11. Повторный визит к Джиму Рэгсдейлу (1996)

 Если обратиться к уфологическим исследованиям 1990-х годов, можно заметить, что многие из них обращены к более ранним событиям, которые изучались и прежде, например к крушению НЛО, произошедшему в июле 1947 года близ города Розуэлла, штат Нью-Мексико. Примечательно, что даже случай пятидесятилетней давности обрастает новыми подробностями и о нем удается обнаружить дополнительную информацию. Находятся очевидцы, ранее не дававшие интервью, отставные офицеры, а также те, кто в 1947 году были рядовыми. Некоторые истории, выплывшие на свет в 1990-е годы, подвергаются переоценке на основании появившейся вдруг информации.

Таков случай с Джимом Рэгсдейлом, чье имя приобрело известность в 1992 году, когда мы с Доном Шмиттом продолжали свои исследования событий близ Розуэлла. Я был в Розуэлле в ноябре 1992 года и занимался там поисками тех, кто в 1947 году служил в местной пожарной команде. Мы пытались выяснить, сколько времени хранятся записи о выездах по вызовам и можно ли разыскать записи о каждом выезде за пределы города. Записи имелись за последние семьдесят лет, однако в них не было ничего интересного.

В тот вечер из своего гостиничного номера я позвонил Джиму Рэгсдейлу, чтобы договориться с ним и его семьей об интервью. По имеющейся у меня информации, Джим Рэгсдейл в июле 1947-го видел обломки, предположительно, оставшиеся от "летающей тарелки". В 1992 году Рэгсдейл серьезно пострадал в тяжелой автокатастрофе и не хотел встречаться со мной в этот вечер, но я знал, что он наблюдал место катастрофы и вообще многое видел.

В январе 1993 года наша группа из трех человек - помимо меня в нее входил и Шмитт, и сотрудник НАСА - снова выехала в Розуэлл. Мы рассчитывали опросить ряд свидетелей и побеседовать с Рэгсдейлом. Встреча с ним была назначена на 26 января 1993 года.

Надо сказать, что история, которую Рэгсдейл поведал вначале Шмитту, а потом - мне, заметно отличается от той, которую опубликовал Международный музей НЛО в Розуэлле. Представители музея утверждают, что я все переврал. На самом деле я точно передал то, что было сообщено мне Рэгсдейлом, а Шмитт записал это на пленку. Пусть аудиозапись не может служить подтверждением правдивости его рассказа, но зато она подтверждает, что я говорю правду. Между тем, что Рэгсдейл рассказал мне в январе, апреле и июле 1993 года, и тем, что он рассказывал через год и позднее, - большая разница.

Но Макс Лител почему-то с этим не согласен. В местной газете он зачем-то написал, что моя книга ("Правда о крушении НЛО в Розуэлле") в новой редакции переделана, так что первая глава оказалась целиком выпущена. Это явная бессмыслица. Во второй редакции изменений очень мало В последних главах имеются некоторые дополнения, содержащие подтверждения отдельных фактов, но из книги ничего не изымалось. Почему-то Лител решил ввести своих читателей в заблуждение.

В первом интервью, данном Рэгсдейлом Шмитту, имеются, в частности, такие вопросы и ответы:

Вопрос: Помните ли вы название ранчо, над которым разбилась тарелка?

Ответ: Помню... Фишер.

Вопрос: Это к северу отсюда?

Ответ: Да. - Затем, без подсказки, Рэгсдейл поправляется: - Ранчо называлось Фостер.

Итак, Рэгсдейл указал место - к северу от Розуэлла. Что еще важнее, он говорил сам, Шмитт ничего из него не вытягивал. Поскольку мы побывали на месте падения к северу от Розуэлла, у нас уже имелись фотографии. Желая убедиться, что Рэгсдейл имеет в виду то самое место, Шмитт показал ему фотографии. Рэгсдейл кивнул: "Да, именно здесь". И тут же сделал заявление особой важности: "Я там проводил время с чужой женой. Из-за этого туда и попал".

Шмитт вернулся к фотографиям, показал одну из них Рэгсдейлу: "Как, по-вашему, похоже это место?" "Похоже..." - сказал он.

Надо сказать что местность, изображенная на наших фотографиях, совершенно отлична от нового "места Рэгсдейла". Трудно поверить, что фотографы могли так легко одурачить этого человека, убедив, что ему показывают место неподалеку от Пайн-Лодж. Затем он описал место происшествия: "Трудно сказать, что это было на самом деле, - то, что было там, где они врезались. Мне кажется, там столкнулись два корабля, летевших рядом, - один упал, а другой подобрал все, что мог захватить".

Шмитт спросил, возможно ли, что в космический корабль попала молния и от этого он развалился. Рэгсдейл ответил, что, как ему кажется, гроза была далеко от этого места.

Потом Рэгсдейл со Шмиттом обсудили роль Макбрэзела в этих событиях. Рэгсдейл без наводящих вопросов вспомнил: "Но там были то ли чучела, то ли тела, не очень большие, сантиметров по 120-150. Лиц мы не видели". На вопрос: "А сколько миль до этого места?" Рэгсдейл ответил: "Миль тридцать или сорок".

"К северо-западу?" - спросили мы. Рэгсдейл, указывая на фотографии, сказал: "Прямо здесь". "Там были какие-нибудь строения?" "Нет, там ничего такого не было. Поднимитесь на вершину холма, - сказал он, снова указывая на фотографии, - и вы окажетесь на месте".

Рэгсдейл и его спутница вернулись на "это место" на следующее утро. Они слышали, что туда съехались военные. "Там было три больших армейских грузовика, аварийный автомобиль и другая техника, был еще "форд-47", а на нем - офицеры, военная полиция и рядовые"

Шмитт сказал: "Значит, вы некоторое время смотрели?"

"Ага, конечно. Они все вычистили. Как следует расчистили. Прочесали всю землю. Я помню, там работал подъемный кран, восемь больших грузовиков, машины, на которых возят оружие и все такое".

Позднее в интервью - эта запись тоже имеется - Рэгсдейл сказал, что пытался вернуться на это место, но оно было оцеплено: "Мы с одним парнем поехали туда и не могли попасть. Все дороги были перекрыты".

Лител, в попытке умалить значение моих ранних интервью, написал: "Рэгсдейл говорил совершенно невнятно - он пользовался кислородной маской и отвечал на вопросы Шмитта, лишь кивая головой". Это явные домыслы. На пленке прекрасно слышно, как Рэгсдейл рассказывает свою историю, а не просто качает или кивает головой. Лител не присутствовал при интервью и не слышал записи. Он не знает, что и как на самом деле происходило.

24 апреля 1994 года я снова разговаривал с Рэгсдейлом, желая уточнить некоторые детали. Например, если Рэгсдейл и его ^знакомая видели крушение и вначале подумали, что разбился какой-нибудь самолет или иное транспортное средство, принадлежащее правительству, то почему не уведомили местного шерифа? Ведь кто-то мог остаться в живых.

Рэгсдейл ответил, что, во-первых, он пил в тот вечер, во-вторых, проводил время с чужой женой. Ни он, ни его дама не должны были там находиться. Кроме того, ночью они мало что разглядели. У них был при себе фонарик, но батарейки сели. Они увидели космический корабль и тела только с наступлением рассвета. По словам Рэгсдейла, это были такие маленькие человечки. Три или четыре тела... Он назвал мне имя своей спутницы. Она погибла в автокатастрофе приблизительно через месяц после этих событий. Я пытался проверить этот факт, но тщетно. А значит, требуется провести дополнительную работу.

Доктор Родегир, научный директор -икагского центра уфологических исследований, имел возможность поговорить с сыновьями Рэгсдейла. История, которую они поведали со слов отца, в основном совпадала с тем, что он рассказывал нам.

В июле 1993 года мы со Шмиттом опять встречались с Рэгсдейлом - хотелось сделать видеозапись интервью. Рэгсдейл не желал, чтобы его снимали. Но мы все-таки снова вернулись к тому случаю. Он подтвердил сведения, сообщенные мне во время первого и третьего интервью, а Шмитту - в ходе второго. Как я уже говорил, у нас имеются все эти записи. Всю эту информацию мы точно изложили в книге.

Через год, в сентябре 1994 года, я снова выезжал в Розуэлл. В то время я узнал, что Лител завязал близкое знакомство с Рэгсдейлом, после чего в его рассказе сместились некоторые акценты. В письме, адресованном Рэгсдейлу и датированном 10 сентября 1994 года, Лител констатировал: "Настоящее письмо подтверждает отношение Международного музея НЛО и Исследовательского центра к информации, подготовленной персоналом музея после серии интервью, которые проводились в последние две недели. Вы проверили все сведения перед тем, как они были опубликованы, и подтверждаете, что они целиком исходят от вас, а не от какого-либо вторичного источника".

Примечательны следующие несколько предложений. "С этого дня любые суммы от реализации вашей информации будут распределяться таким образом: 25% общего количества - Джиму Рэгсдейлу, а 75% - музею"; "Музей получает право маркировать вашу информацию "Известно от Джима Рэгсдейла". В знак нашей добросовестности прилагаем чек с авансом под будущие денежные поступления".

Вместе с этим письмом появился новый документ с изложением истории Рэгсдейла. Но теперь она претерпела кардинальные изменения: "Объект пролетел, задевая верхушки деревьев, и упал буквально в ста метрах от того места, где стоял трейлер Рэгсдейла. Он и его знакомая взяли фонарики и пошли на место происшествия, где "провели немало времени".

Рэгсдейл уже не только видел тела издали, но подходил к ним так близко, что мог прикоснуться. Пришельцы были одеты в серебристые костюмы и тесно прилегающие шлемы. Рэгсдейл даже попытался снять один такой шлем, но тот не поддавался. Он разглядел глаза существ: они были овальные, вовсе не похожие на человеческие. Позднее он упоминал, что кожа существ, насколько он заметил, была серой.

По словам Рэгсдейла, космический корабль имел диаметр метров шесть, а посередине у него было куполообразное возвышение. Это описание не совпадает с тем, которое представили другие очевидцы, как штатские, так и военные, в том числе Карри Холден и бывший ведущий радиопрограмм Джонни Макбойл.

По новой версии Рэгсдейла, довольно скоро послышался рокот приближающихся грузовиков - как ему показалось, военные привезли какое-то тяжелое снаряжение. Они с приятельницей удалились с места происшествия. "Когда прибыли грузовики и еще какой-то транспорт - какой именно, я не знаю, - нас там уже не было". Разумеется, это заявление совершенно противоречит детальному описанию армейского транспорта, которое он давал в интервью, записанных нами.

Объясняя, как добраться до места событий, Рэгсдейл теперь говорит: "На дороге имеется знак "До Розуэлла 53 мили". Рядом с этим знаком от основной магистрали отходит дорога на Пайн-Лодж, а поворот на Арабеллу ведет на восток и на юг. Надо проехать две или три мили в направлении Арабеллы, там мы устроили привал в ту ночь, а поблизости находится место падения объекта".

Эти расхождения серьезнее обычных мелких изменений, возникающих, когда рассказчик пытается припомнить события далекого прошлого. Вполне естественно, что каждый раз, когда история рассказывается заново, она несколько изменяется - таково действие механизмов памяти, но эти "новости" гораздо существеннее. От попыток разглядеть тела издалека мы пришли к попыткам снять шлем с одного из трупов. От расплывчатого описания пришельца - к вполне определенному, при этом совпадающему с описаниями, которые обычно дают люди, утверждающие, что их похищали пришельцы. От наблюдения за военным транспортом, прибывшим на место катастрофы, - до утверждения, что место происшествия было покинуто до появления грузовиков. А само место крушения также несколько передвинулось: если первоначально оно располагалось в тридцати-сорока милях к северу от Розуэлла, то теперь оказалось в шестидесяти-семидесяти милях. Такие перемены характерны для баек, которые либо изобретаются на ходу, либо воспроизводятся по чьей-то подсказке. Такова разница между изложением событий, сделанным бесплатно, и рассказом, который продается.

Как такие вещи происходят? Как один и тот же человек может менять свою историю кардинальным образом? И в чем здесь загадка? Ответ прост - это Макс Лител.

В одном из интервью Лител рассказывает, как он познакомился с Рэгсдейлом: "В январе 1993 года у нас гостил один исследователь/автор. Когда его спутник куда-то уехал на машине, потребовалось подвезти его до мотеля. Я предложил свою помощь, а этот господин сказал: "Огромное спасибо, но мне надо заехать в одно место, если не возражаете. Этим местом оказался дом Джима Рэгсдейла".

Итак, пока я разговаривал со свидетельницей, чей муж видел космический корабль и тела, мои коллеги поехали к Рэгсдейлу на машине Литела. Не понимаю, почему Лител не называет имен исследователей, которые ему известны. Шмитт пошел к Рэгсдейлу, а наш коллега и Лител ожидали в автомобиле. Интервью длилось около часа. Это было первое полное изложение истории, представленное Рэгсдейлом.

Лител в своей статье продолжает: "Садясь в машину, писатель сказал: "Я надеюсь, завтра утром Рэгсдейл будет еще жив". По-видимому, он получил интервью и сделал достаточно записей. Он спросил, не могу ли я заехать в Рэгсдейлу, чтобы тот подписал интервью, а потом заверить его у нотариуса. Я сказал, что это нетрудно".

Таким образом, читателю дается понять, что Рэгсдейл был так плох, что мы чувствовали: подпись необходимо получить без промедления. Миссис Рэгсдейл сказала, что ее муж, возможно, не проживет долго ввиду различных проблем со здоровьем.

Лител рассказывает: "Через несколько дней прибыли материалы, и я впервые пошел с ними к Рэгсдейлу. Материалы были ему зачитаны, он их подписал, после чего документ был заверен, и я отправил его почтой исследователю. Нотариус не делает копию материала, а я не помню каких-либо сведений из интервью".

Это утверждение Литела заведомо ложно. Шмитт брал у Рэгсдейла интервью 26 января 1993 года, а материалы были подписаны 27 января того же года. Записи на бумаге были подготовлены нашим третьим коллегой, Марком Чесни, который писал от руки. Он обсуждал их с Лителом и вместе с ним вносил мелкие поправки. Потом Лител их отпечатал. Он участвовал в подготовке материала и при этом утверждает, будто понятия не имел о том, что в нем было сказано.

Либо чего сказано не было...

В заявлении, сделанном 27 января 1993 года, говорится: "Ночью в июле месяце 1947 года я, Джеймс Рэгсдейл, в сопровождении одной дамы находился за пределами Розуэлла, штат Нью-Мексико, приблизительно в сорока милях к северо-западу от города. Разразилась сильная гроза. Я и моя спутница заметили яркую вспышку и появление на небе источника яркого света, который смещался к югозападу. Позднее, на рассвете, мы поехали в том направлении и оказались на месте необычайной катастрофы. Там были остатки поврежденного летательного аппарата и несколько тел существ небольшого размера, лежащих на земле у корабля. Разглядывая все это, мы заметили, как прибыли военные, которые оцепили место происшествия. Из-за появления военных мы быстро покинули данное место. Настоящим удостоверяю под присягой, что приведенная выше информация записана верно с моих слов, так, как я ее знаю и насколько помню". Рэгсдейл подписал это заявление, а Лител - заверил. Он выслал мне оригинал, а копии оставил в делах Международного музея НЛО.

С тех пор Лител стал часто беседовать с Pare-дейлом. Мы хотели, чтобы Рэгсдейл указал нам точное место падения объекта. И Лител обещал вывезти его на место. В своей книге "История Джима Рэгсдейла" Лител упоминает о нас: "Полагая, что место крушения расположено в 30 милях от Розуэлла, я предложил вывезти Рэгсдейла в сопровождении медицинской сестры с кислородной установкой. Поскольку до места крушения от Розуэлла было не более тридцати миль, мы, как я думал, могли бы обернуться за два часа.

Но Рэгсдейл сказал мне: до этого места не тридцать миль, а пятьдесят три. Я ответил: "Пятьдесят три мили по двести восемьдесят пятому шоссе на Альбукерке - это две трети пути .до Воугна". А Рэгсдейл уточнил: "Не по двести восемьдесят пятому, а по сорок восьмому шоссе, по дороге на Пайн-Лодж". (Надо ли говорить, что этот диалог - выдуманный? Люди вообще так не говорят. Таким образом автор дает читателю возможность сориентироваться, тогда как сам все понял бы с полуслова.)

Возникает вопрос: каким образом Рэгсдейл, говоривший нам о расстоянии в тридцать - сорок миль, отделяющем место крушения от Розуэлла, стал называть другие цифры? Почему в интервью с нами он утверждал, что место крушения расположено гораздо ближе к городу? И почему вдруг он узнал место крушения на фотографиях, где был заснят совершенно иной пейзаж, нежели тот, который можно найти в Пайн-Лодж?

Это коренное изменение в истории. Лител утверждает, что мы допустили ошибку, записывая наш первый разговор с Рэгсдейлом. А он, Лител, сумел исправить ее, найдя верное расстояние - семьдесят миль (вместе с тем расстоянием, которое надо проехать от поворота на пятьдесят третьей миле).

Теперь все проблемы вновь возвращаются к Рэгсдейлу. Он ведь не только называл расстояние, но узнал место на фотографиях и показал это место на карте и мне, и Шмитту. Надо сказать, что в качестве ориентира он называл газопровод на Эль-Пасо, который проходит к северу от города, желая помочь нам определиться по карте. А теперь место крушения так отодвинулось.

В своей книге Лител пишет: "Чтобы точнее определить место происшествия, я разговаривал с фермером, чье ранчо расположено поблизости. Тот сказал, что по шоссе на Пайн-Лодж до места крушения не доехать - любая дорога ведет на его ранчо".

Само собой, Лител не называет имени этого фермера. Лителу безразлично, что место было идентифицировано майором Эдвином Исли, который в 1947 году был начальником 509-го отряда военной полиции. Кроме того, то же место указали несколько других очевидцев. (Пожалуйста, обратите внимание: место крушения определено многими свидетелями.) Лител даже пишет: "Истина заключается в том, что у нас нет свидетеля, который точно указал бы место крушения". Ничего подобного! У нас есть несколько свидетелей. Их много, и среди них есть такие именитые, что если бы Лител представил еще и своего свидетеля, то это был бы явный перебор.

Подведем итог: имеется информация, весьма достоверная, относительно места крушения летательного аппарата - тридцать миль к северу от Розуэлла.

Есть еще один аспект этой проблемы. Лител и его единомышленники утверждают, что близ Пайн-Лодж имеются физические свидетельства крушения. Они указывают на естественную просеку между густо растущими деревьями, камни, якобы опаленные, и другие подобные признаки.

Однако Венни Скотт, бывшая жена Джима Рэгсдейла, рассказывает другую историю. По ее словам, все это - последствия пожара, произошедшего в конце шестидесятых или в начале семидесятых годов по вине беспечных туристов. Пожар она видела своими глазами. "Эти пьяницы оставили костер. В результате пожара выгорела небольшая поляна, после чего он потух сам собой. А он - ее бывший супруг - теперь рассказывает, что там было крушение! Какое крушение? Мы тоже были на пикнике и помогали горе-туристам выбраться из огня".

Но Литела это не убедило. Он с готовностью признает, что не опрашивал свидетелей пожара. "Для меня место крушения определено - и это все. Мы не будем никого опрашивать. Попробуйте доказать, что он [Джим Рэгсдейл] лжет. Я вам рассказываю то, что он говорил мне".

Лител заручился вторым нотариально заверенным заявлением Джима Рэгсдейла. Выходит, что имеются два заверенных заявления, сделанных под присягой, и они противоречат друг другу. Однако подобно всему, что связано с событиями в Розузлле, и здесь не все ясно.

Один из исследователей заметил такую деталь. Новое заявление Джима Рэгсдейла заверено нотариусом Кейти Вивер из округа Логан, штат Оклахома (там проживает дочь Джима Рэгсдейла). И хотя в документе есть слова, что "настоящее заявление скреплено присягой и подписано в моем присутствии", миссис Вивер утверждает: в ее присутствии документ не подписывался. И присягает в этом перед Богом.

По-видимому, нотариус, которая работает вместе с дочерью Джима Рэгсдейла, скрепила своей печатью готовый документ, принесенный из дома и уже подписанный отцом. Нотариус признала, что заверять документы таким образом - нехорошо, однако такова общая практика.

В итоге мы имеем заявление, не скрепленное присягой, - просто бумагу с текстом. Джуди Лотт, дочь Джима Рэгсдейла, отрицает, что отец подписывал документ дома, а не у нотариуса. Как рассказывает она, нотариус был приглашен к ней на дом. Когда миссис Лотт было показано заявление нотариуса, она признала, что отец действительно подписывал документ еще у себя дома, а не в Оклахоме.

Если учесть, что первое заявление было заверено по всем правилам, можно считать, что оно и является единственно достоверным. Более того, учитывая обстоятельства, при которых было сделано первое заявление - я имею в виду, что Джим Рэгсдейл и его супруга были уверены в его скорой кончине, - это первое заявление можно расценивать как признание, сделанное на смертном одре. Не случайно мы постарались получить подпись как можно скорее, что подтверждает и Лител в своей книге.

Однако история, рассказанная человеком, которого разыскала наша группа - Шмитт, -есни и я, - помогла нам в установлении места крушения НЛО и гибели пришельцев. Позднее эта история стала объектом корыстных интересов. Лител не мог бы получить эксклюзивных прав на историю, если бы Джим Рэгсдейл повторил ему то, что рассказывал нам. Его оригинальная история лишена того драматизма, которым наполнилась версия Литела.

Печальная правда заключается в том, что важная история превратилась в абсолютно бесполезную.

Перед нами еще один пример, весьма характерный для 1990-х годов. Истина отступает на второй план, когда на первом оказывается личный интерес исследователей, людей, "раскручивающих" событие, и тех, кому встреча с НЛО открыла путь к известности.

И теперь я вынужден заниматься неприятным делом - уличать кого-то в подтасовке фактов. При этом я уже не могу спасти "свою историю". Она становится ненужной. Я лишь могу указывать на ее расхождения с новой версией, пытаться доказывать, что Лител имел свой интерес и повлиял на изменение информации.

В заключение я могу сказать только одно: история Джима Рэгсдейла в том виде, в котором она существует теперь, - вымысел.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх