172

мени и фрейм «как если бы» используются для того, чтобы помочь клиентам идентифицировать и трансформировать любые формы сопротивления при пересечении «порога» и в начале путешествии героя.

1. Проведите на полу воображаемую линию времени. Поместите «призвание» и «демона» на линию времени с учетом будущего на этой линии времени.

2. Предложите клиенту встать в настоящем и почувствовать порог, который он должен перейти, чтобы успешно справиться со своим «демоном» и реализовать свое «призвание». Спросите: «Что вас сдерживает?», «Где находится очаг сопротивления?»

3. Помогите клиенту-герою физически почувствовать это сопротивление, то есть взаимодействуйте с клиентом, чтобы создать физическую метафору чувства сопротивления (удерживая клиента, отталкивая его, давя на него сверху, сдвигая его в сторону и т. д.). В ходе ролевой игры опробуйте различные варианты, пока не найдете тот, который клиент интуитивно ощущает как «правильный».

4. Затем спонсор и клиент меняются местами, чтобы клиент играл роль своего собственного сопротивления. С этой точки зрения клиент рассматривает следующие вопросы: «Каково позитивное намерение сопротивления?», «В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы реализовать позитивное намерение новым и более подходящим способом?», «Как я могу изменить физическое выражение сопротивления, чтобы оно стало для меня "опекуном", а не ограничением относительно позитивного намерения?»

5. Клиент оставляет настоящее на его линии времени и идет к будущему, действуя, «как если бы» он был способен пересечь порог и идти в то место в будущем, которое символизирует «призвание». Клиент встает в месте, означающем его призвание, и добивается ощущения успеха и сосредоточенности.

6. С положения «призвания» клиент-герой поворачивается и оглядывается назад к настоящему, где он пытается преодолеть порог. Находясь на этом месте, клиент становится своим опекуном и спонсором, предлагая ресурсы и посылая сообщение своему «я» в настоящем.

7. Клиент возвращается к настоящему, передавая сообщение и необходимые ресурсы из позиции будущего и перенося их в настоящее. Клиент размышляет над тем, как эти ресурсы помогают далее преобразовывать прежнее сопротивление в-состояние опекуна.

8. Взяв эти ресурсы, клиент снова идет к позиции будущего на своей линии времени, которая символизирует его призвание.

Архетипические энергии

По Стивену Гиллигану, существуют три фундаментальные «архетипи-ческие энергии», необходимые для успешного завершения «путешествия героя»: сила (власть, решительность, свирепость), сострадание (мягкость, открытость, доброта) и юмор (игривость, гибкость, креативность, неординарность).

Сила необходима, чтобы остаться приверженным достижению цели и установить границы. Сила без уравновешивающих ее сострадания и юмора может превратиться в насилие и агрессию.

Сострадание необходимо, чтобы устанавливать контакты с другими людьми, быть эмоционально целостным и эффективно предоставлять и получать поддержку, необходимую для личностного роста. Однако сострадание и мягкость без силы и юмора могут стать слабостью и зависимостью.

Юмор необходим для того, чтобы найти новые перспективы, быть творческим и сглаживать острые углы. Юмор без силы и сострадания, однако, может стать цинизмом и склонностью к дешевым эффектам.

По Гиллигану, необходимо поддерживать баланс этих трех сил и «гуманизировать» их, привнося их в «центр» себя. Гиллиган указывает, что если мы бросаем начатое дело или теряем одну из этих энергий, они приходят в состояние дезинтеграции и образуют «теневую сторону». Например, сила – с очевидностью энергия «воина». Если энергия воина не сосредоточена, не гуманизирована и не сбалансирована другими видами энергии, воин становится просто убийцей или разрушителем. Точно так же сострадание и юмор могут иметь теневую сторону.

Ключ к разрешению этой проблемы состоит в том, чтобы обосновать, использовать и объединить эти энергии, выборочно пропуская их «через» наш внутренний центр.

Хороший коуч с большой буквы будет стремиться спонсировать в своих клиентах все три архетипические энергии, чтобы убедиться, что у них есть основные ресурсы, необходимые для путешествия героя. Клиенты также захотят убедиться в том, что их коучи и «опекуны» обладают должным балансом трех энергий, чтобы удостовериться, что их коуч целостен, интегрирован и располагает необходимыми ресурсами.

Следующий формат представляет собой вариант процесса, разработанного Стивеном Гиллиганом, в котором коуч и клиент спонсируют друг в друге базовые ресурсы.

Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство архетипических энергий

1. Сядьте вместе в паре (А и Б), лицом к лицу. А и Б уделяют нужное время тому, чтобы «сосредоточиться» и установить полный контакт со своими внутренними физическими, эмоциональными и духовными центрами.

2. А начинает с того, что получает доступ к энергии силы и переносит ее в центр себя. Когда он чувствует присутствие энергии силы в своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: «Увидьте мою силу».

Б поддерживает зрительный контакт с А, и когда он способен достоверно видеть или ощущать силу Б, он говорит: «Я вижу вашу силу».

3. Затем А внутренне входит в контакт с энергией сострадания или мягкости и переносит ее в свой центр. Когда А почувствует присутствие энергии мягкости в своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: «Увидьте мою мягкость».

Б снова поддерживает зрительный контакт с А, и когда он может достоверно увидеть или ощутить мягкость А, он говорит: «Я вижу вашу мягкость».

4. Человек А теперь получает доступ к энергии юмора и переносит ее в центр себя. Когда он чувствует присутствие энергии юмора во всем своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: «Увидьте мой юмор».

Когда Б может достоверно увидеть или ощутить юмор А, он говорит: «Я вижу ваш юмор».

5. Наконец, А сосредоточивает внимание на ощущении своего центра. Когда он чувствуют себя во всем своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: «Увидьте меня».

Когда Б может достоверно увидеть или ощутить полное присутствие А, он говорит: «Я вижу вас».

А и Б повторяют упражнение, меняясь ролями, чтобы Б предложил А увидеть силу, мягкость, юмор и присутствие Б.

Инструментарий спонсорства: правильное называние

Во многих отношениях правильное называние – разновидность вербального рефрейминга. Правильные названия помогают людям рассматривать свой опыт так, что это пробуждает более широкую перспективу

и дает им доступ к потенциальным ресурсам и решениям. Надлежащее обозначение особенно важно для опыта на уровне идентичности.

Как указано ранее, правильным является название, которое позволяет спонсируемому полностью реализовать себя, признает позитивное намерение любых других людей, участвующих в ситуации, и в то же время правдиво отражает опыт.

Название, которое позволяет полностью реализовать себя, но унижает других людей, не будет «правильным». Очевидно, если определить что-либо так, что это подавляет себя или отрицает собственные ресурсы, это тоже не будет «правильным» названием. Название, которое подчеркивает позитивные аспекты себя или других, но скрывает или отрицает вред или боль переживания, также не может быть «правильным».

Например, кто-то расстроен из-за того, что другой обидел его, и говорит: «Вы – ничтожество». Конечно, это способ выразить свои переживания, и, вероятно, до некоторой степени правильно отражает положение вещей. С другой стороны, такое утверждение вряд ли раскроет лучшие стороны человека, его высказывающего, и при этом не будет признавать позитивное намерение другого. На самом деле это форма негативного спонсорства.

То же самое переживание можно передать такими словами: «Ваше поведение напоминает мне, что я должен остаться сильным и ресурсным, чтобы избежать травмы». Это определение с большей вероятностью раскроет ваши лучшие стороны, чтобы вы могли действительно научиться чему-то из этого опыта, а также признает правду, с одной стороны, и позитивное намерение вашей эмоциональной реакции – с другой, не отрицая при этом идентичности другого человека (что просто означает обращаться с этим человеком так, как он обращается с вами).

Можно привести несколько других примеров правильных определений ситуации:

«Я позволяю людям обманывать меня» -› «Мне нужно показать свою силу и установить более четкие границы».

«Я ненавижу своего начальника» -› «Я чувствую, что начальник не замечает или не ценит меня».

«Я хочу вас обидеть» -› «Увидьте мою силу».

Один из самых распространенных способов, которым коучи и спонсоры могут применить правильное называние, включает отнесение самоуничижительных утверждений об идентичности к категории утверждений о способностях или поведении. Негативные суждения об идентичности – часто результат интерпретации конкретных действий или неспособность получить определенные поведенческие результаты. Изменение негативного суждения об идентичности на утверждение о поведении или способностях человека значительно уменьшает его ментальное и эмоциональное воздействие.

Например, клиент утверждает: «Я – неудачник». Возможный ответ спонсора: «Вы не неудачник, просто вы еще не овладели всеми элементами, необходимыми для успеха». Это переводит ограничивающее суждение на уровне идентичности в более действенную и разрешимую структуру.

Такие рефреймы можно создать с помощью следующей последовательности шагов:

• Определите негативное суждение об идентичности:

Я____________________'____________________(например: «Я – обуза для других».)

• Определите позитивное намерение, стоящее за негативным суждением об идентичности.

(Например: «Заботиться о себе и самостоятельно решать проблемы».)

• Определите недостающую способность или ресурс, подразумеваемый позитивным намерением, стоящим за суждением об идентичности. В частности, размышляйте в терминах трех архетипических энергий (сила, сострадание, юмор) и способности к сосредоточению.

(Например: «Сострадание к себе и сила, необходимая для самостоятельного решения проблем».)

• Вербально замените негативное суждение об идентичности способностью или поведением:

Возможно, вы не ____________________ (негативное суждение об идентичности:

например: «обуза для других»), просто вы нуждаетесь в большем____________________

(например: «сострадании к себе и силе, необходимой для самостоятельного решения проблем»).

Таким образом, этот тип «правильного называния» фреймирует или рефреймирует опыт клиента так, чтобы:

1) признавать, что клиент – герой, совершающий путешествие;

2) описывать ключевые проблемы в терминах наличия или отсутствия одной из трех архетипических энергий;

3) признавать и использовать позитивные намерения исходного утверждения или убеждения.

Инструментарий спонсорства: спонсирование потенциала

Эффективное спонсорство предполагает признание и охрану потенциальных качеств и характеристик в других людях, помощь им в преодолении границы и преобразовании влияния самоуничижения. Это в зна-

чительной степени осуществляется, когда спонсор «находится под рукой» для других и передает основные сообщения спонсорства: «Я вижу ч вас», «Вы существуете», «Вы ценны», «Вы уникальны», «Вы можете внести вклад в общее дело», «Вы – часть коллектива, и вам здесь рады».

Позитивное спонсорство – мощный способ помочь людям выявить и усилить ключевые ресурсы и личные характеристики. Чтобы быть спонсором и «опекуном» и помогать клиентам идентифицировать и усиливать ключевые ресурсы, которые поддержат их в их «путешествии героя», коуч может использовать следующий формат.

1. Предложите клиенту прочертить физическую линию времени и отойти назад в место, которое символизирует начало его жизни, когда он еще не осознавал себя. Дайте клиенту инструкцию получить доступ к своему центру и «источнику» ресурсов.

2. Попросите, чтобы клиент выбрал характеристику или потенциал (например, «сила», «сострадание» или «юмор»), который, если бы его взращивали или оберегали в течение жизни клиента, позволил бы ему более полно: а) устанавливать разумные границы, б) преодолевать барьеры или в) более полно развить свои способности.

3. Попросите клиента создать символ для этого ресурса или характеристики и сообщить его вам. Внимательно слушайте из вашего центра и позвольте словам клиента «тронуть» вас. Если необходимо, задайте несколько вопросов, пока не сможете достоверно и конгруэнтно «видеть» или ощущать реальность этого потенциала в клиенте.

4. Повернитесь так, чтобы вы стояли под прямым углом к клиенту, глядя на него сбоку. Попросите, чтобы клиент получил доступ к своему центру или «источнику», и сделайте то же самое. Когда вы установите связь с вашим центром и источником и сможете конгруэнтно присоединиться к клиенту и почувствовать его ресурсы и потенциал, подайте клиенту сигнал, протянув ему руку. Когда клиент будет готов принять ваше спонсорство, он должен подать вам сигнал, взяв вашу руку и положа ее себе на сердце. Положите другую руку на верхнюю часть спины клиента по центру.

5. Попросите клиента сосредоточиться на ресурсе или характеристике, которые он хотел бы взрастить и оберегать, и идти по линии времени к настоящему, вновь переживая события своей жизни. Сопровождайте клиента по линии времени, удерживая руки на его сердце и спине, сосредоточив внимание на клиента и ресурсе или характеристике, которую он хотел бы взрастить, и непрерывно повторяйте сообщения спонсорства: «Я вижу вас», «Вы существуете», «Вы ценны», «Вы уникальны», «Вы способны внести вклад в общее дело», «Вы – часть коллектива, и вам здесь рады».

[Если хотите, можете также добавить и другие придающие силы утверждения об убеждениях относительно характеристики или ресур-

са, который хочет усилить клиент: например, «Вы можете увеличить этот ресурс», «Вы способны увеличить этот ресурс», «Вы заслуживаете того, чтобы увеличить этот ресурс».]

6. Когда клиент достигнет настоящего и больше не будет нуждаться в вашем спонсорстве, уберите руку с его сердца. Затем мягко уберите руку с его спины. После этого клиент может идти в будущее, позволяя ресурсу или характеристике продолжать расцветать и развиваться.

7. В конечном счете клиент достигнет места в будущем на своей линии времени, в котором он почувствует, что ресурс или характеристика развились настолько полно, что стали частью его идентичности. Попросите клиента остановиться в этом месте и обернуться, чтобы посмотреть на линию времени. Теперь клиент может стать своим собственным спонсором этого потенциала. Предложите клиенту найти сообщение, которое ему необходимо послать из этого места в будущем назад через всю жизнь.

8. Предложите клиенту принять это сообщение, вернуться к началу линии времени и повторить процесс, став своим собственным спонсором путем получения доступа к своему потенциалу, положить свои руки себе на сердце и пройти по линии времени, снова передав себе сообщение из своего будущего. Вы можете сопровождать клиента на расстоянии (идя с ним рядом, но не прикасаясь к нему). Попросите клиента все время двигаться в будущее, а затем возвратиться в настоящее и поделиться с вами своими переживаниями.

Во время прогулки по личностной истории клиента важно помнить, что спонсор не должен пытаться быть для клиента врачом, учителем или «спасителем». Цель этого процесса не состоит в том, чтобы пытаться изменить личностную историю клиента или осуществить вмешательство, чтобы что-то «исправить». Единственная цель спонсора состоит в том, чтобы гарантировать: независимо от того, что происходит, его внимание сосредоточено на клиенте и желаемой характеристике или ресурсе. Этот процесс не связан с изменением внешних деталей личностной истории клиента. Он нужен, чтобы удостовериться в том, что клиент имеет доступ к своему центру и внутренним ресурсам независимо от событий в его жизни и что клиент всегда знает: он существует, замечен, ценен, уникален, может внести вклад в общее дело и ему рады.

Инструментарий спонсорства: формат спонсорства группы

Спонсорство не должно исходить только от одного человека. Переживание того, что вас спонсируют, часто усиливается, если спонсорство исходит от группы или команды.

Следующий формат предоставляет возможность нескольким людям действовать в качестве спонсоров различных ключевых убежде-. ний для другого члена группы.

Примечание. Этот процесс лучше всего проводить в группе из 5 человек (хотя его можно относительно легко адаптировать и к группам других размеров).

1. Один член группы должен добровольно быть «получателем», другие будут «спонсорами». Спонсоры должны стоять вокруг получателя: один впереди, один позади, один слева и один справа.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх