194

У выдающихся мастеров своего дела отношения между сознанием и подсознанием налажены очень хорошо. Они постоянно находят способы увеличить и развить качество отношений между той маленькой частью, которую мы называем «сознанием», и необъятностью неосознанных процессов. Сознание посылает обратную связь в более крупный блок – подсознание – и влияет на качество отношений между ними. Люди, достигшие мастерства, также понимают, что эти отношения – непрерывный процесс, выражающийся в постоянном развитии с течением времени.

Развитие качества отношений между сознанием и подсознанием предполагает баланс между установленным порядком и спонтанностью. Иногда для достижения цели важно «не иметь цели». В процессе научения мы подходим к точке, когда нам надо всего лишь действовать полностью спонтанно. В этот момент нет никакой рефлексии. Есть только системная петля между осознанным и неосознанным разумом и между собой и внешним миром.

Например, если вы занимаетесь боевыми искусствами наподобие айкидо, сначала вам приходится упорно тренироваться на татами. Встретив противника, вы не останавливаетесь, чтобы поговорить с собой или подумать, что вы делаете. Вы даже не решаете заранее, какой маневр использовать. Вы действительно не можете знать, что намерены делать, пока не войдете в контакт с противником, – потому что это ваш танец с внешним миром.

Грегори Бейтсон указывал, что настоящий мастер знает, когда использовать «напряженное мышление» когнитивного сознания, а когда – «свободное мышление» более творческого подсознания. Звезда гипнотерапии Милтон Эриксон сравнивал взаимодействие между сознанием и подсознанием с лошадью и наездником; лошадь символизирует подсознание, а наездник – сознание. Конечно, всякий, кому доводилось ездить верхом, знает, что происходит, когда наездник хочет ехать в одном направлении, а лошадь – в другом. Ни один из них не сможет двигаться куда хочет, и это отнимает у обоих много времени и энергии.

Таким образом, важно иметь стратегии и методы для непрерывного развития отношений между осознанными и неосознанными процессами. К типичным подобным техникам относятся медитация, молитва и самогипноз. Эти приемы требуют, как говорил Грегори Бейтсон, чтобы в них была задействована вся психика целиком и полностью.

Состояния медитации, молитвы и самогипноза подобны состояниям «не-знания» и «аптайм» тем, что все они имеют следующие характеристики:

• использование периферийного зрения (в противоположность фовеальному);

• фокусирование на внешних звуках (отсутствие внутреннего ди- 305 алога);

• физиологические процессы в расслабленном состоянии (никакого эмоционального или физического напряжения).

Очевидно, это и есть ключевые качества для сооружения моста между нашим сознанием и подсознанием.

Сны – измененное или «иное» состояние сознания. Их можно использовать, чтобы развить мышление и усовершенствовать процессы научения, а также рассматривать и интегрировать новую информацию. Материал снов используют, чтобы рассмотреть события прошедшего дня или исследовать, какие аспекты этого дня были удачны и что хотелось бы изменить в будущем. С помощью снов можно искать ответы на вопросы, разрешать сложные жизненные проблемы или анализировать альтернативы, на которые вы можете повлиять. Подсознание не думает в точных или материальных терминах, но обрабатывает информацию в терминах отношений, паттернов и паттернов отношений. Все, что предлагает подсознание сознанию в течение сна, метафорично. Лучше принимать сны как метафоры и стремиться понять их смысл.

Инструментарий пробуждающего: активное мечтание

Активное мечтание – это инструмент пробуждения, сформулированный опытным НЛП-тренером и разработчиком Джудит Делозье, которую вдохновили на это наблюдения за американскими индейцами. Процесс активного мечтания предполагает определение намерения, которое нужно реализовать во время сна или в ходе мечтаний. Намерение может состоять в том, чтобы получить ответ, разрешить проблему, принять решение, получить больше информации, лучше что-либо понять и т. д. Намерения обычно формулируются в более общих терминах, чем цель или результат. Например, можно сказать: «Мое намерение – увидеть сон о том, от чего я могу благополучно и экологично избавиться». Намерение служит фильтром или руководителем, который направляет подсознательные процессы.

Ответы могут быть и буквальными, и символическими. Можно проснуться утром и понять, что «Сейчас самое время избавиться от гнева, который я чувствую по поводу отношений, закончившихся пять

лет назад», или выйти на прогулку и фантазировать о листьях, падающих с дерева. Человек может не осознавать, что символизируют листья, но ему все равно станет легче и спокойнее на душе.

Один из способов исследовать символы состоит в том, чтобы занять по отношению к ним «вторую позицию», например представить себя листьями или деревом. Затем можно исследовать отношения между символами и первоначальным намерением.

Следующее упражнение – способ помочь клиентам применять практику активного мечтания, чтобы усовершенствовать петлю между их осознаваемыми и неосознаваемыми процессами и более глубоко понять какой-либо проект, проблему или изменение, которыми они занимаются.

Упражнение на активное мечтание

1. Поместите в глубине сознания какое-либо «намерение» – принимаемое решение, преодолеваемую трудность, что-либо, в чем надо проявить больше креативности, вопрос, по которому вы хотите получить больше информации, и т. д.

2. Войдите в состояние «не-знания» или «аптайм» следующим способом:

• используйте только периферийное зрение (в противоположность фовеальному);

• сосредоточьте слух на внешних звуках (отключив все внутренние диалоги);

• приведите физиологические процессы в расслабленное состояние (устранив всякое лишнее эмоциональное и физическое напряжение).

3. Оставайтесь в этом состоянии в течение десятиминутной прогулки. При ходьбе отметьте, что «бросается вам в глаза» или что привлекает ваше внимание (деревья, трава, ветер, пение птицы и т. д.).

4. Наблюдая эти явления (их может быть несколько), займите «вторую позицию» по отношению к каждому символу или объекту. Каковы характеристики этого объекта или символа? Какими бы были ваши свойства, если бы вы были, например, деревом? Вероятно, изменились бы течение времени и скорость движения объектов или людей, вы были бы прикреплены к земле, двигалась бы только ваша вершина и т. д.

5. Возьмите все знания и характеристики, которые вы обнаружили, заняв «вторую позицию» по отношению к объекту или символу, и создайте «третью позицию», или метапозицию, относительно вашего первоначального намерения. Исследуйте, какие новые сообщения, данные или представления появились у вас относительно первоначального намерения.

Инструментарий пробуждающего: пробуждение к свободе

Пробуждение – цель многих духовных дисциплин и методов. Изучающие дзен-буддизм, например, взаимодействуют с мастером дзен, который задает коаны и помогает изучающему освободиться от традиционного мышления и представлений. Коан – это тема для размышления, используемая мастерами дзен, чтобы помочь ученикам прорваться через барьеры рационального, или «сознания», для достижения просветления. Коаны обычно состоят из высказывания великого мастера дзен прошлого или ответа, данного им на вопрос. Например, монах спросил Донгша-на: «Кто такой Будда?» – и получил ответ «Три меры льна». Размышляя о таком коане, который явно нерационален, изучающие дзен открывают свой разум другим типам мышления, интуиции и вдохновения.

«Решением» коана является классическое изречение Альберта Эйнштейна: «Нельзя решить задачу с помощью того же типа (или уровня) мышления, с помощью которого эта задача поставлена». «Решение» коана предполагает «перескакивание» по логическим уровням, или «мышление вне ящика». Когда это происходит, коан, вместо того чтобы быть источником борьбы, становится стимулом для креативности и «просветления».

Антрополог Грегори Бейтсон утверждал, что занятие коанами имеет много общего с разрешением психологических двойных связей. «Двойная связь» – это ситуация, в которой кажется, что не существует правильного ответа, – какой бы ответ ни давал человек и какое бы действие он ни предпринимал, все оказывается «неправильным». Бейтсон полагал, что такие связи являются ключевым фактором в развитии психических болезней, но они также могут быть источником огромной креативности и осведомленности, если человек способен перейти на соответствующий уровень мышления и восприятия.

Бейтсон часто приводил один пример из обучения дзен. Мастер дзен берет палку и поднимает ее над учеником со словами: «Если вы скажете, что эта палка реальна, я ударю вас ею. Если вы скажете, что эта палка нереальна, я ударю вас ею. Эта палка реальна или нет?» Пока ученик остается на том же самом уровне мышления, на котором мастер создал двойную связь, он в тупике. Если же ученик просто протягивает руку и хватает палку, начинает петь, берет свою собственную палку и пытается «сражаться» и т. д., он выходит за пределы двойной связи и изменяет контекст взаимоотношений. Это уровень научения, который Бейтсон назвал «Научение III». (Такие процессы также могли бы вести к Научению IV.)

Методы дзен-буддизма и их акцент на развитии осознания, расширении сознания и вызове допущениям и ограничениям мыслитель-

ных процессов полезны для понимания процесса «пробуждения». Ниже приведено упражнение на пробуждение, созданное под влиянием НЛП-тренера и разработчика Ричарда Кларка, который объединил более чем 30 лет обучения дзен с НЛП в качестве ключевого элемента своей практики коучинга.

Формат пробуждения к свободе

Перед началом процесса пробуждающий должен войти в состояние полного и безоговорочного принятия идентичности и «духа» клиента.

1. Попросите клиента подумать о каком-либо нежелательном или непродуктивном жизненном паттерне. Обратите внимание на основную структуру паттерна. (Например, человек думает: «Это будет похоже на все другие случаи, когда я пытался что-то изменить в своей жизни. Я это точно знаю. Это не подействует, и я лишь снова буду чувствовать безысходность. Чего еще можно ожидать, если я вырос в такой семье!») Дайте клиенту инструкцию вспомнить несколько примеров такого паттерна в его жизни, последствия, к которым это привело, и то, как это повиляло на его жизнь.

• Попросите клиента представить, как могло бы выглядеть будущее, в котором он свободен от этого паттерна, и поразмышлять о том, чем отличалась бы его жизнь, если бы в ней больше не было этого паттерна.

• Затем попросите клиента поразмышлять.над тем, что этот паттерн для него делает, то есть как сохранение этого паттерна может повлиять на его жизнь. Проверьте, помогает ли он как-либо клиенту. Например, он может помочь клиенту уклоняться от ответственности, избегать критики или доминирования со стороны другого человека, манипулировать или пытаться управлять другими, давать ему ощущение знакомой идентичности и т. д. Если эти «преимущества» все еще ценны для клиента, исследуйте, как он может получить их иными способами, чем через продолжение нежелательного поведения.

Обсуждая эти проблемы с клиентом, оставайтесь в состоянии полного и безоговорочного принятия идентичности клиента и «духа» его ответов.

2. Теперь с уважением в голосе скажите клиенту: «Вы – свободный человек…, поэтому вы могли бы продолжить поступать так же, думать так же или быть уверенными в том же хоть до конца своей жизни. Вы останетесь приятным человеком независимо от того, что вы делаете. Вы совершенно нормальный человек и останетесь таким, измените вы что-то в своей жизни или нет. Вы – свободный человек…, поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком…, но для чего?»

3. Попросите клиента искренне и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней. Часто эта реакция выражается в усилении других убеждений об этом паттерне или клиенте. (Например, клиент отвечает: «Это длилось ужасно долго, и я не думаю, что смогу так просто изменить все. Кроме того, я буду на каждом шагу сталкиваться с сопротивлением со стороны своей семьи/сослуживцев/начальства».)

4. Перенеся свое внимание на эту реакцию, повторите ваши комментарии шага 2; снова напомните клиенту: «Вы – свободный человек… поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком…, но для чего?»

5. Снова попросите клиента честно и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней.

6. Повторяйте этот процесс, каждый раз напоминая клиенту: «Вы – свободный человек… поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком…, но для чего?»

• После нескольких повторений клиент быстро выйдет за рамки типичных оправданий проблемы и будет все глубже и глубже понимать этот паттерн. В конце концов клиент обнаружит себя «вне ящика» своих обычных паттернов мышления, свободным от старых убеждений и допущений и обогащенным новым пониманием областей, в которых у него действительно есть выбор.

Поскольку никакого «отталкивания» со стороны коуча нет, клиент все глубже пересматривает свою внутреннюю карту, делая о себе такие открытия, которые прежде были невозможны. Таким образом, очень важно, чтобы когда коуч спрашивает «для чего?», он проявлял искреннее любопытство и восприимчивость и безоговорочно принимал клиента независимо от того, что он говорит.

Двойные связи

В предыдущем разделе мы коснулись понятия двойных связей. По существу, двойная связь - ситуация «без выигрыша», то есть ситуация, в которой вы «не правы, если это делаете, и не правы, если этого не делаете». По мнению антрополога Грегори Бейтсона, который пер- 1^ воначально определил понятие двойных связей, такие дилеммы лежат "§ в корне как креативности, так и эмоционального замешательства. Различие состоит в том, действительно ли человек способен распознать двойную связь и выйти из нее соответствующим способом. Основная структура двойных связей такова:







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх