• Что такое Универсальные принципы и Концептуальное ядро
  • Основные принципы Синтез-технологии
  • Принцип системности
  • Принцип результата
  • Принцип направленности в будущее
  • Принцип ответственности
  • Принцип опережающего лидерства
  • Принцип высшей эффективности
  • Принцип сотрудничества
  • ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    Что такое Универсальные принципы и Концептуальное ядро

    Силу и универсальность Синтез-технологии дает наличие в ней Концептуального ядра. Концептуальное ядро — это ограниченное число четко сформулированных универсальных принципов, делающих эффективной человеческую деятельность в широком кругу практических приложений.

    Метафорически Концептуальное ядро напоминает руку, на которую можно надевать разные перчатки. Универсальные принципы Синтез-технологии — это гибкий, подвижный, но сильный стержень, который в разных конкретных предметных приложениях превращается в конкретные правила и техники.

    Реально это делается так: обозначаем области деятельности, где нам важна эффективность:

    • переговорный процесс,

    • поиск работы,

    • подбор кадров,

    • поведение в конфликте…

    • что еще?

    теперь берем универсальные принципы и прикладываем к каждой из этих областей, учитывая ее специфику — что получаем? Разумное видение, конкретные правила, мудрые подсказки по основным ключевым точкам каждой из этих проблемных тем. Сильный универсальный принцип, а тем более их комбинация в конкретике практического приложения воплощается в ряд работающих прикладных рекомендаций, в науку мудрого и эффективного управления собой, другими людьми и жизнью.

    По крайней мере, только что разобранный нами алгоритм эффективной деятельности

    ПРОБЛЕМА АНАЛИЗ РЕШЕНИЕ

    ЗАДАЧИ ШАГИ К ЦЕЛИ ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТЕ

    есть на самом деле результат приложения универсальных принципов к человеческой деятельности в самом общем виде.

    • Предлагаем вам это проверить: познакомившись с приведенными ниже принципами, сопоставьте их с алгоритмом. Сделав это внимательно, по большинству пунктов почувствуете удивительно знакомые моменты…

    Из принципов можно построить этот алгоритм. Но можно построить не только его, а алгоритмы и правила для многих других дел, забот и областей. Предлагаем этому научиться — это стоит того!

    Итак, какие же это принципы?

    Основные принципы Синтез-технологии

    Синтез-технология во главе своих техник и алгоритмов ставит следующие принципы:

    Принцип СИСТЕМНОСТИ — Смысл элемента определяет система, в которую он включен

    Принцип РЕЗУЛЬТАТА — Каков сухой остаток?

    Принцип ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЛИДЕРСТВА — На полшага впереди

    Принцип НАПРАВЛЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ — Зачем, а не почему

    Принцип ОТВЕТСТВЕННОСТИ — Беру на себя

    Принцип ВЫСШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ — Подходящее не есть лучшее

    Принцип СОТРУДНИЧЕСТВА — Выиграл — выиграл

    Принцип системности

    Принцип системности объемен, одной-единственной формулировкой его содержание выразить нельзя, поэтому мы разные его стороны раскроем несколькими формулами. Формула первая:

    • Никто не является пупом земли, каждый из нас является только элементом в общей системе.

    Чтобы понять, что вы стоите, надо посмотреть на себя извне, со стороны собеседника и жизни в целом. Чтобы увидеть происходящее объективно, надо на происходящее смотреть с позиции стороннего наблюдателя и системы в целом, не зацикливаясь на чьих-то частных интересах и видя ситуацию со всех сторон.

    Универсальный бизнесмен умеет смотреть на ситуацию со стороны.

    Формула вторая:

    • Смысл элемента определяет система, в которую он включен.

    История: это лето стало черным в истории жильцов нашего дома. Во-первых, во дворе стали пропадать новенькие, красивые и вроде бы крепко сделанные скамейки. Вечером стояла — утром нет… Поохав, бабушки, так любившие присесть стайкой на часок-другой, вынуждены были переместиться на детскую площадку через дорогу. А во-вторых, совершенно извелась наша шустрая дворничиха, не успевая менять разбитые лампочки под козырьками подъездов. Разгадка этого детектива была неожиданна и изящна: оказывается, скамейки ломала сама наша местная дворничиха, поскольку ей категорически надоело выметать из-под них семечки и прочий постоянный мусор. Да, но когда не стало скамеек, бабушки ушли со своих естественных караульных постов, и получившие оперативный простор молодняк-подростки быстро расстреляли все лампочки в подъездах. Вот так, дорогая.

    Что не хватило нашей дворничихе, предприимчивой и практичной женщине? — Системного взгляда на ситуацию, умения увидеть более отдаленные последствия своих, казалось бы таких естественных, действий.

    Ответственный и мыслящий человек не торопится называть что-то очевидно плохим (вредным) или, напротив, замечательным, тем более делать из этого скоропалительные выводы. Для кого — плохо и вредно? А кому, когда, при каких обстоятельствах — замечательно? Три волоса на голове — слишком мало. А три волоса в супе — пожалуй, слишком много… Оружие в руках бандита — опасность, оружие в руках полицейского — надежда на защиту. Творческий, неформальный подход — ключ к успеху для свободного предпринимателя и должностное преступление для банковского работника.

    Универсальный бизнесмен смотрит широко, видя любой элемент как часть более широкой системы.

    • Целое не равно механической сумме частей. Деятельность есть система взаимосвязанных элементов, и изменение одного элемента изменяет состояние всей системы. Ситуация А плюс действие В не равно А+В, потому что в результате появляется совершенно новая ситуация С. Например?

    Например, некоторому наивному юноше пришла в голову идея попросить свою девушку изменить ему, чтобы проверить, будет ли он ревновать. Ход его мысли: если она согласится, я получу новый опыт, если она не согласится, то я ничего не теряю и все остается по прежнему. Вопрос: как правильнее назвать этого юношу — наивный или дурак? И почему?

    На первую часть вопроса вы можете дать ответ произвольный, а на вторую часть, на вопрос «почему?», ответ почти однозначный: юноша не учел принципа системности.

    Он не учел, что, если девушка согласится, он получит не просто новый опыт. К новому опыту он получит и нового себя, и новую для себя девушку: любимую, которая спала с другим. Это уже — совсем другая личная ситуация. Но даже если его девушка не согласится, он также не останется в прежней ситуации. С момента своей странной просьбы он станет для девушки не прежним ее любимым, а любимым, который посмел обратиться к ней с такой просьбой.

    • Чувствуете разницу? Девушки — наверняка.

    В приложении к управленческой деятельности эта позиция формулируется так: как бы продуманно и детально вы ни планировали свой будущий проект, реальность всегда будет другой. Любое действие порождает последствия, которые нельзя в полной мере учесть при планировании деятельности, соответственно в итоге от вас всегда потребуется коррекция, учитывающая возникновение новой ситуации.

    Универсальный бизнесмен всегда смотрит на ситуацию в целом.

    Из принципа системности также вытекает принцип иерархической организации:

    «Низшее живет ради высшего». В соответствии с этим принципом все промежуточные цели должны быть связанными, поддерживать друг друга и работать на конечную.

    Возможно, вы предприимчивы, умны и обаятельны, и ваши действия поэтому, как правило, весьма успешны. Но если вы не простраиваете свою деятельность на будущее, стратегически, вы можете крутиться всю жизнь как белка в колесе

    — на месте,

    или распылять свою энергию, создавая иллюзию бурной деятельности, но, по сути, мало куда реально двигаясь.

    Принцип иерархической организации существенно отличает человека обычного от человека по-настоящему делового. В естественно протекающей жизни, у обычного человека цели его действий не связаны. Или цели связаны, но не поддерживают друг друга. Бывает, что цели связаны, поддерживают друг друга, но не работают на конечную цель. Обиднее же всего, когда оказывается, что они работают на другую, а не на конечную цель.

    Для делового и успешного человека, для универсального бизнесмена смысл любых событий и действий в том, как это работает на его главные цели.

    Принцип результата

    В соответствии с принципом результатасмысл деятельности в том, что остается после нее, в ее результате — какой ее «сухой остаток».[19] Это не исключает того, что она может (и как правило должна быть приятной, этичной, красивой и пр.), но главное состоит в том, что процесс проходит, а результат — остается. Эффективная деятельность та, у которой максимально выражен «сухой остаток».

    Отец с сыном ушли в город на заработки, чтобы поддержать семью. На первую же получку отец купил десять буханок хлеба и послал сына отнести их домой. Сын понес, но дорога была длинной, и по дороге он весь хлеб съел. Каков результат этой трудовой инициативы отца с сыном? — Нулевой.

    Или: вы на своем предприятии организовали подразделение, которое должно работать на вас. Однако спустя какое-то время вы видите, что это славное подразделение успешно кормит себя, очень довольно своей жизнью и более ни о чем не заботится… Работники этого подразделения вполне довольны результатом своей деятельности — а как этот результат оцените вы?

    Принцип результата радикально отличает предпринимателя от любого наемного сотрудника. Чем? Если наемный сотрудник — честный человек, за свою работу он деньги просто так, без работы, не возьмет, но он всегда хочет получить за работу сполна, по справедливости: сколько сделал — столько и получил. Наемный работник берет оплату за объем работы.

    • Сказано сделать — сделаем. Сказано порушить — легко, хозяин! Любой каприз за ваши деньги. Главное — оплатите работу!

    А предприниматель — это другое. Для него объем работы — это не доход, а накладные расходы, доход же он получает только от результата. И его в результате интересует только — результат.

    Вот типичный диалог с искателем знаний: «Зачем ты едешь на семинар?» — «Ну, мне там интересны такие вот вопросы». — «Да, а что будет результатом твоей поездки?» — «Я больше узнаю». — «А то, что ты узнаешь, ты сможешь превратить во что? В чем реальном это выразится?» — «Ну…»

    • Ступор. Потом защитное возмущение. Далее пустой поток слов.

    Ваши знания могут оказаться в реальности лишь интеллектуальным балластом или ненужным, хотя и престижным, личным украшением. Ваши внутренние переживания («интересно» и прочее) тем более волнуют всерьез только вас. Всем остальным интересно всерьез только то, что вы выдаете вовне, окружающим людям: реальный результат.

    Универсальный бизнесмен отслеживает сухой остаток всегда и везде, не только в бизнесе большом и рабочем, но и в бизнесе личном и, казалось бы, в мелком. Например, ситуация: мы поговорили. Разговор был очень интересным, и мы засиделись за полночь. Если в этом разговоре принимал участие универсальный бизнесмен, он отщелкивает результат, «сухой остаток». Потрачено: потрачено два часа времени (раз), забыл сделать нужный звонок (два), завтра утром буду несвежим (три). Получено: хорошо налаженный контакт (впрочем, и раньше был неплохой) плюс две любопытные идеи (но куда их применять, неясно). И, кажется, все.

    • Потому что интерес и удовольствие — не в счет. Удовольствие и интерес эффективный человек получает всегда практически бесплатно.

    Итого — результаты спорные.

    Чем бы ни занимался универсальный бизнесмен, он всегда отслеживает «сухой остаток» любых своих дел и любых разговоров.

    • Мы поговорили: о чем договорились? При каких условиях это принесет мне нужный результат? Как и когда я смогу это использовать?

    Универсальный бизнесмен всегда нацелен на результат.


    Каков для вас результат прочтения последних трех страниц?

    Принцип направленности в будущее

    Принцип направленности в будущее («Зачем, а не почему»). Настоящее должно быть организовано не прошлым, а будущим. Действие от причины, от основания должно быть дополнено действием к цели.

    Обычные отношения строятся по принципу «Ты мне, поэтому я тебе, или я тебе, потому что ты мне»: это сделка по принципу справедливости. Так жить можно, так живет большинство, но можно жить эффективнее. Максимально простроенные отношения строятся по принципу целесообразной поддержки: «Я поддерживаю тебя (даю тебе) для того, чтобы ты…»

    Вы одолжили крупную сумму денег вроде бы надежному человеку под вроде бы прибыльный проект, но — проект прогорел. Бизнес — дело рискованное, бывает всякое. Теперь вы можете требовать возврата своих денег, вы можете выбивать их цивилизованными (или более эффективными) средствами,

    • и имеете все проблемы, с этим связанные,

    а можете пойти и другим путем: если вы продолжаете считать этого человека надежным (или просто имеете возможность контролировать ситуацию), вы одалживаете ему еще раз, чтобы он смог развернуть бизнес и деньги вам отработал.

    • Вы даете ему не «потому что», а «для того, чтобы».

    Это другой способ мышления, способ мышления эффективного бизнесмена. Нормальный человек любит устраивать разборки, потому что считает необходимым разобраться, кто прав, а кто виноват. Для настоящего бизнесмена не так важно, кто был прав; важно — что теперь делать? Неважно, из-за чего или из-за кого[20] случилась неприятность — что теперь делать?

    • Только не забывайте, что для части бизнесменов разборки — это профессия и просто другой способ бизнеса. Характерно, что для этих бизнесменов тем более неважно, кто действительно в чем прав или виноват: разборку заказывали? Получите!

    В этом плане красиво высказался бывший президент СССР Михаил Горбачев, когда я брал у него интервью:

    — У нас в России с девятнадцатого века есть два главных вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?», а в нынешнее смутное время еще постоянно примешивается третий: «Что делать с тем, кто виноват?»

    Принцип направленности в будущее организует не только действенную практику, но и действенную теорию. Обычный человек знает, что для выработки правильной теории нужно изучить факты и максимально объективно их отразить. Он знает, что поставляемая информация должна быть в первую очередь объективной.

    • Правильной, правдивой, истинной — в данном случае это синонимы.

    Это так, и это — не так. Для науки это высший критерий, для практики же — только один из. Самая нужная и в этом смысле самая правильная теория с точки зрения принципа направленности в будущее — та, которая работает, та, которая дает искомый результат. Как и насколько она отражает действительность — вопрос другой. Не всегда самая правдивая, истинная картинка ситуации оказывается самой мотивирующей — но тогда какая результативнее?

    Например, я знаю, что я человек маленький и я — небогат. А если еще честнее, то, сравнивая с тем уровнем жизни, который меня привлекает, — я просто беден. Но теперь, живя и действуя, я могу исходить из разных посылок. Первое: я живу и действую, как человек маленький и бедный.

    • Я буду так себя чувствовать, потому что это — правда.

    Каким я буду в конце своей жизни? Скорее всего, таким же маленьким и бедным. Но у меня есть и другая возможность: я хочу быть человеком большим и богатым, и поэтому

    • для этого!

    я буду вести себя так, как ведут себя такие люди. Я буду разговаривать с людьми как человек уважаемый и богатый, я буду ставить себе цели, которые ставят себе великие люди.

    • Ведь я же достоин этого?

    И тогда я реально, для всех, по-настоящему скоро стану действительно большим, уважаемым и вполне состоятельным человеком. Стану просто потому, что все великие были когда-то, в прошлом, маленькими, беспомощными и смешными — как и я когда-то.

    Для универсального бизнесмена прошлое — только материал, из которого строится будущее.

    Принцип ответственности

    Красиво звучащий принцип ответственности в реальности расшифровывается просто: это готовность платить. Поскольку желающих платить (платить когда деньгами, когда временем и хлопотами) обычно мало, мало и людей по-настоящему ответственных. Так вот, человек ответственный — это тот, кто на вопрос: «Кто?» — пока другие молчат, делает шаг вперед и отвечает: «Я!»

    Кто возьмется за дело? — Я.

    Кто его подготовит? — Я.

    Кто увидит свои ошибки и исправит их? — Я.

    А также: «Вот это не вышло. Не получилось. Кто отвечает за это?» — Я…

    Да, можно планировать какое угодно сказочное будущее, но рано или поздно встает вопрос: «А кто все это — сделает?» Человек ответственный — это тот, кто, сказав: «Я сделаю это!», за дело берется, осуществляет всю необходимую подготовку, дело запускает, решает все проблемы и доводит до конца.

    Предельно просто: «Сказано — сделано!»

    Еще раз по пунктам.

    Первый пункт в ответственности — готовность платить хлопотами по зачину и раскрутке нового дела. Есть дела, щедрые по плодам, но почти практически любое новое дело — жадное на первоначальные вложения. Мечтать интересно, но реально начинать — тяжело, непонятно и страшно. И нормальные люди начинают оглядываться: может, это надумает делать кто-то другой, а я подключусь, когда возникнет ясность и придет хотя бы элементарный комфорт? Если же ты человек ответственный, тебе может быть также и тяжело, и страшно, но ты знаешь более важное: то, что начинать надо, и просто начинаешь работать. Вперед!

    • Если не я, то кто же?

    Второй пункт — готовность платить хлопотами по предварительной подготовке. Ответственный человек не ленится дело подготовить и каждое важное дело делает минимум два раза, а именно: перед тем как что-либо сказать или сделать в реальности, он это совершает во внутреннем плане, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

    Действительно, что значит требование: «Думай, что говоришь!»? — «Думай» здесь значит: скажи во внутреннем плане и просмотри вероятные последствия, оцени результат, сравни варианты и выбери оптимальный. А что от вас ожидают, когда просят: «Думай, что делаешь!»? — То же самое: прежде чем что-либо сделать, вам предлагают это представить и посмотреть на последствия.

    • А думать всерьез значит: составить план, подобрать ресурсы, просчитать затраты, сравнить с альтернативами — и принять решение какое надо, а не какое хочется.

    Третий пункт ответственности — это готовность платить за свои ошибки. Платить в первую очередь собственной работой по их нахождению и исправлению, а при необходимости — платить не только работой, но и непосредственно деньгами за то, что уже и не исправишь…

    • Да, произошла неудача, и мой вклад в это — таков.

    Это может касаться самых серьезных вещей, но начинается обычно с мелочей, например с разрешения себе опаздывать. На свидание суперважное не опоздает практически никто — это же невозможно! — а вот на работу опаздывать нормально, и на традиционный вопрос: «Почему ты опоздал?» — вы услышите традиционные пустые оправдания: виноват транспорт, а до этого будильник и жена, которая не разбудила. А я, естественно, ни при чем. Более богатым оказывается необычный вопрос:

    Расскажи, какими выборами ты делал себе опоздание? Как ты сумел обеспечить себе опоздание?

    И если сотрудник склонен к ответственной позиции, то на такой вопрос он сможет уже подробно рассказать, как вечером он вспомнил о выключенном будильнике, но подойти к нему решил отложить, выбрав как более важное «продолжить телевизор», а утром, проснувшись вообще-то вовремя, выбрал поваляться еще минутку, после чего задремал снова…

    • Неудача делается так же, как и успех: шаг за шагом, и каждый шаг делаем мы сами.

    Итого — три основных пункта ответственности. И только в том случае, если вы все это выполняете, если вы берете это на себя, вы можете называть себя человеком ответственным.

    Универсальный бизнесмен выбирает ответственное поведение.

    Принцип опережающего лидерства

    Лидерам часто не хватает ответственности, но людям ответственным иногда не хватает лидерских качеств и готовности (смелости?) возложить на себя ответственность.

    • Вот, например, бухгалтеры: это люди, как правило, предельно ответственные, но сами на себя ответственность они брать не любят. Потому что за это их обычно увольняют. Впрочем, те, кто себе это все-таки позволяют, становятся Главными бухгалтерами.

    Если ответственный человек — это тот, кто на запрос отвечает, то лидер — тот, кто этот запрос рождает и заставляет перед собой отчитываться. У лидера и ответственного человека разные голоса. «Кто сделает это? — Я!». «Я» — это послушный голос ответственного человека, а «Кто сделает это?» — требовательный голос лидера.

    Принцип опережающего лидерства говорит: «Победу организую я!», и в соответствии с этим принципом вы можете быть творцом жизни, формировать события самому, а не реагировать на то, что к тебе приходит или на тебя сваливается. Вы становитесь причиной событий, а не следствием их. Вы начинаете жить на такой скорости, что каждый раз на полшага опережаете и жизнь, и окружающих, и они уже идут за вами, за тем, что предъявили им вы, оказываются в тех обстоятельствах, которые вы им создали.

    Как и выбор ответственности, выбор принципа опережающего лидерства — значит отказ от переживаний Жертвы и сваливания ответственности на других. Но это не просто ответственность, а ответственность активная, предполагающая в любом деле активный поиск своих возможностей воздействия на ситуацию.

    • Ведь ответственность бывает и пассивная — я жду, что случится, а потом честно признаю и подробно анализирую свои ошибки…

    Вы не знаете, как посчитать сумму, которую надо выплатить работнику: ситуация запутанная, аналогов нет, с какой стороны начнешь считать — то и выйдет, а суммы могут быть очень разными. Самый легкий вариант — выслушать позицию работника и если она оказалась сформулирована логично и жестко, то принять: «В этом же есть логика?! И на другое он просто не согласен!» Все верно. И если вы поступили именно так, то вас прекрасно можно понять: вы же действительно не знали подходящую схему расчета.

    • Но… но почему схему расчета в этом разговоре знал работник, а не вы? Почему логичен и тверд оказался он, а не вы? Кто помешал вам подготовиться к этому разговору и провести его по логике своей, так, чтобы принят был вариант ваш?

    Эту ситуацию выиграли не вы, потому что принципом опережающего лидерства воспользовался ваш соперник.

    Так получилось, потому что они…

    Ситуация изменилась, и теперь мы не можем…

    Я вынужден был отреагировать, у меня не было другого выхода!

    Все это правда, и все это — позиция Жертвы, которая принимает то, что другие, более активные, преподносят ей как факт. Одним из самых любимых и действенных в арсенале универсального бизнесмена является метод свершившегося факта: вы опережаете других и ставите в ситуации свои обстоятельства, с которыми другие уже должны считаться как с фактом.

    Есть спорное помещение, на которое претендуете и вы, и кто-то другой. Тот, кто туда сумеет въехать первым, разместить свои вещи и врезать в дверь свои замки, получит серьезное преимущество. Если это успели сделать вы, формально у вас прав не прибавилось, но, раз вы уже въехали, теперь на вас играет каждый следующий день.

    В роли менеджера по персоналу известной радиостанции беседую с кандидаткой на должность корреспондента, думаю: «Брать? Не брать?» Только собираюсь произнести сакраментальное «Почему вы хотите именно такую работу?», как выясняется, что на завтрашний вечер уже готов качественный записанный сюжет. То есть не просто готов — а ею подготовлен… Ею подготовлен именно тот сюжет, который до зарезу нужен. Откуда узнала? Улыбается… Кто научил на технике работать? Да вот нашлись добрые люди…

    Итого: без пропуска в режимное учреждение проникла (это у журналистов ох как ценят), с нашими операторами уже чай пила, в работу уже включилась… Не слабо, однако! В результате, хотя де-юре мне надо сейчас решать вопрос о том, может ли этот человек у нас работать, де-факто я уже полчаса говорю со своим коллегой. Ну и что мне оставалось решить, как вы думаете?

    Универсальный бизнесмен — всегда лидер, но совершенно не обязательно в каждой ситуации он окажется лидером явным. Зачем? Настоящий лидер умеет делегировать полномочия, и в какой-то ситуации, находясь в тени, он распределит между членами команды всю нужную работу для этой группы: подтолкнет и поставит в центр явного делового лидера, поддержит теплого лидера эмоционального, остановит деструктора… И тогда нет ограничений на вакантные лидерские места: в команде семь человек — нормально, в команде будет семь лидеров, и каждый активно и ответственно выполняет свою часть лидерской работы.

    Опережая свое окружение хотя бы на полшага, вы приобретаете возможность диктовать миру свою тактику. Опережающее лидерство позволяет предложить мир еще до того, как вам навязали войну. Если же бой неизбежен, то универсальный бизнесмен начнет тогда, когда это удобно ему, а не противнику, чтобы противник вынужден был обороняться на его условиях, а не он — на условиях противника.

    Вспомните три ситуации, в которых вы оттягиваете принятие важного решения.

    …Да, да, мы именно про это.


    Вперед, уважаемый лидер!

    Принцип высшей эффективности

    Принцип высшей эффективности гласит: лучший выбор определяется не соответствием стандарту, а лучшим выбором среди возможных альтернатив.

    Хорошая книжка? — Хорошая. — Будешь читать? — Не буду. — Почему? — Есть книжка лучше.

    Плохая книга? — Плохая. — Выкинешь? — Нет, буду читать. — Почему? — Другого, лучшего занятия сейчас нет.

    Очевидно, что просчитывать высшую эффективность можно только тогда, когда величину прибыли или размер потерь можно как-то оценить, когда альтернативы могут быть сравнены и принципиально поддаются счету. Принятый в Синтез-технологии принцип стоимости говорит о том, что в человеческой жизни все чего-то стоит. Бесплатно не бывает ничего: и за действие и за бездействие, и за победу и за поражение, и за друзей и за врагов приходится чем-то и сколько-то платить. С другой стороны, во всем может быть своя прибыль: в действии и в бездействии, в победе и в поражении, в наличии друзей и врагов.

    Универсальный бизнесмен ценит то, что имеет, и еще более ценит то, что может иметь.

    А конкретно оперировать принципом стоимости помогает предположение об универсальности денежного эквивалента: «Все можно выразить в деньгах», и использующий это предположение универсальный бизнесмен знает цену всему.

    Вот, например, вы сегодня без машины, а вам нужно ехать за город в аэропорт. Варианты: вы едете городским транспортом либо звоните и просите подвезти вас кого-то из друзей, что будет минут на сорок быстрее. Притом, что во втором случае вам не надо платить ни копейки, можно ли сказать, что это вариант бесплатный? Естественно, нет: с выручившим вас другом придется расплачиваться все равно, только в другой валюте.

    • Скорее всего, его услуга пойдет в зачет ваших услуг ему. Или — заплатите напрямую своим личным временем, что может быть не сорок минут, а часа четыре. И с учетом этого, возможно, более дешевым вы сочтете городской транспорт.

    Далее. Чтобы правильно применять в своей жизни и деятельности принцип высшей эффективности, нужно разобраться еще и с тем, что это такое — лучший выбор?

    • Если я покупаю автомобиль, обязательно ли мне ориентироваться на BMW последней модели?

    Универсальный бизнесмен всегда стремится к совершенству, но из имеющегося выбора выбирает не всегда самые дорогие варианты. Ибо, если принцип наивысшей эффективности соединить с принципом стоимости, мы получим принцип достаточности: чтобы не потратить лишнего, среди лучшего правильно ограничить себя тем, что вам достаточно для ваших задач.

    Если ваши возможные партнеры не смогут оценить роскошь настоящих «Rolex», вы можете обойтись простеньким российским «Полетом»: ближайшие десять лет тиканье этих часиков вас во времени сориентирует. Если вы живете пока в малогабаритной советской квартире, вам пока рано покупать мебель, достойную вашего будущего особняка.

    И вообще,

    Если грязью кидаешь в ближнего,
    Бери сколько надо, не хапай лишнего, —
    Ты можешь
    Свой новый костюм запачкать…

    Если хотите, жадность к наилучшему следует ограничить жадностью естественной.

    Применительно к покупкам принцип достаточности звучит как: «Бери самое дешевое из самого дорогого». Иногда это то же самое, что самое дорогое из самого дешевого. Но не всегда. Самая дорогая из дешевых магнитол — совсем не самая дешевая из HiFi класса моделей. А вот самые дорогие из относительно недорогих отечественных моделей вполне окажутся сопоставимы (если не вообще идентичны) удешевленным моделям импортным. И разница в цене будет только за «марку».

    • За престиж. Резиновые сланцы «Adidas» дороже только за свои три полоски.

    Разумный вариант лежит примерно посредине между желанием подстраховаться гарантированным качеством и бережливым стремлением сэкономить.

    • И все-таки чуть ближе к дорогому.

    Принцип сотрудничества

    Принцип сотрудничества («Выиграл — выиграл») говорит нам, что все мы — члены одной человеческой семьи и лучшая деятельность та, которая учитывает интересы всех сторон. Мы должны выигрывать все, соответственно в любом взаимодействии имеет смысл искать возможность выигрыша не только себе, но и другой стороне.

    Любой бизнесмен прекрасно отдает себе отчет, что бизнес не считается полем благотворительности, и, нагрев клиента или партнера, можно когда-то очень хорошо разово заработать. Однако платить приходится за все, и тот, кто когда-то выбрал своим принципом и стилем не сотрудничество, а «кидалово», создает вокруг себя такой же лживый мир, рано или поздно встречается с уходом партнеров, предательством друзей и отчуждением близких. Бизнесмен, который заботится об успехе не только своего бизнеса, но и своей жизни в целом, не путает сегодняшние обстоятельства дикого становления российского капитализма с давно выработанным законом цивилизованного бизнеса: «Лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон».

    Универсальный бизнесмен хорошо знает, сколько ему стоит война и как его обогащает умно построенное сотрудничество.

    Однако все справедливо и наоборот: когда другая сторона ищет выигрыш только себе, универсальный бизнесмен ищет возможность получить из этого и свою выгоду.

    На этом основывается принцип делового айкидо: на возможный или реальный удар в свою сторону универсальный бизнесмен умеет реагировать не отпором и ответным нападением, а присоединением и коррекцией, в результате чего энергия противника начинает работать на него.

    Неверно думать, однако, что принцип «выиграл — выиграл» есть призыв к беззубому добродушию: не подкрепленный силой лозунг «Ребята, давайте жить дружно!» в жестком мире бизнеса вызовет даже не улыбку, а железный оскал.

    Ситуация

    Вы руководитель, входите в новый коллектив. Вам в нем не все нравится, но — не торопитесь, начните с подстройки. Правильно, подстроились, почувствовали вас, почувствовали вы. Все хорошо… Можно, находясь в контакте, начинать ведение — и пусть вначале в том направлении, которое коллектив легко поймет и скорее поддержит. Но если вас решили проверить на прочность, будьте к этому готовы: это не плохие и не злые люди, просто им интересно, чего вы стоите как руководитель. Хорошо… Тогда на пробу сил отвечайте соответственно запросу: желающим почувствовать вашу силу устройте аккуратное изнасилование. Все нормально, это штатная ситуация в жизни руководителя: изнасиловали, потом подняли, улыбнулись достойному сопернику и начали строить отношения правильные. Сотруднические. В соответствии с принципом «выиграл — выиграл».

    Принцип разумного сотрудничества «выиграл — выиграл» — это то, к чему вы должны прийти в конце концов. А вот каким путем вы к этому придете — вопрос философский. И если кто-то не понимает языка сотрудничества, вам придется с ним разговаривать на языке, ему понятном.

    Главное, чтобы в результате у вас было полное взаимопонимание.

    Практикум

    Не переворачивайте эту страницу. Здесь же и сейчас же перечислите универсальные принципы эффективности, конкретно — запишите их в том порядке и в тех формулировках, которые сразу приходят в голову.

    _________________

    _________________

    _________________

    А теперь сравните.

    Принцип СИСТЕМНОСТИ — Смысл элемента определяет система, в которую он включен

    Принцип РЕЗУЛЬТАТА — Каков сухой остаток?

    Принцип ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЛИДЕРСТВА — На полшага впереди

    Принцип НАПРАВЛЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ — Зачем, а не почему

    Принцип ОТВЕТСТВЕННОСТИ — Беру на себя

    Принцип ВЫСШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ — Подходящее не есть лучшее

    Принцип СОТРУДНИЧЕСТВА — Выиграл — выиграл


    Расставьте эти принципы по ранжиру их важности в вашей жизни. На первом месте — самый важный, самый работающий на вас принцип, за ним — по порядку остальные.

    ____

    ____

    ____

    Сделали?

    А теперь постарайтесь определить, для какой области жизни вы сделали этот ранжир. Это сфера:

    Предметные цели в личной жизни?

    Предметные цели в бизнесе?

    Построение отношений в личной жизни?

    Построение отношений в сфере бизнеса?

    Если, размышляя об этом, вы еще и поняли, для какой сферы жизни вы не применяли эти принципы, предлагаем вам именно это и сделать. Главные сферы будут по-настоящему освоены вами тогда, когда вы начнете встраивать в них универсальные принципы эффективности, прилаживать эти общие правила к конкретике тех или иных обстоятельств.

    Чтобы вам делать это было проще, в следующим главах мы покажем, как это делать можно. Общим лозунгом будет:

    ДАЙТЕ МНЕ ПРИНЦИП, И Я ПЕРЕВЕРНУ ЖИЗНЬ!


    Примечания:



    1

    По другой версии эта фраза принадлежала мадам Помпадур, его фаворитке. Оба исторических лица этой фразы достойны.



    2

    «Компетентность в общении» — понятие лукавое. Успешное общение состоит из многих десятков составляющих, причем список этих составляющих меняется от ситуации к ситуации, и о компетенции всерьез можно говорить только относительно какого-то конкретного умения или группы умений и только в определенной области. Умение конструктивного слушания, впрочем, среди всех коммуникативных умений занимает особое, почетное место.



    19

    Вы залили в реторту два энергичных реактива: возмущенная жидкость зашумела, забурлила, вспенилась, реторта раскалилась, пошел дым коромыслом, взметнулось пламя, хлопнули взрывы, поплыли страх и трепет… Но вот пшик прошел, дым развеялся — и что осталось на дне? — Горстка серого порошка. Все, что осталось, — сухой остаток.



    20

    Разбираться «кто виноват?» бывает необходимым, но, как правило, это дело не первоочередное. Самое же главное то, зачем в этом разбираться: чтобы понять, что виноват не ты? Чтобы сбросить накопившуюся злость и агрессию? Или чтобы помочь тому, кто в трудной ситуации не вполне справился с наваленными на него задачами?







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх