• Навык целесообразного действования
  • Квадрат главных жизненных сфер
  • Шаги превращения проблемы в конкретные задачи
  • Грамотная постановка цели
  • Приложение Работа с проблемными состояниями
  • ПРОБЛЕМА — ЗАДАЧА — РЕЗУЛЬТАТ


    Навык целесообразного действования

    Надо что-то делать!

    (Инструкция по эксплуатации человека)

    По документации, автомобиль состоит из кузова, двигательного агрегата, ходовой части и системы электрооборудования.

    • Это — принципиальная схема, или логическое описание.

    А реально, чтобы автомобиль с автоматической коробкой передач тронулся, надо поставить левую ногу на педаль тормоза, повернуть рукой ключ зажигания, отпустить тормоз и нажать правой ногой на педаль газа. Все. Далее — рулить.

    • Это, в отличие от логического, процессуальное описание.

    Так вот, логическая структура эффективной деятельности состоит из трех основных элементов:

    — Исходное (настоящее) состояние

    — Путь и средства (ресурсы, способы, техники, навыки, возможности)

    — Желаемое состояние (цель)

    а реально, в живой практике, эффективная деятельность чаще описывается процессуальной цепочкой

    ПРОБЛЕМА АНАЛИЗ РЕШЕНИЕ[7]

    ЗАДАЧИ ШАГИ К ЦЕЛИ ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТЕ

    Кстати, обратите внимание: вся эта цепочка из шести пунктов на самом деле есть два раза повторение трехчлена «проблема — анализ — решение», просто второй раз (как «задачи — шаги к цели — отчет о результате») этот трехчлен реализуется на более низком, на более конкретном уровне.

    Отработанное умение строить свою деятельность по этой схеме называется навыком целесообразного действования. Так вот,

    Проблема заключается в том, что люди так не живут, такого навыка не имеют или используют его крайне узко.

    Картинка из жизни — ваша знакомая описала проблему: «Вот у меня…» (не так выгляжу, депрессии и прочие проблемы в личной жизни). Вы ждете: что последует за этим? За этим последовало то, что в следующие пять минут (то есть очень коротко, вам крупно повезло) вам эту же проблему описали по второму кругу.

    • Возможно, немного другими словами.

    Если вы не отреагировали,

    • то есть не стали кивать головой, задавая сочувственные вопросы и переживательно вздыхая,

    вы услышите описание того же самого в третий раз…

    Хорошо, вы в порядке исследования пробуете дать подсказку: «Да, я понял. Проблему ты сформулировала — и что дальше?» У вашей собеседницы глаза стекленеют, она полностью растерянна…

    Если вы молчите, через минуту может прозвучать неуверенное: «Наверное, надо начинать работать над собой?» Вы слышите, что реального содержания за этими словами — никакого, но похоже, это единственное, что ваша собеседница может на эту тему выговорить.

    Практикум

    В течение ближайших трех дней отмечайте все ситуации, когда люди в разговоре констатируют проблему, и отследите, сколько раз после этого они поставили себе вопрос: «Что теперь делать? Как ее можно решить?»

    • Но вопрос не риторический, не со страдальческой интонацией «Что делать?!», когда глаза говорят, что делать нечего и проблема ужасная, а вопрос — как реальный, деловой вопрос.

    Научившись отслеживать переход от проблемы к решению (а чаще — отсутствие этого перехода) в общении и жизни окружающих вас людей, начните отслеживать свое общение, свое мышление, свою жизнь.

    Помощником можете сделать себе плакат:

    Итак, проблема ясна: люди в проблемах застревают. Мучаются проблемами, думают о проблемах, выкарабкиваются из проблем — и остаются в проблемах. Разобравшись с этим, принимаем —

    Решение (ставим общую цель): переосмыслить свой способ жизни и перестроиться с пережёвывательно-переживательного отношения на отношение деловое, строя каждую отдельную деятельность и линию жизни по схеме:

    • сбор реальных данных →

    • анализ причин затруднений, поиск корней проблемы →

    • определение направления решения, постановка общей цели →

    • формулирование конкретных задач →

    • прописывание цепочки реальных шагов, постановка конкретных целей

    Ближайшая конкретная задача: научиться делать это в своем бизнесе.

    • Да, для начала! Потом — во всех остальных сферах своей жизни.

    Квадрат главных жизненных сфер

    Если человек научился плавать, он будет плавать и в реке, и в бассейне, и в море, потому что умение плавать имеет широкий диапазон применения. К сожалению, в отношении навыка грамотного построения эффективной деятельности это не так, и, если человек научился осознанно простраивать цепочку «проблема — анализ — решение» в одной области, это еще не значит, что он сможет так же целесообразно действовать в области соседней. Навык целесообразного действо-вания — навык узкого диапазона, и человек, грамотно ставящий перед собой и последовательно достигающий свои цели в бизнесе, может оказаться в достаточной мере безграмотным и беспомощным во взаимоотношениях с близкими и любимыми людьми.

    Подробнее позволяет в этом разобраться схема, называемая в Синтез-технологии квадратом главных жизненных сфер.

    • Смотри на следующей странице.

    Один полюс горизонтальной оси этого квадрата — «личная жизнь», другой — «деловая сфера», «бизнес». Где начинается одно и кончается другое в собственной жизни, сформулировать бывает нелегко, но разницу между этими сферами жизни понимает каждый. С другой стороны, понятным образом отличается предметная область жизни от области отношений.

    • «Деталь А соединяется с деталью Б шурупом с нарезкой 4.0» — область предметная, а «Мужчины, помиритесь!» — уже из области отношений.

    Мужчины обычно способнее в мире предметов, женщины — в мире отношений.

    Так вот, что касается мужчин, то у них навык грамотного построения эффективной деятельности, как навык узкого диапазона, вырабатывается обычно в следующей последовательности: 1 → 2 → 3 → 4. То есть:

    предметные цели в бизнесе →

    предметные цели в личной жизни →

    построение отношений в сфере бизнеса →

    построение отношений в личной жизни

    Бизнес — более предметная среда, нежели область отношений, и, возможно, именно поэтому туда охотнее идут мужчины, нежели женщины. С другой стороны, жесткая атмосфера бизнеса быстро вырабатывает навык целесообразного действования,

    • а если не вырабатывает — человек из бизнеса автоматически «вываливается»,

    и уже из бизнеса мужчины начинают его переносить в сферу личной жизни: становятся более организованными, дисциплинированными, последовательными во всем. Жизнь учит.

    Но это касается только предметной области жизни, потому что в области отношений еще много лет многие мужчины остаются по сути детьми. Умение грамотно и последовательно строить отношения приходит не ко всем и не скоро, но если приходит — то снова из мира бизнеса. Отвечая деловым требованиям, мужчины начинают отношения не только ценить, но и осознанно строить, учат себя дружить с людьми «нужными», становятся более актерами, более политиками, более расчетливыми и гибкими. Последний «бастион» — это личная жизнь, отношения с друзьями, родителями, женой и детьми: в этой области умение осознанно ставить и последовательно достигать цели мужчинам дается труднее всего.

    • Он приходит домой — ему хочется расслабиться и отдохнуть. Но дома — носится ребенок, щебечет жена, позвонила мама, хочет поговорить теща — и он сдается, включаясь в жизнь на их условиях. Дома хозяин — не он… Чтобы дома хорошо отдохнуть, он вначале должен всех домашних — построить, но это как реальная задача даже не приходит ему в голову. Он умеет делать это в бизнесе, а дома ему это — сложно.

    Женщины, напротив, великолепные бизнесмены именно в личной жизни и именно в сфере отношений: гибкие, артистичные, вовремя беспомощные и чудно привлекательные, они почти всегда достигают своих целей. Чего обычно не хватает — это осознанности и последовательности в достижении своих целей, поэтому их блестящие прорывы нередко чередуются с жуткими провалами и депрессиями. Однако бизнес строит всех, и если женщина в бизнесе не просто крутится, а в бизнес пришла, то первой областью осознанного и последовательного применения навыка целесообразного действо-вания становится построение отношений в сфере бизнеса.

    Уверенно можно констатировать только одну закономерность: и для мужчин, и для женщин стартовой площадкой освоения навыка целесообразного действования оказывается бизнес, деловые отношения, а самой трудной вершиной — круг личной жизни, область личных отношений. Соответственно,

    Универсальный бизнесмен — это человек, который, научившись быть успешным, перенес этот навык и в сферу личных отношений.

    Согласен. Но, в порядке исключения, бывает и по-другому: в частности, по-другому случилось именно у меня. Будучи в своей далекой бурной юности чем-то вроде последователя Казановы, я научился не только эффективно соблазнять представительниц противоположного пола (по телефону, чтобы на свидании уже времени на это не терять), но и вообще выстраивать свою личную жизнь так, как считаю нужным. (Как командует сильная и уверенная девушка Татьяна, прошедшая полный курс Синтона: «ВСЕ ПОСТРОИЛИСЬ!!!»)

    Так вот, я вначале стал эффективным и последовательным в сфере личных отношений, и лишь потом приобретенные навыки были перенесены на бизнес. Соблазнить клиента на контракт по телефону, чтобы потом при встрече только подписать бумажки, — это, знаете ли, удобно.

    Практикум

    Сопоставьте квадрат главных жизненных сфер и свою жизнь. В каких сферах ваш навык целесообразного дей-ствования вас устраивает, а что является вашей перспективой? Можете воспользоваться следующими вопросами:

    1. Ваше дело: цели определены? Проранжированы, приведены в систему? Продуманы пути и средства, подтянуты резервы, первоочередные дела прописаны шаг за шагом, налажен тайм-менеджмент?

    2. Ваша повседневная жизнь: вы знаете, когда вам нужно делать очередной ремонт квартиры, обновить мебель, сменить обои, наточить ножи? Вы наладили учет времени? Учет денег? У вас спланированы траты на ближайшую неделю, месяц, год?

    3. Деловые отношения: вы уже освоили техники, позволяющие вам быть лидером? Другом? Душой компании? Руководителем? У вас есть план приобретения полезных знакомств, отработки необходимых коммуникативных навыков, формирования деталей личного имиджа?

    4. Личные отношения: у вас есть четкая и устраивающая вас политика в отношении друзей, жены, детей, родственников? Вы знаете, чего вы добьетесь и какие отношения вы построите по этим направлениям?

    • Приучите детей к бегу, отучите орать во время плача, научите вести себя за столом; организуете жену в фитнес-клуб, заведете традицию вечерних прогулок и отучите от пасьянса по ночам?

    Шаги превращения проблемы в конкретные задачи

    «Все ужасно…», «У меня ничего не получается…», «Мой бизнес разваливается…» При таких формулировках это даже не проблемы — это целые проблемные состояния. Глубокие, бескрайние и беспредельные. Если вы говорите себе подобные вещи, проблема окутывает вас, как туман, вы тонете в ней, как в бескрайнем болоте, и нет ясности, с каких твердых вещей начать движение в нужном направлении.

    На самом деле проблема — это не тяжело. Это не тяжело, если у вас есть способы, техники обработки и решения проблем: в этом случае вы либо решаете проблему, либо успешно ее выкидываете — не только из головы, но и из жизни. Техники, которые предлагает вам Синтез-технология для превращения проблем в результат, не волшебны, а реальны: они дают вам уверенность, что вы действовали в данной ситуации грамотно и сделали если не все возможное, то все разумное.

    Ключ вам известен:

    ПРОБЛЕМА → АНАЛИЗ → РЕШЕНИЕ!

    Итак, теоретически понятно, что проблемную ситуацию можно переживать, а можно вместо этого ее решать. Как изменить переживательное отношение на деятельное, как перескочить с нытья и беспредметной тоски на бодрые рельсы конкретных шагов?

    Шаг первый:

    Прекратите драматизации и сделайте себе инвентаризацию того, что у вас есть.

    Под драматизацией в Синтез-технологии понимается широчайшим образом распространенная техника раскрутки негативных переживаний с помощью выразительного лица и специальным образом построенной речи. Действительно, легко видеть, что за формулировками (например): «Все ужасно…», «У меня ничего не получается…», «Мой бизнес разваливается…» стоят негативно ориентированные вопросы: «Что у меня плохо?», «Что я потерял (теряю)?» и «Чего мне важного не хватает?»

    Любой творческий и литературно одаренный человек, задавшись целью составить список, чего ему не хватает и что у него плохо, за несколько минут может написать полный драматизма текст.

    Кроме негативно ориентированных вопросов, для драматизаций обычно используются эмоциональные обобщения («все, всегда, никогда, ничего…»), а также обвинения, самообвинения и оправдания.

    Чтобы прекратить драматизации, анализ любой трудной ситуации начинайте с фраз «У меня есть» и «Хорошо, что …». Итак,

    У меня есть…

    У меня есть мой бизнес, есть надежные друзья, у меня есть моя голова на плечах и чувство юмора.

    Хорошо, что…

    Хорошо, что при любом раскладе со мной остается мой опыт и хорошо идут подачи в теннисе.

    Шаг второй:

    Отказавшись от языка эмоций, сформулируйте, опишите имеющееся положение вещей на языке фактов.

    «Все ужасно…», «У меня ничего не получается…», «Мой бизнес разваливается…» Конечно, эти эмоциональные формулировки — не язык делового человека — значит, вам нужно сменить язык и на языке реальных фактов ответить себе по возможности максимально четко:

    Моя проблема заключается в том, что…

    Если нет навыка четкой мысли, начните формулировать это письменно и быстро убедитесь, что поиск нужных слов помогает вам четче обозначить границы вашей проблемы и найти ей достаточно конкретное место.

    И тогда «Мой бизнес разваливается», возможно, трансформируется в: «В этом месяце не было запланированных доходов, и это может быть тревожным сигналом на будущее».

    • Мудро. Над этим действительно стоит подумать.

    «У меня ничего не получается» превратится в: «Отношения в коллективе напряглись, и мои беседы сегодня пока ситуацию не смягчили».

    Заметьте — сегодня вообще был трудный день!

    А страшное «Все ужасно», может быть, зазвучит как: «Во-первых, я не выспался, во-вторых, налоговая проверка очень не вовремя, а в-третьих, жена вчера меня крепко разозлила».

    А еще честнее — с этого надо бы и начинать… Впрочем, это уже —

    Шаг третий:

    Обозначьте причины неудовлетворительного положения, определите суть проблемы, найдите ее корни.

    Чтобы решить проблему, надо разобраться, что является ее причиной, ее источником, ее настоящим корнем. Как правило, кажется, что проблемой является сама внешняя ситуация, но чаще корнем проблемы является

    внутренняя проблемная ситуация: ваше собственное проблемное мышление или проблемное душевное состояние.[8]

    • Конечно, корнем, настоящей причиной проблемы может быть и то, и другое, и третье: главное, эти два корня не нужно путать и каждый из них надо уметь сразу же узнавать. Определять, понимать, фиксировать.

    Например, вы не успеваете к сроку сделать проект (написать диплом, подготовить выступление…). В чем тут внешняя проблемная ситуация? Возможно, у вас недостаток материала, а где взять нужный, вы не знаете. А в чем внутренняя проблемная ситуация? Совершенно в другом: желания писать и думать нет и вам вообще сейчас не до учебы…

    Почти юмористический практикум

    Изучите приведенный здесь рисунок и укажите, какие детали рисунка относятся к внешней проблемной ситуации, а какие — к внутренней?

    Если задание кажется вам предельно простым, обратите внимание на крайний фрагмент справа… И озадачьтесь…

    Может, я человек испорченный, но я с ходу увидел этот рисунок так: парень девушку раздел (сам-то он одет, а она, видимо голая, прячется за углом). Но девушка убежала. И что теперь делать?

    Проверьте еще на ком-то…

    Резюме

    Прекратите драматизации и сделайте себе инвентаризацию того, что у вас есть.

    Отказавшись от языка эмоций, сформулируйте, опишите имеющееся положение вещей на языке фактов.

    Обозначьте причины неудовлетворительного положения, определите суть проблемы, найдите ее корни.

    Итак, мы с вами более подробно прописали механизм реализации одного из фрагментов алгоритма успешной деятельности, а именно его начальный кусок:

    ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ АНАЛИЗ

    Что дальше? Впереди —

    Шаг четвертый:

    Когда вам ясны корни проблемы —

    Формулируйте цели, ставьте адекватные задачи и начинайте работу обычным образом.

    Вы полностью к этому готовы.

    Вперед!

    Грамотная постановка цели

    Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

    (Лев Толстой)

    С другой стороны: «Фигню ввел — фигню получил».

    (Так говорят компьютерщики)

    Есть люди, у которых умение ставить цели является, похоже, умением врожденным — они делают это интуитивно, точно и цепко. Относитесь ли к этим людям вы? Вы легко сможете ответить на этот вопрос, если на этой (ну, на следующей) странице — и сейчас — напишете семь своих заветных желаний. И, пока не напишете, к следующей странице не переходите.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    Теперь — внимательно поработайте над формулировками, оформите эти свои желания как настоящие жизненные цели.

    Запишите их в этих, обдуманных формулировках.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    Теперь можно перевернуть страницу.

    Представьте, что эта ваша работа оплачивается, и от того, насколько вы ответственно и творчески ее выполнили, зависит ваша зарплата. В связи с этим оцените качество проделанной вами работы и ответьте на вопрос: при таком качестве, какова была бы ваша месячная зарплата?

    Запишите эту сумму: () долларов.

    * * *

    А мы предложим вам проанализировать свои жизненные цели серией стандартных, применяемых в этих случаях вопросов.

    Вопрос первый:

    Те ли это цели, которые действительно надо ставить?

    Конкретнее: эти мои цели, мои жизненные выборы и решения — действительно осмысленны? Это не детство, не глупость, не случайные для меня цели? Я знаю, ради чего я хочу этого, эти дороги ведут к достижению того, что мне действительно важно?

    Фильм «Приключения молодого Индианы Джонса. Глаз павлина», после долгих и трудных поисков бриллианта ключевой диалог Инди с мудрым собеседником: — Инди, а что ты будешь делать после того, как найдешь свой бриллиант? — Поеду в экспедицию: я хочу работать археологом. — А если ты не найдешь бриллиант? — Также поеду в экспедицию, я буду заниматься археологией в любом случае. — Но если больше всего тебе хочется работать археологом, зачем же ты откладываешь это дело день за днем и месяц за месяцем, занимаясь тем, что тебя не ведет к этому?

    Вопрос второй:

    Эти мои цели и выборы — рентабельны? Я рассчитал цену их достижения, и эта цена меня устраивает?

    Вы решили заняться скорочтением: великолепная идея! Вы уже ищете газеты, где будут объявления об этих курсах: правильный первый шаг! Только — вы хорошо представляете, сколько часов ежедневной (и далеко не увлекательной) работы от вас потребует отработка реального навыка скорочтения? Чтобы выкроить нужное время, вы готовы отказаться от телевизора, от компьютерных игр, от субботних встреч в кафе? Самый глупый вариант получается тогда, когда вы уже начали, уже вложились — и по ходу начинаете понимать, что дело слишком накладное и овчинка выделки не стоит… Бросать? Но уже столько вложено…

    Вопрос третий:

    Не имеют ли мои выборы, цели и желания нежелательных последствий? Я продумал все последствия моих решений, и все эти последствия меня действительно устраивают?

    Это вопрос о рентабельности в широком смысле. Кроме прямых и непосредственных (ближайших) трат времени и денег, иногда нужно тщательно продумать и дальние, и широкие последствия.

    • Вы решили сэкономить на готовке и перейти на быстро-суп: мы вас поздравляем, это великолепная идея! Если у вас отличное здоровье, у вас в запасе лет десять, после этого здоровья уже не будет. Если со здоровьем проблемы уже сейчас, то, начав экономить на готовке полчаса в день, уже через пару лет будете расплачиваться неделями и месяцами нетрудоспособности. Считайте рентабельность.

    Быстросуп — это нездорово. С другой стороны, даже если вы сторонник суперздорового питания, то едва ли имеет смысл, собираясь в турпоход, нагружать свой рюкзак ядреными кочанами свежей зеленой капусты: пару пакетиков мгновенных каш кажется более взвешенным решением.

    • Кстати, а кто-то сочтет более разумным поголодать по Шаталовой.

    Жизненные контексты разнообразны, и, задумываясь о дальних и широких последствиях наших решений, когда-то необходимо учитывать элементарную технику безопасности, когда-то позаботиться о природной, социальной, физической и душевной экологичности, где-то необходимо учесть моральные соображения.

    Теперь что касается формулировок:

    1. Мои цели сформулированы ответственно, достижение их зависит в первую очередь от меня?

    «Хочу, чтобы у меня на работе народ прекратил собачиться и занялся работой!» — Ошибочка, из постановки цели ваших коллег и подчиненных надо вычеркнуть: «Что я должен сделать, чему научиться, что изменить в своей политике, чтобы более эффективно влиять на взаимоотношения сотрудников и их рабочее поведение?»

    2. Мои цели сформулированы позитивно, через утверждение, а не отрицание?

    «Хочу избавиться от чувства зависти» — тут понятно только то, что вас не устраивает, а не что вам на самом деле надо, и с такой формулировкой до интуитивно подразумеваемой цели вы доедете с таким же успехом, как если бы купили в кассе: «Билет от Москвы, пожалуйста!» А вот цель «Научиться радоваться чужим успехам» — куда как содержательнее.

    3. Мои цели сформулированы достаточно конкретно, из моих формулировок вполне понятно, когда цель будет достигнута?

    Ваша цель — «получить права». Хорошо. Только: купленные или заработанные? С навыком вождения или это неважно? И — к какому сроку?

    «Собираюсь заняться своей физической формой» — тревога ваша понятна, но цели здесь пока нет, пока это пустая абстракция. А вот цель куда как конкретнее: «В течение месяца, по утрам, независимо от погоды и своего душевного состояния бегать с бодрым оптимистичным настроением каждый будний день. После бега — контрастный душ. И три раза в неделю подтягивания лесенкой: в сумме 72 раза, укладываясь за 10 минут». Так, конечно, лучше. Успехов!

    Практикум

    Одно из самых практичных упражнений на дистанции — «Тайм-менеджмент, или учет и планирование времени», и перед вами — реальный документ, план работы на месяц дистантницы[9] моей мастерской Татьяны Л. Проанализуйте его, просмотрев текст с точки зрения:

    • грамотности постановки целей (задач),

    • точности использованных формулировок,

    встроенных в план процедур, техник и приемов достижения целей.

    Итак,

    План работы

    Цели:

    • научить себя, любимую, грамотно ставить задачи,

    • приучить себя делать что, что запланировала,

    • получить данные о реальных тратах своего времени,

    • уменьшить трату времени на глупости, освободить время на отдых,

    • повысить эффективность работы и радостность своей жизни.

    Задачи

    1-я неделя:

    1. Понедельник — вторник: учет времени утра (до работы) каждые 5 минут.

    2. Среда — пятница: учет времени вечера (после работы) каждые 5 минут.

    3. Каждый вечер писать план основных дел на следующий день (вне работы — утро и вечер) с задачей найти конкретные формулировки, позволяющие проверять «сделано — не сделано».

    4. Особый пункт — ограничить милый треп по телефону. (Если позвонили мне — до 10 мин. Перед тем как позвонить самой — записать все вопросы, которые собираюсь решить.)

    Если все сделала и собой довольна — вечер (с 18.00) субботы и воскресенья освобождаю от любых дел.

    2-я неделя:

    1. Разработать упрощенную (экономящую время) систему учета внерабочего времени, по ней — продолжать учет внерабочего времени.

    2. Каждый вечер — отчет по выполнению плана внерабочих дел и составление плана на день следующий.

    3. Учет времени на работе (до обеда) каждые 5 минут.

    4. Учет времени на работе (после обеда) каждые 5 минут.

    5. Прекратить пустой треп на работе, точнее, после каждой беседы больше 1 минуты записывать ее цель и анализировать необходимость.

    Если все сделала и собой довольна — покупаю себе хорошую косметику.

    3-я неделя:

    1. Учет и оптимизация внерабочего времени, освобождение времени на спорт и отдых. Компьютерные игры запретить, телевизор и книги — только если я это заранее запланировала.

    2. Разработать упрощенную (экономящую время) систему учета рабочего времени, по ней — продолжать учет рабочего времени.

    3. Завершение каждого дня работы — отчет по выполнению плана рабочих дел и составление плана на день следующий.

    4. Прекратить спорить (даже мысленно) с шефом, поиграть для себя в игру «Идеальный исполнитель» под лозунгом: «Сказано — сделано, причем наилучшим образом!»

    Если все сделала и собой довольна — едем с компанией играть в пейнтбол.

    4-я неделя:

    1. Учет и планирование внерабочего времени: перейти с письменной формы на мысленную и сделать ее такой же регулярной. Освободившееся время — на здоровье и косметику.

    2. Вести учет и планирование рабочего времени. Найти новую литературу по тайм-менеджменту, в случае нахождения хороших идей вставить их в свою систему.

    3. Оптимизация рабочего времени, освобождение времени на паузы для отдыха. На этой основе —

    4. Прекратить переживания и «зависания» на работе (пустое рассматривание монитора, бесцельное лазание в Интернете, лишний кофе-брейк), переключаться в работу через дыхательную гимнастику или физкультпаузу.

    Если все сделаю, в пятницу вечером иду в парикмахерскую, а всю субботу и воскресенье даю себе Большую Сладкую Конфетку в виде полной расслабухи (в связи с Днем рождения и другими милыми праздниками).

    Контрольные вопросы:

    Все ли цели здесь поставлены ответственно, позитивно и конкретно?

    Сколько в этом тексте встроено мотивирующих к выполнению деталей?

    Все ли в этом плане продумано с точки зрения душевной экологичности? Какие возможны проблемы в случае его успешного выполнения?

    Как вы оцениваете рентабельность этого плана?

    Предупреждение: цена успеха

    Говоря о рентабельности, обычно слышится нечто сугубо арифметическое: рассчитали прибыли, учли потери — получили оценку рентабельности. Это не так: рентабельность — понятие предельно личностное, трепетное, экзистенциальное, затрагивающее цену самой жизни.

    Во-первых, в стоимость успеха входит цена непосредственная: то время и силы, которые ты тратишь прямым образом. И чем выше ты ставишь планку, тем выше эта цена.

    • Если женщина мечтает, чтобы за ней приехал настоящий принц на белом коне, эта мечта вовсе не несбыточная. Это вполне реально, только — дорого. В 1994 году было 198 реальных, официально зарегистрированных принцев.

    Принцы есть, белый конь тем более не проблема. Вопрос один — доведешь себя до кондиции, станешь такой, что принц поскачет на встречу с тобой?

    Во-вторых, в накладные расходы жизненного успеха входят потери других жизненных возможностей. Всякая медаль имеет оборотную сторону, и, выбирая что-то, приходится отказываться от другого. Тот, кто выбирает один путь, зачеркивает все остальное: все и навсегда. И если вы читаете это душевно легко, это значит только то, что вы еще не вполне большой человек, не ведете крупное дело.

    Чем ты мельче как человек, чем незначительнее твои выборы, тем легче тебе говорить просто: «Я выбираю это… Я отказываю от этого». Чем больше на тебе ответственности, чем больше смотрят на тебя глаз с надеждой и отчаянием, тем чаще приходится выговаривать трудную правду: «Я даю жизнь этому… Я убиваю это…»

    • В очень мягкой форме, но именно об этой ответственности крупного бизнесмена за судьбы людей говорит известный российский предприниматель Каха Бендукидзе, глава концерна НИПЕК: «Разориться страшно, но не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице".[10]

    Когда начинаются игры богов, разменной монетой оказываются люди… Вы готовы, как успешный человек, становиться во главе крупного дела?

    В-третьих, за крупные жизненные успехи приходится платить серьезными личностными изменениями: вы становитесь другим и теряете себя прежнего.

    Если вы серьезно приходите в бизнес, обычная реакция знакомых и близких людей: «Ты стал каким-то жестким». И это правда. Это практически неизбежно: ставя цели, ты становишься агрессивным. Агрессия — это не хорошо и не плохо, это просто другой способ существования, а именно активное и целенаправленное движение к цели.[11] Если ты пошел не просто в бизнес, а в большой бизнес — вместе с категорически ненормированным рабочим днем, нагрузками и стрессом приходит усталость и раздражительность.

    • Реальная усталость, настоящая раздражительность.

    Деньги рождают подозревать людей, становится трудно верить в бескорыстную приветливость. Меняешься не только ты, меняется и мир вокруг тебя. Да, приходит много нового и хорошего, но также многое и теряется: как правило, от тебя уходят старые друзья…

    • Вы к этому готовы?

    В любом случае учтите еще два чисто психологических момента.

    Эффект «Недоставшийся кусок всегда самый сладкий»

    Какой бы суперположительный ни был ваш выбор, цена суммы всех остальных выборов всегда больше. Соответственно всегда есть возможность жалеть о своем выборе. Будете ли вы это делать?

    Эффект «Розового прошлого»

    Когда человек смотрит на выбранное, он, находясь в реальности, видит и плюсы, и минусы. А когда люди смотрят на потерянный вариант, обычно они там, в уже несбыточном, видят только плюсы. А минусы им становятся не видны…

    Достижимость: лестница успеха

    Цель вы поставили. Вы понимаете, что достижение этой цели зависит от вас, вы чувствуете, что она достижима, но…

    но…

    стоите на месте.

    Что нужно, чтобы стронуться с этапа «проектирования жизни» и перейти в режим собственно реализации? Нужно построить лестницу успеха: большую цель разбить на мелкие реальные этапы, последовательные тактические шаги, каждый из которых несложен, понятен и выполним, а все вместе, в совокупности, они ведут вас к достижению искомой цели.

    Например, ваша цель: хочу стать гражданином Франции и жить в собственном доме на юге. Хорошо, эту далекую цель разбиваем на последовательность максимально конкретных задач. Каких? Изучение французского языка — задача понятная и отдельная, а вот остальная цепочка — дело достаточно творческое. Например, она может иметь такой вид:

    • вылезти в Интернет;

    • найти людей, осевших на учебе во Франции;

    • наладить с ними переписку, обрасти нужными связями, получить необходимую информацию;

    • собрать нужные документы;

    • сдать экзамены на знание языка;

    возможно, потребуется что-то еще, но в результате — вы попадаете во Францию в качестве студента.

    • Уже во Франции — снова искать связи;

    • получить вид на жительство (вариантов много);

    • стать гражданином Франции;

    • найти работу;

    • сделать собственный бизнес;

    • купить дом на юге.

    Самое главное — первый шаг. В данном случае: войти в Интернет и найти нужную информацию. У тебя еще нет компьютера и ты не дружишь с Интернетом? Хорошо, эти подзадачи уже куда как более решаемые. Найти компьютер — не проблема, есть и друзья, и интернет-кафе, а научиться свободно владеть компьютером и знать, как пользоваться Интернетом, — это то, чему нужно было научиться еще вчера. Вперед!

    Забавно, но у меня есть знакомая, которая именно эту задачу сейчас и решает. Причем, почти решила. 37 лет, зовут Юля. Работа — переводчица иностранной литературы одного из московских издательств. По убеждению в одиночку воспитывает ребенка. Увы, ее сын страдает редкой формой астмы с аллергией. Юля была с ним в короткой турпоездке по югу Франции и обнаружила, что все симптомы исчезли. Врачи в Москве подтвердили — именно такой климат для ребенка идеален, но как… Однако Юля уже поставила себе задачу. Начала со связей в Москве — вышла на французское посольство. Дальше: помощь в переводах для советника по культуре, подготовка тематических мероприятий. Вскоре понадобился выезд в Париж. Там были налажены новые связи, и в частности с преподавателем университета города Эксан-Прованс. Поступило предложение о сотрудничестве. Через 5 лет после первой поездки имеем следующее: гражданка Французской Республики Жюльетт живет со своим практически здоровым сыном в пригороде Экса (пока в квартире, но приценивается к домику), преподает мировую литературу студентам и ездит в отпуск отдохнуть на берега Москвы-реки. И заметьте, очаровательной, но свободолюбивой Юле так и не понадобился «запасной вариант», связанный с выходом замуж…

    Главное — сделать первый шаг. Какой-то из следующих шагов — пятый или седьмой — тебя может страшить, но не стоит пугаться раньше времени. Хорошие новости состоят в том, что каждый шаг не только приближает тебя к цели, но и прибавляет опыта и уверенности. Да, пока тебе что-то может быть затруднительным, но ты идешь вперед, и в следующей точке ты будешь уже другим.

    Вперед! Практикум: «Подведите итоги»

    Итак, вы заканчиваете чтение главы «Проблема — задача — результат», и, если вы читали ее не впустую, вы можете и хотите подвести итоги этой вашей деятельности. Как вы будете это делать?

    Запишите здесь (на следующей странице) вопросы, которые вы думаете поставить перед собой, и сравните их с теми, которые предложены вам на следующей странице. Если какие-то важные вопросы вы забыли сейчас себе поставить, подумайте, насколько это случайно и не забываете ли вы эти вопросы ставить себе по жизни вообще.

    Ваши вопросы?

    А это — вопросы от нас

    Потрачено: сколько времени? Получено — сколько? Чего?

    Какие цели вы ставили, когда принимали решение читать эту главу?

    На что во время чтения вы обращали особенное внимание?

    С кем вы обсудили изложенный здесь материал, что оказалось результатом этого обсуждения?

    Что вы знали по этой теме до чтения этого материала?

    Что оказалось для вас существенно новым? Какие вопросы вам нужно обдумать дополнительно?

    Что вы можете «вставить» в свою жизнь уже сейчас?

    Итого: вы разумно вложились в это дело? Это оказалось рентабельным?

    Как вы можете творчески применить предложенные здесь знания, чтобы получить дополнительные результаты, дополнительную прибыль?

    Приложение

    Работа с проблемными состояниями

    Если вы обнаружили, что большая часть ваших проблем имеет своей причиной, своим корнем проблемное душевное состояние, имеет смысл воспользоваться и научить себя технике «Сведение проблемы к проблемному состоянию».

    Эта техника исходит из того, что проблемную ситуацию делает проблемой в большей степени не стечение трудных обстоятельств само по себе, а переживание этих обстоятельств как проблемы, переживание происходящего как чего-то трудного, тяжелого, больного или давящего. В Синтез-технологии такие негативные переживания, сопровождающие проблемную ситуацию, называются проблемными состояниями. Так вот, проблема возникает как сумма двух составляющих: проблемной (сложной, трудной) ситуации и проблемного (эмоционально негативного) состояния.

    Основная формула

    ПРОБЛЕМА = ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ + ПРОБЛЕМНОЕ СОСТОЯНИЕ

    Фокус, изюминка, возможность преобразования этих проблемных состояний состоит в том, что такие негативные состояния не всегда и не обязательно сопровождают трудные обстоятельства. В соответствии с философией Синтез-технологии жизнь есть поток нейтральных событий, и способ их переживания задает сам человек.

    • Если ты от жизни устал и не знаешь, что делать, ты будешь видеть ситуацию как проблему. А если не знаешь, что делать, но полон решимости с ситуацией справиться, ты не назовешь ситуацию проблемой. Она для тебя будет чем-то иным.

    Чем?

    Можем дать подсказку. Самые творческие люди определяют понятие «творчество» обычно самым простым, донельзя примитивным способом: «Если я тебе говорю, что тебе предстоит творческое дело, расшифровывай: «Я не знаю, как тебе его сделать!»

    Так чем же отличается бодрое, рабочее «творчество» от тяжелой «проблемы»? Они очень похожи хотя бы тем, что и там, и там нет понимания, как добиться желаемого: «проблемная ситуация» присутствует в обоих случаях. Разница — только в отношении, только в личностном состоянии самого человека! Если ты стоишь и боишься, застрял и мучаешь себя будущими трудностями — у тебя проблема. А если у тебя есть сила, есть уверенность, что ты пусть не сразу и не все, но хоть что-то придумаешь, если есть ощущение, что ты можешь с неясностями разобраться и с трудностями справиться, если ты прорываешься (ура!!!), то ты в творческом состоянии и для тебя это — творчество!

    ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ + ТВОРЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ = ТВОРЧЕСТВО

    Вот и все.

    Кстати, для человека в очень спокойном состоянии не существует ни проблем, ни собственно творчества.

    ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ + СПОКОЙНОЕ СОСТОЯНИЕ = СПОКОЙСТВИЕ

    Что совершенно не мешает быть, когда необходимо, деятельным и эффективным. Если хотите, настоящий профессионал, в какой бы самой сложной проблемной ситуации он ни находился, не переживает ничего: он просто занят делом. Он спокоен и делает свое дело наилучшим образом.

    • Сегодня вечером, если устанете, можете посмотреть хороший боевик; обратите внимание, что главный герой, переворачиваясь в самых невероятных ситуациях, перелетая вместе с пулями от жизни к смерти и обратно, практически всегда предельно спокоен. Самое интересное, что если он действительно профессионал, то это очень близко к правде жизни.

    Задание: вспомните ситуации в своей жизни, когда трудную ситуацию в жизни или на работе вы встречали приливом сил и энергии? Как вызов, как воодушевляющую вас задачу? Или — с живым интересом, как любопытную задачку, к которой вам хочется найти ключик? Или — со спокойной уверенностью, что рано или поздно эта ситуация все равно так или иначе благополучно разрешится?

    Итак, если теоретически понятно, что проблему можно превратить во что-то более личностно приемлемое, перспективное и конструктивное, то — как это маленькое чудо совершить? Как перескочить из болота проблемного состояния на твердую почву уверенного и творческого самочувствия? С помощью каких шагов, способов сделать это максимально эффективно? Синтез-технология предлагает для этого следующую последовательность шагов.

    Шаг первый:

    Сведите проблемную ситуацию к конкретному проблемному состоянию: «Какое проблемное состояние вы хотите изменить?»

    Не так важно, какие конкретно обстоятельства создают вам вашу проблему; в данном подходе важнее то, какое чувствование, какое ощущение себя в связи с существующими обстоятельствами вас не устраивают и что вы в себе хотели бы изменить.

    Ваш проект не поддержали вроде бы самые близкие к вам сотрудники. Вы чувствуете себя подавленным? Или неумелым и беспомощным? А может быть, униженным и оскорбленным? Или: у вас завтра трудный разговор, от которого зависит получение крупного кредита, а вы не ощущаете себя к нему достаточно подготовленным. Как вы точнее определите здесь свое проблемное состояние: тревожность? скованность? ощущение себя неуклюжим?

    Итак,

    Моя проблема заключается в том, что я ощущаю себя…

    Шаг второй:

    Негативное целеполагание:«Что вы хотите прекратить или чего избежать?»

    Негативное целеполагание — техника достаточно спорная, если иметь в виду, что активное привлечение внимания к любой (неважно — позитивной или негативной) цели обычно имеет результатом то, что эта цель начинает вас притягивать…

    • Не думайте о том, как сейчас стоят ваши ноги! Ни в коем случае не думайте о своих ногах!! — Ну-ну…

    Однако как промежуточный этап, как ступень при переходе к позитивному целеполаганию определение «чего вы не хотите» есть процедура возможная и не опасная. Если, оперативно определившись с тем, от чего вы хотите избавиться, вы все свое внимание позже тщательно и глубоко посвящаете тому, что для вас нужно и привлекательно, то никаких неожиданных сбоев ваша психика вам не выдаст.

    Хорошо, но зачем же все-таки так необходимо негативное целеполагание?!

    Синтез-технология стоит на неочевидной для обыденного сознания предпосылке, что любое переживание возникает не просто как реакция на жизненную ситуацию, за этим стоит какой-то личностный выбор. Кроме этого, по природе и изначально, любое человеческое поведение мудро и целесообразно. В данном случае это означает: если вы что-то переживаете, вам это зачем-то нужно, в этом есть какой-то мотив, какая-то скрытая выгода.

    • Подробнее смотри об этом главу «Эмоции в человеческой жизни» в книге «Искусство общения, или Практическая психология делового человека».

    Есть что-то глубоко неистребимо сладкое в том, чтобы в ситуации неудачи чувствовать себя одиноким и несчастным, которого покинули все.

    • Как минимум, после этого существенно легче разрешить себе лишний стаканчик, хотя с точки зрения печени это категорически нельзя.

    Что-то тянет (сейчас неважно — что!) человека раз за разом прокручивать возможный негативный финал предстоящих трудных переговоров, и кажется невозможным не злиться (читай: «злить-ся, злить себя») перед необходимостью сообщить своему другу, оказавшемуся плохим сотрудником, о его увольнении. Несложный психоанализ — и мотивы оказываются не такими уж и таинственными.

    Соответственно у вас должно быть два решения: не только решение двигаться вперед (ваша позитивная цель), но и твердое решение прекратить раз за разом возвращаться в ваш любимый тупик (негативное целе-полагание). Пока вы не внесете в этот пункт определенность, есть опасность, что вас все время будет к вашему негативу (любимому негативу) — тянуть. Если же вы напишете свое решение определенно и уверенно, это поможет вам прекратить ненужные сомнения. Вы будете четко знать, что вам — не нужно.

    Я хочу прекратить чувствовать себя…

    Шаг третий:

    Определите противоположность проблемному состоянию, сформируйте позитивный образ искомого результата:«Что противоположно проблемному состоянию? Как вы хотите себя чувствовать?»

    Это просто. На этот вопрос вы ответите всегда и — спасибо негативному целеполаганию! — теперь уже позитивным образом. Например, если вы хотите прекратить чувствовать себя под стрессом и давлением, то ваша формулировка будет теперь, скорее всего: «Я хочу взамен чувствовать себя расслабленно, свободно!»

    Итак,

    Я хочу взамен чувствовать…

    Вы сделали уже много, у вас появился позитивно сформулированный образ желаемого состояния. Это хорошо, но это — только начало. Пока это только слова, которые еще не стали мотором. Пока это только семечко, из которого должен вырасти цветок. Пока это правильная, но еще пустая рамка, которая теперь должна наполниться жизнью, то есть плотностью, глубиной, красками, вкусом и запахом. Когда вы сделаете это, вам не нужно сознательно тянуть себя к достижению искомого результата — образ результата, такой уже свой, такой живой, нужный и вкусный, сам будет тянуть вас к себе, самым естественным образом привлекая ваше внимание.

    Итак, ваша очередная задача — сформировать максимально чувственно богатый образ будущего результата. Это будет сделано за два следующих шага. Итак,

    Шаг четвертый:

    Найдите подходящий аналог, модель, образец искомого состояния в своей жизни или жизни известных вам других людей.«В каких жизненных ситуациях у меня бывает искомое состояние? Кто из известных мне людей в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с моим?»

    Оба эти вопроса работают в одном направлении: они помогают вам найти ту живую модель, которая подскажет вам способ воплощения сформированного вами образа, укажет тот конкретный маркер, который будет говорить о том, что желаемое вами — реально, достижимо.

    Все просто: если что-то могут делать люди вокруг вас — значит, скорее всего, это можете и вы. Так же как: если искомое вам состояние у вас когда-то было или бывает, если вы используете его в какой-то пусть другой, но аналогичной ситуации — значит, это в принципе в ваших силах и вам нужно только перенести свое, известное вам состояние в новую ситуацию. Когда вы нашли подходящий образец — многое облегчается.

    Например, вы помните, как у вас хорошо пошло обучение вождению автомобиля. Возможно, ваш инструктор был стихийным синтез-технологом, потому что он действовал очень грамотно. Вы сели за руль — он предложил вам расслабиться и почувствовать себя за рулем уютно. Вы не торопясь повозились с сиденьем, подладили его под себя, поиграли с расположением рук на руле, понажимали на педали — просто так! — и обнаружили, что у вас это вполне получается.

    Чувствуете изложение техники «Легкое начало»?

    Теперь, когда вам нужно осваивать компьютер, вы очень кстати вспомнили этот свой удачный опыт. Да? Аналогично, когда вы почувствуете себя полным идиотом в деле приучения к компьютеру вашей новой секретарши, это воспоминание также сослужит вам прекрасную службу. Это как раз то, что вам нужно.

    Итак,

    Я хочу действовать или быть как…

    Шаг пятый:

    Действуя по образцу, в чувствах и мыслях воссоздайте способ и технику, работающие в вашей проблемной ситуации.«Что, ориентируясь на образец, вы можете использовать для воспроизведения искомого состояния?»

    Действительно, почему, за счет чего это работает — там? Что из механизмов, способов и правил я могу использовать для воспроизведения искомого состояния?

    …Итак, вы сели за руль, и ваш инструктор предложил вам расслабиться и почувствовать себя за рулем уютно. Вы не торопясь повозились с сиденьем, подладили его под себя, поиграли с расположением рук на руле, понажимали на педали — просто так! — и обнаружили, что у вас это вполне получается. Потом, улыбнувшись вам и приободрив, инструктор заверил вас, что сегодня вам не удастся сломать или разбить машину, как бы ни старались. Вы поняли, что это правда, и стали спокойнее слушать дальнейший инструктаж. Скоро машина стала понятной, обжитой и достаточно простой. Вы услышали, что и как нужно делать. Вы повторили, что и как вы сделаете. Потом вы закрыли глаза и представили, как вы это делаете. После начали делать это в реальности, и, как бы ни дергалась машина и сколько бы ни глох мотор, инструктор вас уверял, что у вас чудесные успехи и вы продвигаетесь потрясающими темпами.

    • И вы почему-то начинали ему верить.

    Теперь, действуя по образцу, воссоздайте способ и технику, как превратить компьютер для вашей секретарши из страшного монстра, полного опасных звуков и выпадающих объявок о ее полной несостоятельности, — в ее милого, удобного и понятливого друга?

    Ну что же… По образцу — так по образцу… Правильно, во-первых, вы предложили ей организовать кофе на двоих, который вы вместе будете вкусно потягивать до и после каждого успешного шага. Теперь, не торопясь, потягивая кофе, предложили ей поискать самое уютное расположение на стуле, с вариантами, как ей удобнее быть — с прямой спинкой или в положении расслабленно откинувшись. Когда она поняла, что, по крайней мере, привлекательно и удобно сидеть за компьютером она уже умеет, вы сообщили ей главное: «Что бы вы сегодня за компьютером ни делали, у вас не хватит квалификации сделать с ним что-то такое страшное, что я не мог бы без труда восстановить!» Этот тезис, повторенный позже в нескольких ситуациях, когда она в страхе, со скрюченными в воздухе руками, замирала, исключительно успешно возвращал ее к жизни, а вкусный кофе продолжал создавать атмосферу уюта и комфортного существования… И так далее.

    • Похоже?

    Надеюсь, по приведенной модели вам несложно будет воссоздать стиль, как можно успешно обучать самого себя новому, трудному, ввергающему вас в панику и тупость, но очень нужному делу.

    Итак,

    Для воспроизведения нужного мне состояния я могу использовать…

    Шаг шестой:

    Сделайте инвентаризацию своих ресурсов, исходя из своих максимальных возможностей. «Что вы уже имеете для достижении желаемого состояния, а что вам следует использовать в большей степени?»

    В соответствии с исходными принципами Синтез-технологии в каждом из нас есть все, и нужно только уметь открыть и использовать необходимое. Все, что вам нужно для достижения желаемого состояния, у вас уже есть, когда-то и где-то вы это уже делали. Значит, вы это можете, и надо просто делать это в данной ситуации и в большей степени!

    Возможно, ранее вы уже рассказывали себе, чего у вас нет и чего вы не можете, и, удачно вспоминая нужные ситуации, были вполне убедительными. Но сейчас вам предлагается другое: собрать перед своим вниманием все, что у вас есть для достижения цели, сделать полную инвентаризацию своих ресурсов, внимательно перечислить себе все свои знания, умения, возможности и продумать, как вы можете использовать их максимально эффективным образом.

    Итак,

    В моем распоряжении уже есть…

    Я хочу быть более…

    Шаг седьмой:

    Действуйте «как если бы».«Если бы у вас уже было полностью полученное желаемое состояние, что и как бы вы начали чувствовать и делать?»

    Фокус, радость и сила этого, последнего шага состоит в том, что вам предлагается сделать его «как если бы», то есть в игровом стиле, легко, не нагружая себя ненужной ответственностью.

    У вас уже все есть. У вас есть нужный вам образец, вам несложно вспомнить и сделать живым свое искомое переживание, вы знаете, как оно может и должно работать в вашей ситуации, вы собрали все свои необходимые ресурсы — значит, вы готовы делать реальные шаги. Только приделайте себе крылья, используйте магическое «как если бы», через которое дети мгновенно превращают себя в королей, разведчиков и героев, делают себя победителями — и побеждают. Можете закрыть глаза, прочувствовать еще раз искомое состояние, представить себе картинку будущего действия, представить себя — совершающего эти действия и — разрешить себе сделать то, что вы могли бы сделать!

    Играйте в жизнь, в самую веселую и крутую игру на свете, используйте рамку «как если бы», и тогда вместо того, чтобы застревать в проблеме или мяться в решении, — вы легко двигаетесь вперед, к результату!

    Итак,

    Если бы я уже достиг своего желаемого состояния, я бы…

    Погрузившись в желаемое состояние, прочувствуйте «как если бы» — и начинайте жить им и делать прямо сейчас!

    Резюме:

    1. Сведите проблемную ситуацию к конкретному проблемному состоянию: «Какое проблемное состояние я хочу изменить?»

    2. Негативное целеполагание: «Что я хочу прекратить или чего избежать?»

    3. Определите противоположность проблемному состоянию, сформируйте позитивный образ искомого результата: «Что противоположно проблемному состоянию? Как я хочу себя чувствовать?»

    4. Найдите подходящий аналог, модель, образец искомого состояния в своей жизни или жизни известных вам других людей. «В каких жизненных ситуациях у меня бывает искомое состояние? Кто из известных мне людей в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с моим?»

    5. Действуя по образцу, в чувствах и мыслях воссоздайте способ и технику, работающие в вашей проблемной ситуации. «Что, ориентируясь на образец, я могу использовать для воспроизведения искомого состояния?»

    6. Сделайте инвентаризацию своих ресурсов, исходя из своих максимальных возможностей. «Что я уже имею для достижения желаемого состояния, а что мне следует использовать в большей степени?»

    7. Действуйте «как если бы». «Если бы у меня уже было полностью полученное желаемое состояние, что и как бы я начал чувствовать и делать?»


    Примечания:



    1

    По другой версии эта фраза принадлежала мадам Помпадур, его фаворитке. Оба исторических лица этой фразы достойны.



    7

    Вместо «РЕШЕНИЕ» часто говорят: «ОБЩАЯ ЦЕЛЬ» или «ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ». Синтез-технология в данном случае не настаивает на строгости терминологии — в разных контекстах бывает удобно пользоваться разными словами, и это нормально. Суть алгоритма в том, что первые общие решения шаг за шагом сменяются все более четкими целями, за первоначальным самым общим видением решения следуют картинки все с большей степенью конкретизации.



    8

    Если корнем проблемы является именно проблемное душевное состояние, имеет смысл воспользоваться специализированной техникой «Работа с проблемными состояниями», см. с. 127.



    9

    Дистанция — система самостоятельной работы по запланированному личностному росту, одна из самых эффективных форм работы, широко применяемая в Учебном центре «Синтон». А на дистанции занимаются — дистантники!



    10

    Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994.



    11

    См. определение в словаре: «Агрессивный — не боящийся сопротивления, энергичный, способный активно и целенаправленно двигаться к цели». И все. Oxford student’s dictionary of current English. A.S. Hornby.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх