализирующий потенциал: здесь очень важно ощущение равноправного участия в общем деле. Вовлеченный в общую жизнь, при постоянной поддержке педагога, ребенок может изменяться на глазах, становясь заинтересованным и эмоционально увлеченным происходящим, начинает участвовать в жизни коллектива и приобретать или совершенствовать уже имеющиеся навыки общения.

    5. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; повышение самооценки и мотивации

    В каждом мероприятии, проводящемся в лагере, дети, у которых развиты различные сферы психофизической деятельности, могут проявить свои способности и быть успешными. Занятия строятся так, чтобы каждый ребенок мог стать успешным в чем-либо. Это требует большого разнообразия занятий и игр – как по содержанию, так и по форме.

    Например, у детей с синдромом Дауна очень хорошее чувство цвета – это используется на занятиях изобразительным искусством. У детей с аутизмом хорошо развита фантазия, зачастую – феноменальная память, они обладают способностью четко придерживаться правил и потому могут быть успешными в различных играх с правилами. Гиперактивные дети успешны на занятиях физкультурой и в подвижных играх; малоподвижные – в различных видах конструирования из природных материалов. В мероприятиях, требующих активного речевого общения, успешны дети с хорошо развитой речью; на занятиях, связанных с кропотливым ручным трудом, часто добиваются успеха дети с задержкой речевого развития. А поскольку переживание успешности является сильным социализирующим и интегрирующим фактором, создание условий для этого прямо отвечает основным целям лагеря. В результате у детей возрастает самооценка, появляется мотивация и импульсы к дальнейшему развитию.

    6. Обеспечение полноценного оздоровительного отдыха детей с нарушениями развития

    Для этой части программы важнейшим является использование оздоровительного потенциала разнообразных природных факторов. Почти ежедневно, если позволяет погода, проводятся походы в лес. Дети знакомятся с природой, учатся обращению с костром и походным инвентарем, преодолению препятствий.

    На озере любимым развлечением всех без исключения детей становятся купание и катание на лодке. Мягкое ритмичное покачивание плывущей по спокойному озеру лодки хорошо успокаивает детей, помогает формированию чувства равновесия, мягко укрепляет и тренирует вестибулярный аппарат. Любование чудесными видами просторной водной глади и берегов озера вырабатывает ощущение пространства, дает детям новые свежие ощущения.

    На занятиях ручной деятельностью большое внимание уделяется лепке из глины, рисованию на земле, работе с песком, конструированию и строительству из природных материалов.

    Реабилитация семей

    Условия летнего лагеря, где вместе живут и отдыхают дети, родители и педагоги, создают удачные предпосылки для проведения эффективной семейной психотерапии. Атмосфера «общего дома», для создания которой очень подходит палаточный лагерь, способствует тому, чтобы в случаях возникновения различных трудностей родители не оставались один на один со своими проблемами, активно участвовали в совместных мероприятиях, чувствовали заинтересованность специалистов в помощи их детям. Специалисты помогают членам семьи приобрести опыт взаимодействия с ребенком в различных жизненных ситуациях, адекватно общаться в этих ситуациях с окружающими; способствовать расширению мира своего ребенка и ощущать себя полноценными членами общества. Семейные психологи не только консультируют родителей по вопросам их семейной ситуации и взаимоотношений с ребенком, но и помогают другим специалистам налаживать с родителями отношения взаимопонимания и партнерства, способствующие решению основных проблем ребенка.

    1. Развитие партнерских отношений между профессионалами и родителями

    В летнем лагере ежедневно происходят специальные встречи родителей и педагогов. На этих встречах совместно с психологами обсуждаются наиболее волнующие родителей проблемы, связанные как с конкретным ребенком, конкретной проблемой, так и с жизнью лагеря в целом.

    2. Обеспечение родителей информацией о состоянии их ребенка, способах взаимодействия с ним дома, методах его развития и обучения

    Разнообразная информация предоставляется родителям педагогами и психологами в индивидуальных беседах. Педагоги рассказывают о состоянии их ребенка, способах взаимодействия с ним дома, методах его развития и обучения.

    Родителям оказывается квалифицированная помощь в понимании (зачастую – и принятии) своего ребенка; проводится практическое обучение родителей принципам конструктивного взаимодействия с ребенком.

    3. Психологическая помощь, эмоциональная поддержка членов семей

    В лагере действует группа родительской поддержки. На встречах группы (они проходят в утренние часы, когда ребенок находится на занятиях) присутствуют все родители, а также один или два семейных психолога. Темы для занятий в группе психологической поддержки могут быть предложены самими родителями. Это те наболевшие проблемы, которые родителям оказалось крайне трудно решать в одиночку.

    Например, могут обсуждаться такие темы, как «Гармонизация внутрисемейных отношений», «Взаимодействие разных поколений в семье», «Агрессия и способы ее преодоления», «Обучение ребенка навыкам самообслуживания», «Выработка правил поведения в общественных местах», «О перспективах дальнейшей жизни ребенка с тяжелыми нарушениями развития», и многие другие.

    Большой интерес представляют информационные сообщения волонтеров-иностранцев об организации социальной помощи инвалидам в их странах, о различных типах домов пребывания для инвалидов. Обсуждается и очень важная для всех проблема школьного образования детей-инвалидов с тяжелыми психическими нарушениями в России.

    Занятия в группе родительской поддержки, консультации с психологами способствуют эмоционально-психологической реабилитации семьи, имеющей особого ребенка, позволяют добиться избавления от тягостного чувства ущербности собственной семьи, чувства одиночества и неуспешности.

    Сама ситуация лагеря помогает избавиться от привычных стереотипов общения с ребенком. При общении с другими семьями родители могут увидеть своих детей со стороны, «в новом свете». Это очень важный опыт для родителей, в результате которого гармонизируются их взаимоотношения с ребенком. Если раньше часто это были симбиотические связи, то теперь возможно выстраивание более соответствующих возрасту отношений. Родители начинают активнее участвовать в общей жизни лагеря, более оптимистично оценивают будущее. Родитель в силу этого позволяет себе быть счастливым, уменьшается его чувство вины.

    Одной из форм социально-психологической реабилитации семей является вовлечение родителей в работу творческих кружков. В лагере родители могут проявить свои творческие возможности в кукольных и драматических спектаклях, в лепке из глины, в танцах и пении и т. д. В кружки приглашаются все желающие дети и взрослые. Нередко родители увлекаются и открывают для себя новые интересные формы творчества. Это придает им силы, становится дополнительным ресурсом. В процессе творчества происходит непосредственное общение родителей друг с другом и с педагогами.

    4. Возможность отдыха для родителей

    Нередко только в лагере у родителя появляется возможность забыть о своих постоянных проблемах и полноценно отдохнуть. Возможность хотя бы на несколько часов в сутки передать ребенка доброжелательным и надежным людям или разделить с ними заботу о ребенке позволяет родителям возвратиться к социальной жизни, уделить хоть немного внимания собственным нуждам, почувствовать поддержку, избавиться от ощущения одиночества. В лагере есть условия для разнообразных форм отдыха родителей. Например, они могут потанцевать на занятиях танцевального кружка, а когда ребенок уснул, посидеть у костра, сходить на рыбалку.

    В народных играх родители имеют редкую возможность «на равных» со своим ребенком участвовать в коллективном «действе», происходит раскрепощение «напряженных» родителей, возникает чувство общности, исчезает столь присущее этим семьям ощущение изоляции. Дежурство по кухне и лагерю также дает возможность родителям отдохнуть от обязанностей по уходу за ребенком.

    Адаптация здоровых детей

    Братья и сестры особых детей, дети специалистов играют одну из центральных ролей в работе лагеря: ведь именно они создают ядро коллектива, в который учится интегрироваться особый ребенок. Первостепенной становится задача налаживания полноценных отношений между детьми с нарушениями развития и обычными детьми. Здесь следует учесть, что общение со здоровыми сверстниками является жизненно важным и весьма дефицитным опытом для большинства детей с тяжелыми психическими нарушениями.

    Опыт Центра лечебной педагогики, а также работа созданных им и переданных в государственную систему образования интегративных образовательных учреждений, ясно показали, что грамотное соединение в едином сообществе (детском саду, группе, классе, лагере) столь разных детей при правильном подходе оказывается крайне благотворным для тех и других. Слабые дети тянутся за сильными, сильные помогают более слабым, а все вместе получают бесценный нравственный опыт и опыт социальной адаптации, приобретают способность к социальному творчеству.

    Основные итоги проведения лагеря

    1

    Дети с нарушениями развития, которые участвуют в работе лагеря, проходят курс реабилитации в необычных, подчас экстремальных, природных условиях, в результате чего они приобретут множество новых впечатлений, а вместе с ними – и новые импульсы развития. Это безусловно положительно сказывается на их эмоциональном и психофизическом состоянии.

    2

    Оказавшись в ситуации, где вся жизнь коллектива (включая еду, сон, занятия и развлечения) подчиняется определенным законам, особые дети естественным образом воспринимают эти законы, что является важным шагом на пути социализации. Практика проведенных лагерей показала, что таким образом решаются многие задачи, которые не под силу решить родителям в обычной жизни семьи.

    3

    Дети с нарушениями развития, впервые побывав в качественно новой социальной среде, получат богатый, разнообразный, неоценимый опыт общения с множеством новых людей, как взрослых, так и своих сверстников, значительно расширят круг своих социальных связей. Теплая, дружественная атмосфера лагеря, высокая степень сплоченности всего коллектива создают ребенку ощущение защищенности и безопасности социального окружения.

    4

    В ситуации лагеря при поддержке педагогов дети, как правило, успешно осваивают новые для себя навыки. Им удается привить ряд правил гигиены и поведения за общим столом, установить режим питания, научить жевать и глотать, упорядочить сон и т. п.

    5

    В лагере раскрываются творческие возможности каждого ребенка, у детей возрастает самооценка, появляется мотивация к дальнейшему развитию, формируются самостоятельность, чувство ответственности и независимости.

    6

    Родители, получив новые знания, становятся более компетентными, часто переходят на более высокий уровень общения с детьми. Они начинают по-другому относиться к своему ребенку, «принимать» его, что безусловно способствует успешному решению его проблем.

    7

    Опыт взаимодействия в условиях лагеря позволяет родителям преодолеть самоизоляцию и расширить круг общения, улучшает эмоционально-психологический климат внутри семьи.

    8

    Родители получают мощный социальный импульс, который помогает преодолеть возникающую в семьях социальную и коммуникативную депривацию. После лагеря родители зачастую становятся более активными, приступают сообща к решению общественно важных задач. Используя опыт психологических тренингов, родители становятся способны вести более содержательный и аргументированный диалог с властными структурами, выступая защитниками прав своих детей.

    9

    Здоровые дети приобретают новый для себя опыт общения со сверстниками с нарушениями развития, учатся адекватно относиться к таким людям и впоследствии смогут избежать влияния негативного отношения общества к особому ребенку. Братья и сестры особых детей получают психологическую поддержку. Этот опыт трудно переоценить: ведь дети нередко видят примеры нетерпимого, недоброго отношения к ребенку с тяжелыми нарушениями развития.

    10

    В процессе тесного общения с семьями своих подопечных педагоги и психологи смогут решить ряд диагностических задач, необходимых для дальнейшей успешной лечебно-педагогической работы с детьми. Ведь корни проблем ребенка зачастую кроются в проблемах семьи. Именно при таком неформальном общении часто удается сделать наиболее эффективные шаги на пути решения проблем развития ребенка.

    11

    Полезным пребывание в лагере является для стажеров и волонтеров. Помогая специалистам, ассистируя на занятиях, они приобретают ценный опыт, обучаются профессиональной работе и интегрируются в профессиональное сообщество.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх