Техника диалога

Диалог — это неформальный метод оценки или прояснения области. Фасилитатор задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.

Диалог можно применять в процессинге для нескольких целей:

1. Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.

2. Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику.

3. Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.

Первое применение диалога — обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Наша цель сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.

Второе применение диалога — вступление в другую технику. У нас есть общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать что с этим делать. Как только мы получаем достаточно информации, мы переключаемся на более мощную технику.

Третье использование диалога — как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одного только диалога.

Цель процесса диалога в том, чтобы и фасилитатор, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.

Проводя диалог, как и любой другой процесс, мы не стараемся выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы мы искали. Мы стараемся вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.

Суть проведения диалога не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Диалог двухсторонний. Фасилитатор помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.

Чтобы помогать клиенту, фасилитатор может задавать разнооборазные вопросы по теме:

¤ возможные причины,

¤ идеи,

¤ мысли,

¤ мнения,

¤ информация,

¤ решения проблемы,

¤ попытки решения,

¤ неудавшиеся решения,

¤ ощущения, чувства,

¤ средства исправить ситуацию,

¤ улучшение,

¤ попытки избавиться,

¤ помощь,

¤ время, место, состояние и событие,

¤ кто, что, где, когда и как,

¤ что можно с этим сделать,

¤ возможно ли взять за это ответственность,

¤ как обстояли бы дела без этого.

И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И фасилитатор, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Фасилитатор не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.

Главное, чего не нужно делать в диалоге — это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Мы стараемся прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Фасилитатор всегда возвращается к основной теме.

Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей фасилитатора. Фасилитатор может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.

Если оказывается, что обсуждаемый вопрос не подходит для одного только диалога, фасилитатор переключается на подходящую технику:

¤ фиксированным идеям соответствуют шаги расфиксирования

¤ травматическим происшествиям соответствует процедура повторного переживания

¤ разделенности на противоположности соответствует объединение противоположностей

¤ и так далее

Но это только если основная тема диалога оказалась не такой, как ожидалось. Любая всплывающая информация о других заряженных областях просто замечается для использования в дальнейшем.

Еще, если диалог ни к чему не приводит, можно переключиться на что-то более сильное иди более точное. Или можно использовать ключи разгрузки или разблокирования, чтобы более систематично охватить данную область.

Диалог — это основной процессинг. Это одна из самых важных техник, которыми нужно овладеть. Но для фасилитатора, привыкшего к механическим процедурам, диалог может оказаться сложным. В нем нет механических процедур. Но с пониманием определения процессинга, с упражнениями и практикой он становится очень простым.

Пример диалога:

Ф: "Хорошо, следующая тема — яблоки. Ты заинтересован в работе с этой темой?"

К: "Да, это меня очень беспокоит."

Ф: "Хорошо, расскажи мне об этом."

К: "Бу-бу-бу."

Ф: "Понятно, а как ты на самом деле относишься к этому?"

К: "Бу-бу-бу."

Ф: "Ясно, а ты собираешься что-то сделать, чтобы исправить положение с яблоками?"

К: "Бу-бу-бу."

Ф: "Хорошо, а что тогда произошло?"

К: "Бу-бу-бу."

Ф: "Понятно, а как ты это объясняешь?"

К: "Бу-бу-бу."

Ф: "Ага, так у тебя есть решение проблемы с яблоками?"

К: "Бу-бу-бу."

Ф: "Интересно, а как ты это будешь делать?"

К: "Бу-бу-бу."

Ф: "Понятно, а как ты теперь относишься к яблокам?"

К: "Очень хорошо, мне кажется, что у меня больше не будет проблем с яблоками."(выглядит так, как будто у него гора с плеч свалилась)





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх