Ч, * Ч.

Глава i

Опека и руководство

Краткое содержание

• Опека и руководство

Факторы окружения

Опека

Руководство

Основные допущения и стиль опекуна или руководителя

• Инструментарий опекуна: «Психогеография»

Психогеография в группах и командах

Использование психогеографии для стимулирования групповых процессов

Психогеография как ключевой аспект коучинга и «опеки»

• Инструментарий опекуна: «ангел-хранитель»

Контрольный перечень для определения ангела-хранителя

• Инструментарий руководителя: отображение, метафора и интервизия

Отображение

Метафора и аналогия

Интервизия

Процесс отображения интервизии

• Инструментарий руководителя: отображение себя и каузальные петли

Каузальные петли

Создание карты каузальной петли

• Резюме

Опека и руководство


31

Всегда следует знать территорию.

Из мюзикла «Продавец музыки»

Руководство и опека должны обеспечить помощь в ориентировании в соответствующем окружении, в котором имеет место индивидуальное или организационное изменение.

Факторы окружения

Наше окружение - это внешний контекст, в котором разворачиваются наши действия и взаимодействия. «Окружение» – это то, что мы воспринимаем как находящееся «вне» нас. Конкретное «окружение» образовано такими факторами, как помещение, погодные условия, питание, уровень шума и т. п., воздействующими на человека или группу людей. Подобные внешние стимулы влияют на реакции и состояние человека или членов группы и должны рассматриваться как часть любого процесса, направленного на достижение некоей цели. Факторы окружения, таким образом, определяют внешние возможности или ограничения, которые должны учитываться как отдельным человеком, так и организацией. Такие воздействия со стороны окружения формируют наш опыт, отвечающий на вопросы «где?» и «когда?» в конкретном «проблемном пространстве» изменения, то есть это факторы контекста. Например, физическое пространство и ограничения времени существенно влияют на способ решения задачи или достижения цели.

В теории решений переменные окружения включают все измерения «проблемного пространства». Переменные окружения – это факторы, не контролируемые действующим лицом или человеком, принимающим решение. Классическим примером переменной окружения – того, чем мы не можем управлять и к чему должны приспособиться, – является погода. Однако выбор одежды – это переменная решения, связанная с нашими поведенческими реакциями на определенные переменные окружения. Чтобы успешно достичь цели – не замерзнуть и не промокнуть, когда мы выходим на улицу, – мы должны принять во внимание как переменные окружения, так и переменные решения.

Чтобы достичь определенной цели или желаемого состояния, мы должны выявить и принять во внимание как возможности, так и ограничения окружения. Так, кроме определения текущего и желаемого состояний для достижения намеченных целей следует выявлять и использовать в своих интересах все благоприятные возможности, а также учитывать ограничения окружения, в котором человек действует.

Принимаемые людьми решения и необходимые ресурсы для достижения поставленных ими целей часто зависят от окружения, в котором люди действуют. В планировании факторы окружения присутствуют как «непредвиденные обстоятельства» – факторы, которые могут измениться или не измениться, но которые не подчиняются произвольному контролю человека или организации.

Опекуны и руководители помогают нам создавать или использовать в своих интересах возможности окружения, а также выявлять ограничения окружения и учитывать их.

Опека

Быть опекуном, или «попечителем», значит обеспечивать безопасное и благоприятное окружение. Это связано с заботой о внешнем контексте, с обеспечением клиента всем необходимым и устранением ненужных отвлекающих факторов или помех извне.

Хорошие родители, например, действуют как опекуны, когда они подготавливают безопасное и стимулирующее активность игровое пространство для детей. Они удаляют все потенциально опасные предметы и в то же время предоставляют детям интересные игрушки, оборудование и другие предметы для игр, способные заинтересовать детей. Такое окружение дает детям возможность заниматься экспериментированием и исследованием на основе своих индивидуальных интересов и желаний.

Другой хороший пример опеки – больничные условия. В таком окружении предусмотрено все для удовлетворения физических потребностей пациентов. Пациенты помещены в условия, свободные от стрессов, инфекций и искушений их типичной среды. Это позволяет больным сосредоточиться на себе и на своих личностных или внутренних, изменениях, которые они должны осуществить, чтобы прийти в себя или выздороветь.

Проведение эффективных выездных мероприятий для менеджеров – еще один пример определенного типа «опеки». Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы обеспечить благоприятное окружение, которое способствует как созданию «команды», так и личностному росту каждого члена команды.

С этими примерами можно сравнить и действия профессионального коуча. Так, коуч, действующий как опекун, будет стремиться создать контекст, максимально способствующий достижению клиентами своих целей и их успешному личностному росту. Этот процесс включает рассмотрение следующих вопросов:

• В каких внешних ресурсах и поддержке нуждаются клиенты, чтобы достичь своих целей?

• Где клиенты могут получить эти ресурсы и кто предоставит их?

• Какие действия должны спланировать и предпринять клиенты, чтобы достичь своих целей?

• Где, когда и с кем клиенты могли бы осуществить эти действия?

• Какая обстановка, поддержка и защита могут потребоваться клиентам со стороны других людей для успешной реализации намеченных действий?

• Какие инструменты и материальные ресурсы (например, стулья, питание, пишущие принадлежности, журналы, лекционные плакаты, слайды, маркеры и т. д.) потребуются клиентам для достижения их целей?

• Какие шаги я могу предпринять, чтобы гарантировать клиентам безопасность, отсутствие помех, хорошую слышимость, ясность относительно временных рамок и ограничений и т. д.?

Руководство

Словарь Уэбстера дает следующие определения понятию «руководитель»: «тот, кто ведет или направляет кого-либо» и «человек, указывающий и объясняющий важные моменты». Таким образом, понятие руководство (guiding) обозначает помощь другому человеку в прохождении некоторого пути от имеющегося состояния к желаемому, а также касается оказания помощи этому человеку в осознании ключевых возможностей и ограничений этого пути. Этот термин происходит от древнеанглийского слова witen, которое означало «знать». Из этого следует, что руководитель уже «побывал» в желаемом месте (или состоянии) и знает лучший путь (или, по крайней мере, вообще какой-либо путь), чтобы достичь этого места (или состояния).

Когда мы попадаем в какое-нибудь незнакомое место или окружение (например, новый город, музей, аэропорт, торговый центр и т. д.), мы немедленно ищем какого-нибудь проводника – в форме карты или настоящего гида, – чтобы сориентироваться. Такие проводники помогают нам узнать ключевые ориентиры и найти необходимые нам пункты. В хорошо организованных условиях проводники часто находятся в различных точках маршрута, чтобы люди не заблудились.

Проводники также помогают нам понять что-то из скрытых механизмов и истории окружения, в котором мы находимся, и знакомят нас с важными закономерностями и обычаями.

Таким образом, действуя как проводник, коуч помогает ориентироваться своим клиентам на местности, по которой они будут «путешествовать». Коуч указывает клиентам направление движения, ори-

2 Коучнпгс помощью НЛП

ентиры и дает другие подсказки, основанные на его личном опыте. Это включает рассмотрение коучем следующих вопросов:

• Какова новая территория, к которой направляется клиент, чтобы достичь желаемого?

• В какой информации, скорее всего, будет нуждаться клиент, чтобы успешно передвигаться в новом окружении?

• Когда именно клиент будет нуждаться в этой информации?

• О каких важных ориентирах должен будет знать клиент?

• Каким личным опытом я могу поделиться с клиентом, чтобы облегчить его путешествие?

• Какую «дорожную карту» я могу дать клиенту?

• Насколько детальной должна быть эта карта?

• Какие «вехи» или контрольные точки я могу предложить клиенту?

Основные допущения и стиль опекуна или руководителя

Помогая и поддерживая других, руководитель или опекун должен иметь следующие убеждения:

Люди имеют все необходимые способности для успеха.

В достаточно безопасных условиях люди обязательно обнаружат и используют ресурсы, необходимые для достижения своих целей.

Располагая надлежащим руководством, «дорожными картами» и инструментами, клиенты смогут использовать собственные ресурсы, чтобы найти свой путь и добиться желаемого результата.

Типичный стиль лидерства, используемый при опеке или руководстве, известен как «управление исключением». «Управление исключением» – это стиль лидерства, при котором коуч вмешивается только тогда, когда возникают проблемы или когда клиенты в чем-то нуждаются. Пока люди «двигаются вперед» и события идут в правильном направлении, руководитель или опекун не пытается что-либо менять. Если клиент в чем-то нуждается или сбился с пути, то опекун или руководитель обеспечит поддержку в форме коррекции окружения или определенной информации.

Как отдельный стиль лидерства управление исключением ведет к тому, что лидерство переходит к другим людям. Руководитель или опекун позволяет клиентам действовать по их собственному усмотрению в контексте относительной безопасности. Руководитель или опекун всегда готов помочь или решить возникшую проблему, если возникает

кризис или любое другое затруднение (подобно ведущему семинара, который контролирует участников во время выполнения упражнений, или родителям, присматривающим за детьми во время игры).







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх