РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ


Моделирование навыков лидерства в решении проблем

Решение проблем является одной из самых распространенных ситуаций, требующих участия лидера. Решение проблем можно охарактеризовать как «сложный когнитивный» навык, который обеспечивается определенными интерактивными («сложными поведенческими») и лингвистическими навыками. Целью этого этапа исследования было определить способ, с помощью которого руководители: 1) обдумывают и классифицируют обычные организационные проблемы, и 2) вовлекают группу подчиненных в определение элементов проблемы, поиск и осуществление потенциальных решений.

Методология сбора информации

Моделирование проводилось в рамках «совместного моделирования», включавшего трех членов исследовательской группы. Таким способом мы гарантировали «тройное описание» всех установленных паттернов. Кроме того, подобная схема работы позволяла членам группы в разные моменты сосредоточивать внимание на разных измерениях (когнитивных, лингвистических или поведенческих).

Мероприятия по моделированию были направлены на то, чтобы определить, какие из характеристик и свойств, выделяемых в НЛП, являются наиболее значимыми для успешного управления решением, проблем применительно к следующим критериям:

а) степень, в которой эти понятия обогащают деятельность как опытных, так и начинающих руководителей;

б) интуитивное соответствие данных понятий (конгруэнтность кода) тому, как руководители воспринимают эти ситуации в естественных условиях;

в) степень новизны этих понятий, благодаря которой высвобождается неосознанная компетентность.

Последовательность мероприятий по моделированию была выстроена так, чтобы продвигаться от когнитивных навыков, лежащих в основе решения проблем, к более интерактивным аспектам вовлечения группы в процесс решения проблемы. Мероприятия проводились в следующем порядке:

Предварительное анкетирование

На первом этапе участвующие в исследовании менеджеры работали в контексте группы или команды и заполняли анкеты, описывая свой способ решения тех или иных проблемных ситуаций. Анкета была рассчитана на выявление информации в форме ТОТЕ, т. е. на выявление целей, обоснований и действий, с помощью которых менеджеры управляют другими людьми и находят потенциальные решения обычных организационных проблем. Цель анкетирования заключалась в том, чтобы выявить и подкрепить общие представления относительно ситуации, определить общие паттерны и обсудить их со всеми участниками.

Анкета была сформулирована следующим образом:

Анкета ТОТЕ

для выявления навыков лидерства в решении проблем

1. Коротко опишите типичную ситуацию решения проблем с участием других людей, в которой вам приходится применять способности к «лидерству» в контексте вашей роли в компании.

2. Когда вы оказываетесь е подобном контексте или ситуации, каким целям или задачам подчиняются1 ваши действия? (Обозначьте эти цели короткими предложениями или ключевыми словами.)

3. На основании чего вы обычно решаете, что достигли этих целей?

4. Что вы обычно делаете, чтобы добиться цели? Каковы конкретные шаги и действия, которые вы предпримете для достижения ваших целей в данном контексте?,

5. Когда вы сталкиваетесь с неожиданными проблемами или трудностями при достижении поставленных целей в данном контексте, какие специфические действия вы предпринимаете?

6. Какие из этих целей, обоснований или действий изменятся, если контекст решения проблем сменить на контекст взаимодействия «один на один»? Как именно они изменятся?

После заполнения анкет состоялось их обсуждение с участием всех членов группы. Полученные ответы были сведены в таблицы и классифицированы по общим паттернам. Типологии ответов помогли определить и исследовать различные уровни паттернов и их соответствие проблемам и стилям лидерства.

Готовый сценарий

После обсуждения анкет членам группы были розданы небольшие сценарии, определяющие контекст, характерный для избранного типа ситуации лидерства. Обсуждение сценариев проходило в маленьких группах. Вот один из примеров такого сценария:

• Вы стоите во главе фабрики «Б». Начальник вашего административно-хозяйственного отдела управляет шестью рабочими бригадами, которые находятся в подчинении у шести бригадиров. Вас беспокоит то, что эти Команды работают недостаточно продуктивно. По большому счету, рабочие в этих бригадах предпочитают делать только то, что непосредственно входит в их задачу. В результате работа и осуществление проектов данного отдела идут медленно. Этот стиль работы удается преодолеть только в экстремальных ситуациях. Кроме того, вы знаете, что способности и

компетентность рабочих достаточно высоки и могли бы использоваться более эффективно. Как вы решите эту проблему?

И снова полученные результаты были сведены в таблицы. Во время общего обсуждения результатов группа получила представление о некоторых потенциально уместных понятиях и оценила их значимость и практичность.

Ролевые игры и имитационные упражнения

После работы со сценариями испытуемые приняли участие в ролевых играх, основанных на готовых сценариях и включающих в себя темы и паттерны, которые нашли отражение в таблицах как результаты дискуссии. Кроме того, участникам предложили придумать имитационные упражнения, которые были бы менее ограниченными и более соответствовали их собственным контекстам и открывали возможность для большей личной заинтересованности и спонтанности. Ролевые игры и имитационные упражнения проводились в режиме «аквариума», когда вся группа сначала играет роль наблюдателей, а потом разбивается на небольшие экспериментальные группы. Роль лидера по очереди играли разные члены группы, что позволяло идентифицировать и сравнивать элементы сходства и различия между стилями, навыками и используемыми средствами.

Ролевые игры включали в себя как латеральные отношения и связи типа «один - несколько», так и вертикальные связи «один на один», в зависимости от вопросов, затрагиваемых в ходе обсуждения.

Ниже приводится пример ролевой игры/ имитационного упражнения, с помощью которой мы исследовали некоторые навыки лидерства в области взаимодействия и развития отношений (равно как и когнитивные и лингвистические навыки), связанные с эффективным решением проблем:

Роли:

Менеджер по персоналу

Менеджер по маркетингу

Менеджер по производству Руководитель проекта

Контекст:

Руководитель проекта должен организовать команду, которая создала бы продукт для обширного рынка потребителей, например автомобиль, который можно было бы продавать на территории Восточной Европы. Руководитель проекта не обладает необходимой технической компетенцией в сфере производства. Проблемы фирменной политики уже решены. Задача руководителя - скоординировать действия различных специалистов и достичь цели, не упуская из виду реальные проблемы.

В ходе ролевых игр исследователи проводили открытое наблюдение за специфическими поведенческими и когнитивными паттернами, а также за другими специфическими средствами решения проблем, такими как «условие хорошо сформулированного результата», фрейм «как если бы» и т. д.

Чтобы обеспечить «конгруэнтность кода» различных аспектов НЛП, участвующие в эксперименте менеджеры должны были комментировать свои наблюдения с точки зрения либо участников ролевой игры, либо стороннего зрителя. Затем члены исследовательской группы отметили, какие из понятий НЛП были естественным образом включены в комментарии менеджеров, а какие «отступили на задний план». К примеру, в число немедленно принятых и инкорпорированных терминов вошли следующие:

- «проблемное пространство»;

- «уровни изменений» (т. е. «окружение», «поведение», «способности», «убеждения», «ценности», «идентификация» -

«где, «когда», «что», «как», «почему», «кто»);

- характеристики модели SCORE - «симптом», «причина», «результат», «ресурсы», «эффект»;

- «позиции восприятия»;

- «мечтатель, реалист и критик».

Другие термины, такие как «ключи доступа», «субмодальности» и «установка якоря», показались более инородными и вызвали даже некоторое замешательство у менеджеров применительно к их способу мышления и организации собственного опыта, несмотря на то, что остальные термины НЛП были для них настолько же новыми.

Фильтры моделирования

Для того чтобы определить наиболее значимые навыки и средства, используемые лидерами при выполнении заданий по моделированию, члены исследовательской группы применяли в своих наблюдениях следующие фильтры:

1. Какие особенности последовательно демонстрировались на уровне неосознанной компетентности, о чем свидетельствуют действия, языковые паттерны и реакции лидера?

2. Какие особенности немедленно активировались на уровне сознательной компетентности, о чем свидетельствуют наблюдения участников семинара с позиции наблюдателя в условиях «аквариума»? Путем опроса участников проверялась также конгруэнтность кода этих понятий:

A. Смогут ли эти эффективные особенности описать, высвободить или передать другому человеку навыки лидерства?

Б. Эффективен ли этот инструмент для того, чтобы добраться до сути лидерства?

B. «Подходит» ли он, т. е. подчеркивает или выявляет структуру, которая расширяет или обогащает ваши способности к лидерству?

Данным особенностям, возникающим как паттерны неосознанной компетентности, но не активирующимся посредством ярлыков НЛП, предстояло стать основной проблемой для рассмотрения на семинаре нулевого цикла. Возможно, они подверглись (негативному) влиянию в терминах интуитивного соответствия, обусловленному способом презентации или конкретным типом ситуации.

3. Какие особенности восполняют «недостающие звенья», позволяющие высвободить природные способности или переключаться с одного уровня деятельности на другой? (На каком-либо уровне специфичности всегда можно обнаружить компетентность.)

Паттерны и результаты

Ниже мы попытались синтезировать ключевые паттерны, характеристики и процессы, которые появились в результате различных мероприятий, связанных с лидерством и решением проблем.

Типы проблем в группах и организациях

Существует важное различие между повторяющимися и «девственными» организационными проблемами (рис. 45). Различные типы проблем задействуют разные в своей основе типы проблемных пространств, адекватное решение их требует различного подхода.

Повторяющиеся проблемы возникают в ходе выполнения стандартных процедур, рассчитанных на достижение специфических результатов компании (например, проблемы «качества» или «эффективности»). Повторяющиеся проблемы можно далее разделить на а) проблемы общего подхода и б) ошибки или вариации в специфических процедурах.



Рис. 45. Существуют два основных вида проблем, с которыми приходится работать лидерам в организациях: повторяющиеся и «девственные» проблемы

Последствия подобных проблем для компании разделяются на 1) измеримые, или количественные; их можно «разделить» на ряд составляющих; и 2) не измеримые, в большей степени качественные характеристики, например «качество обслуживания».

Эффективное решение «повторяющихся» проблем требует тщательного анализа с целью установить причину проблемы, которая позволит исправить или «отрегулировать» ситуацию. Применительно к данному типу проблем лидер нуждается в способности «сужать» проблемное пространство и определять конкретных людей и меры, необходимые для выяснения источника проблемы и воплощения наиболее эффективного решения.

«Девственными» проблемами называются те, которые не имеют прецедентов в компании и связаны с высокой степенью неопределенности в отношении как методов, так и результатов (например, создание нового продукта для расширенного рынка). «Девственным» проблемам обычно предшествуют изменения в окружении или организационной системе. Для успешного решения такого типа проблем руководителю необходимо рассмотреть достаточное количество перспектив и преодолеть неопределенность, добившись понимания подчиненными сути проблемы.

В «девственных» проблемах многие аспекты проблемного пространства не определены или непостоянны, поскольку либо проблема является новой, либо мы имеем дело со значительным изменением какого-либо аспекта более крупной системы - рынка, политической обстановки и т. д. «Девственным» проблемам свойствен более высокий уровень неопределенности, они требуют большего количества интеракций, общения и общего понимания проблемного пространства людьми, работающими с этой проблемой. Повторяющиеся проблемы обычно обладают меньшей сложностью и подразумевают меньший объем изменений или регулировки.

Таким образом, существуют разные виды групповых обоснований и операций, требующихся для эффективного решения различных типов проблем. Обоснования для решения повторяющихся проблем обычно можно определить в терминах спецификации результатов, последовательно получаемых на разных стадиях и в разные моменты. Обоснования для «девственных» проблем, как правило, определяются уровнем согласия и интеграции различных индивидов и перспектив на последовательных этапах.

Обычно для решения повторяющихся проблем необходимы анализ элементов проблемы и делегирование подчиненным специфических действий. «Девственные» проблемы, как правило, требуют создания команды, синтеза информации относительно элементов проблемы и генерирования новых перспектив и множественных описаний проблемного пространства (рис. 46).

Так или иначе, навыки лидерства требуются в обоих типах ситуаций, однако особое значение они приобретают в связи с новыми проблемами и ситуациями повышенной неопределенности. Поскольку работа с «девственными» проблемами сопряжена с неопределенностью, цели и обоснования вращаются вокруг достижения понимания и согласия относительно формулировки проблем, предопределения результатов и обмена умениями и знаниями. С одной стороны, в группе происходит обмен переживаниями и пониманием. С другой стороны, группа пытается увидеть новые перспективы, выявить сильные стороны отдельных своих членов и использовать индивидуальные способности каждого.

Для работы с «девственной» проблемой требуется более интенсивное взаимодействие, чем в характерной ситуации решения повторяющихся проблем. Сложность взаимодействия предполагает возникновение особых вопросов отношений, связанных с общением и реакциями членов группы.

Повторяющиеся или текущие организационные проблемы имеют тенденцию к большей линейности и структурированности. Работа с ними прежде всего включает «разделение» и анализ самой проблемы, выделение ее компонентов и делегирование поручений соответствующим исполнителям. Процедуры обоснования связаны с осуществлением конкретных шагов и временными ограничениями.



Рис. 46. Для работы с «девственными» проблемами требуются другие типы стратегий решения проблем и навыков лидерства, чем для решения повторяющихся проблем


«Девственные» проблемы по своей природе системны. Действия с ними подразумевают более интерактивный, латеральный подход, например, партнерство или создание команды. Обоснование прогресса измеряется в понятиях согласия группы.

Определение проблемного пространства и пространства решения

Ключевым элементом эффективного решения проблем любого типа является определение «проблемного пространства». Проблемное пространство представляет собой не просто физическое пространство, ассоциированное с проблемой, - в него могут входить отношения, ценности, восприятия и убеждения. Проблемное пространство определяется всеми элементами как физической, так и нефизической природы, которые создают проблему или способствуют ей.

Для того чтобы решить проблему, необходимо найти «пространство решения». Пространство решения содержит альтернативы и ресурсы, позволяющие нам преодолеть, преобразовать проблему или избежать ее. Однако, если предоставленные пространством решения альтернативы и ресурсы. направлены лишь на часть элементов проблемного пространства, возникает недостаточное решение. Пространство решения должно быть шире, чем проблемное пространство. В противном случае решения могут оказаться неадекватными (рис. 47).

Для расширения доступного пространства решения требуются определенные когнитивные и интерактивные навыки. Требуются они и для того, чтобы обнаружить и определить исходное проблемное пространство. Таким образом, эффективное решение проблем включает в себя два этапа: 1) расширение и уточнение нашего восприятия проблемного пространства и 2) определение или создание какой-либо области пространства решения, достаточно обширной, чтобы охватить все значимые аспекты проблемного пространства.



Рис. 47. Для эффективного решения проблемы пространство решения должно быть шире, чем проблемное пространство


Прежде чем нам удастся найти решение, необходимо уяснить для себя те переменные, которые создают проблемное пространство. Основной принцип поиска «пространства решения» заключается в том, что проблему невозможно решить с помощью того же мышления или той же «карты» миры, которые ее создали. Говоря словами Альберта Эйнштейна, «наше мышление создает проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа». Карта, которая приводит нас в проблемное пространство, не указывает обратного пути.

Общая задача эффективного решения проблем заключается в том, чтобы найти способ мышления, неидентичный тому, с помощью которого создана проблема. В таком случае есть надежда, что другой способ мышления приведет нас к пространству решения, которое, по меньшей мере, так же широко или шире проблемного пространства и обеспечит нас необходимыми альтернативами и ресурсами.

Общий цикл решения проблем

Процесс определения «проблемного пространства» и «пространства решения» включает в себя общий цикл сбора информации и применения ее на практике, который отражает два центральных критерия эффективного лидерства в решении проблем. Наиболее удачные решения должны наиболее полно охватывать элементы системы, поддерживающие существование проблемы. Таким образом, эффективное решение проблем должно обеспечивать равновесие между доскональностью и релевантностью.

Доскональность подразумевает проверку всех возможных факторов, работающих на ту или иную проблему или цель. Релевантность заключается в определении факторов, наиболее значимых для возникновения проблемы или достижения цели либо обеспечивающих наибольшее влияние на текущее состояние проблемы. Таким образом, в решении проблемы существует непрерывный цикл, включающий 1) доскональное изучение факторов проблемы и потенциальных элементов проблемного пространства и 2) определение того, какие из этих факторов и элементов являются наиболее значимыми для возникновения и, следовательно, решения проблемы.



Рис. 48. Цикл решения проблемы


Процесс извлечения значимой информации состоит из следующих стадий (рис. 48):

а) сбор информации о проблеме и проблемном состоянии;

б) фильтрация информации с целью отбора наиболее подходящих факторов и точек воздействия;

в) применение собранной и отфильтрованной информации при осуществлении плана или решения.

Обычно проблемы решаются не за один цикл, а в результате ряда последовательных приближений, в процессе которых множественные повторения цикла сходятся к наиболее эффективному решению (рис. 49). После того как информация собрана, отфильтрована и применена на практике, результаты цикла оцениваются, и затем к ним применяется следующий цикл. Снова происходит сбор, фильтрация и применение информации. Подобную серию последовательных приближений можно охарактеризовать в терминах цикла «разработка - решение». В фазе «разработки» собираются знания, необходимые для исчерпывающей проверки всех потенциально значимых факторов. В фазе «решения» информация фильтруется на предмет релевантности и используется для перехода к следующей стадии или промежуточному состоянию на пути к окончательному решению.



Рис. 49. Последовательность циклов «разработки - решения»


Ключевые элементы пунктуации проблемного пространства - модель SCORE

Проблему по существу можно определить как промежуток между вашим текущим состоянием и желаемым состоянием; к ней также относятся вопросы, которые необходимо решить для того, чтобы перейти в желаемое состояние.

Полезная при решении проблем модель SCORE (Dilts Epstein, 1987, 1991) идентифицирует первичные компоненты, необходимые для эффективной организации информации относительно проблемного пространства, связанного с той или иной целью или процессом изменений. Аббревиатура используется вместо слов symptoms, causes, outcome, resourcesи effects- симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффект. Эти элементы представляют собой минимальный объем информации, который необходимо собрать для эффективной работы с проблемным пространством.

При продвижении к желаемому состоянию, например, симптомы выражаются в форме ограничений, сопротивления и помех, препятствующих достижению результата. Симптомы обычно являются наиболее очевидным аспектом проблемы. Характерным симптомом для компании может быть спад прибыли или производства.

Разумеется, эффективное решение проблем подразумевает поиск и проработку причин того или иного симптома или ряда симптомов. Причины нередко оказываются менее очевидными, более широкими и системными по своей природе, чем конкретные симптомы, проявившиеся в текущий момент. Падение прибыли или производства может быть результатом конкуренции, организационных проблем, проблем лидерства, изменения рынка, изменения технологии, работы коммуникационных каналов или чего-то другого. То, что вы идентифицируете как причину, предопределяет область, в которой вы будете искать решение.

Желаемый эффект достижения определенного состояния или результата мог также оказаться значимым фактором в определении проблемного пространства. Специфический результат, как правило, является лишь этапом на пути к долговременным желаемым последствиям. Иногда способ достижения I результата может на самом деле помешать достижению долговременной цели; иными словами, можно «выиграть битву, но проиграть войну».

Таким образом, проблемное пространство определяется | взаимосвязью между целью и результатом, видом симптомов, Е сопровождающих путь к достижению результата, причинами I этих симптомов и долговременным желаемым эффектом достижения данного результата. Для того чтобы найти ресурсы, которые обеспечат эффективное избавление от тех или иных симптомов, необходимо знать причины этих симптомов, желаемый результат и конечный эффект, к которому следует. стремиться.

Навыки лидерства могут потребоваться при определении любого элемента пространства SCORE. Помимо поиска потенциальных ресурсов и альтернатив, с помощью этих навыков можно установить результаты, оценить эффект, определить и измерить симптомы и раскрыть причины.

При определении данных элементов пространств проблемы и решения может возникнуть необходимость в том, чтобы 1) сгруппировать информацию в блоки большего или меньшего размера, 2) сосредоточить внимание на различных аспектах проблемного пространства, 3) воспользоваться различными ракурсами и позициями восприятия и 4) создать множественные описания проблемы и потенциальных решений.

Навыки лидерства могут применяться в различных областях решения проблем, не все из которых приводят к решению, но все могут пригодиться при выработке этого решения. В зависимости от того, насколько специфической или общей является проблемная ситуация, процесс решения проблемы может привести к непосредственному результату или обеспечить лишь несколько шагов по достижению данного результата. Некоторые решения могут потребовать существенного количества усилий, прикладываемых в течение нескольких месяцев или лет. Процесс определения симптомов, результатов, причин и потенциального эффекта является непрерывным.


Операционные подходы к решению проблем

Существует несколько различных подходов к решению проблем, в зависимости от того, что известно, а что является неизвестным в пределах конкретного проблемного пространства.

В случае если мы располагаем относительно полной информацией общего уровня, операционное решение проблем заключается в том, чтобы сначала сформулировать проблему в общем виде, а затем разбивать ее на составные части и элементы, чтобы определить потенциальные ресурсы и области решений (рис. 50).



Рис. 50. Первый путь «разделение» общей формулировки проблемы на составные элементы


При отсутствии уверенного или полного общего понимания проблемы операционное решение проблемы начинается со сбора всевозможной информации относительно компонентов и элементов проблемного пространства, а затем синтезирует эти элементы в общее понимание и формулировку всей проблемы (рис. 51).



Рис. 51. Второй путь: «объединение» специфических элементов проблемы в общее понимание проблемного пространства


Когда и общее понимание проблемы и представления об отдельных ее элементах являются неполными или неопределенными, операционное решение проблемы начинается с сосредоточения внимания на наиболее определенных аспектах и детализации либо расширения поля деятельности. В результате этого вырабатываются предположения или приблизительные оценки относительно других составляющих частей и элементов проблемного пространства (рис. 52).

Практическое применение и средства

Оставшаяся часть данного раздела содержит ряд средств и стратегий, которые могут быть использованы при решении на практике проблемных ситуаций, выявленных в ходе описанного в данной главе исследования.

Определение SCORE

Когнитивные навыки решения проблем включают в себя способность определять «проблемное пространство» ситуации и

потенциальные области «пространства решений» за счет установления взаимосвязей между элементами, описываемыми моделью SCORE:

A. Симптомы - как правило, самые заметные и осознанные аспекты настоящей проблемы или проблемного состояния, например недоразумения и конфликты, связанные с изменениями политики или технологий.

Б. Причины - скрытые элементы, ответственные за возникновение и поддержку симптомов, например негибкие или устаревшие когнитивные карты или ограничивающие убеждения и допущения (мысли-вирусы), которые приводят к конфликтам или недоразумениям.

B. Результаты - конкретные цели или желаемые состояния, которые должны занять место симптомов, такие как принятие и осуществление новой политики или технологии.

Г. Ресурсы - скрытые элементы, ответственные за устранение причин симптомов, а также за проявление и обеспечение желаемых результатов; в том числе средства и альтернативы, служащие для передачи и уточнения всех «где», «когда», «что», «как», «почему» и «кто», имеющих отношение к изменениям политики или технологии.

Д. Эффект - долговременные результаты достижения определенной цели, например, повышение продуктивности, прибыльности или качества работы, которое ожидается в результате изменения политики или технологии.

Вопросы для определения «проблемного пространства»

Ответьте на приведенные ниже вопросы, чтобы определить основное «проблемное пространство» вашей проблемы или ситуации.

1. Каков симптом этой проблемы?

2. Какова причина данного симптома этой проблемы?

3. Каков желаемый результат или цель применительно к этой проблеме?

4. К какому долговременному эффекту приведет достижение этой цели?

5. Какой ресурс позволит устранить данную причину?

6. Какой ресурс позволит достичь результата?

Выявление множественных моделей SCORE

Сложные, системные проблемы нередко заявляют о себе более чем одним симптомом; и у каждого отдельного симптома может быть множество причин. Как проекты, так и проблемы могут включать в себя несколько различных желаемых результатов и последствий. При сборе информации относительно той или иной проблемы или проблемного состояния нередко бывает необходимо определить и синтезировать множественные симптомы, результаты и т. д.

Например, в многоуровневой организации проблема может проявиться различными симптомами на различных уровнях. То есть симптомом проблемы качества для менеджера по производству окажется «повышение себестоимости», а для менеджера по маркетингу - «снижение продаж». Эффективное решение проблем в организации требует распознания подобных симптомов и их взаимосвязей. Иногда для того, чтобы успешно диагностировать проблему, ее причины и потенциальные решения, бывает необходимо рассмотреть взаимосвязи между несколькими различными симптомами.

Другой вопрос, связанный со сложными проблемами или проблемным пространством, относится к уровню, на котором проявились симптом, причина, результат и т. д. Так, симптом может возникнуть на уровне поведения (например, спад активности или производительности труда), однако причина подобного симптома может отыскаться на другом уровне. Производительности труда могут серьезно помешать влияния окружения, однако причиной тому может оказаться мотивационное вмешательство со стороны уровня убеждений или ценностей или дефицит способностей, таких как навыки общения или лидерства.

Таким образом, может возникнуть необходимость отыскать симптомы, причины, результаты и т.д. на различных уровнях процесса, с тем чтобы эффективно определить все проблемное пространство.

На следующих страницах представлен метод, с помощью которого можно установить и синтезировать многочисленные ракурсы того или иного проблемного состояния. Предложив различным сотрудникам ответить на вопросы SCORE, можно собрать значительное количество разнообразных точек зрения на элементы, составляющие ту или иную проблему. Синтез этих ответов позволит осмыслить полученную информацию и составить план или решение.

Предлагаемый инструмент обеспечивает пространство для сбора многочисленных ответов, связанных с различными особенностями SCORE. С его помощью можно суммировать или оформить различные точки зрения на проблемное пространство соответственно функции или роли отвечающего на вопросы человека. Это позволяет нам увидеть, насколько по-разному одна и та же проблема может представляться сотрудникам различных уровней системы.

Итоговое описание проблемного состояния

Заполните пробелы, чтобы суммировать и соотнести различные взгляды на симптомы и причины, ассоциированные с проблемным пространством.



Итоговое описание желаемого состояние


Заполните проблемы, чтобы суммировать и соотнести различные взгляды на результаты и последствия, ассоциированные с проблемным пространством.



Итоговое описание ресурсов


Заполните проблемы, чтобы суммировать и соотнести различные взгляды на ресурсы, ассоциированные с проблемным пространством.



Ресурсы для достижения желаемого результата и последствий


Пример множественной модели SCORE


В качестве примера использования данного инструмента предлагаем вам рассмотреть следующий сценарий.

• ТрансТек - молодая новаторская компания, которая производит принципиально новую модель карманного переводчика. Пользователь этого продукта говорит по-английски, устройство переводит его слова на другой язык и воспроизводит результат слушателю. Точно так же слушатель может говорить на своем родном языке, а устройство ТрансТек переведет его слова на английский.

Спрос на «переводчик ТрансТек» чрезвычайно вырос. Однако вместе с увеличением объема продаж возникла проблема качества. Все больше и больше покупателей стали жаловаться на плохую работу устройства, продажи начали падать, а конкуренты приступили к производству аналогичных переводчиков. Возникла серьезная угроза потери сферы влияния на рынке.

Вы - менеджер, которому поручили возглавить проект по поиску решения для данной проблемы. У вас нет ни опыта участия в подобных проектах, ни технической компетенции относительно данного типа приборов. Вам предстоит взаимодействовать с четырьмя руководителями следующих функциональных подразделений: отдела маркетинга, конструкторского отдела, производственной и финансовой части.

Ниже приводится пример того, как руководитель проекта может заполнить рабочие бланки множественных моделей SCORE, после того как задал основные вопросы, касающиеся «проблемного состояния» (SCORE), начальникам подразделений.

Итоговое описание проблемного состояния

Заполните проблемы, чтобы суммировать и соотнести различные взгляды на симптомы и причины, ассоциированные с проблемным пространством.


Участник команды № 1: Маркетинг


Итоговое описание желаемого состояния


Заполните пробелы, чтобы суммировать и соотнести различные взгляды на результаты и последствия, ассоциированные с проблемным пространством.


Участник команды № 1: Маркетинг



Итоговое описание ресурсов

Заполните пробелы, чтобы суммировать и соотнести различные взгляды на ресурсы, ассоциированные с проблемным пространством.



Интерактивные навыки решения проблем

(Самая сильная потребность в том, чтобы руководитель принял участие в решении проблем, возникает в ситуациях перемен и в переходные периоды. В дополнение к когнитивному процессу работы с аспектами модели SCOREинтерактивные навыки лидерства могут потребоваться для того, чтобы помочь людям 1) осознать необходимость перемен или 2) преодолеть сопротивление этим переменам. Особенно это важно в «девственных» ситуациях.

К примеру, менеджеры, принимавшие участие в нашем исследовании, подтвердили, что создание нового продукта для расширенного рынка представляет собой все более распространенную ситуацию, и что они часто оказываются в ситуациях, в которых им приходится руководить людьми и проектами, не имея для этого необходимых технических навыков. В такой ситуации необходимо решить: а) на чем сосредоточить внимание и б) какую установку или внутреннее состояние взять за [основу в отношении к ролям и личностям других участников команды, а также по отношению к проблемному пространству в целом.

Если главный специалист-техник не испытывает особого оптимизма, руководителю проекта придется принять «более активную установку» и сосредоточить внимание на определении этапов и сроков проекта. Руководители, принимавшие участие в исследовании моделирования, нередко говорили о необходимости быть попеременно «оптимистом», «реалистом» или «критиком», в зависимости от того, какая установка кажется наиболее уместной применительно к конкретной группе подчиненных. Эти различия отражают фундаментальную типологию состояний и установок, используемых многими успешными руководителями.

В частности, про Уолта Диснея говорили следующее: «… на самом деле было три разных Уолта: мечтатель, реалист и "любитель все испортить". И невозможно было угадать, на кого из них попадешь сегодня…» Это характеризует не только Диснея, но и весь процесс творчества и решения проблем - процесс, который Дисней называл «имажинерией». Этот процесс подразумевал согласованную работу всех трех субличностей: мечтателя, реалиста и критика, каждая из которых необходима для выработки эффективного решения.

Мечтатель без реалиста не способен придать идеям ощутимую форму. Критик и мечтатель при отсутствии реалиста ввязываются в бесконечный конфликт. Мечтатель и реалист могут что-то создать, однако без участия критика эти идеи могут оказаться не самыми лучшими. Критик помогает оценить и усовершенствовать продукты творчества (деструктивный критик превращается в «любителя все испортить», конструктивный - в «советника»). Например, один руководитель весьма гордился своим новаторским мышлением, однако ему явно недоставало способностей реалиста и критика. Сотрудники компании говорили о нем так: «Каждую минуту у него рождается новая идея… иногда даже удачная».

Эффективное решение проблем включает в себя синтез всех этих процессов или стадий. Мечтатель необходим для того, чтобы создавать новые идеи и цели. Реалист необходим как средство конкретного выражения идей. Критик необходим как фильтр, позволяющий усовершенствовать идеи и избежать возможных проблем.

Управление креативным процессом группы

Креативный процесс Диснея можно применить также к группам и командам. Креативный цикл группы и команды нередко включает в себя естественное движение от «мечтателя» (общая картина, видение) к «реалисту» (установление микроцелей, позволяющих достичь главной цели) и «критику» (поиск недостающих звеньев и потенциальных проблем).

Многие лидеры считают «равновесие» ключевым критерием в управлении креативным процессом группы. Для эффективного решения проблемы или выработки плана нельзя отдавать предпочтение одному стилю мышления за счет другого стиля. Различные стиля мышления - «мечтательный», «реалистичный» и «критичный» - по-разному служат для достижения и воплощения идей и решения проблем: мечтатель помогает создавать альтернативы и возможности; реалист помогает определять необходимые действия; критик помогает оценить издержки и недостатки.

Таким образом, для эффективного группового решения проблем важно инкорпорировать:

1. Все три стадии креативного цикла (мечтатель, реалист и критик).

2. Различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях.

Важнейшим элементом управления креативным процессом группы является способность вовлекать участников группы или команды в специфические когнитивные и интерактивные процессы, необходимые для осуществления данного цикла. Управление креативным процессом группы подразумевает установление физических и психологических ограничений, которые направляют процессы той фазы креативного цикла, в которой группа находится в данный момент.

Например, в компании Диснея были устроены разные комнаты для мечтателя, реалиста и критика. В комнате мечтателя по всем стенам висели картины, вдохновляющие рисунки и высказывания. Все здесь было хаотичным и красочным, а на критические высказывания был наложен запрет - сюда допускались только фантазии! На территории реалиста стояли столы мультипликаторов, оснащенные самым современным оборудованием, всеми средствами и инструментами, необходимыми для воплощения фантазий. Столы были расставлены по большой комнате так, чтобы все художники могли видеть друг друга и говорить между собой. Критикам была отведена маленькая комната под лестницей, в которой мультипликаторы могли смотреть на исходные карандашные наброски и оценивать их. Здесь всегда было тесно и душно, поэтому комнату критика называли «парилкой».



Таблица 4. Итоговое изложение ключевых когнитивных паттернов, связанных с мечтателем, реалистом и критиком


Ниже приводится итоговое описание основных когнитивных и физических паттернов, связанных с каждым из этих стилей мышления (табл. 4).

Мечтатель

Фаза мечтателя в любом процессе ориентирована на отдаленное будущее. Она подразумевает мышление в терминах общей картины и крупных деталей с целью создания новых альтернатив и возможностей. На этой стадии акцент приходится на представление и расширение восприятия того или иного плана или идеи. Основное внимание уделяется созданию содержания, «что» этого плана или идеи. По мнению Диснея, функция мечтателя - «ясно видеть место каждой детали истории [или проекта]». Задачи мечтателя заключаются в том, чтобы позитивно формулировать цель и определять смысл и преимущества желаемого состояния.



Рис. 53. Суммарное изложение физических паттернов, связанных с мечтателем, реалистом и критиком

Вам будет проще «мечтать», если вы поднимете голову и глаза и примете устойчивую, удобную и расслабленную позу (рис. 53).

Реалист

Задача реалиста - превратить мечту в осуществимый план или готовый продукт. С позиций реалиста вы действуете так, «как если бы» мечта реальна, и сосредоточиваете внимание на тех шагах или действиях, которые требуются для ее осуществления.

Реалист в большей степени ориентирован на действия, приближающие будущее, и действует в более кратковременном фрейме, чем мечтатель. Реалист чаще сосредоточен на технологии или операциях. Основное внимание он уделяет тому, «как» осуществить план или идею.

Для того чтобы мыслить «реалистично», сядьте симметрично, слегка наклонясь вперед, держите голову прямо, смотрите прямо перед собой или чуть дальше (рис. 53). Ваш когнитивный акцент приходится на то, чтобы действовать так, «как если бы» мечта была осуществима; следует размышлять о том, как воплотить эту мечту, идею или план, определяя конкретные действия и ближайшие шаги. Полезно также попытаться «влезть в шкуру» других участников ситуации и посмотреть на происходящее с различных точек зрения.

Критик

Фаза критика следует за фазами мечтателя и реалиста. Задача критика - оценить предложенный план или проект на предмет потенциальных проблем и недостающих логических звеньев. Эффективный критик рассматривает ситуацию с точки зрения тех людей, которые могут повлиять на план или проект или оказаться под его влиянием, и принимает во внимание их потребности и реакции. Прежде всего, критик необходим для того, чтобы установить потенциальные проблемы и недостающие звенья того или иного плана или потенциального решения. Стратегия критика заключается в том, чтобы предотвратить возникновение проблем: для этого он рассматривает ситуацию с разных точек зрения, обнаруживает недостающие элементы и логически мыслит о том, «что будет, если» проблемы все-таки возникнут.

Мыслить «критически» удобнее всего в угловатой позе, опустив и слегка наклонив в сторону глаза и голову, а одной рукой при этом касаясь подбородка или лица (рис. 53). • Нередко критиков считают самыми неудобными в общении людьми из-за их будто бы негативного подхода и склонности отвергать идеи и предложения других. Самые серьезные проблемы возникают тогда, когда критик не просто критикует мечту или план, но начинает критиковать самого мечтателя или реалиста. Есть разница между фразами: «Это дурацкая идея» и «Ты дурак, если разделяешь эту идею».

Важно помнить, что критика, подобно любому другому поведению, определяется позитивными намерениями. Двумя наиболее эффективными способами взаимодействия с критиками являются следующие: 1) отыскать позитивное намерение критического замечания, и 2) превратить критическое замечание в вопрос. Следующие вопросы Представляют собой неплохую стратегию превращения критики в вопрос.

1. Каковы ваши возражения или критические замечания относительно предложенного решения или плана?

2. Какое позитивное намерение скрывается за этими критическими замечаниями?

3. Если учитывать это намерение, какой вопрос вы бы задали относительно мечты или плана? Преобразуйте критическое замечание в вопрос. В частности, какой вопрос со словом КАК соответствует данному вопросу?

Мечтатель, реалист и критик также могут ассоциироваться с определенными типами вопросов. На следующей странице описан один из способов направить действия группы через стадии мечтателя, реалиста и критика с помощью вопросов, соответствующих каждой стадии. (Другие способы использования понятий «мечтатель», «реалист» и «критик» в управлении см. в книгах «Стратегии гениев», том 1, «Навыки будущего» и «Навыки дальновидного руководителя».)

Имажинерия как групповой процесс

1. Запишите свои ответы на следующие вопросы о вашем проекте.

Мечтатель:

Какова цель вашего проекта?

Кто является лидером/группой в данном проекте?

Реалист:

Каков временной фрейм данного проекта?

Кто его исполнители?

Критик:

На кого может повлиять (позитивно или негативно) данный проект?

При каких обстоятельствах лидер не стал бы заниматься этим проектом?

2. Будучи руководителем группы, огласите вслух свой проект и ответы, которые вы дали на приведенные выше вопросы.

3. Предложите группе найти ответы на следующие вопросы, попросив участников группы предварительно принять позу, соответствующую этим состояниям:

Мечтатель:

Какова потенциальная выгода?

Какие еще возможности мы не рассмотрели?

К чему еще может привести осуществление данного проекта?

Реалист:

Каков будет первый шаг? Следующий?

На основании чего можно будет сделать вывод о том, что достигнут определенный успех? Какова будет обратная связь?

Какие ресурсы могут поддержать данный проект?

Критик:

Почему у определенных людей могут возникнуть возражения?

Каковы их потребности или ожидания?

Что было упущено, чего не хватает в данном проекте?








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх