Глава 6.


Сексуальность и духовность

Как мы уже упоминали в предыдущих разделах, многие люди считают, что сексуальность и духовность — это противоположности. Они придерживаются точки зрения, что духовность находится в голове, в то время как сексуальность локализована в нижних частях тела. Этот взгляд противоречит действительности, так как человеческое существо в каждой своей клеточке имеет половые полярности. У мужчин каждая клетка имеет две хромосомы Y, в противоположность клеткам тела женщины, которые имеют по одной хромосоме X и Y. Подобным образом духовность — это функция всего тела. В отрыве от сексуальности духовность становится абстракцией, а сексуальность, оторванная от духовности, является только физиологическим актом. Такой разрыв проявляется в случае изоляции сердца, когда нарушается связь между двумя полюсами тела. Когда чувство любви проникает из сердца в голову, человек ощущает единство с Абсолютом — тем, что присутствует везде. Когда оно наполняет бедра и ноги, человек ощущает свою связь с Землей. Перемещаясь вверх, наш дух приобретает черты ян, а перемещаясь вниз — черты инь. Основной постулат биоэнергетики состоит в том, что протекание возбуждения по телу вниз и вверх имеет пульсирующий характер, что означает, что оно не в состоянии переместиться в одном направлении дальше, чем в другом. То есть мы духовны ровно настолько, насколько мы сексуальны.

Когда наш дух вовлекается полностью в какой-то акт, то этот акт становится духовным, благодаря трансценденции нашего Я. Эта трансценденция наиболее ощутима в половом акте, если он приводит к объединению двух людей в танце жизни. Когда наступает это объединение, любовники преодолевают границы своего сознания, чтобы соединиться с силами Вселенной.

Ключом к такому единению является любовь. Близость между мужчиной и женщиной возникает из того же чувства любви, которое соединяет мать и ребенка, человека и его любимое животное, человека и его ближнего. Любовь — это состояние приятного возбуждения, которое различается по интенсивности, в зависимости от ситуации. Тот же вид возбуждения имеет место в мистической связи человека с Богом. Возбуждение, которое ощущают двое любовников, находящихся близко друг к другу, влечет за собой, конечно, дополнительные последствия. Энергия движется вниз, сильно возбуждая половые органы. Когда это происходит, возбуждение и напряжение возрастают до такой степени, что человек ощущает неодолимое стремление к более интимному контакту и разрядке этого возбуждения. Радость секса имеет два фактора: (1) удовольствие, которое человек чувствует от прикосновения и (2) удовлетворение, которое дает половая разрядка напряжения. Вначале удовольствие появляется в сознании и связано с ожиданием, в то время как удовольствие оргазмического расслабления является чисто сексуальным и очень удовлетворяющим. Во время пика оно достигает уровня экстаза.

Для небольшой части людей секс является необычайно возбуждающим переживанием, в котором участвует все тело, а половое возбуждение очень сильно. Поверхность тела заряжается, глаза блестят, кожа увлажняется, теплеет и розовеет. Эрогенные зоны сильно наполняются кровью по мере того, как сердце, которое также возбуждается, посылает кровь к поверхности тела. Когда глаза любящих встречаются, дрожь возбуждения пробегает, как электрический разряд через все их тело. Стремление к контакту очень сильное. Если это происходит во время поцелуя, тело размягчается и растекается, человек чувствует приятное тепло в нижней части живота. В этот момент половые органы наполняются кровью, но кровенаполнение еще не максимально. Стремление к более глубокому интимному контакту приводит к половому акту. В момент проникновения наступает минутное успокоение, прежде чем начнется ритмичный танец, который закончится оргазмом.

Все это происходит спонтанно, когда двое людей глубоко влюблены. Они стремятся к сближению так, как если бы находились в трансе, хотя осознают свои действия, но на вершине оргазма осознавание может утрачиваться. Энергетическое напряжение настолько сильно, что эго побеждается чувством освобождения. Чувство объединения двух тел может быть так реально, что любовники ощущают себя как бы одним телом. Одновременно у них может быть впечатление, что они не присутствуют в своем теле.

После сильной оргастической разрядки человека охватывает глубокий покой. Прежде, чем вернется осознание себя, может наступить сон. Такую потерю сознания французы назвали «малой смертью». После этого переживания человек чувствует себя как бы возрожденным.

Так же, как и в мистическом переживании, в момент оргазма может возникать ощущение объединения с могущественными силами Вселенной. Однако в то время, как мистическое переживание тихое, оргазмическое переживание похоже на взрыв вулкана или землетрясение. В повести Хемингуэя «По ком звонит колокол» герой отмечает, что во время такого оргастического переживания он почувствовал, что «задрожала земля». В мистическом переживании личность редуцирует свое Я, в оргазме это Я тонет в потоке энергии и чувств. Однако, чтобы получить такое мощное чувство, нужно остаться свидетелем нарастания возбуждения вплоть до момента его взрыва. Это требует сильного Я, так как слабое Я может испугаться перед лицом такого риска. Это напоминает поездку на американских горках. Чтобы получить полное удовлетворение, надо держать глаза постоянно открытыми и наслаждаться вызывающими головокружение взлетами и падениями вагончиков.

Половой акт дал толчок примитивной методике добывания огня, заключающейся в быстром вращении палочкой в углублении куска дерева до тех пор, пока не станет так горячо, что вспыхнут сухие щепки и листья. Трение-тепло-пламя, такую последовательность мы видим в этих двух действиях, цель которых — получить пламя. К сожалению, для большинства людей половой акт заканчивается высечением только нескольких искр, а не пламенем, которое растворяет тело, превращая его в чистый дух. А ведь именно в этом и заключается запредельное переживание.

Достичь трансценденции можно также деятельностью, не включающей в себя половой акт. Каждый раз, когда мы переживаем сильные чувства или тронуты большим переживанием, мы ощущаем трансценденцию. В обоих случаях дух выходит за границы нашего Я. Когда это происходит, мы ощущаем, что мы охвачены, или даже одержимы духом. Примером такой одержимости духом, взятым из религии, может быть церемония Вуду, свидетелем которой я был на Гаити. Во время этой церемонии участник, танцуя длительное время под ритмы бубнов, впал в транс, после чего приступил к проглатыванию огня, что, видимо, ему никоим образом не вредило. В суфизме транс достигается посредством длительного вращения в танце. В состоянии транса Я растворяется, и человек переживает запредельное состояние. Когда лучник, практикующий дзен, о котором я упоминал в четвертой главе, говорил, «что стрелы направляло „оно“, этим „оно“ был дух, который охватил его естество и управлял его движениями.» Это было настоящее запредельное переживание.

Каждый творческий акт содержит определенный трансцендентный элемент. Чтобы иметь эту запредельность, обязательны два фактора: вдохновение и страсть. Вдохновению в творческой работе всегда присуще немного божественного духа, позволяющего творцу приглушить свое эго и слиться со своим действием. Посредством этого приглушения эго и объединения с действием, рождается что-то новое, всегда являющееся чем-то большим, чем сам творец. Будет ли это живописным полотном или музыкальным произведением, тут содержится дух, который может глубоко трогать как исполнителей, так и публику. Такие произведения живут своей собственной жизнью.

Существует ли более важный творческий акт, чем создание нового живого существа? Говорят, что любовь начинается с блеска в глазах, а заканчивается рождением ребенка. Половой акт, рассматриваемый в этом свете, является эссенцией творчества. В то время, когда на глубоком биологическом уровне это утверждение всегда справедливо, мы не способны пережить таинственность и радость секса, если не отдаемся божественной страсти любви.

Наша неспособность переживания оргазмической реакции, ведущей к запредельному состоянию, вызвана недостатком страстности в любовной игре. Часто эта страсть подавляется в раннем возрасте болезненным опытом как в оральной, так и в эдиповой стадии развития. Оральная стадия — это первые три года жизни, когда потребности ребенка, относящиеся к кормлению, опоре и близкому контакту, удовлетворяются матерью. В течении этого периода уровень его энергии возрастает до такой степени, что страсть становится возможной. Эти потребности могут быть удовлетворены посредством акта кормления грудью, так как он дает наиболее близкий, возбуждающий и удовлетворяющий контакт между матерью и ребенком. Большинство западных людей вкариваются грудью не более чем 9 месяцев, в то время как в слаборазвитых странах и примитивных сообществах период кормления грудью продолжается около трех лет. Если ребенок будет отлучен от груди слишком рано, он ощущает недостаток груди как утрату своего мира, что может «разбить его сердце». Если эта «ломка» будет продолжена неадекватными реакциями родителей в эдипов период, следствием может быть мысль: «Я никогда не получу то, что хочу, так для чего же возбуждаться? Это закончится только болью».

Если ребенок не будет вскармливаться грудью, это не значит, что он будет лишен питания и заботы при кормлении, однако младенцам необходимо ощущать тело матери, ощущать ее жизненность и поглощать ее энергию. Контакт с матерью возбуждает дыхание младенца и укрепляет его метаболизм. Когда этот контакт утрачивается из-за смерти, болезни или депрессии матери, ребенок, вероятнее всего, будет потрясен и сломлен. Как мы отметили в одном из предыдущих разделов, ребенок борется против этой боли сдерживанием дыхания и напряжением мышц грудной клетки. Результатом этого будет ограничение его способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. Будучи взрослым, он страдает от полового отчуждения, так как не может пережить все это сердцем.

Негативное влияние на ребенка оказывает также низкая толерантность родителей к высокому уровню энергии у детей. Они выражают недовольство тем, что ребенок слишком требователен, слишком активен, слишком многого хочет. Они считают, что «ребенка должно быть видно, но не слышно». Многие дети к трем годам значительно утрачивают жизненность. Я видел множество детей, выглядевших апатичными, с утратившими блеск глазами, слабым голосом, которых катила в коляске равнодушная мать или опекунша.

Сексуальная страстность и впечатлительность подвергается дальнейшему подавлению в зависимости от того, как происходит последующее развитие сексуальных чувств в эдипову фазу, в период от трех до шести лет. В этот период маленького мальчика сексуально влечет мать, а маленькую девочку — отец. Это влечение является сильным и возбуждающим, но ребенок не стремится к половому контакту. Такой контакт был бы для ребенка ужасным. В здоровой семейной среде это сексуальное влечение редуцируется, когда ребенок входит в так называемый латентный период и больше вовлекается в окружающий мир, который находится за пределами семьи. В нездоровой обстановке, родитель склоняет ребенка к сексуальной заинтересованности или реагирует на нее. Часто случается, что родители ведут себя по отношению к детям соблазняюще, стремясь вызвать у них возбуждение, которое они не получили у своего супруга. Это вносит в их отношения измерение взрослости, внося сексуальные чувства, концентрирующиеся на половых органах. Эти чувства изумляют, ужасают и отталкивают ребенка, который не в состоянии выйти из этих отношений, так как он полностью зависит от родителей и нуждается в их одобрении и поддержке. Он не может также ответить на эти чувства взаимностью из-за опасения перед фактическим инцестом. Часто бывает так, что любая сексуальная реакция со стороны ребенка влечет за собой оскорбление и унижение. Несмотря на свое собственное участие, родители обвиняют детей в сексуальном реагировании, что на деле является проекцией собственного чувства вины на потомство. В целях самозащиты дети подавляют свои сексуальные чувства, что позволяет им сохранить свою любовь к родителям. Благодаря этому любовь отделяется от сексуального желания.

Также, как и подавление любой другой эмоции, подавление сексуальных чувств происходит посредством хронического напряжения мышц, что препятствует достижению чувства возбуждения поясницы и бедер или делает невозможными свободные движения тазом. Эту проблему хорошо иллюстрирует пример Анны. Когда я впервые увидел ее, это была привлекательная женщина лет сорока, незамужняя, но всегда вовлеченная в сексуальную связь с каким-нибудь мужчиной. Она не была подавлена, но чувствовала, что не очень хорошо умеет организовать свою жизнь. Чтобы понять Анну, следовало внимательно присмотреться к ее телу, которое отражало историю ее жизни. Обе половины ее тела выглядели так, как будто принадлежали разным людям. Нижняя часть была полной и тяжелой, совершенно не излучая жизненности и чувств. В то же время верхняя часть была узкой и характеризовалась лучшим тонусом кожи и большей жизненностью. У Анны была полная и красивая грудь, что подчеркивало ее женственность, ее глаза были большими и глубокими, что нравилось мужчинам. Она вела себя по отношению к ним соблазнительно, но не распутно. Она вовлекалась в сексуальную связь с разными мужчинами, но, несмотря на видимость тепла, которым она их одаривала, ни один из тех, с кем она встречалась, не хотел на ней жениться.

Дисфункция между двумя половинами тела Анны указывала на расщепление личности. Одна часть ее действовала независимо от другой. Например, она хорошо справлялась со своими материальными проблемами. Эти черты отражала верхняя половина ее тела. Другая сторона ее личности соединялась с пассивной, мало жизненной нижней половиной тела. Несмотря на то, что Анна вела активную сексуальную жизнь, ее сексуальные чувства были слабыми, и она никогда не испытывала оргазма. То, что мужчина ее хотел, возбуждало ее, но не вызывало страсти. Такое состояние для женщины граничит с отчаянием, но Анна не выглядела отчаявшейся. В группе она была оживленной и могла развлекать людей рассказами и шутками. Только после двух лет терапии она осознала живущее в ней глубокое отчаяние, против которого раннее сознательно протестовала. В то же время, уже на первых сеансах терапии я почувствовал, что Анна убеждена в том, что она не получит того, к чему стремится. Ранее она проиграла — речь идет о создании семьи и замужестве, — и вплоть до минуты, когда она начала терапию у меня, она не имела понятия, чего на самом деле хочет.

По мере продвижения терапии, когда она отбросила фасад открытого и беззаботного поведения, Анна стала подавленной. Плохое настроение не мешало ей работать, но эта деятельность казалась ей бессмысленной. В течении нескольких месяцев она давала волю чувствам, говорила, что хотела бы умереть. И хотя речь не шла о самоубийстве, жизнь казалась ей пустой. Это отчаяние было ее последним шагом к выздоровлению, так как вынудило ее серьезно взглянуть на свою жизнь, принять реальность и быть именно такой, как это выражало ее тело.

Анна была трагической фигурой. Ее сексуальная активность была лишена как радости, так и духовности. Несмотря на то, что ее движения были быстрыми и производили впечатление расслабленных, это была только игра напоказ, так как ее телу недоставало грации. Причиной тяжести нижней половины тела Анны было сдерживание сексуального влечения. Зажатость талии блокировала нормальное протекание импульса возбуждения в нижние отделы тела, ее дыхание не достигало низа живота. Однако я чувствовал, что она была когда-то очень живой девочкой.

Люди подавляют свои сексуальные чувства, если они становятся источником боли, унижения и опасности, и Анна не была исключением. В раннем детстве она сильно привязалась к своему отцу, и их соединяла прочная связь, которая продолжалась вплоть до его смерти, за два года до того, как я начал с ней терапию. Она была готова сделать для него все, что угодно, и такое отношение перенесла позже на других мужчин. Отец был привязан к ней в такой же степени. Он осознавал ее развивающуюся сексуальность. Несмотря на то, что он не проявлял со своей стороны никаких откровенных сексуальных реакций, Анна осознавала сексуальную заинтересованность отца. Она знала, что возбуждает его сексуально так, как не удавалось это сделать ее матери. Хотя отец контролировал свое поведение, его угнетало чувство вины по поводу этих чувств; это чувство он передавал Анне, клеймя каждое проявление ее сексуальности. Когда она хотела дружить с мальчиками своего возраста, он называл ее распутницей. Он постоянно обращал внимание на ее одежду и предъявлял претензии за то, что она использует косметику. В результате, Анна стала рассматривать собственную сексуальность, как что-то неприличное. Это чувство разместилось в нижней половине ее тела. У нее не было другого выхода, как только отстраниться от своей сексуальности, одновременно осознавая, что того же хотел и ее отец. Когда она стала взрослой, навык скрывать сексуальные чувства так у нее закрепился, что она утратила всяческую надежду найти мужчину, которого она смогла бы по настоящему любить.

Я, как терапевт, помог ей «оживить» нижнюю половину тела. Это было непросто, так как чувствительность в этой области тела подавлялась у нее многие годы. Эту проблему следовало рассмотреть как с психологической, так и с физиологической перспективы. На психологическом уровне Анна должна была узнать, какая она на самом деле, и понять, почему она стала такой. На физиологическом уровне она должна была вернуть активность нижней половине тела для того, чтобы ощутить ее. Специальные упражнения углубили ее дыхание, что позволило ей почувствовать свою печаль, находящуюся в животе, печаль, от которой она раньше себя успешно изолировала. Одновременно она начала плакать, но только со временем позволила плачу стать более глубоким. Чувством, с проявлением которого она имела большие трудности, был гнев. Причиной этого было то, что он был направлен против отца, который ее использовал, но которого она любила и от которого чувствовала себя зависимой. Она не смогла направить свой гнев против других мужчин, которые ее также использовали, так как чувствовала, что сама позволила им это. Это было ключевой проблемой в процессе терапии, так как было невозможно помочь Анне вернуть свои сексуальные чувства иначе, чем дать ей почувствовать себя человеком, имеющим свои права и требующим их уважения.

По мере продвижения терапии Анна все более понимала, что была объектом определенного сексуального злоупотребления со стороны своего отца, а также брата. Сам факт, что она отдала себе в этом отчет, позволил преодолеть блок в ее личности. Сейчас можно было привести в движение ее гнев. Углубив дыхание и нанося удары ракеткой по топчану, она выразила свой гнев по отношению к отцу с такой огромной силой и с такой яростью, которой я никогда раньше не видел. В ней загорелся огонь, который со временем мог превратиться в страстную любовь.

Сексуальное соблазнение ребенка родителем — достаточно распространенное явление в нашей культуре. Родители, которые не находят удовлетворения в своем браке, могут направить на собственных детей потребность чувственности или сексуального возбуждения. Иногда это принимает формы прямого сексуального контакта, но чаще ребенок является свидетелем сексуальности кого-либо из родителей. Во многих семьях родители ведут себя нескромно при детях, ошибочно полагая, что дети не осознают того, что происходит. Вследствие этого, ребенок, сексуально возбужденный интимностью родителя, чувствует, что к нему относятся «особенным» образом, что приводит к развитию нарциссической личности.[19] Ребенок боится возможности кровосмешения и одновременно подвергается ревности и враждебности со стороны родителя своего пола. Чтобы избежать этой опасности, ребенок отстраняется от своего сексуального возбуждения, как это имело место в случае Анны. Ситуация в семье дополнительно осложняется существующей в нашей культуре тенденцией к разрушению барьеров между родителями и детьми в половых вопросах, что лишает их остатка невинности. Некоторые родители даже гордятся сексуальными познаниями своих детей. Становясь взрослыми, такие люди ведут себя так, как будто они более мудры, чем другие, но в глубине души чувствуют себя неуверенно и постоянно сомневаются. В сексуальной сфере поверхностная утонченность часто скрывает беспокойство и вину по поводу сексуальных чувств.

Сексуальное соблазнение оказывает разрушительное действие на личность ребенка, оказывая влияние равным образом, как на тело, так и на поведение. Отяжеление и пассивность нижней части тела, которое развилось у Анны — только одна из форм, которые такая травма может вызвать. Очень часто, особенно у мальчиков, сексуальные чувства не подавляются полностью, а тормозятся при помощи напряжения мышц в области таза. В таком случае таз не может двигаться свободно, и эти люди редко достигают состояния спонтанных движений тазом (тазовой пульсации), в которой возможно полное оргазмическое освобождение. Возбуждение половых органов может быть очень сильным, но у многих мужчин оно заканчивается преждевременной эякуляцией, так как мышечное напряжение в области таза ограничивает его способность ассимилировать заряд возбуждения, прежде чем оно охватит все тело. В крайних случаях это может оказывать тормозящее влияние на эрекцию.

Отличительной чертой по настоящему сексуального человека является обаяние. Быть обаятельным — не значит уметь покачивать бедрами, исполнять танец живота или прыгать с трамплина; если человек обаятельный, это означает, что у него мягкое тело, в котором свободно протекают импульсы возбуждения, излучающее жизненность и получающее удовольствие от движений. По настоящему сексуальная женщина не вертит бедрами во время ходьбы, ее таз движется свободно, вместе с телом. Когда человек ходит таким образом, он чувствует соприкосновение с землей при каждом шаге, а волна возбуждения, идущая от пальцев стоп, координируется с дыхательной волной, которая, как мы видели раньше, вызывает движение таза с каждым дыханием. Такая походка часто наблюдается у людей, живущих в слаборазвитых странах, над которыми не так довлеет эго, как у западного человека. Мы, жители западного мира, быть может, сексуально более утончены, но люди примитивных культур более живые.

Тело, свободное от моральных указаний суперэго (будь воспитанным, слушай отца и мать, не поднимай руки на родителей и т. п.), свободно от напряжения. В нашей культуре принято приучать детей контролировать свои чувства. Это отражается в популярной поговорке: «Не теряй головы и не отдавайся на волю чувств». Определенная доля самоконтроля, конечно, нужна, но когда контроль становится подсознательным, он проявляется в хронических напряжениях мышц. Напряжение, связанное с опасением, что мы «потеряем голову», часто вызывает остеохондроз шейного отдела позвоночника и головные боли от напряжения. Хроническое мышечное напряжение у основания позвоночника, в том месте, где он соединяется с крестцом, является причиной большинства болей в поясничной области. Это хроническое напряжение особенно таких мышц как т. quadriceps femoris, соединяющих таз с ногами, обездвиживает таз настолько, что он не в состоянии двигаться спонтанно.


Рис. 6.1. Позиция таза в реакции на напряжение.

A. Нормальная позиция, таз расслаблен.

Б. Таз отведен назад, что уплощает изгиб в нижней части спины.

B. Таз заблокирован в «передней позиции», что вызывает излишний прогиб позвоночника.

Обездвиженный таз «застывает» в положении отведения назад или вперед (рис. 6.1 А — В). В нормальном состоянии (рис. 6.1 А) таз движется вперед или назад вместе с естественными движениями тела и дыхательной волной. Когда волна достигает таза при каждом выдохе — он движется вперед. При вдохе таз движется назад. Эти спонтанные движения могут быть незначительными в положении сидя, но более выразительно видны во время ходьбы. В пиковом сексуальном возбуждении они становятся быстрыми и сильными. Этого не происходит, если таз обездвижен в одной из этих крайних позиций. Отведенный назад таз (рис. 6.1 Б) готов к движению. Обездвиженность таза во время движения указывает на сдерживание сексуальных чувств. Это встречается чаще всего у женщин, так как напоминание сдерживать сексуальные чувства в основном направлены именно им. У мужчин более частым нарушением является «передняя позиция» (рис. 6.1В), которая выражает псевдоагрессию. Выдвигание таза вперед — сексуально агрессивное движение, но, так как таз замкнут в этой позиции, то на деле это вовсе не так. Прежде, чем дальнейшее движение таза вперед станет возможным, он должен быть отведен назад (как спусковой крючок). Когда таз выдвинут вперед, спина округляется, а плечи сутулятся, что напоминает позу пса с подогнутым хвостом.

Если человек удерживает свой таз в такой позиции, это часто указывает на то, что к нему плохо относились в детстве. Любая форма физического наказания подрывает уверенность человека в себе, делая его боязливым и податливым. Наиболее распространенной формой наказания, вызывающей такие последствия, является наказание ударами по ягодицам. Ребенок, который получает шлепок, инстинктивно втягивает попу и напрягает ягодицы. Но эта травма касается не только физической природы. Шлепки — унижающее переживание, которое травмирует эго ребенка. В некоторых случаях ребенка даже принуждают помочь в наказании, требуя подставить ягодицы, наклониться вперед, лечь на колено родителя или принести ремень. Я считаю, что существуют другие способы дисциплинирования без применения такого вида садистских практик. Тем, кого наказывали ударами по ягодицам, трудно принять гордую позу или ходить с расслабленным, свободно движущимся тазом.

Большинство людей не отдают себе отчета в том, что их таз застыл в одной из крайних позиций, Иногда они могут двигать им таким образом, что производят впечатление свободного движения, но когда они не используют сознательного усилия, это движение возвращается к своей исходной позиции. В сексуальной активности люди с тазом, выдвинутым вперед, как бы принуждают себя совершать сексуальные движения, а те, чей таз отведен назад, склонны к ограничению движений. Следующее простое упражнение поможет вам определить, в какой позиции вы удерживаете свой таз.

Упражнение 6.1.

Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли видеть свою спину, когда повернете голову. Выглядят ли ваши плечи выпрямленными, поднята ли голова, отставлен ли таз? Сейчас поставьте стопы параллельно на расстоянии около 15 см., выдвиньте таз вперед. Ощущаете ли вы, как ваша спина округляется или сгибается, и ваш рост уменьшается? Медленно отставьте таз. Наблюдаете ли вы, как ваша спина выпрямляется? Какие чувства ассоциируются с каждой из этих позиций? Какая из них является вашей обычной позой?

Теперь согните колени и постарайтесь, чтобы ваш газ был расслаблен так, чтобы им можно было двигать. Дышите глубоко и свободно, стараясь почувствовать, как дыхательная волна доходит до глубины таза. Ощущаете ли вы ее движение в этой области? Как можно описать это ощущение? Ощущаете ли вы какое-либо беспокойство при этом движении? Из-за описанных выше причин такое движение отсутствует у большинства людей.

Как мы могли увидеть, напряжение нижней части тела снижает сексуальную чувствительность. Способность получать оргазм уменьшается вследствие напряжения дна таза. У большинства людей дно таза напряжено вследствие подсознательного опасения, что расслабление мышц этой области может закончиться непроизвольным испражнением. Такое опасение происходит из слишком раннего приучения ребенка к горшку. Если ребенка приучают к горшку до того, как ему исполняется два с половиной года, он использует для контроля функции испражнения мышцы дна таза и ягодицы, так как только в этом возрасте начинает функционировать внутренний анальный сфинктер. Даже после того, как внутренний сфинктер начинает функционировать, это опасение сохраняется и неосознанно переносится позже на оргазм. Такой человек не может позволить себе полное и свободное высвобождение сексуального напряжения, так как для этого необходимо забыть о полученном с таким трудом контроле. Чем раньше ребенок подвергается такому «приучению к чистоплотности», тем большее напряжение возникает в мышцах дна таза. Частым результатом такого «приучения» является нарушение акта дефекации. Если родители отреагируют на это использованием клизмы или специальных ректальных свеч, вторжение и насилие над телом ребенка только усугубляют проблему. У меня были две пациентки, которых приучили к горшку, прежде чем им исполнилось 9 месяцев. Это вызвало полную утрату ощущений в области дна таза.

Анус окружен двойным кольцом сфинктеров. Внутренний сфинктер, не поддающийся волевому контролю, замкнут до того момента, пока собравшийся кал не заполнит ампулу прямой кишки. До этой минуты наружный сфинктер остается открытым и расслабленным. Когда ампула заполнена и человек чувствует потребность в испражнении, внутренний сфинктер расслабляется, в то время как наружный остается сильно сжатым до того момента, пока человек не получит возможность совершить акт дефекации. Это значит, что когда нет потребности в дефекации, можно спокойно позволить себе расслабить тазовое дно. Многие люди опасаются, что неконтролируемая сексуальная активность может привести к непроизвольному испражнению. В некоторых случаях это опасение возрастает до уровня общего беспокойства, как если бы через минуту должна случиться катастрофа.

В реальности эти все опасения и страхи воздействуют на дно таза. Неожиданный страх вызывает острый спазм. Следствием подавленного страха будет хроническое мышечное напряжение. Мы не ощущаем это напряжение, если не осознаем этот страх.

Для того, чтобы мы смогли расслабить дно таза, мы должны сначала осознать, до какой степени мы его напрягаем. В этом может помочь следующее упражнение.

Упражнение 6.2.

Стопы параллельны на расстоянии 20 см, колени слегка согнуты, тело подается вперед. Расслабьтесь и «отпустите» таз естественно, как это описано в предыдущем упражнении. Сделав животом глубокий вдох, постарайтесь вызвать давление на дно таза. Одновременно попробуйте раскрыть анальный сфинктер, как будто хотите выпустить газы. (Ничего не выпустится, если вы ничего не сдерживали. Я делал это упражнение на своих групповых занятиях, и никогда ни у кого не случилось ничего постыдного.)

Сейчас осознанно подтяните анус и дно таза вверх, зажимая ягодицы. Чувствуете ли вы, как нарастает напряжение? Попробуйте опустить дно таза. Дает ли это чувство расслабления? Повторите это упражнение несколько раз, чтобы лучше прочувствовать разницу между напряженным и расслабленным состоянием тазового дна.

Чтобы развить чувствительность к состоянию дна таза, повторяйте эти упражнения несколько раз в течение дня, во время прогулки, сидя за рабочим местом или во время какой-либо другой деятельности. Может случиться так, что вы будете вынуждены уделить много внимания этой части тела, прежде чем вам удастся достичь его полного расслабления, но это усилие будет щедро вознаграждено увеличивающейся интенсивностью сексуальных ощущений.

Так как секс, подобно мочеиспусканию и испражнению, является одной из функций, которую мы отождествляем с нашей животной природой, нам может быть трудно принять связь между духовностью и сексуальностью. Если мы не ощущаем этой связи, — значит, мы утратили контакт с тем, где она возникает — с сердцем. Когда мы дарим нашему партнеру или партнерше всю нашу любовь, на которую способно сердце, объятия имеют не только сексуальный, но и духовный характер. Когда мы обнимаем Бога любовью наших тел, этот контакт является не только духовным, но и сексуальным. Это может звучать как ересь, но в религиозных ритуалах примитивных культур сексуальное поведение давно служит тому, чтобы прикоснуться к божественному. Даже в иудо-христианской религии танец был элементом многих религиозных церемоний. Независимо от того, какие средства применяются для того, чтобы установить чувственную связь с бесконечным, они должны активизировать тело, для того, чтобы это было чем-то большим, чем фантазии. Все религии считают, что если человек хочет объединиться с Богом, он должен отказаться от собственного Я. Для этого нет лучшего, более непосредственного способа, чем любовный сексуальный акт.



Примечания:



1

Aldous Huxley, The perennial Philosophy, New York, 1954.



19

Подробнее смотрите в: A.Lowen «Narcissism: Denial of the True Self», New York 1985.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх