• «Для нас граница между Эстонией и Россией – не настоящая» Беседа с Илмаром Вананурмом, членом собрания старейшин Конгресса сету, главным редактором ежемесячника Setomaa
  • «Если открыть границу, то многие сету вернулись бы в Россию» Беседа с Хелью Маяк, руководителем сетуского общества ЭКОС
  • Документы III Конгресса Сету (г. Вярска, Эстония)
  • Заявление Совета старейшин III Конгресса сету
  • Материалы Съезда этнокультурного общества народности Сету Экос (17 июня 1995 года, г. Печоры)
  • Решение съезда
  • Обращение съезда общества ЭКОС к Президенту, Правительству и Парламенту Эстонии
  • Настоящее положение народа сету (доклад В.Я. Нурметалло)
  • Документы V Конгресса сету (ноябрь 1999 года, г. Вярска, Эстония)
  • Обращение к Парламенту и Правительству Эстонской Республики
  • О границе между Эстонской Республикой и Российской Федерацией
  • О пересечении эстонско-российской контрольной линии, проходящей по Печорской земле
  • О гражданах Эстонской Республики, проживающих на территории восточной части Печорской земли
  • О собственности граждан Эстонской Республики, находящейся на территории восточной части Печорской земли
  • О развитии Сетумаа
  • О переписи населения
  • Часть вторая

    Интервью и документы

    «Для нас граница между Эстонией и Россией – не настоящая»

    Беседа с Илмаром Вананурмом, членом собрания старейшин Конгресса сету, главным редактором ежемесячника Setomaa

    Что сейчас необходимо для сохранения идентичности народа сету в Эстонии и России?

    – Чтобы сохранить какой-нибудь народ или народность, в первую очередь нужна компактная территория для проживания, иначе этого народа просто не будет, не будет и культуры этого народа. Благодаря этому сохраняется язык. Необходима еще общая вера, общая история, нужны наши песни, сказки, кладбища и так далее. Когда в конце XIX века на территорию Сетумаа («земля народа сету») пришли академики из Санкт-Петербурга, исследователи из Финляндии и спрашивали, что это за земля, им отвечали, что это Сетумаа. Если дословно перевести с языка сету, это значит земля битв, войн. Историки знают, что через земли сету иногда по три раза в месяц проходили войска из Лифляндии на Псковщину и обратно. Хотя настоящих сражений на самой земле Сетумаа не было, войска проходили и делали очень много зла.

    Когда Фридрих Крейцвальд, составитель свода эстонского эпоса, в 1849 году по заказу Петербургской академии наук исследовал народ сету, то он говорил о сету как о псковских и печорских эстонцах. Это название мы встретим и у других исследователей. Хочу сказать, что мы считаем себя финно-уграми, очень близкими к эстонцам.

    В 1918 году, когда родилась эстонская государственность, народ сету попросил, чтобы его земли вошли в состав Эстонии. Эстонская республика получила свое международное признание после заключения Тартуского мирного договора, 2 февраля 1920 года. В Эстонии сетуская культура сохранилась. Но в советское время не было важно, кто ты, – русский, эстонец или, тем более, сету. Тогда был советский народ. Сетуское культурное движение началось тогда, когда распался Советский Союз, когда национальные меньшинства поняли, что у них свои корни. Без корней жить невозможно. И сету тоже начали искать свои корни.

    Первый конгресс сету состоялся в 1920 году, второй – в 1930 году, третий конгресс народа сету состоялся уже в 1993 году, когда уже существовала межгосударственная граница, прошедшая по административной границе Эстонской ССР. Но мы считаем, что это не настоящая граница. Наше положение было труднее, чем у эстонцев. Наши земли были разделены. Больше половины осталось на русской стороне, а другая часть отошла к Эстонии. И даже в Эстонии сету отнесены к двум уездам. Я знаю сетуский менталитет, потому что жил все время в Сетумаа. Будучи редактором газеты «Сетумаа», очень много общаюсь с людьми. Дома мы разговариваем на сетуском языке, а административный язык у нас – эстонский.

    Сейчас очень многие деревни сету в запустении. Там, где раньше проживало по 250 человек, сейчас 5–7 человек. Почему так происходит?

    – Когда-то в Печорском районе было 88 начальных эстонских (сетуских) школ, теперь нет ни одной. Когда нет школы, ты не можешь дать образование и воспитывать детей на своем языке. Люди были вынуждены покинуть свои дома, ужасно плакали, но переселялись в Эстонскую ССР и немного подальше от Сетумаа. Потому что в средней Эстонии и в городах лучше жилось.

    Правительство Эстонии до сих пор не поняло, что такое народ сету. Министерство иностранных дел пишет: пусть сету возвращаются в Эстонию. Но сету жили на своей земле несколько тысяч лет, намного дольше, чем эстонские племена средней Эстонии вокруг них. Если посмотреть в очень давние времена, мы не пришли с запада. Наши предки были с востока. Под давлением сетуского конгресса эстонское правительство помогает народу сету. Сейчас существует сетуская культурная программа, каждый год выделяется три миллиона крон. На эти деньги проводятся различные мероприятия, выпускается газета «Сетумаа», различные сборники о народе сету. Но у нас проблема, связанная с тем, что мы не можем проводить наши праздники вместе с сету, живущими в Российской Федерации. Переход границы осуществляется только по визам. Со времени окончания Второй мировой войны в Печорском районе не было издано ни одной книги, посвященной народу сету. В Печорском районе существует хор сету, детский хор, но, к сожалению, с этого года единственная сохранившаяся в Печорском районе эстонская школа для сету будет перепрофилирована в гимназию с углубленным изучением иностранных языков.

    Моя работа и мои устремления направлены на то, чтобы эстонское правительство помогало не только тем сету, которые живут в Эстонии, но и тем, которые живут вне ее. Когда правительство Эстонии провозглашает, что помогает всем эстонцам, где бы они ни жили, в любой стране, мне хочется спросить, почему вы помогаете тем, кто живет в Австралии, но не тем, кто живет здесь, рядом с вами? Это неправильно. В самом начале существования самостоятельного эстонского государства сету приручили, хотели эстонизировать. И народ сету этому не противился. Сету видели, что образование дает новые возможности, работу, жизнь идет в правильном направлении. Но сейчас об этом просто забыли. «Если ты приручил лисицу, то ты будешь за нее отвечать», – говорил Сент-Экзюпери. Сейчас за сету никто не отвечает. Ни эстонское государство, ни российское. Мы сами дали знать о себе. Сами заявили о том, что нас давно уже забыли. Но мы чувствуем, что у нас есть корни, и мы не перестаем бороться за свои права.


    Июнь 2005 г.

    «Если открыть границу, то многие сету вернулись бы в Россию»

    Беседа с Хелью Маяк, руководителем сетуского общества ЭКОС

    Для чего было создано общество, которое вы возглавляете?

    – После того как появилась граница между Россией и Эстонией, земли, на которых исторически проживали сету, были разделены. Уже в 1993 году, для того чтобы как-то объединить народ, по инициативе самих жителей и при поддержке администрации Печорского района, было создано общество ЭКОС. Я являюсь председателем общества ЭКОС с 1995 года. Мы стали возрождать старые традиции народа сету, которые уже подзабылись. В первую очередь мы возобновили работу хора. Хотя хор был создан более 30 лет назад, но к началу 90&х он уже практически не собирался. Мы поехали по деревням, стали разговаривать с пожилыми людьми. В то время в Печорском районе проживало около тысячи представителей народа сету. На сегодняшний день мы насчитываем около 350 человек.

    Мы восстановили традиции празднования Рождества, когда люди со всех деревень собираются вместе, поют песни, вместе отмечают праздник. Второй праздник, который мы отмечаем всем народом, – это Успение Божьей Матери. Его еще называют «кермаш». Обычно он проводится во дворе школы в Печорах. На престольные праздники мы часто выезжаем в деревни. Обществу ЭКОС удалось создать и открыть музей культуры народа сету. Большую помощь в этом оказал директор музея-заповедника «Изборск» Валерий Панов. Существует еще один небольшой музей народа сету, который находится при школе в Печорах. Члены общества ЭКОС в школе проводят факультативные занятия с детьми по культуре народа сету, его обычаям и традициям. Более года назад при школе создан детский хор. Мы сами шили костюмы детям, помогаем, чем можем. Эстонская сторона обещала помочь с серебряными украшениями. В Эстонии создано уже 17 хоров сету.

    Но в основном работа общества ЭКОС заключается в помощи пожилым людям народа сету. Кому нужно оформить документы, кому помочь с лечением, решить многие другие проблемы.

    А какие проблемы сегодня наиболее типичны для сету?

    – Основная проблема народа сету сейчас заключается в том, что практически все семьи народа сету разделены границей. У нас, проживающих на российской территории, нет проблемы с пересечением границы, а вот людям, которые проживают в Эстонии, но имеют родственников в России, очень трудно с пересечением границы. Другой просьбы и не было бы: надо, чтобы дети могли приезжать к родителям в Россию. Визы стоят довольно дорого, получение их занимает очень много времени. Эта проблема решена в пределах Выруского и Пыльвинского уездов. Для их жителей установлено упрощенное пересечение границы, делаются бесплатные годовые визы. Но те люди, которые проживают вне этих уездов, к родителям приехать не могут. Очень много бюрократических моментов. Надо присылать приглашения, а для старого человека оформить приглашение – большая проблема. Получается так: если мама жива в России, то надо получать каждый раз приглашение, чтобы поехать к ней, оформлять документы и т. д. А вот если мама уже умерла и на российской стороне осталась собственность, то тогда можно получить за деньги полугодовую многоразовую визу. Ну поймите, живая мать – это же важнее, чем какой-то сарай или баня. Это беспокоит очень многих людей народа сету.

    Почему так мало представителей сету осталось на территории России?

    – С 1995 по 2000 год Эстония осуществляла проект переселения народа сету на свою территорию. Многие семьи переехали в Эстонию – кто-то из-за материального интереса, кто-то к детям. Тем, кто туда переезжал, выплачивались довольно большие суммы денег, покупались квартиры. Очень много людей народности сету переехали туда жить. Многие пожилые люди умерли. Смена обстановки, жилья, соседей, очень пагубно влияли на здоровье людей.

    В 1995 году администрация Псковской области подарила нашему обществу автомобиль УАЗ. Сейчас он практически уже вышел из строя. Но машина нам очень нужна. Мне звонят люди, просят помочь с транспортом. Для многих пожилых жителей отдаленных хуторов это единственный способ добраться до больницы или до администрации района или волости. Многим старикам, проживающим в Ново-Изборской волости, я помогаю вспахать огороды. Я работаю главным агрономом колхоза. Для особо нуждающихся иногда удается выделить трактор. Решением правления колхоза всех коней, которые остались в колхозе, мы раздали по деревням бесплатно, чтобы у людей была возможность обрабатывать свои огороды – у нас же в основном проживают старики. И вот они ждут своих детей из Эстонии, чтобы те помогли им на приусадебном участке. Из Печорского района меньше народа ездит в Эстонию, чем они к нам. С нашей стороны пересечь границу проблем нет. Практически у всех сету есть синие (эстонские) паспорта. А вот у тех, кто хочет посетить Россию, проблемы есть.

    У меня такая позиция – я не хочу, чтобы сету отделялись от русских. Мы всегда вместе жили, всегда рядом. Этот дом сетуский, этот – русский. Но мне очень хотелось бы сохранить культуру народа сету. Да, нас мало, но мы можем собраться. Старые люди, работают в огородах, но если надо куда-то ехать петь, то я их собираю за час. Они откладывают все свои дела, одеваются, я их везу на концерт.

    Я считаю, что необходимо сохранить школу в Печорах. Это своеобразный центр народа сету. Мы там собираемся на праздники. Я понимаю, что в школе на два ученика один учитель. Это, конечно, дорого. Но мы живем в приграничном районе, и эстонский язык изучать необходимо и взрослым, и детям. Если в школе будут живые люди, будет живое обучение, будет и факультатив по культуре сету, будут изучаться ремесла сету.

    Если открыть границу, то многие сету вернулись бы в Россию. Почему люди туда уезжали? Там выше уровень жизни, заработная плата, возможность получить образование на эстонском языке. Я в 1977 году окончила нашу, Печорскую школу. В то время в школе училось 197 человек. И все мы поголовно уезжали учиться дальше в Эстонию. Если я 11 лет училась на эстонском языке, мне трудно было в Пскове изучать какую-нибудь профессию. Я приехала в Эстонию, окончила институт, но потом вернулась домой. А многие оставались там, в Эстонии. Создавали семьи, работали и жили. Если бы в Печорах был хоть какой-нибудь техникум на эстонском языке, то большая часть детей осталась бы здесь, в России. После того как появилась граница, все, кто уехал в Эстонию учиться, назад уже не возвращаются. Для тех молодых людей, которые остаются в России, сразу же встает проблема жилья. В Эстонии с этим проще. Мой племянник женился. Только закончив учебу, еще нигде не работая, он смог взять кредит на 30 лет для того, чтобы купить дом. А для того чтобы купить в России дом или квартиру в кредит, надо иметь такую зарплату, которая никакому молодому специалисту и не снилась. Очень сложно молодым людям найти работу по специальности. Например, мой сын – юрист по образованию, в сельской местности ему работу не найти. В городе жить негде. И вот он со мной вместе картошку копает. А на земле труд неблагодарный. Трактора подорожали, солярка подорожала, а капуста осталась полтора рубля за килограмм. И никому не нужна. Заготовительных пунктов нет, куда хочешь, туда и сдавай. Иной раз поросятам и коровам на корм отдаем.

    В Эстонии свои проблемы. Когда сету, проживающие в Эстонии, приезжают к нам, они говорят, что только здесь они слышат истинно сетуский язык. Они там уже обэстонились. Истинно сетуская культура и язык остались именно здесь, на территории России. В Эстонии сетуский язык и культура размываются на бытовом уровне. Та программа, которая проводилась Эстонией в 1995–2000 годах, имела своей целью показать, что Эстония больше делает для народа сету, чем Россия. Тогда началась массовая выдача эстонских паспортов. Первые два года пенсионерам с эстонским паспортом выплачивалось по 1000 крон в месяц. Потом всем выдавали приемники, чтобы слушать радио на сетуском языке. Но теперь эту радиостанцию закрыли. Один раз в месяц выходит газета.

    Очень много значит для сохранения культуры и материальная сторона. Районные власти помогают. Но этих денег очень мало. Все наши мероприятия держатся на энтузиазме. Сами печем пироги, варим сыр, собираемся. В общем, народ сету и культура сету в России пока живут. И надеюсь, что так будет и дальше.

    Документы III Конгресса Сету

    (г. Вярска, Эстония)

    Заявление Совета старейшин III Конгресса сету

    Будучи демократически избранными 105 делегатами, которые представляли деревни сето, проживающие в городах и поселках общины сето и общественные организации сето, считаем нужным еще раз высказать свое мнение по вопросам, касающимся исторической Печорской земли и проживающих там людей.

    1. В отношении границы мы по-прежнему считаем, что граница между Эстонской Республикой и Россией установлена Тартуским мирным договором и другими международно признанными соглашениями. Проблемы границы между Эстонией и Россией нужно решить в соответствии с нормами международного права, и решение не должно основываться на расколе Печорской земли. Внутри Эстонской Республики нужно при решении вопроса о границе достичь консенсуса политических сил, и окончательное решение нужно определить голосованием народа.

    2. Коренные жители Печорской земли, проживающие по обе стороны контрольной линии, должны между собой общаться беспрепятственно, независимо от их теперешнего места жительства. Установление упрощенного порядка для пересечения контрольной линии является обязательным условием для сохранения селений сето в Печорском районе. Упрощение перехода должно осуществляться в приемлемой для коренных жителей форме. 3. Стоим за экономическое, культурное и политическое соединение Печорской земли и в связи с этим приветствуем все созданные организации, чьи цели сходятся с вышеуказанной точкой зрения.

    Условием является то, что деятельность данного движения должна быть построена на демократических принципах и не должна стать прикрытием для спецслужб и произвести раскол между жителями Печорской земли.

    Проводимое на административной территории России, в г. Печоры, 17 июня 1995 года мероприятие Этнокультурного общества сето (съезд) является усилием людей, поставленных в крайние условия для нахождения необходимых решений. Мы приветствуем эту деятельность сето, если они ищут мирные решения для улучшения жизни. Но мы принципиально против, если это мероприятие используют для раскола сето и для вызова противостояния эстонской общественности в отношении Печорской земли.

    Материалы Съезда этнокультурного общества народности Сету Экос

    (17 июня 1995 года, г. Печоры)

    Решение съезда

    Население сету в настоящее время разделено в основном на три части: жители сету в Печорском районе, сету западной части местопроживания – в Выруском и Пыльваском уезде Эстонской Республики и сету, проживающие по всей Эстонии, уехавшие из родных мест в 1945 году. В восточной части, то есть в Печорском районе, коллективные хозяйства переживают производственный кризис. Положение в крестьянском хозяйстве тяжелое в связи с недостатком сельхозтехники. В подсобных хозяйствах, как правило, тоже нет своей техники. У престарелых крестьян нет сил вести хозяйство, хотя знания есть. Молодому поколению затруднен приезд из Эстонии на помощь к своим родителям. Это приводит к тому, что старики-родители вынуждены покидать родные дома и переселяться в Эстонию к детям. Так вымирают целые деревни сету.

    Единственная школа, где обучаются дети сету, не поддерживает сохранение языка и культуры сету. В церквах, где прихожане и русские, и сету, мало практикуется служба на языке сету. Сохраняется та же обстановка, что и 100 лет назад, когда сету выполняли внешние обряды православия, но из-за незнания языка не вникали в православие. Кроме того, на российско-эстонской границе располагаются четыре прихода, где прихожанам или затруднено, или невозможно посещение храма, могил своих родственников, то есть парализована приходская жизнь.

    Основанный в 1993 году Конгресс сету, вопреки своим решениям, не заинтересован в благополучии сету в Печорском районе, а разжигает раздор среди сету, необоснованно обвиняет Этнокультурное общество сету, ведет агитацию в деревнях и г. Печоры против общества ЭКОС.

    Учитывая все это, съезд ЭКОС решил:

    1. ЭКОС как коллективный орган волеизъявления сету в Печорском районе берет на себя развитие культуры, сохранение и возрождение сельского хозяйства на традициях сету.

    2. Ходатайствовать перед властями как с российской, так и с эстонской стороны об упрощенном пересечении границы, возможности контактов с родственниками по обеим сторонам границы, посещении захоронений, выполнении религиозных обрядов.

    3. Ввести в печорской школе № 2 обучение культуре, истории, национальным ремеслам сето. В перерывах между занятиями и дома вести общение на языке сету, а не на эстонском языке.

    4. В церквях с двуязычным составом прихожан вести богослужение на русском и эстонском языках. ЭКОС предлагает помощь в переводах богословских книг, их печатании.

    5. Объявить протест против политики Конгресса сету, направленной на разъединение сету, и против выдуманных, необоснованных высказываний против общества.

    6. Создать музей-хутор сету.

    7. Ходатайствовать перед администрацией Печорского района, администрацией Псковской области об обеспечении охраны природных достопримечательностей земли сету, а также об улучшении организации связи и дорожного сообщения между населенными пунктами, пожарной безопасности и медицинского обслуживания населения.

    Обращение съезда общества ЭКОС к Президенту, Правительству и Парламенту Эстонии

    Существующий порядок пересечения границы между Россией и Эстонией прежде всего разделяет семьи и судьбы маленького народа сету, который исторически связал свою жизнь с местностью, где сейчас проходит граница между Россией и Эстонией.

    Нет оправдания тому, что народ сету, в прошлые годы переехавший в Эстонию из Печорского района, теперь становится отрезанным от отцовских очагов.

    Данное положение приводит к опустошению многих домов сету, и в мирное время сету должны безвозвратно покидать свои родные места и искать в свои старческие годы приюта у детей в Эстонии. Поэтому мы требуем найти гуманное решение вопроса упрощенного пересечения границы с Россией, которое не ущемляло бы общечеловеческое право народа сету на общение с родственниками.

    Настоящее положение народа сету (доклад В.Я. Нурметалло)

    Мы знаем из истории, откуда и когда сету поселились в этих краях и как проходила жизнь наших предков. Нас осталось мало. Сегодня мы смотрим на себя, и другие смотрят на нас. Говорим: мы сетокезе. Где такой народ, который бы себя называл в ласкательной форме, так как мы?

    Между двух миров: немецко-католическим и славянско-православным – мы, сету, сохранили свой язык, песни и народную одежду, свою внутреннюю культуру. То есть внутреннюю духовную силу, которую другие народы в нас часто и не подозревают.

    Снаружи нас можно видеть так: язык есть, письменности нет, граница есть, государства нет, народные одежды есть, народа нет. В обычай вошло сказание, что нет ни народности сету, нет даже языка сету. Это говорит тот, кто от всего сердца желает, чтобы это так и было.

    На II Конгрессе сету в 1930 году в городе Печоры председатель парламента Эстонской Республики Карл Эйнбунд сказал: «Сету должны превратиться в эстонцев, в полноценных граждан государства». Умен был, так оно и пошло. Многие сету превратились действительно в эстонцев. Даже по паспорту.

    С 20&х годов вышли из сету такие эстонцы, что забыли даже свои красивые сетуские имена. Разве существует кто-нибудь без своего имени? У нас похожие имена с финнами. Но что годится финнам, то далеко не годилось сету. Просто потому, что у эстонцев таких имен не было.

    Человек, который не хочет быть самим собой, недостоин звания человека.

    Быть эстонцем и европейцем – не сословие или чин, которые нужно иметь, чтобы слыть культурным. Рожденный сету и выросший в порядочной сетуской семье, молодой человек и снаружи, и внутри культурен. Приобретение только имени какого-либо культурного народа таких гарантий не дает. Стыдиться языка и культуры своих предков разумный сету не будет. Ему дорого и свято все, что касается его народа.

    В старину и в голову не пришло бы нашему человеку, что тот или другой из нас – не сету. Тем более, мы должны сейчас дорожить своей культурой еще и потому, что через несколько лет будет уже поздно – не останется носителей старинной культуры.

    Кто не уважает предков, тот ненавидит себя. У тех племен нет будущего. А у нас будущим всяк дорожит и поминает родителей. Даже те, кого жизнь разбросала далеко от родных мест, хотят навещать родителей, живых и мертвых.

    Так как наша обиженная Сетумаа поделена между двумя государствами, у нас и два попечителя, разделенных между собой пограничной линией. Эстония называет ее контрольной линией, Россия – государственной границей. Для нас, сету, это разделительная линия, которая разделят между собой родных без всякого здравого смысла. Если на российском КПП задерживают людей по 6–15 часов, то Эстония родственников, живущих за пределами Выруского и Пылваского уездов, упрощенно вообще не пропускает. А ведь там живет большинство наших родственников.

    Кажется: все заботятся о нас – а нам не становится легче.

    Поэтому следует нам самим за себя постоять. А для того чтобы слово наше имело законную силу, и было создано этнокультурное общество сету. Главными целями его являются:

    а) возрождение национального самосознания сету;

    б) обеспечение условий для пользования родным языком;

    в) сохранение и развитие этнической, сельскохозяйственно-производительной культуры и повышение жизненного уровня народа;

    г) дружественные отношения с другими народами. Пусть никто нас не сбивает с истинного пути. Мы хотим и будем жить на своей земле, в своем доме. Тут наш язык, наш народ. В этой земле пот и кровь наших предков, здесь они и покоятся. Нам, здесь оставшимся, нет лучшего нигде. Для нас тут хлеб самый мягкий.

    Тяжко тем, кто по состоянию здоровья, из-за недомогания должен оставить свой родной дом, где век прожил, и переехать к детям в Эстонию. Все бросить и уехать, как во время войны, хотя войны нет. Нам надо вместе постоять за себя. Мы не стадо, мы организация. Нас знают и признают. Это ведь тоже признание, когда сочиняют всякие вымыслы, как госпожа Рээт Тобре. Конгресс сету нас не признает. Но пусть не слишком огорчается, что мы, Этнокультурное общество сету, существуем. Нам надо жить в сегодняшнем дне на обетованной земле, а не в сновидениях.

    Нам надо построить свою жизнь, хутор, совместное предприятие. Нужно возродить национальное рукоделие, песни. Язык сету необходимо вернуть в дома, в школу.

    Быть сету надо уметь, и не стыдиться. Тогда никто не будет указывать нам, как надо жить.

    Будем дружны, споем вместе – тогда мы останемся и сохранимся!

    Документы V Конгресса сету

    (ноябрь 1999 года, г. Вярска, Эстония)

    Обращение к Парламенту и Правительству Эстонской Республики

    Конгресс сету является представительным собранием народности сету, он избирается и действует на демократических началах. На V Конгресс сету были делегированы 94 представителя из деревень Сетумаа и организаций сету. Участники конгресса требуют, чтобы при подготовке всех правовых актов, касающихся эстонско-российской контрольной линии, или границы, проходящей по Печорской земле, земельной или иной собственности, находящейся за контрольной линией, а также правового статуса граждан Эстонской Республики, проживающих за контрольной линией, испрашивалось и учитывалось мнение Конгресса сето или Совета старейшин Конгресса, а при необходимости их представители приглашались для участия в разработке этих актов.

    О границе между Эстонской Республикой и Российской Федерацией

    V Конгресс сету вновь подтверждает точку зрения III и IV Конгрессов сету:

    мы протестуем против всяческих попыток изменить границу между Эстонской Республикой и Российской Федерацией уступкой коренных мест проживания народности сету в России.

    Всякие изменения границы, которые устанавливаются на исконных местах расселения народности сету без ведома самой народности и без согласия Конгресса сету, считаются дискриминацией народности сету и отходом от принципа преемственности Эстонской Республики.

    О пересечении эстонско-российской контрольной линии, проходящей по Печорской земле

    III и IV Конгрессы сету в 1993 и в 1996 годах протестовали против такого положения, при котором граждане Эстонской Республики не могли свободно передвигаться по своей исконной земле. На протяжении шести лет правительства нашего государства и Российской Федерации не смогли найти удовлетворительного решения данной проблемы. Существующий порядок передвижения в дни церковных праздников постоянно подвергается ограничениям – сокращаются дни и места упрощенного пересечения контрольной линии.

    От имени народности сету, проживающей под юрисдикцией как Эстонской Республики, так и Российской Федерации, V Конгресс сету требует, чтобы гражданам Эстонской Республики, обоснованно нуждающимся в свободном передвижении по Печорской земле, был гарантирован порядок бесплатного пересечения контрольной линии и оформления документов.

    Наличие родственников, церковных приходов, могил родных, частной собственности, мест исполнения обрядов (обычаев), находящихся на противоположной от постоянного места проживания стороне контрольной линии, должно стать достаточным обоснованием необходимости свободного пересечения контрольной линии. На этих же условиях должно быть обеспечено свободное пересечение контрольной линии и коренными жителями Печорской земли, проживающими за ее пределами.

    О гражданах Эстонской Республики, проживающих на территории восточной части Печорской земли

    Принимая во внимание тот факт, что в восточной части Печорской земли проживает несколько тысяч правопреемных граждан Эстонской Республики, у которых исходя из Конституции Эстонской Республики есть право на защиту и помощь со стороны Эстонской Республики, V Конгресс сету ходатайствует перед Правительством и Парламентом Эстонской Республики об оказании поддержки своим гражданам, проживающим в местах их исконного поселения, для осуществления которой необходима ежедневная помощь в соответствии с проектами региональной программы «Сетумаа» по следующим направлениям:

    1) оказание врачебной, социальной и юридической помощи на эстонском языке в восточной части Печорской земли;

    2) организация социальной поддержки пожилым гражданам Эстонской Республики и выделение денежного пособия для пенсионеров;

    3) оказание финансовой поддержки, постоянное обеспечение средней школы № 2 г. Печоры учебными пособиями, учебниками, литературой и периодической печатью на эстонском языке;

    4) создание Эстонского дома в Печорах;

    5) снабжение библиотек Печорского района печатными изданиями на эстонском языке;

    6) оказание материальной (финансовой) помощи организациям и песенным хорам сето;

    7) поддержка музеев и церковных приходов.

    Тем гражданам Эстонской Республики, которые в сложившихся условиях не в состоянии продолжать жить на территории Печорского района, необходимо обеспечить государственную поддержку и достойные человека условия для переселения на территорию, находящуюся под юрисдикцией Эстонской Республики.

    О собственности граждан Эстонской Республики, находящейся на территории восточной части Печорской земли

    У тысяч граждан Эстонской Республики есть дом или иная частная собственность в восточной части Печорской земли, распоряжение или пользование которыми затруднено или невозможно, вопреки их воле. Домашний очаг – это святое понятие для всех людей, и даже временный вынужденный исход из родного дома можно назвать насильственным переселением, которое не может быть компенсировано в соответствии с обычными ценами на землю или лес.

    Исходя из статьи 1 Первого протокола Конвенции защиты прав и основных свобод человека и параграфа 32 Конституции Эстонской Республики, V Конгресс сету решает: необходимо настоятельно требовать сохранения права на возврат правопреемным владельцам их незаконно отчужденной собственности, находящейся на территории Печорской земли, независимо от того, была ли эта собственность компенсирована Эстонской Республикой их владельцам за счет приватизационных ценных бумаг.

    О развитии Сетумаа

    Наличие постоянного и жизнеспособного населения на территории Сетумаа имеет стратегическое значение для государства, поэтому экономическое развитие, экология и культурные традиции, поддерживающие жизнеспособность этого населения, имеют государственное значение. Социально-экономическое положение Сетумаа характеризуется прежде всего относительно высоким средним возрастом населения. Из-за низкого процента занятости уровень жизни значительной части населения зависит от государственных пособий.

    Ухудшение условий существования жизнеспособных общин ставит под угрозу сохранение коренного населения и продолжение сложившихся традиций. Одной из существенных причин экономического спада является разрыв экономических и транспортных связей, вызванный установлением российско-эстонской контрольной линии. С момента восстановления независимости Эстонской Республики все ее правительства, стоявшие у власти, признавали существование проблемы Сетумаа и особенностей ее развития. В 1996 году в регионе была образована состоящая из специалистов правительственная комиссия, призванная решать существующие и могущие возникнуть в будущем проблемы региона. В 1997 году началось осуществление региональной программы развития Сетумаа, что является большой поддержкой для этой земли, однако она оказалась недостаточной. За последние несколько лет не удалось остановить начавшееся ранее снижение жизненного уровня населения. Статистические данные говорят о том, что социально-экономическое положение в Сетумаа намного хуже, чем в других регионах страны.

    Поскольку правительство республики в качестве одного из приоритетов на ближайшие годы обозначило взвешенную региональную политику, больше внимания следует уделять и развитию Сетумаа.

    Конгресс сету надеется на поддержку Правительства Республики в деле ликвидации отставания Сетумаа от уровня развития других регионов Эстонии путем финансирования работы по следующим направлениям;

    1) продолжение программы регионального развития Сетумаа;

    2) обеспечение свободного пересечения контрольной линии гражданам, имеющим связи в восточной части Печорской земли;

    3) завершение строительства контрольно-пропускных пунктов Койдула и Лухамяа;

    4) создание еврорегиона в приграничных районах Эстонии, Латвии и России;

    5) создание национального парка Сетумаа;

    6) создание образовательного центра Восток – Запад;

    7) осуществление территориально-административной реформы, учитывающей единство и целостность Сетумаа;

    8) развитие третьего сектора.

    О переписи населения

    Дальнейшее существование каждого народа зависит в достаточной степени от наличия самосознания. Для многих людей важно осознание и признание того, что они являются представителями своего народа. Однако самосознание человека может раздваиваться: мы считаем себя сету, европейцами, людьми с белым цветом кожи или же людьми из одной деревни. Все эти уровни самосознания по-своему важны для нас. Насильственное подавление любого из них обедняет человека и создает напряженность в обществе.

    Эстония стремится не к ассимиляции, а к достижению именно интеграции ее граждан и представителей других национальностей. Это подразумевает наличие желания в чем-то походить на эстонцев и, став гражданами Эстонской Республики, знать эстонскую культуру, эстонский язык. С другой стороны, интеграция предполагает сохранение национального самосознания, родного языка, обычаев и культуры своего народа. Это благородное стремление, и такого интеграционного идеала достигали, наверно, лишь сету.

    В ходе переписей населения, проводимых до Второй мировой войны, народность сету переписывалась отдельно. В опубликованных данных приводилось количество эстонцев и в том числе – численность сету. Это говорит о признании и уважении обоих самосознаний человека, как эстонца, так и сету. После войны в ходе переписи народность сету отдельной строкой не выделялась. Ведь в то время была поставлена цель утратить все народности и создать единый советский народ.

    После восстановления независимости Эстонии Совет старейшин Конгресса сету в 1997 году выдвинул требование о том, чтобы при переписи населения в 2000 году и при пробной переписи в 1998 году народность сету переписывали отдельно, чтобы иметь полное представление о ее реальном положении. В вопроснике пробной переписи к вопросу о национальности был добавлен дополнительный вопрос: «Относитесь ли Вы к какой-нибудь этнической группе?», что позволило каждому с полным основанием ответить: «Я – сету» или «Я – эстонец, но отношусь к сету», или «Я – сету, но отношусь к эстонцам».

    Однако из вопросника основной переписи этот дополнительный вопрос, внесенный ранее в перечень вопросов по инициативе сету, все же был исключен, что ставило перед респондентом дилемму: ты сету или эстонец? Если ты эстонец, то ты не сету, а если ты сету, то ты не эстонец. С такими же трудностями столкнулись и остальные национальные меньшинства, глубоко интегрированные в эстонское общество. Подобное вынужденное отречение от того или иного самосознания может быть квалифицировано как дискриминация национальных меньшинств.

    Конгресс сету обращается к Парламенту и Правительству Эстонской Республики с требованием о том, чтобы в вопросник переписи населения был вновь внесен дополнительный вопрос, предоставляющий народности сету возможность сохранить свое самосознание, не отрицая в то же время своей принадлежности к эстонскому народу.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх