3. Публичные выступления

Многие люди обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем именно голос.

Ваш голос важен так же, как ваша внешность, манеры, текст Вашего выступления. Это тот инструмент, с помощью которого Вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между Вами и аудиторией зависит от Ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на Вашу сторону, убедить их в чем-то, завоевать их голоса и доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть.

Человеческий голос — могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что Ваши слушатели ожидают, и вполне заслуживают услышать приятный голос.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой Вашего имиджа. Он может перечеркнуть все Ваши достоинства. Попробуйте представить могучего атлета с писклявым, тонким голосом или преуспевающего финансиста с резким, гнусавым произношением.

Ваш голос должен содействовать Вашей карьере!

Сознание того, что у Вас хороший голос, придаст Вам силу, уверенность, и даст возможность легко раскрывать перед собой новые перспективы жизненного успеха.

Почему мы с абсолютным доверием слушаем некоторых телекомментаторов? Почему некоторые из них остаются фаворитами на долгие годы? Частично это происходит благодаря мелодичному, низкому, спокойному голосу, лишенному раздражающих нот.

Перейдем к деловому миру. Многие компании требуют, чтобы их руководители, торговые представители, сотрудники, ответственные за внешние связи, были хорошими ораторами. Для этого необходимо правильное произношение, четкая артикуляция, хорошая постановка голоса. Руководители должны легко находить контакт с разными людьми и уметь говорить в разных ситуациях — от деловых завтраков до презентаций и лекций. Кроме того, клиенты и покупатели охотно слушают и не отключаются, если докладчик имеет приятный голос. Это качество может иметь важное значение для достижения финансового или делового успеха, равно как и для поддержания определенного имиджа.

Не важно, какой голос у Вас от рождения. Благодаря практике Вы сможете приобрести такой голос, которого по справедливости заслуживают Ваше профессиональное мастерство и Ваша яркая индивидуальность. Вы можете избавиться от иностранного или местного акцента, если будете строго следить за правильностью произношения. Можно избавиться от гнусавых звуков, если умело пользоваться голосовым аппаратом. Вы можете научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки. Вы можете развить резонансные колебания в груди и научиться говорить так, чтобы вас слышали в самом последнем ряду аудитории без малейшего напряжения с вашей стороны. Наконец, вы можете научиться не бубнить как пономарь, а превратиться в красноречивого, искусного оратора.

Все это действительно в ваших силах!

Выступать перед аудиторией, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории — это большое мастерство. Школы по работе актера над собой создавали такие мастера, как Дельсарт, Станиславский, М. Чехов и другие. Может быть педагогам, юристам, лекторам не надо в полной мере владеть мастерством актера, но основные законы поведения «человека на сцене» необходимо знать. К. С. Станиславский говорил, что труд — первое непременное условие в работе над собой. Эта работа должна трудное сделать привычным, привычное — легким, легкое — прекрасным. Станиславский считал, что «изучение законов творчества способно притупить искру вдохновения у посредственного актера, но оно раздувает эту искру в большое пламя у подлинного художника». Иногда очень грустно наблюдать на сцене исполнителей, лекторов, педагогов, которые выглядят при этом хуже рабочих сцены, обнаруживая полное отсутствие представления о культуре и манере сценического поведения. Эти качества — результат работы по овладению своим телом, своими нервами, своим вниманием. Они и есть то, что называют профессионализмом. Умение «нести себя» — это не только эстетическая сторона проблемы, ведь тело исполнителя, как и голос, — это его «инструменты», особенно это касается актеров и вокалистов, хотя для лектора и педагога, людей политики и бизнеса это тоже очень важно.

Дельсарт так и говорил: «Тело — инструмент, актер — инструменталист». На сцене, на трибуне, во время презентации или ответственного совещания, каждое движение рук, ног, фигуры, мимика лица — все воспринимается зрителем, создавая имидж выступающего. Иногда отчетливо видно, как неудачная «выходка» исполнителя, лектора мгновенно разрывает те ниточки внимания, которые соединяют его и зал, разрушает тот образ, который выстраивался, и может привести к полному провалу.

«Недостатки, которые свободно сходят с рук в жизни, становятся заметными перед освещенной рампой и назойливо лезут в глаза зрителям… Это понятно: на подмостках человеческая жизнь показывается в узком пространстве сценической рамки. На эту жизнь, втиснутую в театральный портал, смотрят в бинокли, ее разглядывают, точно миниатюру, в лупу. При этом от внимания зрителей не ускользнут никакие детали, никакие мельчайшие подробности. Если прямые, поднимающиеся как шлагбаумы, руки с грехом пополам терпимы в жизни, то на сцене они не допустимы. Они придают деревянность фигуре человека, они превращают его в манекен. Кажется, что у таких актеров душа такая же, как руки — деревянная. Если к этому прибавить еще и прямой, как жердь, спинной хребет, то получится в полном смысле слова «дуб», а не человек. Что может выявить такое «дерево»? Какие переживания?» — так говорит в своей книге «Работа актера над собой» К. С. Станиславский о том, что всякое мастерство, а сценическое особенно, требует выработки соответствующей техники.

Как бы ни был хорош голос певца, но его внешность и манеры, и сам выход на сцену — все способствует или мешает успеху у слушателей. Станиславский говорил: «На сцене актер нередко глубоко и тонко чувствует, но при передаче своего переживания он до неузнаваемости уродует его грубым воплощением неподготовленного телесного аппарата». Станиславский сравнивал такого актера с прекрасным музыкантом, который вынужден играть на испорченном инструменте. Музыкант пытается передать чудные звуки, а фальшивые дребезжащие струны искажают все, доставляя артисту невыразимые муки. Актера, который не умеет донести текст до зрителей, Станиславский сравнивал с немым, «который уродливым мычанием пытается сказать любимой женщине о своем чувстве».

Вот список некоторых симптомов того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:

— Слушатели часто просят вас повторить только что сказанные вами слова.

— Люди замечают у вас идиосинкразию к публичным выступлениям.

— У вас заметный акцент.

— В микрофоне звук «п» у вас звучит глухо, неприятно и искусственно.

— У вас устает горло после десятиминутного разговора.

— У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.

— Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.

— Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.

— У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.

— Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете словечки или фразы, вроде «гм», «ну», «так», «знаете ли», «угу».

— Вы имеете привычку вздыхать, всасывать внутреннюю часть щеки, щелкать языком или иным образом надоедать слушателям.

— Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.

Характеристики плохого голоса:

— гнусавый;

— резкий или скрипучий;

— хриплый;

— дрожащий;

— пронзительный, или слишком высокого тембра;

— плаксивый;

— с одышкой;

— робкий;

— отрывистый;

— слишком громкий;

— слишком тихий и неслышный;

— бесцветный;

— помпезный;

— саркастический тон;

— неуверенный;

— монотонный;

— напряженный;

— слабый;

— скучный.

Прочитайте этот список и подумайте о своем голосе, выделяя те неприятные свойства, от которых Вы хотели бы избавиться.

Характеристики хорошего голоса:

— приятный;

— вибрирующий;

— спокойный;

— хорошо модулированный;

— низкого тембра;

— доверительный;

— управляемый;

— теплый;

— мелодичный;

— заботливый;

— уверенный;

— властный;

— дружеский;

— окрашенный интонацией;

— выразительный;

— естественный;

— богатый;

— наполненный;

— звучный;

— доброжелательный.

Прочитайте этот список, подумайте о своем голосе и о том, какими из этих качеств Вы хотели бы обладать, но не обладаете.

Голос и тело

Голос не просто «исходит из отверстия на лице». Голос — это нечто неизмеримо большее. При правильном использовании голоса в речь вовлекается все тело, от макушки до пяток. Все тело является психоакустическим инструментом, порождающим Ваш голос.

Для того чтобы задействовать весь голосовой аппарат, необходим воздух, поставляемый легкими. При спокойном разговоре с собеседником Вы только слегка наполняете воздухом верхушки легких — вам вполне достаточно поверхностного дыхания. Но для того, чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она имеет очень большое значение для формирования голоса, поскольку проталкивает воздух, который вдыхают Ваши легкие, сквозь горло и губы.

Очень много может Вам дать правильное дыхание, поскольку оно питает кислородом мозг, поддерживает речевой процесс, успокаивает Вас и сообщает чувство уверенности, которое вы передаете своей аудитории.

При произнесении речей довольно важную роль играют мышцы ног. Они позволяют Вам правильно расположить тело и сохранить прямую осанку. Правильная осанка важна для хорошей работы сердца и достаточного снабжения тела кислородом. Хорошая работа сердца не дает крови слишком приливать к ногам под действием силы тяжести.

Почему ходьба успокаивает? Активная деятельность поддерживает работу сердца. Почему люди часто начинают ходить из угла в угол, когда они обеспокоены, не уверены, ожидают какого-то важного сообщения?

Для того чтобы понять это, вспомните стереотипный образ будущего отца в одном из старых фильмов — в те времена, когда мужчинам не разрешалось присутствовать при родах — он ходит по комнате, нервно курит, ожидая появления ребенка. Или представьте себе кандидатов на получение призов или наград, которые ждут, когда будет объявлен победитель: многие из них также беспрерывно ходят.

Если Вы бывали за кулисами в театре, то могли заметить, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли. Таким образом они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже потирают руки несколько преувеличенным жестом. Это тоже способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи — всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.

Ваша осанка зависит от того, насколько плотно Ваши пятки упираются в пол. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямьтесь во весь рост, слегка откиньте голову. Таким образом, вы сможете полностью контролировать свой голосовой аппарат. От пяток до макушки все Ваше тело участвует в создании резонанса для Вашего красивого голоса.

Основные требования к телу выступающего:

1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы, мобилизует нервную систему.

2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее — это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче — идее выступления. Во время выступления глаза должны быть мягкими, улыбчивыми. Брови чуть приподняты, ноздри слегка вздернуты, а мышцы щек сокращены в улыбке.

Достаточно улыбнуться глазами или просто подумать об улыбке, мышцы щек автоматически сократятся. Лицо станет одухотворенным и очень обаятельным. Улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать «ласковые глаза». Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность — нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю раскрепощенность.

5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

Рекомендации ораторам

1. Старайтесь говорить высоко и спокойно, это не даст связкам устать, а слушатель будет вынужден сосредоточиться на приятном тембре вашего голоса.

2. Говорить спокойно, совсем не означает говорить без тускло, красок, монотонно. Главное, как для оратора, так и для вокалиста — уметь правильно распределить дыхание и силу голоса.

3. В каждом Вашем предложении есть вершина (смысловая точка), вот к ней энергетически по нарастающей идет усиление Вашего голоса, затем естественен мягкий спад к концу предложения. Пользуйтесь голосовыми красками, эмоционально подпитывая организм, а для этого поговорим о дыхании, артикуляции и дикции.

4. Очень важна артикуляция. Активная подача. Чем больше вы помогаете себе, артикулируя (утрируя согласные и открывая максимально рот на гласные), тем меньше давление у Вас идет на связки и значит голос будет менее уставший.

Как избавиться от волнения перед выступлением

1. При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление тотчас по выходе на эстраду, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2–3 вздоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего выступления.

2. Вырабатывать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность, самодисциплина).

3. Концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые дадут возможность выступающему передать все нюансы произведения.

4. Систематически тренировать и совершенствовать вокальную и артистическую технику.

Ваш голос

Ваш голос — уникальный инструмент, который принадлежит только Вам. Только Вы можете им воспользоваться. Прослушайте запись своего голоса. Вам понравилось? Или Вы воскликнули: «Неужели это мой голос?» Возможно, в глубине души Вы осознаете, что могли бы говорить лучше, могли бы петь как популярный эстрадный артист, но просто не знаете как. Возможно, вам уже ясно, что нужно как-то изменить, улучшить свой голос.

Когда Вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, Вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине Вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает весь процесс: гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, артикуляторы позволяют произносить звуки и слова.

В конце концов Вы освоите правильное произношение и не будете думать о том, как это делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре. Вы сможете петь настолько хорошо, насколько Вам позволяют Ваши физические возможности и их развитие в результате вокальных упражнений. Это умение останется с Вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие Вам, Вашим друзьям и Вашим слушателям.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх