• Правило № 19 Синица в руках
  • Правило № 20 Проси и исполнится?
  • Правило № 21 Рискнуть и сказать «нет»
  • Правило № 22 Зов сердца!
  • Правило № 23 Криминальное чтиво...
  • Правило № 24 И вашим, и нашим
  • Правило № 25 Акула большого бизнеса
  • Правило № 26 Зловещий аист
  • Правило № 27 Не в службу, а в дружбу!
  • Правило № 28 Рисковые рекомендации
  • Правило № 29 «Дурацкая идея»
  • Правило № 30 Служебный роман
  • Правило № 31 Мелочи жизни
  • Правило № 32 Первый раз в новый класс...
  • Правило № 33 Первое свидание... с работодателем
  • Правило № 34 Взлеты и падения
  • Правило № 35 Страна советов
  • Глава 2

    Карьера и риск

    Большинство корпоративных легенд выглядит примерно так: жила-была очень талантливая и скромная девушка-менеджер, которая приносила фирме множество новых клиентов и колоссальный доход. И вот однажды девушке надоело быть скромной и она потребовала у начальства повышение, пригрозив, что уйдет. И ее повысили, и жила она долго и счастливо, бодро штурмуя карьерную лестницу, пока не встала во главе фирмы. Happy end! А бывает ли так в жизни? Нужен ли риск на работе и оправданны ли такие рисковые стратегии?

    Правило № 19

    Синица в руках

    Когда западные психологи провели социологическое исследование в России, они были потрясены результатами до глубины души. Чем же так отличается среднестатистический русский работник от своего западного коллеги?

    Оказывается, большинство русских людей, работая в своей фирме, психологически ориентированы на то, чтобы «не потерять работу, любыми средствами удержаться на своем рабочем месте», в то время как их западные коллеги ставят себе задачу «во что бы то ни стало подняться по карьерной лестнице и стать успешнее».

    Какой же подход более безопасный и выгодный? Многим людям кажется, что претендовать на более высокую должность очень рискованно. Ведь тебе, возможно, придется подсиживать своего начальника, соперничать с коллегами и вообще вести войну без правил. Мало ли рабочих были уволены при попытке «выпендриться». Нет, уж лучше тихо и мирно сидеть на своем рабочем месте, получать положенный оклад и находиться в относительной безопасности.

    На самом деле как раз такой образ мыслей и является наиболее рискованным. Ведь говоря себе «лишь бы не уволили», ты автоматически программируешь себя на негатив. После этого не удивляйся, если тебя действительно уволят. На самом деле никому не нужны посредственные, серые, безынициативные работники.

    Стремление к карьерному и материальному росту вполне естественно. В нем нет ничего предосудительного. Ведь человек, стремящийся подняться по карьерной лестнице, старается показать себя с лучшей стороны. Он постоянно дает свежие, актуальные идеи.

    Он делает все от него зависящее для процветания фирмы. Такие сотрудники куда ценнее, чем те, кто просто пытается «удержаться в фирме». Так что быть безынициативным и скучным на работе как раз более рискованная политика. Ведь если тебе плевать на свой рост и развитие, значит, тебе, скорее всего, наплевать и на развитие фирмы, в которой ты трудишься.

    Так что не отказывай себе в удовольствии все время расти и совершенствовать как свой профессиональный уровень, так и уровень заработной платы.

    Правило № 20

    Проси и исполнится?

    Девушки могут попросить о чем угодно, и все им обычно сходит с рук. Можно попросить у любимого достать тебе луну с неба. Можно попросить незнакомого парня заменить тебе пробитое колесо на машине. Вот только повышения зарплаты просить обычно очень трудно...

    Большинство девушек уверены: просить о прибавке к зарплате стыдно (неприлично, глупо, бесполезно, рискованно). Почему? Ведь если так посудить, то попросить – это практически единственная реальная возможность получить.

    Неужели ты считаешь своего начальника телепатом? Он что, должен сам догадаться, что ты рассчитываешь на повышение? Впрочем, даже если он догадывается о твоем желании получать побольше, то он совершенно не обязан что-либо делать.

    С какой стати? Ты работаешь за приемлемые для него деньги и ни на что не жалуешься, так с чего ему тебя повышать? Так что говорить о своем желании зарабатывать больше не только можно, но и нужно. Вот только как сделать это грамотно?

    1. Начни с позитивного. Скажи, что тебе очень нравится работать в этой компании, но тебе бы хотелось получить повышение. Ненавязчиво поинтересуйся о возможности кадровых перестановок. Спроси, каковы твои шансы увеличить свой доход, служа в этой фирме? Главное, говори спокойно и уверенно. Не нужно униженного лизоблюдства. Если ты считаешь себя достойной большей зарплаты, веди себя соответственно.

    2. Не нужно наездов. Это абсолютно бесперспективный путь. Начальство увеличивает оклад тем сотрудникам, которые не просто заслужили это, но и которые к тому же располагают к себе. Твои обвинения, скорее, настроят шефа против тебя.

    3. Не нужно ставить «лжеультиматумов». То есть говорить: «Либо вы повышаете мне оклад, либо я ухожу к конкурентам». Так можно сделать лишь в том случае, если тебя действительно переманивает некая конкурирующая компания с достойной зарплатой, а ты хотела бы остаться на старом месте. Тогда можешь выложить все свои карты на стол. Но опять-таки будь доброжелательна. Скажи: «Мне не хотелось бы уходить из этого коллектива, но предложили больший оклад...» Позволь начальнику самому решить, имеет ли смысл тебя удерживать на прежнем рабочем месте?

    Правило № 21

    Рискнуть и сказать «нет»

    Вы когда-нибудь выполняли не свою работу? В смысле ту, которую в принципе не должны были делать и ту, за которую вам не заплатили? Представьте себе, я тоже! А все почему? Да потому, что большинство из нас никогда не рискует отказать начальству...

    Взять на себя чужие обязанности? Или рискнуть и ответить отказом? Все зависит от ваших целей и конкретной ситуации.

    В том случае, если ты постоянно что-то доделываешь за коллегой, нет никакого риска в том, чтобы отказаться от выполнения сверхурочной работы. Почему ты должна нагружать себя чужими обязанностями? Если ты дорожишь отношениями в коллективе и боишься рискнуть вашей дружбой с коллегой, для начала можно просто отказать ему (ей). Вежливо скажи: «Извини, но у меня своих дел по горло. Жаль, что не могу тебе помочь».

    Еще один вариант, если коллега просит тебя сделать нечто вместо него (нее), можешь радостно согласиться и сказать: «Конечно, с удовольствием тебе помогу расширить клиентскую базу, а ты тогда взамен допиши мой отчет, оформи графики продаж, проведи переговоры и...так, что там я еще должна была сделать?!»

    В том случае, если тебе плевать на ваши отношения и тебе окончательно надоела роль матери Терезы, можешь прийти к вашему шефу и вежливо попросить денежную компенсацию за то, что выполняла чужую работу.

    Еще более щекотливая и рискованная ситуация – это когда ты прикрываешь своего шефа и выполняешь то, что, по идее, должен делать он сам. Тут уж ты едва ли решишься сказать что-то вроде: «Это не мои обязанности! Выполняйте свою работу сами или платите мне, чтобы я делала ее за вас!»

    С другой стороны, для тебя это прекрасная возможность. Ты можешь получить опыт руководящей работы. Раз ты выполняешь львиную долю работы своего начальника, значит, вполне можешь со временем претендовать на его позицию.

    Далее дело за малым: вышестоящее начальство должно узнать о твоих заслугах. Не спеши бежать к ним и ябедничать. Постарайся продумать тонкую стратегию «случайной» утечки информации. Конечно, подсиживать свое начальство – дело рисковое, но это один из немногих случаев, когда овчинка выделки стоит.

    Впрочем, далеко не все девушки горят желанием подвинуть своего начальника. Многим вполне достаточно своей должности. В этом случае избавиться от лишних нагрузок со стороны шефа можно, сыграв в дурочку: «Ой, даже и не знаю, как это делается... это вообще-то не моя компетенция. Я всего лишь менеджер, что я знаю о PR promotion? С радостью бы вам помогла, но боюсь, я только напортачу».

    Правило № 22

    Зов сердца!

    Говорят, у каждого человека есть свое призвание. До чего же прекрасно, если ты смогла это самое призвание найти!

    Но что, если это призвание, смысл всей своей жизни ты находишь уже после того, как оканчиваешь институт, устраиваешься на работу, заводишь семью? И что, если твое призвание никак не связано с тем, чем ты занимаешься сейчас?

    Например, ты работаешь в банке и неплохо получаешь. И вдруг в один прекрасный день понимаешь, что твое истинное желание быть моделью (певицей, звездой Голливуда, домохозяйкой, художником, дизайнером и т.п.). Нужно ли рискнуть и все бросить? Или стоит запрятать свои желания и мечты подальше и продолжить избранный тобою ранее путь?

    Немало психологических книг посвящено проблеме выбора правильного направления в жизни. Существует мнение, что если человек резко все бросает и кардинально меняет свою жизнь, то он наконец «возвращается на путь истинный» и начинает реализовывать свое настоящее (кармическое), судьбоносное призвание.

    В качестве примера можно привести Брэда Питта, который бросил факультет рекламы за неделю до выпускных экзаменов, чтобы бежать в Голливуд, где он работал то шофером, то зазывалой в дешевой забегаловке до тех пор, пока не стал суперзвездой и секс-символом.

    Впрочем, почти все истории про голливудских звезд похожи как две капли воды: они все бросают свою обычную, налаженную жизнь, рискуют, ставят на карту все и в конце концов срывают большой куш. Несомненно, звездный пример вдохновляет. Но не стоит забывать, что почти все эти байки сочинены хитрыми пиарщиками. Так что не стоит так безоговорочно верить всему, что пишут. И уж тем более следовать!

    Конечно, если ты загибаешься от своей нынешней работы и чувствуешь себя не на своем месте, стоит искать более интересную должность. Но бросать все, сжигать за собой мосты, отрезать пути к отступлению раньше времени не стоит. Если хочешь во что бы то ни стало стать поп-звездой, неплохо бы для начала реально оценить свои шансы. У тебя есть данные? Ты когда-нибудь училась тому, чем хочешь заниматься? А готова поработать засучив рукава или ты просто рассчитываешь на чудо? Может быть, ты думаешь, что кино– и поп-звезды получают свои миллионы за красивые глаза? Или ты всерьез веришь, что в шоу-бизнесе не надо вкалывать?

    Вынуждены разочаровать тебя: с такой жизненной позицией ты сильно рискуешь оказаться у разбитого корыта. Так что перед тем, как оставлять свою налаженную жизнь, сходи на пару кастингов и оцени, каковы твои реальные шансы.

    Правило № 23

    Криминальное чтиво...

    Сегодня каждый старается заработать, как может, а перспектив для дополнительного заработка немало. Особенно если у тебя достаточно эластичная совесть...

    Говорят, моралью и нравственностью сыт не будешь. И в общем-то правильно говорят. И все же стоит ли рисковать своей репутацией или даже законностью, стоит ли ставить на карту чистоту своей совести ради возможности преуспеть.

    Сказать, что нелегальный бизнес у нас процветает, значит ничего не сказать. Один мой знакомый, вполне честный и успешный предприниматель, любит повторять: «Легальный бизнес сегодня невозможен с позиций чистой математики. Я не знаю ни одного бизнесмена, который бы хоть один раз не смошенничал».

    И действительно, современные предприниматели частенько вынуждены идти на самые разнообразные уловки, чтобы навариться и получить хоть какую-то прибыль. Зарплатами в конвертах и прочими «мелкими шалостями» сегодня никого не удивишь. Я и сама как-то долгое время сотрудничала с глянцевым журналом, в котором никак не была оформлена и гонорар получала в конверте.

    Думаете, меня это возмущало? Думаете, я чувствовала себя ущемленной в гражданских правах? Как бы не так! Я радовалась нереально большим без вычетов на налоги заработкам и даже не осознавала толком, что рискую остаться без нормальной пенсии на старости лет.

    Впрочем, незаконное оформление и отсутствие «белых зарплат» – сущие мелочи. Риск, конечно, но не смертельный. А что, если вам предложили принять непосредственное участие в незаконном бизнесе? Обойдемся без морализаторства. Вы, должно быть, и сами не раз слышали, что продавать наркотики (грабить, мошенничать, сутенерствовать и т.д.) – это очень плохо.

    На самом деле преуспеть в такой деятельности могут лишь очень немногие люди с совершенно особым устройством психики. Это люди, которые не могут жить без риска.

    Или люди с криминальным прошлым, не позволяющим им найти нормальную работу. Просто знайте, перед тем как согласиться на некую сомнительную рисковую аферу, это один из немногих случаев, когда вы в буквальном смысле слова ставите на карту не только вашу жизнь, но и жизнь всех ваших близких людей.

    Правило № 24

    И вашим, и нашим

    Хочешь зарабатывать, умей вертеться. Если ты хорош в своем деле, то тебя рвут на части все конкурирующие компании, а тебе остается только выбирать самые выгодные предложения... или, может, не выбирать, а работать на два фронта?

    Большинство моих знакомых фрилансеров живут по принципу «и вашим, и нашим». И надо сказать, неплохо живут. Например, Катя. Блистательная журналистка, эталон изобретательности. Она в один месяц пишет одну-две статьи, а потом много раз переписывает их. Например, сходит Катя на рок-концерт, напишет репортаж в нескольких разных видах, а потом продает его в пять-шесть конкурирующих изданий и получает пять-шесть гонораров.

    – Главное, соблюдать внешние формальности, – говорит Катя, – нужно поменять хотя бы тридцать процентов текста.

    – Ну и фантазия у тебя, – не уставала изумляться я, – это ж надо, об одном и том же концерте пятью разными способами написать.

    – Да брось, главное, об одном и том же разными словами! Не так уж и сложно. По крайней мере это проще и быстрее, чем посетить пять разных концертов и написать пять абсолютно разных репортажей.

    И все же быть «слугой двух и более господ» не так просто. Образ жизни «Фигаро тут, Фигаро там» подходит далеко не всем.

    Есть два вида рисковых ситуаций работы на два фронта. В первом, более редком, случае риск прямой и довольно серьезный. Это если ты работаешь над неким секретным проектом. Например, рецепт нового лекарства или крема. Это коммерческая тайна. И выдавать ее конкурентам даже за очень хорошие деньги рискованно. Ведь твоя вина будет довольно очевидна и легко доказуема.

    Второй случай, более распространенный, когда ты вроде бы ничем не рискуешь, работая на несколько конкурирующих организаций одновременно. Ничем... кроме своей нервной системы.

    На практике необходимость угождать параллельно нескольким начальникам может вымотать даже самых трудолюбивых и усердных работников. Единственный вариант легко перенести подобный образ жизни – относиться ко всему как к авантюре.

    Успокаивай себя тем, что даже если один заказ сорвется, у тебя всегда останется «запасной» работодатель.

    Правило № 25

    Акула большого бизнеса

    Наверное, нет в мире более захватывающей перспективы, чем открытие собственного бизнеса. Мне бы немного денег, вот бы я развернулась, думаешь ты, с завистью поглядывая на начинающих и уже успешных предпринимателей.

    Да, свое дело имеет, конечно, множество преимуществ. Быть предпринимателем очень заманчиво и выгодно, потому что:

    – ты становишься хозяйкой сама себе, ты сама определяешь свою нагрузку, режим работы и вообще творишь все, что твоей душе угодно;

    – твой статус меняется в лучшую сторону, разумеется, быть предпринимателем намного престижнее, чем наемным рабочим;

    – твои заработки теперь зависят только от тебя, ни у кого не нужно просить повышения зарплаты.

    С другой стороны, свой бизнес всегда сопряжен с большим риском. Теоретически с тобой и твоим предприятием может случиться что угодно. Можно банально прогореть, можно стать жертвой бандитских разборок, даже в тюрьму можно сесть. Все эти «блестящие» перспективы нам активно внушают телевидение и кинематограф.

    Так вот первое противопоказание для начинания собственного бизнеса – твои страхи. Тебе не стоит рисковать и вкладывать деньги в какое-либо дело, если ты до ужаса боишься, что тебя ограбят (разорят, арестуют, кинут и т.д.). Страхи имеют неприятное свойство реализовываться.

    Если ты действительно сильно переживаешь и процесс создания своего дела доставляет тебе больше нервотрепки, чем радости, то стоит притормозить и разобраться в себе. На самом деле наличие каких-либо страхов вовсе не означает, что у тебя никогда не будет своего дела. Просто сначала стоит разобраться в себе и убрать все возможные психологические преграды на пути к своей цели, а уж затем спокойно вкладывать деньги как твоей душе угодно. На самом деле бизнес – это всегда определенный риск. Успешных предпринимателей отличает особый психологический настрой и совершенно определенное мировосприятие. Вот характерные признаки удачливого (или потенциально удачливого) в бизнесе человека:

    1. Азартность, восприятие мира как одной большой игры. Таких людей совсем не пугают неудачи, потому что они твердо верят, что любые неудачи временны. Препятствия на пути к их цели не охлаждают их пыл и не вызывают злости и негатива, а, наоборот, лишь раззадоривают их.

    2. Знание современного рынка и готовность принимать его таким, какой он есть. То есть ты прекрасно понимаешь, что нужно современному потребителю, и готова снабдить его этим. Ты не пытаешься и не хочешь пытаться «впарить» людям носовые платки, отделанные бриллиантами, или еще какое-нибудь гениальное изобретение.

    3. Ты знаешь законы рынка и готова к ним приспосабливаться, вместо того, чтобы впадать в переживания в стиле: «Ах, ну почему налоги такие высокие?!» или «Ну почему же законы такие дурацкие?!»

    4. Чужие успехи и неудачи на данном поприще вызывают у тебя адекватную реакцию: ты не завидуешь (ну почему же он процветает, а я нет?), не злорадствуешь (еще один разорился, отлично, меньше конкуренция), не пугаешься (ну раз даже он прогорел, то я и подавно не выдержу конкуренции).

    Чем больше признаков у тебя совпало, тем меньше ты рискуешь, начиная свое дело!

    Правило № 26

    Зловещий аист

    Несмотря на то что президент поручил всем девушкам страны ответственную миссию: улучшать демографическое положение и даже дал для этого некий материальный стимул, далеко не все представительницы прекрасного пола ринулись беременеть и рожать детей...

    Дело в том, что деторождение по-прежнему кажется нам, современным девушкам, некой угрозой для карьеры. Далеко не все работодатели будут сегодня ждать, пока ты выйдешь из декретного отпуска. Да и вообще, принято считать, что идеальный сотрудник – это незамужняя, одинокая карьеристка, готовая сидеть в офисе допоздна и брать с собой работу на выходные.

    На самом деле этот стереотип уже давно устарел. Многие работодатели не имеют ничего против семейных сотрудников, не говоря уж о том, что в определенных сферах деятельности наличие детей даже обязательно.

    Нужны примеры? Пожалуйста, сколько угодно!

    Мою сестру, детского психолога по образованию, не взяли на должность журналиста в журнал для молодых мам. «Почему?! У меня ведь и образование соответствующее, и опыт работы есть! Почему же вы меня не берете», – недоумевала моя сестра. «Потому что у вас нет самого главного: своих детей, – отрезал работодатель, – нам нужны журналисты, которые не просто разбираются в детской психологии, но и сами имеют детей. Как бездетная девушка может писать для мам?»

    Еще один забавный пример такой же «антидетской» дискриминации произошел с моим мужчиной. Как-то раз он вернулся с работы раздраженным и подавленным.

    – Эй, ты чего это? – спросила я. – На работе все нормально?

    – Меня обставила Катюха. Поверить не могу! Она продала больше меня! – сокрушался мой мужчина. – Это нечестно!

    – Почему же?

    – Да потому! Все наши заказчики в магазинах – женщины, большинство с детьми. Так вот Катюха только переступит порог магазина, как начинает с ними трещать про детей, про памперсы, про детские садики. Пока она им зубы заговаривает, она умудряется весь товар загнать.

    Вот так-то! Так что не стоит бояться рожать детей. Это отнюдь не риск для вашей карьеры. Даже наоборот. Вот если вы в тридцать лет придете в кадровое агентство и у вас при этом будет прекрасный послужной список, но не будет детей, тогда могут возникнуть трудности с трудоустройством. Ведь если у вас в тридцать еще нет детей, то, значит, скорее всего в ближайшие годы вы их захотите. А тогда вам придется давать декретный отпуск и т.д. Так что любой ваш выбор может сыграть как вам на руку, так и против вас.

    Правило № 27

    Не в службу, а в дружбу!

    Хорошо иметь «своего человека» в офисе. В круговороте корпоративных интриг и хитроумных манипуляций так приятно иметь правую руку, человека, на которого можно положиться. Дружба с коллегами: необходимость или риск?

    Конечно, приятно иметь хорошие отношения в коллективе. Но близкая дружба с коллегами все-таки дело рискованное. Правда, если ваши деловые интересы никак не пересекаются, возможно, никакой опасности в таких отношениях нет. Например, если ты креатор, а твоя подруга – маркетолог. У вас разные должности, разный круг обязанностей, даже начальство, скорее всего, разное. А следовательно, ваша дружба не является риском в вашей карьере. Разумеется, если только вы весь рабочий день не проводите за болтовней в курилке.

    А вот если вы прямые торговые представители или менеджеры и постоянные конкуренты в борьбе за самые высокие продажи, за кресло супервайзера, за увеличение рекламного бюджета и т.д., то искренняя дружба вряд ли возможна. Более того, она скорее всего будет вредить твоей карьере. Ведь тебе придется соперничать с близким тебе человеком. А значит, если ты победишь в вашем состязании, то будешь чувствовать себя виноватой, проиграешь – велик шанс обозлиться и замкнуться.

    Разумеется, бывают исключения. Например, у меня есть знакомые подруги-модели. Они прекрасно ладят между собой и не делают из своего соперничества ожесточенной вражды, скорее играют в «дружескую конкуренцию». Если и тебе удается столь сложный тип отношений, прими поздравления! Но вообще-то смешивать профессиональное и личное не рекомендуется.

    Психологи утверждают, что такое смешение довольно тяжело для психики. Во-первых, дружеские отношения отнимают массу времени. Рабочего времени! Которое разумнее потратить на работу! Во-вторых, несколько подрывают деловую репутацию. Конечно, если вы просто приятельницы, то ничего страшного в этом нет. Но если вы с коллегой близкие подруги, то обмен откровенными мэйлами и бесконечная болтовня по аське может плохо сказаться на карьере.

    В частности, мне известен случай, когда менеджер по рекламе отправила менеджеру по продажам длиннющий пикантный мэйл, в котором описывала все подробности интимного свидания с программистом Колей. По закону жанра мэйл случайно попал к начальнику. Это не так уж сложно, особенно в больших офисах, где письма приходят на единый сервер. Обеим девушкам урезали зарплату в этом месяце.

    Так что перед тем, как заводить задушевную дружбу с коллегами, хорошенько подумай, стоит ли оно того?

    Правило № 28

    Рисковые рекомендации

    Еще один аспект той же самой проблемы – это обратная ситуация. То есть когда твоя подруга просит тебя помочь ей устроиться на работу в твою фирму. Стоит ли рекомендовать друзей своему начальству? И что это: риск или, напротив, внедрение «своих людей»?

    Первая ситуация, когда твоя подруга действительно прекрасный профессионал и ее кандидатура абсолютно соответствует всем требованиям вашей фирмы. В этом случае порекомендовать ее своему начальнику с твоей стороны вполне уместно и даже выгодно.

    Получится, что ты помогла подобрать ценного сотрудника в фирму, наверняка твой начальник засчитает это достижение в твой актив, а возможно, что и впредь станет прислушиваться к твоему мнению. Единственная проблема в данном случае – это ваша дружба.

    Бытует мнение, что сотрудничество и дружба очень плохо совместимы. И мой личный опыт нередко доказывает справедливость этого мнения. Так, например, мой мужчина вдрызг разругался со своим лучшим другом после трех месяцев совместной работы: «Он просто достал меня, – объяснял мне мой мужчина, – мы виделись по двадцать часов в сутки. Когда постоянно видишь друг друга на работе, уже не хочется встречаться на футболе и на шашлыках. У меня создалось ощущение, что у нас с ним не дружба, а какой-то неудачный брак. В конце концов я просто сорвался и наорал на него. Большинство из того, что я ему наговорил, я на самом деле вовсе не думал! Короче, он уволился, и через какое-то время мы снова начали дружить. Но с тех пор мое мнение таково: с друзьями надо пить пиво, а не вести дела. Иначе потеряешь и друзей, и завалишь все дела».

    У меня был похожий опыт. Как-то раз я, моя сестра и моя лучшая подруга решили спродюсировать и поставить показ модного белья. При этом мы сразу разделили обязанности: я писала сценарий и была ведущей, моя сестра выполняла всю административную работу, а подруга ставила само шоу и работала с моделями. Каждая из нас по отдельности была очень хороша в своем деле, но вместе мы почему-то постоянно выступали в роли знаменитого трио: лебедь, рак и щука. Показ стоил нам многих нервных клеток, правда и получился он блестящим. Как ни странно, после этой рискованной процедуры наша дружба лишь окрепла. Кстати, теперь, когда нам доводится работать вместе, все проходит как по маслу.

    Получается, совместные проекты могут влиять на дружбу совершенно по-разному. И как будет в вашем случае, предсказать очень сложно.

    Впрочем, есть ситуации, когда лучше не рисковать, потому что провал заранее гарантирован. Например, если твоя подруга просит порекомендовать ее на определенную вакансию в твою фирму, а ты при этом знаешь, что она не обладает нужной квалификацией. В этом случае тебе не стоит рисковать своей работой. Не стоит пристраивать на работу человека, приукрашивая его опыт и послужной список. Ведь если она не справится, вся вина и ответственность лягут на тебя.

    Ты можешь честно сказать об этом своей подруге. Или, если боишься рискнуть вашими отношениями, объясни, что ты просто не обладаешь должным влиянием на своего начальника, чтобы рекомендовать ему кого-то.

    Правило № 29

    «Дурацкая идея»

    Многие считают, что по-настоящему рискованными можно назвать те профессии, которые несут некую угрозу для здоровья или жизни, например пожарные, охрана, МЧС и т.д. Но есть еще целый ряд профессий, выбирать которые не рекомендуется...

    «Дурацкая идея!» – наверняка говорили твои родители, если ты заявляла, что хочешь стать моделью или поэтом.

    Слишком рискованно! Сложно заработать денег и прокормить семью, говорят про такие профессии. К таким «рисковым» карьерам относят:

    1. Воспитательскую и педагогическую деятельность (зарплаты в большинстве образовательных учреждений настолько смехотворны, что никто не горит желанием идти на эти должности).

    2. Артистическую деятельность или модельную карьеру. (Это дело случая. Тебе может крупно повезти, ты сорвешь джек-пот и уедешь сниматься в Голливуд, а может, всю жизнь будешь прозябать на подмостках заштатного театра, выходя с сакраментальной фразой: «Кушать подано».)

    3. Фриланс (то есть жизнь свободного художника, у которого нет постоянной работы и постоянного оклада, и он живет лишь на то, что сам зарабатывает).

    4. «Непрестижные профессии», то есть все те, на которые сегодня легко поступить, но сложно найти нормальный оклад.

    5. Профессиональные спортсмены (спорт – огромная лотерея, где выбиваются единицы).

    Конечно, заниматься одной из вышеперечисленных профессий очень рискованно. Да, в тебя не стреляют, тебе не приходится тушить пожары или обезвреживать опасных преступников. Но иной раз, с тоской глядя на витрину с дорогими туфлями, которые ты не можешь себе позволить, поневоле начинаешь думать, что уж лучше бы кого-нибудь обезвредить или застрелить, чем прозябать в нищете.

    И тем не менее никто не заставляет тебя мало зарабатывать. Сегодня в любой профессии есть возможность пробиться и процветать. Учителя занимаются частным репетиторством, воспитатели устраиваются в элитные детские сады, артисты и фрилансеры крутятся как могут. В любой отрасли есть экономически выгодные сферы.

    Заниматься такой «рисковой профессией» есть смысл, если ты действительно видишь в этом свое призвание. Если это твой истинный талант и твоя огромная радость. Так, например, моя тетя много лет проработала воспитателем. Ей неоднократно предлагали более высокооплачиваемые должности менеджера, но она стояла на своем и занималась тем, что ей интересно. И вот ей улыбнулась удача: предложили пойти в аспирантуру, затем преподавать в университете, а после и публиковать свои книги с рекомендациями по воспитанию детей. Так ее «непрестижная профессия» принесла ей деньги и новый статус.

    Так что знай, в любом деле можно пробиться. Главное, позитивный настрой и вера в свои силы!

    Правило № 30

    Служебный роман

    Это не только всеми любимый фильм, но и еще один фактор риска на рабочем месте. Конечно, сердцу не прикажешь... или все-таки прикажешь, раз уж ты на рабочем месте?

    Что бы кто ни говорил, крутить служебный роман приятно и порой даже полезно. У такого романа есть множество достоинств:

    1. Вас объединяют общие интересы. Вам всегда есть о чем поговорить, вы понимаете друг друга с полуслова.

    2. Вы видитесь каждый день.

    3. Вы можете рассчитывать на взаимную поддержку в разных офисных интригах и маневрах. Вы можете выступать единым фронтом, сплоченной командой.

    4. Если твой босс одновременно является твоим возлюбленным, то это, пожалуй, один из самых приятных способов «сделать карьеру через постель». Если же ты занимаешь более высокую позицию, то вполне можешь позаботиться о карьерном росте своего бойфренда. Приятно, когда такие серьезные вопросы зависят от близкого тебе человека.

    С другой стороны, служебный роман – довольно рискованное предприятие. В том случае, если вы расстанетесь, работать на прежнем месте, ежедневно встречаясь с бывшим любовником, будет не так-то просто. Не говоря уже о тех разногласиях и ссорах, которые могут возникать у вас на почве соперничества, и т.д.

    Моя подруга Александра имеет огромный стаж «служебно-романтических» отношений. Пять лет она встречалась со своим начальником Олегом, до тех пор пока он наконец не стал ее законным мужем. Теперь у них свой семейный бизнес.

    – С одной стороны, работать с мужем хорошо, – говорит Саша, – ты всегда точно знаешь, где и почему он задерживается, да и он никогда не упрекнет тебя в том, что ужин не готов и что ты слишком много времени уделяешь своей карьере. С другой стороны, плохо, когда домашние конфликты переносятся в офис, а творческие разногласия продолжаются дома. Так, например, однажды мы с мужем целый день в офисе общались только через секретаршу. А бывали и обратные случаи, когда по вечерам, возвращаясь домой, мы вместо того, чтобы отдыхать, смотреть телевизор и заниматься сексом, начинали спорить и обсуждать рабочие моменты.

    Сложно сказать однозначно, являются ли романтические отношения «при исполнении» риском. Или, наоборот, осложняет ли совместная работа любовь. Это зависит от конкретного человека. Однако если ты хочешь совмещать приятное с полезным, то есть работу со «служебной любовью», следует запастись следующими важными качествами:

    – отходчивость (не важно, что вы весь день спорили по поводу макетов и рекламных образцов, дома вы не дуэлянты, а супруги);

    – умение легко переключаться (то есть способность следовать известной поговорке: делу время, потехе час);

    – умение держать себя в руках и обуздывать свои чувства (согласись, не вполне солидно в присутствии коллег кидаться к возлюбленному на шею и называть его какими-нибудь домашними кличками вроде «кузик», «пузик», «пупсик» и т.д.).

    Правило № 31

    Мелочи жизни

    У каждой компании есть ряд «мелких», на первый взгляд незначительных требований к своим сотрудникам. Например, особый дресс-код, пунктуальность, политкорректность высказываний, нормативность лексики.

    Ерунда? Казалось бы, ерунда! Но насколько несоблюдение всех этих мелочей может быть рискованным для вашего будущего в фирме?

    У меня есть знакомый Леонид, который трудится в очень престижной компании. За такие должности специалисты обычно готовы перегрызть друг другу горло. Надо ли объяснять, что требования компании к одежде, манерам и лексикону сотрудников непомерно высоки.

    За десятиминутное опоздание на работу налагается штраф. За несоблюдение дресс-кода могут отправить домой переодеваться. За некорректный тон в общении с клиентами можно запросто вылететь с работы.

    В этом корпоративном строю Леонид яркая и эксцентричная фигура. В майке с выразительной надписью «Суслик, сука, личность», с хвостиком, всегда заспанный, Леонид никогда не приходит на работу вовремя. Его держат в фирме на особых условиях только потому, что он компьютерный гений. Начальство решило не разбрасываться талантами. Они оставили его у себя с условием, что тот будет добросовестно работать и никогда не появится на переговорах с важными клиентами, чтобы не спугнуть их своим неформальным видом.

    Такие условия устраивают обе стороны. Так что же, раз ты гений, значит, можно пренебрегать корпоративными заповедями, спросишь ты. На самом деле Леонид, обладая ярким, неординарным талантом и огромным мастерством, не получает и половины тех благ, на которые мог бы претендовать, будь он «более в формате компании». По крайней мере его куда менее одаренные коллеги в отличие от него могут получать приличные комиссионные, потому что сами ведут многие переговоры и сами заключают многие договора. Леонид же так и остается творческим гением...

    Так что следовать корпоративному кодексу или нет, дело твое. Но знай, у тебя никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

    Правило № 32

    Первый раз в новый класс...

    Когда идешь в первый раз в первый класс, ощущения, как правило, довольно волнующие. Совсем другое дело, если родители вдруг вздумали перевести тебя в новый класс посреди четверти. Адаптация в незнакомом месте всегда дело непростое...

    И все же дети обычно неплохо приспосабливаются к новым местам, людям и условиям. А если менять коллектив приходится уже во взрослом возрасте?

    Да, переход на новое место работы для многих является стрессом и риском. Даже если на новой должности тебя ждет намного больший оклад, намного более профессиональный коллектив и намного более престижный статус, все равно многие почему-то продолжают терзаться разнообразными страхами.

    – Как меня примет коллектив? Ведь для того, чтобы меня взять на эту должность, начальству пришлось кого-то с нее уволить.

    – Как себя вести? Я не знаю ни порядков, ни обычаев, ни правил поведения в новой компании. Принято ли у них уходить на перекур? Разрешается ли звонить по служебному телефону в личных целях? Есть ли перерыв на обед?

    Но самый главный и распространенный страх, который может терзать человека по пути на новую работу, – а не ошибся ли я в своем выборе? Люди всегда хотят иметь свободу выбора, но не всегда хотят брать на себя ответственность за свой выбор. Даже если объективно условия работы в новой компании лучше, мы все равно порой жалеем и тоскуем по былым перекурам с бухгалтером Анькой и по дурацким шуткам программиста Толика и т.д.

    Итак, если ты еще не сделала выбор: переходить или не переходить на новое место, постарайся на секундочку отключить разум и прислушаться к своим ощущениям. Ты хочешь переходить на другую работу? Не спеши, прислушайся к своему телу. Если, представляя себе новую работу, ты испытаешь приятные чуть волнительные ощущения, значит, можешь смело переходить туда. Если чувствуешь лишь тяжесть на сердце, тревогу и сомнения, лучше остаться на прежнем месте.

    Если же ты уже перешла в новую компанию, постарайся сделать свою адаптацию максимально приятной. Как можно скорее «обживи» свое рабочее место, принеси туда свои книжки, кофейную кружку, может, пару фотографий, чтобы чувствовать себя комфортно.

    Не стесняйся заводить приятельские знакомства на новом месте. Это довольно просто. Поводом для общения может быть любой твой «адаптационный» вопрос. Например, спроси, где здесь курилка или столовая? Или поинтересуйся, как работать с ксероксом. А если видишь дружелюбный настрой, не стесняйся попросить провести тебе полную экскурсию по рабочему месту.

    Только вот не спеши влезать в интриги и сплетни, не торопись пронюхивать, кто с кем в каких отношениях и почему. А если тебя будут расспрашивать о твоем отношении к начальнику или коллегам, отделайся какими-то общими фразами типа: «Я еще плохо их знаю, но, по-моему, приятные люди и настоящие профессионалы». Более подробная информация может тебя скомпрометировать...

    Правило № 33

    Первое свидание... с работодателем

    А если вас еще не приняли на работу и вы все еще в поиске? О! Это целый триллер. Многим кажется, что трудоустройство – это настоящая полоса препятствий с массой опасных ловушек и рискованных территорий.

    Первый фактор возможного риска – составление резюме. Всегда существует соблазн несколько приукрасить действительность и подогнать свои характеристики под требования конкретной вакансии. Стоит ли делать это, если есть риск разоблачения?

    На самом деле намеренно вводить будущего работодателя в заблуждение, например, говорить, что ты закончила МГУ или что свободно владеешь английским, если на самом деле ты училась в техникуме и можешь сказать лишь «I live in Moscow, I have mother, father and dog», очень недальновидно. Обман раскроется довольно быстро и едва ли пойдет тебе на пользу.

    Более удачный вариант сказать: «Я всегда мечтала научиться свободно говорить по-английски, и как раз сейчас начала брать частные уроки». Это не будет открытой ложью и покажет, что ты готова работать над собой. Вообще вместо вранья о владении ПК, иностранными языками лучше написать в графе «дополнительная информация» что-то вроде: «Я легко обучаема. Все запоминаю с первого раза. С радостью работаю над собой и самосовершенствуюсь». Примерно то же можно сказать и на собеседовании.

    Кстати, собеседование – это особая тема для разговора! Если хочешь минимизировать риск провалиться, следуй простым правилам:

    1. Тщательно выбери одежду. Лучше одеться слишком строго, чем слишком неформально. Деловой костюм будет в самый раз. Если у тебя его нет, можно обойтись классическими брюками и джемпером неброской расцветки. Никаких мини, чулок в сеточку, слишком высоких каблуков! Откажись также от ярко-красных, розовых цветов – они раздражают. Идеально подойдут темно-синий, благородный серый, классический черный цвета.

    2. Сев напротив работодателя, постарайся ненавязчиво «отзеркалить» его позу. То есть попросту говоря, сядь так же, как и он. Это расположит его к твоей кандидатуре.

    3. Не стесняйся улыбаться. Знаменитая «американская» улыбка способствовала становлению не одной карьеры. Главное, улыбаться открыто, искренне, глядя человеку в глаза.

    4. Не тараторь и не спеши. Говори обдуманно.

    Правило № 34

    Взлеты и падения

    Свершилось чудо: тебя повысили! Теперь ты большой начальник. Ну, или, может, еще не совсем большой, но все же уже не просто рядовой сотрудник.

    Казалось бы, это замечательное событие не может быть опасным или рискованным априори. Но не тут-то было. На самом деле как раз такие взлеты очень часто являются причинами ссор, зависти и скрытой агрессии в коллективе. Не пойми откуда как из-под земли у тебя вдруг появляются недоброжелатели, хотя раньше вроде бы тебя окружали одни приятели. Не пойми откуда берутся сплетни о том, каким образом ты добилась этого самого повышения и кого ты обошла в борьбе за теплое местечко.

    Да, к сожалению, не все люди готовы искренне радоваться чужому успеху. Итак, как же избежать зависти и неприязни коллег после своего стремительного взлета?

    1. Не надо раньше времени накручивать себя. Вполне возможно, что тебя эта проблема и вовсе не коснется. Не все же коллективы одинаковы. Следовательно, не все люди расценивают чужой карьерный рост как личное оскорбление. Так что не ищи интриги и заговоры там, где их нет. Не пытайся обнаружить своих скрытых врагов и завистников. Наверняка на новой должности у тебя найдутся дела поважнее. И помни, кто ищет, тот всегда находит, так что не ищи!

    2. Если ты все-таки обнаружила некую неприязнь, враждебность по отношению к себе, постарайся разобраться в ее причинах и масштабах. Часть сотрудников ты сразу можешь переманить на свою сторону, пообещав им свою протекцию и поддержку. Им будет трудно завидовать тебе или ненавидеть тебя, после того, как ты пообещаешь, что переговоришь с шефом о прибавке к зарплате или поможешь протолкнуть некий взаимовыгодный проект. Словом, вместо того, чтобы культивировать обиды, ищи точки соприкосновения и общие интересы.

    3. Если ваши интересы все же не пересекаются, или негатив других сотрудников по отношению к тебе сильнее желания разумного сотрудничества, ищи способы вывести их из игры. То есть не обязательно губить их карьеру и увольнять обидчиков. Наоборот, попробуй перевести их в другой отдел или сплавить в конкурирующую фирму, а может, и вовсе организовать повышение. Словом, что угодно, лишь бы не пересекаться лишний раз по работе. Ведь работа в атмосфере «холодной войны» крайне неплодотворна.

    Правило № 35

    Страна советов

    Люди обожают давать советы. Причем абсолютно не важно, по какому поводу. Если нас спрашивают, какое платье выбрать, мы прикидываемся заправскими кутюрье, когда спрашивают о прическе, начинаем разглагольствовать как стилисты. Ну а если уж кто-то поинтересуется нашим мнением в вопросах карьеры...

    Люди думают, что давать советы другим – это почетно. Ведь раз тебя спрашивают, значит: а) твоим мнением дорожат, б) тебя считают экспертом и в) тебе доверяют. Все это чрезвычайно льстит нашему самолюбию.

    Кстати, если надумаешь расположить к себе человека, просто спроси его мнение. И последуй ему лишь в том случае, если найдешь его разумным или если действительно веришь в компетентность человека в данной области.

    А вот самой давать советы, особенно в плане карьеры или личной жизни, довольно рискованно. Недаром известный киногерой говорил, что люди спрашивают советов у других лишь затем, чтобы было кого обвинить в случае, если из этого ничего не выйдет.

    Так вот первое правило минимизации риска: никогда не лезь с советами и никому не навязывай свое мнение, особенно если его не спрашивают! Иначе рискуешь прослыть занудой и человеком, «сующим нос не в свое дело».

    Второе правило: не стоит давать советы в тех областях, где ты не компетентна. То есть твой муж финансист может рассказать тебе о своих проблемах в фирме, и если ты искренне хочешь ему помочь, просто выслушай его без своих комментариев о состоянии современной экономики. Максимум, что ты можешь себе позволить, это очень осторожно высказать свое мнение. В противном случае рискуешь оказаться героиней ситуации «попугай учил пингвина, для чего пригодна льдина».

    И наконец, если у тебя действительно попросили совета, стоит как следует разобраться в ситуации, и, не навязывая свое мнение, очень аккуратно внести свои предложения. Ни в коем случае не используй повелительную форму вроде: «Хочешь повышение, переспи с директором, уж я-то по себе знаю, как это эффективно», и т.д. Вместо этого можно сказать что-то вроде: «На твоем месте я бы...» и т.п.

    И главное, будь готова, что твоим ценным советом может никто не воспользоваться. Не обижайся и дай человеку право выбора – следовать чужому мнению или нет.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх