Глава 12.


Сознание сердца

Как мы уже заметили, доверие к природе является основой животной жизни, эссенцией животной духовности. Духовность человека является духовностью высшего порядка в том смысле, что его эго также должно быть включено в процесс существования. Когда эго хорошо интегрировано, мы можем достичь состояния блаженства — поднимая животную духовность до человеческого уровня.

Отношения эго или ума к телу достаточно сложно. Уже само существование воли подразумевает, что личность может действовать вопреки желаниям тела. Такое действие может быть позитивным в ситуации, когда человек пытается победить панику в обличии опасности и спасти свою жизнь. В то же время воля играет негативную роль, когда человек без нужды играет с опасностью и наносит себе повреждения или лишается жизни. Распоряжение волей позволяет человеку быть творческим или деструктивным, благородным или подлым, божественным или демоническим. Поэтому все религии считают, что человеческое существо должно выбирать между добром и злом, тем, что хорошо, и тем, что плохо. Однако, несмотря на то, что человек очень давно утратил блаженство, он не является потерянным существом. Потерянным он становится только тогда, когда зло в нем преобладает над добром. Когда он отдан правде, благородству и блаженству, он может достигать очень высокой степени обаяния, здоровья и духовности.

Однако трудно установить, какую роль в жизни человека играет выбор. Как социальные существа мы должны принять, что у людей есть свобода выбора, если бы было иначе, мы не могли бы их карать за нарушение общественных законов. Но когда во время своей практики я анализирую поведение своих пациентов, я неизменно нахожу подтверждение, что оно определяется переживаниями детства, большинство из которых были за пределами их контроля. Ни один ребенок не выбирает утрату блаженства и не утратит своей невинности из-за неправильной оценки ситуации. Он проходит от состояния, где неведение является счастьем, к общественному сознанию. На этом пути родители и учителя учат его, что приемлемо в обществе, а что — нет. Если эти правила поведения находятся в согласии с общественной практикой, а не вводятся в жизнь грубо, то это не вызывает нарушений в личности ребенка. Так как человеческие существа являются общественными созданиями, большинство из них хотят жить и поступать в соответствии с этими правилами, даже если это влечет за собой утрату свободы.

Каждая религия ставит себе целью примирить человека с тем, что борьба со страданием является неизбежной. В монотеистических религиях предлагается решение этой проблемы таким образом, что человек отдает свою судьбу в руки Бога, игнорируя свой эгоизм и веру в собственную силу. Восточные религии также советуют игнорировать свой эгоизм и власть. В индуизме и буддизме целью является соединение индивидуального «я» с универсальным сознанием, через стремление к отождествлению себя с Брахманом или Буддой. В китайской философии целью является отыскание равновесия между двумя противоположными силами природы — инь и ян. Во всех религиях ключевым моментом является смирение.

Насколько мы не замыкаемся в себе и не отгораживаемся от мира, путь добрых дел и добродетельность жизни, моральность поступков является единственным способом достижения успокоения ума и настоящей духовной жизни. Для описания позиции, охватывающей эти духовные ценности, я использую термин graciousness — блаженство. В этом разделе я намереваюсь провести идею, что существует биологическая основа для этого пути. Я считаю, что личность, будучи естественным образом блаженной — gracious, является также естественным образом обаятельной, полной грации — graceful.

На животном уровне жизнь переживается с подсознательной правдой. Подсознательная честность означает, что животное действует в соответствии с тем, что ощущает как правильное и приятное. Подобным образом живут и функционируют и маленькие дети. Однако вместе с развитием эго и познанием того, что такое хорошо и что такое плохо (в представлении родителей), они больше не могут основываться на подсознательных, проистекающих из глубины организма, правилах. Как общественные существа, мы не можем делать всего, что нам хотелось бы. Даже в некоторых животных сообществах молодые особи обучаются кодексу поведения, который регулирует отношения внутри группы с целью сведения к минимуму конфликтов. Намного более сложному человеческому обществу требуются более развитые нормы. Подсознательная интеграция должна быть дополнена интеграцией сознательной — правилами. Однако правила, которые человек принимает и воплощает в жизнь, не могут противоречить подсознательной интеграции его тела, так как это вызывает у него серьезные сложности.

Блаженный человек — это человек с правилами, который в своем поведении руководствуется кодексом, происходящим из внутреннего ощущения того, что хорошо, а что плохо. Его кодекс может содержать моральные установки созданные его окружением, если только они согласуются с его собственным чувством морали. Например, большинство людей принимают такие моральные установки как не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д. Подобные основы полностью соответствуют личному чувству интеграции. Мой учитель Вильгельм Райх сказал мне однажды: «Лоуэн, если не можешь сказать правду, не говори ничего». Если мы решили не получать корысти от лжи, несмотря на то, что ложь бы оплатилась, мы делаем сознательный выбор. Мы выбираем правду, так как это укрепляет интеграцию эго и тела, сознательного ума и подсознательных инстинктов.

Личность без правил функционирует в категориях своих непосредственных потребностей и желаний. Этот тип действий характерен для невротических особ, которые мыслят исключительно в категориях собственной личности. Это является также характерной чертой инфантильного поведения. В противоположность маленьким детям, взрослые могут откладывать на более поздний срок получение удовольствия. Когда ребенок голоден, он сразу же хочет что-то съесть. Он может, есть все, что попадается под руку. В то же время взрослый может переносить голод до того момента, когда пища и способ ее получения удовлетворят его ожидания.

Способность откладывать получение удовольствия или логически из него возникающую способность переносить боль и фрустрацию является функцией эго. У младенца эго еще недостаточно развито для того, чтобы оно могло тормозить чувства и импульсы. Развитие эго происходит в течение трех лет, между тремя и шестью годами. Та же самая энергетическая пульсация, которая вызывает доминирование генитальности, устанавливает также гегемонию эго. У нарциссической личности это развитие заблокировано кровосмесительным характером эдиповой ситуации, которая вынуждает «я» отделяться от своей генитальной основы. Это отделение нарушает, как мы видели, интеграцию личности и отрезает эго от своей основы в теле. Сдерживаться становится очень трудно, если не невозможно, следствием чего является невозможность установления правил.

Правила увеличивают приятные ощущения и удовольствие посредством сдерживания импульса сиюминутного удовлетворения. Как мы показали на примере секса, удовлетворение будет максимальным, если тело человека и вся его личность сексуально возбуждена другим человеком. Сдерживание начального возбуждения позволяет углубить это чувство. В его наиболее глубокой точке вовлекается сердце, и чувство перерастает в любовь. Это означает, что чувство любви к партнеру является необходимо для полного расслабления в оргазме. То же самое относится к любой другой активности. Только вкладывая сердце в то, что мы делаем, мы можем достичь чувства полного удовлетворения и самореализации.

Личные правила являются важными и с другой точки зрения. Возьмем, например, человека, который влюбился по уши в жену приятеля. Если он подумает, что сексуальная близость ранит приятеля, он будет не в состоянии продолжать связь. Сексуальное вовлечение в этих условиях нарушило бы удовольствие. Можно найти много доводов, чтобы объяснить такую сексуальную связь. Супружество может быть несчастливым. Можно также утверждать, что любовь должна перевесить все другие аргументы. Однако человек с правилами будет поступать согласно им. Другие варианты поведения он почувствовал бы неподходящими. Произошло бы расщепление его личности, одна часть которой говорила бы «да», а другая — «нет». Как мы видели, такое расщепление разрушает интеграцию личности.

Недостаток правил явно виден у мужчины, которого называют «бабником», и у женщины, часто меняющей партнеров. В том и другом случае сексуальная активность возникает из-за недостатка чувств и является попыткой оживить сексуальные ощущения. Женщины, которые вели распутную жизнь, часто говорят, что перестали бы так поступать, если бы оживили свои сексуальные чувства. Мужчине, который гоняется за женщинами, может казаться, что он является самцом, но на деле это не так. Вследствие того, что он не может сдержать возбуждение, он не достигнет удовлетворения в половом акте и из-за этого вынужден далее бегать за женщинами в призрачной надежде, что найдет удовлетворение через секс. Радость секса доступна только тем, кто переполнен любовью и разделяют эту любовь с партнером. Ничего странного, что распутных людей рассматривают как людей без правил.

В биоэнергетике термин «интеграция» используется для описания беспрепятственного движения возбуждения в теле от головы до стоп и обратно. Мы имели возможность увидеть, что у многих людей этот поток нарушен напряжениями, которые отделяют голову от грудной клетки и грудную клетку от таза. Эти расщепления явно видны на поверхности тела, а не в глубине организма, где сердце посредством артерий и вен соединено со всеми частями тела. Однако человек с такими напряжениями, не осознает своего основополагающего единства. В процессе терапии, когда энергетический ток восстанавливается, такой человек часто неожиданно заявляет: «Я чувствую себя полностью соединенным, цельным.» Основа интеграции опирается на ощущении целостности. Без такого единения человек не сможет почувствовать разницу между тем, что хорошо и что плохо, несмотря на то, что он может это знать на уровне мышления.

У некоторых утрата интеграции является такой мучительной, что их поведение становится полностью лишенным правил. Они начинают руководствоваться максимой «все дозволено». В психиатрической литературе таких людей описывают как нарциссические личности.[24] В более экстремальной форме этот тип личности характеризуется недостатком совести, что ведет к поведению описываемом как психопатическое и социопатическое. Психопат не может отличить правды от фальши и может повторять явную ложь, будучи убежденным, что это правда. В то же время социопат не умеет отличить добро от зла. Оба они являются крайними типами, так как интеграция всех нарцистических личностей в какой-то степени нарушена их расщеплением.

Нарциссизм — наиболее распространенная патология психики современного человека. Нарциссическая личность живет, скрываясь за фасадом, цель которого с одной стороны — получение одобрения и восхищения, а с другой — компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого типа является мужчина, который развивает свои мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный и напуганный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго, как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом. Чем лучше у нас с ними контакт, тем более мы интегрированны.

Таким образом, ясно, что насильственное прививание моральных основ не может привести к успеху. Основы морали должны опираться на чувства, а этому нельзя научить. Я считаю, что прививание моральных ценностей, даже если это происходит дома, имеет какую-то ценность только в такой степени, в какой родители сами материализуют эти основы и поступают согласно им в своих отношениях с детьми. Нам не удастся научить любви, уважению, благородству или чему-либо другому только с помощью слов. Научить этому можно лишь на собственном примере. Нам не удастся научить интеграции, если мы будем игнорировать гот факт, что интеграция непосредственно связана с телом и проявляется в манере человека стоять, двигаться и самовыражаться. Мы должны отдавать себе отчет в том, что ум не настолько силен, и что частые поучения не помогут что-либо понять. Более верным будет утверждение, что даже очень длительное обучение не позволяет человеку почувствовать, справедливы или несправедливы его поступки, если его тело не интегрировано, так как оно расщеплено напряжениями. Вера в то, что ум осуществляет контроль над поведением, является продуктом рассудка, который не в полной мере соединен с телом и его чувствами.

Однако существует потребность формулировать основы этики и обучать им, чтобы человеческие существа могли основывать на них свое поведение. Чтобы такое обучение могло быть успешным, следует признавать ту основополагающую роль, которую тело и чувство играют во всех проявлениях морали. Это подчеркивает тот факт, что моральное поведение развивает добрые чувства у человека и одновременно приносит благо обществу, в котором он живет. Если главная цель жизни (а в этом я убежден) — быть человеком полным грации и обаяния, то именно такой должна быть также цель образовательных программ, а не простое приобретение знаний. Мы не должны считать, что знания и власть, которую они дают, являются путем «правильной» жизни. Жизнь, лишенная основ, опирающихся на высокие этические стремления, влечет за собой утрату наибольшего дара, который дает жизнь — радости. Не будучи интегрированными физически и психически, мы не получим глубокого удовлетворения и хороших чувств, которые дает обаятельное движение, и не получим духовного экстаза блаженства. Несмотря на свою власть и богатство, человек, не имеющий этих черт, живет в мрачной тюрьме страха, недоверия и враждебности.

Нелегко противостоять очарованию власти и принуждению инстинктов. Все мы временами изменяем возлагаемому на нас доверию. К сожалению, такое иногда бывает даже в отношениях между терапевтом и клиенткой, когда клиентка является отчаявшейся женщиной, а терапевт — неудовлетворенным мужчиной, и оба подсознательно ищут любви. В атмосфере интимности, которую создает ситуация, где одна сторона открывает свое сердце другой, иногда пробуждаются сексуальные страсти, которые могут привести к телесному сближению. Почти все терапевты придерживаются этического кодекса, который считает такое поведение непрофессиональным и неэтичным. Несмотря на то, что клиентка является взрослым человеком, сознательно идущим на сближение, терапевт должен охранить ее от какого-либо действия со своей стороны, которое в результате нарушило бы доверие к нему и уничтожило бы терапевтическую атмосферу. Это моральная основа, которую каждый терапевт должен уважать, несмотря на свои потребности. Никто из нас не может руководствоваться исключительно чувствами, так как мы никогда не можем утверждать, является ли действие справедливым или несправедливым, пока оно не переродится в поступок. Мы не должны также основываться только на рассудке, так как аргументация дьявола может быть более убедительной, чем аргументация Бога. Разум и чувства должны соединяться в основах, которые ведут нас к здоровым и правильным поступкам в жизни.

Следование основам и приспособление к ним лежит в хорошо понятном интересе личности. Это может быть также высоко духовным актом. Человеческие существа могут получать любовь Бога к человеку через любовь, которая дарится взаимно. Бог является не только всевидящим, но также и вездесущим. Он во всех нас. Мистики разных религиозных направлений писали, что Бог живет в человеческом сердце. Когда мы чувствуем в сердце любовь, мы находимся в единении с Богом. Когда мы любим, это часто позволяет нам соединиться со своим ближним. Обаятельная улыбка способна согреть другого человека как луч солнца. Ласковый поступок может пробудить и открыть душу, к красоте жизни. Обаятельный и блаженный человек принимает других не из чувства обязательства, а из любви. Это не означает, что он никогда не взрывается гневом, однако его гнев — как гнев Бога — непосредственный и кратковременный. После такой бури небо становится чистым и ясным, а солнце светит радостно.

Душа — это имя, которое мы даем энергетической системе, оживляющей каждый организм. Когда мы ненавидим, наше сердце сжимается, а душа — съеживается. Когда мы ласковы, сердце раскрывается и душа воспаряет. Лучезарность ласковой улыбки исходит из сердца, исполненного хорошим чувством. Тепло ласкового человека происходит от его большой жизненности и малой жесткости. Невозможно быть одновременно ласковым и стремиться к какой-то цели. Блаженный человек настолько терпелив, что сможет установить искренние и теплые отношения со всеми, с кем встречается.

Блаженный человек чувствует, что подчиняется чему-то большему и мощному, чем он сам. Я имею в виду, конечно, Бога и веру, о которой мы говорили в предыдущей главе. Без такой силы, что могло бы противостоять эгоизму человека, который смотрит на Землю и на ее обитателей, как на вещи, которые можно использовать для собственных целей и удовлетворения? Из-за своей гордыни человек уничтожает Землю, от которой зависит его существование. Все мы хорошо знаем проблему загрязнения воздуха, земли и воды вместе с утратой лесов и вымиранием многочисленных живых существ. Этой разрушительной деятельности сопутствует пренебрежение моральными ценностями и соответствующее ухудшение здоровья и жизни людей. Депрессия стала эндемическим явлением, а многие люди почувствовали потребность возвращения в сторону тех или иных средств, чтобы как-то выдержать.

В западном мире жизнь подверглась значительной секуляризации. Понятие духовности упростилось до того, что стало набором убеждений и символов. В дальнейшем она оказывает значительное влияние на жизнь некоторых людей. Однако верования и символы являются процессами мышления, не принимающими во внимание тело. Согласно западным взглядам, тело помещается в категорию светских вещей, вульгарных и материальных. Это провоцирует расщепление между умом и телом, что, как я указал, является корнем эмоциональных страданий человека.

В этой книге я хотел показать, что тело не является просто материальным предметом, который можно понять в чисто физических категориях. Нет, тело является не сосудом для духа, а духом, который стал телом. Как мы увидели, дух размещается в протоплазме, где проявляется способностью организма к реагированию на среду, таким образом, который служит его собственным жизненным процессам. Такова история жизни на Земле в течение нескольких миллиардов лет. По моему убеждению, ум со своим упором на знания и мышление, является мирским, в то время как тело священно. Несмотря на то, что нам кажется, что мы можем выяснить механизмы функционирования тела, в их центральной точке находится тайна любви. Сердце человека, где живет любовь, является также святыней в человеческом существе, в которой живет также и Бог. Основой для такого взгляда является, возможность человека к ощущению резонанса пульсации своего сердца с пульсацией Вселенной. Пульс жизни присутствует в каждой клетке и в каждом органе тела, однако наиболее ощутима пульсация сердца, и она ощущается как чувство любви. Я описал живой организм как состояние контролируемого возбуждения, источником которого является сердце. Это возбуждение усиливается и распространяется за границы организма, когда мы влюблены. В этот момент мы ощущаем наше единство со вселенной. Любовь является настоящим духовным чувством. Я убежден, что большинство читателей когда-то в своей жизни это ощутили.

Но почему только когда-то? Немного неожиданным является ответ, что мы недостаточно любим себя. Любовь к себе не означает самовлюбленности, проявления нарциссизма, состояния, в котором недостаточно возбуждения и любви. Любить себя — означает любить жизнь и все, что живет. Мы не сможем по-настоящему любить кого-то, если мы не любим самих себя. Без любви к себе человек только принимает и ничего не отдает взамен.

С любовью к себе мы сможем достичь трех упомянутых в предисловии к этой книге форм грации, которые описал Олдос Хаксли: грацию животных или интеграцию, которая основывается на полном и свободном протекании возбуждения в теле; человеческое обаяние, благодаря применению в жизни правила «быть верным самому себе» и благодаря перенесению этого правили на ближних через ласковые поступки; и духовного блаженства, посредством единения с высшим порядком. Только через интеграцию личности на этих трех уровнях нам удается раскрыться к запредельности, которую мы называем «состоянием блаженства», а в сущности — настоящей духовностью тел.



Примечания:



2

Joseph Campbell, The power of Myth, New York, 1988.



24

Подробнее смотри в книге A. Lowen «Narcissizm: Denial of True Self» New York 1985.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх