Внутренняя информационная война.

Власть в современных условиях определяется не только материальными факторами, но и владением источниками информации. К середине 90-х годов плутократия, экспроприировавшая экономику страны, ставит под свой контроль СМИ. Поделенные между олигархическими Группами СМИ стали мощным средством в решении финансово-экономических проблем, в получении личной выгоды, в переделе собственности. Приведем, следуя книге [36], конкретные данные по олигархическим Группам.

Группа Березовского контролирует ряд электронных СМИ: ЗАО «Общественное российское телевидение» (ОРТ), ЗАО «Московская независимая телевещательная компания «ТВ-6 Москва», радиостанция «Наше радио». Владеет рядом печатных СМИ, в том числе Издательский дом «КоммерсантЪ», журналы «Власть», «Деньги», «Автопилот», «Домовой». В сферу влияния входят также: «Новые Известия», «Независимая газета», журнал «Огонек», журнал «Матадор».

Группа Вяхирева контролирует газеты «Рабочая трибуна», «Труд», «Комсомольская правда» (частично), журналы: «Киносценарии», «Профиль», «Компания», «V.I.P»; финансирует газеты «Сельская жизнь» и «Трибуна».

Финансовая основа СМИ Группы Лужкова АФК «Система». В состав СМИ входят АО «ТВ-Центр», Московское кабельное ТВ, ТВ телекомпании «Столица», «Метео ТВ», «Телеэкспо». Московское правительство контролирует ИПК «Московская правда», а также газеты «Вечерняя Москва», «Тверская 13», «Московская правда», «Деловая Москва сегодня», «Москвичка», «Россия», «Версты». Выпускается ряд бесплатных изданий: газеты «Метро», «Экстра М» (реклама), «Центр плюс» (реклама). На деньги АФК «Системы» была приобретена «Литературная газета». В сферу влияния Группы входит Издательский дом Павла Гусева (газеты «Московский комсомолец», "Час пик" из Санкт-Петербурга, журналы «МК-бульвар», «МК-Воскресенье», «Бизнес в России», «Деловые люди»). То же относится и к Издательскому дому «Совершенно секретно» (газеты «Совершенно секретно», «Версия»).

Основу информационного холдинга Группы Потанина составляет ЗАО «Проф-медиа». В его состав входят комплексы «Известия» и «Комсомольская правда», а также более 70 центральных и региональных изданий, в частности газеты: «Известия», «Финансовые Известия», «Неделя», журнал «Эксперт», радиостанция «Европа плюс». Ежемесячный тираж составляет 70 млн. экземпляров.

Группа Ходорковского – один из учредителей ОРТ (через банк «Менатеп»). В сферу влияния входит «Индепендент Медиа Групп», которая издает газеты «Moscow Times», «Капитал»; журналы «Витрина», «Европа», «Космополитен», «Плейбой», «Домашний очаг», «Люди».

Финансовая основа СМИ, принадлежащих Группе Алекперова, – ЗАО «Лукойл-информ». Под контролем ЗАО находятся «ТВ-6 Москва», «Телевизионная служба новостей», «Видео-Интернэшнл», «Телеэкспресс». Осуществляет, совместно с Группой Потанина, контроль над издательской группой «Известия». Имеет влияние на журналы «Смена», «Нефть России», «Профиль».

Медиа-холдинг «Альфа-ТВ», – основа СМИ Группы Фридмана. Через «Альфа-ТВ» Группа имеет влияние на следующие медиа-структуры: сеть ТВ-станций (СТС), объединяющая 148 региональных телекомпаний в 200 городах России, телекомпания СТС-8 (Москва), компания «Санкт-Петербург, 6-й канал», компания «Ника-ТВ» (Нижний Новгород), телеканал «Муз-ТВ» (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Пермь).

Основа медиа-империи Гусинского – холдинг «Медиа-МОСТ», где Гусинский имел контрольный пакет акций. Холдинг состоит из двух блоков. Первый блок – электронный, в который входят телекомпания НТВ, телекомпания НТВ+ (6 спутниковых каналов), региональная телевизионная сеть ТНТ, радио «Эхо Москвы». Второй блок – издательский дом «Семь дней» с газетой «Сегодня», и журналами: «Семь дней», «Итоги», «Караван истории». В сферу влияния входят также «Общая газета» и «Новая газета». За рубежом «Медиа-МОСТ» приобрел пакеты акций крупного израильского холдинга «Маарив».

Таким образом, «свободные СМИ» были полностью поделены между Группами внутри плутократии и контролировались ими. Так же, как и в экономике, в СМИ шел передел собственности. Ряд из перечисленных изданий сменили собственников. По-видимому, самое крупное изменение произошло в финансовой основе Группы Лужкова АФК «Системе»[37]. Сейчас крупнейшему акционеру миллиардеру Владимиру Евтушенкову принадлежат 76% акций, а московское правительство исчезло из числа акционеров «Системы».

Приватизированные олигархическими Группами СМИ, помимо служения США и обеспечения общих интересов плутократии по подавлению сопротивления народа, выражали личные интересы их владельцев. В борьбе за СМИ решались задачи внутренней информационной войны за собственность, за подрыв конкурентов и захват их позиций. Внутренняя война постепенно приобретала все больший размах. Цель информационной войны Групп состояла в решении своих финансово-экономических проблем с помощью медиа-ресурсов.

Шла борьба за передел федеральной и региональной собственности, велись предвыборные баталии для проталкивания своих людей. Через некоторое время после августа 1998 г., когда значительная часть олигархических структур была вынуждена сократить масштабы своей деятельности, информационная борьба развернулась с особым ожесточением. Выливались реки компромата, проводилась дискредитация оппонентов. Появилась даже специальность – телекиллер. Примером служит С. Доренко, который успешно «мочил» Лужкова, используя передачи по первой программе (ОРТ).

Как уже отмечалось, в империи Гусинского интенсивно использовались связи людей, занимавших ранее высокие посты в государственно-партийной иерархии СССР. Характерные примеры: Ф. Бобков – бывший начальник 5-го Управления КГБ, первый заместитель главы КГБ, А. Комаров – бывший зам. начальника отдела по борьбе с организованной преступностью ГУВД Москвы, И. Малашенко – бывший консультант аппарата Горбачева, а ранее – старший референт международного отдела ЦК КПСС. Близкая ситуация и в других Группах.

О масштабах средств, затрачиваемых на информационную войну, говорится в книге [38]. На региональном уровне, когда целью является какое-либо предприятие, финансирование составляет сотни тысяч долларов. На федеральном уровне, когда речь идет о стратегических объектах бизнеса (типа «Связьинвест», «Роснефть»), финансирование исчисляется десятками и сотнями миллионов долларов и распределяется между государственными чиновниками и заинтересованными лицами в медиа и политических структурах. На кремлевском уровне, когда речь идет о глобальном переделе сфер влияния финансирование исчисляется миллиардами долларов.

Что касается «заказа» СМИ на компрометацию конкретного политика или какой-либо коммерческой структуры, то согласно исследованию[38]:

«Стоимость подобного заказа составляет сумму от 70 000 до 250 000 долларов США в зависимости от масштаба объекта (ТВ – заказы на порядок дороже, однако там действует та же схема). Из этой суммы имиджмейкерская организация забирает, как правило, 60-80% – от 50 000 до 200 000, журналист получает от 5000 до 10 000, главный редактор – от 10 000 до 70 000 долларов».

Одним из наиболее действенных способов борьбы стало «создание информационного повода», который состоит в инициировании публикаций, возбуждении уголовного дела, даже бесперспективного, депутатском расследовании, парламентском слушании. Эта методика была поставлена на поток.





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх