• МОЖНО ЛИ ОТДАВАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ?
  • СТУДЕНЧЕСКИЙ БЫТ 70-х
  • ПОЛИТИКА

    МОЖНО ЛИ ОТДАВАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ?


    А.С. ЛАЗАРЕВ – ДА

    В.И. ЕВДОКИМОВ – НET

    БИТВА У ЗЕЛЕНОГО ЛЕСА

    В №10 газеты «Своими именами» напечатан ёмкий очерк А.С. Лазарева «Битва у Зелёного леса», посвященный Грюнвальдской битве. Всё в нём вроде бы правильно, однако автор вслед за учебниками истории повторяет странную координату: он, назвав литовцев, зачем-то упоминает ещё и русских, а потом ставит их рядом и к ним же добавляет смоленские полки (выделено. - В.Е.):

    В войска союзников входили поляки, русские, литовцы, жмудь, волохи, татары, чешские и моравские наемники.

    Правый фланг занимали русские, литовцы и татары под командованием Витовта, левый - поляки воеводы Зындрама. В центре расположились смоленские полки князя Юрия Мстиславовича.

    В итоге в бой вступила вторая линия русско-литовского войска, по мнению немецких исследователей, победа союзников при Грюнвальде была обеспечена исключительно участием на их стороне русских вoйcк.

    Малозаметная, на первый взгляд, игра слов с лёгкостью необыкновенной отдаёт историю Великого княжества Литовского нынешней Литовской республике. Это ещё почему? Разве приходит кому-то в голову делить жителей Московского княжества на русских и москвичей? Или Тверского княжества на русских и тверичей? Разве Литва - не русское княжество?

    Близкие результаты, судя по учебникам и публикациям, получаются по Латвии и Эстонии.

    Люди живут на Земле, отчего получается история. История - это результат, это богатство, гордость, сила, утешение. Зачем же её отдавать?

    РУССКАЯ ТОПОНИМИКА ПРИБАЛТИКИ

    Что происходит с географическими картами Прибалтики

    Давайте предположим, что читатель, читая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», обнаружит в нём следующее: «Наполеон принимал Балашова в том самом доме в Вильнюсе, из которого отправлял его Александр». Наверное, он призадумается и не поверит в существование в начале XIX века города с названием «Вильнюс» и будет, разумеется, прав. Но в школьных атласах написано именно так: Наполеон входит в Россию через Каунас и Вильнюс, а не через Ковно и Вильну. На этих картах и в XIX веке, и ранее существуют города: Таллин, Даугавпилс, Тарту, Пярну. В середине 1990-х годов дошло до того, что на русских исторических картах название Таллин стали писать даже как Таллинн, потому что руководство Эстонии распорядилось на русском языке, как на эстонском, писать название эстонской столицы с двумя «н» (Таllinn)! Это при том, что русский язык государственным языком Эстонии не является.

    На крупномасштабных картах «выясняется», что в дореволюционные времена существовали в Прибалтике города Вентспилс (правильно - Виндава), Елгава (Митава), река Западная Двина превратилась в Даугаву (это в XIX веке!). То, что это не соответствует действительности, очевидно, но не всем. Ведь базовые знания о русской исторической топонимике мы получаем из школьных учебников и карт - исторических и географических.

    Так было не всегда - примерно до 1980-х годов на школьных картах России в XIX веке существовали города Ревель, Митава, и Наполеон шёл в Россию через Ковно и Вильно. Действовал принцип аутентичности - название соответствовало времени, фиксированному на карте. А затем тихо утвердился новый принцип - переносить вглубь столетий современные названия. Его можно условно назвать принципом актуализма. Тогда получается, что Таллин всегда был Таллин, Тарту — всегда Тарту, Вильнюс - всегда Вильнюс, вывод - это исконно эстонские, латышские, литовские города. Не зная об этой перемене, воспринимая современные названия как исторические, что скажет русский человек, который, как известно, очень любит справедливость? Он скажет, ну что ж, это очень правильно, что русских, живущих в Прибалтике, объявляют мигрантами, которые приехали на чужую землю и ещё хотят там иметь право голоса. Это и впрямь чужая земля, Таллин всегда Таллин: чемодан - вокзал - Россия!

    Любопытно, что этот новый принцип применяется лишь для Прибалтики и, в какой-то степени, Закавказья, на остальной территории нашего государства названия городов на картах соответствуют времени. В XIX веке это всегда города: Юзовка (ныне Донецк), Екатеринослав (Днепропетровск), Царицын {Волгоград), Новониколаевск (Новосибирск)... А почему? Потому что, как бы русский плохо ни знал свою историю, он никогда не поверит в то, что, например, город Екатеринодар (ныне Краснодар) не имеет к русской истории отношения: слишком русские названия – что старое, что новое. А про Таллин - поверит. И живущие в Эстонии верят, и живущие в Москве верят, а, рассказывая об Эстонии, говорят об эстонцах, как о хозяевах, а о русских - как о притесняемых, но всё же гостях: Таллин - всегда Таллин...

    Корреляция сознания через школьное воспитание очень действенна - дети обладают образным мышлением, благодаря которому прочно усваивают громадное количество информации, немыслимое при мышлении понятийном, взрослом. И дети - доверчивы.

    Что ж, доверяй, но проверяй.

    Солнечная Эстония

    Таллин. Город этот древний, впервые упомянут на карте великого арабского географа Абу Абдаллаха Мухаммеда ибн Мухаммеда аль Идриси. Карта представляет собой серебряное блюдо весом 91 кг, которое аль Идриси преподнёс в дар королю Сицилии Роджеру II в 1154 г. Там на месте Таллина обозначен город Колывань. И в русских летописях это город Колывань, и никто не спорит с тем фактом, что город основали русские, но считается, что они назвали его Колыванью якобы в честь героя эстонского эпоса Калевипоэга. Наверное, здесь неважно, что фонетически из Калевипоэга Колывани не сделать, неважно и то, что русские свой город называют в честь героя не своего эпоса, а важно то, что в честь героев эпосов называть населённые пункты догадались только в XX веке (например, в честь героя киргизского эпоса Манаса назван аэропорт Бишкека). Ранее было наоборот - доброго казака Илью Ивановича назвали Муромцем по городу Мурому, близ которого он родился.

    Близкие названия в России есть: два посёлка Колывань - в Новосибирской области и на Алтае, Колыванский хребет и Колыванское озеро в Рудном Алтае. В основе - древнейший праславянский корень коло - круг (коловорот, около), но также и солнце. Языческому богу Колывану строились круглые в плане храмы с конусообразной крышей и отверстием посредине. Такой же вид имеет распространённая в Карпатах пастушья хижина колыба. Герой эстонского эпоса здесь ни при чём - Колывань русское название, и оно употреблялось до XVIII в. Городом с 1219 г. владели датчане, немцы, шведы. С 1710 г. он в составе Российской империи уже под немецким названием Ревель - по местному названию побережья. С 1918 г. -Таллин, от эстонского Taani linna, т.е. Датский город. Кто владел городом до 1219 г.? Наверное, тот, кто его основал и назвал, т.е. это - не чужой русским город.

    Тарту. Дата основания - 1030 г. В этот год Ярослав Мудрый заложил здесь крепость и дал ей название по своему христианскому имени - Георгий, т.е. Юрьев. Назывался также Юрьев Ливонский, в отличие от Юрьева Польского и Юрьева Поволжского (ныне Юрьевец). Долгое время был русским городом (целый год здесь был наместником царя Ивана Грозного князь Андрей Курбский, именно отсюда он и бежал в Литву), шведским, немецким, польским, с 1704 г. возвращён в состав России под именем уже Дерпт (этимология неясна), в 1893 г. была восстановлена старая форма - Юрьев. С 1918 - Тарту - эстонское произношение наименования Дерпт. Эрудированный человек вспомнит, что ранее Тарту назывался Дерптом, а кто должен помнить, что это старый русский город Юрьев?

    Но Таллин и Тарту города известные, а вот что это за город Палдиски, расположенный на западе Эстонии? Объяснить его названия эстонцы не могут, для русского уха оно звучит как иностранное, первое, что приходит на ум - что-то немецкое или шведское, а город-то русский! В год окончания Северной войны, 1721-й, Пётр I посетил на Балтийском побережье залив Рогервик, оценил место и повелел заложить порт. Порт заложили и именовать стали просто - Балтийский порт. (Именно здесь в начале XX в. создавался русский подводный флот.) Долгое время проговаривая это название на свой лад, эстонцы в итоге получили Палтиски. В 1939 г. сюда вернулись русские, возобновили военно-морскую базу и называть её стали уже на эстонский манер, но чуть по-своему - Пальдиски. После войны название варьировалось: Палдиски, Пальдиски, Палтиски, пока не устоялось современное - Палдиски. Угадать в Палдиски Балтийский порт невозможно, это необходимо знать, а откуда? (Против Палдисок расположено два острова, Суур Пакри и Вяйке Пакри. Эстонцы переводят их так - Большой Пакри и Малый Пакри. Что такое Пакри? Шведское, немецкое или..?).

    Откуда появилось название Эстония (Eesti)? Ранее пользовались названием Чудь (отсюда Чудское озеро), в просторечии всех жителей Чуди, как, впрочем, всех финнов, называли чухонцами - почему эстонцы? Немцы (Ливонский орден, орден Меченосцев), те самые, остзейские (от немецкого названия Балтийского моря - Ostsee, т.е. Восточное море), которые долгое время владели этими землями, называли их на свой лад - Ostland, т.е., Восточная страна. Русские чиновники, пришедшие им на смену, произносили название Остланд на русский манер, Эстлянд и добавляли латинское окончание ия (по типу Франция, Италия или Испания). Вот здесь-то и спрятана подмена! Дело в том, что названия «...ланд» имеют двойную природу. Во-первых, это страны, названные по характеристике местности, например, Исландия (Ледяная страна), Гренландия (Зелёная страна), Нидерланды (Низменная страна). Во-вторых, страны, названные по народу, их населяющему, например, Лапландия (страна лопарей, т.е. саамов), Deutschland (страна дойчей, т.е. немцев), England (страна англов, англичан). Эстляндия, название по месту, было трансформировано в название по народу, а именно: из Эстляндия - Восточная страна – в Эстляндия - страна эстов. На картах название чудь было заменено на эсты. Любопытно, что такой надёжный показатель, как русские фамилии по народу, фамилии Эстов или Эстонов не содержит, а вот фамилия Чухнин или Чухонцев совсем не редкость.

    Разумеется, утверждать, что нынешняя Эстония является русской и только русской землёй никому в голову не придёт, но то, что это исторический и культурный мир России -очевидный факт.

    Реки Латвии

    Столицей Латвии является город Рига. Происхождение названия обычно объясняется двояко - от немецкого Ring - круг или от литовского ringe, ringis - излучина, заводь. Трудно отделаться от впечатления, что очевидное русское слово рига (рыга) - сельскохозяйственная постройка, предназначенная в первую очередь для молотьбы в дождливую погоду (защита от дождя и постоянная тяга), сознательно игнорируется. Между тем, в этих местах дожди не редкость, как без риги? Населённые пункты похожего типа названия в России есть - Амбарный в Карелии, Амбарчик близ устья р.Колымы, Овинище в Тверской области, Сараи в Рязанской области.

    На востоке Латвии с 1275 г. располагается город Даугавпилс. Буквальный перевод -город (замок) на реке Даугава. Считается, что город основали немцы и дали ему название по реке, название которой произносили как Дина или Дуна, т.е. Динабург. По-русски же она называется -Двина (Западная). Дон - это вода, река, широкое распространение этого гидронима указывает на его древнее происхождение: Дон в России и Дон в Англии, Донец, Двина (Западная и Северная), Дунай, Днепр (Дон подпруженный, с порогами), Днестр (Дон с быстрым течением). С 1893 по 1918 гг. Динабург носил русское название Двинск, именно здесь, находясь в заключении в Двинской крепости, писал свои мемуары русский народоволец Н.А.Морозов. Даугава - переложение названия Двина на латышский. Почему русские должны забыть исконное, своё название и заучить чужое?

    Есть ли вообще на территории Латвии надёжные русские, славянские названия? Есть. Например, Вентспилс, город на реке Вента. Название реки происходит от имени славянского племени венедов, и город до 1918 года носил онемеченное название Виндава (прежнее название Рижского вокзала в Москве - Виндавский). На той же реке расположен город Цесис (с 1918 г.), ранее называвшийся Венден - то ли город венедов, то ли город на реке венедов.

    (Того же происхождения название австрийской столицы Вены и итальянской Венеции. Кстати, эстонцы, также как и финны, называют Россию - Венейя. Отсюда следует, что славяне-венеды оставили по себе широкую память, что Россия к венедам имеет прямое отношение, что Россия-Венейя рассматривается эстонцами и финнами как часть своего исторического пространства. Русским-то чего робеть?)

    На востоке Латвии есть река Дубна. Давайте предположим, что это нерусское название. Получилось?

    А вот город Валмиера - ничего русского в этом латышском названии не слышно, как не слышно и в немецком, принятом до 1918 г. - Волъмар. В русских же летописях начиная с XIII века это - Владимир Ливонский, или Влади-мирец (Владимерец). Для сравнения - Владимир Волынский, Владимир на Клязьме...

    Славянских названий на территории Латвии, видимо, хватает, и делать вид, что для русского культурно-исторического пространства это запретная зона, не следует.

    Загадочная Литва

    Литва - загадочный объект русской истории. С одной стороны - литовские князья постоянно вмешиваются в политическую жизнь Руси, русские князья переходят на службу в Литву, литовские - на Русь, а с другой стороны - непонятно, это наше княжество или не наше? С Рязанским, например, княжеством всё ясно - это наше княжество, а вот Литовское?..

    Давайте отвлечёмся и вспомним, что в Рязанской области живут русские, татары (потомки орды Касым-хана) и в северо-восточной части мещеряки - финское племя, давшее название Мещёрской низменности. Мещеряки широко ассимилировались среди русских (фамилия Мещеряков в России довольно распространена), язык утратили, но в сельской местности сохранили племенные черты, особенности национальной одежды, некоторые обычаи. Давайте представим себе гипотетическую ситуацию: мещеряки сохранили язык. Тогда мещеряковская молодёжь, получившая хорошее образование в вузах Рязани, Воронежа, Москвы, вернувшаяся на рязанскую землю и горящая желанием делать карьеру и, особенно, продвигаться во власть, обнаруживает, что с ней властью никто делиться не собирается, что это очень сложная и давно устоявшаяся структура. Как быть? А вот как - объявить себя, мещеряков, рязанцами, а свой мещеряковский язык - рязанским. Тогда на Рязанской земле сразу возникает новая ситуация: здесь живут русские, татары и - рязанцы! Их, рязанцев, притесняют, их отодвинули от власти, не дают развиваться национальной, рязанской культуре, говорят всюду по-русски, не по-рязански... Тогда русские и татары - мигранты, они не учат рязанского языка, чемодан-вокзал... но уж так и быть, живите. Но делопроизводство переводится на рязанский язык, рязанский князь Олег Иванович объявляется князем Улегайненом, да и вся история Рязанской земли переписывается как история рязанцев (например, Есенин переводится на рязанский язык и объявляется великим рязанским поэтом...).

    Невероятная ситуация? Вовсе нет. Вернёмся в Литву и посмотрим, кто там живёт. Это русские, поляки и жемайты, которых мы называем литовцами. Между тем Литва - не национальное название, а территориальное. На нынешней территории Литвы расположены 3 исторические области: Клайпедский (Мемельский) край - спорная территория между пруссами, затем немцами и жемайтами; Виленский край - бесспорная часть Литвы и никогда - Жемайтии; Жемайтия, или Жмудь, или, по-европейски, Самогития - территории, на которой жили и живут жмудины, или жемайты. Входила ли она непосредственно в состав княжества или нет, точно указать невозможно, но через два года после Грюнвальдской битвы литовский князь Витовт (в нынешнем жемайтийском произношении Витаутас) прошёл Жмудь огнём и мечом - собирал невыплаченную дань.

    Языком делопроизводства в Литве был древнерусский язык. Русские фамилии Лит-вин, Литвинов говорят о белорусских предках, а никак не о жемайтах. В период расцвета Литва простиралась от Балтийского до Чёрного моря и вплоть до Можайска. Государственной идеей Литвы, так же, как и Москвы, было собирание русских земель. Москве она проиграла, так как правящая элита Литвы приняла католичество и ополячилась.

    Самое заметное деяние Литвы - участие в Грюнвальдской битве в 1410 году. В отечественных учебниках истории польско-литовское войско делится на польско-литовскую конницу и т.н. смоленские пехотные полки. Подчёркивается важная роль, которую сыграли в битве русские воины (т.е. - смоленские полки). Между тем, литовская конница - это тоже русские воины, как и смоленские полки - это литовское войско, т. к. в те времена Смоленск был частью Литвы. Литва - это русское княжество, это - наша история. Наслед-ником славы Литвы являются Белоруссия, Россия, Украина. А нынешняя Литовская республика является? Да, с тех пор, как в 1939 году СССР подарил ей перешедший от Польши Виленский край.

    Русское пространство

    В признании своей второсортности русскими жителями Прибалтики, в поддержке стремления прибалтийских националистов к выходу из СССР историческое беспамятство, подкреплённое школьными картами, сыграло определяющую роль. Выстраивание русскими своей жизни в современных республиках Прибалтики как жизни национального меньшинства на чужой территории в значительной степени опирается на этот искусственно созданный миф. Миф прижился и в Российской Федерации. Постепенно вырастает поколение людей, искренне считающих, что Россия в пределах Российской Федерации и есть наше географическое и культурно-историческое пространство. В то время как в XIX в. Н.Г. Черны-шевский в романе «Что делать?» видел Новую Россию на севере Аравийского полуострова, отдельные нынешние политики уже ограничивают своё воображение Восточно-Европей-ской равниной.

    Роль картографических материалов, особенно школьных, для поддержания таких мифов чрезвычайно велика. Ведь школьник свято верит в учебники и школьные карты, затем он вырастает в политика, общественного деятеля, он принимает решения, основываясь на систему координат, заложенную в школе. Ему доверяют.

    Пространство русской, российской истории и культуры вовсе не должно умещаться в политические границы Российской Феде-рации, хотя начинается именно с неё. Но – продолжается на всей территории бывшего СССР, на всей территории Российской империи, во всех странах, где наше отечество имело могучее влияние, на всех материках и океанах, где бывали россияне.

    Пусть меняются границы, они не вечны, но русское, российское культурно-историческое пространство от этого уменьшаться не должно.

    «География» №19, 2008 г.

    СТУДЕНЧЕСКИЙ БЫТ 70-х


    Брехать, не цепом мотать.

    Русская поговорка

    Сейчас усилиями мажоров у власти в сознание общества вколотили как кол безапелляционную точку зрения: Советский период развития Украины и России – время, выброшенное псу под хвост. Ничего кроме лишений и страданий оно не дало обществу. Беспросветная темень сопровождала 74 года коммунистический эксперимент.

    Я понимаю, для того чтобы звать в райские кущи капитализма (которые сами собой вырастают), надо оболгать прошлое с позиции геббельсовской пропаганды – чем чудовищней ложь, тем легче в неё поверят.

    Но мы-то ещё живы и отлично помним, какой была жизнь, например, в середине 70-х годов прошлого века. Александр Зиновьев – диссидент, философ с мировым именем, высланный в 1978 году из Союза за резкую критику властей, был уверен, что тот уровень благосостояния, которого достиг Советский Союз в 70-е, являлся наивысшим в тысячелетней истории Руси-России: «Брежневские годы теперь считаются застойными. На самом деле это фактически неверно. Как раз наоборот, это были годы самого стремительного прогресса во всех основных сферах советского общества… Общий жизненный уровень в Советском Союзе в брежневский период был сравнительно высокий, думаю, что самый высокий за всю историю России. А в некоторых районах он был выше, чем даже в западных странах» (А. Зиновьев. «На пути к сверхобществу»).

    Кому верить – тогдашнему критику советского коммунизма или алчным перевертышам? Разумеется, тому, кто имел смелость открыто критиковать власть, ломая собственную судьбу, а не конъюнктурно прозревшим лиходеям. Это уже в 80-е роковые страна полетела под откос.

    Юлины «ядра». В конце октября прошлого года, в разгар президентской гонки, Юлия Владимировна Тимошенко поведала толпе почитателей душераздирающую историю про то, как она, хрупкая студентка, аки негр ворочала по ночам огромадными шинами, «чтобы семья имела возможность нормально жить». Ведь она ютилась в хрущевке и потому знала, каково сидеть без воды, газа или тепла. И толпа благостно стонала, слушая, как наша Юля отливает ядра (даже не пули).

    «Ох, по силам ли столь хрупкой женщине решение глобальных государственных проблем?» — на миг засомневался я, слушая выступление премьера. Словно прочитав мою мысль, Тимошенко рассказала сногсшибательный факт из своей биографии. Оказывается, еще студенткой Юлия Владимировна, подрабатывая на заводе, разгружала шины, которые были в «два раза больше нее». Да уж, на такое не каждый мужик способен. Особенно из наших политиков. Мои сомнения мигом отпали», – растирая по ланитам скупые мужские сопли умиления, строчил репортаж с Майдана карманный журналюга.

    «Мемории» Юлии Владимировны необходимо отнести на девичью память, замечательно сохранившуюся к 50-ти годам, усиленную откровенным политиканством, т.е. брехнёй с целью заполучить как можно больше голосов лопоухих слушателей её баек. Послушать подобных ей гуманоидов, мы и лапти носили по очереди.

    В середине 90-х, когда Юлия Владимировна под руководством Павла Лазаренко («невинно осужденного» американским правосудием») бескорыстно шуровала на газовом рынке, на Украине регулярно случались и веерные отключения электроэнергии, и отсутствие тепла и газа в домах, и многомесячные невыплаты зарплат и пенсий, от гиперинфляции превращавшиеся в прах. Во многих городах уже выросло целое поколение украинцев, которые знают о теплых батареях и горячей воде только из рассказов своих родителей.

    В ту пору, когда новоявленная элита сатанела от возможностей «большого хапка», ходил анекдот про кошмарный сон демократа: «Просыпается общечеловек зимним утром. Мац батарею – горячая, клац выключателем – свет горит, круть краном – вода течет и холодная, и горячая. Ну всё, думает, опять коммунисты у власти».

    О бедном советском студенте. По поводу разгрузки по ночам трёхметровых в диаметре шин (если предположить, что рост самого «нравственного» деятеля Майдана 1,5 м с подскоком, то, надо полагать, шины были о трех метрах). Слушая сии «повести временных лет», надо или смеяться или плакать. На кого рассчитана сия блажь?

    Случилось и мне пожить студентом, на пять лет раньше ЮВТ, и тоже подрабатывал, потому отлично помню систему студенческих приработков. Не было такого, чтобы девчата из нашей группы рвали пупки на работе подобно той, про которую рассказывает безбожно памятливая Юлия Владимировна. Они бы себя просто перестали уважать за стахановские излишества. Да и кто из работодателей осмелился бы в нарушение норм КЗОТа поставить на тяжелые разгрузочные работы женщину.

    Наши девушки кто потолковее подрабатывали репетиторами, готовя абитуру к вступительным экзаменам, устраивались на кафедру лаборантами на полставки, шли на конвейер ликероводочных заводов и кондитерских фабрик (хоть и нудная, но весьма наваристая работа).

    Студенты работали истопниками, дежурными электриками, сторожами, но самой калымной работой была служба грузчиком на московских хладокомбинатах, коих было великое множество. Ну и, как водится у православных, что несешь, то и грызешь. Разгружаешь мороженую говядину или свинину – вечером вся наша бригада в общаге от пуза лопает отбивные. Перекладываешь ящики с куриными потрохами – быти наваристому супчику, «да с потрошками». Ворочаешь коробами с куриными яйцами – нет проблем с яичницей толщиной в ладонь на братской сковороде. Перегружаешь молочные продукты – будет к столу бедного студента сметана, в которой столовая ложка стоит пограничным столбом.

    Приработками многие активно начинали заниматься только с третьего курса. Первые два года учебы – это битва за выживание с огромной учебной программой. Начертательная геометрия, теоретическая механика, сопромат, высшая математика не давали поднять головы. У нас даже была поговорка: сдал начерталку – можешь влюбиться, сдал сопромат – можешь жениться.

    Потому первые годы родители особенно активно помогали материально. Бюджет складывался из 40 рублей стипендии и 30-40 рублей родительских вспомоществований. Итого 70-80 рублей. В семидесятых годах прожиточный минимум и минимальная зарплата в СССР равнялись 70 рублям. Можно было прожить студенту на 70 «рэ» в месяц? Если без экстримов, вроде загулов а-ля Киса Воробьянинов, то не в труд. Это сейчас «минималка» есть утвержденный законом способ уморить гражданина.

    Разумеется, было не до жиру, но нищим прозябанием нашу жизнь язык не поворачивается назвать. «Квартпалата» студента весила 2,5 рубля в месяц. Комплексный обед в студенческой столовой тянул на 60-70 коп. В него входил легкий салат, густая солянка, антрекот размером с лапоть вместе с гарниром (чаще всего картофель фри) и, разумеется, компот.

    Завтракали и ужинали, как правило, у себя в комнате, что было экономней, ведь основные продукты питания стоили неправдоподобно дешево: 1 кг картошки – 10 коп. пачка маргарина (200 грамм) – 30 коп., такая же по весу пачка настоящего сливочного масла – 70 коп. Килограмм натуральной докторской колбасы (технология изготовления такой колбасы ныне утрачена) – 2 рубля 20 копеек. Полукилограммовый пакет сметаны тянул на 60-70 копеек. Банка тушенки – 90 коп. Один килограмм сахара в пределах 80 копеек. Кусок хлеба в столовой «коштував» 1 копейку. Бесплатно давать его было оскорблением для главного продукта питания человека.

    Пирожок с мясом (которого было в тестовом продукте куда больше, чем сейчас в трёхгривневом беляше) тянул на 10 копеек. Пирожки с повидлом, где повидла было не меньше, чем самого теста, стоил 5 копеек.

    Кружечка пивка – святого студенческого напитка на «кафедре» (так мы величали стекляшку с пивными автоматами, отстоящую от общежития на удалении трёхсот метров) – вытряхивала из кармана 20 коп. Потом, правда, в году 75-м цена поднялась до 40 копеек. И чтобы наполнить бокал, надо было запустить в щель автомата уже две монеты по 20 копеек. Однако столь радикальное увеличение стоимости животворящей влаги, помнится, не поколебало норму потребления студента.

    Бутылка водки 0,5 литра стоила 3,62 рубля. Но мы её пили исключительно редко, считая чрезмерно радикальным зельем. «Водка нас ссорит, братцы, пиво сближает людей!» – писал поэт аккурат в то застойно-застольное время, и мы с ним были согласны. Если хотелось чего-нибудь позабористее пива, то отдавали предпочтение портвейну, стоимостью 1,5 рубля за поллитра.

    Надо признать, что на посиделки с возлияниями у нас уходила немалая часть бюджета. Увы, так было. Но пусть меня закидают каменьями, если кто скажет, что это тяжкое преступление. Тот не студент, кто иногда в душевной компании однодумцев не набирался до самоутраты.

    «То есть не пьяница, – говорили наши предки, – иже упився ляжет спати; то есть пьяница, иже упився толчет, биет, свариться». А пьяные свары у нас были редки, словно волосы на голове у Дмитрия Гордона (редактор и ведущий телепрограммы «В гостях у Гордона» на украинском телевидении). Грехи наши выглядели девственно безукоризненными в сравнении с нынешними студенческими бессмысленными и беспощадными «оттягами», с почти обязательным потреблением дури.

    Попутно заметим, что качество продуктов питания было несопоставимо с нынешними суррогатами, которые по сути являются медленно действующей отравой. Разуме-ется, такого количества разносолов, как сейчас, тогда в магазинах не существовало. Однако основные продукты питания имелись в ассортименте достаточном, чтобы питаться без ущерба для здоровья. И что толку, что я сейчас созерцаю сырокопченные колбасы стоимостью свыше 100 грн. за 1 кг (все, что ниже 100 грн. не является в полном смысле слова колбасой). Видит око, да карман не позволят.

    Таким образом, на еду у студента средней упитанности уходило никак не более 40 рублей в месяц. Был ещё такой запасной ресурс – столоваться в студенческом профилактории. Стоимость трёхразового питания в нем, с явным калорийным избытком с точки зрения медицинских норм, равнялась 16 рублей за 24 дня.

    Услугами профилактория не стеснялись пару раз в год пользоваться. Особенно если случалось понести убытки, дуясь в картишки. Но эту напасть я к старшим курсам изжил, прочитав у философа, что карточная игра – банкротство всякой мысли. Получить направление в профилакторий не составляла труда. Являешься к терапевту ведомственной больнички и со скорбным видом жалуешься на усталость, местами легкие головокружения, и эскулап без проволочек выписывал направление со стандартным диагнозом «астеническое состояние».

    Далее по тратам. 3 рубля составляли транспортные расходы. Может быть, 1-2 рубля уходило на канцтовары. Стоимость карандашей, ручек, общих тетрадей была просто смехотворна. Учась в университете, я начал собирать техническую библиотеку, которую пополнял, пока работал на промышленных предприятиях. Цена технического гроссбуха о 700 страницах с иллюстрациями укладывалась в 2 рубля. Недавно после ремонта квартиры со слезами на глазах выпер в гараж три мешка книг. Выбросить как мусор и окончательно потерять связь со своим прошлым технолога-машиностроителя не поднялась рука. Пусть внуки решают судьбу моего инженерного прошлого.

    После всех расходов, включая обязательные пивные сессии, могло остаться до 10 рублей заначки, которую бережно складывал для поездок на родину.

    Человек ущемлен в правах, ежели он ограничен в свободе перемещений. В Советском Союзе транспортные услуги были дешевы. Это сейчас мне, получающему на круг более 5 тысяч гривен чистого дохода, очень накладно пару раз в год вместе с семьёй съездить к друзьям и родственникам в Москву. А в середине 70-х студенту было не в труд 4-5 раз в год на несколько дней махнуть на родину. Стоимость купейного места в скором поезде не выходила за пределы 14 рублей. Потому мы с приятелем очень любили отправляться домой «вечерней лошадью» Москва-Луганск. Это давало возможность на общий червонец ответственно снять напряжение в вагоне-ресторане. А обратно, в целях увеличения времени пребывания в родных пенатах, летели самолетом Ан-24 (цена билета 20 рублей). Бывало боговали, воспользовавшись услугами такси. Всего за 5-6 рублей (на двоих) «мотор» доставлял нас из аэропорта к двери общаги.

    На одежду: обувь (осенне-зимнюю. Летние штиблеты стоили сущие копейки, потому их покупка не нарушала гармонию студенческого бюджета), брюки, рубашки, костюмы, куртки – мы почти не тратились. Это входило в перечень трат родителей. Хотя на старших курсах, когда от приработков в кармане повеселело, радовали себя покупкой модных импортных джинсов и ветровок. Однако стоимость одежды в СССР была очень умеренной. Добротный костюм оценивался в районе 100 рублей. Рубашки до 10 рублей, туфли на выход 20-30 рублей. Конеч-но, импортный дефицит стоил несколько дороже.

    Но так жили студенты. А ведь имелась в СССР и многочисленная трудовая элита. Например, шахтеры. Сих подземных труженников я в упор понять не в состоянии. Жили в СССР, окруженные почетом и уважением, колупали отбойниками зарплаты от 500 до 1000 рублей (столько получали министры), летали на уик-энд в Сочи и вдруг пресытились советской властью!

    Чего им не хватало, что они стали одними из главных инициаторов свертывания социалистического проекта? Наверное, так бывает в отношениях с хорошими домовитыми и безотказными женщинами. Захотелось изысков и разнообразия. И получили в избытке то и другое. Теперь бастуй не бастуй, всё равно получишь хрен по копейке. Капиталист-мироед не склонен цацкаться с рабочим классом. За всё приходится платить, а за собственную глупость по двойному тарифу. Впрочем, это уже другая тема.

    Мы жили, учились, влюблялись, попивали винцо-пивцо, писали пулю в ущерб бюджету, калымили на левых работах, отдавали дань изобретательному сексу от заката до рассвета (гормон тоже должен быть трудоустроен). Правда, о делах альковных в ту пору считалось неприличным трепать языком. Вопросы типа вреден ли секс во время месячных? – приходят в головы только современным гармонично развитым людям, о которых сказано: «двадцать метров кишок и немного секса». Одним словом, уныния среди нас не наблюдалось.

    Глупостей в те времена, конечно, хватало. Однако несуразности той эпохи сейчас выглядят лепетом детсадовского хулигана по сравнению с фундаментальным злом, творимым сейчас без числа и учета.

    Не верьте брехунам, разобравшим великую страну на самостийные трофеи, что мы не жили, а безутешно страдали.

    Антон ДАЛЬСКИЙ







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх