Позиции восприятия

В каждом событии есть много разных позиций, или точек зрения, с которых его можно переживать. Упрощая, можно выделить 4 основных позиции:

1-ая позиция: Позиция человека, который выполняет, переживает или получает само событие. Главный участник, центр событий.

2-ая позиция: Позиция другого человека, который тоже участвует в событии. Может быть, второстепенный участник или тот, кто предоставляет переживание человеку в первой позиции.

3-ья позиция: Позиция наблюдателя за тем, как происходит событие. Не активный участник, а тот, кто находится на месте действия.

4-ая позиция: Позиция того, кто не находится на месте действия, но получает информацию о нем на расстоянии.

Например, если Джо стрижется у парикмахера, то Джо находится в первой позиции (1П). Парикмахер находится во второй позиции (2П). Другой клиент, ждущий своей очереди, находится в третьей позиции (3П). Жена Джо, которая ждет его дома, находится в четвертой позиции (4П).

Переживания с разных позиций сильно отличаются. Когда человек переживает событие с нескольких разных позиций, он гораздо полное воспринимает событие.

Изменение позиции восприятия может быть полезным дополнением к любому процессу. Собственно говоря, это самостоятельная техника. Часто человек зафиксирован в одной из позиций, и переживание с других позиций может раскрыть для него всю суть обсуждаемой темы.

Проводя диалог, можно использовать позиции восприятия просто как еще один источник возможных вопросов. Позиции восприятия особенно полезны, когда ясно, что клиент воспринимает ситуацию только с одной позиции. И особенно, когда эта одна позиция ограничена.

К: "Мне приходится очень тяжело, потому что мой начальник взваливает на меня всю работу"

Ф: "А как ты думаешь, что он чувствует при этом?" (1П — > 2П)

К: "Он опять обвинял меня и мы громко спорили"

Ф: "Как ты думаешь, что слышали те, кто был рядом?" (1П — > 3П)

К: "Я слышал, что женьшень дает человеку больше энергии"

Ф: "А как бы ты себя чувствовал, если бы у тебя было больше энергии?" (4П — > 1П)

Изменение позиции восприятия — это хороший способ предоставить клиенту те возможности, которые недоступны с его ограниченной позиции.

К: "Я застрял в узком месте"

Ф: "А что бы сделал Супермен?" (1П — > 3П)

К: "Я чувствую такую беспомощность, видя, как она попадает во все большие неприятности"

Ф: "А если бы ты была на ее месте, что бы ты сделала?" (3П — > 1П)

Смена позиций восприятия входит в некоторые техники как часть процедуры. Переживание происшествий с разных точек зрения основано на той же идее. Если происшествие можно с удобством переживать с любой из точек зрения, то оно обязательно проясняется.

В объединении противоположностей есть встроенные сдвиги позиций. Мы перемещаем определенное поведение с позиции 1 в позицию 3, мы ставим его части в позицию 2 по отношению друг к другу, мы объединяем их, и затем мы перемещаем поведение обратно в позицию 1.

Возвращение утраченных частей в основном выполняется с точки зрения второй позиции.

Свободное владение изменениями позиций восприятия — один из самых изящных инструментов фасилитатора. У разных позиций разные преимущества и недостатки в разных обстоятельствах, и чем лучше фасилитатор может использовать эти позиции, тем быстрее он может привести клиента к тому, чего тот хочет достичь.

Положительные ощущения и побуждения эффективнее всего в первой позиции, когда человек их действительно чувствует и переживает. Поэтому если клиент воспринимает свои положительные ощущения с какой-то другой позиции, нам стоит переместить его в эти ощущения.

Первая позиция — вовлеченная. Остальные три позиции отстранены.

Нежелательные ощущения наносят больше всего ущерба в первой позиции. Но по крайней мере они здесь доступны. Нам нужно в итоге преобразовать их в третьей или четвертой позиции.

Нежелательное поведение трудно преобразовать в первой позиции. Но когда мы выносим его во вторую позицию, клиент может рассмотреть его и что-то с ним сделать.

Желаемую способность можно исследовать в ком-то другом в третьей позиции, а затем примерить ее к себе в первой позиции.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх