Переживание происшествий

Пользу в повторном переживании дает не просто обнаружение происшествий, а прежде всего их переживание. Или скорее ПОВТОРНОЕ переживание. Мы проходим через происшествия и добавляем в них новое осознание, новые наблюдения, и новые ресурсы. Мы переживаем их лучше, чем они были пережиты.

Можно обращаться с происшествием, как с голографическим кинофильмом. В каждом происшествии есть все восприятия. Трехмерное цветное изображение, пространственное воспроизведение звука, огромное разнообразие ощущений. Чтобы выяснить, что в нем есть, и затем переосмыслить его, нам нужно смотреть фильм, слушать запись звука, ощущать ощущения.

Обычно нужно показать фильм происшествия несколько раз, разными способами, с разных точек зрения, и так далее, прежде чем оно прояснится.

Когда мы нашли происшествие, повторное переживание которого нам нужно провести, первый шаг — это поощрить клиента начать проходить через него. Лучше сначала, но обычно мы начинаем с того, что появляется первым.

Мы предполагаем, что человек МОЖЕТ вернуться в происшествие. Мы делаем вид, что он перемещается обратно во времени в само событие. Так это или нет на самом деле, неважно. Это подходящая метафора.

Нам нужно, чтобы клиент переживал происшествие, как будто оно происходит в настоящем. Сначала ему не обязательно быть полностью В происшествии в своей собственной позиции, но ему нужно находиться в том же времени.

Еще он может не перемещаться в происшествие, а поднять его в настоящее. Это различие не особенно важно, и то и другое — только модели. Важно, чтобы клиент переживал событие, как бы находясь в нем.

Вспоминать происшествие, удаленное во времени — это другая техника. Это тоже полезно, и может считаться безопаснее, но не действует так глубоко, как повторное переживание происшествия. Переживание происшествия не означает вспоминать его или воспроизводить в памяти, переживание означает действительно быть в происшествии, наблюдать его, взаимодействовать с ним.

Но мы не хотим заставлять человека снова переживать то, с чем он не смог справиться раньше. Главное правило здесь в том, что клиент должен научиться с удобством переживать происшествие. Сначала он может просто просмотреть происшествие и не особенно переживать его, а затем постепенно он может научиться действительно ощущать происходящее. Или если он считает, что ему никак не по силам его собственная позиция в происшествии, то можно начать с другой позиции. Он может понаблюдать за происшествием в роли мухи на стене или кого-то еще. Затем, когда он несколько раз пройдет происшествие, он сможет немного приблизиться к происшествию.

Нам нужно, чтобы клиент прошел через происшествие. Он не должен просто сидеть, думать и говорить о происшествии. Ему нужно пережить его, и это обычно означает последовать за потоком событий через происшествие.

Нет особой заслуги в том, чтобы ощущать как можно больше боли при прохождении происшествия. Правило здесь в том, чтобы переживать столько, сколько вы можете с удобством переживать. Лишние мучения не помогают прояснению. Если вы будете все время переживать происшествие с очень удобной позиции, то в конце концов, боль в нем покажется пустяком, вы сможете прямо ее пережить и разобраться с ней.

Большинство новых клиентов держатся как можно дальше от событий в происшествии. Но под руководством фасилитатора они могут понять, что можно с удобством пережить часть происшествия, и когда они успешно сделают это несколько раз, они станут более уверенными и будут смелее относиться к переживанию.

Обычно слишком углубляются в происшествия только те клиенты, которые проходили какие-то другие требующие погружения виды терапии. Примерами могут быть "Ребефинг" (повторное рождение) и "Консультирование по переоценке". Эти терапии часто вводят человека в полное повторное переживание происшествий, чтобы вплотную добраться до эмоционального содержания. Человека могут вдобавок поощрять кричать, вопить, кататься по полу и так далее, если это кажется нужным. Это один из способов повторного переживания, и он эффективен как техника. Но для наших целей общая идея в том, чтобы постепенно и с удобством подходить к травматическому содержанию. И когда мы подбираемся достаточно близко, оно уже частично облегчено и не так травматично, как казалось.

Итак, мы приводим клиента в начало происшествия. Затем мы просим его пройти через происшествие до конца. Можно еще сказать "переживи происшествие от начала до конца", в зависимости от того, что лучше понятно.

Клиент может по ходу дела рассказывать о том, что происходит, или он может пройти через происшествие и потем рассказать о нем, по своему усмотрению. Большинство клиентов предпочитают рассказывать по ходу происшествия. В любом случае нам нужно услышать рассказ клиента о том, что происходит.

Если оказывается, что происшествие центральное и его можно прояснить, то мы продолжаем проходить через него, пока оно не прояснится. Если становится очевидно, что это не центральное происшествие, нам нужно побыстрее переместиться раньше.

В центральном происшествии должны быть:

— Боль и/или бессознательность

— Ситуация, соответствующая ощущению

— Сообщение или урок, которые были упущены

— Решение или вывод по отношению к событию.

Раз происшествие оставило устойчивое нежелательное ощущение, в нем наверняка произошло что-то мощное. В происшествии силового отпечатка это часто связано с болью, но не обязательно. Произошло то, чего было физически слишком много за слишком маленький промежуток времени. Поэтому если происшествие — "затошнило по дороге в банк", то оно вряд ли центральное. Если это "удаление корней зуба без обезболивания", то может быть. Если это "съеден заживо людоедами", то скорее всего это центральное происшествие.

В центральном происшествии еще должны быть обстоятельства, соответствующие "нежелательному" ощущению. Идея здесь в том, что ощущение зависло на неопределенное время, потому что человек забыл соответствующие ощущению обстоятельства. Когда мы найдем соответствующее время, место и ситуацию, оно должно быстро проясниться. Поэтому в центральном происшествии ощущение должно иметь смысл. Это должно быть очень естественное ощущение в такой ситуации.

Что нам нужно различать — так это первый отпечаток и более поздние реакции. Клиент может их сначала постоянно смешивать, так что фасилитатору нужно хорошо различать их. "Тугое давление вокруг пояса" очень логично, если вас сжимает до смерти удав. Но оно совсем нелогично как реакция на получение счета за телефон.

Клиент обычно горячо защищает свои реакции. "Конечно, у меня болит голова, Джо меня обругал". Фасилитатору нужно понимать, что не особенно разумно реагировать плохим самочувствием на всего лишь символические утверждения. Неприятные кинестетические реакции на слова, выражения, обстоятельства, ожидания и так далее, называются "семантическими реакциями". Человек реагирует на символ, смысл, как будто это физическая ситуация. Если в реакции есть болезненные физические ощущения, то это говорит о травматических происшествиях.

Поэтому если клиент шел по улице и вдруг, БАХ! у него появилась головная боль — это реакция. Вопреки любым попыткам обосновать ее, это реакция, основанная на скрытых в уме травматических происшествиях. Происшествие, в котором внезапно появляется боль — это происшествие включения реакции. Символ или восприятие включило ощущение.

Происшествие включения реакции вряд ли прояснит нежелательное ощущение. Да, оно может временно ее облегчить, но нас это не удовлетворяет. Нам нужно получить центральное происшествие, чтобы все это больше никогдане случалось.

Основная информация, которую мы извлекаем из происшествия включения — это что именно включило реакцию. Это дает нам полезную информацию, говорящую нам о возможном содержании предыдущего происшествия отпечатка.

Можно попросить клиента остановить кадр фильма точно в тот момент, когда происходит включение реакции. Поэтому если это было "вдруг заболела голова", нужно узнать, что именно произошло. Если последовательность была: "Я посмотрел на красную машину, подумал, не съесть ли мороженое, и вдруг заболела голова", это дает нам ценную информацию. Скорее всего мы найдем некоторые из этих деталей, вместе с ощущением, в предыдущем происшествии отпечатка.

Поэтому если это происшествие включения реакции, пройдите его не больше пары раз. Обязательно выясните, что именно включило реакцию. Затем спросите о более раннем или более глубоком происшествии, содержащем это ощущение. Задайте этот вопрос в тот момент, когда внимание клиента обращено на момент реакции в происшествии включения.

Как уже было сказано, когда вы добрались до центрального происшествия, в нем должны быть обстоятельства, которые физически соответствуют данному ощущению. Ощущение не должно просто всплывать во время происшествия, оно должно быть уместным или явно входить в происшествие. Это может быть ощущение кого-то другого, и это не обязательно ощущение клиента. Но это или то, что клиент зачем-то решил иметь в этом происшествии, или то, чт он решил взять из происшествия.

В центральном происшествии есть скрытый смысл, который ждет, чтобы клиент нашел его. Есть какой-то урок, который нужно из него извлечь, какое-то послание, то, что клиент должен был заметить, но не заметил. Это не бывает просто бессмысленное, случайное событие. Если его достаточно внимательно рассмотреть, в нем всегда оказывается ценный урок для нашего клиента.

В центральном происшествии есть какое-то решение или вывод, которые клиент тогда сделал. Решение — это тот способ, которым клиент справился с травматической ситуацией. Именно решение вместе с ошеломляющим содержанием и упущенным уроком приводят к застреванию всего этого происшествия.

Решение — это обычно бегство от того, что действительно происходит в происшествии. Человек не может справиться с тем, что на самом деле происходит, так что он пытается умственно решить все это, принимая какое-то решение. Он может решить, что на самом деле его здесь нет, что на самом деле ничего не происходит, что на самом деле происходят очень хорошие вещи, или что теперь он будет все делать по-другому. Решение изменяет что-то для того, чтобы было легче переносить травматическую ситуацию.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх