2.3. Воздействие на подсознание.

Цивилизации и подсознание.

Во всех сознательных актах в той или иной степени участвует подсознание. Это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении к действительности и сами в данный момент не осознаваемые. Вместе с тем они могут иметь решающее значение в массовой психологии людей. Подсознание в значительной степени определяется особенностями конкретной цивилизации. Цивилизации, подобно живому организму, находятся в непрерывном развитии и несут информацию о прошлом[19]. В этом плане сознание человека определяется не только положением в данный момент времени, но и предысторией. Оно носит не только личностный, но и надличностный характер. Громадный опыт ушедших поколений не исчезает, но продолжает жить в человеческом обществе, прежде всего в духовной сфере. Согласно Ортеге [20], человек живет и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Это же относится к обществу, для которого настоящее и будущее, во имя которого они живут, лежат в диапазоне, определяемом сроком жизни поколения (40 лет – прошлое, 40 лет – будущее). В статье В. Кожинова [21] приводятся слова великого поэта Байрона: «Прошлое лучший пророк будущего», – и далее отмечается:

«Попытки предвидеть или, выражаясь наукообразно, прогнозировать грядущий путь страны, исходя только из ее современного состояния, – занятие малоплодотворное; это скорее гадание, чем основательное размышление».

Хотя развитие цивилизаций проходит одни и те же временные стадии, каждая из них имеет свою специфику, и в ряде отношений они несовместимы друг с другом[22]. Взаимодействие между цивилизациями может носить взаимно обогащающий характер, если сохраняются их цивилизационные основы. В противном случае оно может иметь разрушительные последствия. Сопоставление русской и западной цивилизаций представлено в работе С.Г. Кара-Мурзы[7]:

«В антропологической модели, развитой в России в начале XX века православными философами, человек есть соборная личность, средоточие множества человеческих связей. Здесь человек всегда включен в солидарные группы (семьи, деревенской и церковной общины, трудового коллектива, пусть даже шайки воров). Обыденным выражением этой антропологии служит девиз: «Один за всех, все за одного».

Очень важно для традиционного общества понятие народ как надличностная общность, обладающая исторической памятью и коллективным сознанием. В народе каждое поколение связано отношениями ответственности и с предками, и с потомками. На Западе же понятие «народ» изменилось, это – граждане, сообщество индивидов. Будучи неделимыми, они соединяются в народ через гражданское общество».

Основной принцип западной цивилизации – «действия индивидуумов создают общество». В России же сама постановка этого вопроса некорректна, поскольку личности вне общества просто не существует. С.Г. Кара-Мурза также отмечает[7]:

«Различны и те силы, процессы, которые скрепляют общество двух разных типов. На Западе этим процессом является эквивалентный обмен между индивидами, их контракт купли-продажи, свободный от этических ценностей и выражаемый чисто количественной мерой цены. Каждый акт обмена должен быть свободным и эквивалентным. Напротив, в обществе традиционном люди связаны множеством отношений зависимости. – рынок регулирует лишь небольшую часть общественных отношений.

Заменив ценности ценой, гражданское общество приобрело большую устойчивость, стало нечувствительным к потрясениям в сфере идеалов. Так, оно стало полностью равнодушным к проблеме признания социального порядка справедливым или несправедливым – критерий справедливости исключен из процесса легитимации общественного строя. Напротив, для традиционного общества идеал справедливости играет огромную роль в обретении или утрате легитимности».

Различие цивилизаций проявляется также в структуре языка, в законах структурирования основных понятий[23,24].

Общая стратегия глобализма заключалась в сломе основ традиционных цивилизаций, изменении массовой психологии, унификации людей. Что же касается российской цивилизации – то в отречении от принципов соборности, коллективизма, социальной справедливости. Тем самым решается основная задача власти глобализма – разрушение связей между живущими людьми и связи поколений.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх